УДК 341.9 ББК 67.412.2
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10002
ОГОВОРКА 0 ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ РОССИИ И СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Михаил Николаевич КУЗНЕЦОВ,
профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью настоящей статьи является выявление особенностей оговорки о публичном порядке как одного из ограничителей действия коллизионных норм в международном частном праве России и стран Европейского Союза.
Ключевые слова: коллизионная норма, международное частное право, оговорка о публичном порядке.
Annotation. The purpose of this article is to identify the specifics of the public order clause as one of the constraints on the conflict-of-laws rules in the private international law of Russia and the countries of the European Union.
Keywords: conflict-of-law rules, private international law, public order clause.
Иностранное право, подлежащее применению к частноправовому отношению с иностранным элементом на основании коллизионной нормы, в ряде случаев может не применяться судом (арбитражем). В результате возникает ситуация, при которой правоприменительный орган ограничивает или отменяет действие собственной коллизионной нормы на основании оговорки о публичном порядке своей страны.
Истоки оговорки о публичном порядке лежат в римском праве, в котором был закреплен принцип «jus cogens privatorum pactis mutari non potest», смысл которого состоял в том, что нельзя частными соглашениями нарушать императивные нормы римского права, поскольку такие соглашения с ним не совместимы. Противоречие частных соглашений добрым нравам служило основанием для римского суда безоговорочно признавать такие соглашения частных лиц ничтожными.
По справедливому замечанию специалистов по международному частному праву (далее — МЧП), категория «добрые нравы» стала применяться сразу после возникновения МЧП, т.е. приблизительно с XIV в. и вплоть до принятия в 1804 г. Французского гражданского кодекса1, в котором в ст. 6 впервые был упомянут термин
«публичный порядок» (odre public), впоследствии получивший отражение в законодательных актах многих стран.
До настоящего времени в законодательстве и доктрине отсутствует четкое понимание категорий «публичный порядок» и «добрые нравы». Не в последнюю очередь это связано с тем, что представление о добрых нравах постоянно меняется и различается от страны к стране, что не может не оказывать влияния на гибкость в содержании понятия «публичный порядок» и его различное понимание в праве отдельных государств.
В настоящее время в доктрине принято выделять четыре вида публичного порядка: внутренний публичный порядок; международный публичный порядок (может не совпадать с внутренним); транснациональный публичный порядок (истинно международный порядок, выражающий основополагающие принципы сотрудничества государств); общеевропейский публичный порядок (совокупность идей, принципов и положений, действующих в рамках Европейского Союза (далее — ЕС))2.
Нормы о публичном порядке содержатся в национальном законодательстве стран, включая их законодательство по МЧП, а также международных соглашениях.
№ 1/2019
Например, указания о необходимости охраны публичного порядка имеются в статьях 3— 5 и 57—61 Кодекса Бустаманте 1928 г.3, в ст. V (2) Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений4.
Соответствующие положения содержались в ст. 16 Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (далее — Римская конвенция 1980 г.)5.
В действующем в ЕС Регламенте «Рим I» норма о публичном порядке содержится в ст. 216.
Общий анализ юридического содержания публичного порядка осложнен тем, что в различных странах разные из его составляющих играют не одинаковую роль. В большинстве стран содержание категории публичного порядка следует из закона, в других — может следовать из обычаев, в третьих — при установлении содержания публичного порядка существенная роль отводится доктрине либо суду. Кроме того, при исследовании категории «публичный порядок» очень ярко и рельефно наблюдается связь права с политикой конкретного государства, соотношение которых в разных странах не одинаково, а в ряде случаев наблюдается подавление политикой права.
Оговорка о публичном порядке может быть выражена в негативной форме, не допуская в определенных случаях применения иностранного права на основании подлежащей применению коллизионной нормы. В частности, указанное правило воспринято в ст, 21 Регламента «Рим I», согласно которой в применении права любой страны может быть отказано в том случае, если такое применение является явно не совместимым с публичным порядком суда.
Данному правилу следует германский законодатель, закрепив оговорку о публичном порядке в негативной форме в ст. 6 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению (далее — Вводный закон к ГГУ)7. При этом германская доктрина МЧП рассматривает специальные нормы оговорки о публичном порядке, рассеянные как в статьях Вводного закона к ГГУ, так и в других внутренних источниках германского права, выступающих в качестве засова (замка), который является неотъемлемой частью ворот8. Функцию ворот выполняет общая норма-принцип (lex generalis), закрепленный в настоящее время в ст. 6 Вводного зако-на к ГГУ.
Таким образом, в праве Германии и ряде других европейских стран главной особеннос-
тью юридической системы норм, охраняющих публичный порядок, является наличие писаной нормы-принципа и множества специальных норм, покрывающих различные сферы общественных отношений, регулируемых не только гражданским кодексом, но и другими нормативными актами.
Для других стран, ярчайшими примерами которых выступают Франция и Италия, характерным является наличие не юридической, а юридико-политической концепции системы норм, охраняющих публичный порядок государства. В ней в большей мере, чем в юридической системе, наблюдается сочетание писаных норм права, доктрины и судебной практики, при помощи которых раскрывается содержание публичного порядка. Нормы, охватывающие необходимость защиты публичного порядка в данной стране, в количественном отношении незначительны и имеют весьма общий характер.
Во Франции в качестве нормы-принципа выступает ст. 6 Французского гражданского кодекса (далее — ФГК)9, согласно которой «нельзя путем частных соглашений нарушать нормы законов, охраняющих общественный порядок и добрые нравы». Указанная норма представляет собой позитивную оговорку о публичном порядке.
Современная трактовка позитивной оговорки о публичном порядке применительно к праву Франции состоит в том, что здесь существует некая совокупность норм права, которые в силу присущих им свойств должны применяться даже в тех случаях, когда французская коллизионная норма указывает на компетентность права другой страны. Во французской доктрине была предпринята попытка очертить круг норм, относимых к публичному порядку и проведения их классификации, однако это не позволило сформулировать четкое определение искомого понятия10. В результате функция определения юридического содержания публичного порядка страны была делегирована французской доктриной французскому суду.
В российском законодательстве оговорка о публичном порядке в негативной форме закреплена в ст. 1193 Гражданского кодекса РФ11. Она подлежит применению в российских судах в исключительных случаях, когда последствия применения такой нормы явно противоречили бы публичному порядку (основам правопорядка) России. Указанная норма выполняет роль нормы-принципа, в то время как специальные оговорки о публичном порядке могут содержаться в иных многочисленных нормативных актах,
№ 1/2019
действующих в сфере гражданско-правового регулирования на территории России (например, ст. 169 ГК РФ, п. 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ и т.д.).
1 Международное частное право: Учебник: В 2-х т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2011. С. 317.
2 Кабатова Е.В. Оговорка о публичном порядке // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / Под ред. Л.Н. Галенской, М.Л. Энши-на. СПб., 2004. С. 327.
3 Кодекс международного частного права (Кодекс Бус-таманте 1928 г.) (г. Гавана, 20.02.1928 г.) // Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997. С. 3—40.
4 Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.) // Вестник ВАС РФ. 1993. № 8.
5 Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (г. Рим, 19.06.1980 г., с изм. от 17.06.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6 Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»)» (г. Страсбург, 17.06.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»
7 Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. 4-е изд., перераб. М.: Инфот-ропик Медиа, 2015.
8 Раапе Л. Международное частное право. М., 1960. С. 98.
9 Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804 г. / Пер. с фр. В.Н. Захватаева. М.: Инфот-ропик Медиа, 2012.
10 Подр. См.: Кузнецов М.Н. Международное частное право: Общая часть: лекции, прочитанные в Российском университете дружбы народов в 2004 — 2014 гг.: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2015. С. 202— 203.
11 Гражданский кодекс РФ. Часть третья: Федеральный закон РФ № 146-ФЗ от 26.11.2001 г. (в ред. ФЗ РФ № 292-ФЗ от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ. Часть третья: Федеральный закон РФ № 146-ФЗ от 26.11.
2001 г. (в ред. ФЗ РФ № 292-ФЗ от 03.08. 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804 г. / Пер. с фр. В.Н. Захватаева. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
3. Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. 4-е изд., перераб. М.: Инфотропик Медиа, 2015.
4. Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1 928 г.) (г. Гавана, 20.02.1928 г.) // Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997.
5. Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (г. Рим, 19.06.1980 г., с изм. от 17.06.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, в 1958 г.) // Вестник ВАС РФ. 1993. № 8.
7. Кузнецов М.Н. Международное частное право: Общая часть: лекции, прочитанные в Российском университете дружбы народов в 2004 — 2014 гг.: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2015.
8. Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / Под ред. Л.Н. Галенской, М.Л. Эншина. СПб., 2004.
9. Международное частное право: Учебник: В 2-х т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2011.
10. Раапе Л. Международное частное право. М., 1960.
11. Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»)» (г. Страсбург, 17.06. 2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»
№ 1/2019