УДК599.742.21:502.743+591.6 (571.6)
ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРОГО МЕДВЕДЯ
СИХОТЭ-АЛИНЯ
© 2009 И В. Середкин1,2, Д.Г. Пикунов1 1 Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Владивосток 2 Общество сохранения диких животных, г. Владивосток
Бурый медведь на Сихотэ-Алине эксплуатируется как охотничий ресурс, однако существуют проблемы управления его популяцией, в первую очередь отсутствие мониторинга его состояния. Главные угрозы существования популяции составляют браконьерский промысел, сокращение местообитаний и фрагментация ареала. Даны рекомендации по сохранению и рациональному использованию бурого медведя на Сихотэ-Алине.
Ключевые слова: бурый медведь, охрана, популяция, охота, браконьерство
Бурый медведь (Ursus arctos) на Сихо-тэ-Алине обитает на территории двух субъектов РФ: Приморского и Хабаровского краев. Использование медведя в регионе по большей части связано с его эксплуатацией как охотничьего ресурса. В настоящее время существуют серьезные проблемы сохранения данного вида. Браконьерский промысел медведей на Сихотэ-Алине имеет значительные масштабы. Проблему представляет также сокращение мест обитания бурого медведя и фрагментация его ареала [6, 7]. Для сохранения и рационального использования бурого медведя в регионе необходимо внедрение комплекса природоохранных, законодательных и управленческих мер, направленных на совершенствование системы управления и охраны популяции.
Цель и задачи. Цель данной работы заключается в выделении основных приоритетов и проблем в сохранении и использовании бурого медведя на Сихотэ-Алине. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: оценка современного состояния популяции и перспектив ее мониторинга, выявление угроз существования и их значимости в сохранении популяции, анализ использования ресурсов бурого медведя и путей его оптимизации, разработка научно обоснованных рекомендаций по сохранению и управлению популяцией данного вида в регионе.
Серёдкин Иван Владимирович, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Пикунов Дмитрий Григорьевич, доктор биологических наук, заведующий лабораторией экологии и охраны животных
Мониторинг и численность. Грамотное управление ресурсами бурого медведя требует осуществления мониторинга состояния популяции этого вида и среды его обитания, который должен включать в себя следующие составляющие: оценка плотности, численности, половозрастной структуры, воспроизводства и других экологических характеристик популяции, выявление местообитаний и распределения животных, состояния их кормовой базы, учет нелегальной добычи и конфликтных ситуаций с человеком. В настоящее время по данным вопросам ведутся только отдельные нерегулярные исследования.
Численность бурого медведя в рассматриваемом регионе в разные годы определялась различными методами, по этой причине проследить многолетнюю динамику численности вида не представляется возможным. В период с начала 1970-х гг. по 2003 г. оценка численности медведей, представленная разными авторами, изменялась для Приморского края в пределах от 18002100 [1] до 3000-3200 особей [8]. Учеты последних лет, основанные частично на экспертной оценке охотпользователей и частично на весенних подсчетах следов на снегу, демонстрируют стабильную численность бурого медведя в Приморском крае на уровне 2000-2300 особей. Для всего Сихотэ-Алиня численность по подсчетам С. П. Кучеренко [4] составляла в начале 1970-х гг. 4000-5000 зверей.
Из всех методов оценки численности медведей, применявшихся на территории Сихотэ-Алиня, наиболее аргументированным и перспективным по нашему мнению
является метод, апробированный в Приморском крае в 1973-1974 гг. [1, 5]. Данный метод заключается в учете зверей по следам на пробных площадках в типичных их местообитаниях в снежный период (осенью перед залеганием и весной после выхода из берлог). Особи различаются по размеру отпечатков лап, направлению и давности следа.
Спрос на продукты медвежьей охоты. В настоящее время добыча бурого медведя, в первую очередь нелегальная, развита в регионе, в основном, благодаря имеющемуся спросу на отдельные его дериваты в КНР, Корее и Вьетнаме. Упрощение режима пересечения гражданами азиатских стран границы с РФ в начале 1990-х гг. способствовало установлению нелегального рынка сбыта медвежьих дериватов и, как следствие, усилению охотничьего пресса на медведей. В это время цена на желчь в Приморье достигала максимальных значений - до 8 долларов США за грамм. Другие дериваты медведей в первые годы появления рынка сбыта не были востребованы. В последствии цена на желчь стала падать. Начиная с 1998 г. спросом у скупщиков дериватов стали пользоваться дистальные части медвежьих лап, цены на которые постепенно росли. Медвежий жир пользуется небольшим спросом на местном рынке. Он используется как народное средство при лечении воспаления легких, астмы, туберкулеза, ожогов и наружных ран.
Таким образом, спрос на отдельные виды дериватов порождает добычу медведей в основном ради лап и желчи. Остальная часть туши часто не используется и бросается добытчиками.
Охота. На территории Приморского края охота на бурого медведя в последние годы ограничена осенним сезоном (1 сентября - 30 ноября). Сроки охоты на бурого медведя в регионе ограничены нажировоч-ным и начальным берложным периодами жизнедеятельности животных. Таким образом, медведь может добываться во время нажи-ровки с подхода или с засидки. Из других способов охоты возможна добыча на берлоге, при случайной встрече или перед залеганием в результате тропления по снегу.
Трофейные характеристики бурого медведя, обитающего в Приморском крае, наряду с Камчаткой, наиболее высоки среди медведей Евразии. Тем не менее трофейная охота в регионе не развита. Это объясняется тем, что в лесу в условиях ограниченной
видимости нет возможности гарантированного показа клиенту трофейных особей с дистанций, обеспечивающих надежный выстрел. Перспективным направлением развития трофейных охот на бурого медведя в охотничьих хозяйствах является применение привады.
Цена на право охоты на бурого медведя резко возросла, начиная с сезона 2005-2006 гг. Стоимость лицензии составляет 3000 рублей. Цена на путевку варьирует в разных хозяйствах и составляет 100-200% от стоимости лицензии. Таким образом, объект, ранее легально доступный для многих охотников, перешел в разряд дорогостоящих и недоступных, поскольку сумма в 6000-9000 рублей для большинства охотников является неприемлемой. В случае отстрела зверя и продажи его дериватов охотнику не всегда гарантирована денежная компенсация за приобретение лицензии и путевки. Тем самым высокие цены на право охоты могут способствовать росту нелегальной добычи медведя.
Основным современным способом добычи бурого медведя в регионе является отстрел; добывают медведя при случайных встречах, реже в берлогах. Целенаправленная, чаще всего незаконная охота на медведя осенью осуществляется в местах концентрации животных на участках с локальным урожаем желудя или кедрового ореха в неблагоприятные в кормовом отношении годы. Некоторая часть медведей добывается браконьерами с помощью петель и капканов. Высокий спрос на дериваты (лапы, желчь) усугубляет ситуацию с браконьерством [6].
В период с 1934 по 1950 гг. количество заготавливаемых в Приморском крае медведей постепенно сокращалось [2], что, по-видимому, было связано с сокращением численности животных. В 1960-х гг. заготовки бурого медведя в крае были минимальными и не превышали 18 особей в год. Затем до 1992 г. отстрел по официальным данным увеличивался и достигал максимума в 186 особей в год. В 1994-2006 гг. годовая добыча бурого медведя по лицензиям в Приморском крае не превышала 60 особей (в 2007 г. - 74). Официальные цифры не отражают реальной добычи животных. В настоящее время реальный размер добычи бурого медведя не известен, поскольку большинство животных добываются нелегальным путем.
До 1970-х годов в регионе существовала нелимитированная охота на бурого медведя.
Впоследствии была установлена ежегодная квота добычи в размере, не превышающем 10% от численности вида. В начале 1990-х гг. лимит добычи составлял 350 особей. Поскольку размер нелегального промысла не известен, фактический лимит добычи в Приморском крае в последние годы не превышает 5% от официальной численности. В 2006 г. на бурого медведя в крае было выделено 150 лицензий, а в 2007 г. - 117. Лимит в данные сезоны был освоен на 23,3 и 63,2% соответственно (информация Управления Россельхознадзора по Приморскому краю). Фактические размеры изъятия медведя человеком в регионе остаются неизвестными, но, по всей видимости, браконьерская добыча превышает легальный отстрел в несколько раз.
Проблемы сохранения медведя и его местообитаний. Нелегальная добыча -главная угроза существования бурого медведя на Сихотэ-Алине в настоящее время. Причинами широкомасштабного браконьерства являются наличие спроса на продукты медведей на «черном рынке», безработица и низкий уровень доходов местного населения. Одной из основных проблем сохранения бурого медведя в регионе также является сокращение местообитаний животных. Главные причины данной тенденции - широкомасштабные рубки леса, лесные пожары, различные виды антропогенного освоения территории. В результате на юге Дальнего Востока отмечается фрагментация ареала бурого медведя. Например, в пределах Приморского края в настоящее время существует три изолированных очага обитания животных.
Важным фактором, негативно влияющим на состояние популяции бурого медведя Сихотэ-Алиня, является подрыв кормовой базы животных в результате деятельности человека. Невосполнимый урон для медведей влечет за собой вырубка лесов с участием кедра корейского и дуба монгольского, а также их выгорание. Массовый сбор шишек кедра корейского человеком составляет значительную конкуренцию потребителям этих плодов, в том числе и бурому медведю. Кроме того, большое количество людей, занимающихся сбором шишки в тайге, создает для медведей повышенный фактор беспокойства и провоцирует конфликтные ситуации между медведем и человеком.
В процессе лесопользования в регионе неуклонно растет количество лесных дорог.
В результате с каждым годом остается все меньше труднодоступных урочищ, где животные бы пребывали в условиях относительно низкого уровня антропогенного беспокойства. Повышенная доступность лесных угодий связана также с распространением среди населения техники высокой проходимости.
В начале 1990-х гг. произошла реорганизация охотничьих хозяйств. Крупные промысловые и спортивные хозяйства были ликвидированы, а на их месте созданы небольшие хозяйства. Бюджет многих новых охотничьих хозяйств не в состоянии производить надежную охрану угодий и проводить в должной мере биотехнические мероприятия. В результате неудовлетворительная деятельность охотничьих хозяйств негативно сказывается на состоянии популяций и численности животных.
Охрана. Наиболее существенная охрана бурого медведя (отсутствие охоты и охрана угодий) осуществляется на особо охраняемых природных территориях, в первую очередь в заповедниках. На Сихотэ-Алине бурый медведь обитает на территории пяти заповедников: Сихотэ-Алинский, Лазовский и Уссурийский - в Приморском крае, Боль-шехехцирский и Ботчинский - в Хабаровском крае. Общая сухопутная площадь заповедников в пределах ареала бурого медведя в регионе составляет 871,4 тыс. га. Наибольшее количество медведей (около 70 особей) обитает в Сихотэ-Алинском заповеднике [3], который имеет большое значение для сохранения вида, поскольку обладает наибольшей среди особо охраняемых природных территорий юга Дальнего Востока площадью. Типичные местообитания бурого медведя также хорошо представлены в Ботчинском и Большехехцирском заповедниках. Кроме заповедников охота на бурых медведей запрещена также в ряде заказников.
В Хабаровском крае функционирует центр реабилитации диких животных, где с 1996 г. осуществляется передержка оставшихся без матери медвежат. В возрасте полутора лет питомцев выпускают в естественную среду их обитания. Ежегодно производится реабилитация 10 и более бурых медведей. Данное мероприятие имеет большое значение для сохранения медведей, поскольку в регионе распространена охота на берлогах, в результате которой отстреливаются самки, имеющие новорожденных медвежат.
Рекомендации по сохранению и управлению популяцией. Сохранение бурого медведя и рациональное управление его популяцией на Сихотэ-Алине возможно при осуществлении следующих мер.
1. Оценка численности бурого медведя в регионе основана на экспертном мнении специалистов или недостаточно достоверных методах учета. В настоящее время назрела необходимость проведения полноценного учета численности медведя. Методы учета должны основываться на знании биологии вида и иметь высокую степень достоверности. В последствии для отслеживания популяционных тенденций нужно организовать мониторинг на отдельных территориях в различных условиях обитания животных и с разной степенью антропогенного вмешательства.
2. С целью недопущения дальнейшей фрагментации ареала бурого медведя и создания связи между отдельными его частями целесообразно создание более густой сети особо охраняемых природных территорий и экологических коридоров между ними. На юге региона восстановлению связей между популяциями, обитающими на территориях двух государств (России и Китая) может способствовать создание международных резерватов.
3. Важной задачей сохранения бурого медведя является борьба с незаконной скупкой дериватов (лапы и желчь) и нелегальным экспортом их в страны юго-восточной Азии. В данном вопросе необходимо ужесточение мер наказания применительно к скупщикам медвежьей продукции и усиление таможенного контроля на границе.
4. Ограничение рубок леса, в первую очередь с присутствием в древостое сосны корейской и дуба монгольского, будет способствовать сохранению важных для медведя местообитаний и его кормовых ресурсов, ограничению доступа человека в лесные угодья и уменьшению степени беспокойства животных. В задачи сохранения входит выделение важнейших для медведя участков, запрещения на них рубок леса и сокращение числа лесных дорог.
5. В повышенной охране нуждаются места концентраций бурого медведя, например, места локального урожая нажировоч-ных кормов растительного происхождения, а также важные для животных местообитания в отдельные сезоны года. Особо важные в этом отношении участки нуждаются в придании им статуса особо охраняемых природных территорий.
6. Для определения уровня антропогенного изъятия особей из популяции бурого медведя необходимо предпринять исследование, направленное на выявление размеров, распределения и причин нелегальной добычи животных. Исследование может основываться на анкетировании охотников, сборе информации в отдельных районах, определении объема скупаемых у населения дериватов.
7. Поддержка пользователей охотничьих угодий государственными службами и неправительственными организациями повысит показатели ведения охотничьего хозяйства на качественно более высокий уровень, что в свою очередь позитивно отразится на состоянии популяции бурого медведя.
8. Регулирование использования человеком кормовых ресурсов бурого медведя -важная задача его сохранения. В первую очередь это касается крупномасштабного незаконного сбора орехов кедра корейского.
9. Целесообразно осуществить проект по слежению за медведями при помощи ОР8-ошейников. Этот метод исследования позволит дополнить недостающие знания о различных аспектах биологии и экологии вида; полученная информация будет служить научным обоснованием для управления популяцией бурого медведя и ее сохранения.
10. Сократить количество уничтожаемых в конфликтных ситуациях животных можно с помощью широкомасштабного внедрения в практику отпугивания зверей с помощью специальных средств, которыми в первую очередь должны снабжаться пасечники, фермеры и охотники.
11. Снижение негативного отношения населения к бурому медведю должно стать действенной мерой его сохранения в регионе. Для этой цели важно практиковать проведение разъяснительных мероприятий среди охотников и всего населения о необходимости сохранения бурого медведя.
12. Рекомендовать охотничьим хозяйствам дифференцировать стоимость путевки для охоты на медведя в зависимости от категории охотника. Для местных жителей цена на путевку должна быть минимальной. Возможна выдача бесплатных путевок в качестве поощрения за участие в ведении охотничьего хозяйства и охране угодий.
13. При распределении лицензий необходимо учитывать особенности распространения медведя. На участках с наметившейся фрагментацией ареала охота должна быть ограничена или запрещена.
Выводы: основными угрозами популяции бурого медведя Сихотэ-Алиня в настоящее время являются браконьерство, стимулируемое спросом на дериваты; сокращение мест обитания животных в процессе рубок леса и пожаров; фрагментация ареала; подрыв кормовой базы и недостаточная охрана лесных угодий. Для сохранения жизнеспособной популяции бурого медведя предложены меры по устранению причин, вызывающих и обостряющих данные проблемы. Среди них - охрана мест концентраций животных и регулирование использования человеком кормовых ресурсов медведей.
Использование бурого медведя в регионе связано в основном с его эксплуатацией в качестве объекта охоты. Регулирование охоты на медведя нуждаются в совершенствовании. Дифференциация стоимости путевки на право охоты легализует часть незаконного промысла. Для управления популяцией бурого медведя необходим мониторинг ее состояния, который в настоящее время не осуществляется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамов, В.К. Распространение и численность белогрудого медведя в Приморском крае / В.К. Абрамов, Д.Г. Пикунов, В.И. Ба-зыльников // Редкие виды млекопитающих и их охрана. М.: Наука, 1977.- С. 94-95.
2. Бромлей, Г.Ф. Медведи юга Дальнего Востока СССР // М.-Л.: Наука, 1965. - 119 с.
3. Костоглод, В.Е. Медведи / Растительный и животный мир Сихотэ-Алинского заповедника // М.: Наука, 1982. - С. 230-234.
4. Кучеренко, С. П. Хищные млекопитающие (Carnivora) Сихотэ-Алиня // Фауна и экология наземных позвоночных юга Дальнего Востока СССР. Тр. Биолого-почвенного института. - 1974. - Нов. серия. Т. 17(120). - С. 107-119.
5. Пикунов, Д.Г. Учеты численности медведей в горных лесах юга Дальнего Востока / Экология медведей // Новосибирск: Наука, 1987. -С. 174-184.
6. Пикунов, Д.Г. Мониторинг, учет, использование и угрозы популяциям гималайского и бурого медведей Сихотэ-Алиня / Д.Г. Пикунов, И.В. Середкин // Медведи России и прилегающих стран: состояние популяций, система человек - медведи, эксплуатация, охрана, воспроизводство. Красногорск: Деловой Мир, 2006. - С. 97-101.
7. Середкин, И.В. Ресурсы гималайского и бурого медведей в Приморском крае: проблемы сохранения и рационального использования / И.В. Середкин, Д.Г. Пикунов // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства: Матер. Междунар. на-учн.-практич. конф., посвященной 80-летию ВНИИОЗ (28-31 мая 2002 г.). Киров, 2002. -С. 366-368.
8. Юдин, В.Г. Бурый медведь. Юг Дальнего Востока / Медведи: бурый медведь, белый медведь, гималайский медведь // М.: Наука, 1993. - С. 348-380.
BROWN BEAR PROTECTION AND USE IN THE SIKHOTE-ALIN
© 2009 I.V. Seryodkin1, 2, D.G. Pikunov1 1 Pacific Institute of Geography FEB RAS, Vladivostok 2 Society of Wild Animals Preservation, Vladivostok
The brown bear in the Sikhote-Alin is used as a hunting resource, however management problems exist; primarily in that there is no system of population monitoring in place. The primary threats to population persistence are poaching, habitat reduction and range fragmentation. Recommendations for brown bear protecrion and rational use in the Sikhote-Alin are proposed.
Key words: brown bear, protection, population, hunting, poaching
Ivan Seredkin, Candidate of Biology, Senior Research Fellow
Dmitriy Pikunov, Doctor of Biology, Head of the Ecology and Animal Protection Laboratory