Научная статья на тему 'Формирование и развитие гражданского общества в г. Сортавале (1880-1939)'

Формирование и развитие гражданского общества в г. Сортавале (1880-1939) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРТАВАЛА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ / ОРГАНИЗАЦИИ / КУЛЬТУРА / СПОРТ / SORTAVALA / CIVIL SOCIETY / SOCIAL CHANGE / ORGANIZATION / CULTURE / SPORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Итконен Ханну, Шикалов Юрий Геннадьевич

Рассматривается история развития гражданского общества в г. Сортавале в конце XIX столетия и в период нахождения города в составе независимой Финляндии. За начальную точку периода исследования был взят 1880 год, поскольку именно в этом году в городе была основана учительская семинария, послужившая мощным толчком к формированию гражданского общества. К началу Зимней войны гражданское общество в Сортавале было уже довольно хорошо развито. После окончания войны, в 1940 году, город был аннексирован Советским Союзом и финское население было полностью эвакуировано. В рассматриваемый период наиболее популярными среди жителей города были спортивные, музыкальные и просветительские общественные организации. Цель данной статьи выяснить, как формировалась и изменялась деятельность этих организаций. Исследование показало, что в последние десятилетия «финского периода» своей истории Сортавала превратилась в оживленный культурный и спортивный центр с активно действующим гражданским обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVIL SOCIETY FORMATION AND DEVELOPMENT IN THE CITY OF SORTAVALA (1880-1939)

The article deals with the history of the civil society development in Sortavala at the end of the XIX century and during the period when the city was part of the independent Finland. The year of 1880 was taken as a starting period of our research because a city teachers’ seminary was founded during this year. Its establishment served as a powerful impetus to the formation of the civil society. By the beginning of the Winter War, the civil society in Sortavala was already quite well developed. After the end of the war, in 1940s the city was annexed by the Soviet Union and the Finnish population was completely evacuated. According to the results of our research, during this period the most popular among the city’s residents were sports, music and public educational organizations. The purpose of this article is to identify how the activities of these organizations were formed and changed. The study showed that in the last decades of its ”Finnish period” the city of Sortavala turned into a vibrant cultural and sports center with an active civil society

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие гражданского общества в г. Сортавале (1880-1939)»

№ 7 (168). С. 49-55 Исторические науки и археология 2017

УДК 94(470.22)"18..."

ХАННУ ИТКОНЕН

доктор философии, профессор кафедры социологии спорта, Университет г. Ювяскюля (Ювяскюля, Финляндия) hannu.itkonen @)'иу.А

ЮРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ ШИКАЛОВ доктор философии, доцент кафедры исторических и географических наук факультета общественных и экономических наук, Университет Восточной Финляндии (Йоэнсуу, Финляндия) yury.shikalov@uef.fi

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В г. СОРТАВАЛЕ (1880-1939)

Рассматривается история развития гражданского общества в г. Сортавале в конце XIX столетия и в период нахождения города в составе независимой Финляндии. За начальную точку периода исследования был взят 1880 год, поскольку именно в этом году в городе была основана учительская семинария, послужившая мощным толчком к формированию гражданского общества. К началу Зимней войны гражданское общество в Сортавале было уже довольно хорошо развито. После окончания войны, в 1940 году, город был аннексирован Советским Союзом и финское население было полностью эвакуировано. В рассматриваемый период наиболее популярными среди жителей города были спортивные, музыкальные и просветительские общественные организации. Цель данной статьи - выяснить, как формировалась и изменялась деятельность этих организаций. Исследование показало, что в последние десятилетия «финского периода» своей истории Сортавала превратилась в оживленный культурный и спортивный центр с активно действующим гражданским обществом. Ключевые слова: Сортавала, гражданское общество, общественные перемены, организации, культура, спорт

Провинциальный город

В Финляндии формирование гражданского общества пришлось на вторую половину XIX века [2]. В 1855-1880 годах основной движущей силой этого процесса выступали представители высшего сословия и немногочисленные круги активистов народного просвещения. На втором этапе (1880-1895) деятельность общественных организаций стала стремительно развиваться и затрагивать все более широкие слои населения. Объединения рабочих, молодежи, а также общества трезвости стали играть значительную социальную роль. На третьем этапе, в 1896-1905 годах, в стране, еще не получившей независимости, уже возникла развитая система общественных организаций, охватывавшая обширные территории [11]. Формирование гражданского общества в конечном итоге обрело локальный характер. Объединения учреждались внутри муниципалитетов, с самого начала приобретая выраженную локальную идентичность. Так произошло и в городе Сортавале, расположенном на северном берегу Ладожского озера.

Вплоть до 1870-х годов Сортавала представляла собой скромный провинциальный город. Расположение его было таково, что жители из других мест заезжали туда редко, а сами со-ртавальцы тоже нечасто наведывались в другие города [12: 159-160]. Зарождение первых общественных объединений в Сортавале приходится на 30-е годы XIX века. Известно, что тогда в городе работал танцевальный клуб, но его деятельность нельзя назвать активной. К примеру,

© Итконен Х., Шикалов Ю. Г., 2017

в 1835 году члены клуба собирались лишь трижды. Примерно в середине века в клубе также музицировали и ставили спектакли. На раннем этапе организация культурной деятельности была уделом представителей благородных сословий и подобные увлечения предназначались лишь для людей высшего общества. Низшие сословия не могли иметь отношения к «деликатным» развлечениям [12: 160].

В 1870-х годах круг приверженцев культурной деятельности стал расширяться, ремесленники занялись организацией собственных мероприятий, включавших в себя в основном пение и игру на различных музыкальных инструментах. Первый местный смешанный хор был учрежден в 1868 году. Музыкальное общество Сортавалы было основано в 1877 году, а вскоре появилось и Общество игры на духовых инструментах [12: 160].

К концу XIX века жители Сортавалы начинают устанавливать культурные связи и с другими областями Финляндии. Уже в 1874 году горожане организовали систему совместной подписки на периодические издания, и вскоре в Сортавалу стали доставляться практически все газеты, выпускавшиеся на финском языке. Газеты позволяли жителям Сортавалы быть в курсе событий, происходивших в других регионах страны [12: 162]. Совместные увлечения, в свою очередь, развивали навыки организованной общественной деятельности и работы в коллективе. Помимо этого, совместная деятельность создавала у сор-тавальцев особое представление о собственном городе. Так возникали предпосылки формирования локальной идентичности.

Учреждение учительской семинарии и активизация гражданского общества

В 1880 году в Сортавале была учреждена семинария, задачей которой являлась подготовка учителей. Это событие сыграло огромное значение в развитии города. На решение об учреждении семинарии отчасти повлияла благоприятная финансовая ситуация: а именно - пожертвование Хермана и Элизабет Халлонбладов в 400 000 марок «на расходы по учреждению института по подготовке учителей». О размере этой суммы можно судить по тому, что, например, в городе Савонлинна, также претендовавшем на учреждение семинарии, было собрано лишь 50 000 марок пожертвований для этой цели [12: 216].

Значение преподавателей семинарии для культурной и общественной жизни города было огромно. Приглашенные в семинарию из других областей Финляндии учителя привозили с собой различные культурные веяния, однако их влияние не ограничивалось только культурной жизнью. Преподаватели играли значительную роль и в общественной деятельности, и в органах местного управления. Так, в конце XIX века в Сор-тавале стала выходить газета, начали свою работу Городской совет и Городская счетная палата, была открыта библиотека [12: 166]. С учреждением семинарии оживился и приток населения. В семинарию со всех концов Финляндии приезжали не только учителя, но и студенты. Больше всего учеников прибыло из Выборгской и Куопиоской губерний. Львиная доля новоприбывших была родом из сельской местности, что отражает динамику социальных изменений того времени. Об улучшении финансовой ситуации Сортавалы свидетельствует то, что в 1913 году 18,7 % от средств муниципалитета было направлено на «иную просветительскую деятельность». В других городах Финляндии на эту статью расходов из общественных средств не было выделено ни одного процента. Сортавала действительно стала одним из богатейших городов такого размера [12: 171-183].

Мобильности населения способствовало и развитие транспортной инфраструктуры. Железная дорога достигла Сортавалы в 1893 году, когда было завершено строительство путей между Сортавалой и городом Антреа. Годом позже по железной дороге уже можно было добраться до города Иоэнсуу. Об оживленности водных путей сообщения свидетельствует то, что на рубеже Х1Х-ХХ веков на Ладоге работало уже несколько пароходных компаний [12: 206].

Представление о возрастающей роли семинарии в жизни города дает и знакомство с данными о количестве учащихся. Через три года после ее основания, в 1883 году, в ней уже числилось 132 студента. В 1895 году их число превысило 200, а в 1904 и 1905 годах в семинарии обучалось более 300 студентов. Нередко численность учащихся в Сортавальской семинарии превышала даже численность студентов старейшей в Финляндии учительской семинарии, находившейся

в городе Ювяскюля [12: 218]. Наиболее многочисленной аудитория студентов Сортавальской семинарии была в середине 1920-х годов [6: 339].

Преподаватели семинарии с энтузиазмом принимали участие в формировании местного гражданского общества. В 1882 году начала работу добровольная пожарная дружина. В соответствии с духом времени речь шла не только о тушении пожаров - деятельность этого общества преследовала и патриотические цели. Важное место в дружине занимали также музыка и пение. В 1902 году, в праздничном параде, посвященном 20-летнему юбилею этого общества, приняли участие более 200 мужчин. Не была забыта и физическая культура: в дневную программу юбилейных торжеств было включено показательное выступление гимнастов. В 1890 году лекторами семинарии было основано Сортавальское еван-гелистское общество, в задачи которого входило удовлетворение духовных нужд населения региона Ладожская Карелия [12: 192-197].

Преподаватели Сортавальской семинарии участвовали во многих мероприятиях. Одним из активнейших общественных деятелей был учитель гимнастики Элиэль Вартиайнен. Помимо своей преподавательской деятельности, он являлся руководителем добровольной пожарной дружины, командиром местного отделения шюцкора (финской полувоенной добровольной охранной организации), хормейстером смешанного хора и депутатом Городского совета. К тому же Вартиайнен был известен как писатель [4: 25].

На раннем этапе помещения и площадки семинарии имели большое значение для организации городских мероприятий. Классные комнаты семинарии позволяли проводить различные культурные акции, а спортзалы и спортплощадки предоставляли пространство для добровольческой деятельности. Позднее в Сортавале появились и другие спортивные сооружения. В 1913 году рядом со зданием лицея был открыт стадион с раздевалками. Вблизи от семинарии в 1927 году начал работу бассейн, а в начале 1930-х годов в районе горы Кухавуори были открыты трамплин и теннисный корт [5: 117, 156].

Культурная жизнь Сортавалы обязана своим расцветом не только семинарии, но и появлению в городе других образовательных учреждений. В 1893 году был учрежден лицей, а четыре года спустя начала действовать народная школа [12: 221-224]. Все большее вовлечение низших слоев общества в гражданскую деятельность было связано с возникновением рабочего движения. В 1899 году в Сортавале было зарегистрировано Рабочее объединение, занимавшееся культурной и развлекательной деятельностью. В этом объединении можно было заниматься игрой на духовых инструментах, народными танцами, пением, участвовать в театральных постановках и т. п. В 1904 году в объединение входило 102 человека. Из документов следует, что 25 из них внесли членский взнос через

Гимнастическое общество, которое тоже входило в состав объединения. В Сортавале было основано и Общество трезвости, главными энтузиастами которого вновь выступили преподаватели семинарии. Наиболее активно Рабочее объединение вело свою работу незадолго до начала масштабных волнений 1905 года, после чего наблюдается спад его деятельности [12: 240-241, 252].

Организация спортивной деятельности

Благодаря преподавателям семинарии в Сор-тавале начала развиваться и спортивная жизнь. Карл и Алина Поппиусы в 1895 году основали два общества гимнастов - мужское и женское, которые тесно сотрудничали с семинарией. В 1900 году под эгидой семинарии и под руководством ее преподавателя Элиэля Вартиайнена было основано Сортавальское отделение Общества спортсменов-лицеистов [1: 14]. В 1914 году это общество было реорганизовано и получило новое название, а годом позже оно было вновь переименовано в «Lyseon Kilpa-Veikot» [14: 310-311].

До 1910 года в Сортавале было создано еще три спортивных общества. В 1904 году организовывается общество гимнастов «Virkistys», руководителем которого был известный по Обществу спортсменов-лицеистов Элиэль Вартиайнен. В ноябре этого же года начало работу спортивное общество рабочих <^ог!ауа1ап Ponnistus» под руководством Э. Лааксо. Это общество было открыто в рамках деятельности Рабочего объединения и вплоть до 1910-х годов представляло собой ведущую спортивную организацию Восточной Карелии. В 1906 году было учреждено Сортавальское женское гимнастическое общество [9: 52], [14: 14-15].

Самый активный период деятельности общества <^ойауа1ап Ponnistus» пришелся на 1907-1910 годы. Уже в начальный период в нем можно было заниматься гимнастикой, лыжами, спортивной ходьбой, греблей и гонками на санных упряжках. Чуть позднее в программу работы общества были включены легкая атлетика и футбол. Наибольшей популярностью пользовалась борьба [1: 32-33].

В 1911 году общество «Ponnistus» отделилось от Рабочего объединения в самостоятельную спортивную организацию. Причиной отделения послужили некоторые разногласия по хозяйственным вопросам. После отделения финансовое положение общества действительно улучшилось, что позволило ему уделять еще больше внимания спортивной деятельности. Среди видов спорта, культивируемых в «Ponnistus», на первое место выходит борьба, где были достигнуты определенные успехи. Это спортивное общество просуществовало вплоть до 1 января 1944 года, когда в городе Куопио было принято решение о его закрытии [1: 33-34].

В 1911 году в Сортавале было учреждено спортивное общество «^ойауа^ Viritys», вскоре ставшее крупнейшим в городе наряду с «Ponnistus». В «Viritys» тоже были представлены самые различные виды спорта. Наибольшую популярность

в нем приобрели легкая атлетика, лыжи и гимнастика. Активисты общества «Viritys» поддерживали в порядке местный каток до тех пор, пока эту задачу не взял на себя город. Когда в 1910 году было учреждено Восточно-Карельское отделение Гимнастического и спортивного союза Финляндии (SVUL), то организаторам «Viritys» в числе прочего была поручена поддержка деятельности небольших спортивных обществ [15: 91].

В 1911 году были учреждены Сортавальское общество плавания и Ладожское общество гребли. В 1920 году было основано Сортавальское женское гимнастическое общество. На рубеже 1920-1930-х годов появились спортивные клубы, объединявшие любителей игр с мячом: «^оЛауа^ Voimaveikot», «^оЛауа^ Palloilijat» и «^ой^а^ Palloseura», а также объединение «^ой^а^ КиШю». Возникновение их отражало возрастающий интерес молодежи к командным видам спорта. Задачей «^ой^а^ КиЩ;о» была организация занятий по физической культуре для учащихся семинарии, которым, в частности, предлагались гимнастика, легкая атлетика и игры с мячом. В 1935 году теннисисты также получили собственное объединение - Сортаваль-ский теннисный клуб [1: 142-146], [15: 92].

Спорт являлся существенной частью деятельности и добровольной военно-патриотической организации шюцкор. В Сортавальском шюцкоре предпочтение отдавалось лыжам, стрельбе, спортивному ориентированию и финскому бейсболу. Это не удивительно, поскольку именно эти виды спорта лучше всего подходили для воинской подготовки. Многие шюцкоровцы увлекались и гимнастикой [1: 92]. Помимо этого, шюцкор с особым вниманием относился к воспитательной работе с подростками, которая организовывалась совместно со спортивными клубами [16: 591].

Диапазон культурной жизни

Во второй половине XIX века Сортавала славилась своей любительской музыкальной деятельностью. Как уже упоминалось выше, еще до учреждения учительской семинарии в городе действовал любительский мужской хор. Ключевую роль здесь сыграл прибывший в Сорта-валу в конце 1860-х годов ректор К. В. Алопеус. В 1868 году был основан смешанный хор, вскоре уже имевший в своем репертуаре 50 композиций. Смешанный хор ремесленников был учрежден в 1875 году, а двумя годами позже возникло и Сортавальское музыкальное общество, при котором был организован оркестр. Любительская музыкальная деятельность позволяла развивать творческие контакты. Сортавала, наряду с Выборгом, становится важным культурным центром, влияние которого распространялось на все области Карелии [10: 9-11].

В первые десятилетия XX века хоровое пение пользовалось в Сортавале небывалой популярностью. В 1917 году был учрежден хор Сорта-вальской семинарии, позднее переименованный

в «Вечерний хор». Хористы шюцкора начали занятия в 1918 году, а год спустя свой хор появился и у женской военно-патриотической организации «Ьойа Svard». Преемником хора семинарии стал учрежденный в 1922 году хор Молодежного христианского объединения. Мужской хор железнодорожников Сортавалы начал свою деятельность в 1928 году, а уже в следующем году возник мужской хор «Певцы Сортавалы». Крайне правые круги общества в 1934 году учредили хор Патриотического народного движения [10: 72-85].

Развитию музыкальной жизни Сортавалы способствовали не только хоры, но и оркестры. Оркестр Ладожского пехотного полка был учрежден в 1918 году. Три года спустя Третий полк береговой артиллерии также обзавелся собственным оркестром. В 1927 году Скаутская организация основала собственный хор под названием «Ладожские парни». В том же году был основан Сортавальский салонный оркестр. Ранее действовавший оркестр Добровольной пожарной дружины был восстановлен в 1932 году. В 1933 году начал свою работу Сортавальский оркестр друзей музыки [10: 111-114].

Одной из самых значимых глав в истории культуры Сортавалы являются песенные фестивали, получившие известность по всей Финляндии. Первые фестивали были проведены в 1896 году, когда любительская музыкальная деятельность достигла в городе своего расцвета [10: 9]. Десятью годами позже в парке Ваккосал-ми состоялся песенный фестиваль, благодаря которому в следующем году силами горожан была поставлена опера «Марта» немецкого композитора Фридриха фон Флотова [10: 50]. В 1926 году был организован Всеобщий фестиваль музыки и песни Народного просветительского общества, который открыл лично президент Финляндии Л. К. Реландер. Для этих целей был приведен в порядок городской парк Ваккосалми [6: 394].

Самый масштабный песенный фестиваль в Сортавале был проведен в 1935 году. Назывался он Всеобщим музыкально-песенным фестивалем юбилейного года «Калевалы» и проводился в честь первого издания эпоса «Калевала», вышедшего ровно столетие назад. Прежде всего этот фестиваль являлся демонстрацией достижений в деятельности общественных формаций. В нем приняли участие 136 хоров и 12 духовых оркестров - всего 4 259 выступающих. Участники прибыли даже из Эстонии и Венгрии. В закрытии мероприятия участвовало около 25 000 человек [17: 131-144]. Наряду с такими грандиозными проектами проводились и небольшие песенные фестивали. В 1914 году свой первый певческий фестиваль провела Греко-Католическая церковь. Позднее концерты греко-католической церковной музыки проводились неоднократно [10: 65].

В 1881 году было основано Сортавальское Финское сообщество, задачей которого было «продвижение финской культуры во всех кругах общества» [10: 15-19]. Значительным событием для развития культурной жизни Сорта-

валы явилось открытие в 1885 году городской ратуши, которая затем десятилетиями служила местом проведения концертов, спектаклей, торжеств и других мероприятий. Парк Ваккосал-ми, в свою очередь, имел большое значение для проведения мероприятий на открытом воздухе. Уже в 1883 году торжества, проводимые в городе, описывались как миниатюрные песенные фестивали, где принимало участие до 1 500 человек [10: 2 -23].

Первые театральные постановки в городе были показаны на приемах в высших кругах общества. Однако театром интересовались и рабочие слои населения, которые начали ставить свои спектакли. Нередко такие спектакли проводились в благотворительных целях. Так, доходы от спектакля, поставленного рабочими в 1870 году, были направлены на финансирование библиотеки [12: 162]. В 1920-1930-е годы в Сортавале функционировало три театра. Дольше всех проработал театр «Рабочая сцена», действовавший в период с 1920 по 1928 год. Деятельность этого театра описывалась как оживленная, а репертуар - как обширный. В 1922 году был открыт Театр Сор-тавальского сообщества, целью которого было развитие сценического искусства. Через пару лет театр был переименован в Сортавальский театр, но он закрыл свои двери уже в 1926 году. Жизнь третьего театра оказалась еще более короткой. Театр «Сортавальские подмостки», основанный в 1932 году, прекратил свое существование, едва пережив 1933 год [6: 389-391], [13: 297-298].

Идейная и просветительская деятельность организаций

Финляндия обрела независимость в конце 1917 года, а в начале 1918 года страну захлестнула кровавая гражданская война. Однако Со-ртавалу эти события затронули незначительно. Располагавшийся в городе небольшой российский гарнизон был разоружен белофиннами уже 23 января 1918 года [15: 417-418]. После захвата власти белыми большую роль в городе стали играть добровольные военно-патриотические формирования шюцкор и «Ьойа Svard». Как и во всей стране, в Сортавале шюцкор становится главной общественной организацией [3: 225].

Гражданское общество Сортавалы в политическом смысле разделилось на два лагеря. Пока буржуазия формировала свои объединения, политически организовывался и рабочий класс. Понятно, что целью рабочих организаций являлась забота о беднейших слоях населения. Уже упомянутое выше Сортавальское рабочее объединение, учрежденное в 1889 году, в начале XX века становится крупнейшей и важнейшей организацией региона, занимавшейся как социальной, так и культурной деятельностью. На первых парламентских выборах 1907 года за социал-демократическую партию проголосовало 28 % избирателей Сортавалы. Перед провозглашением независимости Финляндии данная организация развивала четыре направления своей работы

в среде трудящихся масс: культурная деятельность, улучшение социальных и экономических условий жизни, противодействие русификации, а также расширение избирательных прав на местных выборах [12: 241-248].

В развитии гражданского общества Сортава-лы важную роль сыграли и молодежные организации. Еще в XIX веке в Сортавале проводились различные праздники, имевшие характер организованной молодежной деятельности. Излюбленным местом празднований являлся парк Вакко-салми, куда в летнее время гуляющие прибывали и из-за пределов города.

На собрании, проведенном в 1891 году и посвященном организации молодежной деятельности, была избрана комиссия, целью работы которой являлось проведение соответствующих мероприятий по всей Ладожской Карелии. Благодаря работе этой комиссии в деревнях Карма-ла, Куокканиеми, Лахденкюля, Рюттю и Риек-калансаари были открыты избы-читальни, но молодежных организаций как таковых учредить не удалось. Тем не менее в июне 1902 года в местечке Хелюля было открыто свое молодежное объединение. Работа в нем велась активно: уже в течение первого года деятельности в объединении был зарегистрирован 91 человек. В местечке Хюмпеля молодежное сообщество было основано в 1906 году. Развитию молодежной деятельности в регионе в значительной мере способствовала организаторская помощь городских чиновников [7: 389].

Гражданская активность в конце 1930-х годов

Формирование гражданского общества Со-ртавалы продолжалось вплоть до начала Зимней войны. Общее представление о гражданском обществе Сортавалы в конце 1930-х годов дает анализ подшивки газеты «^ааШкка» за 1938 год. В данном разделе приводятся результаты этого анализа. При этом следует помнить о том, что данный печатный орган представлял интересы Коалиционной партии и придерживался правой направленности. По этой причине в «^ааШкка» практически не освещалась деятельность Рабочего союза. Союз издавал собственную газету «Kansan 1еЫ;Ь> («Народная газета»). Объявления и новости, касающиеся профессиональных объединений, также представлены в «Laatokka», но весьма ограниченно.

Публиковавшиеся в 1938 году в газете организации можно разделить на девять основных групп: 1) предпринимательские организации; 2) оборонные организации; 3) политические организации; 4) спортивные клубы; 5) культурные и любительские организации; 6) религиозные организации; 7) общества трезвости; 8) благотворительные организации; 9) профессиональные объединения. Некоторые общества было трудно классифицировать по причине их многопрофильной деятельности. Так или иначе данная классификация дает определенную картину структуры гражданского общества города.

В 1930-е годы финское общество активно модернизировалось. Этот процесс, в частности, выражался в оживлении предпринимательской деятельности. В значительной степени активизация предпринимательства происходила благодаря деятельности общественных организаций. На страницах газеты «Laatokka» упоминается целый ряд объединений, способствовавших развитию предпринимательства. В их число входили Ремесленное объединение Восточной Карелии, Сортавальское отделение Торговой палаты, Сор-тавальское объединение продавцов, Женщины предпринимательских кругов Сортавалы, Сорта-вальское мануфактурно-промышленное объединение, Сортавальское объединение Выборгской торговой палаты и Сортавальское объединение стенографистов. Жилищными вопросами заведовало Объединение домовладельцев города Сортавала.

К предпринимательской деятельности отчасти имели отношение и общества, объединявшие любителей животных и природы. Деятельность их была важной, поскольку Финляндия в 1930-е годы являлась аграрной страной. В Сортавале к таким обществам можно отнести следующие: Сортаваль-ское коневодческое общество, Совет рыболовов Сортавальского хозяйственно-территориального департамента, Сортавальский клуб рыболовов, Всеобщее охотничье объединение Сортавальской области, Сортавальское лесоводческое объединение и Сортавальское общество садоводов.

В эти же годы в Финляндии особое внимание начало уделяться туризму. В Сортавале главным импульсом для развития туризма послужил упомянутый выше масштабный музыкально-песенный фестиваль 1935 года. На официальном уровне туризмом занималось Сортавальское отделение Туристического объединения Финляндии.

Крайне важное значение в 1930-е годы в Финляндии получили добровольные военно-патриотические организации. После гражданской войны 1918 года именно они стали играть ключевую роль в подготовке населения к защите страны. Это отразилось и в содержании анализируемой газетной подшивки. Помимо шюцкора, к военно-патриотическим образованиям в Сортавале относились следующие сообщества: Собственный отдельный Морской охранный корпус, женская организация «^ойа Svard», объединение противовоздушной обороны Восточной Карелии, объединение противовоздушной обороны Сорта-вальской области, Сортавальский клуб офицеров запаса, Сортавальский клуб унтер-офицеров запаса, Сортавальское отделение объединения тылового обеспечения береговых вооруженных сил, Сортавальское объединение фронтовиков, женское отделение Сортавальского объединения фронтовиков, а также объединение фронтовиков Сортавальской области.

Как уже упоминалось выше, газета «^ааокка» придерживалась линии Коалиционной партии и о других политических субъектах писала крайне редко. Например, в подшивке 1938 года

упоминалось только Сортавальское Национальное общество. Деятельность спортивных обществ, напротив, освещалась в газете очень подробно. Мероприятиям многопрофильных спортивных организаций, в частности, обществ «^011^а1ап Ponnistus», «Viritys», уделялось большое внимание. Помимо них в городе в 1930-е годы действовало большое количество профильных спортивных организаций. Любителей игр с мячом объединяли клубы Ра1^еига» и «^011^а1ап РаПоПуаЬ». Свои клубы появились и у стрелков, шахматистов и теннисистов. Тяжелоатлеты, в свою очередь, объединились в общество «^01!жа1ап Voimaveikot». При Лицее продолжало функционировать спортивное сообщество «Lyseon Kilpa-Veikot». Для женщин существовал спортивный клуб при семинарии - Женское гимнастическое общество Сортавальской семинарии, самым заметным мероприятием которого стал Гимнастический фестиваль. Развитием любительской спортивной деятельности занималась Сор-тавальская комиссия по любительскому спорту.

Ранее отмечалось, что в Сортавале уже в конце XIX века получило широкое развитие хоровое пение. Как видно из газеты «Laatokka», популярность этого увлечения сохранилась вплоть до конца 1930-х годов. В 1938 году через газету мужчины активно привлекались в мужской хор 1аи^аЪ» («Певцы Сортавалы»),

а женщины - в Сортавальский женский хор. Собственный хор был и у железнодорожников, о его высокой активности свидетельствуют 30 выступлений, состоявшихся в 1937 году. К услугам местных рабочих был Мужской хор сортаваль-ских рабочих.

Упоминаемые в газете многочисленные любительские объединения говорят о неуклонном росте значения свободного времени в 1930-е годы. Свои клубы имели фотографы (Фотоклуб Сортавалы), авиамоделисты (Сортавальский авиамодельный клуб и Сортавальский клуб мини-авиамоделей). Скаутской деятельностью занималось скаутское отделение, получившее название «Ладожские парни». Сортавальская походная комиссия, со своей стороны, занималась развитием городского туризма в сотрудничестве с местным отделением Туристического объединения. К любительским организациям также можно отнести Сортаваль-скую добровольную пожарную дружину.

Религиозная направленность была у пяти организаций, упомянутых на страницах газеты «Laatokka» в 1938 году. Сортавальский церковный хор координировал свою деятельность с местной лютеранской церковью. Для трудящихся города было организовано Сортавальское христианское рабочее объединение. К религиозным объединениям, помимо этого, относились Христианское молодежное объединение и Христианское женское молодежное объединение Сортавалы. Также в городе функционировало отделение Армии Спасения.

На страницах газеты в 1938 году упоминаются и два общества трезвости: Сортавальский брат-

ский кружок трезвости и Сортавальское объединение трезвости. К группе благотворительных организаций относились Сортавальское дамское объединение, начавшее свою деятельность еще в XIX веке, а также Сортавальское братство «Tiistaiseura» («Вторничное общество»), в круг деятельности которого входили защита детей, раздача благотворительной помощи и открытие воскресных школ. Аналогичной деятельностью занималось и Сортавальское объединение Белой Ленты.

Что касается обществ, организованных по профессиональным признакам, то они не получили широкого освещения на страницах газеты «Laatokka» в силу ее правой направленности. В подшивке газеты за 1938 год из подобных обществ были упомянуты только Учительское объединение Сортавальской области и Сорта-вальское отделение союза машинистов.

Вместо заключения: город гражданской активности

Открывшаяся в 1880 году Сортавальская учительская семинария имела центральное значение с точки зрения развития гражданской инициативы в городе. Уже сама образовательная программа этого учреждения включала в себя разнообразные виды деятельности в сферах духовной и физической культуры. К тому же учителя семинарии оказались в ключевом положении, когда в городе началась активизация гражданской деятельности. Не стоит умалять и роль студентов семинарии в организации культурных мероприятий.

Гражданское общество в Сортавале формировалось на фоне общего развития этого процесса во всей Финляндии. Отличительной чертой Сортавалы в этом плане было то, что этот город в первую очередь был городом музыки и песни. Музыкальное обучение в семинарии, музыкально-песенные фестивали, а также творческие связи и поездки создавали предпосылки к развитию обширной деятельности в музыкальной сфере. Без гражданской инициативы организация масштабных культурных мероприятий, проводимых в городе, оказалась бы невозможна.

В общем можно утверждать, что начиная с конца XIX века и вплоть до начала 1940-х годов Сортавала представляла собой оживленный культурный и спортивный центр. Сортавальская семинария с ее преподавателями, а также масштабная добровольческая деятельность различных обществ предоставляли горожанам большие возможности для участия в многочисленных мероприятиях. Гражданские инициативы распространялись и за пределы города. Сортавальцы ездили с песенными концертами, участвовали в различных спортивных соревнованиях и в других городах, а также принимали у себя гостей. Такие взаимные связи способствовали обогащению и развитию сортавальского гражданского общества.

Перевод А. Линнала

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ahjopalo T. Me urheilimme Laatokan-Karjalassa ja Sortavalassa. Helsinki: Sortavalan liikeapulaisyhdistys, 1966. 171 с.

2. Alapuro R., Stenius H. Kansanliikkeet loivat kansakunnan // Kansa liikkeessa. Ed. R. Alapuro et al. Vaasa: Kirjayhtyma, 1987. С. 7-52.

3. Alapuro R. Suomen synty paikallisena ilmiona 1890-1933. Porvoo: Hankija Jaa Oy, 1994. 386 с.

4. Bj orn I. Suomalaisten Sortavala, Laatokan valkoinen kaupunki // Sortavala - rajakaupunki. Karjalan tutkimuslaitoksen julkaisuja № 132. P. Hakamies, I. Liikanen, H. Simola (Ed.). Joensuu: Joensuun yliopisto, 2001. С. 21-36.

5. Jaatinen M. Sortavalan rakentaminen 1643-1944. Espoo: Teknillinen korkeakoulu, 1997. 248 с.

6. Karttunen E. Itsenaisyyden aika Sortavalassa // Sortavalan kaupungin historia. Jyvaskyla: Sortavalalaisten Seura r. y., 1970. С. 273-430.

7. Kuikka R. Nuorisoseuratyo Sortavalan maalaiskunnassa // Sortavalan maalaiskunta. Muistojen kirja. Jyvaskyla: Sortavala saatio, 1954. С. 387-393.

8. Manninen T. Tie sotaan // Itsenaistymisen vuodet 1917-1920. Helsinki: Valtion painatuskeskus, 1993. С. 398-433.

9. Matkaniemi T. Muuttuva seurakentta - vaihtuvat kaytannot // Toimintaa, Urheilua, Liiketta. TUL:n Karjalan piiri 19191999. Ed. H. Itkonen. Turku: TUL:n Karjalan piiri ry, 2000. С. 49-86.

10. P aj am o R . Sortavala - Laatokan laulava kaupunki. Joensuu: Karjalaisen kulttuurin edistamissaatio, 1985. 207 с.

11. Stenius H. Jarjesto-Suomen kehityspiirteita // Maailmankuvan muutoksen kehityspiirteita. M. Kuusi, R. Alapuro, M. Klinge (Ed.). Keuruu: Otava, 1977. С. 77-97.

12. Tiainen J. Hitaan kehityksen kausi; Sortavala Laatokan Karjalan nousun aikana // Sortavalan kaupungin historia. Jyvaskyla: Sortavalalaisten Seura r.y., 1970. С. 111-164.

13. Vartiainen E. Sortavalan taiteellisista harrastuksista // Sortavalan kaupungin historia. U. Karttunen (Ed.). Sortavala: Sortavalan kaupunki, 1932. С. 283-301.

14. Vartiainen E. Yleiskatsaus Sortavalan urheilulliseen elamaan // Sortavalan kaupungin historia. U. Karttunen (Ed.). Sortavala: Sortavalan kaupunki, 1932. С. 305-314.

15. Vartiainen E. Lyhyt yleiskatsaus Sortavalan urheilullisiin vaiheisiin // Me urheilimme Laatokan-Karjalassa ja Sortavalassa. T. Ahjopalo (Ed.). Helsinki, 1966. С. 88-91.

16. Va s ara E . Valkoisen Suomen urheilevat soturit. Suojeluskuntajarjeston urheilu- ja kasvatustoiminta vuosina 1918-1939. Bibliotheca Historica 23. Helsinki: SHS, 1997. 748 с.

Itkonen H., University of Jyvaskyla (Jyvaskyla, Finland) Shikalov Yu. G., University of Eastern Finland (Joensuu, Finland)

THE CIVIL SOCIETY FORMATION AND DEVELOPMENT IN THE CITY OF SORTAVALA (1880-1939)

The article deals with the history of the civil society development in Sortavala at the end of the XIX century and during the period when the city was part of the independent Finland. The year of 1880 was taken as a starting period of our research because a city teachers' seminary was founded during this year. Its establishment served as a powerful impetus to the formation of the civil society. By the beginning of the Winter War, the civil society in Sortavala was already quite well developed. After the end of the war, in 1940s the city was annexed by the Soviet Union and the Finnish population was completely evacuated. According to the results of our research, during this period the most popular among the city's residents were sports, music and public educational organizations. The purpose of this article is to identify how the activities of these organizations were formed and changed. The study showed that in the last decades of its'Tinnish period" the city of Sortavala turned into a vibrant cultural and sports center with an active civil society. Key words: Sortavala, civil society, social change, organization, culture, sports

REFERENCES

1. Ahjopalo T. Me urheilimme Laatokan-Karjalassa ja Sortavalassa. Helsinki: Sortavalan liikeapulaisyhdistys, 1966. 171 с.

2. Alapuro R., Stenius H. Kansanliikkeet loivat kansakunnan // Kansa liikkeessa. Ed. R. Alapuro et al. Vaasa: Kirjayhtyma, 1987. С. 7-52.

3. Alapuro R. Suomen synty paikallisena ilmiona 1890-1933. Porvoo: Hankija Jaa Oy, 1994. 386 с.

4. Bj orn I. Suomalaisten Sortavala, Laatokan valkoinen kaupunki // Sortavala - rajakaupunki. Karjalan tutkimuslaitoksen julkaisuja № 132. P. Hakamies, I. Liikanen, H. Simola (Ed.). Joensuu: Joensuun yliopisto, 2001. С. 21-36.

5. Jaatinen M. Sortavalan rakentaminen 1643-1944. Espoo: Teknillinen korkeakoulu, 1997. 248 с.

6. Karttunen E. Itsenaisyyden aika Sortavalassa // Sortavalan kaupungin historia. Jyvaskyla: Sortavalalaisten Seura r. y., 1970. С. 273-430.

7. Kuikka R. Nuorisoseuratyo Sortavalan maalaiskunnassa // Sortavalan maalaiskunta. Muistojen kirja. Jyvaskyla: Sortavala saatio, 1954. С. 387-393.

8. Manninen T. Tie sotaan // Itsenaistymisen vuodet 1917-1920. Helsinki: Valtion painatuskeskus, 1993. С. 398-433.

9. Matkaniemi T. Muuttuva seurakentta - vaihtuvat kaytannot // Toimintaa, Urheilua, Liiketta. TUL:n Karjalan piiri 19191999. Ed. H. Itkonen. Turku: TUL:n Karjalan piiri ry, 2000. С. 49-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. P aj am o R . Sortavala - Laatokan laulava kaupunki. Joensuu: Karjalaisen kulttuurin edistamissaatio, 1985. 207 с.

11. Stenius H. Jarjesto-Suomen kehityspiirteita // Maailmankuvan muutoksen kehityspiirteita. M. Kuusi, R. Alapuro, M. Klinge (Ed.). Keuruu: Otava, 1977. С. 77-97.

12. Tiainen J. Hitaan kehityksen kausi; Sortavala Laatokan Karjalan nousun aikana // Sortavalan kaupungin historia. Jyvaskyla: Sortavalalaisten Seura r.y., 1970. С. 111-164.

13. Vartiainen E. Sortavalan taiteellisista harrastuksista // Sortavalan kaupungin historia. U. Karttunen (Ed.). Sortavala: Sortavalan kaupunki, 1932. С. 283-301.

14. Vartiainen E. Yleiskatsaus Sortavalan urheilulliseen elamaan // Sortavalan kaupungin historia. U. Karttunen (Ed.). Sortavala: Sortavalan kaupunki, 1932. С. 305-314.

15. Vartiainen E. Lyhyt yleiskatsaus Sortavalan urheilullisiin vaiheisiin // Me urheilimme Laatokan-Karjalassa ja Sortavalassa. T. Ahjopalo (Ed.). Helsinki, 1966. С. 88-91.

16. Va s ara E . Valkoisen Suomen urheilevat soturit. Suojeluskuntajarjeston urheilu- ja kasvatustoiminta vuosina 1918-1939. Bibliotheca Historica 23. Helsinki: SHS, 1997. 748 с.

Поступила в редакцию 22.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.