Научная статья на тему 'Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем'

Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
363
89
Поделиться
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Pavlov Yevgeniy A.

Individual assistance to parents in the education of children with impaired health

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Pavlov Yevgeniy A.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем»

УДК 37.018.1

Павлов Евгений Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

polyathlon1@yandex.ru

ОКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

В статье дана характеристика и определение детей с ослабленным здоровьем, дается анализ и специфические особенности трудностей, с которыми сталкиваются родители воспитывающие детей данной категории, раскрываются принципы, требования к содержанию и организации индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, этапы индивидуальной помощи и наиболее эффективные формы работы с родителями.

Ключевые слова: индивидуальная помощь, дети с ослабленным здоровьем.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

По данным Министерства образования и науки РФ, «у более половины детей ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания и только около 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых» [3]. Таким образом, проблема здоровья нации сегодня в России стоит чрезвычайно остро, проблема увеличения количества детей с ослабленным здоровьем неизмеримо актуализируется.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Под «ослабленным здоровьем» понимается отклонение в состоянии здоровья обратимого характера или имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем [5].

«Ребёнок с ослабленным здоровьем» - это ребёнок от рождения до 18 лет со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой [4].

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ослабленным здоровьем относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

3. Дети с нарушением речи (логопаты).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5. Дети с умственной отсталостью.

6. Дети с задержкой психического развития.

7. Дети с нарушением поведения и общения.

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми слож-

ными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [2].

Семья является самым важным звеном в воспитании ребенка данной категории. Появление в семье ребенка с какими-либо дефектами здоровья меняет привычный уклад семейной жизни. Почти всегда происходит дезинтеграция семейных отношений, изменяется психологический климат в семье. В новых условиях родители затрудняются определить свою семейную роль. Ужас перед «страшным» диагнозом, неверие в свои силы, обида и душевная боль долго перевариваются родителями. Отсутствие достаточной информации о возможностях лечения и реабилитации ребенка, растерянность, неумение установить необходимый уровень психологического общения со своим ребенком, изменение ролевых взаимоотношений в семье приводит к конфликтам между членами семьи и даже распаду семьи.

От психологической атмосферы семьи зависит, как будет формироваться личность ребенка. Он нуждается в постоянной заботе родителей, подтверждении, что он им нужен, что его любят. В семье ребенок на опыте познает свою роль и роль каждого члена семьи в семейных отношениях [1]. Поэтому проблема реабилитации и развития ребенка, становится проблемой реабилитации и самих родителей.

Для успешной реабилитации своего ребенка родители должны стать равноправными партнерами специалистов, должны много знать и уметь.

Ребенка с проблемами здоровья нельзя жалеть, его нужно любить и активно помогать преодолевать эти проблемы.

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с ослабленным здоровьем в развитии. Концепция семейного воспитания ребёнка с ослаб-

© Павлов Е.А., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

153

ленным здоровьем в развитии выделяет основную идею работы с семьёй - достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный нами анализ затруднений, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ослабленным здоровьем, показывает, что ими являются:

1. Незнание особенностей развития детей с ослабленным здоровьем.

2. Неготовность взрослых к трудностям в семье, которые возникают в связи с ослабленным здоровьем у их ребенка.

3. Неумение обращаться к специалистам различного профиля в случае возникновения затруднений в воспитании детей с ослабленным здоровьем.

Для успешного их преодоления, обеспечения и развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать помощь и поддержку.

Специфические особенности трудностей у родителей, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем диктуют определенные требования к содержанию и организации помощи:

- необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка с ослабленным здоровьем в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых обоим родителям придется принять самое активное участие;

- индивидуальная помощь должна включать обучение родителей, воспитывающих ребенка с ослабленным здоровьем, в котором целесообразно сочетание информации общего плана (общие проблемы детей с ослабленным здоровьем, задачи их воспитания в семье) и индивидуального порядка (конкретные особенности, желательные формы и методы взаимодействия с конкретным ребенком);

- обучение должно носить практико-ориентиро-ванный характер;

- сообщаемые родителям знания и формируемые у них умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности семьи, и помогать их решать.

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую

жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка [6].

Основные принципы индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем:

1. Принцип доброжелательности и безоценоч-ности. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с обоими родителями может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении сопроводительной деятельности, когда специалист (социальный педагог, педагог-психолог и т.п.) пытается услышать родителя, понять его трудности и проблемы, не критикуя и не сравнивая его с другими.

2. Принцип сотрудничества. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствий и поддержку в конструктивном разрешении проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе доверительного общения со взрослыми, бесед, консультаций, особенно при диагностическом обследовании, должна быть строго конфиденциальной, т.е. доступна только для тех, для кого она предназначена. Только при полном доверии к специалисту, осуществляющему индивидуальную помощь, сопровождение будет не только принято родителями, но и став эффективным, приведет к его активной внутренней работе.

4. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) родителей и детей.

Роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы. В настоящее время больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка с ослабленным здоровьем в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни детей данной категории [7].

Индивидуальная помощь родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем включает 4 этапа:

- диагностический;

- просветительский;

- деятельностный;

- поддерживающий.

Целью диагностического этапа является: получение объективной информации о такой семье и ребенке.

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Задачи:

1) диагностика личностной готовности обоих родителей к воспитанию ребенка с ослабленным здоровьем;

2) диагностика внутрисемейных отношений родителей;

3) определение стиля воспитания и роли ребенка с ослабленным здоровьем в семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи объектом диагностики должны стать:

1. Личностные качества обоих родителей, гарантирующие гуманистический характер во взаимодействии с ребенком (готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность; развитые коммуникативные и эмоционально-волевые качества как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений).

2. Характерные установки обоих родителей на воспитание детей:

- личностное представление о смысле и роли воспитания;

- характер воспитательной тактики;

- характер эмоциональных контактов с таким ребенком.

Выявление личностных качеств родителей проводится с помощью психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.

Целью второго этапа является: просвещение родителей, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем.

Задачи:

1) ознакомить с проблемами, которые возникают в семье связи с ослабленным здоровьем ребенка;

2) выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;

3) вооружить родителей знаниями психологопедагогических особенностей детей с ослабленным здоровьем;

4) дать возможность каждому родителю проявить себя в процессе оказанию индивидуальной помощи для наиболее полной оценки его личностных качеств;

5) сформировать у родителей данной категории установку к обращению к специалистам различного профиля в случае возникновения затруднений в воспитании детей с ослабленным здоровьем.

Деятельностный этап индивидуальной помощи родителям в воспитании ребенка с ослабленным здоровьем предполагает культурно-досуговую деятельность, которая реализуется через взаимодействие по трем направлениям: ребенок (дети) - родители; родители-родители; родители-специалисты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурно-досуговая деятельность по направлению «родители-родители» предполагает обмен опытом родителей в воспитании детей с ослабленным здоровьем, тематические встречи («Родители первоклассников», «Пойдем ли в детский сад?», «Как закалить ребенка» и т.п.). Встречи для родителей проходят регулярно, по средам (ориентировочно -2 раза в месяц). На таких встречах обсуждаются вопросы, связанные с отношениями в семье, воспитанием, особенностями роста и развития детей. Тематика встреч может быть расширена и скорректирована в зависимости от запросов самих родителей.

Тематические встречи организуются социальным педагогом и позволяют обсудить социальные, педагогические, юридические и медицинские проблемы. На такие встречи может быть приглашен специалист, который способен более подробно осветить тему мероприятия, ответить на ряд вопросов, дать рекомендации.

На третьем направлении «родители-специалисты» деятельностного этапа проводятся круглые столы («Родительская любовь и стили поведения», «Ответственное родительство», «Здоровье ребенка в наших руках» и т.п.).

Целью четвертого этапа индивидуальная поддержка родителей, воспитывающих ребенка с ослабленным здоровьем в преодолении разного рода сложных ситуаций.

Задачи:

1) оказание превентивной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем;

2) помочь родителям данной категории находить средства и способы, позволяющие ему раскрыть свой личностный потенциал в воспитании ребенка с ослабленным здоровьем;

3) способствовать овладению родителями способами осознания и решения своих проблем.

Осуществление индивидуальной поддержки осуществляется в ходе совместной деятельности специалиста с родителями и реализуется через консультирование, которое может проходить как в индивидуальной, так и групповой формах и вовлечение родителей в клубную деятельность.

Действия консультанта, в лице социального педагога или другого специалиста можно расценить как катализатор, облегчающий процесс оказания помощи консультируемому (матери или отцу) более системно и объективно оценить имеющиеся проблемы с целью расширения выбора вариантов поведения.

Помимо консультаций специалистов, высокую эффективность имеет такой вид консультирования как «равный консультант». В качестве такого консультанта могут выступать родители, имеющие богатый успешный опыт воспитания детей с ослабленным здоровьем.

Клубная деятельность представляет собой одну из форм социокультурной деятельности, организованную в рамках добровольного объединения ро-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

155

дителей, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, которые решаются в свободное время, как в процессе неформального общения, так и специально организованного группового взаимодействия со специалистами - педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, пе-дагогом-психологом, медицинским работником.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее эффективными формами работы с родителями воспитывающими детей с ослабленным здоровьем являются: беседа с элементами лекции, диспут, разбор жизненных ситуаций (практические занятия), консультирование, встреча со специалистами здравоохранения, практические занятия, дискуссия, ролевая игра, тренинговые упражнения.

Таким образом, родители, воспитывающие детей с ослабленным здоровьем, сталкиваются с рядом проблем и для успешного их преодоления и обеспечения развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать индивидуальная помощь.

Библиографический список

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ре-

бёнка: Его Величество Ребёнок какой он есть. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - 429 с.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1991. - 143 с.

3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М., 2008. - 192 с.

4. Павлов Е.А. Проблемы детей с ослабленным здоровьем, нуждающихся в индивидуальной помощи // Актуальные проблемы образования и общества: Сб. тр. второй междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. - Ярославль, 2011. - С. 72-75.

5. Павлов Е.А. Формы индивидуальной помощи для детей с ослабленным здоровьем в условиях социально-реабилитационного центра // Развитие физической культуры и спорта: социокультурный, психолого-педагогический и медицинский аспекты: Материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Самара, 25 декабря 2011 года. - Самара: Изд-во «Инсома-Пресс», 2011. - С 324-326.

6. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. - Ростов-на-Дону, 2004. - 312 с.

7. Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: Практикум. - СПб.: Петрополис, 2000. - 416 с.

УДК 370.115

Гудина Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный технический университет

gtv1968@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена анализу социокультурной реабилитации и интеграции детей-инвалидов, в целом, и средствами музыкального воспитания, в частности. Выявлено, что культурно-досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее способность стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности обеспечены творческим потенциалом музыкальной деятельности, ее компенсаторной природой.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, интеграция, дети-инвалиды, музыкальное воспитание, ин-культурация.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации и имеющими долгосрочный характер. В условиях интенсивных общественных перемен, когда многие из прежних механизмов обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективными, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы всех социально незащищенных групп, в частности инвалидов.

Сохраняющееся в обществе отношение к инвалидам как физически и психически «иным» людям, экономическая «невостребованность» и даже изоляция, определяет статус инвалидной среды как «вынужденную нагрузку» на социум [1]. Это обусловливается, прежде всего, установками обще-

ственного сознания, нежеланием коммерческих структур и многих государственных учреждений использовать труд инвалидов под предлогом его низкой эффективности и необходимости обеспечения социальных гарантий, недостаточным спектром возможностей полноценного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь общества.

Необходимо констатировать, что в решении проблемы социальной защиты и интеграции инвалидов в социум Россия существенно отстает от ведущих мировых держав. Подход к инвалидам как к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» является, скорее, декларируемым, чем реализуемым в социальной практике. Возникает необходимость поэтапного перехода от существующей парадигмы социальной защиты и реабилитации

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Гудина Т.В., 2012