Научная статья УДК 94(47):356/359(47) DOI 10.52070/2500-347X_2022_1_846_74
Охрана общественного порядка наружной службой милиции в СССР в первые послевоенные годы (1945-1949)
а. С. Беркутов
Научный центр стратегических исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,
Москва, Россия
Аннотация. В статье анализируется, как в условиях перехода советского общества к мирной жизни после
завершения Великой Отечественной войны осуществлялась охрана общественного порядка. Показаны основные задачи наружной службы милиции, органов внутренних дел и войск правопорядка. Приведены выдержки из основных нормативно-правовых актов, определяющих деятельность по охране общественного порядка в первые послевоенные годы.
Ключевые слова: Министерство внутренних дел, Главное управление милиции, наружная служба, вспомогательные силы милиции, постовая служба, патрульная служба
Для цитирования: Беркутов А. С. Охрана общественного порядка наружной службой милиции в СССР в первые послевоенные годы (1945-1949) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 1(846). С. 74-82. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_74
Original article
Protection of Public Order by the External Police Service in the USSR in the First Post-War Years (1945-1949)
Berkutov A. S.
Center for Strategic Studies of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation [email protected]
Abstract.
Keywords:
For citation:
The article analyzes how the protection of public order was carried out in the conditions of the transition of Soviet society to a peaceful life after the end of the Great Patriotic War. The main tasks of the external police service, internal affairs bodies and law enforcement troops are shown. Excerpts from the main regulatory legal acts defining the activities for the protection of public order in the first post-war years are given.
The People's Commissariat of Internal Affairs, the Ministry of Internal Affairs, the Main Police Department, the external service, the auxiliary forces of the militia, the post service, the patrol service
Berkutov, A. S. (2022). Protection of public order by the external police service in the USSR in the first post-war years (1945-1949). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 74-82. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_74
введение
Изучение общественной безопасности в истории нашей страны позволяет найти ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня: о мерах по обеспечению общественного порядка, борьбе с различными видами преступности, влиянии уголовной субкультуры на общественные ценности и т. д. Это, в свою очередь, позволит правильно спрогнозировать и организовать текущую правоохранительную политику Российского государства, выявить приоритеты в деятельности органов и войск правопорядка, тенденции во взаимоотношениях с обществом в данной сфере.
Изучение исторического опыта организации охраны общественного порядка в нашей стране важно с точки зрения исследования той сферы жизни общества, которая традиционно выпадала из внимания официальной науки. В рамках юридических дисциплин изучалась, прежде всего, организационная и прикладная сторона этого явления. Ученые и специалисты в областях права, криминологии, криминалистики и др. изучали практические аспекты охраны общественного порядка. Однако в их работах нет всестороннего анализа исторического опыта обеспечения общественной безопасности.
Исследование предлагаемого к рассмотрению процесса, основывается на принципе бережного отношения к отечественному историческому наследию и позитивным (а порой негативным) результатам предшествовавших реорганизаций, учитывать которые необходимо и сегодня.
В данной связи изучение наработанного исторического опыта охраны общественного порядка, особенности применения вспомогательных сил милиции являются несомненно интересными, важными факторами, в определенной мере оказывающими влияние на установление актуальных и приоритетных направлений дальнейшей работы в этом направлении.
криминогенные условия и факторы развития послевоенного советского общества
Одной из актуальных проблем, вставших перед руководством СССР в послевоенный период была организация мирной жизни. Советское общество столкнулось с проблемами переходного периода: восстановлением системы управления, возрождением разрушенной экономики и объектов инфраструктуры, решением демографических проблем и т. д.
Война значительно осложнила ситуацию в социальной сфере, прежде всего в связи с тем, что в ходе нее появилось много новых категорий
населения с неустойчивым социальным статусом1: эвакуированные и реэвакуированные, бывшие беженцы, спецпереселенцы, репатриированные, беспризорные и безнадзорные дети, инвалиды и другие категории граждан с нарушенными социальными связями. Часто они занимались бродяжничеством и нищенством и представляли благоприятную среду для действия криминальных элементов.
После завершения войны к ним добавились демобилизованные военнослужащие2 (ГАРФЪ. Ф. 5446. Оп. 49.Д. 3741.Л. 30-32) и осужденные, освобожденные по указам Президиума Верховного Совета СССР от 07.07.45 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»4 (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 2. Л. 249-250) и от 10.01.47 г. (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 2. Л. 204).
Государство предпринимало усилия по трудоустройству людей и обеспечению их бытовых условий по месту жительства (демобилизованные, репатриированные, реэвакуированные и освобожденные направлялись по месту прописки). Однако большинство из данных категорий граждан неохотно возвращалось к прежнему месту проживания и роду деятельности и оседало преимущественно в крупных городах, где уровень жизни был выше.
Городское население росло также в связи с развернувшимся в четвертую пятилетку (19461950) промышленным строительством. Многие жители деревень стихийно и по организованному набору (лимитчики) направились в города [Решения партии ... 1968, с. 431].
Криминальная ситуация в стране стала осложняться во второй половине 1946 года в результате неурожая и отмены снабжения хлебом по карточкам отдельных категорий граждан, общей численностью более 27 млн чел. [Зима, 1996], в том числе 4 млн - в городах. Также некоторым категориям граждан (как правило иждивенцам) были уменьшены нормы выдачи хлеба, сокращен рацион питания и приняты некоторые другие меры. Вследствие этого началось массовое дезертирство рабочих с предприятий. Произошел рост разбойных убийств, грабежей и краж как с государственных объектов, так и у населения (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 28. Л. 4).
1Здесь имеются ввиду граждане СССР так как имелись и др. категории населения: бандиты, находящиеся на нелегальном положении; военнопленные, работающие на стройках и др.
2На 20.03.1946 г. из Советской армии демобилизовалось 5 314 700 чел., из которых в города прибыло 1 771 500 чел., остальные в сельскую местность.
3ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации
4По амнистии было освобождено до 700 тыс. осужденных за различные преступления. Часть амнистированных, в прошлом судившихся за уголовные преступления, в пути следования к месту жительства железнодорожным и водным транспортом, проникала в города и населенные пункты, где связывалась с местными преступниками.
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО оружия, изъятого у НАСЕЛЕНИЯ В 1945-1946 ГОДАХ
Вид оружия---- Период в 1945 г. в 1946 г.
пулеметов 1072 333
винтовок 34 846 13 508
револьверов и пистолетов 13 758 21 728
гранат 4037 1491
патронов более 900 000 более 400 000
холодного оружия 7350 9683
Некоторые исследователи считают, что рост криминальных проявлений достиг того уровня, когда люди боялись выходить на улицу, и в обществе существовала атмосфера страха [Зубкова, 2000] или даже «великого страха» [Бурдс, 2000, с. 169]. Отрицательно влияло на криминальную ситуацию в стране наличие у населения огнестрельного оружия, оставшегося после войны, которое было изъято органами МВД СССР1 и милиции в 1946 году (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 28. Л. 5) (см. табл. 1). Попадая в руки уголовных элементов, оно становилось орудием преступлений. Все эти факторы еще более осложняли социальную напряженность в населенных пунктах.
Таким образом, в первые послевоенные годы возникла необходимость обеспечения общественной безопасности, и на органы милиции легла большая нагрузка по поддержанию общественного порядка в стране, и прежде всего в крупных городах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СССР В 1945-1949 ГОДАХ
Обеспечение общественной безопасности, включавшее в себятакие направления правоохранительной деятельности, как охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, с 1944 года взял под свой контроль лично глава государства И. В. Сталин, как председатель Государственного комитета обороны и председатель Совета народных комиссаров СССР (с марта 1946 г. - председатель Совета министров СССР2. Это свидетельствовало о том, что руководство страны уделяло данному направлению деятельности особое значение, несмотря на проблемы в других областях.
122.03.1946 НКВД СССР был переименован в Министерство внутренних дел (МВД) СССР
2По данным из «особой папки Сталина» вопросами обеспечения общественной безопасности И. В. Сталин занимался лично с 1944 по 1949 г. (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2).
На других уровнях власти и управления государством данное направление курировали: нарком (министр) внутренних дел СССР, руководители внутренних дел республик, начальники краевых, областных и городских управлений - отделов внутренних дел и главы других ведомств [Марценюк и др., 2019].
Общественный порядок в городах и населенных пунктах Советского Союза обеспечивала наружная служба милиции, которая вела борьбу с уголовными проявлениями, совершаемыми на улицах и в общественных местах, и оказывала всемерную помощь оперативным работникам в борьбе с уголовной преступностью (в сельской местности наружную службу исполняли участковые уполномоченные).
В охране общественного порядка участвовали все службы милиции и НКВД, которые также привлекали войсковые подразделения и вспомогательные (подсобные) силы милиции, организованные по территориальному принципу.
Для выполнения задач по охране общественного порядка наружная служба милиции СССР в начале 1946 года располагала:
• штатом рядового состава, предназначенного для постовой и патрульной службы (далее ППС) - 38 540 чел.;
• штатом участковых уполномоченных (деятельность участковых уполномоченных определялась Инструкцией участковым уполномоченным 1946 г.) - 32 588 чел.;
• бригадами содействия милиции (далее БСМ или бригадмил) - 567 392 чел.;
• штатом доверенных лиц (работу с доверенными лицами (лицо полезное для получения от него сведений, из числа домохозяек, домашних работниц, надомниц, инвалидов, пенсионеров, активистов, подростков и т. д.) регламентировала инструкция «О работе участкового уполномоченного милиции, линейного уполномоченного транспортной милиции с доверенными лицами» от 18.04.44. Работой участковых уполномоченных с доверенными лицами руководили работники наружной службы, их задача - выявлять на своих
Таблица 2
численность наружной службы по охране общественного порядка в 1946-1949 годах
силы наружной службы 01.01.1946 г. 01.01.1947 г. 01.01.1948 г. 01.01.1949 г.
ППС 38 540 38 540 н. д. н. д.
участковых уполномоченных 32 588 33 687 н. д. н. д.
членов БСМ 567 392 547 872 649 344 1 039 911
доверенных лиц 588 747 523 465 794 657 886 475
дворников 62 722 60 411 86 417 91 340
сельских исполнителей 171 885 214 330 304 933 322 074
выставляемых постосмен в городах 29 091 33 247 21 000 17 874
выделяемых патрулей ежедневно н. д. 11 518 10 138 11 124
членов ГООП1 н. д. 1 730 000 н. д. н. д.
участках преступников, лиц, ведущих подозрительный образ жизни и осуществлять систематическое наблюдение за ними, а также выявление притонов и мест, где скрываются нарушители паспортного режима и уголовные элементы. Работа доверенных лиц была негласной) - 588 747 чел. (ГАРФ. Ф. Р-9401 Оп. 12. Д. 230. Т. 2.Л. 284-286 об.);
• штатом дворников (деятельность дворников по охране общественного порядка определялась Положением о правах и обязанностях дворников (1938) и инструкциями органов городского управления. Было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР от 17.04.43 № 410 «О работе дворников в г. Москве») - 62 722 чел.;
• штатом сельских исполнителей (сельский житель, исполняющий по поручению сельсовета обязанности по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности жителей в населенных пунктах, где не было милиции. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20.03.36 «О сельских исполнителях» - СУ РСФСР. 1936 № 7, ст. 40) -171 885 чел. (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 28. Л. 42) (см. табл. 2).
Руководил всеми силами наружной службы милиции Отдел службы и боевой подготовки Главного управления милиции НКВД СССР (Отдел службы ГУМ) (ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1513. Л. 168170) (схема 1).
Схема 1
Отдел службы и боевой подготовки Главного управления милиции
силы наружной службы
в городах в сельской местности
рядовой состав ППС участковые уполномоченные участковые уполномоченные
Вспомогательные (подсобные) силы милиции
в городах
члены БСМ ; доверенные лица; дворники коменданты ; ночные сторожа
члены ГООП ; сельские исполнители
в сельской местности
Дополнительно привлекаемые силы
офицерский состав неоперативных подразделений органов внутренних дел, военнослужащие войск правопорядка и вооруженных сил
СИЛЫ НАРУЖНОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1949)
Главной функцией отдела и его органов на местах была организация наружной службы по охране общественного порядка. Наружная служба была организована согласно Уставу постовой службы милиции 1940 года, в соответствии с которым милиционер на посту обязан выполнять разнообразные и многочисленные обязанности, в том числе: задерживать лиц, совершающих или совершивших преступления и принимать меры к сохранению следов преступления и всей обстановки его совершения; прекращать хулиганские действия и задерживать хулиганов; не допускать и прекращать нарушения общественной тишины и спокойствия; не допускать нищенства, азартных игр и появления гадалок; задерживать беспризорных и безнадзорных детей и др. (ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 778. Л. 1-3). Аналогичные обязанности с учетом особенностей выполняли постовые милиционеры на железнодорожном и речном транспорте.
Органами милиции всех крупных городов на основе данных о состоянии преступности, интенсивности движения населения и транспортных средств, а также нарушений общественного порядка, были разработаны и утверждены дислокации наружных постов милиции, в которые, в зависимости от оперативной обстановки, времени года или каких-либо иных обстоятельств вносились соответствующие изменения. Вместе с тем была усилена подготовка постовых милиционеров и организован контроль за их работой на местах.
Для усиления милиции ряда крупных промышленных городов, где криминальная ситуация оставалась сложной, руководством страны было принято важное решение. 9 августа 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «Об укреплении общественного порядка и улучшении работы органов милиции» в 12 городах особого списка, согласно которому милиция Москвы, Ленинграда с пригородными районами, Киева, Минска, Риги, Таллина, Вильнюса, Кишинева, Архангельска, Мурманска, Владивостока была переведена на особое положение1 [Горохова, 2003]. В них подразделения милиции были реорганизованы по войсковому принципу. На личный состав управлений милиции распространялись уставы Советской армии, возлагались повышенные требования по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с преступностью.
1В 1949 г. на особое положение была переведена милиция Выборга, Поркалле-Удд, Сочи, Симферополя, Севастополя, Алупки, Гурзуфа, Симеиза.
Для усиления охраны общественного порядка в сельской местности, где не было постовой службы, привлекались силы общественности. В соответствии с Директивой МВД СССР № 33 от 14 февраля 1947 года «Об усилении борьбы с уголовной преступностью и хулиганством в сельской местности» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 230. Т. 3. Л. 303-306 об) в населенных пунктах были организованы группы охраны общественного порядка, которые оказали значительную помощь органам милиции в борьбе с преступностью в сельской местности.
Силами группы охраны общественного порядка (далее ГООП)2 была организована охрана населенных пунктов, урожая на корню, складских помещений колхозов и совхозов. Данные формирования использовались на патрулировании в ночное время по улицам сел и деревень и по проверке сторожевой охраны колхозной собственности.
В соответствии с распоряжением МВД СССР за № 773 от 4 декабря 1947 года В целях унификации деятельности подсобных сил милиции, ГООП были реорганизованы в бригады содействия милиции по аналогии с действовавшими в городах.
Кроме того, в западных районах СССР, где после войны существовала проблема проявлений националистического бандитизма,возникла такая форма участия общественности в охране общественного порядка, как группы самоохраны. Группы самоохраны создавались, как правило, в сельской местности, где был недостаток личного состава органов милиции. В группы самоохраны входили бывшие военнослужащие, сотрудники органов правопорядка и партизаны. На постоянной основе они были вооружены трофейным гладкоствольным оружием. По состоянию на 1 января 1948 года в 1 057 колхозах западных областей Украинской ССР органами милиции при поддержке партийно-советских органов было организовано 947 групп самоохраны численностью 8 381 человек (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 32. Л. 51).
В своей повседневной работе, кроме перечисленных форм организации общественности, органы милиции привлекали комендантов, дворников, сельских исполнителей и ночных сторожей.
На 1 января 1948 года в городах СССР насчитывалось 86 417 дворников. В большинстве городов было установлено дежурство дворников на постах по охране общественного порядка. В течение года на посты выставлялось ежедневно в среднем 14 199 человек.
В сельской местности, помимо групп охраны общественного порядка и бригадмила,
2ГООП - создана в феврале 1947 г.
участковому уполномоченному оказывали помощь сельские исполнители, которых на 1 января 1948 года насчитывалось 304 933 человека.
В 1948 году в действие был введен новый Устав постовой службы милиции, предусматривавший ряд новых положений: патрульная служба милиции, до этого носившая эпизодический характер, стала обязательной частью наружной службы (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 73. Л. 58).
Устав определял порядок несения службы и права патрульных. В нем по-новому определялись обязанности и права постовых нарядов, предусматривалась организация офицерских постов милиции, устанавливалась категория постов, порядок закрепления за ними милиционеров, уточнялись правила составления дислокации, подчеркивалась строгая ответственность постовых и патрульных милиционеров за качество несения службы. Деятельность подразделений, несших наружную службу, подчинялась единому распорядку: были закреплены постоянные сотрудники за постами, ночное патрулирование усилено за счет привлечения не только рядового и сержантского состава милиции, но и офицеров, а также военнослужащих внутренних войск и Советской армии (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 231. Т. 2. Л. 317).
После принятия Устава 1948 года в городах республиканского, краевого и областного значения были полностью реорганизованы крупные строевые подразделения милиции (отряды, дивизионы), предназначенные для несения службы на постах. Их личный состав передавался в подчинение городским отделениям милиции.
Руководство наружной службы добивалось повсеместного закрепления милиционеров за наружными постами, четкого знания своих обязанностей, образцового внешнего вида, строевой выправки и вежливого обращения с гражданами. В это время была произведена полная замена милиционеров женщин и мужчин старше пятидесятилетнего возраста.
охрана общественного порядка наружной службой милиции В 1945-1949 годах
В первые послевоенные годы постоянно проводились мероприятия по усилению наружной службы милиции по охране общественного порядка.
В целях усиления борьбы с уголовной преступностью, давшей во второй половине 1945 года некоторый рост, главным образом за счет преступности лиц, освобожденных из мест заключения по амнистии от 7 июля 1945 года, Приказом НКВД СССР
№ 001222 от 17 октября 1945 года всем органам НКВД и милиции было предложено организовать ряд дополнительных мероприятий: на железнодорожных станциях, в портах и на пристанях усилить дежурства милицейских работников; организовать специальные заслоны милиции по недопущению амнистированных в режимные города; усилить наружную службу, особенно на рынках и в других общественных местах; при отправке транспортом крупных партий освобожденных выделять для сопровождения работников милиции с соответствующей агентурой (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 5. Д. 214. Л. 1-3).
Для обеспечения содействия в борьбе с преступностью со стороны партийных и советских органов 16 ноября 1945 года Директивой НКВД СССР № 208 всем народным комиссарам внутренних дел республик, начальникам УНКВД краев и областей было предложено поставить вопрос о состоянии преступности на данной территории в партийных органах и просить вынесения решений, направленных на оказание помощи органам милиции в борьбе с преступностью. В результате в целях укомплектования органов милиции кадрами партийные и советские органы повсеместно выделили на работу в милицию коммунистов и комсомольцев. Комсомолом была оказана помощь в организации новых БСМ.
17 января 1946 года вышел Приказ НКВД СССР № 0053 от «Об усилении борьбы с преступностью, хулиганством и нарушениями паспортного режима» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 230. Т. 2. Л. 2-3 об), в котором наружной службе милиции было поставлено ряд конкретных задач, в том числе: пересмотреть дислокацию наружных милицейских постов в городах и на железнодорожных вокзалах, увеличив их численность в 2-3 раза; прекратить использование рядового милицейского состава не по прямому назначению; установить ночное патрулирование на территории городов.
В марте 1946 года новым министром внутренних дел СССР генерал-полковником С. Н. Кругловым по вопросу борьбы с преступностью было проведено специальное совещание министров внутренних дел республик в начальников УМВД краев и областей (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 28. Л. 3-4). На этом совещании было указано, что наружная служба милиции должна служить задачам борьбы с уголовной преступностью и оказывать в этом активную помощь уголовному розыску.
Обращаясь в телеграмме-распоряжении к министрам внутренних дел республик, начальникам УМВД краев и областей № 270 от 19 ноября 1946 года С. Н. Круглов указывал, что «поддержание общественного порядка и создание совершенно
Таблица 3
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАРУЖНОЙ СЛУЖБЫ МИЛИЦИИ В 1945-1946 ГОДАХ
в 1945 г. в 1946 г.
предупреждено преступлений сведений нет 17 456
в % к общему числу - 43,6 %
раскрыто преступлений - 145 193
в % к общему числу - 34,6 %
задержано уголовно-преступного элемента 402 855 395 102
в % к общему числу - 49,0 %
нарушителей общественного порядка 314 747 854 326
нарушителей паспортного режима 653 136 669 662
спокойной обстановки, особенно в городах, сейчас является важнейшей нашей задачей... Ответственность за поддержание порядка и общественной безопасности в городах [перечень городов] возлагаю лично на Вас» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 231. Т2.Л. 463).
Далее министр обязал немедленно разработать по каждому перечисленному городу специальные мероприятия, в частности установить в каждом домовладении обязательное дежурство дворников, домовой администрации и усиленные обходы участковыми уполномоченными с привлечением бригадмильцев.
Особо уделялось внимание общественным местам: необходимо было срочно навести порядок на рынках; очистить города от нищенствующего, бродячего элемента и беспризорных детей; усилить надзор за уличным освещением и за поддержанием паспортного режима; бараки, общежития, подозрительные квартиры, особенно на окраинах городов предписывалось проверять, как правило, не реже одного раза в неделю; в общественные места (кино, клубы, театры), помимо наружных милицейских постов, выставлять наружные посты из членов бригадмила. Министр призывал местных руководителей городских органов милиции: «Всеми силами органов милиции и общественности прекратить позорное явление в городах - дерзкие формы хулиганства» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 231. Т. 2.Л. 467).
В телеграмме (директиве) министрам внутренних дел республик, начальникам УМВД краев и областей, начальникам управлений милиции МВД - УМВД, начальникам дорожных и водных отделов милиции № 280 от 29 ноября 1946 года С. Н. Круглов вновь призвал усилить наружную службу за счет привлечения и использования кадров всех органов МВД (войска, управления и отделы МВД - УМВД, органы милиции и т. д.): «Для успешного проведения всех
мероприятий, связанных с усилением борьбы с уголовной преступностью и поддержанием общественного порядка и спокойствия, привлечь весь оперативный состав органов, войск МВД и милиции, дислоцируемых на территории соответствующих республик, краев и областей. Повторяю - весь оперативный состав органов, войск МВД и милиции» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 231. Т2.Л. 461-462 об.).
Результаты работы наружной службы милиции в 1946 году по сравнению с 1945 годом по отдельным видам значительно улучшились (см. табл. 3).
На 1947 год по дислокации в городах СССР было предусмотрено выставлять 21 632 наружных и 11 615 внутренних постов в сутки (в односменном исчислении) (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 32. Л. 35). Кроме постовой службы, ежедневно в 1947 году в среднем по городам СССР дежурило 11 518 пар патрулей (более 50 тыс. человек).
В течение 1948 года наружной службой было пресечено 33 603 преступлений, или 46,1 % от общего числа пресеченных и предупрежденных милицией преступлений. Раскрыто 163 866 преступлений, или 36,4 % к общему числу раскрытых преступлений и задержано 297 423 преступника, что составляло 44,3 % от числа задержанных всей милицией. Наружной службой было задержано нарушителей: общественного порядка - 971 985, паспортного режима - 930 306, правил торговли - 381 947. Кроме этого, было подобрано 143 907 нищих, 219 319 пьяных, 138 664 беспризорных и 446 247 безнадзорных детей (ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 73.Л. 61).
В течение 1948 года в связи с уменьшением уголовной преступности сеть наружных постов ежеквартально сокращалась. В ряде городов было прекращено патрулирование. В соответствии с директивой МВД СССР № 65 от 6 мая 1948 года
Таблица 4
состояние преступности в ссср В 1946-1949 ГГ.
__________ Период Вид преступления __________ 1946 г. 1947 г. 1948 г. 1949 г.
убийства, при разбойных нападениях с целью хищения государственного и общественного имущества и личной собственности граждан 1888 2827 893 910
другие убийства 8416 8327 4621 4493
кражи всех видов 328 328 332 677 147 765 107 574
кражи карманные 27 668 20 534 14 555 7331
бандитизм, разбойные нападения с целью хищения 29 424 22 508 9761 8742
дерзкое хулиганство 27 692 10 259 10 768 12 139
хулиганство ст. 74 ч. II 59 911 30 632 34 791 28 728
прочие 122 856 56 033 19 460 5844
Всего 606 186 483 797 242 614 175 761
«Об усилении работы по борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка на весенне-летний период» (ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 230. Т. 3. Л. 42-44) предписывалось пересмотреть дислокацию милицейских постов по городам с учетом объектов особого значения (отделения госбанка, сберкассы, почтовые отделения, ювелир-торги) и так организовать постовую службу, чтобы места отдыха и гуляний трудящихся, а также места, неблагополучные по преступности и хулиганству, были обеспечены постовой службой. Предлагалось закрепить за этими постами наиболее способных и воспитанных милиционеров.
В результате предпринятых мер к 1949 году криминогенная обстановка в стране по сравнению с 1945 годом изменилась в лучшую сторону. Начиная с 1946 года уголовная преступность в Советском Союзе из года в год сокращалась. В 1949 году по сравнению с 1940 годом преступность уменьшилась на 413 741 преступление, или на 38 % (ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 231. Л. 11) (см. табл. 4).
Если в 1940 году на каждые 10 тыс. жителей приходилось в среднем 28 преступлений в год, то в 1949 году на это же число жителей только семь.
заключение
таким образом, в результате деятельности наружной службы органов милиции, действовавших в системе обеспечения общественной безопасности, начиная с 1946 года до 1949 года уровень преступности в стране постепенно снижался. Если в 1946 году было зарегистрировано около 606 тыс.
преступлений, то к началу 1950 года их число снизилось до 175 тыс., т. е. в 3,5 раза, причем процент раскрываемости составил 84,8 %.
17 октября 1949 года Главное управление милиции было передано из Министерства внутренних дел СССР в Министерство государственной безопасности СССР [Кокурин, Петров, 1998]. В результате в деятельности милиции по охране общественного порядка стали преобладать оперативные методы ведения работы, наружная служба начала выполнять вспомогательные функции.
Подводя итоги отметим особенности охраны общественного порядка наружной службой милиции в СССР в первые послевоенные годы:
- во-первых, рост криминальных проявлений был объективным следствием перехода страны к мирной жизни;
- во-вторых, руководство СССР еще до окончания войны обратило пристальное внимание на обеспечение общественной безопасности, принимая важные решения по организационному и нормативно-правовому изменению характера деятельности органов и войск правопорядка;
- в-третьих, для охраны общественного порядка использовались все возможные силы и средства, в том числе советских, хозяйственных, административных органов, вооруженных сил и сил правопорядка;
- в-четвертых, важную роль в нормализации жизни в стране и установлении правопорядка сыграла общественность, силы которой были мобилизованы и организованы в различные формы участия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам сборник документов / сост. К. У. Черненко и М. С. Смиртюкова. М. : Политиздат, 1968.
2. Зима В. Ф. Голод в СССР 1946-1947 годах: происхождение и последствия. М. : Институт Российской истории Российской академии наук, 1996.
3. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М. : Российская политическая энциклопедия. 1999.
4. Бурдс Д. Борьба с бандитизмом в СССР в 1944-1953 годах // Социальная история. Ежегодник. 2000. С. 169-189.
5. Марценюк Ю. А. [и др.]. Исторический опыт участия органов и войск НКВД - МГБ - МВД СССР в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности (1939-1960) / Ю. А. Марценюк, В. П. Баранов, А. С. Беркутов, И. Л. Кардаш, А. А. Климов. М. : На боевом посту, 2019.
6. Горохова В. В. Милиция городов особого списка // История органов внутренних дел России: сборник научных тр. / ВНИИ МВД России. 2003. Вып. 7. С. 39-47.
7. Кокурин А., Петров Н. МГБ: структура, функции, кадры // Свободная мысль. 1998. № 11. С. 112-120.
REFERENCES
1. Chernenko, K. U. et al. (1968). Resheniya partii i pravitelstva po hozyaistvennym voprosam = Decisions of the Party and the government on economic issues. Vol. 3. Moscow: Politisdat. (In Russ.)
2. Zima, V. F. (1996). Golod v SSSR 1946-1947 godov: proishozdenye I posledstviya = Famine in the USSR 19461947: origin and consequences. Moscow: Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences (In Russ.)
3. Zubkova, E. Y. (1999). Poslevoennoe sovetskoe obschestvo: politika I povsednevnjst. 1945-1953 = Post-war Soviet Society: Politics and Everyday Life. 1945-1953. Moscow: Russian Political Encyclopedia. (In Russ.)
4. Burds, D. (2000). Borba protiv banditisma v SSSR v 1944-1953 = The fight against banditry in the USSR in 19441953. Social History Yearbook. (In Russ.)
5. Marzenuk, U. A. et al. (2019). Istoricheskii opyt uchastiya organov I voysk NKVD-MGB-MVD v ohrane obschestvennogo poryadka I obespechenii obschestvennoi bezopasnosti (1939-1960) = Historical experience of the participation of NKVD-MGB-MVD bodies and troops of the USSR in the protection of public order and ensuring public safety (1939-1960) / U. A. Marzenuk, V. P. Baranov, A. S. Berkutov, I. L. Kardash, A. A. Klimov. Moscow: Editorial board of the magazine "On a combat post". (In Russ.)
6. Gorokhova, V. V. (2003). Militiya gorodov osobogo spiska = Militia of cities of a special list. History of the internal affairs bodies of Russia: Collection of scientific papers Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Issue 7, 39-47 (In Russ.)
7. Kokurin, A., Petrov, N. (1998). MGB: struktura, funkzii, kadry = MGB: structure, functions, personnel. Free Thought, 11, 112-120. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Беркутов Андрей Сергеевич
кандидат исторических наук, начальник отделения Научного центра стратегических исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Berkutov Andrej Sergeevich
PhD (History), Head of the Scientific Division of the Scientific Center for Strategic Studies of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation
Статья поступила в редакцию 13.12.2021 одобрена после рецензирования 04.02.2022 принята к публикации 08.02.2022
The article was submitted 13.12.2021 approved after reviewing 04.02.2022 accepted for publication 08.02.2022