12.2. ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО У МОРДВЫ
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Аннотация: Статья рассказывает о традиционных древних хозяйственных занятиях мордовского народа охоте и рыболовстве, нашедших большое отражение в его фольклоре.
Ключевые слова: мордва, охота, рыболовство, земледелие, крестьянин, традиция, язычество, фольклор, миф, сказка, песня.
THE HUNTING AND FISHING AT THE MORDVINIANS
Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: Mordovian state University named after N. P. Ogarev
Abstract: The article tells about the ancient traditional economic classes of the Mordovian people the hunting and fishing, which found big reflection in his folklore.
Keywords: Mordvinians, hunting, fishing, farming, peasant, tradition, pagan, folklore, myth, fairytale story, song.
С древности в хозяйстве мордвы как народа оседлого ведущую роль играло земледелие. Об этом говорят многие археологические материалы. Так, на городище «Ош Пандо» (слой VI - IX вв.) были найдены обугленные зерна ячменя, ржи, полбы, гороха. Сельскохозяйственные орудия труда постоянно совершенствовались. Первоначально мордва практиковала подсечную (лесопольную) и залежную (переложную) системы земледелия, затем их сменило трехполье, а с 1930-х гг. стал применяться многопольный севооборот. С земледелием были связаны многие религиозные представления и обряды мордвы. Божеством земли считали Модаву (Мастораву), поля - Нороваву (Паксяву). Этим божествам посвящали моления, в которых просили их покровительствовать полевым работам, дать хороший урожай1. Важное место в хозяйстве мордвы отводилось также скотоводству, бортничеству (затем пасечному пчеловодству), охоте и рыболовству.
Охота и рыболовство были древнейшими занятиями мордовского народа. Охотилась мордва на мясных и пушных зверей, птицу. В документах русского делопроизводства многократно упоминаются принадлежавшие мордве «лесные ухожаи», «бобровые гоны», «лебединые ловли». Вплоть до XVI - XVII вв. мордва пользовалась луками и стрелами, разнообразными ловушками, капканами и ловчими ямами. Сохранились свидетельства о бытовании у мордвы соколиной охоты. Фламандский путешественник Г. Рубрук отмечал, что во время охоты соколов «носят на правой руке и надевают всегда соколу на шею небольшой ремень, который висит у него до середины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускают его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь»2.
К XIX в. среди охотников стали распространяться охотничьи ружья, но продолжали использоваться и традиционные орудия охоты. Краевед Н. В. Прозин так описывал охоту на медведя во второй половине XIX в.:
1 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 62-64.
2 Рубрук В. Путешествие в восточные страны. СПб., 1911. С. 76.
«Мордвин употребляет для того только рогатину, к которой приделаны вострые железные концы, и большой нож, имеющий форму кинжала, у которого с обеих сторон острые лезвия, а ручка сделана так, что ее можно воткнуть в землю. Когда охотник борется с медведем при помощи рогатины, то он старается выбрать удобную минуту, подвести зверя к тому месту, где воткнут нож, и потом отнять вдруг рогатину от упершегося в нее медведя и затем заставить его упасть на острие ножа. Были такие охотники из мордвы, которые убивали на своем веку несколько десятков медведей». По его наблюдениям, «мордва очень любят звериную охоту... Редкий мордвин не охотник; почти у каждого из них найдется в доме ружье и запас дроби. Они имеют очень верный глаз и стреляют изумительно метко. Убить на лету птицу для охотника-мордвина ничего не значит, а охота на медведя, на которого мордвин нередко один отправляется, без товарищей, доказывает в нем немалое присутствие духа и храбро-сти»3. Для охоты мордва специально держала борзых или гончих собак: «.куда бы мордвин ни ехал, в поле за сеном или в лес, всегда окружает его стая гончих собак (пинеть). Зимою он нарочно отправляется на охоту. Травить зайцев, лисиц, волков, и часто хорошая добыча вознаграждает труды его»4. Хищническая вырубка мордовских лесов привела к упадку промыслового значения охоты.
Обилие рек и озер на территории расселения мордвы, в которых водилось много пород рыбы, в том числе весьма ценных, способствовало развитию рыболовства. В водах Волги, Оки, Цны, Суры, Мокши обитали осетры, белуги, стерляди, судаки, лещи, сомы, окуни, караси, налимы, щуки. Эта рыба заходила в половодье в десятки малых рек и речек, протекающих по этнической территории мордвы (Алатырь, Пьяна,
з
Прозин Н. В. Картинки мордовского быта // Пензенские губернские ведомости. 1865. № 39. С. 233-238; Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа: избранные статьи. Саранск, 2013. С. 171.
4 Архангельский С. Строения и занятия мордвов (1844 г.) // Мордва Российской империи / сост. В. А. Юрченков. Саранск, 2014. С. 517.
Мокшина Е. Н.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО У МОРДВЫ
Вад, Кудьма, Парца, Исса, Сивинь, Инсар, Теша и др.). В реках Мордовии в то время насчитывалось более 30 различных видов рыбы. В XVIII - начале XIX вв. в Суру заходил каспийский лосось, а в ее холодных правых притоках до 20-х гг. XX в. обитала форель. Для ловли рыбы обычно применялись бредни, сети, остроги, крючки, верши. По данным археологии, уже в I тыс. н. э. мордве были известны такие орудия рыбной ловли, как двузубая или трехзубая острога, пешня, различные виды рыболовных крючков. В археологических памятниках нередко встречаются иглы и крючки для плетения сетей, грузила с цилиндрическими отверстиями. Часто мордва ловила рыбу вершами, сплетенными из ивовых ветвей, лукошками из лыка и прутьев, конусообразными снастями («нередами») из ивняка, сетями, загородками (заколами) и др. Покровительницей рыболовства считалось божество воды Ве-дява. Рыбаки обычно сбрасывали ей в реку весь первый улов, чтобы последующие были удачными5.
Рыболовство являлось подсобным занятием многих групп мордовского крестьянства. Среди жителей селений, расположенных вдоль Суры и Мокши, создавались рыболовецкие артели. Обычно пойманную рыбу делили поровну между членами артели. Рыбные угодья принадлежали целым обществам. Ими могли пользоваться все однообщинники, а иногда и жители других селений. Рыбу нередко продавали на местных рынках, а сурская стерлядь вывозилась в Москву, Петербург и даже за границу. В связи со значительным обмелением рек из-за вырубки лесов рыболовство к концу XIX в. утратило промысловый характер6.
Охота и рыболовство, с глубокой древности являвшиеся хозяйственными занятиями мордовского народа, нашли большое отражение в его фольклоре. Этой теме посвящено немало песен, сказок, пословиц, загадок, поговорок. Во многих из них ярко подчеркиваются преимущества земледелия перед охотой и рыболовством . Так, во многих произведениях мордовского фольклора распространено мнение о серьезной опасности, подстерегающей человека, находящегося в лесу или на воде, а также неэффективности занятий охотой и рыболовством. Другое дело земледелец. Летом он работает в поле, а зимой сидит в тепле, обеспеченный едой и питьем. На стороне земледельца сама природа, а охотника и рыболова постоянно подстерегают чуждые человеку держатели стихий воды и леса.
Например, в сказке-легенде «Кати ёвкс, кати быль» («Не то сказка, не то быль») рассказывается, как один крестьянин, пренебрегая земледелием, пытался прокормить семью рыбной ловлей и охотой. Сначала ему везло в рыболовстве, но однажды с ним случилась неприятность. Под новый год рыбак поймал сома. Обрадованный, он хотел нести его домой, но вдруг сом стал смеяться, кричать человеческим голосом, пугать рыбака, а потом превратился в черта. Перепуганный рыбак пустился бежать. Поднялась метель. Сквозь снег на рыбака летели со свистом огненные языки. Отученный таким образом от рыбной ловли, мужик пристрастился к охоте. Но однажды и здесь постигло
5 Мокшин Н. Ф., Сушкова Ю. Н. Мордва и мир: тезарус по традиционной материальной и правовой культуре мордовского народа. Саранск, 2011. С. 168-170.
6 Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. 2 изд, доп. и перераб. Саранск, 2012. С. 176-177.
7 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские
народы. Саранск, 2009. С. 22-23; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.,
Сушкова Ю. Н., Гришаков В. В. Этнография финно-угорских наро-
дов. Саранск, 2017. С. 160-162.
его несчастье: убитые им звери стали оживать, надевать на себя снятые охотником шкуры и убегать. Охотник, напуганный хозяйкой леса Вирявой, лишь чудом остался в живых и добрался до дома. Земледелие -самое доходное, спокойное и надежное из занятий, такой вывод можно сделать из этого произведения. Эта мысль подчеркивается и его развязкой - мужик решает окончательно заняться земледелием, оставив охоту и рыбную ловлю. В ряде мордовских песен герой, не сделавший правильных выводов, вынужден их делать под угрозой неминуемой смерти8.
Многие произведения мордовского фольклора изображают не просто охотника, а охотника-рыболова. В них так же, как и в песнях об охотнике, рыболов называется традиционным для него именем Андямо. Он осмеивается и даже наказывается за свое трудное и, по сравнению с земледелием, плохое хозяйственное занятие. Девушки не хотят идти замуж за парня-рыбака, боясь смерти от рыбьей кости, запаха разлагающейся рыбы9:
«Ялан калда анцамак, Калэнь сювас шавсамак. Аф васязят полазят... Салтань капот вакс чинияк, Свежа калот вакс чинияк! А улян тонеть мои полакс.
Рыбой будешь меня кормить, Рыбьей костью меня изведешь! Не муж, не суженый ты мне. Сгнои ты вместе с соленой рыбой, Провоняй ты вместе со свежей рыбой, Не стану я тебе женой.»
Рыболову, как и охотнику, противопоставляется в этих песнях хлебороб. Крестьянская девушка или дочь высокопоставленных родителей, осмеяв рыбака и его занятие, изъявляет согласие стать женой пахаря, живущего всегда в достатке, имеющего в сусеках много зерна 0: «Тон, тон васязат полазят. Ты, ты мой суженый.»
Рыболов так же, как и охотник, постоянно рискует жизнью, что было бы исключено, если бы вместо рыбной ловли Андямо занимался хлебопашеством. В приведенном выше прозаическом произведении, названном его исполнителем «Не то сказка, не то быль», одним из противников охотника и рыболова является держательница, хозяйка воды Ведява, напоминающая финскую и карельскую мать воды Ахто, охраняющая свое водное хозяйство от вмешательства человека. Как и во многих мордовских сказках и песнях этого цикла, особенно в эрзянских, Ведява выступает в роли чудесного противника рыболова, пытаясь утопить Андямо или выпросить у него часть хозяйства, детей, сестру и т.д.
Как олицетворение водной стихии, смывающей многие болезни и бесплодие, Ведява возникла в мордовском фольклоре задолго до появления земледелия, поэтому она стала многофункциональной богиней, которой молились и приносили жертвы. Вместе с тем она стала персонажем многих волшебно-фантастических сказок, песен об охоте и рыболовстве, их герое Андямо.
В произведениях различных жанров Ведява, внешне проявляющая себя то в форме рыбы, девушки, уродливой старухи, то полурыбы-получеловека, способна превращаться. В песнях о рыболове она чаще всего изображается то отвратительной, то красивой, но непременно длинноволосой женщиной. Каждая река, омут, любой большой водоем может иметь свою Ве-дяву со своим по названию воды именем. Так, Ведява реки Волги - Рав именуется Равава, Ведява реки Суры - Сурава и т.д. Ведява имеет мужа Ведь-атя (водяной старик), детей, однако в интересующих нас песнях она фигурирует часто одна.
8 Маскаев А. И. Мордовская народная сказка. Саранск, 1947. С. 16-17.
9 Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск, 1964. С. 31.
10 Мокшанские народные песни. Саранск, 1969. С. 43.
Одна из распространенных героинь произведений мордовского фольклора - дикая утка (гусыня, куница), положительный или отрицательный герой - охотник. Позитивным или негативным он становится в зависимости от того, убийца он утки, как бывает в большинстве случаев, или же избавитель, который может стать ее женихом или мужем. В ряде мифологических сюжетов утка - девушка, принявшая облик птицы.
В мордовском фольклоре утка зачастую отличается необыкновенной красотой оперения, величественным видом, связью с человеческим родом (заколдованная женщина). Так, в песне-мифе «Утка» она описывается следующим образом: «.Под кусточком - утиное гнездышко, А в том гнездышке - яйца утиные, Там сидит красивая утка, У ней ноженьки позолочены, Как монетки, узоры на крылышках, Крыльев кончики в чистом золоте. А головушка точно серебряная.»
Утка в мордовской мифологии подчас выступает в качестве птицы верховного бога Нишкепаза (Шкая) или божества леса Вирявы. Когда охотник убивает ее, он бывает поражен стоном и количеством крови, пера птицы: «...От выстрела задрожала земля, зазвенело небо, Долы, овраги наполнились ее кровью, Земля покрылась ее перьями, Небо заполнилось ее пухом.»
Животные и птицы в мордовском фольклоре рассматриваются в неразрывной связи с родом людей, безнаказанно убивать их было нельзя. И если это все-таки случалось, то охотник получал жестокое возмездие: умирали его отец и мать, жена и маленький сын. Так, и песне-мифе «Утка», в которой он не послушался утки, убил ее, говорится: «...Как убил - умерла его мать, Шел домой - жена умерла, Он в ворота входил - дети померли. Ой, всплеснул тут парень руками, Заломил свои десять пальчиков11.» В ряде мордовских мифов прослеживается противопоставление охоте и рыбной ловле земледельческого труда, что обычно сопровождается идеализацией коня, без которого не мыслилось хлебопашество. Конь в мордовском фольклоре - активный защитник земледелия, его символ. Он спорит с соколом, олицетворяющим охоту, и одерживает победу, становится кормильцем страны, народа.
Мордва - народ древней земледельческой культуры, поэтому не случайно в ее фольклоре зафиксирован большой цикл произведений, изображающих процесс утверждения земледелия, говорящих о превосходстве этого вида хозяйства над охотой и рыболовством, как малопродуктивными и рискованными для сельчанина занятиями. В этих произведениях воспевается природа, часть которой стала заповедной, порицается истребление флоры и фауны. Охота и рыболовство, утратив былое важное промысловое значение, превратились в занятия любительские. До сих пор немало представителей мордовского народа являются заядлыми охотниками и рыболовами.
Список литературы:
1. Архангельский С. Строения и занятия мордвов (1844 г.) // Мордва Российской империи / сост. В. А. Юрченков. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014.
2. Маскаев А. И. Мордовская народная сказка. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1947.
3. Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.
4. Мокшанские народные песни. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.
5. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
6. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
7. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. - Саранск: АНО «Дом народных ремесел», Фонд «Открытая Мордовия», 2009.
8. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н., Гриша-ков В. В. Этнография финно-угорских народов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017.
9. Мокшин Н. Ф., Сушкова Ю. Н. Мордва и мир: тезарус по традиционной материальной и правовой культуре мордовского народа. - Саранск, 2011.
10. Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа: избранные статьи. - Саранск, 2013.
11. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. 2 изд, доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012.
12. Прозин Н. В. Картинки мордовского быта // Пензенские губернские ведомости. - 1865. - № 39.
13. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. - СПб., 1911.
11 Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. Саранск, 2004. С. 56-57.