Научная статья на тему 'Охрана культурного наследия сопредельных государств - фактор интеграции России в европейское пространство'

Охрана культурного наследия сопредельных государств - фактор интеграции России в европейское пространство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щепалов С. В.

В статье рассматривается проблема небрежного отношения российских граждан к культурному наследию сопредельных государств, в то время как внешняя политика России направлена на интеграцию в Европейское пространство. В качестве примера автор описывает расположенное в карельском городке Сортавала недалеко от русско-финской границы старое финское кладбище, которое было разрушено местными жителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Protection of Cultural Heritage of Neighboring States as a Factor of Russia's Integration into Europe

The article is devoted to the problem of careless attitude of Russian citizens to cultural heritage of neighboring states while Russia's external policy is directed to integration into Europe. For example author describes old Finnish cemetery, situated in Karelian town Sortavala nearby Russian-Finnish border, which was ruined by local inhabitants.

Текст научной работы на тему «Охрана культурного наследия сопредельных государств - фактор интеграции России в европейское пространство»

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УГРО-ФИНСКИХ НАРОДОВ НА ГРАНИЦЕ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ

С.В. Щепалов

Юридический факультет Петрозаводский государственный университет Пр. Ленина, 33, 185910 Петрозаводск, Республика Карелия, Россия

В статье рассматривается проблема небрежного отношения российских граждан к культурному наследию сопредельных государств, в то время как внешняя политика России направлена на интеграцию в Европейское пространство. В качестве примера автор описывает расположенное в карельском городке Сортавала недалеко от русско-финской границы старое финское кладбище, которое было разрушено местными жителями.

На юго-западе Карелии, на северном берегу Ладожского озера, расположен курортный приграничный город Сортавала. Примечательно, что этот провинциальный город в карельской глубинке с тридцатитысячным населением имеет серьезное значение не только для Карелии, но и для России в целом. На территории сортавальского горсовета находится цитадель христианства — Валаам. Его регулярно посещает Патриарх Алексий II. Не раз на Валаам приезжал Президент России В.В. Путин, а Патриарх наносил визит и городу Сортавала, освятив дом для переселенных жителей Валаама. В сортавальском районе пересекаются торговые пути на Финляндию, Москву, Санкт-Петербург, Петрозаводск и Мурманск. Этот город является первым по привлекательности городом Карелии для финских туристов и местом работы многих совместных русско-финских предприятий. Данный факт немаловажен в свете одного из основных направлений внешней политики России — интеграции в европейское пространство и повышение своего престижа в глазах Европы. Между тем, Финляндская Республика является членом Совета Европы и Европейского Союза, а ее представитель, М. Пеллонпаа, возглавляет одну из секций Европейского Суда по правам человека.

История Сортавалы берет свое начало с 1632 года.

Из дошедших до нас письменных свидетельств, первое упоминание о Николь-ско-сердовольском погосте содержит Писцовая книга Водской пятины 1500 года. Шведы захватили город Корелу и весь Корельский уезд в 1611 году, а в 1617 году был подписан Столбовский мирный договор между Россией и Швецией. С этого времени началась новая история бывшего Корельского уезда, теперь уже Кекс-гольмского лена. На его территории появляются новые города, в числе них и город Сортавала. Территория бывшего уезда была возвращена в состав Российской империи лишь через сто лет Петром I в результате победоносной Северной войны. В 1811 году после присоединения Финляндии к России Сортавала вошла в состав образованного Великого Княжества Финляндского. Спустя век, 31 декабря 1917 года Сортавала отошла к Финляндии как самостоятельному государству после признания ее независимости. Окончательно же этот город был возвращен России в 1940 году. Сортавала была в числе территорий, отошедших по мирному договору от Финляндии к Советскому Союзу.

Богатая история города Сортавала, побывавшего в руках и россиян, и шведов, и финнов, нашла свое отражение в многочисленных памятниках истории, отраженных не только в документальных источниках, но также в архитектуре и ландшафтных объектах.

Вопрос сохранения памятников истории и иного культурного достояния, унаследованного Россией от сопредельных государств, ныне важен как никогда. Он приобрел особую остроту в последнее десятилетие, когда Россия взяла курс на сближение национального законодательства с европейским, ратифицировала Европейскую культурную конвенцию и специальную конвенцию об охране архитектурного наследия. Теперь стало очевидным: как минимум, полноценное экономическое партнерство России со странами Евросоюза и членство в Совете Европы предполагает и приобщение российского населения к европейскому уровню культуры. А он включает в себя очень бережное отношение к памятникам культуры других народов, принятие мер не только к их охране, но и к реставрации. Существенный момент — также и обеспечение доступа к ним иностранных туристов и паломников, который предполагает и создание мощной инфраструктуры, обеспечивающей иностранный туризм. Вполне закономерное вследствие этого возрастание доверия к нашей стране со стороны Европы упрочит и экономические связи России с европейскими странами. В результате этого задача интеграции с Европой будет наполовину выполнена. Останется совершить лишь ряд дипломатических формальностей, а вся почва для них будет уже подготовлена.

Одним из памятников истории и культуры города Сортавала является расположенное в северной части города старое финское кладбище. Состояние его красноречиво свидетельствует о российском уровне культуры.

Письменные источники г. Сортавала повествуют, что этому кладбищу уже почти два столетия. Захоронения здесь начались с тридцатых годов XIX века, и после трех расширений кладбища его площадь достигла почти пяти гектаров. На территории этого некрополя находится более четырехсот захоронений, в том числе около десятка семейных.

К наиболее известным из них относится склеп-усыпальница супругов Хал-лонблад, в XIX веке широко известных в Сортавала благодаря своей благотворительной деятельности. Государственный советник Герман Халлонблад и его жена Элизабет, дочь богатого купца Сийтойнена, были состоятельными людьми. В 1860 году они основали народную школу. На средства Халлонблад в 1880 году в городе Сортавала была построена вторая во всей Финляндии учительская семинария, а в 1882 году построена и подарена сельской общине народная школа. В 1881 году на их бывшей усадьбе Ээро Мяккинен организовал фабрику музыкальных инструментов. В доме Халлонблад по их завещанию были открыты музей и библиотека. Склеп-усыпальница этих меценатов — уникальный памятник и единственное сооружение подобного рода во всей Карелии.

В северной части кладбища находятся могилы православных жителей Сортавала. Там захоронены карельские купцы Сиитойнен, Молдаковы и Климпуевы. К слову, Константин Сиитойнен был заказчиком строительства здания нынешней Сортавальской мэрии. Династии захороненных здесь же купцов Молдаковых и Климпуевых были известны уже в XVIII веке.

В лютеранской части этого некрополя расположены семейные могилы Веге-лиусов и Алопеусов — известных горожан. Вегелиус — банкир и предприниматель, Алопеус — ректор школы и лектор учительской семинарии. Его дочь, Тойни Алопеус с 1917 по 1940 год была ректором женской гимназии (в здании которой сейчас располагается филиал Петрозаводского государственного университета).

Здесь захоронен и Ю.О. Леандер — директор Народного банка и известный архитектор. В начале XX века он вместе с Э. Сааринен и другими архитекторами построил самый выдающийся памятник архитектуры этого времени — здание Народного акционерного банка. На кладбище также расположены могилы бургомистра

Карла Густава Берга и X. Ренквиста — деятеля лютеранской церкви и основоположника лютеранского течения ренквистизма. Самый же знаменитый монумент на территории кладбища — братская могила 1918 года.

Печально, но Сортавальское старое финское кладбище, место паломничества финских туристов, стало жертвой варварского отношения людей к памятникам истории. Около половины надгробий и каменных оград разрушено или вывезено. Много могил осквернено. А само кладбище стало городским «отхожим местом» для собак.

Наше неуважительное отношение к памятникам прошлого, чье бы оно ни было, не снимает с нас ответственности за их сохранение. Сегодня назрела необходимость в наведении порядка на территории кладбища. Основания для этого не только моральные, но также политические и экономические.

Пассажиропоток и грузопоток, по данным Сортавальской таможни, в течение последних десяти лет растет. В течение последних пяти лет грузопоток составляет в среднем около 4 млн. т, а пассажиропоток -— около миллиона человек. Между тем, основной контингент туристов — люди зрелого и преклонного возраста, имеющие или имевшее здесь родственников, а зачастую и родившиеся в г. Сорта-вала. Визиты их носят не только развлекательный характер, финны заинтересованы и состоянием захоронений своих предков. Наблюдение год за годом состояния кладбища оставляет в душе неприятный осадок, а возмущение этим может достигнуть и властей Финляндии — члена Европейского Союза и Совета Европы, весьма чутких к вопросам культурного наследия.

В формальном аспекте, вопрос о придании всему некрополю статуса памятника истории и культуры вроде несложен. Согласно ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 24 марта 2002 года к объектам культурного наследия относятся в том числе и произведения ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, а также некрополи. Возможная незначительность упомянутого финского кладбища для культуры России в целом не важна: главное, что оно имеет значение для культуры муниципалитета. В этом случае в соответствии со ст. 4 оно может быть отнесено к объектам культурного наследия местного значения. Для принятия решения о включении объекта в реестр орган охраны объектов культурного наследия представляет в соответствующий орган государственной власти субъекта России пакет документов, среди которых: заключение государственной историко-культурной экспертизы, сведения о времени возникновения объекта, дат изменений, дат связанных с ним исторических событий, подробное описание особенностей объекта.

Статья 33 вышеназванного Закона перечисляет меры по охране объектов, зарегистрированных как памятники истории: это и установление ответственности за повреждение и перемещение объекта, согласование в ряде случаев с региональными властями градостроительных и землеустроительных работ, контроль за состоянием объекта. Включение финского некрополя в реестр объектов культурного наследия повлечет более строгие санкции для местных вандалов: повреждение захоронений будет рассматриваться и как надругательство над местами захоронения (ст. 244 УК РФ), а также одновременно и как повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК).

Актуальный вопрос охраны кладбища — присвоение ему статуса памятника истории и культуры ныне превратился в проблему. Перед празднованием в 2000 году шестидесятилетия окончания советско-финской войны мэрия г. Сортавала обратилась с ходатайством в Государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Минкультуры РК о присвоении финскому кладбищу статуса памятника истории и культуры местного значения. В ответ было предложено муниципалитету провести полную инвентаризацию всех памятников на территории некрополя, фотосъемку всех захоронений, а также подготовить полную историческую справку о времени захоронения, захороненных здесь людях, включая их биографические данные, вклад в культуру и т.д. Напомним, некрополь занимает 5

га, и, помимо панорамных снимков, каждое захоронение нужно сфотографировать с четырех сторон. Еще труднее дело обстоит с исторической справкой: приложение списка всех захороненных с указанием их биографических данных, сведений о вкладе в культуру требует не одного года кропотливой работы в карельских и финских архивах (в каких именно — еще неизвестно).

Из всей необходимой документации музей сейчас располагает лишь пересланным из Финляндии списком захороненных на кладбище. Идея музеефикации кладбища, которая давно вынашивается музеем северного Приладожья, пока что «повисла в воздухе». А трудность предварительного составления точной сметы расходов парализует финансирование этого проекта из местного бюджета, и без того не страдающего избытком средств. Ко всему прочему, согласно п. 2 ст. 31 вышеуказанного Закона, историко-культурная экспертиза должна быть также оплачена заказчиком (в этом случае — Сортавальской мэрией). Процедура проведения экспертизы длительна, документы должны посетить и Министерство культуры России, чтобы при необходимости поставить этот памятник под охрану как объект культурного наследия общероссийского значения.

Музей Северного Приладожья не раз выступал против бесчинства по отношению к памятникам истории и на страницах газет. Так, в газете «Ладога» была опубликована статья «Город в городе», обращающая внимание соратавальцев на эти факты, но призыв краеведов так и не был услышан.

Хотя правовые средства для охраны кладбища имеются и ныне. Необходимо усилить бдительность правоохранительных структур по охране правопорядка и недопущению вандализма. Несколько прецедентов вынесения обвинительных приговоров за осквернение надгробий послужат хорошим уроком для страдающей бездельем местной молодежи. Однако в сортавальском ГОВД, который от кладбища всего в двухстах метрах, мы задали вопрос, имеются ли здесь прецеденты привлечения к уголовной ответственности за надругательство над местами захоронения или повреждение памятников истории. Случаи такие сотрудники припомнить не смогли и добавили, что наведение порядка на кладбище — проблема мэрии.

Есть также другое расхожее мнение: если кладбище финское, то и поддержание порядка на нем — задача финских властей. Однако на нем много захоронений православных русских купцов, да и кладбище расположено все же на российской территории. К тому же, как отмечают сотрудники краеведческого музея, потомки захороненных периодически приезжали и приезжают к могилам своих предков, устанавливают каменные надгробия взамен утраченных или вбивают деревянные кресты. Эти усилия, как правило, напрасны. Вновь поставленные могильные плиты опрокидываются хулиганами, пока цемент еще не успел засохнуть, кресты вынимаются и отправляются в костер, и все остается по-прежнему. Сотрудничество между сортавальскими властями и финской стороной — вопрос открытый. Причина тому — в неопределенности правового статуса некрополя, отсутствии конкретного плана реконструкции кладбища и сметы расходов, да и в бесполезности нынешних попыток финнов восстановить отдельные могилы.

Что же касается реставрации старого финского кладбища, то в настоящей ситуации — первоочередно, конечно, это задача муниципалитета. Упомянутый Закон об охране объектов культурного наследия в ст. 48 указал, что собственник объекта культурного наследия обязан его содержать. Собственником кладбища ныне является муниципальное образование в лице Сортавальской мэрии. Но очевидно также и то, что муниципалитету в этом деле не обойтись без финансовой помощи со стороны государства. Между тем, в восстановление кладбища Министерству культуры Карелии средства вкладывать нет оснований: пресловутое кладбище не является объектом культурного наследия республиканского значения. Поэтому в этом вопросе «свет сходится клином» на сортавальских муниципальных властях

Общее количество финских захоронений в Карелии не подсчитано и поныне. Только в Сортавальском районе их десятки — в каждой деревне. В каком они со-

стоянии — можно судить по состоянию сортавальского финского кладбища. А факты реставрации кладбищ единичны. К последним можно отнести реставрацию церкви и частичное восстановление лютеранского кладбища в пос. Рускеала, что в тридцати километрах от Сортавала в сторону Финляндии. Этот почин был предпринят около десяти лет назад пастором Каллеви Кейннонен и успешно завершен при участии жителей Рускеала и помощи финских организаций. Значит реставрация захоронений возможна?

Итак, нынешние реалии состояния культурного наследия в России иначе как прискорбными не назвать, в то время как на внешнеполитическом уровне вовсю кипит работа по «интеграции» нашей страны в европейское пространство. Между тем, без решения этих неприятных вопросов России не обойтись.

Однако обратим внимание, что реставрация памятников культуры не только важна политически и морально, но и просто выгодна экономически нам самим. Восстановив, например, финское кладбище в Сортавала, мы улучшим привлекательность этого города для финских туристов своим бережным отношением к памятникам их культуры. К слову, даже традиционное для России отсутствие средств на такие дела — не помеха для данного почина. Финская сторона готова сама инвестировать средства в восстановление данного объекта. С нашей стороны требуется лишь принятие мер по охране некрополя и разработка конкретного плана его реставрации. В результате выполнения этого плана неизбежно увеличится приток средств в бюджет города и государства. Прежде всего увеличится поток туристов. Затем создаваемая инфраструктура по обслуживанию туризма (платные автостоянки, закусочные, экскурсионные бюро, кемпинги) повысит доходы предприятий, занятых в турбизнесе. Их, кстати, целесообразно создавать при долевом участии в их уставных капиталах муниципалитетов и государства. Но, что особенно важно, эта инфраструктура увеличит налоговые доходы государства и муниципальных образований, а также повысит занятость населения.

Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Мы должны помнить о привлекательности Карелии для сопредельных государств, хотя бы инвестиционной. А важен здесь не только инвестиционный климат, но и элементарное уважение к культурному наследию сопредельного государства, волею судеб вверенному нам историей. Если мы хотим, чтобы нас уважали другие государства, их граждане увозили о нас приятные впечатления и желали вновь посетить Карелию, нужно уважать и их историю. Памятуя это, Финляндия поддерживает безупречный порядок на русских кладбищах на своей территории. Поэтому вопрос охраны культурного наследия сопредельных государств должен привлечь пристальное внимание Министерства культуры Карелии и России, и из проблемы муниципалитетов стать задачей общероссийского масштаба.

Постскриптум. Благодарим Музей Северного Приладожья за предоставление эксклюзивной информации и содействие в сборе материалов.

THE PROBLEM OF KEEPING OF FINNISH CULTURAL HERITAGE IN NEIGHBORING DISTRICTS OF FINLAND AND RUSSIA

S.V. Schepalov

Law Department Petrozavodsk State University Lenin av., 33, 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russia

The article is devoted to the problem of careless attitude of Russian citizens to cultural heritage of neighboring states while Russia’s external policy is directed to integration into Europe. For example author describes old Finnish cemetery, situated in Karelian town Sortavala nearby Rus-sian-Finnish border, which was ruined by local inhabitants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.