вая граница оканчивалась длиной волны 303—304 тц. При этой длине ультрафиолетового спектра снижение эритемной облученности в Ленинграде будет составлять от 54,8 до 59%.
Таблица 6. Снижение бактерицидной и эритемной облученности в Ленинграде при падении интенсивности солнечного излучения на 25% и укорочении длины ультрафиолетового спектра до 310 ш ¡л.
Коротковолновая граница солнечного спектра в m ¡х Снижение в %
бактерицидной облученности эритемной облученности
295 300 305 310 25,0 31,2 39,0 47,0 25,0 40,4 62,3 72,8
Выводы
1. Длина ультрафиолетового спектра в Ленинграде в 1949 г. была на 9—14 mu. короче, чем в Павловске, расположенном на той же широта на расстоянии 30 км.
2. При перемещении коротковолновой границы солнечного спектра в сторону более длинных волн эритемная облученность падает быстрее, чем бактерицидная, и при высоте солнца 20° и ниже в Ленинграде полностью отсутствует биологически наиболее активная часть ультрафиолетового спектра от 315 m<t и короче.
3. Укорочение ультрафиолетовой части солнечного спектра в Ленинграде с одновременным снижением биологически активного излучения должно быть отнесено за счет загрязнения атмосферного воздуха города выбросами промышленных предприятий, пылью, поднимаемой ветром и транспортом с улиц и площадей.
П. И. Леушин
Ограждение зданий от уличного шума
Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института
Уличный шум, вызываемый движущимся транспортом, причиняет значительное беспокойство населению тех домов, которые расположены на транспортных магистралях. Наибольший шум наблюдается в квартирах, окна которых выходят на улицу. Оконные проемы являются наиболее слабым звеном во всей системе наружных звукоизолирующих конструкций здания. Даже при плотно закрытых двойных оконных рамах с зеркальными стеклами звуковая изоляция их меньше на 15 децибел изоляции кирпичных наружных стен толщиной 60 см.
Борьба с уличным шумом путем усовершенствования транспортных средств еще не дает желательных результатов, поэтому большое значение в борьбе с шумом приобретает планировка жилого квартала.
Целью нашего исследования было показать, как распределяется шум, поступающий с улицы в кварталы современной планировки, и определить, какие архитектурно-планировочные приемы способствуют глубокому прониканию уличного шума внутрь квартала и какие противодействуют этому.
В качестве объектов исследования были выбраны два квартала, проекты которых разработаны архитектурно-планировочным отделом Ленинградского совета. Один из них — квартал № 19 Московского района Ленинграда — имеет форму квадрата со стороной около 410 м. Западная сторона квартала выходит на Московское шоссе, где наблюдается весьма интенсивное автомобильное и трамвайное движение. Три другие стороны расположены вдоль тихих улиц: северная сторона по Благодатному переулку, ширина которого 50 м, восточная — по 1-й Параллельной улице шириной 50 м и южная — по Кузнецовской улице, за которой простирается Парк Победы. Ширина Московского шоссе в этом месте доходит до 90 м. Ближайшая проезжая часть Московского шоссе, с которой доносится транспортный шум, находится на расстоянии 28 м от красной линии застройки квартала. Расположение зданий схематиче-
11"'параллельная глииа
Московское шоссе
Рис. 1. Распределение уличного шума в квартале при движении транспорта по
Московскому шоссе
ски показано на рис. 1. Квартал застроен пяти- и шестиэтажными зданиями. Общая площадь квартала равна 17 га. Процент застройки — 23.
Наша работа по изучению уровней шума, поступающего в квартал с окружающих улиц, была выполнена в лабораторных условиях на моделях кварталов. Для исследования был применен метод моделирования шумового распространения световыми отражениями, разработанный нами ранее.1. Основная идея этого метода заключается в том, что моделируемый источник шума заменяется источником света, а звуковые лучи заменяются световыми. В качестве источника света применялась 200-ваттная точечная лампа, помещавшаяся в том месте, где источник шума находится в действительности. Модели зданий в масштабе 1 : 500 изготавливались из алюминия с отполированными стенками, отражающими свет в том же соотношении, в каком стены домов отражают падающие на них звуковые волны. Метод моделирования основан на предположении, что максимальные уровни шума, проникающего в квартал с улицы, образуются прямыми и отраженными звуковыми волнами, а не диафрагмиро-
1 П. И. Л е у ш и н, Моделирование шума, распространяющегося среди городских строений. Сборник научных работ Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института «Гигиеническое значение общих вибраций», изд. ЛНИСГИ, стр. 47—57, 1949.
2« 11.
ванными. Практическая проверка метода показала, что это предположение соответствует действительности. Уровни громкости шума на модели квартала определялись по освещенности тех или иных мест при возмож-
11" параллельная улица
Рис. 2. Распределение уличного шума в квартале при движении транспорта по 1-й Параллельной улице
ных различных положениях источника шума на улице. Освещенность же определялась при помощи селенового фотоэлемента, подключенного к чувствительному гальванометру. Вся установка, содержащая модель квар-
Рис. 3. Распределение уличного шума в реконструированном квартале при движении транспорта по Московскому шоссе
тала и электроизмерительную схему, помещалась в комнате с зачерненными стенами, чтобы полностью изолировать ее от проникновения постороннего света.
Полученные во время экспериментальных наблюдений числа, характеризующие уровни громкости шума, были разделены по их интенсив-
москоВское шоссе
масштаб к» аваяимм.,
Уровни шумоВ> ....— до Кдецвкл.
от31до41 дцб. от ев до Во доб шямх от 67 до 7В дцд.
ности на пять групп: 1) до 15 децибел; 2) от 16 до 30; 3) от 31 до 45; 4) от 46 до 60 и 5) от 61 до 75 децибел.
Результаты наших измерений уровней шума вдоль фасадных стен всех зданий кварталов представлены графически на планах кварталов (рис. 1, 2 и 3) при помощи различной штриховки.
На рис. 1 видно, что наибольшему шуму (от 61 до 75 децибел) подвержены главные фасады квартала (здания № 21, 23 и 24). Первые этажи этих зданий могут быть приспособлены только под магазины. Помещения верхних этажей с окнами на улицу требуют для ограждения от уличного шума специальных звукоизолирующих конструкций. Особое внимание должно быть уделено конструкции окон. Для улучшения звукоизоляции необходимо плотное укрепление оконных коробок в проемах. Все щели между оконной коробкой и кладкой необходимо тщательно проконопачивать. Все деревянные части следует изготавливать из сухого леса. Фальцы коробок нужно снабжать резиновыми или войлочными прокладками.
При длинных фасадных стенах, обращенных на улицу с большим транспортным движением, выполнение всех требований, связанных с достижением надлежащей звуковой изоляции, в сильной степени удорожает строительство. Особенно дорого обходится проведение конструктивных мероприятий по изоляции зданий от шумов и вибраций, передаваемых через грунт, так как они достигают почти без ослабления фасадных стен зданий по кратчайшему и притом нормальному направлению. Поэтому расположение зданий развернутым фронтом по красной линии оказывается наименее выгодным.
Из рис. 1 видно также, что с удалением от транспортной магистрали уровни шума снижаются. Снижение уровней шума в разных направлениях происходит неравномерно. Здания, стоящие на пути распространения звуковых волн, оказывают большое экранирующее действие для дальнейшей передачи шума. Уличный шум, проникший внутрь квартала через разрывы между зданиями, распространяется по прямой без заметного ослабления на значительные расстояния в тех случаях, когда по сторонам стоят параллельные здания, ограничивающие рассеивание звука. Так, например, самое удаленное от Московского шоссе место в квартале с уровнем шума выше 46 децибел находится возле внутриквар-тальных стен зданий № 2 и 3, т. е. на расстоянии около 420 м, а на Кузнецовской улице при односторонней застройке это место находится на расстоянии лишь 225 м.
Следовательно, параллельное расположение зданий вдоль прямых звуковых волн, попадающих в квартал через разрывы между зданиями на магистрали, оказывается нежелательным планировочным приемом с точки зрения ограждения зданий от уличного шума.
Дворовые фасады зданий № 21, 23 и 24, защищенные от непосредственного доступа прямых звуковых волн, находятся в условиях относительной тишины. Уровень шума здесь не превышает 45 децибел, а местами снижается до 20 децибел. Однако практическое значение достигаемой тишины для помещений в этих местах при передаче звуков по воздуху значительно снижается из-за вибраций и сотрясений, вызываемых уличным транспортом и передаваемых через грунт этим домам. Очень часто в таких случаях наблюдаются явления резонанса, сопровождающиеся шумом, возникающим внутри помещений.
Дальнейшие исследования производились в том же квартале, но с переносом всего движения транспорта с Московского шоссе на 1-ю Па раллельную улицу (рис. 2). Существенным отличием явилось расчленение зданий, находящихся на магистрали, и расстановка экранирующих зданий на пути прохождения звуковых волн в квартал через разрывы на' достаточном удалении от магистрали. На основании проведенных наблю-_
#
>
дений можно считать, что указанные особенности способствуют уменьшению передаваемого шума.
Результаты измерений уровней шума графически представлены различной штриховкой возле фасада (рис. 2). Две трети квартала, находящиеся за экранирующими зданиями № 5, 6 и 7, практически свободны от действия шумов, проникающих с улицы. Наибольший шум (от 60 до 75 децибел) наблюдается попрежнему возле фасадных стен зданий, выходящих на магистраль. Однако здесь площади фасадных стен, подверженных сильному шумовому воздействию, согласно произведенным подсчетам, оказались на 2 300 м2 меньше, чем в первом квартале. Следовательно, для достижения желательной звуковой изоляции помещений потребуется меньше средств, чем в первом варианте.
Следующий экспериментальный квартал был построен нами путем перестановки зданий верхней половины квартала вниз, а нижней половины квартала вверх (рис. 3). Квартал занимал ту же площадь, как и в первых двух опытах. Движение транспорта было направлено возле торцовых стен зданий № 13, 8, 11, 12 и фасадной стены здания № 14. Для полного удовлетворения требований противошумовой планировки
иг 50Ю3 40-ю3 ЗОЮ3 20-Ю3
w-wз
'////Л WW IУ/У/// WW
////// у////,
„ 1ЛЛЛЛ ЛЛЛЛ
Л»И ЛЭООМ
vvwtwrcl
WW
'/////. WW '///Л WW Г/Ш vwv
'/////}\ЛЛЛ/
' wvv ,
vWivt1»'!»!
дуб. 15 30 45 ВО 75 .15 30 45 60 75 15 30 45 SO 75
4-V---4-»-- 1-V--'
j ' г з ____до 15дец.внл--от 16 доЗО дцб. ннш От31 до 45дцб
/vw от 46 до 60 дцб. iww от 61 до 75 дцб
Рис. 4
движение по Московскому шоссе (квартал по плану Ленпроекта); 2—движете по 1-й Параллельной улице (квартал по плану Ленпроекта); 3— движение по Московскому шоссе (квартал после реконструкции)
квартала следовало бы здание № 14 перенести в верхнюю половину квартала, но это не было сделано для сохранения планировки дворов и процента застройки каждой половины квартала в отдельности. Однако,, несмотря на присутствие здания № 14 на магистрали, общая площадь фасадных стен, подверженных действию максимального уличного шума, сократилась здесь еще на 3 500 м2.
Из рис. 3 видно, что при такой планировке квартала шумовые условия резко изменяются к лучшему. Количество фасадов, обращенных на тихие участки, значительно повысилось и, наоборот, количество фасадов, выходящих в самые шумные места, понизилось.
Чтобы получить более наглядное представление о тех изменениях в распространении уличного шума по кварталам, которые вызываются их планировкой, мы произвели подсчет площадей фасадных стен зданий, подверженных тому или иному шумовому воздействию, для трех указанных вариантов застройки.
Результаты этих подсчетов графически изображены на рис. 4, где по оси абсцисс отложены уровни шума, а по оси ординат — площади фасадных стен зданий, испытывающих соответствующее шумовое воздействие. Из рис. 4 видно, что самая выгодная в противошумовом отношении планировка квартала получена в нашем третьем опыте, т. е. в
реконструированном квартале при расположении транспортной магистрали по Московскому шоссе.
Аналогичная работа по выявлению уровней шума, проникающего с улицы в квартал, была проведена нами на модели квартала № 26, построенного в районе Малой Охты. Результаты наблюдений, полученные в этом квартале при трех аналогичных предыдущим вариантах застройки, полностью подтверждают основные закономерности, установленные ранее экспериментально в квартале № 19.
Настоящая работа подтвердила целесообразность проведения ряда планировочных противошумовых мероприятий, ведущих к снижению уличного шума, передаваемого в квартал через разрывы между зданиями. На примере двух реально существующих жилых кварталов показаны основные приемы противошумовой планировки с количественной и качественной характеристикой результатов их применения. В число этих приемов обязательно должна быть включена посадка деревьев на пути распространения шума и возле звукоотражающих стен зданий. Роль зеленых насаждений при распространении уличного шума была изучена нами ранее
С. А. Давыдов
Влияние газификации электростанций на чистоту атмосферного воздуха
Из Украинского института коммунальной гигиены
В нашей стране вопросам санитарной охраны атмосферного воздуха населенных мест уделяется очень много внимания.
В связи с осуществляемой в настоящее время газификацией ряда городов возникла необходимость изучить влияние ее на чистоту атмосферного воздуха. Однако специальных работ, посвященных этому вопросу, в литературе не имеется. Это и послужило причиной для постановки нами соответствующих исследований.
Располагая данными многолетних наблюдений за чистотой атмосферного воздуха Киева, мы решили провести сравнительное изучение загрязнения атмосферного воздуха после газификации города природным газом (метан) и таким путем установить влияние газификации.
Газ используется преимущественно для удовлетворения коммунально-бытовых нужд населения. Однако часть его поступает на промышленные предприятия. В числе последних особое место занимает теплоэлектроцентраль, являющаяся мощным источником задымления городского воздуха.
Мы поставили перед собой задачу сравнить имеющиеся у нас данные по загрязнению атмосферного воздуха в районе расположения теплоэлектроцентрали за годы (1935, 1936, 1939, 1947 и 1948), когда станция работала на твердом топливе, с периодом ее работы на природном газе.
С этой целью в сентябре и октябре 1950 г. было произведено исследование загрязнения атмосферного воздуха в четырех пунктах, находившихся от теплоэлектроцентрали на расстоянии 0,5—1 км. Приборы Украинского института коммунальной гигиены для исследования воздуха находились на пунктах наблюдения в течение 44 суток. Смена
1 П. И. Леушин, О влиянии зеленых насаждений на распространение улич^ ного шума, Гигиена и санитария, № 6, 1949.