Научная статья на тему 'Оказание помощи осужденным к лишению свободы в реализации права на социальное обеспечение'

Оказание помощи осужденным к лишению свободы в реализации права на социальное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание помощи осужденным к лишению свободы в реализации права на социальное обеспечение»

Внедрение в деятельность КП комплекса мер, направленных на выявление осужденных, склонных совершить противоправные действия, позволит существенно снизить количество побегов осужденных, случаев употребления спиртных напитков осужденными на выводных объектах и других чрезвычайных происшествий, эффективно осуществлять профилактику преступлений и грубых нарушений режима содержания.

Напомним, что все признаки, формально свидетельствующие о возможном совершении побега, например, взятые отдельно, сами по себе, не дадут точного прогноза. Не существует таких психологических особенностей, которые стопроцентно гарантируют, что осужденный не совершит побега. Однако есть те признаки, особенности личности, которые в конкретных условиях при наличии определенной социальной ситуации могут реализоваться именно в этом направлении.

Деятельность по прогнозированию и предупреждению правонарушений достаточно сложна. Здесь необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов и особенностей: социально-демографических, личностных, ситуативных, оперативных сведений об осужденных. Только комплексный подход и взаимодействие всех служб КП могут привести к успехам в профилактике правонарушений.

1 См. Инструкцию по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденную приказом Минюста России от 12.12.2005 № 238.

2 См.: Кузноцова М. Психологическая служба как механизм повышения эффективности профилактической работы в колониях-поселениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. № 5. С. 18.

Капитан внутренней службы Е. ЛУКЬЯНЧУК, старший преподаватель ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, предопределили внимание научной общественности к соблюдению прав человека. Особую заинтересованность вызывают вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, отражающиеся на их правовом статусе.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством каждый осужденный имеет субъективные права, юридические обязанности и законные интересы. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит нормы о правовом положении осужденных, реализующие принцип соблюдения прав и свобод гражданина в период отбывания наказания, «с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации» (ч. 2 ст. 10). Существование в УИК РФ главы о правовом положении осужденных свидетельствует о гуманизации уголовно-исполнительной политики и предполагает приближение практики исправительных учреждений РФ к мировым стандартам обращения с заключенными. В рамках представленной статьи рассмотрим некоторые аспекты оказания помощи осужденным в реализации их права на социальное обеспечение.

Право на социальное обеспечение, получение пенсий и социальных пособий, в числе основных прав осужденного, было впервые закреплено в действующем УИК РФ1. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года содержал лишь норму о том, что из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социально-

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

го страхования, удержания не производятся (ст. 95). Правоотношения осужденных, возникающие в сфере пенсионного законодательства ИТК РСФСР 1970 года не регулировались; пенсии не выплачивались и не назначались2. Если же право пенсии наступало во время отбывания наказания, пенсия назначалась после освобождения лица из учреждения (ст. 42).

Однако Конституция РФ, принятая в 1993 году, вошла в противоречие с отдельными положениями законодательства о пенсионном обеспечении, так как ст. 39 гарантировалось всем гражданам пенсионное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца. Постановлением Конституционного Суда ст. 124 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» в той ее части, в какой она приостанавливала выплаты трудовых пенсий на время лишения пенсионера свободы, была признана неконституционной3.

В настоящее время содержание ст. 98 УИК РФ свидетельствует о правовом закреплении обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы в порядке, устанавливаемом Правительством РФ4. Под действие этой нормы попадают осужденные, привлеченные к труду, а также женщины, которым гарантируется пособие по беременности и родам, независимо от трудовой занятости.

С 1 июля 1997 года осужденные стали обладать правом на получение пенсии, социальных пособий по месту нахождения учреждения5. Оформление и представление документов для назначения и выплаты им пенсий осуществляется администрацией учреждения, в частности, службой социальной защиты осужденных. Ранее, до апреля 2004 года6, указанные функции были возложены на инспекторов по учету трудового стажа осужденных, позже пенсионным и социальным обеспечением стали заниматься специалисты по социальной работе с осужден-ными7. В связи с этим особая роль в процессе исполнения приговора суда в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, за которые назначено наказание в виде лишения свободы, отводится сотрудникам служб социальной защиты исправительных учреждений. Кроме того, они содействуют созданию условий в учреждениях для исправления осужденных, привитию им социально полезных навыков, а также социальной адаптации осужденных после освобождения от отбывания наказания.

Правовую основу сотрудничества учреждений и органов, исполняющих наказания, с иными участниками реализации осужденными их прав составляют законодательные, ведомственные, межведомственные нормативные правовые ак-ты8. Формы сотрудничества учреждения с государственными органами власти, общественными организациями, объединениями и другими заинтересованными лицами весьма разнообразны и зависят от его целей, задач, значения их в процессе исполнения наказания.

Суть права на социальное обеспечение раскрывается в праве осужденного на поддержку со стороны государства в случае болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам9.

В соответствии с действующим законодательством РФ реализация осужденными права на социальное обеспечение предполагает возможность получения ими различных видов обеспечения (например, пенсии по старости, пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, социальной пенсии). Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения осужденных является их трудовая деятельность. Обязательным условием назначения пенсии является наличие у лица трудового стажа10. Поэтому бессмысленно подвергать сомнению взаимосвязь между проблемой социальной адаптации и реабилитации осужденных, отбывших наказания, связанные с их изоляцией от общества, и качеством их социального обеспечения в период пребывания в учреждении, особенно отдельных категорий осужденных (пенсионеров, инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, тяжелобольных осужденных и др.).

Отметим, что возможность осужденных, лишенных свободы, реализовать свои права, в частности, право на социальную защиту обеспечивается:

нормами о праве осужденных направлять предложения, заявления, жалобы;

контролем органов государственной власти и органов местного самоуправления;

судебным и ведомственным контролем, прокурорским надзором, общественным контролем за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания;

нормами, предоставляющими возможность посещения исправительных учреждений иными лицами.

и о

ш 1=1

£ и

Перечень основных прав и обязанностей, свобод и законных интересов осужденных изложен в действующем УИК РФ (ст. 12-15) и ведомственных нормативных актах, например, Правилах внутреннего распорядка ИУ 2005 г. (п. 11), разъясняющих их реализацию. Осуждение лица является моментом приобретения им специфического правового статуса гражданина, результатом которого является сохранение некоторых прав, свобод и законных интересов, а также приобретение (утрата) других. Например, право осужденного на охрану здоровья, получение медицинской помощи, социальное обеспечение и ряд других сохраняется за осужденным.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ гарантирует каждому осужденному правовую защиту и охрану прав, свобод, законных интересов (ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В этих целях сотрудниками учреждения, в частности, начальником отряда, социальным работником, юрисконсультом ведется разъяснительная работа с осужденными, предоставляется возможность обращения с предложе-

ниями, заявлениями, жалобами в порядке ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В необходимых случаях осужденный за счет собственных средств может воспользоваться дополнительными услугами юриста (ч. 8 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обратиться за помощью в правозащитную организацию.

Таким образом, в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы особое значение при исполнении наказания в виде лишения свободы приобретают вопросы, связанные с реализацией осужденными прав, свобод, законных интересов, в частности, права на социальное обеспечение, решение которых во многом зависит от качества помощи, оказываемой социальными работниками исправительных учреждений. Взаимодействие с заинтересованными лицами должно сочетаться с созданием условий в учреждениях для исправления осужденных, привития им социально полезных навыков, а также социальной адаптацией после освобождения от отбывания наказания.

1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Ч. 7 ст. 12

2 См.: ст. 124 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351; 1992. № 5. Ст. 179; п. «а» ст. 53, 61 Закона РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

3 См. подроб.: постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки» // Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.

4 См. подроб.: постановление Правительства РФ № 727 от 15.10.2001 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» // Росс. газ. 2001. 24 октября. (№ 207); Письмо Минюста России от 21.12.2001 № 18/12265-ЮК, ФСС РФ от 20.12.2001. № 02-08/05-3100П «О некоторых вопросах, связанных с применением постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2002. № 3.

5 Письмо МВД России от 06.11.1997 № 18/13-204 «О порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях» // Пенсия. 1997. № 11.

6 См.: приказ Минюста России от 28.03.2002 № 73 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». П. 4.5, 4.6.

7 См.: приказ Минюста России от 22.03.2004 № 75 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». П. 4.5, 4.6; Положение о группе социальной защиты осужденных 2005 г. П. 18.

8 Конституция РФ 12.12.1993 // Росс. газ. 2005. 25 декабря. (№ 237); Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Ст. 19-24; ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Росс. газ. 2001. 20 декабря. (№ 247); ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Росс.газ. 1996. 10 апреля. (№ 68); 2008. 6 мая. (№ 95).

9 Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316; Росс. газ. 2009. 18 марта. (№ 45); Положение о группе социальной защиты осужденных 2005 г. и т. д.

10 См. подр.: Долженкова Г.Д. Социальное обеспечение как один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы: Монография. М.: НИИ ФСИН РФ, 2004. С. 49.

11 См.: Долженкова Г.Д. Указ. соч. С. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.