Н.В.Потапова
«ОГНИ МОСКВЫ» - МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Потапова Наталья Владимировна -директор музея «Огни Москвы».
«Как только сумерки упадут на дома и улицы, и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь... тогда настанет то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет». Так описывал вечер на Невском Н.В. Гоголь. В современном городе, где до поздней ночи улицы наполнены шумом автомобилей, пробегающих под стройными рядами электрических фонарей, со всех сторон светятся разноцветные рекламы, витрины магазинов и развлекательных заведений, от былой романтики не осталось и следа. Но есть в самом центре Москвы уголок, где ненадолго можно сбросить скорость и мысленно вернуться в столицу давно минувших лет. В начале Армянского переулка, в двухэтажных каменных палатах XVII в., принадлежавших первоначально стольнику царя Алексея Михайловича И.И. Протопопову, расположен музей истории городского освещения «Огни Москвы». Да, как ни странно, старые проржавевшие фонари, отслужив свой век, оказались не на городской свалке, а под кирпичными сводами боярских палат.
Заглянув в музей, можно узнать все подробности развития уличного освещения. Ведь многие даже не предполагают, что первые электрические фонари появились на московских улицах лишь в конце XIX в.
Одним из главных экспонатов в первом зале музея является копия масляного фонаря, так как именно с него началась история уличного освещения. Перед своим визитом в Москву 27 ноября 1730 г. императрица Анна Ионовна издала Указ, по которому велено было «на Москве, в Кремле, в Китае, в белом и Земляном городах и в Немецкой слободе, по большим улицам для зимних ночей сделать и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, ценою каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25 числу».
Уход за фонарями был возложен на обывателей. Пока устанавливались фонари, все жители Москвы, чьи дома выходили на улицу, обязаны были выставлять в окнах зажженные свечи.
Появившиеся на улицах фонари не могли особенно порадовать москвичей: зажигали их сначала только по большим праздникам, и горели они только до полуночи, однако гасли намного раньше, поскольку конопляное масло, которым их заправляли, не поступало в горелку в нужном объеме. Фонарщики предпочитали употреблять его с большим удовольствием в кашу. При проверке на масляном дворе было выявлено, что масло «чисто, для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же из сухих коноплей в привозе нет». Сила света масля-
ного фонаря была всего 1-2 свечи. Москвичи, шутя, приговаривали: «Не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри», - и по старой привычке продолжали пользоваться факелами или своими домашними фонарями.
В начале XIX в. число уличных фонарей в Москве заметно возросло, да и сила света в них увеличилась благодаря установленным зеркальным реф-лекторам-отражателям. Но меры эти, правда, не намного улучшили освещение в городе. К тому же масляные фонари были весьма небезопасны для прохожих. «Далее, ради Бога, далее от фонаря! - писал Н.В. Гоголь. - И скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом».
Следующий раздел экспозиции музея «Огни Москвы» посвящен опыту по устройству в Москве спиртового освещения. Но, видимо, не случайно в музее нет ни одного спиртового фонаря. Первые попытки использовать для освещения улиц хлебный спирт были предприняты в 60-е годы XVIII в., но закончились весьма плачевно. Буквально через полчаса после выдачи «горючего» фонарщикам становилось «все до фонаря». Возобновили опыты по устройству спиртового освещения лишь в конце 40-х годов XIX в. Только в спирт стали добавлять под строгим надзором винного пристава и чиновника казенной палаты скипидар или нефть. Применение спирто-скипидарных фонарей постепенно расширялось, но в 60-е годы XIX в. они были очень быстро вытеснены более совершенными керосиновыми, благодаря которым, по свидетельству москвичей, изменился и вне-
шний вид Москвы, принявший почти что европейское обличив. В ней, казалось, произошел за эти пять лет крутой перелом, во всем чувствовалось что-то новое.
Керосин, несмотря на то, что первое время в Россию ввозился из Америки, приобрел во второй половине XIX в. большую популярность. Поэтому в экспозиции музея довольно широко представлены разного вида и назначения керосиновые фонари.
Через несколько лет после устройства керосинового освещения, на московских улицах засияли газовые фонари. При этом многие москвичи -приверженцы старины - считали возможность осветить хотя бы частичку Москвы газом химерой и видели в этом признак «умственного повреждения». Это не помешало Московской городской думе подписать в 1865 г. контракт с английской фирмой «Букье и Гольд-смит» на устройство газового освещения. За три года в Москве был построен газовый завод, проложен газопровод и установлены тысячи газовых уличных фонарей. Однако контракт имел много слабых сторон, вследствие чего фирмы часто менялись. И представителям Московской городской думы не раз приходилось встречаться с подрядчиками в судебном зале.
Второй зал экспозиции музея посвящен началу электрического освещения. Здесь на изобразительном материале можно ознакомиться с первыми образцами электрических ламп П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, Т. Эдисона. В Москве первые электрические фонари были установлены в 1880 г. А 15 мая 1883 г., в день коронации Александра III, электрические
фонари засияли на площади вокруг Храма Христа Спасителя. В тот же день на колокольне Ивана Великого в Кремле была устроена первая электрическая иллюминация. Ровно в 10 часов вечера раздалась команда, и колокольня Ивана Великого в один миг засияла тысячами огней. Вот как писал об этом Великий князь Константин Николаевич: «Электрическое освещение Ивана Великого представляло эффект просто волшебный и нигде еще никогда не бывалый. 3500 мелких лампочек Эдисона рисовали все архитектурные линии, и главы, и кресты».
После празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах. Лишь в 1895 г. Московская городская дума заключила договор сроком на 50 лет с «Обществом 1886 года». Оно взяло на себя обязательство построить необходимые сооружения с тем, чтобы «каждый желающий мог за свои 5 копеек за гектоватт/час иметь у себя на квартире электрическую лампочку». В ноябре 1897 г. состоялось торжественное открытие первой центральной электростанции на Раушской набережной.
Любители техники откроют для себя много нового в третьем зале музея, где представлены различного вида электрические лампы. Среди них первые газонаполненные лампы начала XX в. небезызвестных и в наше время фирм Osram и Philips. Поражает не только мощность (3000 Вт и 5000 Вт), поражают и размеры (высота 35 и 55 см.). Рядом с заграничными расположены лампы отечественного производства, предназначенные для освещения кремлевских рубиновых звезд.
Один из уникальных экспонатов -натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 г., т.е. задолго до появления газозарядных источников света на улицах столицы. Москвичи встретили в то время это новшество протестом, так как их лица приобретали неестественный зеленоватый оттенок.
Со временем тематика музея будет расширяться. В настоящий момент в экспозиции музея представлены не только уличные, но и другие виды фонарей: каретный, велосипедный, старые надомные знаки, а также осветительные приборы для домашнего пользования. Самым примитивным из них является светец с лучиной, под треск которой проводили длинные зимние вечера за пряжей русские красавицы.
Многие светильники поражают изяществом своего исполнения. Так, керосиновую лампу из усадьбы графа Шереметева украшает крылатый амур, а фонари, созданные для Большого театра по чертежам архитектора Альберта Кавоса, привлекают своей простотой и грациозностью.
В последнем экспозиционном зале музея представлены, как ни странно, не фонари, а электрические часы. Первые электрические часы в Москве были установлены еще в 1886 г. В марте этого года к московскому генерал-губерна-тору В.А. Долгорукову обратился купец Виктор Ги с просьбой разрешить «провести проволоки» из своей конторы в Черкасском переулке на Кузнецкий мост, где ему было поручено установить электрические часы. «Если Вашему Сиятельству угодно будет, то я счел бы особым удовольствием и своим долгом поставить такие часы в
Вашем доме». Разрешение было получено, но документов о судьбе этой затеи, к сожалению, не сохранилось.
В 1912 г. был заключен договор с фирмой «Сименс и Гальске» на устройство системы городских электрических часов. В здании Московской городской думы была оборудована центральная часовая станция. В изолированной стеклянной камере отсчитывали секунды главные первичные маятниковые часы. Проверка суточного хода часов производилась по эталонным часам Московской астрономической обсерватории. На улицах города, главным образом на трамвайных станциях, было установлено 138 вторичных часов, управляемых центральной станцией по воздушной проводной сети. Источником тока служили аккумуляторные батареи. В 1960 г. по решению Мосгорисполкома вопросы наружной часофикации, а с 1962 г. и вопросы технического надзора за внутренними электрочасами были переданы тресту «Мосгорсвет». В то время на улицах Москвы действовало 300 уличных вторичных электрочасов, которые управлялись по воздушным линиям длиной 450 км.
Доброй традицией музея стала новогодняя выставка «Женитьба свечки». Впервые она была представлена вниманию посетителей музея в январе 2001 г. На выставке можно познакомиться не только с историей свечей, но и использованием их в народных обрядах и поверьях. На протяжении многих столетий свечи были самым распространенным источником света. Например, во время маскарада, устроенного в Петербурге императрицей Елизаветой Петровной 2 января 1751 г.,
большой зал и парадные покои были освещены паникадилами и кронштейнами, в которых горело до 5 тыс. свечей.
В 2004 г. музей «Огни Москвы» получил статус самостоятельного юридического лица. В 2005 г. сотрудники музея разработали программу для слепых и слабовидящих детей «Я вижу солнце», за которую получили на Всероссийском конкурсе детских музейных программ в Санкт-Петербурге II место.
Музей «Огни Москвы» организовывает также пешеходные и автобусные экскурсии по Москве, во время которых экскурсоводы расскажут не только об истории освещения, но и о современном уличном освещении. Ведь Москва сегодня признана одним из самых ярких городов планеты по наружному освещению, ее можно без преувеличения назвать одной из мировых столиц света. Освещение многочисленных магистралей, туннелей и эстакад нашего города соответствует строгим европейским стандартам.
Экскурсанты могут ознакомиться с современными достижениями специалистов экстра-класса - архитекторов, светотехников и дизайнеров, реализовавших более 600 проектов освещения. Их световые решения отличаются большим разнообразием. Тут и разноспек-тральные излучения (так, кстати, расцвечены сталинские высотки), и граненые фонари рассеянного света (пешеходная зона Патриаршего моста, ведущая к храму Христа Спасителя), и новые, пришедшие в городе на смену ртутным лампам натриевые светильники, используемые в зависимости от замысла в различных цветах (Смоленский метромост, например, окрашен
светом в цвета государственного флага Украины).
Сейчас только одних памятников архитектуры, горящих огнями, насчитывается в Москве более 700. И если до Великой Отечественной войны фонарей в городе было 60 тыс., то в настоящее время их установлено более 3350 тыс. А в ближайшие годы в наружном освещении Москвы найдут свое место и широко распространенные в столицах развитых стран светодиоды. Сегодня их уже использовали при строительстве станции метрополитена « Международная».
О современной иллюминации можно говорить как об истинном искусстве. Красоту и надежность ее решений обеспечивают скрытые от глаз сотни
километров кабелей, тысячи осветительных приборов. В настоящее время световое хозяйство Москвы включает 139 трансформаторных подстанций, 37 пунктов управления, производственные площади, где размещаются обслуживающие организации.
Для достижения такого уровня освещения решающую роль сыграли работы, выполненные в последние 15 лет -годы бурного городского строительства.
Различные культурно-образователь-ные программы, выставки, экскурсии, все, что составляет деятельность музея, обретет в скором времени свое дальнейшее развитие, - творческие планы молодого коллектива «Огни Москвы» довольно обширные.