Научная статья на тему 'Ограничение свободы договора в сфере банковской деятельности в СССР в условиях плановой деятельности экономики'

Ограничение свободы договора в сфере банковской деятельности в СССР в условиях плановой деятельности экономики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ / ДЕКРЕТ / БАНК / БУРЖУАЗИЯ / МОНОПОЛИЯ / КРИЗИС / ТОРГОВЛЯ / БАНКОВСКАЯ ТАЙНА / КРЕДИТ / РЕФОРМА / ИНФЛЯЦИЯ / РЫНОК / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ДИРЕКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / LEGISLATIVE ACT / DECREE / BANK / BOURGEOISE / MONOHJLY / CRISIS / CREDIT / REFORM LINFLATION / MARKET / PRIVATE SECTOR / DIRECTIVE POINTING / FINANCIAL RIGHT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллаева Нелля Кайбуллаевна

В статье анализируется процесс органического встроения банковской система в командно-административную модель управления. В связи с этим отмечается, что в отечественной банковской системе на долгие годы закрепилась административно-командная вертикаль, базирующаяся на принципах властности и безусловной субординации.In the gained a foothhold on long yearsdomestic banking system an administrative -command vertical line, being based on principles of imperiousness and absolute deference to rank.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничение свободы договора в сфере банковской деятельности в СССР в условиях плановой деятельности экономики»

Абдуллаева Нелля Кайбуллаевна

соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета

(тел. 89184833729)

Ограничение свободы договора в сфере банковской деятельности в СССР в условиях плановой деятельности экономики

Аннотация

В статье анализируется процесс органического встроения банковской система в командно-административную модель управления. В связи с этим отмечается, что в отечественной банковской системе на долгие годы закрепилась административно-командная вертикаль, базирующаяся на принципах властности и безусловной субординации.

Аnnotation

In the gained a foothhold on long yearsdomestic banking system an administrative -command vertical line, being based on principles of imperiousness and absolute deference to rank.

Ключевые слова: законодательный акт, декрет, банк, буржуазия, монополия, кризис, торговля, банковская тайна, кредит, реформа, инфляция, рынок, частный сектор, директивные указания, финансовое право.

Key words: legislative act, decree, bank, bourgeoise, monohjly, crisis, credit, reform linflation, market, private sector, directive pointing, financial right.

сторические события октября

ИЩ 1917 г. повлекли кардинальное переустройство в общественной, государственной и правовой системах России. Уже на основании первых советских законодательных актов упразднялись Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, а несколько позже появился декрет ВЦИК от 14 декабря 1917 года о национализации банков1. В вводной его части было указано, что декрет издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служа-щего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Основной целью издания декрета было стремление сломить экономическую мощь буржуазии. Содержание декрета сводилось к двум мероприятиям первостепенной важности. Во-первых, он

1 СУ РСФСР 1917 г. № 10. Ст. 150.

2 «Известия ВЦИК» от 25 января 1920 г.

объявил банковое дело монополией государства. Во-вторых, он объединил все сущес-твовавшие в момент издания декрета частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, причем активы и пассивы ликвидируемых банков передал последнему. Однако, в условиях военного коммунизма деятельность его не имела необходимых предпосылок и, естественно, должна была замереть. Поэтому декрет Совета Народных Комиссаров от 19 января 1920 г. упразднил Госбанк и передал его активы и пассивы Бюджетно-расчетному управлению НКФ2.

В течение 1918 и 1919 гг. были также ликвидированы все остальные виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные банки, городские банки, общества взаимного кредита). Монополию банкового дела осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. В первые месяцы после победы большевиков в руки новой власти также полностью перешли крупная промышленность, железнодорожный, морской и речной транспорт, прииски, рудники, шахты и пр. Государство факти-

277

чески монополизировало все основные сферы производства и реализации продукции, хотя активно использовало учетные и распределительные органы национализированных субъектов п редпри н и мател ьства.

Эти и другие подобные мероприятия рассматривались как способы укрепления экономической базы диктатуры пролетариата и подготовки условий для перехода к созданию фундамента социалистического хозяйства. Крайне отрицательную роль для всей жизни страны в период 1918 -1920 гг. сыграл «военный коммунизм». Денежные знаки обесценились. Страна вернулась к натуральному обмену. Кроме того, в годы Гражданской войны «в руководстве народным хозяйством широко применялся метод концентрации определенных материальных ресурсов в руках государства и их последующего распределения в натуре в соответствии с заявленными потребностями предприятий. Одновременно использовался метод доведения заданий по производству»1. Результатом явилось дальнейшее углубление кризиса всей хозяйственной системы.

Всеобщая разруха, а также многочисленные выступления крестьянских масс в Тамбовской губернии, Поволжье, Западной Сибири и на Дону, наконец, вооруженное выступление матросов и солдат Кронштадтского гарнизона заставили партию большевиков и советское правительство перейти к новой экономической политике. В основе ее содержания лежала потребность замены прямого распределения торговлей и восстановление товарно-денежных отношений между городом и деревней. В марте 1921 г. в отчетном докладе на X партийном съезде, формулируя общие направления нэпа, В.И. Ленин говорил: «Мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении мировой революции, нельзя, экономически нельзя»2. По мнению С.Н. Семанова, «эта смелость вождя спасла РКП(б) от потери власти ранней весной того трагического для всей России года»3.

30 июня 1921 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций4, который, во-первых, отменил всякие ограничения денежных сумм, могущих находиться на руках у частных

лиц, и, во-вторых, установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковой тайны. Этот декрет является первым звеном истории советского банкового законодательства после эпохи военного коммунизма. 12 октября 1921 г. ВЦИК, по докладу НКФ, постановил учредить Государственный банк5. Положение о Государственном банке было принято IV сессией ВЦИК6. Кроме создания Государственного банка, ко второму периоду относится учреждение Банка потребительской кооперации (Покобанка), а также Промышленного банка и Российского коммерческого банка, преобразованных впоследствии во Всероссийский кооперативный банк, Торгово-Промышленный банк и Банк для внешней торговли. К тому же периоду относится создание обществ сельскохозяйственного кредита и коммунальных банков. Наконец, к этому же периоду относится возникновение обществ взаимного кредита.

Восстановление кредитно-денежной системы советской страны после военных и революционных потрясений представляло задачу исключительной сложности и осуществлялось с большими трудностями. Количество бумажных купюр, находящихся в обороте, во много раз превышало емкость товарного рынка. Почти весь огромный выпуск денежной массы шел на покрытие бюджетного дефицита, который постоянно возрастал. Тем не менее, к началу 1924 г. денежная реформа подошла к своему завершению. Взамен совзнаков в оборот ввели государственные казначейские билеты, разменную серебряную и медную монеты. Весомое значение имело учреждение червонца, обеспеченного золотом, который существовал наряду с совзнаками. Очевидным результатом реформы явилось прекращение инфляции, что способствовало увеличению доходов населения, произошла стабилизация цен, расширились товарно-денежные отношения между городом и деревней.

Однако, с самого начала восстановления рынка считалось, что НЭП - это временное отступление, за государством сохраняются «командные высоты», позволяющие диктовать свою волю всем и каждому. В письме к наркому юстиции Д.И. Курскому В.И. Ленин подчеркивал: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»7. Тем самым Председатель Совнаркома обосновал

1 Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Грузинова. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1999. С. 37.

2 Ленин В.И. ПСС. Т. 43. С. 70.

3 Семанов С.Н. Указ. соч. С. 215.

4 СУ РСФСР 1921 г. № 52. Ст. 301.

5 СУ РСФСР 1921 г. № 72. Ст. 593.

6 СУ РСФСР 1921 г. № 75. Ст. 615.

7 Ленин В.И. ПСС. Т. 33. С. 321.

__________________________________27В

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

вело к фактическому огосударствлению всех общественных процессов. В подобных условиях совершенно естественно, что советское финансовое право развивалось очень медленно и многие десятилетия занимало второстепенное место среди других отраслевых юридических наук. В свою очередь, нормативные акты, регулирующие кредитно-денежные отношения, были немногочисленными, как правило,являлись постановлениями партийных и правительственных органов, различными инструкциями Госбанка СССР

Таким образом, в результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело, слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного оборота страны. В 30-е гг. произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система «подгонялась» под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства, и, прежде всего, у министра финансов.

1 СЗ СССР 1930. N S. Ст. 98.

2 Ленин В.И. ПСС. Т. 34. С. 192.

279

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

необходимость властного вмешательства в любые российские экономические отношения. Например, образование Комитета цен по установлению оптовых и розничных цен на товары, отпускаемые государственными предприятиями друг другу, кооперации и населению, а также создание госплана, с самого начала объявленной реформы способствовали возникновению резких противоречий между плановым ведением хозяйства и рынком.

В дальнейшем планирование принимало все более решительные формы. В нашей стране создавалась модель жесткой социалистической экономики, основанной на принципах монополизма. В конце двадцатых годов Советское государство осуществило ряд мероприятий по полной ликвидации частного сектора во всех отраслях производства. Одновременно была кардинально изменена вся отечественная хозяйственная структура. Наряду с централизацией порядка управления промышленностью, на основании Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 30 января 1930 г.1, происходило сосредоточение кредитной системы в руках Государственного банка СССР, который становился практически единственным распорядителем всеми финансами страны. Даже первичные кредитные формирования были обязаны действовать в соответствии с директивными указаниями.

В отечественной банковской системе на долгие годы закрепилась административно-командная вертикаль, базирующаяся на принципах властности и безусловной субординации, что абсолютно соответствовало воззрениям В.И. Ленина, который открыто заявлял: «Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией»2. Последующее активное проведение в жизнь этой идеологической установки при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.