Е.Н. Абанина
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются возможные ограничения на доступ гражданам в леса. Анализируются случаи ограничения в целях обеспечения пожарной безопасности, санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Обращается внимание на практические проблемы, связанные с несовершенством правового регулирования отношений в этой области.
Ключевые слова: экологическая безопасность, пожарная безопасность, санитарная безопасность, ограничение пребывания граждан в лесах.
E.N. Abanina
LIMITATION OF CITIZENS' STAY IN THE WOODS IN ORDER TO ENSURE THE ENVIRONMENTAL SAFETY
The article deals with individual cases of restrictions on access to citizens in the forest. Analyzed cases of limitation in order to ensure fire safety, sanitary safety in forests and public safety during the work. Attention is drawn to the practical problems associated with the imperfection of legal regulation of relations in this area.
Keywords: ecological safety, fire safety, sanitary safety, restriction of citizens' stay in the woods.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Возможность пребывания в лесах как субъективное право, вытекающее непосредственно из закона, не связывается с получением предварительных разрешений и соответственно не требует внесения каких-либо платежей1.
Ограничение пребывания граждан в лесах устанавливается в нескольких случаях. Так, согласно п. 5 ст. 11 ЛК РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности, санитарной безопасности и безопасности граждан при выполнении работ. Думается, в этом случае можно говорить об ограничении в целях обеспечения экологической безопасности.
Экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий2. Обеспечение экологической безопасности относится к национальным интересам и осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов, среди которых — экология живых систем и рациональное природопользование. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и
© Абанина Елена Николаевна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия), e-mail: [email protected]
рационального природопользования являются сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики3.
Согласно положениям Экологической доктрины4 национальная безопасность может быть обеспечена только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. В целях сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны необходимы следующие меры:
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года определены основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства, среди которых значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов; нарушение биологического разнообразия лесов. Также Стратегией определены стратегические цели раз-з вития лесного комплекса Российской Федерации, в числе которых обеспечение ? экологической безопасности5.
Л Учитывая перечисленные нормы стратегических документов, можно утверж-
дать, что обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах вполне соот-
1 носится со стратегическими целями и задачами государства в области обеспече-| ния национальной безопасности и в целом служит укреплению экологической
го
™ безопасности.
| 1. Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имуще-
| ства, общества и государства от пожаров; пожарная безопасность в лесах — это
2 состояние защищенности лесной растительности, земли, животного мира и ° других компонентов природной среды, а также интересов человека от пожаров ж и их последствий.
| Для достижения состояния защищенности в этой сфере устанавливается за-
е прет на вход гражданам и въезд транспортных средств в лес в случае6 установ-
° ления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий по-
0
° годы при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах (выпадение
го
3 осадков более 3 мм) в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических
1 (погодных) условий, а также объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, воз-| никших вследствие лесных пожаров.
При ограничении пребывания граждан в лесах осуществляются следующие мероприятия: оповещение населения, установка по границам территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов, перекрытие шлагбаумами лесных дорог, создание системы контрольно-пропускных пунктов, иные меры. Закреплен максимальный срок, на который может вводиться такое 178 ограничение — до 21 календарного дня.
Необходимо подчеркнуть, что ограничение права граждан пребывать в лесу направлено на обеспечение другого права — права на благоприятную окружающую среду в связи с тем, что, например, неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб — сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.
2. Санитарная безопасность лесов — это состояние защищенности лесной растительности, живых организмов, человека от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса. Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств в целях обеспечения санитарной безопасности вводится в случае проведения работ по локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней леса с применением пестицидов.
В случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах необходима установка предупредительных аншлагов с информацией о применении пестицидов и периоде действия ограничения.
3. Безопасность граждан при выполнении работ в лесах — состояние защищенности жизни и здоровья граждан от риска травм при проведении лесохо-зяйственных работ.
Лесное законодательство разрешает огораживать лесные участки и ограничивать доступ граждан в леса в связи с проведением работ в лесу и обеспечивать безопасность граждан при их выполнении. При этом ЛК РФ установил тонкую границу между законным ограничением права и незаконным запретом, которую е легко пересечь недобросовестным или невнимательным лесопользователям. и
Например, при ведении лесозаготовительных мероприятий тропы и дороги, а пересекающие лесосеку, на которой выполняют машинную валку деревьев в о темное время суток, должны быть обозначены запрещающими знаками и на них к должны быть установлены освещаемые шлагбаумы. С одной стороны, очевидно, о
с
что установка шлагбаума продиктована, во-первых, требованием закона, во- а вторых, необходимостью обеспечения безопасности граждан при ведении работ. в
е
С другой стороны, установка шлагбаума препятствует входу в лес гражданам о
и въезду транспортных средств. В этом случае, несмотря на необходимость, р
установка шлагбаума должна точно отвечать требованиям законодательства. |
Прежде всего, шлагбаум перекрывает въезд не на сам лесной участок, а только к
на участок, где ведутся опасные работы в темное время суток; на шлагбауме уста- а
навливается знак, запрещающий проход, проезд с информацией о валке леса; |
его установка носит временный характер и должна быть внесена в декларацию ии
и проект освоения лесов. №
К сожалению, несоблюдение этих требований, несмотря на объективную необ- 1 ходимость таких ограждений для обеспечения жизни и здоровья граждан, влечет ) их демонтаж. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. ОАО 6 «Лахденпохский леспромхоз» производил опасные работы (лесозаготовительные мероприятия) на арендованном участке, которые велись круглосуточно. На время их проведения был установлен шлагбаум в целях обеспечения безопасности людей и регулирования движения транспортных средств в опасную зону. Прокурор района обратился в суд с иском об устранении препятствия для свободного прохода (проезда) в лес путем демонтажа шлагбаума. Суд пришел к выводу, 179
что шлагбаум относится к объектам лесной инфраструктуры и его установка разрешается для достижения обозначенных целей. Однако в соответствии с положениями ст. 26 ЛК РФ, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17 января 2012 г. № 18 «О лесной декларации» следует, что создание объектов лесной инфраструктуры должно быть задекларировано, их установка предусмотрена проектом освоения лесов. Несмотря на эти требования, в договоре аренды установка шлагбаума не предусмотрена, размещение его на лесном участке не задекларировано, поэтому решение суда об обязании ОАО устранить препятствие для свободного проезда в лес7 было законным и обоснованным.
ЛК РФ установлены субъекты, имеющие право ограничивать пребывание граждан в лесах. Так, ограничивать пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение определенных видов работ в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности могут органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий. Субъект ограничения права граждан пребывать в лесах в целях обеспечения их безопасности при выполнении работ ЛК РФ не установлен. По мнению Н.С. Паламар-чука, «арендаторы не вправе ни в каких случаях ограничивать доступ граждан в леса, даже в целях безопасности: такими полномочиями они не обладают»8. Позволим себе не согласиться с таким суждением. Правилами по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ9 установлены государственные нормативные требования при проведении лесозаготовительных, лесохозяйственных работ, они обязательны для исполнения субъектами такой деятельности — лесопользователями-юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм. з Среди таких требований есть обязанность лесопользователей устанавливать ? освещаемые шлагбаумы.
з В остальных случаях право граждан пребывать в лесу не может быть никем
ограничено.
I В соответствии с п. 8 ст. 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные
| участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а I также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и не-1 древесных лесных ресурсов.
I Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут
| быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ. Например, допу->з: скается установление ограждений при использовании лесов для осуществления | видов деятельности в сфере охотничьего, сельского хозяйства. Но даже если за-| коном разрешено установление ограждения, арендаторы должны соблюдать тре-| бования к таким ограждениям. Например, на лесных участках, предоставленных | для ведения сельского хозяйства, допускается возведение изгородей. При этом | изгородь представляет собой ограждение, изготовленное из стальной проволоки, | натянутой на деревянные столбы, имеющее временный характер. Кроме того, ^ ограждение не означает запрет гражданам находиться в лесу, огораживаются | только отдельные места участка (например, вольер для разведения животных), ^ ограждение не должно затрагивать тропы и местные дороги. Однако арендаторы вопреки требованиям законодательства огораживают предоставленные им лесные участки при использовании лесов, не предусматривающих установление ограждения либо с нарушением требований к таким ограждениям (заборы из профнастила10, заборы из металлопрофиля11, сетка рабица12). В таких случаях уполномоченные органы власти предписывают демонтировать ограждения и 180 при невыполнении требования обращаются в суд.
О.В. Куликова, В.А. Попкова • Экологизация в сфере обращения с отходами производства и потребления
Таким образом, ограничения права общего лесопользования в целях обеспечения экологической безопасности в форме препятствия доступу граждан на лесные участки обоснованы в случаях, если такое ограничение предусмотрено нормами ЛК РФ, имеет временный характер; создание ограждений внесено в декларацию и проект освоения лесов и после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу.
1 См.: Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. № 1. С. 22.
2 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2016. № 27, ч. I, ст. 4187.
3 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, часть II, ст. 212.
4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 36, ст. 3510.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ч. II, ст. 2164.
6 См.: Приказ Рослесхоза от 3 ноября 2011 г. № 471 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах» // Российская газета. 2012. 27 янв.
7 См.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 17 января 2014 г. по делу № 33-265/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 Паламарчук Н.С. Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов как деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями (по материалам прокуратуры Хабаровского края и управления лесами Правительства Хабаровского края) // Юридический мир. 2012. № 2. С. 48-53.
9 См.: Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 835н «Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10 См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2015 г. № Ф06-26268/2015 по делу № А55-23614/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11 См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2016 г. № Ф08-3826/2016 по делу № А32-31280/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2014 г. № 33-14461/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О.В. Куликова, В.А. Попкова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящей статье обосновывается необходимость экологизации социально-экономической системы Российской Федерации. Рассматриваются вопросы формирования экологической безопасности в сфере обращения отходов производства и потребления.
Ключевые слова: экологизация, отходы производства и потребления, экологическая безопасность, окружающая среда, экология производства.
© Куликова Ольга Валентиновна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Попкова Вера Александровна, 2016
Преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 181