Охрана лесов в России и в странах Скандинавии
БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ,
доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук
Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования лесного законодательства Российской Федерации, Республик Беларусь и других государств ЕАЭС. Компаративистский подход позволяет рассмотреть основные институты лесного права России и государств со сходными климатическими условиями: Финляндии, Норвегии и других. Рассмотрены теоретические аспекты юридического понятия «охраны лесов». Отмечена важность урегулирования в лесном законодательстве обязанностей лесопользователей заниматься лесовосстановительными и лесоохранными работами. Сделан вывод, что законодательство стран Скандинавии является удачным примером эффективного лесного законодательства. Поэтому целесообразно в национальном законодательстве России учитывать успешный опыт правового регулирования лесных отношений за рубежом.
Ключевые слова: лес, лесное право, лесное законодательство Российской Федерации, лесное законодательство Финляндии, лесное законодательство Норвегии
Forest protection in Russia and Scandinavia BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH
candidate of legal sciences,Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law Moscow State Law University them O.E. Kutafina, Leading scientific resercher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS
Abstract: The relevance of the research topic is determined by the need to improve the forest legislation of the Russian Federation, the Republics of Belarus and other EAEU States. The comparative approach allows us to consider the main institutions of forest law of Russia and States with similar climatic conditions: Finland, Norway and others. The theoretical aspects of the legal concept of "forest protection" are considered. The importance of settling the obligations of forest users in reforestation and forest protection works in the forest legislation is noted. It is concluded that the legislation of the Scandinavian countries is a good example of effective forest legislation. Therefore, it is advisable to take into account the successful experience of legal regulation of forest relations abroad in the national legislation of the Russian Federation.
Keywords: forest law, forest law, forest law of the Russian Federation, forest law of Finland, forest law of Norway.
Экологическая, культурно-историческая, социально-экономическая роль лесов в жизни народов мира
Леса с точки зрения их экологического значения переоценить невозможно. Лес как важнейшее звено связанных компонентов окружающей природной среды значительно влияет на климат, обеспечивая очищение воздуха, защищая водные ресурсы, животный и растительный мир, поддерживая уникальность видов биосферных заповедников, обеспечивая сохранность биологического разнообразия дикой природы. Также лес по-прежнему рассматривается как источник получения материальных ценностей, без которых человечество не может обойтись и сейчас, и, вероятно, в будущем, поскольку значительные объемы древесины необходимы как строительные материалы, бумага, мебель, дрова, пищевые и лекарственные растения и другие виды имущественных ценностей.
Лес является составной и важнейшей частью историко-культурной и социально-экономической среды народов разных стран, которые сформировали свои традиции и уклады жизни под воздействием леса как «обители высшей духовности и силы». Лес в прямом смысле создал культуру и обычаи целых народов, выступая для них источником жизненных ресурсов для труда и материального благополучия. Особенно это касается тех, кто проживает в лесных деревнях и поселках, где лес является социально-экономической основой существования.
Человечеству исключительно важно, чтобы международный и национальный правопорядки позволяли сохранять и умножать все важнейшие функции леса, включающие экологическую, экономическую, культурно-историческую и его социальную функции при защите прав и суверенных интересов государств, обладающих лесными ресурсами.
Лесные ресурсы и леса Земного шара - целостная экосистема нашей планеты - имеют неоценимое значение для здоровья и жизни любого человека, независимо от того, в каком государстве он проживает, какой деятельностью он занимается. Это означает, что лес в качестве части единых биосферных процессов требует усиления ответственности государств за хищнические вырубки леса и нерациональное их использование.
Ценностью любых лесов является их средо-образующая функция в зависимости от степени распространения их в той или иной местности. Если площадь лесов небольшая, усиливается их средообразующая роль, т.е. лес ценится выше, поскольку важен для сохранения рек, ручьев, водно-болотных угодий, защиты расположенных рядом с лесом сельскохозяйственных земель от высыхания почвы и ее эрозии, улучшения качества воздуха, среды обитания птиц и животных.
Чем больше леса на территории того или иного государства, тем менее заметна его средообразующая роль и выше становится значение леса - источника экономических ресурсов для строительных отраслей промышленности, сельского хозяйства и промысловых сборов продуктов леса. Однако для человечества как биологического вида лес необходим как компонент для выживания, что требует срочного расширения и возрастания экологической, культурно-исторической и социально-экономической функций леса1.
1 Программа воспитания экологической культуры бизнеса http://ecogl.ru/about_forest (дата обращения 09.11.2018 г.).
Теоретические подходы к правовому понятию«охрана лесов» в контексте общей задачи охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Решением вопросов экологической защиты лесной среды в странах Скандинавии и государствах - членах Евразийского экономического союза создается новый вектор обеспечения экологической безопасности. В науке не выработано единого понятия экологической безопасности, но к лесному законодательству наиболее применим подход М.М. Бринчука, который исходит из тождественности понятий «экологической безопасности» и «охраны окружающей среды». В данном случае содержание «экологической безопасности» рассматривается как «деятельность по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования, направленная на защиту благоприятных условий окружающей среды, включая защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц»1.
Уровень эффективности управленческих решений государственного уровня относительно лесов и лесного хозяйства зависит от интенсивности предотвращения рисков, связанных с повреждениями лесов и уничтожением лесных массивов пожарами, вредными насекомыми и другими неблагоприятными факторами2.
Содержание «охраны лесов» с точки зрения процессов их сохранения и восстановления является многофункциональным, включая вопросы организации охраны лесов и их рационального использования. Исследователи лесного права многие годы спорят о юридическом содержании понятия «охраны лесов», имея ввиду широкое,
среднее и узкое понимание правоотношений по охране лесов3
Так В.Ф. Горбовой, рассматривая узко содержание охраны лесов, правовую охрану лесов определяет в качестве системы юридических норм, регулирующих на государственном уровне организацию рационального использования лесов, меры борьбы с нарушителями правил лесопользования и лесоохраны с привлечением нарушителей к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности4.
Думается, такое определение нельзя считать полным с точки зрения охраны лесов, вследствие узкого понимания смысла правовой охраны лесов как меры ответственности, не раскрывая экологическую природу охраны лесов. Данный подход, ориентированный только на усиление ответственности за лесонарушения, приведет к положению, когда пользователи лесных ресурсов будут восстанавливать и охранять лес по решениям судов и органов власти при привлечении к уголовной или административной ответственности за нарушения норм законодательства об охране лесов. То есть у них не будет обязанности постоянного по восстановлению леса в процессе использования лесных ресурсов.
В то же время Н.Г. Баканева понимает охрану лесов более широко. С ее точки зрения, правовая охрана лесов предполагает разносторонние охранные меры борьбы и противодействия различного рода нарушениям законодательства о ле-
1 БринчукМ.М. Роль государства в обеспечении экологической // Экологическая безопасность, проблемы, поиск, решения. М.: Макцентр, 2001. С. 107.
2 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 г. № 1989-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
3 По многолетним наблюдениям, около 60% площади лесов погибло из-за воздействия лесных пожаров, 25% - по причине различных погодных явлений и 15% - от вредителей и болезней леса. Причиной свыше 70% лесных пожаров является антропогенный фактор, а совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану и воспроизводство.
4 Горбовой В.Ф. Лесное право. Свердловск, 1977. С. 30.
сах, включая меры борьбы с незаконными порубками, пожарами, нарушениями правовых норм и правил лесопользования и другими действиями, влекущими вредные воздействие на лес, а также меры защиты лесов от вредителей и болезней1. Таким образом, Н.Г. Баканева рассматривает охрану леса комплексно, включая в нее не только меры юридической ответственности, применяемые к лесонарушителям, но и меры защиты от вредителей и болезней леса.
Так же комплексно к пониманию охраны лесов относится Н.Н. Абанина, которая считает, что «охрана лесов» включает системные меры предотвращения истощения, загрязнения и разрушения лесных массивов, направленные на непосредственную охрану и защиту всех лесных территорий и применением охранных мер борьбы с загрязнением воздушной среды, земельных ресурсов, ресурсов недр, сопровождаемых охраной среды обитания животных и птиц, пребывающих в лесных экосистемах при рациональном землепользовании и мерах по воспроизводству лесов и рекультивации земель.2.
Н.Н. Аканина отмечает, что меры охраны воздушных, водных, земельных ресурсов, животного мира, меры рационального недропользования положительно сказываются на охране лесов от уничтожения и загрязнения, поскольку природа такова, что большинство лесов являются устойчивыми экосистемами. Следовательно, охрана
лесов является межотраслевым институтом лесного, земельного, водного, горного права, который включает комплексы мер обеспечения защиты охраны лесов от пожаров, вырубок, болезней, загрязнения и иных экологически опасных воздействий.
Таким образом, факты комплексной и системной взаимозависимости и взаимообусловленности правовой охраны лесов, охраны природы, рационального использования природных ресурсов и необходимость усиления в законодательстве экологических мер природопользования признаются всеми учеными юристами-экологами.
Такой подход представляется единственно обоснованным с точки зрения защиты природных ресурсов, так как направлен на рациональное использование и охрану лесов, когда каждое промысловое использование леса сопровождается одновременно его охраной. Использование же лесов, приводящее к ухудшению их состояния должно быть, при возможности, прекращено.
Расширенное восприятие правового понятия «охрана лесов» становится принципом правового регулирования в большинстве стран мира, когда каждое потребление лесных ресурсов обеспечивается их восстановлением. Иного не может быть в правовом регулировании лесных отношений.
Таким образом, в понятие «охрана лесов» включаются меры юридической ответственности за нарушения лесного законодательства, за нарушение правил охраны лесов от пожаров, воспроизводства лесов и лесоразведения, защиты лесов от загрязнения, вредителей и болезней. То есть охрана лесов является деятельностью, направленной на сохранность лесных массивов, путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов, путем воспроизводства лесов и лесоразведения при применении мер юридической ответственности и других мер.
1 Баканева Н.Г. Правовая охрана лесов: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 1985. С. 13.
2 Абанина Н.Н. Правовая охрана лесов Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2004. С. 33.
Лесоразведение, иные охранные и лесовосстановительные нормы Лесного кодекса Российской Федерации
Лучшим способом охраны природы является рациональность ее потребления: в ходе потребления природных ресурсов должна осуществляться их охрана. «Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки)»1.
На основе анализа Лесного кодекса РФ (ЛК РФ)2 следует выделить следующие направления охраны лесов:
• охрана лесов от пожаров;
• охрана лесов от загрязнения;
• охрана лесов от иного негативного воздействия, оказываемого на них, включая загрязнение различных видов (в том числе нефтяного, радиоактивными веществами);
• защита лесов от вредных организмов (гл. 3.1 ЛК РФ);
• воспроизводство лесов - это одно из важных направлений охраны лесов;
• лесное семеноводство как система воспроизводства лесов и посадки новых лесных насаждений.
Особо следует проанализировать вопрос о соотношении лесоразведения с содержанием понятия «охрана лесов». Понятие лесоразведение в ЛК РФ внес Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования воспроизводства лесов и ле-соразведения»3.
В соответствии со ст. 63 ЛК РФ лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях. Из анализа данной нормы следует, что лесоразведение осуществляется в целях охраны земель, а также необходимо для повышения потенциала лесов.
Статьей 63.1 ЛК РФ устанавливается особенность осуществления лесовосстановления и лесоразведения, в том числе, созданием охранных зон, предусматривающих меры по обеспечению безопасной среды пребывания граждан с применением техники безопасности эксплуатируемых объектов при выполнении геологических работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых как линейных объектов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 63.1 ЛК РФ лица, промышленно эксплуатирующие леса, должны выполнять лесовосстановительные работы или лесоразведение в пределах территорий соответствующего субъекта Российской Феде-
1 Боголюбов С.А., Васильева М.И., Жариков Ю.Г. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С. 11. Автор комментария - С. А. Боголюбов.
2 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/
3 СЗ РФ. 2018. N 30. Ст. 4547.
рации на площади, эквивалентной площади вырубленного леса, не позднее одного года после рубки лесных насаждений по проекту лесовос-становительных работ или проекту лесоразведения в соответствии с законодательством.
Лесоразведение является важнейшим направлением охраны лесов, а также самостоятельным направлением лесохозяйственной деятельности.
Меры охраны лесных ресурсов определяются лесохозяйственными регламентами по проектам освоения и восстановления лесов, по которым нарушения гражданами, юридическими лицами, использующими леса, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, мер проектирования охраны и защиты лесов влекут административную ответственность.
Лесохозяйственные регламенты принимаются Комитетами лесного хозяйства субъектов Российской Федерации в соответствии с Регламентом, разработанным Федеральным агентством лесного хозяйства1.
Нарушения пользователями лесных проектов и лесохозяйственных регламентов являются основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком (ч. 3 ст. 53 ЛК РФ)2.
Правовое регулирование охраны лесов по национальному праву Норвегии
Скандинавия по своим климатическим усло- 50% от аналогичного общероссийского показа-
виям сходна с Российской Федерацией. Поэтому теля. В лесной отрасли занято всего около 100
так важен опыт правового обеспечения охраны тыс. человек (чуть более 1% населения страны),
лесов в скандинавских странах. Использование при этом доходность составляет 12% общего
опыта правого регулирования лесных отношений объема экспортных доходов Швеции. Такие высо-
в Скандинавских странах позволит не повторять кие показатели были достигнуты за счет приме-
ошибки. нения модели лесного хозяйства, основанной на
Для сравнения, площадь лесов Швеции со- интенсивном лесовыращивании и эффективном
ставляет всего 3% площади лесов Российского уходе за выращенными лесными насаждениями.
Федерации, при этом ежегодный объем заго- При таком подходе данные леса являются уже не
тавливаемой древесины в Швеции - составляет экосистемами, а «лесными огородами»3.
1 Приказ Рослесхоза от 15.08.2007 г. № 370 «Об утверждении Регламента Федерального агентства лесного хозяйства». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71159/
2 В целях охраны лесов ЛК РФ предусматривает составление отчета об охране лесов и отчета о защите лесов участниками отношений по использованию лесов. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 50.7 ЛК РФ).
3 Лесному хозяйству России есть чему поучиться у Скандинавских стран // Сайт WWF https://wwf.ru/resources/news/lesa/ lesnomu-khozyaystvu-rossii-est-chemu-pouchitsya-u-skandinavskikh-stran/ (дата обращения 16.12.2018 г).
В Норвегии леса занимают достаточно большую площадь - примерно 37% всей территории страны. Их площадь постоянно увеличивается. В настоящее время запасы древесины в лесах в два раза больше, чем 100 лет назад. Общая площадь лесных угодий составляет 121 822 км2 (28% территории страны), общий объем древесины: 885,1 млн. м3, при этом общий ежегодный прирост древесины составляет 25,1 млн м3. Из них подавляющее большинство - 120 тыс. владений принадлежит семейным хозяйствам, т.е. находится в частной собственности. Средняя площадь норвежского участка равняется 50 га.
К семейным лесным владениям относятся в основном фермерские хозяйства, которые занимаются одновременно сельским и лесным хозяйством. Данное обстоятельство способствует поддержанию биологического разнообразия в Норвегии.
Можно выделить следующие особенности семейного норвежского лесного хозяйства: небольшая площадь лесов, находящихся в собственности, различная экономическая ценность таких лесов. В Норвегии лесов, рентабельных для масштабных лесозаготовок, лишь 12%.
Они находятся в собственности государства или муниципальных образований; из них лишь 4% принадлежат частным владельцам.
Пятнадцать процентов владельцев лесов вместе со своими родственниками постоянно занимаются лесным хозяйством в своих лесах: рубкой леса, вывозом древесины, а также ее продажей. Для выполнения иных видов работ большинство лесовладельцев нанимает специальные службы. А необходимые работы по поддержанию лесов в порядке и уборке близлежащей территории выполняют самостоятельно1.
Действующее лесное законодательство Норвегии (Лесной кодекс) было принято в 1965 г., а затем в него несколько раз вносились изменения. Главные цели лесного законодательства -стимулирование лесной промышленности, восстановление и защита лесов, а также сохранение экологических функций леса. Требования Лесного кодекса Норвегии обязательны к исполнению всеми лесопользователями, владеющими лесными участками, а основной его принцип - это свобода лесовладельца2.
Лесная политика охраны лесов и задачи Лесного целевого фонда Норвегии
В установлении правового режима лесов Норвегии большое значение принадлежит международным правовым актам. 4 июня 1992 г. была подписана и 9 июля 1993 г. ратифицирована Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992 г.). 9 июня 1992 г. Норвегией была подписана и 9 июля 1993 г. ратифицирована Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992 г.). В насто-
ящее время норвежская государственная лесная политика придерживается принципов, определенных в этих документах.
В дальнейшем на основании данных международных правовых актов был принят Закон о лесном хозяйстве Норвегии 27.05.2005 г., который вступил в силу с 1 января 2006 г. Закон направлен на обеспечение устойчивого управления лесными ресурсами в целях развития национального благосостояния и обеспечения биологиче-
1 Лесная промышленность в Норвегии http://wood-prom.ru/analitika/13526_lesnaya-promyshlennost-v-norvegii (дата обращения 12.11.2018 г.).
2 Лесное хозяйство и лесная промышленность Норвегии // Сайт по внешнеэкономической деятельности http://www.
vneshmarket.ru/content/%20document_r_3133AA60-74E6-46FC-9470-0B825D665B9E.html (дата обращения 11.12.2018 г.).
ского разнообразия и отдыха на природе. Позже 19 июня 2009 г. в Норвегии был принят Закон о биологическом разнообразии, который вступил в силу 1 июля 2009 г. Его действие распространяется в том числе и на лесные отношения1.
Стратегия Норвегии в области лесного хозяйства направлена преимущественно на устойчивое управление лесами. Фундаментальным ее принципом является сохранение постоянных запасов древесины и иных ресурсов. Основной целью лесной политики является наиболее полное удовлетворение экологических, общественных, экономических и культурных нужд населения и будущих поколений. Выделяют три следующих вертикальных уровня управления лесным хозяйством в Норвегии:
• Министерство сельского хозяйства и продовольственных товаров осуществляет руководство на федеральном уровне;
• глава региональной администрации руководит на уровне регионов страны;
• местные органы управления руководят на муниципальном уровне2.
Осуществление лесной политики Норвегии включает следующие направления: законодательство, налоговая политика, финансовая поддержка, научно-исследовательская деятельность и рекомендации. Международные обязательства государства в области охраны природы также включены в состав норвежского законодательства. Так, в законодательство включены критерии устойчивого лесопользования, которые были согласованы в рамках европейского сотрудничества в области лесной промышленности.
Основная цель Лесного кодекса Норвегии заключается в содействии устойчивому управлению лесными ресурсами для обеспечения активного национального экономического роста, а также в обеспечении биологического разнообразия. Действие Лесного кодекса Норвегии распро-
страняется на все леса независимо от форм собственности.
Лесное законодательство обязует землевладельцев перечислять часть прибыли от ведения своего лесного хозяйства в Лесной целевой фонд. Данный фонд был создан для обеспечения долгосрочного финансирования устойчивого лесоуправления и его средства используются на посадку и выращивание леса, строительство и содержание дорог, планирование лесного хозяйства и природоохранные инициативы. Норвежское законодательство предписывает, чтобы владельцы лесов перечисляли от 4 до 40 % валовой продажи лесоматериалов и древесины на счет Лесного целевого фонда.
С помощью Лесного целевого фонда, осуществляется финансовая поддержка устойчивого лесопользования.
Муниципалитеты выделяют гранты на посадку леса, строительство дорог, планирование лесного хозяйства, природоохранные инициативы, а также на использование лесоматериалов для производства биоэнергии. Особое внимание уделяется поддержке территорий, в которых традиционно коммерческое лесоводство ранее не осуществлялось. Прежде всего это относится к районам, в которых проводится восстановление лесов, т.е. в западной и северной части Норвегии.
Законодательство Норвегии позволяет свободно находиться в лесах и на полях круглый год. Свободный доступ в леса является давно установившейся традицией, которая с 1957 г. закреплена в законодательстве. Право не распространяется на транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания.
Леса являются местом традиционного отдыха. Граждане имеют право свободно пребывать в лесах, собирать ягоды и грибы для собственных нужд, а также сухие дрова для разведения костра в лесу в период с 15 сентября по 15 апреля.
1 Оленина Т.Ю. Специфика лесного законодательства России, Финляндии и Норвегии. М.: Юрист, 2014. С. 22-25.
2 Лесная промышленность в Норвегии http://wood-prom.ru/analitika/13526_lesnaya-promyshlennost-v-norvegii (дата обращения 01.11.2018 г.).
Благодаря деятельности муниципалитетов и общественным организациям в лесу имеются размеченные пешеходные дорожки и подготовленные лыжные трассы.
Право граждан находиться в лесу обеспечено проведением государственной лесной политики. Лесовладельцы в соответствии с законодательством обязаны расчищать тропы и лыжные трассы от веток и устранять повреждения, нанесенные в результате эксплуатации леса. Лесопользование также способствует строительству и ремонту дорог, а также уходу за ними1.
В 1998 г. была разработана система критериев и индикаторов устойчивого лесопользования (проект The Living Forests Project). В настоящее время практически во всех коммерческих лесах применяется сочетание системы сертификации ISO 14001 и национальных стандартов The Living Forests Standards, одобренное согласно программе развития сертификации лесов PEFC.
Пока норвежская лесная промышленность использует стандарт ISO 14001, владельцы лесов не проявляют активности по созданию или принятию другой системы сертификации2.
Лесное законодательство Финляндии в сфере управления лесами и их охраной
По поводу лесного законодательства Финлян- стимулировании лесовладельцев к более активно-
дии необходимо отметить следующее. Основной му проведению лесохозяйственных мероприятий и
нормативный акт Финляндии - Закон о лесе. Он повышению рентабельности лесного хозяйства. был принят 12.12.1996 г. Законом Финляндии Тем не менее, актуализация законодатель-
20.12.2013 г. № 1085 в него были внесены зна- ства не дает абсолютной свободы действий даже
чительные изменения, существенно изменившим в собственных лесах. После рубок главного поль-
содержание3. зования лесовладелец обязан позаботиться о
Реформирование лесного законодательства лесовосстановлении, а сохраняемый древостой
было направлено на увеличение, с одной сторо- после промежуточных рубок должен соответство-
ны, степени свободы выбора лесовладельцев, а с вать определенным критериям объема и каче-
другой стороны - степени их ответственности за ства. Поправки в закон о лесе предусматривают
свои леса. Поставленная цель правового регули- также более четкие минимальные требования по
рования заключается в смягчении детального ре- лесохозяйственной и лесозаготовительной дея-
гулирования лесохозяйственной деятельности и тельности для того, чтобы обеспечить соблюде-
одновременно в устранении ограничений, каса- ние принципов устойчивого лесного хозяйства.
ющихся возраста и диаметра древостоя при про- Таким образом, финское законодательство о ле-
ведении рубок главного пользования. Это предо- сах устанавливает для хозяйственных мероприя-
ставляет лесовладельцам возможность в будущем тий в лесах определенные рамки, внутри которых
самостоятельно принимать решения о сроках и лесовладельцы могут вести деятельность в соот-
обороте этих рубок. Цель реформы заключается в ветствии со своими собственными целями4.
1 Лесная политика Норвегии https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/lmd/skogaaret/vedlegg/brosjyre_norsk_ skogpolitikk_2011_russisk.pdf
2 Лесное хозяйство и лесная промышленность Норвегии // http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_3133AA60-74E6-46FC-9470-0B825D665B9E Дата просмотра сайта 10.12.2018.
3 http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1996/ru19961093.pdf (дата обращения 17.11.2018 г.).
4 Трансграничный лесной портал Финляндии http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1996/19961093?search%5Btype%5D=pi ka&search%5Bpika%5D=laki%20mets http://www.idanmetsatieto.info/ru/новости/новости/?news=view&newsID=2543 дата обращения 21.11.2018 г.).
Лесное законодательство Финляндии не исчерпывается Законом о лесе. Помимо него лесные отношения в Финляндии еще урегулированы Законом об охране природы от 20.12.1996/1096, нормативами Европейского Союза.
На подзаконном уровне данные отношения урегулированы Указом о лесе от 20.12.1996/1200, Постановлением министерства сельского и лесного хозяйства о применении закона о лесе от 14.03.1997/224, Постановлением министерства сельского и лесного хозяйства об изменении изданного министерством сельского и лесного хозяйства постановления о применении закона о лесе от 17.12.1997/1178. Кроме того, в Финляндии действуют нормативы по облегчению налогообложения в сфере самостоятельной лесозаготовки, акты, регулирующие торговлю выбросами, которые были приняты для реализации Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992 г.).
Лесное законодательство Финляндии включает помимо национального законодательства заключенные международные соглашения. Конституцией Финляндии, принятой 11 июня 1999 г. №731 и вступившей в силу с 1 марта 2000 г., предусматривается в §20, что каждый несет ответственность за охрану природы и ее биоразнообразия, а также за охрану окружающей среды и ее культурного наследия. Власть должна содействовать обеспечению здоровой окружающей среды и обеспечивать право каждому влиять на принятие решений по вопросам, затрагивающих право каждого на благоприятную окружающую среду1.
По поводу органов государственного лесного управления в Финляндии можно отметить следу-
ющее. Главное лесное управление Финляндии -Metsahallitus, это государственное учреждение, оно занимается управлением 12 млн га лесных государственных лесов. Данные леса находятся в основном в восточной и северной частях страны. Их площадь составляет примерно треть всей территории Финляндии. Цель управления - обеспечение рекреационных и материальных потребностей местного населения.
Главное лесное управление Финляндии активно осуществляет экономическую деятельность: организует туристическое экскурсионное обслуживание, содержание кемпингов. Это все способствует сохранению природы и обеспечению экологических потребностей местного населения.
Также в ведении Главного лесного управления находятся 37 национальных парков Финляндии. Их ежегодно посещают примерно 1,5 млн туристов, при этом общая площадь составляет 1,6 млн га2.
Итак, можно отметить следующее. В странах Скандинавии в отличие от Российской Федерации распространены разные формы собственности на леса, охрана лесов основывается на международно-правовых актах. Гражданам скандинавских стран, также как и в Российской Федерации, разрешен свободный доступ в леса. Законодательство данных стран являет собой пример удачного сочетания публичных и частных интересов. Законодательство стран Скандинавии направлено как на обеспечение устойчивого развития в области обеспечения охраны окружающей среды, так и на обеспечение потребностей частных собственников лесных участков.
1 Оленина Т.Ю. Лесное законодательство России и Финляндии // Вестник НГУЭУ. 2013. № 3. С. 202.
2 Чернов С.Н., Чернова Т.И. Лесное законодательство России и Финляндии: сравнительная характеристика. СПб.: «Юридический центр», 2015. С. 292.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992 г.). Сайт ООН. http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_ (дата обращения 10.12.2018 г.).
3. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 2015 г. Парижское Соглашение по климату. Принята Конференций ООН по климату 12.12.2015 г. https:// unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf
4. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992 г.). Сайт ООН. http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ biodiv.shtml (дата обращения 10.12.2018 г.).
5. Закон о лесе Финляндии от 12.12.1996 г. № 1085. http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1996/19961093 (дата обращения 17.11.2018 г.)
6.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
7. Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5279.
8. Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» // СЗ РФ. 2018. № 30. Ст. 4547.
9. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981.
Т. 1.
10. Абанина Н.Н. Правовая охрана лесов Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2004.
11. Баканева Н.Г. Правовая охрана лесов: авто-реф. дис. ... канд. юр. наук. М., 1985.
12. Боголюбов С.А., Васильева М.И., Жариков Ю.Г. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ТК Велби; Проспект, 2008.
13. Гражданское право / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. СПб., 1996. Ч. 1.
14. Горбовой В.Ф. Лесное право. Свердловск: Изд-во Свердловского юр. Ин-та, 1977.
15. Дембо Л. И. Правовой режим лесов в свете сталинского плана преобразования природы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1951.
16. Морозов Г.Ф. Учение о лесе: избр. соч. Т. 1. М., 1967. С. 105.
17. Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР. М.: Юрид. лит., 1984.
18. Стоякин Г.Н. Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. Свердловск, 1973.