Научная статья на тему 'Ограничения свободы распространения информации при реализации авторских прав'

Ограничения свободы распространения информации при реализации авторских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелькин А. С.

В статье рассматриваются правовые ограничения свободы распространения информации при осуществлении частных случаев авторского права на ее получение и распространение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom information legal restrictions in the copyright realization

This article deals with some legal restrictions on information freedom in exercising private copyright to obtain and disseminate it.

Текст научной работы на тему «Ограничения свободы распространения информации при реализации авторских прав»

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКИХ ПРАВ

А.С. Мелькин

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются правовые ограничения свободы распространения информации при осуществлении частных случаев авторского права на ее получение и распространение.

Авторское право — это частный случай права на информацию, прежде всего на ее получение и распространение. Особенности защиты авторских прав отражаются в определяемом на международном и национальном уровне перечне охраняемых объектов и обладателей прав. Все без исключения авторские права содержат имущественные и неимущественные аспекты. В отношении всех авторских прав должна применяться свобода распространения и получения информации, также в полной мере применимы и ограничения, которые устанавливаются международными соглашениями или национальным законодательством. Но национальные государства учитывают и используют возможности полного или частичного ограничения использования и охраны авторских прав.

В отношении права на распространение информации, например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляется: каждый человек имеет право на выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Статья 10 Конвенции не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий [4].

Однако в этой же статье указывается, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями и штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации и прав других лиц, а также предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В ст. 17 Конвенции указывается, что ничто в настоящей конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, группа лиц или какое-

либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на упразднение, уничтожение любых прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей степени, чем это предусматривается в Конвенции [4].

Объекты авторских прав представляют собой информационные массивы, обладающие определенными специфическими признаками. Поэтому указанные принципы, обеспечивающие свободу обращения информации — ее распространения и получения, — а также установление ограничений по перечисленным основаниям и контроля государства в полной мере относятся к авторскому праву.

Если какое-либо лицо создает литературное, музыкальное, научное или художественное произведение, то оно является владельцем этого произведения и может свободно принимать решения относительно его использования. Это лицо (называемое «создатель», или «автор», или «правообладатель») может контролировать судьбу этого произведения. Поскольку в соответствии с законом произведение охраняется авторским правом с момента его создания, нет необходимости соблюдать какие-либо формальности, такие как регистрация или депонирование, в качестве условия для получения этой охраны (ст. 3 Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.) [2]. Охраняются не сами идеи, а лишь способ их выражения.

Применение к управлению такими объектами и связанными с ними правами средствами национального закона далеко не всегда способно решить проблемы. Это вызывает потребность обращаться к моделям международно-правового сотрудничества, основанным на более общих принципах. В то же время средства охраны авторских прав с успехом используются в отношении объектов, формально исключенных из перечня объектов авторского права. Например, при защите текстов официальных документов и речей необходима их защита от искажений, кроме того, учитывается, что комментарии к таким текстам и журналистские материалы с их использованием и ссылками на них уже оказываются объектами авторских прав.

Согласно ст. 2 bis Бернской конвенции возможно исключение из охраны каких-либо произведений или их видов, если они не закреплены в той или иной материальной форме [1]. В России по Закону об авторском праве и смежных правах из круга объектов авторского права исключены официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки), произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8) [5].

Эта норма, конечно, не означает, что эти объекты не пользуются защитой. Они составляют особую категорию объектов. Их защита носит комбинированный характер, в том числе с использованием средств защиты авторских прав. Например, в отношении официальных документов и информационных сообщений для защиты используется специальный международный механизм защиты, предусмотренный Конвенцией о международном праве опровержения. Произведения народного творчества подпадают под защиту авторского права как составные части сборников, которые, согласно международным соглашениям и согласно закону России и национальным законам других государств, считаются объектами авторского права.

Во всех международных соглашениях, касающихся вопросов авторского права, в частности в ст. 1 и ст. 2 Бернской конвенции, государства-участники закрепляют

свои обязательства принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры [1]. Выпущенные в свет произведения граждан любого договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого государства, пользуются в каждом другом договаривающемся государстве охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории.

В России признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения, которые обнародованы на территории России либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами Российской Федерации, его охрана в России осуществляется в соответствии с международными договорами России.

Определяя круг охраняемых объектов, государства в соответствии с международными соглашениями берут обязательства обеспечивать определяемый характером охраняемого объекта объем прав автора или правообладателя. Как уже отмечалось, объем прав иностранных авторов приравнивается к объему прав авторов, имеющих юридическую связь с государством, предоставляющим защиту (ст. 2 Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.) [2]. Как в международных соглашениях, так и в национальных законах перечисляются права на имя, право на защиту репутации автора, на обнародование, распространение и исполнение, право на обеспечение вознаграждения в случае использования или передачи автором прав на возмездной основе, защиту от незаконного и несанкционированного копирования и использования, право на переработку и другие.

Право на имя (авторство) носит исключительный характер, оно неотчуждаемо от автора, не может быть передано другому лицу и должно указываться при распространении, демонстрации и воспроизведении произведения. Имущественные права авторов могут ограничиваться в результате волеизъявления самого автора при передаче права собственности на произведение или при передаче прав на использование или переработку произведения на договорной основе. В некоторых случаях, определяемых законодательно (и такая возможность допускается международными соглашениями), имущественные права может ограничить государство, на территории которого осуществляется использование произведения, либо при установлении особого режима охраны какой-либо категории авторских прав или какой-либо группы произведений, либо на основании принципа взаимности в отношении авторов и произведений, происходящих из государства, установившего ограничения для авторов и произведений из государства, устанавливающего ответные ограничения.

Кроме того, автор по своему усмотрению, а государство в интересах общества, в интересах государственной безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия могут устанавливать ограничения в отношении распространения, исполнения, демонстрации и воспроизведения объекта авторских прав. Такие полномочия государства ограничивать распространение

информационных массивов, в качестве которых можно рассматривать авторские права, или ограничение доступа к ним, то есть ограничение права на распространение и на получение информации, и требуют использования норм и принципов не только права авторского, но и права информационного. Например, не только правом, но и обязанностью государств в силу принятых на себя международных обязательств является ограничение распространения произведений, содержащих пропаганду агрессивных войн. Для обеспечения нравственности во многих государствах установлен особый порядок распространения материалов эротического характера (это касается создания системы категорий фильмов и ограничения доступа к фильмам категорий Х по возрасту пользователей, ограничения количества точек распространения или лицензирования торговли такими объектами, кодирования доступа к телепрограммам эротического содержания или определения времени их демонстрации и другие меры).

Рассматривая в целом полномочия автора (правообладателя), следует отметить, что только правообладатель может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведений. Национальный закон устанавливает возможности свободного использования произведений, но это исключительные случаи, а в отношении иностранных авторов и произведений такая возможность свободного использования обычно связывается с принципом взаимности или с отсутствием возражений в отношении такой практики со стороны государства, с которым у такого автора или произведения существует юридическая связь.

Автор при любых обстоятельствах сохраняет юридическую связь со своим произведением, что выражается, в частности, на устанавливаемой государством обязанности при исполнении, демонстрации и распространении произведений указывать имя автора в хорошо различимой форме с размещением знака охраны авторского права.

Международные соглашения допускают возможность ограничения использования авторских прав. В ряде случаев делаются ссылки на лицензирование деятельности, связанной и использованием объектов авторских прав. В частности, ст. 17 Бернской конвенции относит к ведению национальных государств лицензирование деятельности радиовещательных организаций и телекомпаний [1].

В отношении использования произведений, безусловно, возможно установление ограничений, касающихся обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, прав третьих лиц и по другим основаниям, оправданным в демократическом обществе.

Если касаться собственно нарушений авторских прав, то в контексте использования авторских прав и произведений, являющихся объектами авторского права как информационных массивов, в практике международного сотрудничества важное значение уделяется борьбе с пиратским использованием объектов авторского права. В международной практике было сформулировано понятие контрафактной продукции. Это определение инкорпорировано в национальные законы. Контрафактными признаются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными признаются также экземпляры охраняемых произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав из государства, где эти права не гарантировались и не охранялись.

Таким образом, в международно-правовых документах отражается круг объектов авторского права и перечень полномочий правообладателей. Национальные го-

сударства даже при закреплении специальных норм по отдельным вопросам авторского права берут на себя обязательства предоставлять на своей территории защиту и обеспечивать реализацию авторских прав иностранных правообладателей на равных основаниях со своими авторами. В то же время допускается законодательное закрепление оговорок и ограничений использования отдельных правомочий автора, отдельных произведений или видов произведений на территории этого государства. Такие ограничения могут носить абсолютный или относительный характер. Ни в каких случаях не подвергается сомнению само авторство. Регулирование же использования авторских прав можно рассматривать как реализацию свободы получения и распространения информации с ограничениями, допустимыми и необходимыми в демократическом обществе.

Территориальные ограничения определяются территориальным характером защиты авторских прав. Государство может как обеспечить, так и ограничить защиту авторских прав только на своей территории. Эти ограничения носят естественный характер.

Следующая группа ограничений связана с волеизъявлением обладателей авторских прав. Автор определяет, выпускать ли произведение в свет. Он принимает решение о передаче прав на договорной основе, согласует условия договора о передаче прав, автор имеет право изъять произведение, он может определять форму и способ использования произведения, разрешать перевод и изменения объекта авторского права.

Ограничения распространения информации в форме объектов авторского права, исходящие от государства, могут быть связаны с формальностями, условиями, ограничениями и штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Таким образом, такие ограничения могут быть установлены в интересах национальной безопасности, в интересах общественной морали, в интересах обеспечения прав третьих лиц.

Во всех государствах законодательно закреплены понятия государственной и коммерческой тайны и неприкосновенности частной жизни. Легко можно обнаружить ситуации, когда распространение литературных и художественных произведений входит в противоречие с обеспечением охраны этих правовых объектов, гарантирование неприкосновенности которых при подробном рассмотрении оказывается приоритетной.

Можно указать также случаи, когда исходящие от автора ограничения зависят от отсутствия договоренности, выплаты авторского вознаграждения.

Необходимо отметить ограничения, связанные с лицензированием, при котором государство определяет, какие субъекты и на каких условиях могут осуществлять те или иные действия при использовании авторских прав, например при лицензировании вещательной деятельности.

В соответствии с международными соглашениями государства обязаны принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, дра-

драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Но если ограничения установлены автором, государство вынуждено признать их. Кроме того, государство может установить специальный режим охраны определенных объектов авторского права, который может повлечь не только льготное положение правообладателей, но и ограничения.

Национальный закон может при отсутствии разрешения правообладателя или вопреки его запрету разрешать воспроизведение произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

Возможно ограничение охраны прав иностранных авторов и правообладателей при применении принципа взаимности. Если страна — участница международного соглашения не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов — граждан государства, это государство может ограничить охрану, предоставляемую произведениям авторов, которые на дату первого выпуска этих произведений в свет имеют гражданство государства, не обеспечившего защиту. Но такие ограничения могут быть установлены только на произведения, выпущенные в свет после введения таких ограничений. Обязательно уведомление о таких ограничениях.

В отношении регулирования содержания радио- и телепередач, а, следовательно, пределов распространения объектов авторского права как информационных массивов, существует три модели. Это регулирование хозяйствующими субъектами, органами, контролирующими вещателей, и потребителями программ. То или иное сочетание этих ограничений распространения информации существует во всех государствах. В России возникает видимость, что государство отказывается от контроля и передает эти функции вещателям. Однако за государствами остается контроль за вещателями. Можно даже говорить о союзе государства и вещателей. Но поскольку лицензирование вещания и выделение частот вещания осуществляется государством, то именно за государством остается приоритет в регулировании. Можно отметить, что государство чаще всего уклоняется от контроля за содержанием программ. Контроль за содержанием программ со стороны потребителей может осуществляться через суды. В этом случае пресекаются нарушения личных прав и свобод, которые имеют место при использовании авторских прав и деятельности вещателей. В этом случае судебные решения становятся ограничителями свободы распространения информации на будущее даже в странах, где нет прецедентной системы. Содержание таких решений может стать основой для разработки стандартов содержания программ как на национальном, так и на международном уровне.

В ч. 3 ст. 17 Конституции РФ говорится, что право человека заканчивается там, где начинается право другого человека. Это касается всей совокупности его возможных прав. Кроме того, в ч. 3 ст. 55 Конституции указывается, что ограничение прав граждан возможно на основании двух положений: во-первых, при наличии федерального закона, то есть именно этого, а не какого-либо иного источника права, и, во-вторых, только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Российское законодательство закрепляет, таким образом, ограничения свободы самовыражения, которые составляют правовую основу предотвращения и пресечения злоупотреблений свободой массовой информацией: во-первых, это ограничение по форме или спосо-

бу распространения, во-вторых, по содержанию материалов. В первом случае можно говорить об относительном запрете распространения таких сообщений, во втором — об абсолютном.

Формальные ограничения распространения информации связываются с положениями ч. 4 ст. 29 Конституции, где сказано, что каждый имеет право передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Такая незаконность возникает из самых общих юридических запретов. Например, никому не позволено печатать газету на ворованной бумаге или осуществлять телевещание с помощью несертифицированных средств связи. Закон предусматривает и специальные ограничения информации по форме.

В то же время правовое регулирование не может быть всеобъемлющим. Законодатель обязан учитывать специфику формы отражения информации. В частности, это касается Интернета. Интернет — это не организация, а соглашение. Это средство сосуществования и взаимодействия людей, которое является общественным достоянием. Интернет не регламентирует то, какие материалы могут размещать пользователи в его сети, и многие другие вопросы. Если в связи с этим и возникают правовые коллизии, то только там, где традиционная человеческая деятельность, осуществляемая в новой цифровой форме, сталкивается с необходимостью правового доосмысления [3, с. 7].

Итак, учитывая действующие правовые нормы, международно-правовые нормы и национальные законы, а также сложившуюся практику, можно выделить несколько групп ограничений на распространение информации через использование объектов авторского права и авторских прав.

1. Ограничения, связанные с волеизъявлением автора, правообладателя или пользователя, связанные с характером авторских прав. Государство обязано учитывать такое волеизъявление в качестве общего правила, но в некоторых случаях может преодолеть эти ограничения.

2. Ограничения, которые государство может устанавливать по содержанию информации, отраженной в объектах авторского права, в интересах обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, морали или интересов третьих лиц. Эти ограничения соответствуют международным стандартам.

3. Ограничения, касающиеся формы использования авторских прав или характера деятельности по использованию авторских прав. В этом случае используются различные процедуры лицензирования, сертификации, регистрации, государственного контроля и другие.

4. Ограничения, связанные с исполнением международных обязательств государства, например, о запрете пропаганды войны.

5. Ограничения, связанные с характером международных отношений, в частности основанные на принципе взаимности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт 1971 г.).

2. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.

3. Давыдов А.В. К вопросу о законодательном. обеспечении развития сферы Интернет // Интернет — цензура — молодежь: Сборник аналитических материалов к конференции. — М., Изд-во союза вебмастеров России, 2005.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1951 г.

5. Закон РФ об авторском праве и смежных правах 1993 г.

FREEDOM INFORMATION LEGAL RESTRICTIONS IN THE COPYRIGHT REALIZATION

A.S. Melkin

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198

This article deals with some legal restrictions on information freedom in exercising private copyright to obtain and disseminate it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.