Научная статья на тему 'Ограничение продолжительности рабочего времени: правовые проблемы'

Ограничение продолжительности рабочего времени: правовые проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1190
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕЖЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ (СМЕНЫ) / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / NORMAL DURATION OF WORKING TIME / DURATION OF DAILY WORK (WORKING SHIFT) / LIMITATION OF WORKING HOURS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Менкенов Алексей Владимирович

Ограничение продолжительности рабочего времени является одним из проявлений охранительной функции трудового права. В настоящей статье проведён историко-правовой и сравнительно-правовой анализ российского трудового законодательства и международных правовых актов, регулирующих вопросы ограничения продолжительности рабочего времени. Сформулированы предложения по совершенствованию российского трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITATION OF WORKING TIME: LEGAL PROBLEMS

Limitation of working time is a manifestation of the protective function of labour law. This article deals with the historical-legal and comparative legal analysis of Russian labor legislation and international legal acts regulating the issues of limitation of working time. There are formulated proposals for improvement the Russian labor legislation.

Текст научной работы на тему «Ограничение продолжительности рабочего времени: правовые проблемы»

УДК 349.235

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ:

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Менкенов кандидат юридических наук, начальник отдела

Алексей правового обеспечения образовательной деятельности

Владимирович правового управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 82) E-mail: menkenov@ranepa.ru

Аннотация

Ограничение продолжительности рабочего времени является одним из проявлений охранительной функции трудового права. В настоящей статье проведён историко-правовой и сравнительно-правовой анализ российского трудового законодательства и международных правовых актов, регулирующих вопросы ограничения продолжительности рабочего времени. Сформулированы предложения по совершенствованию российского трудового законодательства.

Ключевые слова: нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность ежедневной работы (смены), ограничение продолжительности рабочего времени.

Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) [1] работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Трудовым законодательством работникам гарантировано право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 21 ТК РФ) [2]. Согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом общих норм, ограничивающих продолжительность ежедневной работы (смены), Кодекс не содержит. Ограничения продолжительности ежедневной работы (смены) установлены лишь для отдельных категорий работников (ст. 94 ТК РФ).

Таким образом, в ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени определена посредством установления еженедельной нормы рабочего времени. Аналогичный подход содержался в КЗоТ РСФСР 1971 г. [3].

Однако нормирование рабочего времени может осуществляться не только путём установления еженедельной нормы рабочего времени, но и ежедневной. Так, КЗоТ РСФСР 1922 г. устанавливал ежедневную норму рабочего времени, предусматривая, что продолжительность нормального рабочего времени, как в производствах, так и во вспомогательных работах, необходимых для производства, не может превышать восьми часов (ст. 94) [4]. Смешанный подход содержания в декрете СНК РСФСР от 29.10.1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне» [5]: согласно декрету нормальная продолжительность рабочего времени не могла превышать восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю.

Международно-правовых актах нашли отражение различные подходы к ограничению продолжительности рабочего времени.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право каждого на отдых и досуг, которое включает в себя право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск [6, с. 1 - 3]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (пункт «d» ст. 7) [7] закрепляет право каждого на справедли-

вые и благоприятные условия труда, включая, в частности, право на разумное ограничение рабочего времени, без указания на способ такого ограничения.

Конвенция МОТ № 1 [8, с. 1 - 8], принятая на первой сессии МОТ в 1919 г., содержала как еженедельное, так и ежедневное ограничение продолжительности рабочего времени. Согласно Конвенции продолжительность рабочего времени лиц, занятых на любом государственном или частном промышленном предприятии или в любом из его филиалов, исключая предприятия, на которых работают только члены одной семьи, не может превышать 8 часов в день и 48 часов в неделю.

Позже аналогичные положения были закреплены в принятой в 1930 г. Конвенции МОТ № 30 о регламентации рабочего времени в торговле и учреждениях [9, с. 213 - 218].

В отличие от выше названных конвенций принятая в 1935 г. Конвенция МОТ № 47 [10], провозгласив дальнейшее ограничение продолжительности рабочего времени, предусмотрела ограничение лишь еженедельной продолжительности рабочего времени, закрепив сокращение продолжительности рабочего времени для всех категорий работников до 40 часов в неделю.

Этот подход, с одной стороны, способствовал более быстрой ратификации конвенции и в целом соответствует требованиям более гибкого регулирования трудовых отношений, с другой стороны, привёл к отказу во многих государствах от установления нормальной продолжительности ежедневной работы (смены).

Смешанный подход к регулированию вопросов ограничения продолжительности рабочего времени закреплён в Европейской социальной хартии, пересмотренной в 1996 г. (далее - ЕСХ) [11, с. 17 - 67]. ЕСХ не устанавливает конккретных ограничений продолжительности рабочего времени, однако закрепляет обязанность государств, ратифицировавших её, «установить нормальную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей недели в той мере, в какой это позволяет рост производительности труда и другие, связанные с этим факторы».

ЕСХ не раскрывает содержание понятия «нормальная продолжительность рабочего времени», однако разъяснения данных положений даны Европейским комитетом по социальным правам (далее - ЕКСП). ЕКСП исходит из того, что разумная продолжительность рабочего времени определяется применительно к конкретному месту и времени и зависит от производительности труда и других факторов. При этом в соответствии со стандартами Совета Европы продолжительность рабочего времени не должна превышать 16 часов в течение одного рабочего дня и 60 часов за одну неделю [12].

В нарушение требований ЕСХ, как уже было отмечено выше, ТК РФ не содержит общих норм, ограничивающих продолжительность ежедневной работы (смены), а содержит лишь специальные нормы, посвящённые ограничению продолжительности ежедневной работы (смены) для отдельных категорий работников и при сокращённой рабочей неделе (ст. 94). Следовательно, российское трудовое законодательство, как справедливо отмечает Н. Л. Лютов, не запрещает устанавливать рабочую смену любой продолжительности [13, с. 117].

Таким образом, российское трудовое законодательство, устанавливая нормальную продолжительность рабочей недели, соответствует основополагающим международным правовым актам по вопросам установления продолжительности рабочего времени лишь в части. Отсутствие в российском законодательстве ограничений продолжительности ежедневной работы (смены), приводит к злоупотреблению работодателями своими возможностями и установлению чрезмерно длительных рабочих смен для отдельных категорий работников (например, суточные дежурства и т.п.). Данный пробел в совокупности со слабым развитием институтов социального партнёрства социального партнёрства приводит к нарушению баланса интересов сторон трудовых отношений.

Интересным в этой связи является опыт других стран-участниц Евразийского экономического союза. Принятый в 2015 г. Трудовой кодекс Республики Казахстан закрепляет

общую норму о том, что продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан (п. 4 ст. 71) [14]. Трудовой Кодекс Республики Армения также предусматривает, что продолжительность ежедневного рабочего времени не может превышать восьми рабочих часов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, законом, иными правовыми актами и коллективным договором (п. 2 ст. 139) [15].

Трудовой кодекс Кыргызской Республики [16] прямо не устанавливает нормальную продолжительность ежедневной работы. Однако содержит ограничения продолжительности ежедневной работы применительно к шестидневной рабочей неделе (7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов - при недельной норме 36 часов и 4 часов - при недельной норме 24 часа), а также (смены) для отдельных категорий работников и при сокращённой рабочей неделе (ст.ст. 94, 95).

Интересным является опыт Республики Беларусь. Так, согласно ч. 2 ст. 125 Трудового кодекса Республики Беларусь («Сменная работа и режим рабочего времени при сменной работе») продолжительность смены не может превышать 12 часов. Иная продолжительность смены для отдельных категорий работников может устанавливаться Правительством Республики Беларусь. Работа в течение двух смен подряд запрещается [17].

С учётом изложенного считаем необходимым закрепить в российском трудовом законодательстве общее для всех категорий работников ограничение максимальной продолжительности ежедневной работы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (часть I). Ст. 54.

3. Закон РСФСР от 09.12.1971 «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (вместе с Кодексом) // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

4. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

5. Декрет СНК РСФСР от 29.10.1917 «О восьмичасовом рабочем дне» // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10. 2-е издание.

6. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1978.

7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

8. Конвенция № 1 Международной организации труда «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю» (Заключена в г. Вашингтоне 29.10.1919 - 27.01.1920) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991.

9. Конвенция № 30 Международной организации труда «О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях» (Заключена в г. Женеве 28.06.1930) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 -1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991.

10. Конвенция № 47 Международной организации труда «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (Заключена в г. Женеве 22.06.1935) // Ведомости ВС СССР. 2 июля 1956 г. № 13. Ст. 280.

11. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. Апрель.

12. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Право на отдых. // Информационная система по документам и правам человека. Официальный сайт: http://www.echr-base.rU/pravo54.jsp#link3 (Дата доступа 01.12.2016)

13. Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: научно-практическое пособие. М.: Центр социально-трудовых прав, 2012. 192 с.

14. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-У ЗРК // Информационно-правовая система нормативно-правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414 Дата доступа: 10.12.2016.

15. Трудовой кодекс Республики Армения от 19 ноября 2004 года // Национальное собрание Республики Армения. Официальный сайт. http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=2131&lang=rus#17 Дата доступа: 10.12.2016.

16. Трудовой кодекс Кыргызской Республики // Централизованный Банк Данных Правовой Информации Кыргызской Республики http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1505?cl=ru-ru Дата доступа: 10.12.2016.

17. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З // Информационно-поисковая система ЭТАЛОН-ОКЬШЕ: http://etalonline.by/?type=text&regnum=hk9900296#load_text_none_1_ Дата доступа: 10.12.2016

Menkenov Aleksei Vladimirovich, Candidate of Juridical Sciences, Head of the Legal Groundwork for Educational Activities Department of the Law Directorate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA).

E-mail: menkenov@ranepa.ru

LIMITATION OF WORKING TIME: LEGAL PROBLEMS

Abstract

Limitation of working time is a manifestation of the protective function of labour law. This article deals with the historical-legal and comparative legal analysis of Russian labor legislation and international legal acts regulating the issues of limitation of working time. There are formulated proposals for improvement the Russian labor legislation.

Key words: normal duration of working time, duration of daily work (working shift), limitation of working hours.

References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // SZ RF. 04.08.2014. № 31. St. 4398.

2. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ // SZ RF. 04.01.2016. № 1 (chast' I). St. 54.

3. Zakon RSFSR ot 09.12.1971 «Ob utverzhdenii Kodeksa zakonov o trude RSFSR» (vmeste s Kodeksom) // Vedomosti VS RSFSR. 1971. № 50. St. 1007.

4. Postanovlenie VCIK ot 09.11.1922 «O vvedenii v deistvie Kodeksa Zakonov o Trude R.S.F.S.R. izd. 1922 g.» (vmeste s «Kodeksom Zakonov o Trude R.S.F.S.R.») // SU RSFSR. 1922. № 70. St. 903.

5. Dekret SNK RSFSR ot 29.10.1917 «O vos'michasovom rabochem dne» // SU RSFSR. 1917. № 1. St. 10. 2-e izdanie.

6. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka (Prinyata 10.12.1948 General'noy Assambleey OON) // Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov. Niu-York: Organizaciya Objedinennyh Natsiy, 1978.

7. Mezhdunarodniy pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah (Prinyat 16.12.1966 Rezoluciey 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noy As-samblei OON) // Vedomosti VS SSSR. 28 aprelya 1976 g. № 17. St. 291.

8. Konvenciya № 1 Mezhdunarodnoy organizacii truda «Ob ogranichenii rabochego vremeni na promyshlennyh predpriyatiyah do vos'mi chasov v den' i soroka vos'mi chasov v nedelu» (Zakluchena v g. Vashingtone 29.10.1919 - 27.01.1920) // Konvencii i rek-omendacii, prinyatye Mezhdunarodnoy konferenciey truda. 1919 - 1956. T. I. Zheneva: Mezhdunarodnoe buro truda, 1991.

9. Konvenciya № 30 Mezhdunarodnoy organizacii truda «O reglamentacii rabochego vremeni v torgovle i v uchrezhdeniyah» (Zakluchena v g. Zheneve 28.06.1930) // Konvencii i rekomendacii, prinyatye Mezhdunarodnoy Konferenciey truda. 1919 - 1956. T. I. Zheneva: Mezhdunarodnoe buro truda, 1991.

10. Konvenciya № 47 Mezhdunarodnoy organizacii truda «O sokraschenii rabochego vremeni do soroka chasov v nedelu» (Zakluchena v g. Zheneve 22.06.1935) // Vedomosti VS SSSR. 2 iyulya 1956 g. № 13. St. 280.

11. Evropeiskaya social'naya hartiya (peresmotrennaya) (prinyata v g. Strasburge 03.05.1996) // Bulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2010. № 4. Aprel'.

12. Standarty Soveta Evropy v oblasti prav cheloveka primenitel'no k polozheniyam Kon-stitucii Rossiyskoy Federacii. Pravo na otdyh. // Informacionnaya sistema po dokumentam i pravam cheloveka. Oficial'niy sait: http://www.echr-base.ru/pravo54.jsp#link3 (Data dostupa 01.12.2016)

13. Lutov N.L. Rossiyskoe trudovoe zakonodatel'stvo i mezhdunarodnye trudovye standarty: sootvetstvie i perspektivy sovershenstvovaniya: nauchno-prakticheskoe posobie. M.: Centr social'no-trudovyh prav, 2012. 192 s.

14. Trudovoy kodeks Respubliki Kazahstan ot 23 noyabrya 2015 goda № 414-V ZRK // In-formacionno-pravovaya sistema normativno-pravovyh aktov Respubliki Kazahstan http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414 Data dostupa: 10.12.2016.

15. Trudovoy kodeks Respubliki Armeniya ot 19 noyabrya 2004 goda // Nacional'noe so-branie Respubliki Armeniya. Oficial'niy sait. http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=2131&lang=rus#17 Data dostupa: 10.12.2016.

16. Trudovoy kodeks Kyrgyzskoy Respubliki // Centralizovanniy Bank Dannyh Pravovoy In-formacii

Kyrgyzskoy Respubliki http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1505?cl=ru-ru Data dostupa: 10.12.2016.

17. Trudovoy kodeks Respubliki Belarus' ot 26 iyulya 1999 g. № 296-Z // Informacion-no-poiskovaya sistema ETALON-ONLINE: http://etalonline.by/?type=text&regnum=hk9900296#load_text_none_1_ Data dostupa: 10.12.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.