Научная статья на тему 'Охрана здоровья местного населения на территории Рейхскомиссариата «Украина» (1941 – 1944 гг. )'

Охрана здоровья местного населения на территории Рейхскомиссариата «Украина» (1941 – 1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙХСКОМИССАРИАТ «УКРАИНА» / ГЕБИТСКОМИССАРИАТ / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ОРГАН МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / REICHSCOMMISARIAT UKRAINE / HEBITSKOMISARIAT / LOCAL AUTHORITY / THE LOCAL POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куницкий М. П.

Данная публикация посвящается анализу некоторых аспектов организации системы охраны здоровья местного населения, на территории Рейхскомиссариата «Украина» в годы гитлеровской оккупации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Куницкий М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана здоровья местного населения на территории Рейхскомиссариата «Украина» (1941 – 1944 гг. )»

Куницкий М.П. ©

Кандидат исторических наук, соискатель кафедры истории и культуры Украины ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория

Сковороды» (Украина)

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕЙХСКОМИССАРИАТА «УКРАИНА» (1941 - 1944 ГГ.)

Аннотация

Данная публикация посвящается анализу некоторых аспектов организации системы охраны здоровья местного населения, на территории Рейхскомиссариата « Украина» в годы гитлеровской оккупации.

Ключевые слова: Рейхскомиссариат «Украина», гебитскомиссариат, местное население, орган местного управления.

Keywords: Reichscommisariat Ukraine, Hebitskomisariat, local authority, the local population.

Создание системы медицинского обслуживания местного населения оккупированных областей Украины, никогда не входило в планы руководства, как военной зоны, так и гражданской администрации Рейхскомиссариата «Украина» (далее - РКУ). Наоборот, -поэтапное и медленное вымирание населения оккупированных областей страны, только способствовало реализации стратегической цели оккупации - подготовке будущего жизненного пространства для немецкого народа. Но реальные потребности дальнейшего ведения войны свидетельствовали об иллюзорности планов нацистского руководства Третьего Рейха и РКУ. Для обеспечения заданий экономической эксплуатации местного общества необходимо было создать элементарную систему медицинского обеспечения, обуздать инфекционные заболевания, которые в условиях недавних военных событий получили небываемого розмаха. Более того, - от них страдали военнослужащие немецкой армии и представители других ведомст и служб Рейха, которые присутствовали на оккупированной территории. Именно эти, а не какие нибудь другие причины и привели немецких администраторов к необходимости создания учреждений охраны здоровья местного населения РКУ.

Это направление деятельности оккупационной администрации РКУ координировали медицинские отделы районных и городских управ. Работникам этих отделов, приходилось на практике, решать важные вопросы возобновления медицинских учреждений, искать оптимальные пути и средства обеспечения их функционирования. В их компетенции, помимо организации медицинских учреждений, находились и вопросы обеспечения санитарного контроля за работой детских дошкольных заведений, удержанием их контингента [1, л. 60].

Работники этих отделов провели регистрацию всех лиц, имеющих медицинское образование. Специалисты, не имеющие соответствующих документов, должны были защитить свой профессиональный уровень в специально для этого созданных комиссиях.

Как правило, в организационном плане, учреждения системы охраны здоровья получали теже формы, что и до войны. Поэтому, в районных центрах начали работать поликлиники и больницы, а в селах - медамбулатории и медпункты. В штаты медамбулаторий входили должности заведующего, фельдшера, акушерки и санитара [2]. А в медпунктах, как правило, работали только фельдшер и санитар [3, л. 58, 59].

Возобновление работы медицинских учреждений проводилось на довоенной материально-технической базы. Понятно, что от нее мало что отсталось, ведь перед этим проводилась эвакуация материальных ценностей и специалистов. Немало помещений было

© Куницкий М.П., 2013 г.

разрушено в ходе военных действий. Оккупационные администраторы понимали эту проблему. Поэтому, на некоторе время было сохранено жизнь специалистам, имеющим еврейскую национальность, а из лагерей советских военнопленных отпустили часть медиков, которые попали в армию через мобилизацию.

В отдельных регионах было организовано работу медицинских училищ, существующих там до войны. Например, в Кременчуке в местной фельдшерско-акушерской школе закончили курс обучения 15 молодых специалистов. Все они получили направления на работу в медицинские учреждения города. После этого школа была закрыта [4, л. 29]. Аналогичные заведения работали и в других городах Украины [5, с. 34 - 38]. Эти мероприятия дали свой результат, - количество медицинских работников в местных учреждения возросло. Но до окончательного решения кадровой проблемы было далеко. Так например, в среднем за размерами и количеством населения Решетиловском районе генерального округа «Киев», в сентябре 1943 г. в городской поликлинике работало 9, а в больнице - всего 44 медицинских работника [6, л. 1].

Несмотря на острый кадровый голод, местной администрацией РКУ проводились постоянные сокращения медицинских работников. Сначала были сокращены должности технического персонала [4, л. 16]. Но вместе с этим, сокращались и ставки медицинского состава. Например, в Андрушовском районе генерального округа «Житомир» в феврале 1943 г. было сокращено 13,5 ставок, в результате чего удалось сэкономить 7540 рублей [7, л. 21, 22].

Работа медицинских учреждений обслуживающих местное население финансировалась за счет бюджетов районных и городский управ. Средства, выделяемые на поддержание работы учреждений системы здровоохранения собирались из местного населения. Так, например в Рокитнянской сельской управе Кременчуцкого района в июне 1943 г. было собрано 195 рублей «на поддержание народного здоровья» [8, л. 5]. А в Андрушовском районе генерального округа «Житомир» на эти цели собрали 360 тыс. рублей [9, л. 2]. В Мелитополе, за подсчетами В.Орлянского, в 1942 г. городской управой было выполнено план бюджетных доходов именно из этого источника на 182 % [10, с. 95].

В Полтаве была установлена бесплатная медицинская помощь. Ее предоставляли как городские больницы, так и поликлиники. Все объемы финансирования работы медицинских учреждений взяла на себя городская управа. В результате, - в трех городских поликлиниках ежедневный прием больных достигал 1100 - 1800 лиц. В зубопротезном кабинете I городской поликлиники было организовано стажировку зубных врачей. Первая городская больница Полтавы предоставляла услуги хирургического характера. По состоянию на 1.01.1942 г. в больнице было прооперировано около 2 тыс. советских военнопленных. В городе начала работать детская больница. В родильном доме было принято 269 родов. В результате работы медико-санитарного бюро городской управы санитарно-эпидемиологическая ситуация в Полтаве, была благополучной [11].

Некоторые успехи в системе медицинского обеспечения жителей Полтавы объясняются организованной работой соответствующего структурного отдела городской управы. Медико-санитарное бюро управы состояло из следующих подразделений: 1. Отдел санитарно-медицинского контроля; 2. Противоэпидемический отдел; 3. Пункт осмотра работников продовольственных предприятий; 4. Пункт выявления бациллоносителей; 5. Пастеровський пункт; 6. Санитарно-бактериологическая и санитарно-химическая лаборатории; 7. Санитарно-статистический сектор; Станция дезактивации [11]. Позитивным результатом работы медико-санитарного бюро Полтавской городской управы стало уменьшение количества инфекционных заболеваний и некоторе улучшение медицинского обеспечения местного населения.

Но все же, ситуация из предоставлением населению медицинской помощи имела сложный характер. В особенно тяжелом положении находилось сельское население. Поэтому, с целью организации медицинской помощи в селах, в некоторых административных округах РКУ было использовано Комитеты взаимопомощи. В результате,

в некоторых селах генерального округа «Киев» появились уполномоченные за предоставление первой медицинской помощи и сестры милосердия. Как правило, эти должности занимались лицами, имеющими медицинское образование. Их практическая работа проводилась за счет финансовых и материальных средств сельских управ [12, л. 50, 54, 55].

Естественно, что финансовых средств на удержание медицинских учреждений катастрофически недоставало. Поэтому, с инициативы местной власти, а также соответствующих санкций руководства военной зоны оккупации и гражданской администрации РКУ були созданы так называемые «больничные кассы». Одновременно с этим организовывалось обязательное страхование работников на случай их временной нетрудоспособности. В организационном плане, «больничные кассы» входили в состав контор медицинского (больничного) страхования районного и областного уровней.

В начале оккупации страховые платежи предприятий, учреждений и организации использующих наемную рабочую силу достигали 4 % от уровня предоставляемой заработной платы. Застрахованные лица имели право на бесплатное медицинское обслуживание у медицинских учреждениях стационарного типа. В случае амбулаторного лечения они пользовались правом бесплатный прием и получение врачебной консультации. Средства на назначенное врачем лечение они отыскивали самостоятельно [13, л. 49, 50]. Лицам, имеющим офицальную работу выдавались соответствующие справки о болезни, в которых указывались конкретные сроки освобождения от выполнения трудовых обязанностей [14, л. 4, 5].

В период существования гражданской администрации РКУ отдельные положения организации обязательного страхования, принятые военными властями были пересмотрены. Распоряжением рейхскомиссара от 1 мая 1942 г. было окончательно врегулированы вопросы предоставления местному населению страховой медицинской помощи. Именно страховая медицина стала основной формой предоставления местному населению соответствующей помощи.

Для финансового обеспечения работы «больничных касс», все работодатели, использующие наемный труд обязывались платить 3 % от их ежемесячного зароботка на банковские счета страховых организаций. Последние создавались при всех без исключения районных и городских управах РКУ.

Исключения были установлены для лиц, имеющих статус военнопленных, а также евреев и циган. Не имели права на пользование медицинским страхованием работники с уровнем заробтной платы меньше чем 480 рублей.

Право на обращение за предоставлением медицинской помощи у местных учреждениях, получали и граждане Третьего Рейха, с разных причин находящихся на окупированной территории. Принцип страховой медицины срабатывал и в этом случае. Медицинское заведение, предоставляющее соответствующую помощь, обращалось со счетами к гебитскомиссариату, работники которого отправляли их в страховые учреждения Третьего Рейха. Они и должны были оплачивать эти финансовые счета [15, л. 75, 76].

Одновременно, были в этом распоряжении и предпосылки для финансовых злоупотреблений местной адимнистрации. Так, например, если на протяжении одного месяца со дня зачисления денег на счета «больничных касс» они не использовались, то в этом случае, руководитель районной или городской управы имел право оставить их в своем распоряжении. Таким образом, финансовые средства не аккумулировались на счетах «больничных касс», а их руководство могло распоряжаться только месячными суммами, которые отчислялись предприятиями и учреждениями [16, л. 8]. Можно также утверждать, что подобная организация страхового медицинского обслуживания местного населения РКУ приводила к возрастанию уровня непрямого налогообложения доходов местных предприятий.

Несмотря на такий подход к формированию расходной части больничных касс, застрахованные лица все же имели право на получение медицинской помощи при временной

нетрудоспособности. Размер помощи, устанавливался на уровне 50 % от основного заработка застрахованного лица. Выплачивался он сроком от 4 дней до 4 недель болезни. Только, в отдельных особенно сложных случаях, сроки соотетствующих выплат могли увеличиваться еще на 4 недели.

Такой порядок устанавливался для лиц, которые находились на амбулаторном лечении. Если же застрахованному лицу необходимо було назначить стационарное лечение, то в этом случае, счета за его лечение оплачивались только за разрешением местного районного или городского руководства [17, л. 1. - 10].

В августе 1942 г. вся нормативная база, изданная до того, была обобщена. На основе этого, рейхскомиссар издал несколько распоряжений которыми врегулировался порядок предоставления местному населению РКУ медицинской помощи. Соответственно к изданным нормативным распоряжениям, на территории каждого района РКУ создавалось медецинское учреждение стационарного типа. Нормы медицинского обеспечения имели следующие показатели: 1 больничная койка и 12 врачей на 300 человек.

В соответствии с этими распоряжениями, местные немецкие руководители имели право требовать от врачей уменьшения сроков лечения больных. Для контроля за профессиональными действиями медиков назначался доктор, который и отвечал за это «экономное» направление работы учреждений стационарного типа. Он имел право на свое усмотрение выписать из больницы больного, если считал, что он уже здоров.

Августовскими распоряжениями рейхскомиссара устанавливалась фиксированная плата за предоставление стационарного лечения. Ее размер, в зависимости от класса и категории лечебного учреждения, устанавливался на уровне от 5 до 15 рублей за один день лечения [15, л. 70, 71]. А вот минимальная плата за амбулаторный прием у доктора, который проводил частную практику, стоил 1 рубль. Только для «состоятельных» категорий населения плата за лечение могла достигать уровня 3 - 6 рублей за один прийом [15, л. 72, 73, 74].

Несмотря на распоряжения рейхскомиссара, которыми устанавливалась плата за врачебный прием, на практике она все-же увеличивалась. Так, например, в Полтаве по состоянию на январь 1943 г. размер платы за один день стационарного лечения был установлен на уровне от 15 до 30 рублей. Плата за оперативное вмешательство, в зависимости от его сложности, могла достигать 100 рублей, аборт - от 100 до 300 рублей, рентгенологическое исследование - от 25 до 200 рублей. Услуги станции скорой медицинской помощи обходились больному в 15 руб. [18, л. 42].

Отметим, что в тоже время этими инструкциями рейхскомиссара были обозначены условия предоставления бесплатной медицинской помощи. К ним относились: необходимость предоставления неотложной медицинской помощи (повешенье, утопление, отравление, ургентная хирургия), проведение профилактических прививок, предоставление помощи инвалидам I та II группы, лицам не имеющим жилья, эвакуированным, военнопленным и воспитанникам детских домов. Бесплатную помощь получали и лица с инфекционными заболеваниями, открытой формой туберкулеза, венерическими заболеваниями в острой фазе, психическими заболеваниями в тот период, когда они были потенциально опасны для окружающих [18, л. 42].

Как уже говорилось, работа медицинских учреждений происходила в сложный период, при острой недостаче квалифицированных медицинских кадров, медикаментов и необходимой материально-технической базы. В тоже время, усилиями работников органов местного управления они все же начали свою работу. Для примера воспользуемся документами Полтавской туберкулезной больницы, которая функционировала на протяжении всего периода оккупации. Несмотря на непростую ситуацию с обеспечением продуктами питаниями всех категорий местного населения, это лечебное учреждение систематически получало для больных хлеб, борошно, мясо, масло, рыбу, яйца, картошку [19, л. 1 - 49].

Отметим и тот факт, что финансовым отделом Полтавской городской управы ежемесячно выделялись средства для выплаты заработной платы персоналу учреждения, закупку продуктов питания для больных [20, л. 1 - 12]. Так, в августе 1943 г. на содержание больницы было виделено почти 92101 руб. [21, л. 2]. Понятно, что ни денег, ни продуктов питания для этой специфической категории больных было явно недостаточно.

Из содержания внутренней деловой информации этого учреждения можно увидеть, что свободные места в больнице отсутствовали. В ней постоянно лечилось 40 больных. Для их обслуживания было введено 26 ставок медицинского и технического персонала [22, л. 4]. Медицинские работники получали 15 % прибавку к основной заработной плате за вредные условия труда [23, л. 2].

Подобное состояние имели и другие медицинские учреждения Полтавы. Так, в Полтавском доме инвалидов-военнопленных работало 5 лиц, из которых была только 1 мединская сестра. Если руководству этого учреждения еще выделялись деньги на содержание контингента, то найти необходимые медицинские препараты было совсем сложно. Например, в октябре 1942 г. администрацией учреждения было закуплено медикаментов на сумму в 32 руб. [24, л. 21, 41], а в ноябре этого же года - на 100 руб. [25, л. 1]. Всего же в учреждении, по состоянию на январь 1943 г. в режиме постоянного содержания находилось 23 инвалида [25, л. 8]. Естественно, что закупленных медикаментов было недостаточно для решения элементарных проблем этих людей.

Таким образом, с целью улучшения ситуации из санитарно-эпидемической ситуацией в оккупированных районах страны, успешной реализацией заданий экономической эксплуатации местного населения гражданской администрацией РКУ були проведены мероприятия из возобновления работы медицинских учреждений. Система работы медицинских учреждений действовала на платной основе, а для работающих лиц был создан страховой принцип пользования медицинскими услугами. В то же время, устанавливались некоторые льготы для тих категорий местного населения, которые не имели возможностей самостоятельно оплатить лечение или же воспользоваться услугами страховых организаций. Набор ургентных медицинских услуг предоставлялся лицам, имеющим статус военнопленных, а также тем, кто находился за чертой бедности.

Литература

1. Государственный архив Полтавской области (далее - ГАПО). - Ф.Р-2454. - Оп. 1. - Д. 9.

2. Голос Полтавщини. - 1942. - 12 лютого.

3. Государственный архив Житомирской области (далее - ГАЖО). - Ф.Р-1233. - Оп. 1. - Д. 45.

4. ГАПО. - Ф.Р-2899. - Оп. 1. - Спр. 7.

5. Гончаренко I. Пщготовка спещатспв iз середньою медичною осв^ою на теренах Райхскомiсарiату «Украша» (1941 - 1944 рр.) / 1.Гончаренко // Мандрiвець. - 2012. - № 2. - С. 34

- 38.

6. ГАПО. - Ф.Р-2454. - Оп. 1. - Д. 10.

7. ГАЖО. - Ф.Р-1233. - Оп. 1. - Д. 149.

8. ГАПО. - Ф.Р-2575. - Оп. 1. - Д. 24.

9. ГАЖО. - Ф.Р-1233. - Оп. 1. - Д. 150.

10. Орлянський В. Мелггопольська мюька управа в перюд окупацп (1941 - 1943 рр.) / В.Орлянський // Гшея: науковий вюник. Збiрник наукових праць / Гол. ред. В.М. Вашкевич. - К.: В1Р УАН, 2013. - Випуск 75 (№ 8). - С. 93 - 95.

11. Голос Полтавщини. - 1942. - 4 шчня.

12. ГАПО. - Ф.Р-2802. - Оп. 1. - Д. 1.

13. Государственный архив Запорожской области. - Ф.Р-1433. - Оп. 3. - Д. 1.

14. ГАПО. - Ф.Р-2765. - Оп. 1. - Д. 3.

15. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. - Ф. 2077.

- Оп. 1. - Д. 10.

16. ГАПО. - Ф.Р-2642. - Оп. 1. - Д. 61.

17. ГАПО. - Ф.Р-8676. - Оп. 2. - Д. 49.

18. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1. - Д. 17.

19. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1 . - д. 16

20. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1 . - д. 18

21. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1 . - д. 13

22. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1 . - д. 14

23. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1 . - д. 1.

24. ГАПО. - Ф.Р-2300. - Оп. 1 . - д. 1.

25. ГАПО. - Ф.Р-2794. - Оп. 1 . - д. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.