Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ'

ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аду Яо Никэз

Международные транспортные системы играют ключевую роль во внешней политике каждого государства. Многие страны, в частности мировые державы, такие как США, Китай, Россия и другие, использовали свои международные транспортные системы как инструменты внешней политики в связи со вспышкой пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRANSPORT LIMITS DURING THE COVID-19 PANDEMIC AS POLITICAL CONTAINMENT

International transport systems are playing an important role in foreign policy of states. Many states like USA, China, Russia and others have used their international transport systems as means of foreign policy during the outbreak of the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.48137/23116412_2022_2_4 УДК: 327

Яо Никэз АДУ

ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ СДЕРЖИВАНИЯ

Аннотация

Международные транспортные системы играют ключевую роль во внешней политике каждого государства. Многие страны, в частности мировые державы, такие как США, Китай, Россия и другие, использовали свои международные транспортные системы как инструменты внешней политики в связи со вспышкой пандемии COVID-19.

За объявлением Всемирной организацией здравоохранения СОУ1Б-19 пандемией в мире последовало применение ограничительных мер разного рода, каких не было никогда, вплоть до закрытия

государственных границ [1]. Это, безусловно, привело к коллапсу в международных транспортных системах в целом, включая морские, сухопутные и воздушные сообщения. Вслед за ним неизбежно на-

АДУ Яо Никэ - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН. Адрес: Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: adu_ya@rudn.university

Ключевые слова: транспорт, внешняя политика, политика сдерживания, пандемия COVID-19.

чалась мировая экономическая рецессия: падение цены на нефть, нехватка продуктов питания и продуктов первой необходимости и т. п. [2].

На первый взгляд принятые меры, связанные с закрытием государственных границ путём ограничения воздушных, сухопутных и морских сообщений и передвижения людей, товаров и услуг, являются не только легитимными, но и обоснованными с точки зрения международного и национального права.

Однако можно не без сожаления заметить за этими мерами политическую подоплёку, не имеющую под собой ничего общего с корона-вирусными инфекционными ограничительными мерами. Наоборот, некоторые страны нашли в пандемии возможности воплощения в действительность своих внешних политических амбиций, которые связаны со сдерживанием конкурентов [3].

Следует отметить, что вопрос об ограничении международных транспортных сообщений и внутренних перемещений людей относится исключительно к компетенции каждого государства и исходит из принципа государственного суверенитета [4], под которым подразумевается способность каждого государства самостоятельно проводить свою как внутреннюю, так и внешнюю политику. Таким образом, с точки зрения действующего международного права принятие тем или иным государством решения об ограничении или полном закрытии государственных границ

и введенные разными странами ограничения в международных транспортных системах сообщений можно считать вполне обоснованными и легитимными.

Внутренние нормативные акты государства также предусматривают такую возможность ограничения международных и внутренних транспортных систем сообщений при определённых условиях в эпидемиологических и иных чрезвычайных ситуациях и т. п., например существует ряд федеральных законов о чрезвычайных ситуациях [5-7].

Однако в современных международных отношениях и международном праве, где все государства более взаимосвязаны, осуществление суверенного права каждого государства также должно исходить из интересов других акторов международного общения.

Целью настоящего исследования является рассмотрение ограничительных мер, принятых США и Китаем, США и странами Европейского союза, Россией и Индией.

Гегемонистское противоборство между США и Китаем являлось основанием для принятия ограничительных мер в отношении Китая со стороны США [8]. До пандемии противостояние между США и Китаем характеризировалось напряжённостью в двусторонних отношениях. В целях сохранения своей экономической гегемонии в мире США пошли на беспрецедентную конфронтацию с Китаем [9], что являлось последствием политики администрации президента США До-

нальда Трампа America First [10], то есть «Америка на первом месте».

Политика America First предполагала превосходство американских, а именно экономических, во-

енных и политических интересов во всем мире, сохранение экономической гегемонии США путём сдерживания прямых конкурентов, таких как ЕС, Китай и Россия [11].

США - Китай

В отношении Китая после фактически исчерпания всех возможных санкций [12], с появлением пандемии возникла возможность конкретизации тех крайних мер, которые США по ряду причин не смогли ввести, в частности ограничения отношений с Китаем путём закрытия воздушного сообщения между этими странами. Следует отметить, что долгое время США обвиняли Китай не только в нарушении прав интеллектуальной собственности, в частности в области современных информационных технологий [12], но и высказывали мнения о том, что китайские студенты в США занимались шпионской деятельностью, в том числе в Т-сфере [13].

Таким образом, объявление о пандемии СОУЮ-19 стало лишь

официальным поводом США для полного ограничения отношений с Китаем. Отношения между США и Китаем в это время критически обострились. США ввели ограничения в отношении Китая путём закрытия въезда гражданам последнего. Необходимо напомнить, что политические оппоненты президента Дональда Трампа от партии демократов и нынешний хозяин Белого дома, президент Джо Байден, тогда обвиняли Трампа в холодности в отношениях с Китаем [8]. Как можно заметить, США, в частности администрация президента Дональда Трампа, воспользовались пандемией СОУ1Ю-19, чтобы реализовать свою политику сдерживания в отношении Китая.

США - Евросоюз

Долгое время Европа, в частности страны Евросоюза, считала себя ближайшими союзниками США ввиду исторических, экономических и военных связей между ними. Однако, как говорил бывший президент Франции генерал де Гол-ль, «у стран нет друзей - у них есть интересы». Это высказывание так-

же характеризует политику США в отношении их западных союзников. Как и к Китаю, к странам ЕС была применена политика America First, а именно увеличение пошлины на ряд товаров, таких как вино, мясо и др., из Старого Света в США [14]. Таким образом, администрация президента Дональда Трампа

проводила жёсткую экономическую политику в отношении своих близких союзников.

Во время пандемии COVID-19 США в одностороннем порядке закрыли границы не только с Китаем, но и со странами ЕС [15]. Кроме того, США приняли и другие недружественные меры по отношению к последним. Например, неоднократно возникали «масочные кризисы» [16], когда США забирали себе маски, предназначенные для стран-союзников. В целом панде-

мия COVID-19 показала хрупкость отношений не только между США и странами ЕС, но и между самими европейскими государствами. Значит, национальные интересы должны предопределять всю внешнюю политику государства. Напомним, что ограничительные меры по закрытию государственных границ между странами ЕС принимались в индивидуальном порядке, без предварительного обсуждения между ними, как требуется в нормативных актах сообщества.

Россия - Индия

Если закрытие государственных границ и ограничения международных транспортных сообщений происходили на почве традиционных внешних политических интересов, с одной стороны, то, с другой стороны, было немало положительного: можно было наблюдать, что некоторые государства оставляли себе коридоры для защиты общих интересов (например, отношения между Российской Федерацией и Индией в разгар пандемии). Следует отметить, что за всё время пандемии COVID-19 Россия никогда не ограничивала международные транспортные сообщения с Индией, даже в период распространения штамма «дельта» (так назвали «индийский вариант» коронавируса). Хотя сама Индия во время распространения «дельты» закрыла себя от всего мира, в том числе от России. Такое отношение объясняется различными причинами экономи-

ческого, военного, политического и технического характера.

Президент России, несмотря на всю серьёзность ситуации с корона-вирусом, прибыл в Индию с визитом [17], что не только показывает уровень двусторонних отношений между двумя странами, но и подчёркивает позицию России: ради национальных интересов можно закрыть глаза даже на пандемию.

Таким образом, можно сделать вывод, что российско-индийские отношения показывают другую, положительную сторону внешней политики и интересов государства: что нужно «строить мосты, а не сжигать их» в любой ситуации, в том числе в период пандемии.

В заключение хочется отметить, что международные транспортные системы играют ключевую роль в международной политической системе. Они также являются составной частью внешней политики каж-

дого государства. Их ограничение, безусловно, непосредственно отражается не только на мировой экономике, но и на международной политике в целом. Пандемия СОУ1Ю-19

показала, что некоторые страны использовали свою международную транспортную систему как средство внешней политики в целях сдерживания своих прямых конкурентов.

Список литературы

1. ВОЗ объявила пандемию нового коронавируса // URL: https:// www.bbc.com/russian/news-51842591 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Громов А. И., Титов А. В. Влияние пандемии COVID-19 на мировой нефтяной рынок / Фонд «Институт энергетики и финансов» // URL: https:// burneft.ru/archive/issues/2020-07/10 (дата обращения: 12.02.2022).

3. США ежегодно тратят около 5 млрд долларов на сдерживание России // URL: https://www.kp.ru/online/news/4632152/ (дата обращения: 17.02.2022).

4. Устав ООН // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 12.02.2022).

5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения: 31.01.2022).

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 31.01.2022).

7. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // URL: https://rg.ru/2020/04/03/fz98-chs-dok.html (дата обращения: 31.01.2022).

8. Thomas J. Christensen: A modern tragedy? COVID-19 and US-China relations // URL: https: / / www. brookings . edu / research/a-modern-tragedy-covid-19-and-us-china-relations/ (дата обращения: 17.02.2022).

9. Отношения США и Китая // URL: https://www.kommersant.ru/ theme/3104 (дата обращения: 12.02.2022).

10. The Long History Behind Donald Trump's 'America First' Foreign Policy// URL: https://time.com/4273812/america-first-donald-trump-history/ (дата обращения: 12.02.2022).

11. США ежегодно тратят около 5 млрд долларов на сдерживание России // URL: https://www.kp.ru/online/news/4632152/ (дата обращения: 17.02.2022).

12. США ввели новые санкции против экономики Китая // URL: https:// lenta.ru/news/2021/12/16/sankcii/ (дата обращения: 12.02.2022).

13. Trump Signs Executive Order That Will Effectively Ban Use Of TikTok In the U.S. // URL: https://www.npr.org/2020/08/06/900019185/trump-signs-executive-order-that-will-effectively-ban-use-of-tiktok-in-the-u-s (дата обращения: 12.02.2022).

14. U.S. to Tax European Aircraft, Agriculture and Other Goods // URL: https://www.nytimes.com/2019/10/02/us/politics/airbus-tariffs-wto.html (дата обращения: 17.02.2022).

15. Coronavirus: Trump suspends travel from Europe to US // URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-51846923 (дата обращения: 17.02.2022).

16. Fair-play: Une commande française de masques détournée vers les Etats-Unis sur un tarmac chinois // URL: https://www.liberation.fr/ france/2020/04/01/une-commande-francaise-de-masques-detournee-vers-les-etats-unis-sur-un-tarmac-chinois_1783805 (дата обращения: 12.02.2022).

17. Бросок на Луну: что Путин делал в Индии на самом деле // РИА Новости // URL: https://ria.ru/20211206/politika-1762444834.html (дата обращения: 12.02.2022).

ADU Yao Nikez - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN. Address: 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation. E-mail: adu_ya@rudn.university

Keywords: transport, foreign policy, containment, COVID-19 pandemic.

INTERNATIONAL TRANSPORT LIMITS DURING THE COVID-19 PANDEMIC AS POLITICAL CONTAINMENT

Annotation

International transport systems are playing an important role in foreign policy of states. Many states like USA, China, Russia and others have used their international transport systems as means of foreign policy during the outbreak of the COVID-19 pandemic.

References

1. WHO has declared a pandemic of a new coronavirus // URL: https:// www.bbc.com/russ/an/news-51842591 (accessed: 12.02.2022).

2. Gromov A. I., Titov A. V. The impact of the COVID-19 pandemic on the world oil market / Institute of Energy and Finance Foundation // URL: https://burneft.ru/archive/issues/2020-07/10 (accessed: 12.02.2022).

3. The United States spends about $5 billion annually to contain Russia // URL: https://www.kp.ru/online/news/4632152/ (accessed: 17.02.2022).

4. UN Charter // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (accessed: 12.02.2022).

5. Federal Constitutional Law of May 30, 2001 No. 3-FKZ "On the state of emergency" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_31866 / (accessed: 31.01.2022).

6. Federal Law No. 68-FZ of December 21, 1994 "On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies" // URL: http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_5295 (accessed: 31.01.2022).

7. Federal Law No. 98-FZ of April 1, 2020 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the prevention and liquidation of emergency situations" // URL: https://rg.ru/2020/04/03/fz98-chs-dok. html (accessed: 31.01.2022).

8. Thomas J. Christensen: A modern tragedy? COVID-19 and US-China relations // URL: https: / /www. brook ings . edu / research/ a - modern-tragedy-covid-19-and-us-china-relations (accessed: 17.02.2022).

9. US-China relations // URL: https://www.kommersant.ru/theme/3104 (accessed: 12.02.2022).

10. The Long History Behind Donald Trump's 'America First' Foreign Policy // URL: https://time.com/4273812/america-first-donald-trump-history / (accessed: 12.02.2022).

11. The United States spends about $5 billion annually on deterring Russia // URL: https://www.kp.ru/online/news/4632152 (accessed: 02.17.2022).

12. The United States has imposed new sanctions against China's Economy // URL: https://lenta.ru/news/2021/12/16/sankcii (accessed: 12.02.2022).

13. Trump Signs Executive Order That Will Effectively Ban Use of TikTok in the U.S. // URL: https://www.npr.org/2020/08/06/900019185/trump-signs-executive-order-that-will-effectively-ban-use-of-tiktok-in-the-u-s (accessed: 12.02.2022).

14. U.S. to Tax European Aircraft, Agriculture and Other Goods // URL: https://www.nytimes.com/2019/10/02/us/politics/airbus-tariffs-wto.html (accessed: 17.02.2022).

15. Coronavirus: Trump suspends travel from Europe to US // URL: https:// www. bbc. com/news/world-us-canada-51846923 (accessed: 17.02.2022).

16. Fair-play: Une commande française de masques détournée vers les Etats-Unis sur un tarmac chinois // URL: https://www.liberation.fr/ france/2020/04/01/une-commande-francaise-de-masques-detournee-vers-les-etats-unis-sur-un-tarmac-chinois_1783805 (accessed: 12.02.2022).

17. Throw to the Moon : what Putin really did in India // RIA Novosti // URL : https://ria.ru/20211206/politika-1762444834.html (accessed: 12.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.