Научная статья на тему 'Оговорка о публичном порядке в международном частном праве России и стран Европейского Союза'

Оговорка о публичном порядке в международном частном праве России и стран Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2779
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коллизионная норма / международное частное право / оговорка о публичном порядке / conflict-of-law rules / private international law / public order clause

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Николаевич Кузнецов

Целью настоящей статьи является выявление особенностей оговорки о публичном порядке как одного из ограничителей действия коллизионных норм в международном частном праве России и стран Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public order clause in the private international law of Russia and the countries of the European Union

The purpose of this article is to identify the specifics of the public order clause as one of the constraints on the conflict-of-laws rules in the private international law of Russia and the countries of the European Union

Текст научной работы на тему «Оговорка о публичном порядке в международном частном праве России и стран Европейского Союза»

УДК 341.9 ББК 67.412.2

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10002

ОГОВОРКА 0 ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ РОССИИ И СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Михаил Николаевич КУЗНЕЦОВ,

профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]

Аннотация. Целью настоящей статьи является выявление особенностей оговорки о публичном порядке как одного из ограничителей действия коллизионных норм в международном частном праве России и стран Европейского Союза.

Ключевые слова: коллизионная норма, международное частное право, оговорка о публичном порядке.

Annotation. The purpose of this article is to identify the specifics of the public order clause as one of the constraints on the conflict-of-laws rules in the private international law of Russia and the countries of the European Union.

Keywords: conflict-of-law rules, private international law, public order clause.

Иностранное право, подлежащее применению к частноправовому отношению с иностранным элементом на основании коллизионной нормы, в ряде случаев может не применяться судом (арбитражем). В результате возникает ситуация, при которой правоприменительный орган ограничивает или отменяет действие собственной коллизионной нормы на основании оговорки о публичном порядке своей страны.

Истоки оговорки о публичном порядке лежат в римском праве, в котором был закреплен принцип «jus cogens privatorum pactis mutari non potest», смысл которого состоял в том, что нельзя частными соглашениями нарушать императивные нормы римского права, поскольку такие соглашения с ним не совместимы. Противоречие частных соглашений добрым нравам служило основанием для римского суда безоговорочно признавать такие соглашения частных лиц ничтожными.

По справедливому замечанию специалистов по международному частному праву (далее — МЧП), категория «добрые нравы» стала применяться сразу после возникновения МЧП, т.е. приблизительно с XIV в. и вплоть до принятия в 1804 г. Французского гражданского кодекса1, в котором в ст. 6 впервые был упомянут термин

«публичный порядок» (odre public), впоследствии получивший отражение в законодательных актах многих стран.

До настоящего времени в законодательстве и доктрине отсутствует четкое понимание категорий «публичный порядок» и «добрые нравы». Не в последнюю очередь это связано с тем, что представление о добрых нравах постоянно меняется и различается от страны к стране, что не может не оказывать влияния на гибкость в содержании понятия «публичный порядок» и его различное понимание в праве отдельных государств.

В настоящее время в доктрине принято выделять четыре вида публичного порядка: внутренний публичный порядок; международный публичный порядок (может не совпадать с внутренним); транснациональный публичный порядок (истинно международный порядок, выражающий основополагающие принципы сотрудничества государств); общеевропейский публичный порядок (совокупность идей, принципов и положений, действующих в рамках Европейского Союза (далее — ЕС))2.

Нормы о публичном порядке содержатся в национальном законодательстве стран, включая их законодательство по МЧП, а также международных соглашениях.

№ 1/2019

Например, указания о необходимости охраны публичного порядка имеются в статьях 3— 5 и 57—61 Кодекса Бустаманте 1928 г.3, в ст. V (2) Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений4.

Соответствующие положения содержались в ст. 16 Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (далее — Римская конвенция 1980 г.)5.

В действующем в ЕС Регламенте «Рим I» норма о публичном порядке содержится в ст. 216.

Общий анализ юридического содержания публичного порядка осложнен тем, что в различных странах разные из его составляющих играют не одинаковую роль. В большинстве стран содержание категории публичного порядка следует из закона, в других — может следовать из обычаев, в третьих — при установлении содержания публичного порядка существенная роль отводится доктрине либо суду. Кроме того, при исследовании категории «публичный порядок» очень ярко и рельефно наблюдается связь права с политикой конкретного государства, соотношение которых в разных странах не одинаково, а в ряде случаев наблюдается подавление политикой права.

Оговорка о публичном порядке может быть выражена в негативной форме, не допуская в определенных случаях применения иностранного права на основании подлежащей применению коллизионной нормы. В частности, указанное правило воспринято в ст, 21 Регламента «Рим I», согласно которой в применении права любой страны может быть отказано в том случае, если такое применение является явно не совместимым с публичным порядком суда.

Данному правилу следует германский законодатель, закрепив оговорку о публичном порядке в негативной форме в ст. 6 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению (далее — Вводный закон к ГГУ)7. При этом германская доктрина МЧП рассматривает специальные нормы оговорки о публичном порядке, рассеянные как в статьях Вводного закона к ГГУ, так и в других внутренних источниках германского права, выступающих в качестве засова (замка), который является неотъемлемой частью ворот8. Функцию ворот выполняет общая норма-принцип (lex generalis), закрепленный в настоящее время в ст. 6 Вводного зако-на к ГГУ.

Таким образом, в праве Германии и ряде других европейских стран главной особеннос-

тью юридической системы норм, охраняющих публичный порядок, является наличие писаной нормы-принципа и множества специальных норм, покрывающих различные сферы общественных отношений, регулируемых не только гражданским кодексом, но и другими нормативными актами.

Для других стран, ярчайшими примерами которых выступают Франция и Италия, характерным является наличие не юридической, а юридико-политической концепции системы норм, охраняющих публичный порядок государства. В ней в большей мере, чем в юридической системе, наблюдается сочетание писаных норм права, доктрины и судебной практики, при помощи которых раскрывается содержание публичного порядка. Нормы, охватывающие необходимость защиты публичного порядка в данной стране, в количественном отношении незначительны и имеют весьма общий характер.

Во Франции в качестве нормы-принципа выступает ст. 6 Французского гражданского кодекса (далее — ФГК)9, согласно которой «нельзя путем частных соглашений нарушать нормы законов, охраняющих общественный порядок и добрые нравы». Указанная норма представляет собой позитивную оговорку о публичном порядке.

Современная трактовка позитивной оговорки о публичном порядке применительно к праву Франции состоит в том, что здесь существует некая совокупность норм права, которые в силу присущих им свойств должны применяться даже в тех случаях, когда французская коллизионная норма указывает на компетентность права другой страны. Во французской доктрине была предпринята попытка очертить круг норм, относимых к публичному порядку и проведения их классификации, однако это не позволило сформулировать четкое определение искомого понятия10. В результате функция определения юридического содержания публичного порядка страны была делегирована французской доктриной французскому суду.

В российском законодательстве оговорка о публичном порядке в негативной форме закреплена в ст. 1193 Гражданского кодекса РФ11. Она подлежит применению в российских судах в исключительных случаях, когда последствия применения такой нормы явно противоречили бы публичному порядку (основам правопорядка) России. Указанная норма выполняет роль нормы-принципа, в то время как специальные оговорки о публичном порядке могут содержаться в иных многочисленных нормативных актах,

№ 1/2019

действующих в сфере гражданско-правового регулирования на территории России (например, ст. 169 ГК РФ, п. 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ и т.д.).

1 Международное частное право: Учебник: В 2-х т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2011. С. 317.

2 Кабатова Е.В. Оговорка о публичном порядке // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / Под ред. Л.Н. Галенской, М.Л. Энши-на. СПб., 2004. С. 327.

3 Кодекс международного частного права (Кодекс Бус-таманте 1928 г.) (г. Гавана, 20.02.1928 г.) // Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997. С. 3—40.

4 Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.) // Вестник ВАС РФ. 1993. № 8.

5 Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (г. Рим, 19.06.1980 г., с изм. от 17.06.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»)» (г. Страсбург, 17.06.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. 4-е изд., перераб. М.: Инфот-ропик Медиа, 2015.

8 Раапе Л. Международное частное право. М., 1960. С. 98.

9 Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804 г. / Пер. с фр. В.Н. Захватаева. М.: Инфот-ропик Медиа, 2012.

10 Подр. См.: Кузнецов М.Н. Международное частное право: Общая часть: лекции, прочитанные в Российском университете дружбы народов в 2004 — 2014 гг.: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2015. С. 202— 203.

11 Гражданский кодекс РФ. Часть третья: Федеральный закон РФ № 146-ФЗ от 26.11.2001 г. (в ред. ФЗ РФ № 292-ФЗ от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ. Часть третья: Федеральный закон РФ № 146-ФЗ от 26.11.

2001 г. (в ред. ФЗ РФ № 292-ФЗ от 03.08. 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804 г. / Пер. с фр. В.Н. Захватаева. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

3. Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. 4-е изд., перераб. М.: Инфотропик Медиа, 2015.

4. Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1 928 г.) (г. Гавана, 20.02.1928 г.) // Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997.

5. Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (г. Рим, 19.06.1980 г., с изм. от 17.06.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, в 1958 г.) // Вестник ВАС РФ. 1993. № 8.

7. Кузнецов М.Н. Международное частное право: Общая часть: лекции, прочитанные в Российском университете дружбы народов в 2004 — 2014 гг.: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2015.

8. Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / Под ред. Л.Н. Галенской, М.Л. Эншина. СПб., 2004.

9. Международное частное право: Учебник: В 2-х т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2011.

10. Раапе Л. Международное частное право. М., 1960.

11. Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»)» (г. Страсбург, 17.06. 2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»

№ 1/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.