Научная статья на тему 'Охрана и защита культурных ценностей'

Охрана и защита культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5580
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ОХРАНА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / CULTURAL VALUES / PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY / PROTECTION OF CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбкина М.В.

В статье исследуются проблемы правового регулирования охраны культурных ценностей. Проводится анализ понятий «охрана» и «защита» культурных ценностей. Определяются вопросы реализации мер по охране культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of legal regulation of the protection of cultural property. The analysis of the concepts of "security" and "protection" of cultural values. Identify problems the implementation of measures for the protection of cultural property.

Текст научной работы на тему «Охрана и защита культурных ценностей»

УДК 347.78.028:347.789(100)

М. В. Рыбкина

Охрана и защита культурных ценностей

В статье исследуются проблемы правового регулирования охраны культурных ценностей. Проводится анализ понятий «охрана» и «защита» культурных ценностей. Определяются вопросы реализации мер по охране культурных ценностей.

The article examines the problem of legal regulation of the protection of cultural property. The analysis of the concepts of "security" and "protection" of cultural values. Identify problems the implementation of measures for the protection of cultural property.

Ключевые слова: культурные ценности, защита культурных ценностей, охрана культурных ценностей.

Key words: cultural values, protection of cultural property, protection of cultural

values.

Правоотношения в сфере защиты и охраны культурных ценностей весьма значимы в современной России. Особый интерес государства к вопросу сохранения культурных ценностей обусловлен в первую очередь тем, что указанные ценности традиционно являются предметом повышенного общественного интереса. Существующий в нашей стране культурный потенциал, составляющий нравственно-этическую основу развития нации, - достояние не только российского народа, но и всего мирового сообщества. Будучи уникальными объектами истории, науки, искусства и религии, культурные ценности общества составляют основу его национальной самобытности и государственности, и поэтому они выступают в качестве особых объектов защиты и охраны.

Происходящие в современной России преобразования не могли не отразиться и на правовом регулировании отношений, складывающихся по поводу сохранения культурных ценностей. Произошла существенная либерализация гражданского оборота культурных ценностей, во многом изменилось отношение государства к задачам и способам охраны культурных ценностей России. Регулирование данной сферы общественных отношений в целом носит межотраслевой и подчас неоднородный характер.

© Рыбкина М. В., 2016

Культурные ценности, выступающие как материализованное свидетельство исторического пути развития человечества, раскрывают духовное богатство народов и являются источником исторического опыта предшествующих поколений. Человек живет не только в окружении природной среды, необходимой для его биологической жизнедеятельности, но и в культурной среде, необходимой для его нравственной и духовной жизни. Именно поэтому охрана и гармоничное использование культурных ценностей - приоритетная задача государства и его органов, общественных организаций и всех граждан. Основную роль в охране культурных ценностей, использовании их в интересах поколений должно нести каждое из государств. Культурные ценности Российской Федерации составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия и свидетельствуют об огромном вкладе страны в развитие мировой цивилизации.

Говоря о соотношении понятий «охрана» и «защита» культурных ценностей, необходимо отметить, что единой трактовки данных терминов в настоящее время не существует. При анализе законодательных актов и юридической литературы, термин «защита» употребляется чаще, так как вопрос о защите и охране культурных ценностей наиболее остро встает в момент нарушений или посягательств на них. Сам термин «защита» согласно этимологическому анализу применяется для обозначения активного противодействия нарушению законов и снижению негативных последствий от данных нарушений [2]. В. В. Болгова, анализируя соотношение терминов «охрана» и «защита» с правовой точки зрения, отмечает, что разные авторы по-разному оценивают соотношение данных понятий [1]. Так, доктор юридических наук, В. А. Тархов полагает, что правовая охрана существует постоянно и имеет целью обеспечить ее осуществление и не допустить ее нарушения. К защите же можно прибегнуть лишь при нарушении, оспаривании либо угрозе нарушения [9]. Э. П. Гаврилов, советский и российский юрист, специалист в области интеллектуальной собственности, считает, что охрана есть установление общего правового режима, а защита - те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены [3]. В свою очередь, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Тартуского университета, И. А. Ребане различает два уровня «правовой охраны». Под правовой охраной в широком смысле он понимает деятельность, которая направлена на обеспечение правопорядка и соблюдение норм права. В этом смысле правоохрана совпадает с обеспечением режима законности. В более узком понимании правоохрана рассматривается как совокупность мер по

предупреждению и пресечению правонарушений, мер по непосредственному принудительному осуществлению прав и, наконец, мер ответственности за посягательства на правопорядок [8]. По мнению О. С. Иоффе, понятия «защита» и «охрана» являются синонимами и представляют собой применение к нарушителю санкций. Различия между категориями трактуют как чисто терминологические [5].

И хотя в литературе существует точка зрения о том, что защита и охрана - тождественные явления, представляется все же более обоснованным противоположное мнение. Можно предположить, что понятие «охрана» включает в себя систему мер, направленных на предотвращение нарушений прав человека. Иными словами, «охрана» сориентирована главным образом на недопущение возможных нарушений, а «защита» - на нейтрализацию уже существующих [6]. Следовательно, «охрана» выступает как перспективный аспект деятельности государства по сохранению культурных ценностей, в свою очередь, «защита» - как ретроспективный. Представленные понятия не случайно переплетаются и отдельными авторами воспринимаются как единое целое. Дело в том, что как охрана без защиты, так и защита без охраны теряет свой смысл. Представляется, что и охрана, и защита - два этапа единого последовательного процесса: обеспечения сохранности культурных ценностей. Первая стадия данного процесса - это охрана культурных ценностей, вторая -их защита.

Общество в процессе своего развития не всегда ответственно относилось к сохранности культурных ценностей как исторического наследия, что привело и приводит к их разрушению, утратам, порче и в большинстве своем носит необратимый характер. Одной из основных причин утрат культурных ценностей в современной науке принято считать в первую очередь отношение государства. Несмотря на принимаемые неоднократно международные и национальные законодательные акты, направленные на обеспечение сохранности культурных ценностей, на отдельных этапах развития в силу различных обстоятельств отмечается серьезная недооценка государством значимости данных объектов для общества. На состоянии сохранности культурных ценностей сказывается и то, что они не обеспечены достаточной защитой и полным материальным обеспечением. Кроме того, в 20-х годах правительством СССР проводилась широкомасштабная продажа культурных ценностей за пределы страны.

Также одной из причин утрат культурных ценностей можно назвать войны, военно-политические и социально-политические конфликты. Исполь-

зование оружия, социальная напряженность в обществе всегда отражается на сохранении культурных ценностей. Особую опасность для культурных ценностей представляет оружия массового поражения, возможность применения которого не исключена и в настоящее время. История знает много печальных примеров варварского отношения к памятникам культуры, художественным ценностям во время войн. Наиболее близким и беспрецедентным по своим масштабам является Великая Отечественная война с фашистской Германией. Командующий 6-й германской армией фон Рейхенау в приказе «О поведении войск на Востоке» от 10.10.1941 г. предписывал уничтожать культурные ценности: «Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения». На оккупированной территории СССР было разрушено и разграблено 427 музеев, 44 тыс. театров и клубов [10].

Уничтожаются культурные ценности и во время социальных конфликтов. Многие памятники русской истории были разрушены в период Революции 1917 г. и во время Гражданской войны. И в настоящее время нередки случаи разрушения памятников отдельным историческим лицам, что во многом выражает социальную напряженность в обществе. Однако следует помнить, что памятники любой исторической личности - это в первую очередь памятники истории, благодаря которым будут воспитываться последующие поколения людей.

Способствуют уничтожению культурных ценностей стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации антропогенного характера. Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, извержения вулкана, цунами т. д.), оказывая свое разрушающее действие на объекты народного хозяйства, затрагивают и объекты культуры, оказывая на них зачастую продолжительное, затягивающееся воздействие. Во многих случаях причиной воздействия этих факторов косвенно или непосредственно является человек, в частности при возникновении пожаров, затоплений и др.

Существует криминогенный фактор утраты культурных ценностей. В последние годы, в связи с происходящими в государстве политическими и социальными процессами, вызывавшими рост организованной преступности, коррупции, увеличение прозрачности границ, резко возросли хищения, порча, вывоз из страны предметов, представляющих культурную ценность. Каждый день в мире похищается более 450-600 произведений живописи, антиквариата, предметов религиозного культа, археологических ценностей и других произведений истории и культуры. По мнению правоведа О.В. Давлетшиной, в странах Западной Европы культурные ценности считают «зоной преступности номер три» после торговли оружием и наркобизне-

83

сом. Согласно проведенным исследованиям в России ежегодно похищается произведений искусства на сумму свыше 5 млрд долл. США. Более 45 тыс. произведений искусства находятся в розыске [4]. В России на сегодняшний день выявлено более 200 преступных организаций, занимающихся контрабандой культурных ценностей. Наряду с количественными, происходят и качественные изменения в структуре контрабанды культурных ценностей. Если на волне эмиграции из страны тайно переправлялись ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы, то в конце 80-х гг. за границу стали увозить произведения художников-авангардистов, работы графиков, предметы старины, приобретенные у частных коллекционеров. С началом возникновения рыночных отношений, вызвавших появление многочисленных антикварных салонов, контрабанда произведений искусства стала еще более распространенной. Общими причинами контрабанды культурных ценностей могут являться: макроэкономические проблемы, проявляющиеся в сферах экономических, политических, правовых, организационных, нравственно-психологических и других отношений; недостатки в уголовно-правовом, административно-правовом регулировании; игнорирование проведения криминологической экспертизы законов и т. д. Контрабанда культурных ценностей и в данный момент остается распространенным преступлением, нанося культурным ценностям России непоправимый материальный и духовный вред.

Охрана культурных ценностей - это одна из острейших проблем, которая все в большей степени волнует все мировое сообщество. В наш век, когда памятникам культуры угрожают опасности самого различного характера, необходима международная охрана культурных ценностей. И естественно, что международные организации, исходя из этой роли, которую они призваны играть в современном мире, не могут обойти эту проблему. Само понятие «международная охрана культурных ценностей» необходимо понимать условно, оно охватывает не только вопросы охраны культурных ценностей и институтов, искусства и культуры в целом, но и ряд других вопросов. Речь идет о совокупности международно-правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств в деле сохранения и использования культурных ценностей, а также систему международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих своей целью сохранение и защиту культурных ценностей; о международных мерах, призванных уберечь памятники от разрушения и гибели и грабежа как в военное время, так и в мирные дни; о создании благоприятных условий для обмена культурными ценностями разных народов.

Охране подлежат литературные (книги, рукописи и т. д.) и исторические памятники (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью исторических деятелей и т. п.), памятники градостроительства и архитектуры (архитектурные ансамбли и здания, исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов и др.), памятники археологии (остатки древних укреплений, поселений, захоронений, скульптурные изваяния, наскальные изображения и т. п., древние орудия труда и др.), произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документальные памятники (государственные документы и акты, кинофотодокументы, звукозаписи и т. д.), имеющие национальное и международное значение. Однако памятники культуры гибнут не только во время боевых действий, они часто погибают от невежества и отсутствия средств на их сохранение и реставрацию. В ряде случаев охрана культурных ценностей выходит за пределы материальных и технических возможностей страны, где они находятся. Тогда необходима международная охрана, т. е. совместные действия государств по спасению, восстановлению или реставрации памятников истории и культуры.

Деятельность международной охраны культурных ценностей включает в себя: создание научно-исследовательских работ (поиск, изучение, классификацию, каталогизацию и публикацию памятников), подготовку и издание государственных законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры, принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку зданий, вывоз произведений искусства за границу и т. п., разработку инструкций о порядке учета, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервацию и реставрацию работ, популяризацию памятников как исторического и культурного достояния.

Сам процесс освоения культурных ценностей имеет свои особенности. В настоящее время отношение к защите культурных ценностей приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловливается тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторических ценностей, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Содержание, которое обычно вкладывают в понятие «защита» культурных ценностей, также неоднозначно в различных нормативных актах, юридической литературе и в об-щеупотребимом, практическом смысле. В узком смысле под «защитой»

85

подразумевается не разрушение материальных культурных ценностей, предотвращение уничтожения нематериальных культурных ценностей, охрана интересов их авторов и потребителей (с точки зрения доступа к ним) и т. д. Во всех этих случаях речь идет о сохранении материальной субстанции и духовной, в случае культурных ценностей можно говорить и о творческой составляющей, сущности культурных объектов, и об обеспечении условий, в которых они могли бы выполнять свое назначение в отношении человека и всего человечества. Большинство нормативных актов обеспечивают защиту культурных ценностей именно в этом смысле. Разумеется, и здесь наблюдаются различные степени защиты - от предотвращения материального разрушения и до обеспечения к ним доступа для тех, кому они предназначены.

Под защитой культурных ценностей понимается также проведение специальных мероприятий, обеспечивающих их безопасность как в условиях повседневной жизни (в мирное время), так и при возникновении чрезвычайных ситуаций, например современных войн. Защита включает в себя реализацию мероприятий по спасению культурных ценностей от воздействия поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время, что требует тщательной материально-технической и организационной подготовки.

Способы защиты культурных ценностей и объектов, воспринятые международными и региональными правовыми актами, разнообразны. Некоторые из них предусматривают ряд конкретных и в подробностях разработанных мер. Однако на практике, исходя из обобщенного опыта появились некоторые способы, обеспечивающие принципиальное решение проблемы и в то же время оставляющие широкое поле деятельности в процессе будущего нормирования.

Появление способов защиты культурных ценностей произошло исторически по пути их обособления от средств, с помощью которых международное право осуществляет защиту человеческих благ и ценностей в общем. Само предназначение международного сотрудничества, международных отношений заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить защиту благ и ценностей, созданных и создаваемых человечеством. Таким образом, переплетаются интересы государств и отдельных личностей, которые должны быть согласованы и найти свое выражение в общих решениях, в международно-правовых принципах и нормах. Защищая все положительное, необходимое и общеполезное, что создается человеком, международное право защищает, в частности, и культурные ценности. Защиту обеспечивают и спе-

86

циально созданные международно-правовые акты, регламентирующие применение системы специальных способов, предусматривающих именно такую защиту. Эту систему необходимо отличать от способов защиты всех остальных человеческих благ и интересов. При таком подходе к вопросу защиты культурных ценностей главные (основные) способы сводятся к следующему.

Во-первых, придание культурным ценностям определенного привилегированного юридического статуса, например: нейтралитета или иммунитета в военное время, иммунитета и предоставления соответствующих льгот в мирное время, особых прав, национального или режима благоприятствования и т. д. Такой привилегированный статус получают не только материализованные культурные ценности и объекты, но и творцы, их создавшие, условия их работы. Для действующей универсальной нормативной системы, однако, характерно сравнительно ограниченное применение этого способа, хотя он является наиболее эффективным. Совершенствование регламентации требует его расширения.

Формулировка особых обязательств государства в деле сохранения культурных ценностей и объектов - второй способ реализации защиты. Сюда входят разнообразные меры превентивного характера, касающиеся определенных действий и бездействия и т. д. В зависимости от их сочетания они могут быть очень эффективными. В этом направлении следует совершенствовать в будущем нормативную деятельность. И все же этот способ не столь эффективен, как первый, обеспечивающий более полную и целостную защиту достижений человека в области культуры.

Далее следует использование международных органов и организаций -существующих и специально созданных. Этот способ находит все более широкое применение. ЮНЕСКО все больше утверждается как организация, способная наряду с другими вопросами выполнить и эту важную задачу. Эту высокую миссию все страны смогут осуществить еще успешнее, если объединят свои усилия в ЮНЕСКО и других международных органах и организациях. Деятельность международных неправительственных форумов и организаций можно рассматривать как дополнительный способ, в особенности, когда она активна и целенаправленна. Такие форумы и организации не имеют права юридически обязывать государства и лица, но несмотря на это, их деятельность может быть полезной. Этот способ из дополнительного мог бы стать основным, если в соответствующих международных соглашениях соответствующие организации или форумы будут в достаточной степени ассоциированы или даже если им будет предоставлена в известном объеме компетенция действовать от имени государства.

87

Сочетание различных способов защиты культурных ценностей и объектов, в сущности, наиболее частое явление в международных соглашениях. Оно тем эффективнее, чем лучше используются возможности государств и других субъектов международного права. Вот почему необходимость в будущей регламентации обусловливается самой жизнью.

Нормы, ограничивающие защиту, оказывают отрицательное воздействие на эффективность международных соглашений. Принятие во внимание целого ряда других государственных и негосударственных интересов, многие из которых имеют конъюнктурный характер, не должно происходить за счет общечеловеческих благ и ценностей. Признание культурных ценностей и объектов в нормативных актах как высших общечеловеческих благ и интересов снизит ограничители способов защиты, сохранив при этом лишь необходимые и разумные.

Реализация правил международной защиты культурных объектов и ценностей в большой степени зависит от воспринятой системы ее обеспечения. Поэтому в международных соглашениях этому вопросу уделяется определенное место, и его стараются разрабатывать более или менее подробно.

Анализ норм систем обеспечения защиты свидетельствует о наличии нескольких систем, которые воспринимаются уникально или смешанно. Система общей ответственности государств в соответствии с принципами ответственности по международному праву действует независимо от того, ссылаются на нее акты или нет. Она может существовать наряду с другими способами, если только они ясно определены.

Создание особых международных институтов, как и использование функционирующих, в деле реализации защиты можно считать специальным средством. Институты обладают различной компетенцией, вследствие чего их эффективность, по существу, варьирует от обыкновенной регистрации фактов до обоснованного принуждения.

Очень эффективна система санкций. Ответственность, в принципе, предполагает и требует санкций. В данном случае, однако, речь идет о заранее предусмотренных, специальных санкциях. Они должны быть применены к государствам и лицам, виновным в нарушениях.

Система национальной защиты, которая зиждется на международных договорах, широко применима, но недостаточна. Она может быть удовлетворительной только в сочетании с международными мерами, без которых государства не смогут эффективно выполнять свои обязательства по международным договорам.

Список литературы

1. Болгова В. В. Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы: дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000. - С. 76-79.

2. Большой энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 459.

3. Гаврилов Э. П. Об авторском праве и смежных правах: комментарий Закона РФ. - М., 1996. - С. 217.

4. Давлетшина О.В. Криминальный рынок культурных ценностей и борьба с ним в Южном федеральном округе. - М.: Рос. криминолог. ассоциация, 2001. - С. 54.

5. Иоффе О. С. Новая кодификация советского гражданского законодательства и охрана чести и достоинства граждан // Сов. гос-во и право. - 1962. - № 7. - С. 61-62.

6. Матузов Н. И. Правовая система и личность. - Саратов, 1989. - С. 130-131.

7. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - С. 88.

8. Ребане И. А. Убеждение и принуждение в деле борьбы с посягательствами на советский правопорядок // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. - Вып. 182. Труды по правоведению. Т. 5. - Тарту, 1966. - С. 72-73.

9. Тархов В. А. Гражданское право. - Чебоксары, 1997. - С. 259-260.

10. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / сост. А.С. Орлов и др. - М., 2000. - С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.