УДК 338.48
DOI 10.18413/2712-7443-2020-44-3 -247-259
Ограничения развития санаторно-курортной деятельности
Пермского края
Оборин М.С.
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Россия, 614070, г. Пермь, ул. бульвар Гагарина, 57; Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23; Сочинский государственный университет, Россия, 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26-А E-mail: recreachin@rambler.ru
Аннотация. Курортная медицина традиционно являлась важным элементом системы здравоохранения страны, трансформация системы управления в рыночных условиях отрицательно сказалась на финансово-экономической устойчивости здравниц. В научных работах недостаточно представлены направления и технологии адаптации курортной медицины к рыночным условиям, поскольку ограничивающие факторы не получали необходимой экспертной оценки специалистами и руководителями отраслевых предприятий и курортов. В связи с этим автором рассмотрены долгосрочные цели развития Пермского края, конечные цели реорганизации курортно-рекреационного комплекса. Выявлены слабые стороны и ограничения в развитии санаторно-курортного комплекса. Рассматрены вопросы, связанные с изменением количества курортных организаций, устойчивым ростом лечебно-оздоровительной деятельности, сменой собственников организаций, динамикой туристского потока. В результате исследования определены основные проблемы и ограничения устойчивого роста курортной медицины, обусловленные финансово-экономическими и рыночными тенденциями развития профильных здравниц региона. Проведена оценка экспертных рекомендаций по устранению факторов, препятствующих развитию лечебно-оздоровительной деятельности субъекта РФ. Вклад в науку заключается в рациональной оценке ограничивающих факторов, позволяющей на различных уровнях управления разрабатывать систему мер по их преодолению и улучшению финансово-экономических показателей деятельности санаторно-курортного комплекса Пермского края. Результаты исследования могут быть адаптированы для программ санаторно-курортного лечения и эффективной социальной политики субъектов РФ.
Ключевые слова: курортная медицина, санаторно-курортный комплекс, антикризисное управление, цифровизация, профили лечения.
Для цитирования: Оборин М.С. 2020. Ограничения развития санаторно-курортной деятельности Пермского края. Региональные геосистемы, 44(3): 247-259. DOI 10.18413/2712-7443-2020-44-3-247-259
Restrictions for the development of sanatorium-resort activities
of the Perm region
Matvey S. Oborin
Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch 57 Gagarin Boulevard St, Perm, 614070, Russia; Perm State National Research University, 15 Bukireva St, Perm,614990, Russia; State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, 23 Petropavlovskaya St, Perm, 614990, Russia; Sochi State University, 26-A Sovetskaya St, Sochi, 354000, Russia E-mail: recreachin@rambler.ru
Abstract. Resort medicine has traditionally been an important element of the country's health care system, and the transformation of the management system in market conditions has negatively affected the financial and economic stability of health resorts. The main problem is the growing demand for health and Wellness
services from the population, the state and the economy as a whole, which is limited by insufficiently effective mechanisms for supporting the health resort complex, and the unprofitability of many enterprises. The scientific papers do not sufficiently present the directions and technologies of resort medicine adaptation to market conditions, since the limiting factors did not receive the necessary expert assessment by specialists and managers of industry enterprises and resorts. The purpose of this study is to determine the limiting factors that prevent the optimal functioning of the health resort complex of the Perm region and the achievement of strategic goals for the formation of the market for health and Wellness services in the region. The results were obtained on the basis of an expert assessment of the financial and economic state of the health resort complex of the studied subject of the country. The long-term development goals of the Perm region, the final goals of the reorganization of the resort and recreation complex are considered. Weaknesses and limitations in the development of the Spa complex are revealed. The issues related to the change in the number of resort organizations, the steady growth of health-improving activities, the change of owners of organizations, and the dynamics of the tourist flow are considered. The main problems and limitations of sustainable growth of resort medicine due to financial, economic and market trends in the development of specialized health resorts in the region are identified. The assessment of expert recommendations on the elimination of factors that hinder the development of medical and health-improving activities of the subject of the Russian Federation was carried out. The contribution to science consists in a rational assessment of limiting factors, which makes it possible to develop a system of measures at various levels of management to overcome them and improve the financial and economic indicators of the health resort complex of the Perm region. The results of the study can be adapted for programs of sanatorium treatment and effective social policy of the subjects of the Russian Federation.
Key words: resort medicine, spa complex, crisis management, digitalization, development restrictions, treatment profiles.
For citation: Oborin M.S. 2020. Restrictions for the development of sanatorium-resort activities of the Perm region. Regional Geosystems. 44(3): 247-259 (in Russian). DOI 10.18413/2712-7443-2020-44-3-247-259
Введение
Санаторно-курортный комплекс страны являлся элементом системы здравоохранения длительное время (до 1991 г.) и управлялся государством. Механизм распределения путевок был целесообразным для данного периода и компенсировал сезонный спад спроса, обеспечивая положительный экономический и оздоровительный эффект. Формирование рыночной системы и выход санаторно-курортного комплекса из сферы государственного управления повлекли трансформацию существующих отношений и негативно повлияли на деятельность профильных предприятий. Несмотря на значительный потенциал курортной медицины во многих регионах страны, санаторно-курортные предприятия в подавляющем большинстве убыточны по ряду причин: значительное сокращение государственного финансирования, низкая инвестиционная привлекательность курортной медицины, высокие затраты на организацию лечебно-оздоровительного процесса при ярко выраженной сезонности в большинстве субъектов РФ, отсутствие эффективного механизма распределения и реализации путевок, адаптированного к современной ситуации ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Наиболее острыми являются экономические проблемы функционирования санаторно-курортного комплекса, связанные с инвестициями, повышением качества услуг и технологическим перевооружением отрасли в регионах страны для выхода в безубыточную зону деятельности.
Стратегические аспекты функционирования санаторно-курортного комплекса обозначены в нескольких нормативно-правовых документах, получивших свое развитие на уровне субъектов РФ [Стратегия развития ..., 2019]. Но на сегодняшний день эти меры находятся в начальной стадии реализации, потребуется длительный период ожидания положительных результатов. В целях эффективной реализации стратегии в сфере лечебно-оздоровительной деятельности и курортной медицины страны необходимо всестороннее
исследование реальных ограничений устойчивого экономического роста курортной медицины на уровне регионов с учетом природно-климатического, инфраструктурного, социально-экономического потенциала и сложившейся лечебной специализации курортов.
В научной литературе проблемам стратегического и социально-экономического состояния курортной медицины в России уделено значительное внимание. Некоторые авторы придерживаются мнения о приоритетности государственного сотрудничества и управления, поскольку, с их точки зрения, только программно-целевой подход и контроль могут принести положительные результаты на уровне субъектов РФ, развивать новые курортные территории и формировать санаторно-курортные комплексы [Какосьян, 2005]. Различные стратегии для санаторно-курортного комплекса и их принципиальные основы содержатся в работах С.И. Берлина [2006]. Кластерный подход к стратегическому управлению в ту-ристско-рекреационной сфере рассматривает Ю.Н. Реутова [2010], полагая, что территориальный потенциал определяет качество и эффект коллективного взаимодействия. Д.Р. Богданова [2007] анализирует вопросы повышения качества управления лечебно-оздоровительным процессом и формирования эффективной системы управленческих решений в условиях клиентоориентированной модели лечебно-оздоровительного процесса. Многие авторы уделяют значительное внимание инновациям как основе реализации стратегических планов, а также построению эффективной системы коммуникаций [Нефедкина, 2011]. И.В. Шевченко и А.А. Боштек [2018] изучают систему риск-менеджмента санаторно-курортных организаций (СКО), учитывают факторы внешней среды различного порядка и степени влияния на профильные предприятия. Важным направлением оптимизации финансовых рисков санаторно-курортного комплекса является построение системы финансового планирования, отвечающего тактическим и стратегическим задачам курортной медицины и адаптации систем управления санаторно-курортных учреждений к условиям рыночной среды [Зикирова, 2011]. Внимание уделяется особенностям формирования и развития региональных санаторно-курортных комплексов в субъектах страны с различным уровнем ку-рортно-рекреационной специализации [Шайахметов, 2018].
Некоторые параметры эффективного управления курортами и территориями, специализирующимися на оказании лечебно-оздоровительных услуг, рассмотрены зарубежными специалистами [Chanda, 2017; Crooks et al., 2017; Alleman et al., 2018; Balaban, Maraño, 2018; Chee, 2019]. В этих работах определены общие и отличительные черты лечебно-оздоровительного и медицинского туризма; охарактеризована роль клинической базы курортов в достижении высокого оздоровительного эффекта; выявлены особенности формирования уникального продукта, ценного для потребителей с различными лечебно-оздоровительными потребностями.
Целью данного исследования является определение направлений стратегического развития санаторно-курортного комплекса Пермского края на основе оценки ограничений использования уникальной природной лечебной базы.
Объекты и методы исследования
Основной метод исследования в данной статье - экспертный. Исследование проводилось с привлечением 45 экспертов, являющихся руководителями санаторно-курортных организаций (СКО), специалистами в сфере курортной медицины. Опрос экспертов проводился с помощью анкетирования, где каждый эксперт мог отметить несколько значимых на его взгляд позиций или направлений.
В качестве объекта исследования рассмотрен Пермский край, который входит в число лидеров санаторно-курортного комплекса Приволжского федерального округа. Регион является одним из центров развития туризма в стране, здесь планируется формирование нескольких кластеров, имеющих различную специализацию: круизный, активный,
лечебно-оздоровительный туризм. Целью реализации стратегии туристско-рекреацион-ной деятельности является повышение привлекательности региона для потребителей услуг в качестве современного туристского центра и привлечение платежеспособного спроса в соответствии с ценностным предложением для жителей страны и зарубежных гостей. Для этого в Пермском крае предусмотрена система количественно-качественных показателей, связанных с повышением инвестиционной активности в сфере курортной медицины и технологий лечебно-оздоровительного процесса, внедрение прогрессивных цифровых технологий диагностики и лечения, развитие кадрового и управленческого потенциала, преобразование инфраструктуры, освоение ресурсного потенциала, имеющего ценность для здоровья человека.
Существенным негативным фактором влияния на развитие отрасли является отсутствие системы мер и программно-целевого подхода, обеспечивающего преемственность целей и задач, а также взаимосвязь с общей стратегией развития Пермского края.
Положительными предпосылками формирования стратегических направления развития санаторно-курортного комплекса в субъектах России являются:
- необходимость диверсификации промышленно ориентированной экономики и реализация социально значимых целей и направлений демографической политики и снижения заболеваемости;
- наличие федерального документа и принятых нормативно-правовых актов, направленных на поэтапную реализацию стратегических направлений на уровне субъектов с учетом особенностей курортной медицины;
- устойчивость сферы услуг, в частности лечебно-оздоровительного туризма, к геополитическому давлению и положительный эффект от перераспределения туристско-ре-креационных потоков для регионов страны.
Ограничивающими факторами в развитии санаторно-курортного комплекса являются:
- кадровая политика и система образования, не учитывающая реальные требования к специалистам отрасли туризма и санаторно-курортного комплекса;
- актуализация антикризисного управления на различных уровнях, поскольку в условиях динамично меняющейся внешней среды необходимы профессиональные управляющие, имеющие опыт работы в различных условиях;
- стремительная цифровизация экономики и сфер жизнедеятельности человека, способствующая формированию новых требований к услугам, их качеству, процессу взаимодействия с потребителями, включая удаленные сервисы формирования заказа, оплаты и т.п.;
- низкие темпы развития институциональной среды, не соответствующие потребностям отрасли Пермского края;
- недостаточное вовлечение в перераспределение эффектов курортной медицины сельских территорий, на которых расположены многие курорты и здравницы, что влечет явные и скрытые экономические потери;
- мероприятия по развитию туризма носят эпизодический характер, отсутствуют эффективные интеграционные образования на межмуниципальном и межотраслевом уровне, которые могли бы обеспечить значительные конкурентные преимущества.
Программные документы региона, касающиеся развития лечебно-оздоровительного туризма и санаторно-курортного комплекса Пермского края, подвергаются критике экспертов, которые указывают на отсутствие концепции продвижения, основной идеи, которая должна выделять уникальные особенности региона и определять его привлекательность и уникальность на рынке курортно-рекреационных услуг. Отсутствуют и стратегически значимые инициативы муниципальной и региональной власти по развитию международного сотрудничества в рассматриваемой сфере, отмечена неразвитость ценностного предложения для потребителей и инвесторов, инертность системы финансово-экономической поддержки и отсутствие современных финансовых механизмов привлечения средств.
Конкурентами Пермского края являются не только южные регионы, но и субъекты Приволжского федерального округа - Республики Башкортостан и Татарстан.
Результаты и их обсуждение
Пермский край характеризуется благоприятными условиями развития разнообразной туристско-рекреационной деятельности, традиционно конкурентоспособным санаторно-курортным комплексом, имеет существенные водные и лесные ресурсы, благоприятные климатические условия. Все эти факторы в комплексе способствуют оздоровлению. Сложившаяся специализация региона в сфере курортной медицины может развиваться в условиях инновационной цифровой среды региона, направленной на стратегические отношения с потребителями, соответствие рыночных ожиданий в области качества лечебно-оздоровительных процедур [Реутова, 2010]. Современный этап развития здравниц Пермского края предполагает активное вовлечение в бизнес-процесс природных лечебных ресурсов, которые характеризуются высокой ценностью с точки зрения медицинского эффекта для прошедших курс лечения в санаториях. Учитывая сложное положение отрасли в условиях формирования национального рынка лечебно-оздоровительных услуг, синергети-ческий эффект должен быть положительным для всех субъектов экономики региона: населения, бизнеса, органов власти [Шевченко, Боштек, 2018].
Диверсифицированный лечебно-оздоровительный профиль предприятий курортной медицины Пермского края должен приносить высокий коммерческий эффект на основе новых технологий и государственной поддержки, программ и проектов, направленных на интенсивный путь развития. Сложившаяся ситуация характеризует рынок лечебно-оздоровительных услуг региона как сокращающийся, поскольку уменьшается объем предложения вследствие убыточности и ухода многих экономических субъектов. Сложности вызывает и негативная динамика лечебно-оздоровительных предприятий, оказывающих услуги детям и школьникам (рис. 1). Системное продвижение и позиционирование региона на национальном рынке курортно-рекреационных услуг недостаточно эффективное, поскольку Пермский край не ассоциируется у жителей России с известным курортом.
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1263
1249
1173
1177
1178
65
2005
48
2010
43
2016
44
2017
44
2018
■ Численность санаторно-курортных организаций, ед.
■ Численность детских оздоровительных лагерей, ед.
Рис. 1. Оценка количественной емкости рынка лечебно-оздоровительных услуг Пермского края в 2005-2018 гг., ед. (составлено по данным [Федеральная служба ..., 2020]) Fig. 1. Estimation of the quantitative capacity of the market of medical and health services in the Perm region in 2005-2018, units (compiled according to [Federal Service ..., 2020])
Можно увидеть некоторое замедление отрицательной динамики, сложившейся на региональном рынке услуг, поскольку значимыми факторами поддержки отрасли является рост внутреннего турпотока и спроса, обусловленный участием в государственных программах и финансированием проектов в рамках Стратегии развития туризма до 2035 года. Потенциал Пермского края может получить новый импульс развития на основе круизного, активного, экологического и аграрного туризма, услуги по новым направлениям могут существенно улучшить и диверсифицировать санаторно-курортное предложение [Отчет по гос. контракту ..., 2014; Оборин, 2019; 2020].
Оценка ограничений и перспектив развития курортной медицины в Пермском крае основана на экспертных мнениях. Экспертам предложили определить ограничения устойчивого роста предприятий курортной медицины исследуемого региона. Результаты опроса приведены в табл. 1.
Таблица 1 Table 1
Основные проблемы, снижающие темпы развития санаторно-курортной деятельности в Пермском крае The main problems that reduce the pace of development of health resort activities in the Perm region
Ограничения санаторно-курортной деятельности Количество ответов Удельный вес, %
недостаточная эффективность сектора государственного регулирования и управления деятельностью организаций здравоохранения 11 21,2
проблемы кадровой политики 7 13,5
проблемы, связанные с низкой рентабельностью природных лечебных ресурсов в санаторно-курортном лечении 7 13,5
дорогие путевки на курорт и дополнительные услуги для потребителей 6 11,5
необходимость развития и усовершенствования материально-технической базы санаторно-курортных организаций 6 11,5
низкая осведомленность населения Российской Федерации о деятельности санаторно-курортных организаций региона 5 9,6
низкое качество организации медицинской помощи на курортах Пермского края 4 7,7
отсутствие дополнительной инфраструктуры, которая юридически и территориально не связана с курортом 3 5,8
проблемы транспортной инфраструктуры и доступности 3 5,8
Опрос показал, что более 21,2 % экспертов считают, что основные проблемы развития санаторно-курортной деятельности в регионе заключаются в недостаточной эффективности сектора государственного регулирования и управления деятельностью организаций здравоохранения, включая:
- низкий уровень нормативно-правового сопровождения здравниц;
- отсутствие интереса в результативном развитии курортной деятельности у представителей органов законодательной и исполнительной власти региона / муниципалитета;
- проблемы разработки, ратификации и осуществления целевых программ развития курортного бизнеса в регионе;
- отсутствие интереса инвесторов к развитию курортов и курортных территорий;
- высокая налоговая нагрузка и затраты лечебно-оздоровительной деятельности;
- низкое качество налогового управления.
Второе место занимают проблемы, связанные с обучением и переквалификацией персонала курортно-гостиничного сектора:
- отсутствие финансирования затрат на эффективную кадровую политику и повышение квалификации штатного состава;
- отсутствие базовых обучающих программ и курсов, профильных учебных заведений;
- отсутствие концепции развития курортного бизнеса в Пермском крае, включающей изменения кадровой политики;
- отсутствие интереса у администрации санаторно-курортного учреждения, касательно мероприятий по обмену прогрессивным опытом среди сотрудников.
Третье место заняли проблемы (13,5 % респондентов), связанные с низкой рентабельностью природных лечебных ресурсов при использовании в условиях санаторно-курортного лечения.
На четвертом месте, по мнению 11,5 % респондентов, стоят проблемы, касающиеся усовершенствования материально-технической базы, в том числе оборудования и инвентаря, применяемых для оказания медицинских услуг. Такой же процент опрошенных обозначили проблему высокой стоимости санаторно-курортных путевок и дополнительных услуг для потребителей. Многие эксперты, чья профессиональная деятельность связана с продажей санаторно-курортных путевок, обозначили проблему низкой осведомленности населения Российской Федерации о деятельности санаторно-курортных организаций Пермского края.
На шестом месте - ограничения организации оказания медицинской помощи на курортах Пермского края, при этом 7,7 % респондентов отметили, что показатель качества медицинской помощи довольно высокий.
На седьмом месте, согласно мнениям 5,8 % респондентов, - проблемы недостаточного развития дополнительной инфраструктуры, не имеющие юридического и территориального отношения к курорту, и проблемы, связанные с транспортной инфраструктурой и доступностью.
Следующий тезис для экспертного оценивания: за счет чего можно решить обозначенные проблемы? Каждый эксперт при ответе на вопрос учитывал те проблемы и недостатки, которые им были отмечены. В табл. 2 [Отчет по гос. контракту ..., 2014; Оборин, 2019; 2020] представлены рекомендации экспертов.
Таблица 2 Table 2
Рекомендации экспертов по устранению проблем (недостатков) препятствующих развитию
санаторно-курортной деятельности в Пермском крае Recommendations of experts on elimination of problems (shortcomings) hindering the development
of health resort activities in the Perm region
№ Рекомендации экспертов Кол-во ответов Удельный вес, % Место
1 совершенствование законодательно-правовых аспектов санаторно-курортной деятельности 19 34,55 1
2 социально -экономические 14 25,45 2
3 в области изучения и вовлечения в лечебный процесс новых природных ресурсов 7 12,73 3
4 по направлению совершенствования качества медицинских услуг 6 10,91 4
5 инвестирование 5 9,09 5
6 по направлению совершенствования управления и контроля 4 7,27 6
Наиболее востребованными направлениями совершенствования по мнению оценочной группы являются изменения в законодательство: регламентирование статуса санаторно-курортной организации; поправки в налоговом законодательстве, касающиеся снижения налоговой нагрузки, связанной с работой центров / санаториев / поликлиник; проектирование и исполнение целевых государственных программ для развития курортной деятельности.
Указали на взаимосвязь повышения показателей результативности деятельности организаций курортной медицины с участием в программах по развитию региона и решению социальных задач 24,45 % опрошенных. При этом 12,73 % опрошенных считают, что разработка и последующее использование новых природных лечебных ресурсов в лечебно-оздоровительных мероприятиях могут существенно улучшить рыночную позицию здравниц в регионе и округе.
Около 10 % экспертов дали назначения по улучшению качества медицинских услуг. Несмотря на то, что эксперты высоко оценили качество медицинских услуг на курортах Пермского края (средний общий рейтинг - 3,69 из пяти допустимых), были даны следующие рекомендации:
- расширить перечень медицинских услуг, включенных в стоимость билета, при этом цена билета не должна существенно увеличиться;
- разработка ориентированных на клиента целевых программ, соответствующих современным тенденциям.
В следующую группу рекомендаций входит необходимость увеличения инвестиций в деятельность курортов Пермского края, например, на основе государственно-частного партнерства. Рекомендуют модернизировать систему управления и контроля за деятельностью санаторно-курортных организаций 7,27 % экспертов. Также была обозначена необходимость соблюдения долгосрочных стратегий развития СКО и необходимость мониторинга роста конкурентоспособности организации.
Распределение ответов на вопрос «Существует ли, на Ваш взгляд, необходимость в поиске и разработке природных лечебных ресурсов для их использования в санаторно-курортной деятельности?» представлены на рис. 2. Одним из способов достижения интенсивного развития отрасли санаторно-курортных услуг Пермского края может стать поиск и дальнейшая разработка природных лечебных ресурсов с целью вовлечения их в деятельность санаторно-курортных организаций.
Рис. 2. Мнение экспертов о существовании необходимости в поиске и разработке природных лечебных ресурсов Fig. 2. Expert opinion on the need for the search and development of natural healing resources
Согласно проведенному опросу, 63 % экспертов считают, что существует необходимость в поиске и разработке природных лечебных ресурсов и последующее вовлечение их в санаторно-курортную деятельность.
Ответы экспертов на вопрос «Как Вы видите развитие санаторно-курортного комплекса Пермского края в будущем?» дополняют перечень рекомендаций (табл. 3).
37%
Да, существует Нет, не существует
Таблица 3 Table 3
Мнения экспертов о развитии санаторно-курортного комплекса Пермского края в будущем Expert opinions on development of the Perm region's health resort complex in the future
№ Мнение экспертов Количество ответов Удельный вес, % Место
1 Развитие возможно только за счет за счет модернизации существующих санаторно-курортных организаций 10 15,2 1
2 Активное изучение природных лечебных ресурсов региона и вовлечение их в санаторно-курортную деятельность - определяющий фактор конкурентоспособности 7 10,6 2
3 Необходимо уменьшение налогового бремени и изменение налогового администрирования 6 9,09 3
4 Приоритет в развитии курортного дела - повышение качества обслуживания клиентов в СКО 6 9,09 3
5 Совершенствование и принятие новых законов в области санаторно-курортной деятельности 6 9,09 3
6 Создание условий для подготовки и переподготовки кадров санаторно-курортной деятельности и гостиничного бизнеса 5 7,6 4
7 Повышение доступность СКП для граждан (без снижения качества услуг) - фактор, положительно влияющий на эффективность деятельности СКО 4 6,06 5
8 Участие государства в финансировании деятельности СКО 4 6,06 5
9 Разработка и реализация концепции развития курортного дела в Пермском крае 3 4,55 6
10 Разработка и реализация целевых программ по развитию санаторно-курортной деятельности в регионе 3 4,55 6
11 Необходимость расширения перечня дополнительных услуг (в т.ч. медицинских и рекреационных) 3 4,55 6
12 Проведение активной рекламно-информационной компании в СМИ с целью повышения информированности граждан РФ о санаторно-курортном комплексе Пермского края 2 3,03 7
13 Разработка и реализация СКО клиентоориентиро-ванных лечебных программ 2 3,03 7
14 Создание дополнительных крупных СКО на базе новых природных лечебных ресурсов 2 3,03 7
15 Перепрофилирование профилакториев находящихся в черте города 1 1,52 8
16 Применение передового опыта для повышения эффективности деятельности 1 1,52 8
17 Создание средних по показателю вместимости отелей ориентированных на реализацию SPA и Wellnes услуг 1 1,52 8
15,2 % опрошенных считают, что развитие курортного дела в Пермском крае возможно за счет развития уже действующих санаторно-курортных организаций, при этом за создание новых СКО высказались два эксперта (3,03 %). За активное изучение природных лечебных ресурсов региона и вовлечение их в санаторно-курортную деятельность как фактор, определяющий будущее развитие курортного дела в Пермском крае, высказались 10,6 % респондентов (второе место).
На третьем месте расположились три фактора развития, которые приведут к повышению эффективности санаторно-курортной деятельности: уменьшение налогового бремени и изменение налогового администрирования; повышение качества обслуживания клиентов в СКО; принятие законов, регулирующих санаторно-курортную деятельность. Пять экспертов из тридцати (7,6 %) отметили необходимость создания условий для повышения профессиональных характеристик сотрудников санаторно-курортных организаций. Еще 6,06 % респондентов считают, что послужить толчком к развитию курортного дела может повышение доступности путевки для клиента в лечебно-оздоровительное учреждение и участие государства в финансировании их деятельности.
Региональный опыт стратегического развития и преодоления ограничений в развитии курортной медицины в условиях различных противоречивых тенденций основан на нескольких принципах:
- сетевое взаимодействие с учетом формирования единой производственной линии и координации коллективного поведения единым центром управления, в который могут входить эксперты бизнеса, органов власти, компетентные сотрудники санаторно-курортной сферы;
- достижение оптимальных условий совместной работы с крупными клиентами, к которым относится промышленный бизнес, корпорации в различных видах деятельности, имеющие финансовые ресурсы для реализации социальных программ кадровой политики, включая отдых, оздоровление, восстановление от производственных болезней и травм;
- активное участие руководителей здравниц и курортов в социальной политике и разработке программ для уязвимых категорий населения, что будет способствовать сглаживанию колебаний по заполняемости, решению значимых задач для региона, обеспечит лояльные отношения с участниками рынка лечебно-оздоровительных услуг и доступ к льготным программам, связанным с обновлением инфраструктуры, включением в новые маршруты, инвестициям.
Заключение
Пермский край является регионом с традиционно развитым санаторно-курортным комплексом. Развитие отрасли требует системных мер стратегического и тактического характера, которые должны комплексно охватывать оптимизацию использования ресурсного и кадрового потенциала. Растущий спрос и объективная потребность государства и общества в улучшении здоровья населения на региональном уровне сталкиваются с определенными рыночными, экономическими, отраслевыми ограничениями. Пермский край потенциально обладает необходимыми ресурсами для количественного роста предложения, расширения численности субъектов рынка, оказывающих лечебно-оздоровительные услуги, однако низкая рентабельность, сложности добычи и применения природных лечебных ресурсов в условиях предприятий санаторно-курортного комплекса заставляют с осторожностью оценивать имеющиеся перспективы.
Необходимо учитывать опыт регионов страны в развитии лечебно-оздоровительного туризма и санаторно-курортного комплекса.
Предлагаемые рекомендации основаны на данных экспертного опроса, проводимого автором исследования:
- разработка Концепции и Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Пермского края с учетом интересов всех субъектов рынка курортно-рекреационных услуг;
- формирование ценностного предложения для жителей края и других регионов страны, целью которого является повышение турпотока, сглаживание межсезонных колебаний спроса;
- разработка гибкой ценовой политики на лечебно-оздоровительные и сопутствующие услуги (транспорт, питание, досуг, развлечения), направленные на повышение доступности для различных категорий потребителей;
- внедрение проектного и программно-целевого подхода и контроля, дополненного интеграционными механизмами кластерного и сетевого взаимодействия, направленными на высокий коммерческий эффект.
На сегодняшний день при существующей потребности в лечении, профилактике и реабилитации количественное расширение санаторно-курортного комплекса в регионе нецелесообразно вследствие высоких финансовых рисков и сезонности спроса. На взгляд автора, большей эффективностью будут обладать участники рынка, оказывающие коммерческие услуги в сопутствующих видах деятельности, которые дополняют санаторно-курортное лечение: спортивно-оздоровительные и спа-комплексы.
Существенными ограничивающими факторами являются недостаточная платежеспособность населения многих регионов страны, нестабильные макроэкономические условия и высокие предпринимательские риски.
Список источников
1. Отчет по гос. контракту № СЭД-30-01-04-28 «Оценка перспектив использования месторождений минеральных вод и лечебных грязей пермского края для развития санитарно-курортного дела». 2014. Пермь, 275 с.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р // СПС КонсультантПлюс. URL: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/
3. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.06.2020).
Список литературы
1. Берлин С.И. 2006. Разработка концепции стратегического менеджмента в сфере туристско-рекреационных услуг. Современные проблемы науки и образования, 3: 22-25.
2. Богданова Д.Р. 2007. Поддержка принятия решений при календарном планировании в санаторно-курортном комплексе. Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета, 9 (5): 47-53.
3. Зикирова Ш.С. 2011. Совершенствование финансового планирования в ходе реструктуризации предприятий санаторно-курортного комплекса. Сервис в России и за рубежом, 3: 12-19.
4. Какосьян Э.К. 2005. Меры по реализации обобщающей стратегии развития санаторно-курортного комплекса. Вестник Чувашского университета, 3: 112-119.
5. Нефедкина С.А. 2011. Инновационный характер стратегического управления в санаторно-курортном бизнесе. Вестник Алтайской академии экономики и права, 5: 90-94.
6. Оборин М.С. 2020. Природно-ресурсный потенциал как основа диверсификации внешнеэкономических связей республики Башкортостан. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. География. Геология, 6 (1): 56-70.
7. Оборин М.С. 2019. Курортно-рекреационные условия региона как фактор развития сферы услуг. Геополитика и экогеодинамика регионов, 5 (15): 113-124.
8. Реутова Ю.Н. 2010. Формирование стратегии развития региональных туристско-рекреационных комплексов с использованием кластерного подхода. Terra Economicus, 8 (4-3): 144-149.
9. Шевченко И.В., Боштек А.А. 2018. Обоснованные риски предприятий санаторно-курортного комплекса. Экономика: теория и практика, 1 (25): 46-52.
10. Шайахметов Р.Р. 2018. Особенности развития лечебно-оздоровительного туризма в Башкортостане. Вестник ИрГТУ, 5 (100): 59-67.
11. Alleman B., Luger T., Reisinger H., Martin R., Horowitz M., Cram P. 2018. Medical Tourism Services Available to Residents of the United States. Journal of General Internal Medicine, 1 (6): 102-115.
12. Balaban V., Marano C. 2018. Medical tourism research: A systematic review. International Journal of Infectious Diseases, 14: 135-141.
13. Chanda R. 2017. Trade in health services. Bulletin of the World Health Organization, 80: 158-163.
14. Chee H.L. 2019. Ownership, control, and contention: Challenges for the future of healthcare in Malaysia. Social Science & Medicine, 66: 2145-2156.
15. Crooks V., Kingsbury P., Snyder J., Johnston, R. 2017. What is known about the patient's experience of medical tourism? A scoping review. BMC Health Services Research, 10: 263-268.
References
1. Berlin S.I. 2006. Concept development of strategic management in tourist service sector. Modern problems of science and education, 3: 22-25 (in Russian)
2. Bogdanova D.R. 2007. Podderzhka prinyatiya resheniy pri kalendarnom planirovanii v sanatorno-kurortnom komplekse [Decision support for scheduling in a health resort complex]. Scientific journal of Ufa State Aviation Technical University, 9 (5): 47-53.
3. Zikirova Sh.S. 2011. Sovershenstvovaniye finansovogo planirovaniya v khode restrukturizatsii predpriyatiy sanatorno-kurortnogo kompleksa [Improving Financial Planning in the Course of Restructuring of Enterprises of the Sanatorium and Resort Complex]. Services in Russia and abroad, 3: 12-19.
4. Kakosyan E.K. 2005. Mery po realizatsii obobshchayushchey strategii razvitiya sanatorno-kurortnogo kompleksa [Measures for the Implementation of the Generalizing Strategy for the Development of the Sanatorium and Resort Complex]. Chuvash University Bulletin, 3: 112-119.
5. Nefedkina S.A. 2011. Innovatsionnyy kharakter strategicheskogo upravleniya v sanatorno-kurortnom biznese [The innovative nature of strategic management in the spa business]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava, 5: 90-94.
6. Oborin M.S. 2020. Natural resource potential as a basis for diversification of foreign economic relations of the Republic of Bashkortostan. Uchenyye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I Vernadskogo. Geografiya. Geologiya, 6 (1): 56-70 (in Russian)
7. Oborin M.S. 2019. Resoet and recreational conditions of the region as factor of development of sphere of services. Geopolitics and Ecogeodynamics of regions, 5 (15): 113-124 (in Russian)
8. Reutova Yu.N. 2010. Formation of a strategy for the development of regional tourist and recreational complexes using the cluster approach. Terra Economicus, 8 (4-3): 144-149. (in Russian)
9. Shevchenko I.V., Boshtek A.A. 2018. Obosnovannyye riski predpriyatiy sanatorno-kurortnogo kompleksa [Reasonable risks of enterprises of the sanatorium complex]. Ekonomika: teoriya i praktika, 1 (25): 46-52.
10. Shayakhmetov R.R. 2018. Development features of wellness tourism in Bashkortostan. Proceedings of Irkutsk State Technical University, 5 (100): 59-67. (in Russian)
11. Alleman B., Luger T., Reisinger H., Martin R., Horowitz M., Cram P. 2018. Medical Tourism Services Available to Residents of the United States. Journal of General Internal Medicine, 1 (6): 102-115.
12. Balaban V., Marano C. 2018. Medical tourism research: A systematic review. International Journal of Infectious Diseases, 14: 135-141.
13. Chanda R. 2017. Trade in health services. Bulletin of the World Health Organization, 80:158-163.
14. Chee H.L. 2019. Ownership, control, and contention: Challenges for the future of healthcare in Malaysia. Social Science & Medicine, 66: 2145-2156.
15. Crooks V., Kingsbury P., Snyder J., Johnston, R. 2017. What is known about the patient's experience of medical tourism? A scoping review. BMC Health Services Research, 10: 263-268.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета им. ак. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе Сочинского государственного университета, г. Сочи, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Matvey S. Oborin, Doctor of Economic Sciences Professor of the Department of Economic Analysis and Statistics of the Perm Institute (branch) "Russian Economic University named after G.V. Plekhanov "; Professor of the Department of World and Regional Economy, Economic Theory of the Perm State National Research University, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after ac. D.N. Pryanishnikov, Perm; Professor of the Department of Management and Technologies in Tourism and Service, Sochi State University, Sochi, Russia