Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЯ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ДОМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

ОГРАНИЧЕНИЯ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ДОМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
производительность труда / государственное управление / национальный проект / labor productivity / public administration / national project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.П. Хохлова

В статье рассматриваются проблемы и пути повышения производительности труда как приоритетного направления государственной экономической политики. Приводится историко-экономическая периодизация подходов к управлению производительностью труда в России за последние 100 лет. Сопоставляется современная динамика производительности труда в Российской Федерации и развитых западных странах (членах Организации экономического сотрудничества и развития). Анализируются темпы изменения производительности труда в России по видам экономической деятельности за прошедшие 15 лет и причины их снижения. Обосновывается ключевая роль повышения производительности труда в достижении динамики общественного производства. Раскрываются директивные задачи по повышению производительности труда в контексте национальной программы «Производительность труда и поддержка занятости» на период до 2024 года, излагаются основные направления ее текущей и перспективной реализации. Автором предлагаются некоторые пути увеличения производительности труда на основе интеграции производства, науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTIONS AND DRIVERS OF LABOR PRODUCTIVITY GROWTH AS A DOMINANT STATE ECONOMIC POLICY

The article discusses the problems and ways to increase labor productivity as a priority direction of state economic policy. The article provides a historical and economic periodization of approaches to labor productivity management in Russia over the past 100 years. The article compares the current dynamics of labor productivity in the Russian Federation and developed western countries (members of the Organization for economic cooperation and development). The article analyzes the rate of change in labor productivity in Russia by type of economic activity over the past 15 years and the reasons for their decline. The key role of increasing labor productivity in achieving the dynamics of social production is proved. The author reveals the policy objectives for increasing labor productivity in the context of the national program "Labor productivity and employment support" for the period up to 2024, and outlines the main directions of its current and future implementation. The author suggests some ways to increase labor productivity based on the integration of production, science and education.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЯ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ДОМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

7. Khorolskaya T.E. Topical issues of drawing up and submitting annual financial statements by commercial organizations / T.E. Khorolskaya, T.M. Demyanovskaya, S.Kh. Berlin // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy. Materials of the International scientific conference of young accounting and university teachers. Compiled by: Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - 2018 .-- S. 151-157.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10660

Т.П. Хохлова - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), htpkr@mail.ru,

T.P. Khokhlova - associate professor of the department of economics and management, Plekhanov Russian University of Economics (Krasnodar branch).

ОГРАНИЧЕНИЯ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ДОМИНАНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ RESTRICTIONS AND DRIVERS OF LABOR PRODUCTIVITY GROWTH AS A DOMINANT STATE ECONOMIC POLICY

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и пути повышения производительности труда как приоритетного направления государственной экономической политики. Приводится историко-экономическая периодизация подходов к управлению производительностью труда в России за последние 100 лет. Сопоставляется современная динамика производительности труда в Российской Федерации и развитых западных странах (членах Организации экономического сотрудничества и развития). Анализируются темпы изменения производительности труда в России по видам экономической деятельности за прошедшие 15 лет и причины их снижения.

Обосновывается ключевая роль повышения производительности труда в достижении динамики общественного производства. Раскрываются директивные задачи по повышению производительности труда в контексте национальной программы «Производительность труда и поддержка занятости» на период до 2024 года, излагаются основные направления ее текущей и перспективной реализации. Автором предлагаются некоторые пути увеличения производительности труда на основе интеграции производства, науки и образования.

Abstract. The article discusses the problems and ways to increase labor productivity as a priority direction of state economic policy. The article provides a historical and economic periodization of approaches to labor productivity management in Russia over the past 100 years. The article compares the current dynamics of labor productivity in the Russian Federation and developed western countries (members of the Organization for economic cooperation and development). The article analyzes the rate of change in labor productivity in Russia by type of economic activity over the past 15 years and the reasons for their decline.

The key role of increasing labor productivity in achieving the dynamics of social production is proved. The author reveals the policy objectives for increasing labor productivity in the context of the national program "Labor productivity and employment support" for the period up to 2024, and outlines the main directions of its current and future implementation. The author suggests some ways to increase labor productivity based on the integration of production, science and education.

Ключевые слова: производительность труда, государственное управление, национальный проект Keywords: labor productivity, public administration, national project

Вызовы современного времени актуализируют необходимость поиска и включения драйверов роста эффективности национальной экономики. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что ключевым фактором динамики общественного производства является повышение производительности труда.

Производительность труда выступает фундаментальной основой качественного подъема экономики, генератором стабильного и неуклонного роста ВВП, условием увеличения благосостояния населения. Обобщенно, производительность труда объективно отражает состояние «здоровья» экономики. При этом данный показатель следует считать критерием оценки не только производительных сил и процессов производства, но уровня и качества системы управления в целом.

В России в течение последних 100 лет повышение производительности труда выдвигалось одной из приоритетных задач государственной экономической политики. Периодизация подходов к управлению производительностью труда в историко-экономическом контексте приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Подходы к управлению производительностью труда в России в XX-XXI вв.

Период, годы Характеристика Изменение производительности труда; + ; - (%)

1 2 3

1918-1921 Установление власти Советов. Пропаганда бесплатного труда на коммунистических субботниках, которые «увеличивают производительность труда по сравнению с капитализмом» (В.И. Ленин) -6,4% (к 1917г.)

1922-1927 НЭП, электрификация народного хозяйства. «План ГОЭЛРО должен повысить энерговооруженность производства и производительность труда» (В.И. Ленин) +77%

1928-1932 Индустриализация, первая пятилетка. Лозунг «Техника решает всё». Ввоз в страну импортного оборудования и технологий +40%

1933-1937 Вторая пятилетка. Лозунг «Кадры решает всё». Научная организация труда, социалистическое соревнование, стахановское движение +99%

1937-1940 Третья пятилетка. Установка «Догнать и перегнать» по уровню производства и производительности труда развитые капиталистические страны +33%

1956-1960 Шестая пятилетка. Призыв «Внедрять механизацию и автоматизацию производства, обеспечить научную организацию труда» +22% (к 1955г.)

1961-1965 Седьмая пятилетка. Лозунг «Нам необходимо догнать и перегнать Америку по выпуску валовой продукции» (Н.С. Хрущев) +6,1%

1966-1970 «Золотая» пятилетка «косыгинских» реформ. Развитие самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета обеспечит рост производительности труда (А.Н. Косыгин) +6,8%

1971-1975 Девятая пятилетка. Начало стагнации, увеличение производительности труда менее 1% в год. Установка «В СССР начинается строительство материальной базы коммунизма, которое приведет к небывалому росту производительности труда» +4,5%

1976-1980 Десятая пятилетка. Застой. Установка «Экономика должна быть экономной. Огромную роль в повышении производительности труда должна играть инициатива на местах» (Л.И. Брежнев) +3,3%

1981-1985 «Борьба за улучшение экономического положения, за повышение производительности труда должна начинаться с наведения порядка и укрепления трудовой дисциплины» (Ю.В. Андропов) +2,7%

1986-1990 Перестройка, ускорение, гласность. «Ускорение предполагает революционные сдвиги - переход к принципиально новым технологиям, к технике последних поколений, дающих наивысшую производительность труда» (М.С. Горбачев) +1,5%

1991-1995 Рыночные реформы экономики. «Возросли возможности заимствования и имплантации институтов, прежде всего связанных с человеческим капиталом. Это может стать основой для роста производительности труда, в которой мы отстаем от развитых стран» (Е.Т. Гайдар) -14,0%

1995-1999 Программа стабилизации экономики. Закрытие нерентабельных производств. «Если предприятие убыточно, его работники должны строить дороги и убирать мусор» (В.С. Черномырдин) +6,0%

2000-2005 Второй этап рыночных реформ. Принятие Стратегии-2010. Экономический рост и повышение производительности труда за счет снижения налогов и инфляции +21%

2005-2009 Резкое падение производительности труда в результате кризиса 2008г. Постановка задачи увеличения производительности труда в 4 раза во всех отраслях (Д.А. Медведев) -0,9%

2010-2014 Указ Президента В.В. Путина (май, 2012г.) «Увеличить производительность труда к 2018г. в 1,5 раза относительно уровня 2011г.» +3,7%

2014-2017 Послание Президента Федеральному собранию 2014г. «Увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе. По этому показателю мы всё ещё заметно отстаем» +1,2%

2018-2024 Реализация национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» с целью обеспечить увеличение производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год к 2024г.

*Составлено автором по данным ОЭСР, РОССТАТ, inecon.org, sci.house.ru, formula-truda.ru.

Как видно, на протяжении векового периода в условиях различных (зачастую антагонистичных) общественно-экономических формаций в России настойчиво проводился курс на рост производительности труда. Для этого задействовались разнообразные рычаги, в частности: повышение энерговооруженности производства, закупка зарубежных технологий для технического перевооружения, совершенствование условий и организации труда, налоговые инструменты и др. В отдельные периоды это приводило к значительным успехам, однако, наиболее впечатляющие результаты отмечаются в далеком прошлом.

Проведенный анализ позволяет резюмировать:

1) показатель производительности труда на всех этапах расценивался как важнейший оценочный параметр состояния экономики,

2) производительности труда отводилась первостепенная роль в совокупности факторов экономического роста,

3) повышение производительности труда являлось приоритетной задачей для обеспечения устойчивой динамики национальной экономики.

На данном основании обоснованно, на наш взгляд, представить производительность труда в многоаспектном выражении: как индикатор уровня экономического развития; вектор приложения усилий, направление движения; инструмент, а фактически - генератор достижения целей; и наконец, результат целенаправленных усилий. В совокупности это позволяет определить производительность труда как важнейший оценочный критерий уровня и качества системы управления экономикой, в конечном счете - доминанту эффективности государственной экономической политики.

В настоящее время российская экономика в значительной степени уступает развитым странам по показателю производительности труда, причем, в последние годы отставание усиливается. Это подтверждают данные таблицы 2, отражающие результаты мирового рейтинга «Производительность труда среди стран-членов ОЭСР» (Организации экономического сотрудничества и развития), опубликованного в 2019 г. по данным 2017 г.

Таблица 2 - Динамика показателей производительности труда в развитых странах мира

(выработка ВВП по ППС в расчете на одного занятого, долл. США) в 1995-2017 гг.

Ме- Страна 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2017

сто в

рей-

тинге

1 Ирландия 48,8 99,5

2 Люксембург 46,9 58,2 65,4 83,7 93,6 93,2 93,6 95,9 96,2 98,5

3 Норвегия 33,3 48,9 66,5 77,7 82,6 86,9 86,4 88,0 88,7 83,1

4 Бельгия 45,9 76,8

5 Дания 53,4 76,4

6 Австрия 61,9 72,2

7 Германия 32,5 37,7 47,8 56,7 59,4 60,6 61,4 62,3 63,1 72,2

8 США 33,3 40,8 51,9 61,9 63,3 64,8 66,0 67,4 68,1 72,0

9 Нидерланды 45,8 71,4

10 Швейцария 59,8 71,3

11 Швеция 45,5 71,0

12 Франция 32,4 40,2 48,3 58,1 60,2 60,7 61,5 62,7 64,0 89,6

13 Финляндия 61,3 65,5

14 Исландия 58,7 65,2

15 Великобритания 27,4 34,5 43,2 46,9 47,9 48,4 48,9 50,5 51,2 61,1

16 Австралия 54,6 58,6

17 Италия 30,7 35,6 38,7 46,8 48,4 49,3 50,1 50,8 51,5 57,4

18 Испания 55,2

36 Мексика 10,1 12,3 14,9 17,4 18,9 19,1 19,0 19,5 19,9 21,6

Россия 6,9 7,8 12,5 21,2 23,1 24,4 25,6 25,9 25,1 26,5

*Составлено автором по: М1р://8Ш8.оес(1о^/т11ех.а8рх?Ва1а8е1;Со11е=РВВ_ЬУ

https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5872889a794725eb8d815e http://council.gov.ru/media/files/CQNOp1HscHaTulPa5BYZesqLNqUSQeHw.pdf

**... Данные отсутствуют

Согласно приведенным данным, 18 стран превышают средний для ОЭСР уровень производительности труда 54,8 долл. ВВП в расчете на одного работника (в текущих ценах). В России этот показатель составил только 26,5 долл., т.е. в 2 раза ниже среднего уровня. По сравнению с лидерами рейтинга (Ирландия, Люксембург, Норвегия) производительность труда в России ниже в 3,8 - 3,1 раза. Российский показатель опережает только Мексику, которая занимает последнюю строчку списка.

Анализ имеющихся данных с точки зрения динамики показателей позволяет выделить почти 2-хкратный рост производительности труда за период 2013-2017 гг. лидера мирового рейтинга - Ирландии, в 1,7 раза - Бельгии, в 1,6 раза - Нидерландов, Швеции. В России за этот же период увеличение производительности труда составило всего 3,5%, т.е. в среднем данный показатель ежегодно прирастал на 0,7%.

По официальным данным («Социальный бюллетень» Аналитического центра при правительстве РФ), производительность труда в России растет, но все еще остается в разы ниже, чем в развитых странах. Чтобы выйти на уровень стран ОЭСР, Россия должна увеличивать показатель в среднем на 20% ежегодно.

Последние доступные данные Росстата, основанные на расчете индекса производительности труда по отношению к предыдущему году, подтверждают отрицательные тенденции, сложившиеся в отраслях российской экономики (таблица 3).

Таблица 3 - Темпы изменения производительности труда в экономике Российской Федерации

по видам экономической деятельности в 2003-2018 гг. (в % к предыду щему году)

Вид деятельности 2003 2005 2009 2011 2013 2015 2016 2017 2018

В целом по экономике 107,0 105,5 95,9 103,8 102,2 □ □□ □ □D 101,9 102,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 105,6 101,8 104,6 115,1 106,2 103,6 103,0 105,9 99,9

Рыболовство, рыбоводство 102,1 96,5 106,3 103,5 105,6 111,2 91,3 84,7 95,0

Добыча полезных ископаемых 109,2 106,3 108,5 102,7 100,8 99,5 100,3 101,6 101,8

Обрабатывающие производства 108,8 106,0 95,9 105,6 102,2 100,7 102,4 100,7 101,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 103,7 103,7 96,3 99,8 99,1 100,4 101,1 100,1 101,9

Строительство 105,3 105,9 94,4 105,2 98,2 100,8 102,3 97,6 102,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 109,8 105,1 99,0 101,9 99,6 93,4 96,4 101,7 102,5

Гостиницы и рестораны 100,3 108,5 86,7 102,3 100,6 98 94,1 103,5 102,5

Транспорт и связь 107,5 102,1 95,4 105,4 100,4 100,9 97,3 99,5 100,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 102,5 112,4 97,5 99,6 108,0 99,4 99,6 100,4 95,9

Составлено по: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/pr-tru.xlsx https://www.gks.ru/folder/11186

Видно, что темпы производительности труда изменялись неравномерно, но в целом за прошедшие 15 лет снизились на 4,7%. Наиболее существенное снижение показателей характерно для таких сфер деятельности, как добыча полезных ископаемых - 7,4%, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля - по 7,3%, рыболовство и рыбоводство, транспорт и связь - по 7,1%. Положение усугубляется тем, что в данных отраслях значения индексов производительности труда ниже, чем в среднем по экономике. Положительные сдвиги отмечаются только в деятельности гостиниц и ресторанов - прирост индекса 2,2% при превышении среднего значения на 0,2%, однако уже сейчас ясно, что пандемический удар по этой отрасли приведет к разрушительным последствиям.

Низкие темпы производительности труда серьезным образом тормозят развитие экономики. Показательно, что значения ВВП и производительности труда при относительно стабильной численности занятых демонстрируют схожую динамику. Вместе с сокращением объемов инвестиций и неблагоприятными демографическими факторами низкая производительность - одно из трех структурных ограничений, сдерживающих поступательную динамику российской экономики.

В целом потери российской экономики вследствие снижения производительности труда за последние три года специалисты Института экономики роста им. П.А. Столыпина оценивают в 43 трлн. руб., т.е. почти 40% годового ВВП (109,4 трлн. руб. в 2019 г.).

Сложившаяся ситуация опасна как с позиции экономического роста, так и с точки зрения уровня жизни населения. Едва ли не единственным положительным моментом можно считать некоторое сдерживание безработицы, однако в перспективе это также чревато негативными социально-экономическими и политическими последствиями.

Учитывая мнение экспертов международной консалтинговой компании McKinsey & Company, к числу наиболее важных отнесем следующие причины низкой производительности в российской экономике:

- отсталая материально-техническая база и устаревшие технологии производства;

- неэффективность хозяйственной деятельности, основных производственных и административных процессов;

- низкий конкурентный статус предприятий, неспособность противостоять вызовам конкурентного окружения;

- противоречивость налоговой системы и слабая регуляторная политика, множественные инвестиционные и финансовые ограничения;

- распространенность административных барьеров и процедур, низкий уровень делового климата и культуры производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаточный уровень управленческих и технологических компетенций руководителей и специалистов, органов власти;

- непроработанность действенных механизмов стимулирования заинтересованности субъектов хозяйствования в повышении производительности труда.

Решение задачи повышения производительности труда требует принятия и реализации системных мер

как детерминанты государственной экономической политики. Совокупность решений по повышению производительности на федеральном уровне отражена на рисунке 1.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» включает три федеральных проекта:

«Системные меры по повышению производительности труда», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда».

Оператором национального проекта назначен:

Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда (ФЦК)

В регионах создаются региональные центры компетенций (РЦК), взаимодействуют с предприятиями региона и ФЦК

Основная задача - обеспечить, за счет внедрения технологий бережливого производства, рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год к 2024 г. (10 ООО предприятий)

Рисунок 1 - Структурная композиция мер государственного управления по повышению производительности труда

В 2019 году правительством утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», рассчитанный до 2024 года. Мероприятия национального проекта направлены на глубокое масштабное совершенствование существующей экономической базы для обеспечения устойчивого роста производительности труда в стране. Реализация проекта предполагает финансирование в размере 52,1 млрд. руб., в основном из средств федерального бюджета - 45,7 млрд., 0,8 млрд. руб. - из региональных бюджетов, 5,6 млрд. руб. - из внебюджетных фондов. В 2020 году число предприятий, вошедших в данный нацпроект, по всей стране превысило 500 единиц, к 2024 году планируется охватить не менее 10 тыс. предприятий.

Постепенно вводятся налоговые льготы для стимулирования роста производительности для регионов, а с 2022 года они распространятся на все регионы. Для этого создан Федеральный центр компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда. Основной способ поддержки — бесплатная консалтинговая поддержка предприятий (внедрение бережливого производства, системы мотивации и поддержки изменений и др.). Также возможно получение кредита на технологическую модернизацию от Фонда развития промышленности — до 300 млн. руб. под 1% на 5 лет.

В 2021 году планируется запуск новой цифровой экосистемы национального проекта, которая консолидирует весь имеющийся опыт в этой сфере и будет предоставлять предприятиям широкий доступ к отечественным сервисам повышения производительности труда на основе цифровых технологий.

В рамках корректировки национального проекта принято решение сделать акцент на использовании методов и принципов бережливого производства, а также масштабировать лучшие практики в области повышения производительности труда. Реализация пилотных мероприятий национального проекта закладывает основу дальнейшей оптимизации производственных процессов, в том числе на других производственных участках, и построения новых производственных систем предприятий с вовлечением всех сотрудников.

Представляется целесообразным возобновление в вузах обучению научной организации труда, для этих целей планируется выделять почти 1,5 млрд. руб. ежегодно. Также признано необходимым возродить движение рационализаторства, доказавшее высокую эффективность в советском прошлом России.

В целом для решения проблемы повышения производительности труда необходимо:

- внедрение передовых приемов и технологий труда, в том числе информационно-телекоммуникационных;

- совершенствование процессов организации труда, рационализация трудовых операций;

- повышение квалификации работников, обеспечение должного уровня компетенций;

- развитие конкурентной состязательности, рост реальных инвестиций;

- мотивация и стимулирование высокопроизводительного труда;

- наращивание интеллектуального капитала, инновационной активности кадров.

В постиндустриальную эпоху управление производительностью труда следует рассматривать как детерминанту инновационной модели экономического развития - экономики знаний. В этой связи необходимо, в первую очередь, способствовать реальной модернизации системы образования, адекватной потребностям экономики, основанной на знаниях. К сожалению, сегодня превалируют иные тенденции - инвестиции в человеческий капитал сокращаются, реформы образования и науки не только не улучшили, но и усложнили ситуацию. Финансирование образовательных учреждений в достаточном объеме гарантировано не везде, и в то время как продолжает сохраняться низкая эффективность. Страна испытывает ощутимый дефицит квалифицированных кадров, особенно в производственной сфере.

Необходим мощный рывок в возобновлении научных исследований и развитие образования по такому пути, чтобы выпускники были грамотными специалистами с широким кругозором, глубокими знаниями и гибким мышлением. По оценкам экспертов, вклад человеческого капитала в экономику наиболее развитых стран мира (государств-членов ОЭСР) составляет от 50 до 70%.

Решение изложенных проблем должно предусматривать совершенно иной уровень инвестиций в человеческий капитал, его развитие с учетом новых сфер производства, которые возникают в условиях внедрения новых технологий и новых технологических укладов. Необходима тесная интеграция производства, науки и образования, качественное изменение системы подготовки управленцев и специалистов на основе опережающего развития динамических способностей, инновационного потенциала, организационной продуктивности и высокой трудовой отдачи.

Источники:

1. Богатырева И.В., Кожухова Н.В., Железникова Е.П. Анализ современного состояния производительности труда в России // Экономика труда. 2019. Том 5. № 3. С. 683-698.

2. Жаворонков С. Производительность труда: можно ли выйти из тупика? [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/380253-proizvoditelnost-truda-mozhno-li-vyyti-iz-tupika

3. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 4. С. 1443-1458.

4. Черепнин И.А., Зорина Н.А., Борисова Е.С. Мотивационные векторы интеграции образования, науки и бизнеса как фактора повышения производительности труда // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 5. С. 943-956.

5. Kochan T. Human Resource Management and Industrial Relations / T. Kochan, T. Barocci. Scott-Foresman, 1997. - 468 p.

6. Официальный сайт Правительства России. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/865/events/

7. Официальный сайт Госкомстат РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/pr-tru.xlsx

8. Официальный сайт ОЭСР Stats [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stats.oecd.org/index.aspx7Dataset-Code=PDB_LV

9. Материалы экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России (ВЭО России) «Поднять производительность труда: где точка опоры?» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://algoritminfo.ru/archives/5897

References:

1. Bogatyreva I. V., Kozhukhova N. V., Zheleznikova E. P. Analysis of the current state of labor productivity in Russia // Labour economics. 2019. Volume 5. No. 3. Pp. 683-698.

2. Zhavoronkov S. Productivity: can we break the deadlock? [Electronic resource] / Access mode: https://www.forbes.ru/biznes/380253-proizvoditelnost-truda-mozhno-li-vyyti-iz-tupika

3. Masych M. A. Technologies for the use of intellectual resources in the context of the need to increase labor productivity in the digital economy. Issues of innovative economy. 2019. Volume 9. No. 4. Pp. 1443-1458.

4. Cherepnin I. A., Zorina N. A., Borisova E. S. Motivational vectors of integration of education, science and business as a factor of increasing labor productivity // Creative economy. 2019. Volume 13. No. 5. Pp. 943-956.

5. Kochan T. Human Resource Management and Industrial Relations / T. Kochan, T. Barocci. Scott-Foresman, 1997. - 468 p.

6. Official website of the Russian Government. National project "Labor Productivity and employment support" [Electronic resource] / Access mode: http://government.ru/rugovclassifier/865/events/

7. Official website of the state statistics Committee of the Russian Federation [Electronic resource] / Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/pr-tru.xlsx

8. Official website of the OECD Stats [Electronic resource] / Access mode: http://stats.oecd.org/index.aspx7Dataset-Code=PDB_LV

9. Materials of the expert session of the coordination club of the Free economic society of Russia (VEO of Russia) " Raise labor productivity: where is the fulcrum?» [Electronic resource] / Access mode: https://algoritminfo.ru/archives/5897

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10661

А.А. Храмченко -доцент факультета «Финансы и кредит», к. э. н., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», an.hramchenko@yandex.ru,

A.A. Khramchenko - associate Professor of the faculty of Finance and credit, Candidate of Economic Sciences, FSBEI HE «Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin»;

А.А. Вакуленко - студентка факультета «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», avakulenko21@mail.ru,

A.A. Vakulenko - student of the faculty «Finance and credit» Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin;

А.А. Салова - студентка факультета «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», linasalova@mail.ru,

A.A. Salova - student of the faculty «Finance and credit» Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, linasalova@mail.ru.

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ANALYSIS OF BUDGET INVESTMENT

Аннотация. На сегодняшний день бюджетное инвестирование выступает важнейшим финансово-экономическим институтом, задачей которого является решение ряда социальных и экономических вопросов, стоящих перед государством в процессе выполнения им его функций. Более того, бюджетное инвестирование влияет на уровень и качество жизни населения, экономический рост страны, а также на развитие государства в целом. В статье раскрыто понятие бюджетного инвестирования, выявлены его возможные цели, положительные и отрицательные стороны. Представлены виды бюджетного инвестирования и их особенности. Приведены примеры возможных государственных контрактов, которые могут заключаться в нынешних реалиях. Также в статье рассмотрены показатели доходной и расходной части федерального бюджета Российской Федерации за 2017-2019 гг., произведено их соотношение, а также выявлены значения показателей дефицита и профицита. В заключение был сделан вывод о роли бюджетного инвестирования.

Abstract. Today budget investment is the most important financial and economic institution, whose task is to solve a number of social and economic issues facing the state in the process of performing its functions. Moreover, budget investment affects the level and quality of life of the population, the economic growth of the country, as well as the development of the state as a whole. The article reveals the concept of budget investment, identifies its possible goals, positive and negative aspects. The types of budget investment and their features are presented. Examples of possible government contracts that can be concluded in the current reality are given. The article also examines the indicators of the revenue and expenditure parts of the Federal budget of the Russian Federation for 2017-2019, compares them, and identifies the values of the deficit and surplus indicators. In conclusion, it was concluded about the role of budget investment.

Ключевые слова: бюджет, инвестиции, госконтракт, бюджетные инвестиции, государство.

Keyword: budget, investment, state contract, budget investment, state.

В современных условиях государство не только является регулятором инвестиционной деятельности, но и выступает активным инвестором. Более того, существует ряд проектов, которые могут быть реализованы исключительно за счет федеральных средств. Развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения и других важнейших общественных сфер возможно благодаря бюджетным инвестициям.

Бюджет - это такая форма, при которой образуются и в то же время расходуются денежные средства. Обычно такие денежные средства направляются для решения финансовых задач, поставленных государством и органами местной власти.

Инвестиции - это вклад свободных денежных средств в различные категории для получения дохода.

В свою очередь, бюджетное инвестирование выступает как капиталовложение, которое создается для увеличения стоимости государственного имущества за счет бюджета [3].

Ежегодно для осуществления экономического роста необходимо вкладывать большие объемы финансовых ресурсов в основной капитал. Однако в Российской Федерации у большей части населения нет такого уровня дохода, который позволял бы осуществлять регулярную инвестиционную деятельность, поэтому в большинстве случаев граждане с этой целью используют свои сбережения. Таким образом, инвестирование в основной капитал нуждается в иных финансовых ресурсах. Стоит учитывать, что не все финансовые ресурсы привлекательны из-за высоких рисков их реализации и долгосрочного экономического эффекта. В то же время существует такой источник финансовых ресурсов, как средства бюджетной системы, благодаря которым и возможен процесс инвестирования [1].

Основные средства являются объектом процесса бюджетного инвестирования, а в качестве самих инвестиций выступают бюджетные ассигнования, выделяемые государством [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.