Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ'

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ О НЕРАЗГЛАШЕНИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОХРАНА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коркин Максим Сергеевич, Пономарёв Олег Владимирович

Авторами рассмотрены правовые аспекты защиты информации, относящейся к коммерческой тайне, которая является одним из наиболее важных для предпринимательской деятельности правовых институтов. Его существование способствует увеличению прибыли компании за счет неразглашения информации, важной для её функционирования. Несмотря на регулирование коммерческой тайны, определенное в отдельном Федеральном Законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ и иных законодательных актах. Тем не менее, защита такой информации не является всеобъемлющей, ввиду того, что в упомянутом выше законе до сих пор отсутствуют некоторые неразрешенные процедурные аспекты, которые связаны с заключением договора о неразглашении коммерческой тайны, а также с решением коллизий, которые возникают между локальными нормативными актами, издаваемыми органами компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITATIONS OF THE LEGAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF TRADE SECRETS

The authors consider the legal aspects of the protection of information related to trade secrets, which is one of the most important legal institutions for entrepreneurial activity. Its existence contributes to an increase in the company’s profits due to the non-disclosure of information important for its functioning. Despite the regulation of commercial secrets defined in a separate Federal Law “On Commercial Secrets” dated 29.07.2004 No. 98-FZ and other legislative acts. However, the protection of such information is not comprehensive, due to the fact that the above-mentioned law still lacks some unresolved procedural aspects related to the conclusion of a non-disclosure agreement on trade secrets, as well as the resolution of conflicts that arise between local regulations issued by the company’s bodies.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ»

Ограничения правового механизма защиты коммерческой тайны

Коркин Максим Сергеевич,

студент, Дальневосточный федеральный университет E-mail: korkin.ms@students.dvfu.ru

Пономарёв Олег Владимирович.

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ, Дальневосточный ФЕДЕРАЛЬНЫЙ университет E-mail: ponomarev.ov@dvfu.ru

Авторами рассмотрены правовые аспекты защиты информации, относящейся к коммерческой тайне, которая является одним из наиболее важных для предпринимательской деятельности правовых институтов. Его существование способствует увеличению прибыли компании за счет неразглашения информации, важной для её функционирования. Несмотря на регулирование коммерческой тайны, определенное в отдельном Федеральном Законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ и иных законодательных актах. Тем не менее, защита такой информации не является всеобъемлющей, ввиду того, что в упомянутом выше законе до сих пор отсутствуют некоторые неразрешенные процедурные аспекты, которые связаны с заключением договора о неразглашении коммерческой тайны, а также с решением коллизий, которые возникают между локальными нормативными актами, издаваемыми органами компании.

Ключевые слова: коммерческая тайна, конфиденциальная информация, Соглашение о неразглашении, предпринимательская деятельность, охрана коммерческой тайны.

S2

со см о см

Рыночная экономика, поддерживаемая на государственном уровне, обязательно формирует обширные и конкурентные отношения в сфере предпринимательства. Постоянный рост производственных мощностей, нестабильное положение на рынке товаров и услуг, а также экономические процессы, для которых характерна изменчивость, заставляют предпринимателей находить пути для защиты своего бизнеса от вмешательства извне, повышения эффективности производства и налаживания наиболее безопасного и гарантированного общения с контрагентами. Вся представленная совокупность факторов привела к появлению в российском правопорядке института коммерческой тайны, призванного защитить коммерческую информацию, принадлежащую юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, от разглашения и распространения третьими лицами. Информация, которую содержит коммерческая тайна, зачастую представляет особую ценность для бизнеса, что обуславливает необходимость её защиты от внешнего вмешательства, в первую очередь правовыми способами.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть проблемы, возникающие в связи с защитой коммерческой тайны, необходимо уяснить её значение для предпринимателей. Представители бизнеса стремятся оберегать коммерческую тайну по той причине, что она напрямую связана с прибылью. Обычно информация, входящая в коммерческую тайну касается организации бизнеса, производства, научно-технологическими разработками и исключительными правами компании. По большому счету, все перечисленные виды информации, в перспективе могут принести их владельцам прибыль, что объясняет бережность обращения с коммерческой тайной.

Вообще, институт коммерческой тайны в российской правовой системе начал свое существование еще задолго до современного периода. Несмотря на несформированность в дореволюционной России такого института, схожий режим правового регулирования в отношении определенной информации был установлен Уголовным Уложением 1907 года, которым устанавливались меры ответственности за нарушение, как коммерческой, так и фабричной и кредитной тайны [1]. Появление законодательной попытки определить ответственность за нарушение соглашения о нераспространении информации, связанной с предпринимательскими процессами, приводит к выводу о том, что данный институт является закономерно вытекающим из отношений, складывающихся в обществе. Даже в поздний период существования СССР, в 1990 году был принят Закон СССР о предприяти-

ях, в положениях которого содержалось определение коммерческой тайны, под которой понимались сведения, связанные с финансовыми, производственными и иными процессами, происходящими на предприятии [2].

В современной России легальное определение коммерческой тайне дано в ФЗ «О коммерческой тайне», который был принят в 2004 году [3]. Данный закон определяет коммерческую тайну, как «режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Важно понимать, что защита коммерческой тайны возможна не только за счёт правовых мер, но также за счёт технических и организационных мер, использование которых осуществляется в рамках закона. Так, к организационным мерам защиты коммерческой тайны можно отнести, например, подбор кадров и организацию документооборота таким образом, чтобы избежать утечки информации [4]. Например, при приёме лиц на работу в компанию, проявлением должной осмотрительности, обеспечивающим соблюдением коммерческой тайны будет являться проверка сведений об исполнении сотрудником своих обязанностей по неразглашению коммерческой тайны на предыдущих местах работы. Если лицо, претендующее на место, было привлечено к ответственности за разглашение сведений, обозначенных в качестве коммерческой тайны, организационной формой защиты соответствующего вида тайны выступит отказ в принятии такого лица на работу. Или если система почтовой рассылки внутри компании работает таким образом, что лица, в профессиональные обязанности которых не входит работа с определенным видом информации, получают письма, включающие в себя такую информацию, которая является коммерческой тайной, риски её распространения значительно увеличиваются [5].

К техническим мерам защиты коммерческой тайны относятся средства защиты информации за счёт технологических средств, таких, как, например, специальные программы и устройства. В частности, избежать утечки информации можно за счёт кодирования сообщений, которые передаются по электронной почте или факсимильной связи, аппаратов, уничтожающих документы и устройств, которые не дают сохранить информацию во время её передачи от одного сотрудника к другому или от компании к контрагенту [6].

Среди правовых мер защиты нарушения статуса коммерческой тайны, наиболее эффективным способом является заключение Соглашения о неразглашении [7]. На практике данный вид договора нередко выступает единственным способом ограничить доступ лиц к информации и обязать их не разглашать её. Например, Соглашение о неразглашении представляется эффективным вариан-

том в случае, если должность в компании замещается другим лицом.

В большинстве случаев договоры о конфиденциальности заключаются между лицами, которые так или иначе связаны договорными отношениями. В таком случае положения о конфиденциальности вносятся в договор, тем самым образуя смешанный договор. Однако, Соглашение о неразглашении может быть заключено и с лицами, которые никак не связаны договорными отношениями, но между ними существует необходимость в нераспространении какой-либо информации.

Соглашение о неразглашении заключается в силу определенных причин и для достижения целей, таких как:

1. Превенция распространения конфиденциальной информации работником компании, так как нередки случаи того, когда работник случайно или специально для того, чтобы отомстить работодателю или заработать денег, распространяет информацию, которая полезна конкурентам или отворачивает от компании потребителей. В данном случае, чем более четко регламентированы и проработаны ограничения для работника, тем меньше шанс того, что произойдет утечка информации [8];

2. Немедленное прекращение распространения информации в момент, когда это стало происходить. Достижение такого результата может быть достигнуто за счет применения санкций в отношении работника, допустившего разглашение коммерческой тайны;

3. Возмещение ущерба компании, понесенного в связи с действиями своего работника или иного лица, с которым заключено Соглашение. Основная проблема в вопросе заключения

Соглашения о неразглашении состоит в том, что не установлен единый порядок, который определял бы точный перечень действий лиц, которые заключают Соглашение. В ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» отображены основные требования к охране коммерческой тайны, при несоблюдении которых Соглашение вообще не будет считаться обязывающим лиц к чему-либо документом [9].

Во-первых, необходимо определить, какая информация является коммерческой тайной. Для этого в российских компаниях приказом директора вводится «Положение о коммерческой тайне» и к нему часто прикладывается список сотрудников, допущенных к тайне [10].

Во-вторых, устанавливается порядок обращения с коммерческой тайной. При чём он устанавливается компанией самостоятельно, что позволяет максимально эффективно ограничить распространение информации в рамках политики и рода деятельности той или иной компании.

В-третьих, необходимо вести учёт лиц, допущенных к коммерческой тайне. Для этих целей может быть создан специальный Журнал, в котором с помощью подписи сотрудника фиксируется доступ работника к конфиденциальной информации [11].

5 -о

сз

<

В-четвертых, для полноценной охраны коммерческой тайны необходимо определиться с помощью какого договора будет устанавливаться соответствующий режим: трудового или отдельного Соглашения. Данный пункт является наиболее затруднительным для предпринимателей и влечет за собой непризнание информации в качестве коммерческой тайны, в том случае, если положения, включаемые в трудовой договор написаны неправильно с точки зрения юридической техники или ошибочны по своему существу. Также, часто Соглашения о неразглашении, которые составляются компанией, несовершенны, и не позволяют регулировать отношения в области защиты определенной информации от распространения в качестве института коммерческой тайны [12].

И, наконец, в-пятых, крайне важным требованием является нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Исходя из этого, наиболее целесообразными способами защиты компании от распространения коммерческой тайны видится комплексный подход компании к режиму информации, которой она обладает. Каждая компания должна, в первую очередь, сделать для себя выводы о том, какая информация входит в коммерческую тайну. Когда компания определяется с соответствующим перечнем, то необходимо обеспечить конфиденциальность информации с помощью шагов, которые в совокупности дают высокий практический результат.

Компания «Роснефть», имея перечень сведений коммерческой тайны и выполняя все прочие условия по защите информации осуществляет также такие действия, как установка камер видеонаблюдения, замков на дверях в помещениях, где содержится информация, являющаяся коммерческой тайной. Многие компании крупного и среднего предпринимательского сектора имеют на дверях замки, которые предоставляют доступ в помещение только по отпечаткам пальцев, что видится довольно надежным средством защиты коммерческой тайны. Также необходимо устанавливать сейфы и иные металлические хранилища для документов, выставлять перегородки между рабочими местами работников компании. Помимо этого, окна должны иметь жалюзи и светонепроницаемые шторы, чтобы не создавать возможностей для утечки информации из помещений, в которых содержатся документы.

Несмотря на многообразие всего вышеперечисленного, на практике имеются и иные способы защиты коммерческой тайны, такие как создание службы безопасности на предприятии, определе-^ ние особого помещения, оснащенного соответ-2 ствующей техникой для проведения переговоров, й разделение локальной сети, в которой работают еЗ сотрудники, имеющие доступ к конфиденциаль-Ц ной информации и сети, через которую осущест-

вляется выход в Интернет, так как большое количество конфиденциальной информации просачивается через Интернет в результате хакерских атак или разглашения информации работниками через сеть.

Неопределенность и непоследовательность в установлении режима коммерческой тайны, а лишь наличие общих требований по охране коммерческой тайны, которые определяют содержание соответствующих договоров, является неединственной проблемой в данном вопросе. Так, между локальными актами компании, касающимися коммерческой тайны, могут возникать коллизии, которые необходимо разрешать. Представляется наиболее правильным разрешение данных коллизий с позиции общеправовых принципов о разрешении конфликтов между нормами права.

В случае, если локальные акты одного и того же органа были изданы по одинаковому вопросу в разное время, то приоритет должен иметь тот акт, который был издан последним. В данном случае срабатывает принцип lex posterior derogat priori.

В том случае, если акты были изданы одним и тем же органом, то приоритет имеет акт того органа, который является вышестоящим по отношению к другому органу.

В случае, если в конфликт вступают общая норма и специальная, то приоритет имеет специальная норма, что выражает принцип lex specialis derogate generali.

Заключение. Таким образом, коммерческая тайна представляет из себя новый институт российского права, берущий свои истоки еще со времен дореволюционной России и обеспечивающий увеличение прибыли от предпринимательской деятельности. При этом определенные вопросы, связанные с коммерческой тайной, остаются не до конца урегулированными и требуют дальнейшей разработки законодателем, например, процедура заключения Соглашения о неразглашении. Коммерческая тайна должна служить развитию предпринимательства и гарантии соблюдения положений закона о конкуренции, антимонопольной политике государства. Дальнейшее законодательное закрепление необходимых для урегулирования отношений в области коммерческой тайны и развитие практики в данном направлении способы вывести ведение бизнеса в России на качественно новый уровень, при этом не позволяя предприятиям терять свой доход из-за противоправных действий работников и контрагентов.

Нам видится наиболее перспективным способом защиты коммерческой тайны в рамках современного этапа развития законодательства в данной области - составление Соглашений о неразглашении и иных договоров, регулирующих режим коммерческой тайны, таких как Соглашение о неконкуренции, защита предприятий от вмешательства извне за счёт отлаживания процесса охраны информации с помощью оборудования помещений, в которых содержатся документы, всеми необходимыми средствами защиты, а также раз-

витие IT-инфраструктуры предприятий, позволяющей предотвратить утечку информации за счёт технических средств и согласованность между органами компании в целях единообразного локального правового регулирования коммерческой тайны. На данный момент российский правопорядок, в частности ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ и иные нормативно правовые акты не запрещают пользоваться всеми названными средствами защиты коммерческой тайны, что позволяет говорить о необходимости их использования для избегания разглашения информации, имеющей значение для бизнеса и стабильного увеличения прибыли компании.

Литература

1. Смольянинова С.Ю. Государственные преступления по Уголовному Уложению 1903 года // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2003. -с. 148149.

2. Закон СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 25

3. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (с изм. и доп. от 2022 года) - [Электронный ресурс] - Консультант плюс 2023.

4. Косенцев, Е.А. Ответственность за разглашение коммерческой тайны: проблемы и пути решения / Е.А. Косенцев // Проблемы государства и права в исследованиях студентов. - Москва - Тюмень: АНО ВО «Институт деловой карьеры», 2022. - С. 82-84.

5. Ошибки при увольнении за разглашение коммерческой тайны: интересные споры за 20202021 годы // [Электронный ресурс] URL: https:// respectrb.ru/node/38650.

6. Коммерческая тайна: проблемы правовой защиты // Мудрый Юрист URL: https://wiselaw-yer.ru/poleznoe/71092-kommercheskaya-tajna-problemy-pravovoj-zashhity (дата обращения: 16.01.2023).

7. Олефиренко Елена Алексеевна Особенности правовой охраны коммерческой тайны // Образование и право. 2018. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovoy-ohrany-kommercheskoy-tayny (дата обращения: 22.01.2023).

8. Решение Кунцевского районного суда г. Москвы по делу № 33-35077/2014 от 16.10.2014// Интернет-ресурс «СудАкт».

9. Лычнева, О.Д. Коммерческая тайна организации и механизм ее обеспечения / О.Д. Лычне-ва. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 113-116. - URL: https://moluch.ru/archive/442/96659/ (дата обращения: 22.01.2023).

10. Северин В.А. Правовое обеспечение информационной безопасности предприятия. М., 2000. С.137-186.

11. Зантария, А.Б. Использование и охрана информации, составляющей коммерческую тайну: актуальность внедрения методических рекомендаций для предпринимателей / А.Б. Зантария // Молодой ученый. - 2022. - № 42(437). -С. 101-103.

12. Степанов А.Г., Шерстнева О.О. Защита коммерческой тайны. М., 2006. С. 8-9.

LIMITATIONS OF THE LEGAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF TRADE SECRETS

Korkin M.S., Ponomarev O.V.

Far Eastern Federal University

The authors consider the legal aspects of the protection of information related to trade secrets, which is one of the most important legal institutions for entrepreneurial activity. Its existence contributes to an increase in the company's profits due to the non-disclosure of information important for its functioning. Despite the regulation of commercial secrets defined in a separate Federal Law "On Commercial Secrets" dated 29.07.2004 No. 98-FZ and other legislative acts. However, the protection of such information is not comprehensive, due to the fact that the above-mentioned law still lacks some unresolved procedural aspects related to the conclusion of a non-disclosure agreement on trade secrets, as well as the resolution of conflicts that arise between local regulations issued by the company's bodies.

Keywords: trade secret, confidential information, non-disclosure agreement, entrepreneurial activity, trade secret protection.

References

1. Smolyaninova S. Yu. State crimes under the Criminal Code of 1903 //Actual problems of the fight against crime at the present stage. - Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003. - pp. 148-149.

2. The Law of the USSR "On enterprises in the USSR" of June 4, 1990//Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. - 1990. -No. 25

3. Federal Law "On Trade Secrets" dated July 29, 2004 No. 98-FZ (with amendments and additions). from 2022) - [Electronic resource] - Consultant plus 2023.

4. Kosentsev, E.A. Responsibility for disclosure of trade secrets: problems and solutions / E.A. Kosentsev // Problems of state and law in students' research. - Moscow - Tyumen: ANO VO "Institute of Business Career", 2022. - pp. 82-84.

5. Errors in dismissal for disclosure of trade secrets: interesting disputes for 2020-2021 // [Electronic resource] URL: https://re-spectrb.ru/node/38650.

6. Trade secret: problems of legal protection // Wise Lawyer URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/71092-kommercheskaya-tajna-problemy-pravovoj-zashhity (date of application: 16.01.2023).

7. Olefirenko Elena Alekseevna Features of legal protection of trade secrets // Education and law. 2018. No.5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovoy-ohrany-kommercheskoy-tayny (date of appeal: 22.01.2023).

8. Decision of the Kuntsevsky District Court of Moscow in case No. 33-35077/2014 of 16.10.2014// Internet resource "SudAkt".

9. Lychneva, O.D. The commercial secret of the organization and the mechanism of its provision / O.D. Lychneva. - Text: direct // Young scientist. - 2022. - № 47 (442). - Pp. 113-116. - URL: https://moluch.ru/archive/442/96659 / (accessed: 22.01.2023).

10. Severin V.A. Legal provision of information security of the enterprise. M., 2000. pp. 137-186.

11. Zantaria, A. B. The use and protection of information constituting a trade secret: the relevance of the implementation of methodological recommendations for entrepreneurs / A.B. Zantaria // Young scientist. - 2022. - № 42(437). - Pp. 101-103.

12. Stepanov A.G., Sherstneva O.O. Protection of trade secrets. M., 2006. pp. 8-9.

5 -a

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.