УДК 341.655
ОГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ САНКЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ RESTRICTIONS OF INTERNATIONAL TRADE ON THE EXAMPLE OF SANCTIONS IN RELATION TO RUSSIA
Берекчиян А. Л.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Berekchiyan A.L.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: При достаточно острой политической обстановке основываясь на большом, достоверном фактическом материале, в статье показаны те последствия, к которым привели санкции против России по отношению к продовольственным товарам. С помощью статистических данных и собственных исследований, автором была выявлена проблема в нехватке продовольственных товаров в ряде сегментах агропромышленного комплекса. В статье приведены методы и пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: продовольственные санкции, эмбарго, импорт, национальное производство, национальные компании.
Annotation:In this article the author basing on huge and reliable information showed the consequences of sanctions that was imposed against
Russia concerning under difficuilt political circumstances. By means of statistic data and own research the author has discovered a problem of the lack of meat in all kinds of agro industrial complex. There are methods and solutions of the problem in this article.
Key words: food sanctions, embargo, imports, national production, national companies.
В 2014 году произошли бурные события на геополитической арене. Свержение власти в Украине, бегство бывшего Президента Януковича на территорию РФ, переход Крыма в состав Российской Федерации привели к волнениям со стороны ЕС и США, что впоследствии перешло к ряду ограничений против России, выраженных в санкциях.
В перечне, попавших в санкционный список оказались: банки, физические и юридические лица, крупные компании осуществляющих ВЭД за рубежом, инвестиции в ценные бумаги и продовольственные товары.
Введенные санкции против России не соответствуют требованиям ВТО. С одной соглашения ВТО предусматривают возможность ввода торговых ограничений, которые государство считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности, и это понимается как очень широкая возможность. Но с другой стороны, эта возможность (вводить торговые ограничения) не безгранична. Практика разрешения споров в рамках ВТО говорит о том, что "необходимость" необходимо доказать. Иными словами должна быть связь действиями России и угрозой национальной безопасности.
После введения продовольственных санкций на российском продовольственном рынке идет сложный переходный период. Запрет на ввоз продуктов из стран, поддержавших санкции против России, оставил розницу без проверенных поставщиков, а потребителей — без продуктов.
Отношение с поставщиками - это не только контракты, но и логистика, а с ведением эмбарго оборвались цепочки, которые выстраивались годами.
Продовольственные санкции России привели к росту спекуляции. В отдельных регионах страны цена на курицу взлетела на 15%, на свинину -на 23%, а на говядину - на 40% [1].
На долю российского рынка приходилось почти 65% импортного мяса. И после введения эмбарго это сильно ударило по отечественному рынку. Но не настолько сильно, как по поставщикам, поставляющим данные товары на российский рынок.
Рис.1 Объем импортного мяса млн.тонн [1]
Введенные санкции имеют не только отрицательный характер. Стоит, отметит, государственную программу по стимулированию отечественных производителей, которая на данный момент развивается, что показывают данные по производителям мяса на отечественном продовольственном рынке за 2014 год.
Производство качественной говядины традиционно является проблемой отечественного агрокомплекса, так как еще с советских времен упор в разведении крупного рогатого скота делался на молочные породы. Из всей производимой в стране говядины лишь 10% приходится на специализированные мясные породы. С производством свинины дела обстоят куда лучше, но все равно не настолько благоприятно, чтобы заменить весь импорт.
Основными поставщиками импортного мяса в 2014-2015 году являются Бразилия, Уругвай, Парагвай и Аргентина. В общей сложности в 2014 году данные страны импортировали мясо в Россию в объеме приблизительно 909 тысяч тонн, на сумму $2,887 млрд [2].
■ Бразилия ■ Уругвай ■ Парагвай ■ Аргентина
Рис.2 Объем импорта, тыс.тонн [2]
■ Бразилия ■ Уругвай Парагвай ■ Аргентина
Рис.3 Объем импортного мяса в России, млрд $ [2] В связи с государственной программой по стимулированию отечественных производителей, национальные компании расширили свое производство и, вследствие этого, увеличился объем национального производства мяса. В 2014 году совокупный объем производимой
говядины в России составил 1,5 млн.тонн, свинины 2,4 млн.тонн, птицы 3,5 млн.тонн [3].
Рис.4 Доля в общем объеме промышленного производства в РФ в живом весе в 2014 году [3]
В тройку самых крупных национальных производителей мяса в стране являются АПХ «Мираторг», Группа Черкизово и ООО «Агро-Белогорье»[4]. АПХ «Мираторг», ведущий оператор российского рынка мяса, и Брянская область в конце октября 2014 года заключили инвестиционные соглашения, предусматривающие инвестиции 7,7 миллиардов рублей в развитие проекта по производству высококачественной говядины мощностью 250 тысяч тонн мясной продукции в год. Также данный АПХ является ведущим производителем мяса свинины. Он производит около 460 тысячи тонн в год. Группа «Черкизово» один из ведущих производителей мяса и мясной продукции в РФ в 2014 году увеличила производство и продажи во всех сегментах мясной отрасли. По данным годового отчета за 2014 год ГК «Черкизово» увеличило производство птицы на 22% и объем реализованной продукции составил 416,6 тысячи тонн. Производство свинины увеличилось на 8%, что в объеме реализованной продукции составило 172,5 тысяч тонн.
ООО «Агро-Белогорье» в 2014 году произвел мясо свинины в объеме 140 тысяч тонн.
По данным Минсельхоза РФ на каждого человека, проживающего в Российской Федерации необходимо 24 кг свинины, 29 кг говядины и 45 кг мяса птицы[1]. Общее потребление мяса в стране составляет около 14 млн.тонн.
По оценкам WFM-2014, России удалось за счет роста собственного производства и импорта из стран, не включенных в ответное эмбарго, в небольшой мере "закрыть" импортную нишу из Северной Америки, ЕС и Австралии. Но тем не менее, при сложении импортного мяса и мясо производимого национальными компаниями, мы видим, что России для полного покрытия потребления мяса в стране не хватает 6,6 млн.тонн, что составляет почти половину от общей доли потребления.
Рис.5 Совокупный объем мяса в России [4]
На сегодняшний день существует несколько способов покрытия импортной ниши в стране по мясной отрасли.
Во-первых, найти новых поставщиков среди стран, способных импортировать мясо и, не находящихся в санкционном списке. Как один из вариантов следует рассматривать Китай.
Во-вторых, развить поставки мяса из Белоруссии, поскольку доля Белорусского мяса на российском рынке присутствует, необходимо
■ Импорт
Собственное производство
развить поставки мяса из данной страны, поскольку Белоруссия является привлекательным поставщиком на наш рынок.
В-третьих, расширить национальное производство, вследствие привлечения новых инвесторов.
В-четвертых, помочь малому предпринимательству, что особо актуально в сельских местностях, где в большей мере люди разводят животных у себя дома. Государственные программы по субсидированию малого предпринимательства способствовали бы уменьшению доли теневой экономики и расширению собственного хозяйства.
Данной проблематикой также занимались Попов С.А., Денисенко В.А., Медякова Е.М. [7,8,9], Т.В Игнатова, А.Б Бабанов и Т.В Подольская в работе «Управление внешнеэкономической деятельностью» [5], Т.В Игнатова, Е.Н Максимова «Управление внешнеэкономической деятельностью» [6]
Список литературы:
1) Министерство сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mcx.ru/
2) Федеральная таможенная служба хозяйства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.customs.ru/
3) Журнал «Свиноводство» хозяйства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://svinoprom.ru
4) Электронная газета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravda.ru
5) «Управление внешнеэкономической деятельностью»: учеб.-метод. комплекс // Т.В Игнатова, А.Б Бабанов и Т.В Подольская. - Ростов н/Д: Изд. СКАГС, 2008 - с 31.
6) «Управление внешнеэкономической деятельностью» »: учеб.-метод.комплекс / Т.В Игнатова, Е.Н Максимова. - Ростов н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2013 с 79.
7) Попов С.А. Влияние политико-экономической ситуации на развитие торговых отношений в России как прообраз будущего предпринимательства: VI - начало XX вв. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 232241
8) Денисенко В. А. Эффективность управленческих практик руководителей организаций сферы торговли и услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 73-80
9) Медякова Е.М. Возможность синергетического эффекта управления государственными публичными торгами // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 43-49