из основных инструментов психологического развития и самосовершенствования педагога, обеспечивающими эффективное взаимодействие и воздействие в системе его непрерывного психологического образования.
Литература
1. Борытко, Н.М. Методология психоло-го-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. 2-е изд., испр. и доп. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В. Вачков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
3. Воробьева, Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи / Л.И. Воробьева // Вопр. психологии. 1995. №2. С. 19 - 30.
4. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопр. психологии. 1993. №1. С. 13 - 23.
5. Колесникова, И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: дис. ... д-ра пед. наук/ И.А. Колесникова. Л., 1991.
6. Макаров, В.В. Миссия психотерапии: сегодня и завтра/ В.В. Макаров // Психотерапия. 2005. №3. С. 11 - 13.
7. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя/ А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.
8. Митина, Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя/ Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова // Вопр. психологии. 1998. №3. С. 3 - 16.
9. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие / М.В. Попова. М., 2000.
10.Уильямс, Э. Вы - супервизор: Шестифокусная модель, роли и техники в суперви-зии / Э. Уильямс; пер. с англ. Т.С. Драбки-ной. М., 2001.
11.Ховкинс, П. Супервизия: Индивидуальный, групповой и организационный подходы / П. Ховкинс, Р. Шохет. СПб.: Речь, 2002.
12.Хозиев, В.Б. Психология в школе как проблема психологии / В.Б. Хозиев // Психолог в шк. 1999. №1. С. 5 - 26.
13.Хроменко, О.В. Методика преподава-
ния психологии: конспект лекций / О.В. Хро-менко. Ростов н/Д., 2004._________________
В.Л. ЦЫБЕНКО (Волгоград)
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АУТИЧНЫМ ДЕТЯМ СРЕДСТВАМИ МОДИФИЦИРОВАННОГО ВАРИАНТА ХОЛДИНГ-ТЕРАПИИ
Показано содержание психологических занятий по холдинг-терапии с детьми, страдающими ранним аутизмом. Дан сравнительный анализ эффективности классического и модифицированного автором варианта холдинга.
Согласно проведенным в разных странах эпидемиологическим исследованиям, частота раннего детского аутизма (РДА) составляет 3-6 случаев на 10 тыс. детей, а удовлетворительная социальная адаптация во взрослом возрасте при применении традиционных методов оказания психологической помощи (поведенческая терапия, семейное консультирование, игровая терапия) наблюдается менее чем у 30% детей с РДА [7].
Педагогов детских садов дети с РДА не особенно беспокоят, более того, они удобны. Если они более или менее выполняют их распоряжения и относительно управляемы, то воспитателей это вполне устраивает. Эти дети тихо сидят в стороне, не дерутся и не мешают другим детям, при этом пассивность воспитателей по отношению к ним нередко объясняется тем, что «ребенок имеет право делать то, что хочет». Однако в школе от детей требуется уже познавательная активность, к которой дети с РДА не готовы. Педагоги начальных классов, если они ответственно относятся к своим профессиональным обязанностям, сами активно обращаются за помощью в службы психологической помощи, чтобы получить соответствующие рекомендации по работе с аутичными детьми. Если педагогические подходы к ребенку с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью им известны, то относительно обучения аутич-ных их знания недостаточны.
В связи с этим несомненный интерес представляет разработанный М. Велчем метод холдинг-терапии (от англ. holding - держать [в руках]) как специальной техники для работы с аутичными детьми [8]. Суть метода заключается в том, что в специ-
© Цыбенко В.Л., 2008
ально отведенное время занятий с психологом мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах, любви к сыну или дочери. Первые результаты применения холдинг-терапии в России сотрудниками Института коррекционной педагогики и психологии РАО показали эффективность методики [1; 4; 5], однако отбор детей (в частности, на холдинг попадали только те семьи, которые сами активно настаивали на нем) при немногочисленности тематических публикаций определили целесообразность настоящего исследования.
С 1999 г. в Центр психического здоровья детей и подростков (ЦПЗДиП) г. Волгограда обратились за помощью 52 семьи, имеющие детей с диагнозом РДА «детский аутизм» и «атипичный аутизм»; сплошная выборка детей с РДА с 1999 г. составила 52 ребенка в возрасте 3 - 12 лет). Все эти дети на протяжении холдинг-терапии находились под наблюдением, а 42 ребенка (80,8%) до настоящего времени (2007 г.) наблюдаются в ЦПЗДиП.
На первом этапе (1999 - 2001 гг.) использовался классический вариант холдинг-терапии, предложенный М. Велчем и адаптированный О.С. Никольской, Е.Р. Баенс-кой и М.М. Либлинг (Там же). В классическом варианте коррекционные занятия представляют собой удержание ребенка матерью на руках для эмоционально-личностного общения с ним. Психолог инструктирует мать до начала занятия и сопровождает ее действия в поддерживающем режиме во время занятия. Однако результаты нашей пилотажной апробации классического варианта холдинг-терапии с 12 детьми показали его недостаточную эффективность. Был разработан модифицированный вариант, который и был положен в основу коррекционной работы с остальными 40 детьми. Первые двенадцать детей, с которыми проводился классический вариант холдинг-терапии, составили 1-ю группу; 40 детей, которым проводился модифицированный (авторский) вариант, - 2-ю группу.
Модификация холдинг-терапии заключалась в том, что помимо собственно дей-
ствий по удержанию использовались и другие техники, в частности, поведенческая терапия, игровая терапия и арт-терапия. В методологическом плане целесообразность подобной модификации определялась тем, что она была направлена не только на установление эмоционального контакта ребенка с родителями и другими людьми, но и на использование игровой, поведенческой и семейной терапии. Это позволило более эффективно корректировать эмоциональные и поведенческие взаимоотношения ребенка в процессе занятий с психологом. Поскольку только после занятий холдинга аутичные дети идут на контакт и на использование других психокоррекционных методов, то в холдинг постепенно включалась недирективная игровая терапия, затем (чаще всего в середине 1-й сессии) директивная (направленная) игротерапия, в рамках которой использовались игры с водой и арт-терапия. В основу игр положены рекомендации Э.Г. Эйдемиллера с соавторами [6].
В обеих группах распределение детей по возрасту и полу было практически одинаковым (половина детей была в возрасте 3 -5 лет, две трети составляли мальчики). Клинико-психологические нарушения в обеих группах также были схожими (имеющими, в частности, такие выраженные нарушения, как вокальные и моторные стереотипии, нарушение влечения, аутоагрессию и агрессию по отношению к окружающим). Общий объем психологической помощи - количество сессий (циклов из 10 - 15 занятий) холдинг-терапии в 1-й и 2-й группах был одинаковым (у подавляющего большинства детей - 75,0 - 80,0% - было проведено 2 сессии; длительность каждой сессии варьировалась от 1 до 3 месяцев.
Модифицированная холдинг-терапия проводилась на фоне медицинской помощи. Постоянное взаимодействие врача и психолога позволяло обсуждать такие важные вопросы, как, например, снижение дозировки или отмены препаратов, если они оказывали нежелательное для коррекционных занятий затормаживающее действие.
Эффективность холдинг-терапии оценивалась по традиционному для медикопсихологических исследований методу: были выявлены дети со значительным улучшением, улучшением, без изменений, с ухудшением [2; 3]. Значительным счи-
Таблица 1
Результаты применения холдинг-терапии у детей с РДА
Результат 1-я группа 2-я группа Все дети
(12 детей) (40 детей) (52 ребенка)
абс. % абс. % абс. %
Значительное улучшение 2 16,7 26 65,0 28 53,9
Улучшение 4 33,3 10 25,0 14 26,9
Без изменений 6 50,0 4 10,0 10 19,2
Ухудшение - - - - - -
талось улучшение у тех детей, у которых исчезали отсутствие стремления к контактам с окружающими; отгороженность от внешнего мира; слабость эмоциональных реакций; недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы; вялость реакции на зрительные и слуховые раздражители; редукционная симптоматика; стереотипии; фобии; постоянные стереотипные регрессивные движения (постукивание и потряхивание руками, бег по кругу, разрывание предметов); неспонтанность социального контакта. Улучшением считалось уменьшение или частичное исчезновение вышеперечисленных нарушений.
Результаты применения классического и модифицированного вариантов холдинг-терапии приведены в табл. 1.
Из приведенных в табл. 1 результатов видно, что модифицированный вариант оказался гораздо более эффективным по сравнению с классическим. Если значительное улучшение можно было наблюдать у 16,7% детей 1-й группы, то во 2-й группе (там, где проводился модифицированный вариант) - у 65,0% детей. Если в 1-й группе изменений не наблюдалось у 50,0% детей, то во 2-й группе - у 10,0%. Ухудшений в обеих группах не отмечено.
Анализируя динамику имевшихся ранее болезненных проявлений у 40 детей с РДА (2-я группа), можно добавить, что:
• 33 родителя (82,0 %) отметили возросшую активность детей, усиление или появление интереса к окружающему миру, возросшее любопытство ребенка;
• у 14 (35 %) детей наблюдался прогресс в развитии речи;
• у 7 детей (17,5%) исчезли проявления аутоагрессии;
• у 6 (15,0%) детей заметно улучшилось освоение бытовых навыков.
Кроме этого, было отмечено, что холдинг-терапия содействовала смягчению
проявлений аутизма у детей, установлению более тесного эмоционального контакта между ребенком и родителями. Усилилась привязанность детей к близким людям; уменьшились проявления детей: они стали спокойнее реагировать на вне-домашнюю обстановку и, соответственно, больше взаимодействовать с окружающими.
Обо всех детях родители говорили, что они стали менее капризными, более послушными. Про одного ребенка родители рассказывали, что он прекратил «устраивать истерики», кричать и валиться на пол, когда мама входила с ним в магазин, в троллейбус или не выполняла немедленно какого-то его требования. Почти половина (17 детей - 42,5%) стали приходить на занятия вовремя, без родителей, задания выполняли охотно.
О более выраженной позитивной динамике после модифицированной холдинг-терапии свидетельствуют и катамнестичес-кие данные относительно социальной адаптации детей с РДА, которая оценивалась прежде всего по тому, учились ли дети в школах, и если учились, то в каких; посещали ли они детские сады, и если посещали, то какие; занимались ли они в каких-нибудь секциях (см. табл. 2.). Длительность катамнеза составляла от 1года до 6 лет, при этом у 55,8% детей - более 3 лет.
Как следует из приведенных в табл. 2 данных, среди обучающихся в школе детей с РДА (35 человек) на момент сбора катамнестических данных 42,9% (15 детей) обучались по общеобразовательной программе; 37,1% (13) — по коррекционной программе и 13,5% — в школе-интернате VIII вида. В секциях занимались 23,1% (12 человек); преимущественно это были секции творческой направленности (16,4% — художественные школы, кружки народного творчества, росписи, лепки), реже — спортивной (7,7% — плавание, лег-
Таблица 2
Количественные показатели социальной адаптации детей с РДА
Показатели социальной адаптации 1-я группа (12 детей) 2-я группа (40 детей) Все дети (52 человека)
абс. % абс. % абс. %
Обучаются в школе: 10 75,0 (100,0) 25 62,5 (100,0) 35 67,3 (100,0)
• по общеобразовательной программе 2 16,7 (20,0) 13 32,5 (52,0) 15 28,8 (42,9)
• по коррекционной программе 5 33,3 (50,0) 8 20,0 (32,0) 13 25,0 (37,1)
• школа-интернат VIII вида 3 25,0 (30,0) 4 10,0 (16,0) 7 13,5 (20,0)
Посещают детские сады: 2 16,7 (100,0) 15 37,5 (100,0) 17 32,7 (100,0)
• обычного типа 1 8,3 (50,0) 13 32,5 (86,7) 14 26,9 (82,4)
• XIX вида 1 8,3 (50,0) 2 5,0 (13,3) 3 5,8 (17,6)
Занимаются в секциях: 2 16,7 10 25,0 12 23,1
• спортивный сектор 1 8,3 3 7,5 4 7,7
• творческий сектор 1 8,3 7 17,5 8 16,4
Примечание.
Проценты обучающихся в школе и посещающих детские сады приведены сначала относительно всех детей данной группы, а в скобках — относительно обучающихся в школе (или посещающих детский сад) детей данной группы; согласно Положению Министерства образования РФ от 12.07.1997 г. № 288 и письму Министерства образования РФ от 31.03.2000г. № 31-ю-50-588/276 (изменения, дополнения), детские сады XIX вида предназначены для детей с умственной отсталостью; школа-интернат VIII вида - для детей с умственной отсталостью (легкой, умеренной и выраженной степенью).
кая атлетика). Среди 17 детей, посещавших детский сад, 82,4% (14) находились в обычном ДОУ; 17,6% (3) - XIX вида. Таким образом, можно отметить достаточно неплохие для данной патологии показатели адаптации.
Естественно, что в контексте проведенного исследования особый интерес представляет сравнение показателей школьной адаптации у детей 1-й и 2-й групп. Если в 1-й группе среди школьников по общеобразовательной программе обучались 20,0% детей, то во 2-й группе - в 2,5 раза больше (52,0%). Соответственно, по коррекционной программе в 1-й группе обучались 50,0% и в школе-интернате VIII вида - 30,0%. В то же время во 2-й группе по коррекционной программе обучались 32,0% и в школе-интернате VIII вида -16,0% (т. е. почти в 2 раза меньше детей школьного возраста, чем в 1-й группе).
Таким образом, модифицированный вариант холдинг-терапии оказался более эффективным в плане медико-социальной и психологической реабилитации детей с РДА. Его более высокую эффективность можно объяснить тем, что классический холдинг представляет собой почти исключительно стрессовое воздействие на ребенка, не обучает, не развивает мелкую моторику, эмоциональные реакции и соци-
альное взаимодействие с окружающим миром. Модифицированный вариант позволяет это сделать за счет включения, в первую очередь, игры, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте, а также благодаря арт-терапии, развивающей мелкую моторику у ребенка, и семейной психотерапии, которая улучшает взаимодействие со значимыми взрослыми.
Однако полноценная реабилитация детей с РДА не может сводиться исключительно к психологической (а тем более психиатрической) помощи, поскольку она требует активного участия педагогов детских садов и школ. Помощь психолога заключается в выработке и предоставлении рекомендаций. Даже самые простые из них (например, посадить аутичного ребенка одного за парту, чтобы он был более спокоен; обращаться к нему сзади негромким голосом и другие аналогичные советы) бывают эффективными для организации учебного процесса. Для педагогов детских садов и школ целесообразно проводить семинары, направленные на повышение их информированности относительно обучения аутич-ных детей. В содержание этих семинаров могут быть включены современные знания о психологической коррекции аутизма, в частности, о возможностях холдинг-терапии.
Литература
1. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Экзамен, 2004. 128 с.
2. Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002. 960 с.
3. Коркина, М.В. Психиатрия / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. М.: МЕДпресс-информ, 2004. 576 с.
4. Лебединский, В.В., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская [и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197 с.
5. Либлинг, М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка/ М.М. Либлинг // Дефектология. 1996. № 3. С. 56 - 66.
6. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2005. 336 с.
7. Lovaas, I. Clarifying comments on the Young Autism Study/ I. Lovaas, T. Smith, J. McEachin // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1989. Vol. 57. P. 165 - 167.
8. Welch, M. Holding-time/ М. Welch. N.Y.: Saimon and Shuster, 1988. 254 p.