Научная статья на тему 'Охрана труда спортсменов и тренеров как необходимая составляющая концепции достойного труда работников: постановка проблемы'

Охрана труда спортсменов и тренеров как необходимая составляющая концепции достойного труда работников: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1601
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЙНЫЙ ТРУД / DECENT WORK / СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР / COACH / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / РАБОТНИК / WORKER / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ATHLET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестерякова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы охраны труда спортсменов и тренеров как одного из элементов понятия достойного труда, разработанного Международной организацией труда. Формулируется вывод о необходимости учета и реализации этого аспекта не только в последующих федеральных программах и концепциях, но и в нормах трудового законодательства и в первую очередь нормах Трудового кодекса РФ, отраслевых соглашениях, коллективных договорах, регулирующих труд спортсменов и тренеров, а также в актах общероссийских федераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестерякова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND SAFETY ATHLETES AND TRAINERS AS A NECESSARY COMPONENT OF DECENT WORKERS: FORMULATION OF THE PROBLEM

The article deals with occupational safety and health of athletes and coaches as one of the elements of the concept of decent work, developed by the International Labour Organization. The conclusion about the need to incorporate and implement this aspect, not only in the following federal programs and concepts, but also in labor laws in the first place the norms of the Labor Code, sectoral agreements, collective agreements governing the work of the athletes and coaches, as well as acts of Russian federation.

Текст научной работы на тему «Охрана труда спортсменов и тренеров как необходимая составляющая концепции достойного труда работников: постановка проблемы»

И.В. Шестерякова

ОХРАНА ТРУДА СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПЦИИ ДОСТОЙНОГО ТРУДА РАБОТНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье рассматриваются вопросы охраны труда спортсменов и тренеров как одного из элементов понятия достойного труда, разработанного Международной организацией труда. Формулируется вывод о необходимости учета и реализации этого аспекта не только в последующих федеральных программах и концепциях, но и в нормах трудового законодательства и в первую очередь — нормах Трудового кодекса РФ, отраслевых соглашениях, коллективных договорах, регулирующих труд спортсменов и тренеров, а также в актах общероссийских федераций.

Ключевые слова: достойный труд, спортсмен, тренер, международные нормы, Международная организация труда, работник, работодатель, условия труда, государственная политика, социальное партнерство.

I.V. Shesterjakova

HEALTH AND SAFETY ATHLETES AND TRAINERS AS A NECESSARY COMPONENT OF DECENT WORKERS: FORMULATION OF THE PROBLEM

The article deals with occupational safety and health of athletes and coaches as one of the elements of the concept of decent work, developed by the International Labour Organization. The conclusion about the need to incorporate and implement this aspect, not only in the following federal programs and concepts, but also in labor laws in the first place — the norms of the Labor Code, sectoral agreements, collective agreements governing the work of the athletes and coaches, as well as acts of Russian federation.

Keywords: decent work, athlet, coach, international standards, International Labour Organization, worker, employer, working conditions, public policy, social partnership.

Международная организация труда (далее — МОТ) начала реализацию программы достойного труда еще в 1999 г. Однако и сегодня достойный труд остается не просто важной программой для реализации, а становится составляющей экономического и политического развития и сотрудничества государств. На 18-й Международной конференции статистиков труда (Женева, 24 ноября — 5 декабря 2008 г.), организованной Административным Советом МОТ, среди вопросов ее повестки обсуждались показатели достойного труда — измерение достойной работы1. Кроме того, эксперты МОТ отметили, что этими показателями должны быть охвачены все категории работающих, данные должны быть объективными и проверяемыми для последующего анализа и сопоставления. Была образована специальная рабочая группа по измерению достойного труда, которую возглавила г-жа Д. Прествуд. Примечательно, что в нее вошли представители 75 государств, представители Административного Совета МОТ и представители таких международных организаций, как АФРИСТАТ, ЮНКТАД, Европейская экономическая комиссия, Африканский банк развития2. На третьей международной конференции ООН по финансированию развития в Аддис-Абебе (13-16 июля 2015 г.)

© Шестерякова Ирина Владимировна, 2015

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: shester9@san.ru

была принята Аддис-Абебская программа действий, в которой указывается центральная роль достойного труда3.

На заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г. были названы четыре обязательных составляющих достойного труда — создание рабочих мест, социальная защита, социальный диалог, соблюдение трудовых прав. Было также определено, что обсуждение вопросов достойного труда станет одной из ключевых тем повестки дня ООН об устойчивом развитии в 2030 г. Кроме того, важность предоставления достойной работы отмечалась на форумах международных глобальных и региональных организаций ^ 20, G 7, ЕС, Африканским союзом и др.)4.

Эксперты МОТ подчеркивают, что «охрана труда — составная часть концепции достойного труда. Иными словами, если труд хорошо оплачивается, но при этом небезопасен, то его нельзя считать достойным трудом; если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем, то такой труд также нельзя считать достойным; если условия трудового договора хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека, то такой труд также нельзя считать достойным. Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на глобальном, национальном и местном уровне. Достойный труд играет ключевую роль в борьбе с бедностью, он является средством для достижения справедливого и устойчивого развития на благо всех людей»5.

Среди индикаторов (рекомендованных МОТ) достойного труда, по данным Росстата, за 2014 г. уровень производственного травматизма со смертельным й исходом (на 100 000 работающих) составил 6,7 чел. (в 2013 г. — 8 чел.); уровень ? производственного травматизма с несмертельным исходом (на 100 000 работаю-з щих) — 139 чел. (в 2013 г. — 159 чел.). Количество потерянных рабочих дней | в случае временной нетрудоспособности на одну травму составил 48,7 дней, а в I 2013 г. — 47,4 дня6. Как показывает статистика, положительная динамика по | рассматриваемым вопросам есть. Данные приводятся на основании следующих ! видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатываю-§ щие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, | строительство, транспорт, связь7. Однако спортивные травмы не были предметом | статистических исследований, по крайней мере, автору статьи не удалось найти 'I таковых, хотя в 1990 г. еще СССР ратифицировал конвенцию МОТ № 160 о стати-| стике труда8. Эти данные необходимы для правильной оценки труда спортсменов | и тренеров, и такого важного критерия достойного труда, как охрана труда.

Согласно действующему трудовому законодательству профессиональные спортсмены и тренеры осуществляют свою деятельность на основе трудовых | договоров. Положения ч. 1 ст. 348.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) § регулируют трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых | заключается в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных | соревнованиях по определенным виду или видам спорта (спортсмены), а также с работниками, трудовая функция которых заключается в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (тренеры). Часть 3 указанной статьи предусматривает, что особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными 204 нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, кол-

лективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями ст. 8 ТК РФ с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Так, Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2015-2017 годы9 отмечается, что стороны признают особую значимость регулирования трудовых отношений спортсменов и тренеров. Стороны Отраслевого соглашения строят свою работу на основе государственной политики в области охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в соответствии с действующим законодательством по охране труда, промышленной безопасности и санитарно-гигиенического благополучия.

Все это свидетельствует о том, что достойный труд спортсменов и тренеров невозможен без реализации мер по охране труда. Труд указанных категорий работников является травмоопасным и требующим особого подхода в регулировании вопросов охраны труда.

Статья 209 ТК РФ закрепляет, что охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это означает, что данное определение применимо и к охране труда спортсменов и тренеров. Особенность правового регулирования трудовых отношений спортсменов и тренеров состоит в том, что их труд регулируется не только нормативными правовыми актами национального законодательства, но и актами международных и общероссийских спортивных федераций, чья правовая природа является предметом научных дискуссий в трудовом праве.

В настоящее время Российская Федерация активно реформирует законодательство об охране труда, что не могло не сказаться, как уже отмечалось, на положительной динамике. Представляется, что нормативные акты, принимаемые Правительством РФ и Минтруда России, несомненно, распространяются на спортсменов и тренеров, но должны быть дополнены и модифицированы с помощью коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов, актов общероссийских спортивных федераций, индивидуальных трудовых договоров спортсменов и тренеров. Так, Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда (одобрены Ученым советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (протокол от 20 мая 2015 № 2 г.))10 предусматривают необходимость разработки таких правил. Считаем, что они необходимы и при регулировании труда спортсменов и тренеров. Правила по охране труда спортсменов и тренеров могли бы закреплять требования охраны труда при организации и проведении тренировочных процессов и проведения соревнований; требования охраны труда, предъявляемые к объектам, в которых происходят тренировки, спортивные мероприятия, состязания, к конкретным рабочим местам спортсменов и тренеров (когда возможно такое место определить); требования охраны труда, предъявляемые к оборудованию и экипировке спортсменов и тренеров.

Правотворческая деятельность общероссийских спортивных федераций, направленная на принятие правил по охране труда спортсменов и тренеров, видится необходимой и в силу того, что были приняты соответствующие профессиональные стандарты. Так, профессиональный стандарт спортсмена11 предусматривает одну из характеристик его трудовой функции, раздел «Необходимые знания» — знание правил охраны труда и пожарной безопасности. Аналогичные требования содержатся в профессиональном стандарте «Тренер — преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту»12 и «Тренер»13. Статья 34.1. Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»14 предусматривает, что при реализации программ спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, создают условия для охраны здоровья лиц, проходящих в них спортивную подготовку, а также обеспечивают расследование и учет несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку и не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки во время прохождения ими спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в т.ч. во время их участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки. Расследование и учет указанных несчастных случаев ведутся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 6). а Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении

? форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев 3 на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных слу-ц чаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»15 предусматривает,

1 что несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во | время тренировочного процесса или спортивного соревнования, независимо

го

| от количества пострадавших и тяжести полученных ими повреждений, рас-

| следуются комиссиями, формируемыми и возглавляемыми работодателями

| (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного

2 органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами орга-° на. Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами, а « также тренерами, специалистами и другими работниками профессиональных | спортивных организаций при осуществлении иных действий, обусловленных

0 трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах,

1 расследуются в установленном порядке. Представляется, что общероссийские

0

° спортивные федерации могли бы взять на себя обязательства по ведению ста-

го

тистики профессиональных заболеваний и травм спортсменов их федерации и

1 последующей передачей таких данных в Росстат РФ.

| Концепция государственной политики достойного труда определяется нами

как правовая, целевая, долгосрочная, научно обоснованная, закрепленная в правовых формах деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленная на реализацию положений Конституции РФ, международных норм, федеральных законов и обеспечение государственных гарантий трудовых прав и свобод граж-

206

дан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работни-

ков и работодателей. Необходимо, чтобы этот аспект был учтен и реализован не только в последующих федеральных программах и концепциях, но и в нормах трудового законодательства и в первую очередь — нормах ТК РФ, отраслевых соглашениях, коллективных договорах, регулирующих труд спортсменов и тренеров, а также в актах общероссийских федераций.

1 18th International Conference of Labour Statisticians. URL//http://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/meetings-and-events/international-conference-of-labour-statisticians/WCMS_092024/lang--en/ index.htm (дата обращения: 27.09.2015).

2 Report of the Conference. 18th International Conference of Labour Statisticians Geneva, 24 November-5 December 2008. URL//http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/meetingdocu-ment/wcms_101467.pdf (дата обращения: 27.09.2015).

3 См.: Итоговый документ третьей Международной конференции по финансированию развития. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/CONF.227/L.1&referer=http://www.ilo.org/global/ about-the-ilo/how-the-ilo-works/multilateral-system/WCMS_388833/lang--en/index.htm&Lang=R (дата обращения: 26.09.2015).

4 URL: http://www.ilo.org/global/topics/decent-work/lang--en/index.htm (дата обращения: 26.09.2015).

5 Безопасные и здоровые рабочие места — сделаем достойный труд реальностью. URL: http://www.ilo. org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/genericdocument/wcms_312020. pdf (дата обращения: 26.09.2015).

6 См.: Индикаторы достойного труда. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/wages/(дата обращения 29.09.2015).

7 Данные на 28.05.2015. г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/working_conditions/# (дата обращения: 27.09.2015).

8 См.: Постановление Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г. № 1515-1 «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 160 «О статистике труда»» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 23, ст. 432.

9 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 См.: Ваше право. 2015. № 15. Август.

11 См.: Приказ Минтруда России от 7 апреля 2014 г. № 186н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортсмен»» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 32.

12 См.: Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 528н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту»» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 4.

13 См.: Приказ Минтруда России от 7 апреля 2014 г. № 193н «Об утверждении профессионального стандарта „Тренер"»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 41.

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242; 2015. № 27, ст. 3995.

15 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 2; Российская газета. 2014. 28 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.