Научная статья на тему 'Формирование системы уличного освещения в г. Томске'

Формирование системы уличного освещения в г. Томске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
824
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / ФОНАРИ / МАСЛЯНЫЕ ФОНАРИ / КЕРОСИНОВЫЕ ФОНАРИ / ГАЗОВЫЕ ФОНАРИ / КЕРОСИНОКАЛИЛЬНЫЕ ФОНАРИ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФОНАРИ / ПЛАФОН / БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА ТОМСКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казанцева Евгения Александрова, Колосова Ирина Ивановна

В данной статье прослеживается эволюция уличного освещения Томска с момента основания города до наших дней, рассматривается становление конструкций, материалов, форм и видов фонарей, прослеживаются принципы размещения осветительных приборов в структуре города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Street Lighting System in Tomsk

The article deals with evolution of street lighting in Tomsk since the city foundation to nowadays. Different constructions, materials, shapes and types of street lamps as well as principles of lighting devices setting in the city structure are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование системы уличного освещения в г. Томске»

УДК: 628.974.8 ББК: 85.11.

Е.А. Казанцева, И.И. Колосова, г. Томск Формирование системы уличного освещения в г. Томске

Аннотация

В данной статье прослеживается эволюция уличного освещения Томска с момента основания города до наших дней, рассматривается становление конструкций, материалов, форм и видов фонарей, прослеживаются принципы размещения осветительных приборов в структуре города.

Ключевые слова: уличное освещение, наружное освещение, фонари, масляные фонари, керосиновые фонари, газовые фонари, керосинокалильные фонари, электрические фонари, плафон, благоустройство города Томска.

Уличное освещение города отражает уровень его благоустройства и выполняет определенные функции: обеспечение видимости, безопасности, ориентации в городской среде и создание психологического комфорта в вечернее и ночное время. История искусственного освещения улиц следовала в своем развитии этапам формирования городов как пространственной среды на основе архитектурно-планировочного решения генерального плана.

Город Томск был основан в 1604 г. К этому времени развитие системы уличного освещения достигло определенного уровня: так, в Европе уже существовало комплексное городское освещение. Мероприятия по установке уличных светильников носили поступательный характер, а разработке видов и типов фонарей уделяли огромное внимание. В это время в России с наступлением сумерек города погружались в темноту. Отсутствие стационарного уличного освещения требовало от населения поиска в решении проблемы. Как правило, люди пользовались переносными источниками света — факелами и свечными светильниками, выполненными для домашнего использования.

Первый проект стационарного уличного фонаря для постоянного освещения был разработан в нашей стране в 1718 г. архитектором Ж.Б. Леблоном. Первыми городами, где были освещены улицы, стали Москва и Санкт-Петербург. Освещение сибирских городов началось гораздо позже. Так, первое комплексное широкомасштабное уличное освещение улиц в г. Томске было выполнено в 1832 г., то есть больше века после появления первого фонаря. В соответствии с постановлением Томской городской думы для освещения города были смонтированы 89 фонарей, в которых в качестве источника получения света использовали масло [6]. Емкость с горючим и с нитяным фитилем располагалась внутри стеклянного четырехгранного колпака. Свет от таких фонарей был неярким. Его можно сравнить со светом от двух свечей. Светильники установили на одинаковых расстояниях друг от друга, вдоль улиц при въезде в город с западной стороны и на выезде по Иркутскому тракту. Опоры, выполненные из дерева, имели пирамидальную форму — размер сечения к основанию увеличивался. Тонкий верх завершался резным навершием. Включали фонари в весенне-осеннюю распутицу и только в безлунные ночи [13].

Несмотря на тусклый свет, сложность в эксплуатации и разбрызгивание масла, первые фонари служили городу вплоть до 1870-х гг. Это было связано с их низкой себестоимостью по сравнению с другими видами городского освещения, более совершенным по функциональ-

222

ным качествам. Так, в конце XIX в. на улицах города появились фонари, работающие на керосине. Им заполняли емкости внутри плафонов, которые устанавливались на вершине деревянного столба. Зажигали такие фонари вручную, а гасли они сами, когда кончалось горючее.

Следом изобрели керосинокалильные фонари — усовершенствованный вариант керосиновых. Плафоны таких светильников представляли собой длинный цилиндр, дно которого было выполнено в виде стеклянного колпака с рефлектором. Конструкции опор и принцип эксплуатации обоих видов фонарей не отличались друг от друга.

Главным недостатком фонарей, работавших с использованием любого типа горючего, была их зависимость от погодных условий. Особенно часто такие фонари гасли в дождливую, холодную и снежную погоду. Решением проблемы стало использование для освещения улиц газовых фонарей, которые изобрели в конце XIX в. Например, Томский университет построил собственный газовый завод, что позволило осветить значительные пространства на территории Университетской рощи. Здесь стояли отлитые из чугуна опоры фонарей, увенчанные газовыми четырехугольными светильниками. Опоры имели меняющееся по высоте круглое в плане сечение (рис. 1). Такие фонари также обслуживались фонарщиками, которые теперь должны были не только включать приборы вечером, но и с утра выключать их вручную [7].

Все описанные виды фонарей, за исключением керосинокалильных, были оборудованы четырех- и пятиугольными плафонами (рис. 2а, б, в), По прошествии времени их заменили на круглые, которые позволяли добиться более равномерного освещения [6].

Однако самые значительные изменения в развитии системы уличного освещения начались после изобретения электрической лампочки. Ее разработал русский ученый Александр Лодыгин в 1874 г. Именно это открытие позволило организовать массовое освещение городских улиц. Использование электричества при формировании уличного освещения сделало возможной «ночную» жизнь города, без ограничений во времени и вне влияния погодных условий.

В Томск электричество пришло позже, чем его ввели в эксплуатацию в европейской части России. Известно, что в городе 17 июля (5 июля по ст. ст.) 1891 г., при посещении Томска Николаем Александровичем Романовым, будущим царем Николаем II, была организована праздничная иллюминация «.. .вечером весь центр Томска зажегся праздничной иллюминацией. Хотя электричества тогда еще в городе не было, тысячи свечей, выставленных в окнах, разноцветные фонари на стенах домов производили чрезвычайно эффектное впечатление» [4].

Первыми, кто оценили и стали использовать преимущества электричества и электрического освещения улиц, стали томские купцы. Отметим, что в том же 1891 г. купец Илья Леонтьевич Фуксман построил на своей мельнице первую в городе электростанцию. Через 2 года была сдана в эксплуатацию еще одна — на территории университета, а в 1895 г. самые известные купцы Томска А.Е. Кухтерин, А.Ф. Второв, И.Г. Гадалов, П.И. Михайлов под руководством В.С. Реутовского приняли решение о строительстве электростанции общего пользования. За право концессии на шесть лет городу было безвозмездно предложено «25 фонарей силою в 1200 свечей каждый» и «»обеспечивать их энергией по 12 часов в сутки» [13].

Строительство станции завершилось в сентябре 1895 г. Томск стал четвертым провинциальным городом России, где был осуществлен проект электрификации. На год раньше проект был адаптирован в Чернигове, Екатеринограде и Екатеринбурге [3].

31 декабря 1895 г. в Томске загорелись первые десять экспериментальных электрических уличных фонарей с шарообразными стеклянными плафонами [5]. Как и в случае с фонарями, работавшими на горючем, настройка электрических фонарей и их обслуживание требовали постоянного наблюдения. Другое дело, что теперь, чтобы не подниматься каждый раз на четырехметровую высоту, был разработан специальный механизм, с помощью которого светильник опускали ближе к земле. После выполнения необходимых работ, вращая рукояткой

223

зубчатое колесо с храповиком, осветительный прибор возвращали на место. «...Проба дала удачные результаты. Фонари зажигаются каждую ночь на несколько часов и горят хорошо. Освещение производилось по Миллионной и Магистратской улицам, Набережной р. Ушайки и Воскресенской горе, где пока на первое время будет гореть электричество. В прочих же предложенных местах электрическое освещение будет открыто позднее. Проба будет производиться еще в течение нескольких дней, после чего начнется уже правильное освещение».

К концу XIX в. на всех главных улицах города были установлены фонари искусственного освещения. Для освещения больших общественных пространств (площадей, перекрестков) использовали электрические фонари на высоких столбах. При этом установленные ранее старые фонарные столбы были оставлены на своих местах (рис. 3 а, б) [12]. Более того, при появлении электрических фонарей параллельно продолжалась установка новых керосиновых и керосино-калильных приборов освещения. Иными словами, еще в течение длительного времени электрические фонари функционировали одновременно с иными осветительными установками [8].

Несмотря на усилия местной власти и предпринимателей и наличие проекта по электрификации города, до революции Томск оставался малоосвещенным городом. Вплоть до конца XIX в., за исключением фонарей, установленных у некоторых частных домов (дома чиновников, купцов) и на центральных улицах, город оставался без света. Еще хуже была ситуация с освещением второстепенных улиц. В ночное время их по-прежнему освещали только свет из окон домов и переносные светильники, которые горожане брали с собой, чтобы осветить себе дорогу в темное время суток. Переход к освещению улиц электрическими фонарями проходил медленно как в силу значительной стоимости осветительного материала, так и за счет лоббирования интересов производителей существовавших в это время средств освещения [10].

Следует подчеркнуть, что начале ХХ в. многие губернские города России превратились в крупные культурные центры с развитой системой учреждений культуры. Если раньше главным объектом общественной жизни города была церковь, то со второй половины XIX в. культурными центрами становятся общественные организации (управления), учебные заведения (университет, гимназии и т.п.), библиотеки, клубные учреждения, театры, редакции газет [1]. Активное участие новых учреждений в жизни города привело к тому, что в Томске в начале XX в. были выполнены серьезные мероприятия по благоустройству. Городское хозяйство включало в себя: общественные водопроводы, электрическое освещение, уложенные брусчаткой центральные улицы, благоустроенные сады, парки и бульвары [9].

Можно смело утверждать, что уже в начале XX в. состояние и уровень комфортности пространственной среды Томска по сравнению с другими сибирскими городами по ряду позиций были существенно лучше, однако по отдельным параметрам уступали крупным городам европейской части России. В значительной степени это связано с государственной политикой, административным статусом города, его бюджетом, численностью населения и объемами застройки. Это результат социально-экономического развития региона и России в целом [9].

После революции 1917 г. объем мероприятий направленных на благоустройство города, в том числе его освещение, был сокращен. Пространство улиц использовали только как утилитарное [6]. Однако уже через несколько лет мероприятия по освещению города возобновились, и к 1927 г. в Томске насчитывалось 150 электрических фонарей. Кроме того, в этом же году местная власть утвердила пятилетний план по дальнейшему развитию освещения улиц. В частности, предполагалось увеличение количества приборов уличного освещения еще на 50 установок. Их установка позволила бы значительно увеличить освещаемую территорию не только в центральной части города, но и на периферии [10].

Одновременно с укреплением позиций революционного государства стабилизировались

224

его экономика и уровень промышленного производства, в том числе в изготовлении электрических ламп и способе их установки. В 1930-е гг. появились первые безопорные осветительные приборы. Вместо столба мощные лампы подвешивали на растяжках над перекрестками, где было самое активное движение (рис. 4) [7].

Позже, примерно через десять-двадцать лет, классификация видов и типов осветительных приборов значительно расширилась. Фонарные установки стали более эстетически привлекательными. Над их художественным образом работают специалисты: так, на площади Революции (Новособорная) появились фонарные столбы с кованым навершием и парой светильников; у драмтеатра им. В. Чкалова (ТЮЗ) — столбики, увенчанные шарообразными плафонами, и такие же бра на стенах самого театра; перед зданием железнодорожного вокзала в 1950-1960-е гг. были установлены литые чугунные фонари (канделябры), увенчанные «гроздьями» плафонов [7].

Дополнительным источником освещения и приспособлением для лучшей ориентации жителей города в темное время суток стали расположенные на фасадах домов номера объектов, выполненные в виде жестяного домика с электрической лампочкой внутри [7].

Самые значительные достижения в истории развития освещения Томска относятся к 1971 г. В это время количество установок, предназначенных для наружного освещения, достигло почти 7000. В первую очередь это связано с интенсивным развитием электротранспорта в Томске. Существенное увеличение количества фонарей и иных осветительных установок привели к необходимости автоматизации процесса их включения. Так профессия фонарщика стала не востребована [10].

К 1999 г. в Томске насчитывалось около 14 тыс. светоточек, не считая ночного освещения на предприятиях. В настоящее время все оборудование и установки обслуживает муниципальное предприятие «Томскгорсвет»: «... круглосуточно на томских улицах дежурило две бригады ремонтников, которые следили, чтобы город не погрузился во тьму. Словно по мановению руки волшебника в один вечерний миг во всем городе зажигалось ночное освещение» [14].

Отдельно следует отметить появившиеся во второй половине XX в. магистральные фонари, освещающие автодороги. Конструкция таких фонарей проста и утилитарна. Они состоят не-посредственно из светильника и металлической опоры. Выполняют их согласно требованиям ГОСТ, по этой причине интересные дизайнерские решения этих объектов в нашем городе отсутствуют [11].

Сегодня на улицах Томска устанавливают два вида опор. Первый — в виде цилиндра (рис. 5а). Фонари на таких опорах стоят на большинстве улиц города. Эти опоры используются не только как фонарные столбы, но и для монтажа контактной сети троллейбусов и трамваев. Второй вид — многогранные в плане (рис. 3б, в). Они стоят на Пушкинской развязке, Путепроводе, ул. Кулагина. Такие опоры делали по заказу в Санкт-Петербурге [11].

В 2003 г. Томскгорсвет обслуживал уже 16000 светоточек по всему городу. При этом, как и 100 лет назад, и в начале XXI в. многие периферийные улицы города по-прежнему остаются темными с наступлением ночи. Искусственное освещение имеют примерно 86% томских улиц [2].

Подводя итоги исследованию, стоит подчеркнуть, что улица в течение длительного времени воспринималась профессионалами только как утилитарное пространство, а не как объект архитектурной среды, играющей важную роль в жизнедеятельности городского населения. Только в последние годы ее значение как самостоятельной художественной градостроительной единицы вновь стало интересно специалистам [6].

В настоящее время в Томске количество уличных осветительных приборов продолжает расти. Совершенствуются и сами источники света — от ламп накаливания перешли на энергоэффективные газоразрядные и светодиодные устройства. Утилитарное освещение дополняют

225

такие типы освещения, как ландшафтное, рекламное, и архитектурная подсветка зданий и сооружений [10].

Ночное искусственное освещение значительно отличается от дневного. Ему свойственны неоднородность световой среды, большое цветовое разнообразие (данная характеристика появилась сравнительно недавно), множество теней и источников света. Источники света могут слепить наблюдателя или давать мягкий, равномерный, рассеянный свет. Светильники могут располагаться на разных уровнях. Учитывая разнообразие приемов монтажа, типы светильников, их конструктивные особенности, можно по-новому работать с пространственной средой улиц, расставляя акценты, выявляя архитектурные формы, создавая ориентиры. Чем дальше развивается светотехника, тем больше возможностей открывается перед специалистами по организации качественной среды для жизнедеятельности человека.

Конечно, световые приборы гораздо эффектнее и заметнее ночью, но и днем, в выключенном виде, они также являются объектами, влияющими на восприятие уличного пространства. Такие малые архитектурные формы, как фонари, делают среду более выразительной и разнообразной.

Таким образом, анализ формирования уличного освещения позволил сделать ряд выводов:

1. Эволюция форм светильников дает возможность проследить возникновение и развитие их структур от самых простых до имеющих высокохудожественную ценность. При этом легко читаются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы конструкций светильников, появившись однажды, существуют и сегодня ввиду своей целесообразности и рациональности, другие оказались менее долговечными ввиду невос-требованности и нелогичности их использования.

2. Также можно отметить, что в Томске преобладает такой вид опор, как деревянные или чугунные столбы, которые раньше устанавливали около домов знати или вдоль центральных улиц. Сегодня их используют повсеместно.

Основными формами плафонов были четырех- и пятиугольные усеченные пирамиды и шарообразные формы. Конструкции плафонов выполняли из стекла и металла и устанавливали на навершии столба. Крепление светильников на опоры посредством металлических кронштейнов было менее распространенным.

3. История становления уличного освещения в г. Томске характеризуется различными по интенсивности периодами развития. Если до революции в данной сфере активного развития не наблюдалось, то вторая половина XX в. стала самым знаковым временным промежутком, когда прогресс в области освещения был самым динамичным. Несомненно, активное развитие источников искусственного освещения на протяжении последних двух столетий связано с открытием электричества.

4. При этом заметим, что инновации во всех сферах науки всегда «доходили» до сибирских городов, в том числе и г. Томска, с большим запозданием. Однако по прошествии времени периоды отставания отдаленных регионов страны от центральных территорий сокращались. Таким образом, сегодня г. Томск развивается параллельно со столичными городами.

Список использованных источников

1. Алисов Д.А. Томск в конце XIX — начале XX в. (Городская среда и социально-культурное развитие) // Материалы. Третьей Всерос. науч. конф. Русский вопрос: история и современность. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1988. — С. 138-143.

2. Вилюд Л. Работа, которая видна только в темноте // Томские новости. — 2003. — № 11.

3. Вяткин Н.А. Неутомимое сердце: история томской энергосистемы на срезе двух эпох в воспоминаниях, фотографиях и документах / под ред. Н.П. Чукова. — Томск: Красное знамя, 2006. — С. 60, 62-63.

4. Гахов В. 110 лет назад Томск... // Красное знамя. — 2001.

5. Дмитриенко Н.М., Зиновьев В.П. Первые томские электростанции // Томский календарь памятных дат и событий на 1991 г. — Томск, 1991. — С. 32.

6. Колосова И.И., Остроухова Е.А. Формирование планировочной структуры г. Томска и уличной среды как архитектурного пространства // Сб. тр. Всерос. науч. конф. памяти доктора архитектуры С.Н. Баландина. — Том IX, ч. 1. — Новосибирск, 2014. — С. 115-124.

7. Майданюк Э.К. Да будет свет! // Нефтяной меридиан: информационное издание ОАО «Центрсибнефтепровод». — Томск. — 2011. — № 9 (56). — С. 18-20 [Электронный ресурс]. — URL: http://elib.tomsk.ru/elib/data/2012/2012-0033/2012-0033.pdf (дата обращения 17.05.2015).

8. Макиенко С. Да будет Свет // Красное знамя. — 2004. — №94. — С. 1, 5.

9. Манонина Т.Н. Благоустройство г. Томска в конце XVIII — начале XX в. // Вестник ТГУ — 2010. — №337. — С. 92-95.

10. Марарескул А.И., Стахеев О.В. История развития уличного освещения города Томска. // Вестник ТГАСУ. — Томск: Изд-во ТГАСУ, 2011. — С. 331-334.

11. Поволжская М. Инвентаризация. Фонари на улицах Томска // Томский обзор [Электронный ресурс]. — URL: http://obzor.westsib.ru/article/399304 (дата обращения 17.05.2015).

12. Романова Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее. — Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. — 217 с.

13. Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю. [и др.]. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. — 196 с.

14. Хмелюк Н. Кто в городе зажигает огни // Красное знамя. — 1999. — №88.

Рис. 1. Первые газовые фонари в Университетской роще. Источник: QR-Tomck: история по-новому.

URL: http://qrtomsk.ru/ru-RU/Places/28

Рис. 2. а, б) четырехгранные плафоны фонарей; в) пятигранные плафоны фонарей. Источники: Город-Томск.Ру. URL: http:// www.ychenik.gorod.tomsk.ru/index-1346311399.php;http://gorod.tomsk.ru/index-1241055184.php; История Росссии до 1917 г.: http://

russiahistoiy.ru/dorevolyutsionnaya_rossiya_na_fotografiyah_tomsk_chast_2/

Рис. 3. а, б) единовременное использование разных видов фонарей. Источники: Старинные фото Томска, раздел форума. URL: http://ucrazy.ru/ foto/1255607578-starinnyefototomskach4fotoraznyxgodov.html; Город-Томск.Ру. URL: http://gorod.tomsk.ru/index-1380014275.php

Рис. 4. Безопорный светильник, подвешенный над перекрестком. Источник: Э.К. Майданюк. Да будет свет! // Нефтяной меридиан: информационное издание ОАО «Центрсибнефтепровод». Томск. 2011. №9 (56). С. 18-20. URL: http://elib.tomsk.ru/elib/data/2012/2012-0033/2012-0033.pdf

Рис. 5. а) цилиндрические опоры; б, в) многогранные опоры. Источники: блог Олега Асратяна «Из Сибири с любовью». URL: http://aos1986.livejournal.com/11779.html; Томский обзор от 9.12.2013. URL: http://obzor.westsib.ru/article/399304; НГС-Новости от 29.08.2011. URL: http://ngs24.ru/

news/97924/view/

УДК: 7.03

ББК: 63.3(2Рос-4Алт)53

О.Ю. Конышева, г. Новосибирск

Народный дом в г. Барнауле — памятник архитектуры и культуры начала XX в.

Аннотация

Статья посвящена 115-летию Народного дома в г. Барнауле (1900 г.). Проект здания был выполнен архитектором И.П. Ропетом, строительство осуществлялось под надзором гражданского инженера И.Ф. Носовича. Со дня открытия Народного дома и до 1918 г. в нем рабо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.