Научная статья на тему 'Формирование системы благоустройства архитектурной среды города Томска в XVII - начале xx в'

Формирование системы благоустройства архитектурной среды города Томска в XVII - начале xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЦА / УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / МОЩЕНИЕ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ПЛАН ГОРОДА / БЛАГОУСТРОЙСТВО УЛИЦЫ / STREET / STREET LIGHTING / PAVING / PLANTING / CITY PLAN / STREET PLANTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колосова Ирина Ивановна, Остроухова Евгения Александровна

Исследование посвящено изучению истории становления сети улиц г. Томска, а также уличного пространства как архитектурной среды. Рассмотрены пути развития инженерных коммуникаций, освещения, озеленения и мощения основных элементов благоустройства улиц. Прослежено формирование планировочной структуры города с момента его основания. Рамки исследования охватывают также и малые архитектурные формы, влияющие на архитектурно-художественное восприятие уличного пространства, такие как заборы, ворота и калитки, рекламное оборудование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ARCHITECTURAL IMPROVEMENT IN THE TOMSK-CITY IN THE 17 TH AND EARLY 20 TH CENTURIES

The paper presents a study of the historical formation of the street network in the Tomsk City as well as the street space as the architectural environment. The ways of development of engineering services, lighting, planting, and paving are considered in this paper as essential elements of the street improvement. A formation of the planning structure of the city is described since its foundation. The scope of the study also covers hard landscaping affecting the architectural and artistic perception of street space, such as fences, gates and wickets, advertising equipment.

Текст научной работы на тему «Формирование системы благоустройства архитектурной среды города Томска в XVII - начале xx в»

УДК 72.012

КОЛОСОВА ИРИНА ИВАНОВНА, канд. архит., доцент, [email protected]

ОСТРОУХОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, студентка, [email protected]

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ТОМСКА В XVII - НАЧАЛЕ XX В.

Исследование посвящено изучению истории становления сети улиц г. Томска, а также уличного пространства как архитектурной среды. Рассмотрены пути развития инженерных коммуникаций, освещения, озеленения и мощения - основных элементов благоустройства улиц. Прослежено формирование планировочной структуры города с момента его основания. Рамки исследования охватывают также и малые архитектурные формы, влияющие на архитектурно-художественное восприятие уличного пространства, такие как заборы, ворота и калитки, рекламное оборудование.

Ключевые слова: улица; уличное освещение; мощение; озеленение; план города; благоустройство улицы.

IRINA I. KOLOSOVA, PhD, A/Professor, [email protected]

EVGENIA A. OSTROUKHOVA, Student, [email protected]

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

THE SYSTEM OF ARCHITECTURAL IMPROVEMENT

IN THE TOMSK-CITY

IN THE 17th AND EARLY 20th CENTURIES

The paper presents a study of the historical formation of the street network in the Tomsk City as well as the street space as the architectural environment. The ways of development of engineering services, lighting, planting, and paving are considered in this paper as essential elements of the street improvement. A formation of the planning structure of the city is described since its foundation. The scope of the study also covers hard landscaping affecting the architectural and artistic perception of street space, such as fences, gates and wickets, advertising equipment.

Keywords: street; street lighting; paving; planting; city plan; street planting.

Первое русское поселение на месте современного Томска было основано в 1593-1594 гг. В 1601 г. оно было укреплено, а в 1604 г. на возвышенности, названной позже Воскресенской горой, началось строительство Томской крепости. Именно крепость с конца XVI и до начала XVIII в. являлась основным градостроительным ядром города на р. Томи [1].

© И.И. Колосова, Е.А. Остроухова, 2014

Планировочное решение крепости было выполнено с учетом ее основной функции - оборонительной. Внутри городских стен, по углам которых были установлены сторожевые башни, располагались: съезжая изба - канцелярия и хоромы воеводы, деревянная церковь, житницы, амбары и погреба [1] (рис. 1). Вокруг крепости достаточно быстро сформировался торгово-ремесленный посад. В 1609 г. он, так же как и крепость, был огорожен стеной. Рядом с поселением располагался острог, защищавший жителей от набегов кочевых племен. В 1630 г. под горой был построен новый посад, по периметру которого была установлена крепостная стена [2].

Рис. 1. Макеты Томских крепостей:

а - первая Томская крепость; б - вторая Томская крепость

В 1629 г. Томск стал центром разряда (области) и расширил свои границы. Теперь он включал торгово-ремесленный посад по всему периметру крепости и два острога: верхний и нижний [1]. Одновременно в структуре томского посада сформировались два торга. Один - непосредственно под крепостью на правом берегу р. Ушайки, второй на ее левом берегу - меновой «калмыцкий» торг. Рост торговли и, как результат, увеличение территории двух торгов обусловили их последующее объединение и образование крупной площади - Базарной (пл. Ленина) [3].

После пожара в середине XVII в. в Томске был построен новый укрепленный центр (кремль), расположенный на южном мысе Воскресенской горы. Кремль был окружен стеной с семью крепостными башнями; в северной стене располагались ворота, ведущие из крепости. В планировке сохранилось деление на город и острог [1]. Крепость по-прежнему играла роль центрального планировочного ядра, при этом строительство велось на основе общих для всех русских городов приемов градостроительного искусства [4]. Все здания располагались по периметру крепости, образуя в центре небольшую площадь. На некотором расстоянии от построек вплоть до ограды Воскресенской церкви строились дома горожан. Они образовали прямую улицу в два ряда домов, ставшую первой улицей города, которая тянулась от проездной башни в северной части крепости до церкви первого Успенского монастыря.

Укрепление восточных границ Российского государства привело к утрате Томском значения города с выраженной оборонительной функцией и пред-

определило его дальнейшее развитие как торгового-административного центра Сибири. И, как результат, крепость потеряла значение центра города [5].

С основания Томска и до конца XVIII в. коренное население - татары -жили в районе Юрточной горы. Единственными капитальными строениями здесь были Никольская церковь (ныне не сохранилась) и мужской Богороди-це-Алексеевский монастырь. Первые дома, построенные на Юрточной горе, сформировали ул. Почтамтскую (пр. Ленина) [6].

Самые значительные изменения в планировке относятся к 1767 г. В первую очередь это относится к приемам строительства в Воскресенской части города. Дом воеводы со службами находится теперь вне территории крепости на ул. Воскресенской. Четко «прочерчены» кварталы Подгорной части в районе современных улиц Октябрьской и Шишкова. При этом характерной особенностью застройки городских улиц является то, что жилые дома не образовывали единого фронта вдоль проезжей части улиц, а располагались с большим или меньшим отступом от красной линии в глубь двора [5].

Продолжается развитие главной Базарной площади - здесь строится гостиный двор. Это обусловлено ростом торговли в городе и отразилось на его внешнем облике [7].

Следует подчеркнуть, что большая часть домов и немногочисленные храмы Томска выполнены из дерева [Там же]. Окруженные оградами усадьбы «лучших людей» с хоромами, баней, сараями, складами и домовой церковью чередовались и соседствовали с плотной застройкой небольшими, близко поставленными жилыми домами «молодших людей». Они выходили на улицу узкой торцовой частью. Вход в них, как правило, устраивался сбоку. На фасадах рядовых жилых домов имелись только узкие, напоминающие щели, волоковые окна шириной в одно бревно [2].

Дальнейшие перепланировки города XVII-XVIII вв. также осуществлялись в соответствии с общими для России градостроительными приемами. Следует отметить, что ряд территорий, оказавшихся вне внимания городских властей, в качестве основных использовали планировочные решения, где учитывались природные условия и ландшафт местности. В этом случае дома располагались не фронтом по улице, а с отступом в глубь двора. Такой прием был характерен для городов европейской части России, при этом менее застроенными оставались северные части улиц [7].

Время правления Петра I (конец XVII - начало XVIII в.) принято считать рубежом двух эпох [2]. Это был период, когда правительство целенаправленно предпринимало специальные меры, ориентированные на введение и закрепление новых архитектурно-градостроительных принципов. Были изданы указы, которые определили расположение вновь строящихся домов только вдоль линии улиц и запретили их строительство в глубине двора. Для деревянных зданий были установлены обязательные противопожарные разрывы. Особенно подчеркивается, что в соответствии с правилами регулярного градостроительства дома, возведенные по красной линии улиц, должны иметь геометрически правильные формы плана и объема, выходить на улицу главным фасадом. Таким образом, фасад, выходящий на улицу, получает значение

парадного. При этом и главный фасад, и уличное пространство становятся объектом специального внимания архитекторов и градостроителей [2].

Несмотря на новые планировочные приемы и требования, градостроительная структура Томска к этому периоду по-прежнему на большинстве территорий имеет свободную планировку. Более того, значительные пространства на периферии города застраивались стихийно, подчиняясь природным условиям и рельефу местности. В результате город получил неправильную сетку коротких и криволинейных улиц [4]. При этом сохранен принцип зонирования городских районов на торговые, административные и культовые площади - каждый со своими центрами, что характерно для градостроительства XVIII в. Но следует подчеркнуть, что они начинают приобретать новые композиционно-пространственные качества. В Томске центр развивался по меридиональной оси, вдоль р. Томи, где помимо существующей торговой площади была организована новая, на Юрточной горе. Начинается строительство зданий по ул. Обруб. Это в основном деревянные лавки и амбары для торговли и хранения товаров, принадлежавшие городу [5].

Начало XVIII в. характеризуется вновь возросшим вниманием российского государства к планировке и застройке городов. Политика формирования городской застройки на основе принципов регулярного градостроительства выдвигала в числе значимых перечень строгих требований к благоустройству. Главными стали оздоровление городской среды и приведение в порядок городского хозяйства. В крупных городах европейской части России еще с Петровских времен проводились систематические мероприятия по благоустройству: санация городской территории, мощение и облицовка камнем улиц и набережных, установка фонарей для вечернего освещения улиц, разбивка парков, бульваров и озеленение, устройство городских водопроводов и канализационных стоков [13]. В начале - середине XVIII в. подобные нововведения начали появляться в архитектурном облике Томска [7].

Организация в 1735 г. Московско-Сибирского тракта, проходившего через Томск, превратила город в крупный торговый центр Сибири. Одновременно с торговлей начинается активное развитие местных ремесел, промыслов и речного судоходства. Томск становится главным пунктом товарорас-пределения. Это повлияло на его архитектурно-пространственную организацию. Теперь главным ядром планировочной структуры города становится исторически сложившаяся Базарная площадь [4].

На смену свободной планировке, стихийно сформировавшейся под влиянием природных условий, пришла регулярная застройка. Вновь проектируемые и застраиваемые улицы идут параллельно или перпендикулярно берегам рек. Наличие активного пересеченного рельефа и болота позволили разбить город на ряд самостоятельных жилых районов [4].

На плане 1748 г. четко выделяются районы, где строительство велось в соответствии с определенными и выделенными городскими властями территориями, запроектированными с учетом естественных границ городских валов. Такими районами стали Татарская слобода, Пески и Заозерье, расположенные по бровке долины р. Томи и под Воскресенской горой [6]. Жилая за-

стройка на Воскресенской горе в районах Болото и Кирпичи состоит, в основном, из одно- и двухэтажных деревянных строений.

Как отмечалось выше, первая улица города была ориентирована на Воскресенскую церковь Успенского монастыря, а свое начало брала от проездной башни в северном прясле первой крепости. Запроектированная позже вдоль рельефной террасы ул. Воскресенская также в качестве ориентира использовала церковь Воскресения Господня [5] (рис. 2).

То и с 1гь.—'Гота к. Л Я.

Ьесгрс«гткия тлииа.

Рис. 2. Первая улица г. Томска

Постепенно город отходит от планировки, присущей старым русским городам. Теперь центральная часть Томска застраивается по новой, прямолинейной системе с выделенным административным ядром, где располагался кремль. Тем не менее, планировка окраинных районов частично включает территории со свободной застройкой, учитывающей природные условия ландшафта [2]. По-прежнему большое количество городских зданий выполняется из дерева, в частности избы на высоких подклетях с двухскатной щипцовой крышей, которые были основным типом застройки русских городов этого периода [4].

Немецкий ученый П.С. Паллас, посетивший Томск в 1770 г. после пожара, уничтожившего значительную часть города, писал: «Главная часть города лежит внизу горы вдоль по Томе, коей большая половина с тремя церквами в бывшем прошлого года пожаре выгорела. Нельзя себе ничего беспорядочнее представить, как узенькие кривые и одна другую пересекающие улицы, домы, один другой загораживающие, и скверные лачужки, которые, как еще по остаткам видно, все сие многолюдное место составляли. И как счастие города, что после пожара принудили жителей некоторым образом, против их упорства, выстроить пожарища регулярными улицами и по новому плану. Но как все сие строение еще не совершенно, то весь город от пожарищ и погребных остатков и проч. имеет весьма жалостный вид. В нижней части города грязь чрезмерная, так что кареты в оной вязнут по самые ступицы...» [9].

Другой ученый, академик Фальк, посетивший город в 1771-1772 гг., писал: в городе «2274 дома - все деревянные, по неправильным и обывательским немощеным улицам». На гравюрах XVIII в. можно увидеть, что это были рубленые строения, лишенные украшений. Некоторая суровость, основательность и тяжеловесность облика построек - главные отличительные черты томских зданий. Монументальность бревенчатым постройкам придавала постановка домов на высокий подклет - обязательную конструктивно-хозяйственную часть томского жилища [2].

В 1773 г. Комиссией о каменном строительстве Санкт-Петербурга и Москвы был разработан первый регулярный план г. Томска, где предусматривалось функциональное зонирование города на основе выделения территорий под застройку в соответствии с сословной принадлежностью. Самые высокие и сухие территории рядом с Воскресенской горой предназначались для состоятельных жителей. Окраины города - районы Заозерья и Заисточья - отводились для деревянной застройки бедного населения. Регулярная, геометрически правильная сетка улиц нового плана не вполне отвечала местным природным условиям. Но, несмотря на это, теперь и окраинные районы города были застроены в соответствии с утвержденным планом 1773 г. [7]. Строительство города на основе регулярного плана, проектирование, организация и расположение улиц и площадей в соответствии с их значением для городской жизни и функциональным назначением положительно повлияли на благоустройство Томска.

В конце XVIII в. Томская крепость потеряла статус оборонительного сооружения и была демонтирована. Томск стал крупным торгово-ремесленным центром. Одним из отличительных признаков архитектурного облика становится строительство каменных храмов - самых крупных и капитальных зданий города [4].

В русском градостроительстве конца XVIII - первой половины XIX в. наибольшее распространение получили принципы типового строительства на всей территории страны. Это было связано с реализацией требования по созданию регулярной ансамблевой застройки городов. Типовое проектирование обеспечивало быстрое и качественное строительство в условиях нехватки квалифицированных архитекторов и строителей. Создание большого количества «образцовых проектов» и целых «собраний фасадов» привело, в свою очередь, к распространению русского классицизма по всей России [4].

В сибирских городах, в отличие от европейской части страны, плановые мероприятия, связанные с решением вопросов внешнего благоустройства, начали складываться в конце XVIII - начале XIX в. Они включали в себя мероприятия, обеспечивающие качественное состояние дорог, строительство и укрепление набережных, взвозов, мостов и переправ [8].

В Томске к началу XIX в. в районе Пески, в устье р. Ушайки, был сформирован новый городской центр: построены первые каменные здания - биржевой корпус, Гостиный двор, магистрат, полицейская часть с пожарной каланчой и др. [7].

В 1804 г. Томск становится столицей губернии, что привело к широкомасштабной застройке города. Наиболее активно ведется освоение терри-

тории Юрточной горы. Особенно активно этот район стал застраиваться в период, когда рядом с городом было найдено золото. Развитие золотопромышленности обусловило приток в Томск крупных капиталов. Начинается массовая застройка каменными и деревянными жилыми особняками, общественными зданиями, выполненными в стиле классицизм, культовыми сооружениями. Новые объекты стали играть роль архитектурных доминант, обогатили визуально-пространственную и градостроительную композицию города [6].

Изменение архитектурно-художественного облика города привело к необходимости решения главной проблемы городского благоустройства. Ею был «пасущийся по улицам и площадям скот и огромное количество навоза, которым заваливали лужи и ямы, сваливали в реки и овраги, но он все равно оставался главным препятствием чистоты и соблюдения санитарных норм» [4]. Частично вопрос был решен за счет организации уличного покрытия.

К 1910 г. было выполнено мощение булыжником ул. Ефремовской (сегодня ул. Бакунина) (рис. 3, а, б). Одновременно замостили Октябрьский взвоз (рис. 4). При этом мощение осуществили только после того, как с него сняли верхний слой земли. До этого пешеходный подъем по взвозу обеспечивала деревянная крутая лестница с поручнями. Кроме того, были выполнены ограждения вдоль подножия Воскресенского мыса по Обрубу и со стороны района Болото.

Как правило, благоустройство низменных мест, в частности ул. Обруб, Загорной, Акимовской (ныне ул. Шишкова), ограничивалось устройством мостовых и деревянных тротуаров. Тротуары соединялись с мостовой пандусами, под которыми были проложены водосточные канавы. Стелились тротуары или по красной линии вплотную к домам, или на небольшом расстоянии от фасадов зданий. В отдельных местах между тротуарами и мостовой устанавливались небольшие разграничительные столбики.

Рис. 3. Мощение ул. Бакунина:

а - общий вид улицы; б - начало улицы

Рис. 4. Сохраненная часть мощения по Октябрьскому взвозу

Одновременно с отдельными видами выполняемых работ был разработан план мероприятий по благоустройству Томска. В первую очередь городские власти рассчитывали «привести в исправность» Воскресенский и Юрточный взвозы, спуски по Московскому тракту, площади возле гауптвахты, «против Рыбного ряда и Калашного», Благовещенскую, Гостинодворскую. Кроме того, планировалось построить новые мосты через р. Ушайку и р. Исток1.

Первым крупным комплексным мероприятием по благоустройству Томска можно считать работу инженеров путей сообщения. Они вели изыскания и осуществляли техническое руководство инженерно-строительными работа-ми2. Работы включали в себя широкий список мер: укрепление берегов р. Ушайки и строительство моста через нее, профилирование улиц с необходимыми насыпями и канавами, устройство водных бассейнов (в нуждах пожарной безопасности), укрепление взвозов, мощение части улиц [10].

Для развития Московского тракта была срыта часть Юрточной горы, построены новые мостовые из бревен, по обеим сторонам которых располагались канавы для стока воды. По проекту инженера Г.С. Батенькова было организовано водоснабжение города. Он нашел подземные питьевые ключи и предложил построить водосборные бассейны. Позже Батеньков писал: «Здесь, в Томске, я прокладывал и провешивал улицы, погрязая по пояс в болоте. Теперь там каретная езда» [11].

Об изменениях в облике города можно прочитать в «Письмах путешественника по Сибири», опубликованных в 1827 г. в «Северной пчеле» (№ 15) анонимным автором. Он пишет (письмо от 19 августа 1826 г.), что в Томске

1 Материалы из Государственного архива Томской области. Ф. 127. Оп. 1. Д. 885. Л. 332-333.

2 Там же. Л. 256.

«улицы расположены правильно, исключая еще немногие, кои представляют большую противоположность с регулярностью лучших частей целого... Многие из домов обшиты тесом и приятно окрашены; другие еще обшиваются; строят новый мост через один проток Ушайки и работают набережную сей реки; но каменные здания по большей части носят на себе отпечаток какой-то пестроты и дурного вкуса в Архитектуре. Причиною сему недостаток художников, которые неохотно выезжают из столицы в отдаленные губернии».

И, тем не менее, именно с этого времени градостроительные проекты в Томске стали выполняться специалистами, и было положено начало профессиональному «ученому» строительству. С образованием губернии в штат вводится должность губернского архитектора. Если ранее в основу развития объемно-планировочных композиций был положен принцип совершенствования приемов традиционного народного зодчества, то с этого периода в строительную практику начинают широко внедрять приемы русского классицизма с его строгими формами, обшивкой фасадов тесом (иногда под крупный каменный руст), декорированием оконных проемов. В практику вводится окраска фасадов [2].

Для построек, выполненных в классическом стиле, характерно расположение зданий узким фасадом (в три-пять окон) на улицу. Это обусловлено требованием «о 12-саженном разрыве между деревянными жилыми домами». Вход в здание в большинстве случаев располагался на боковом или дворовом фасадах [2].

В 1830 г. был утвержден генеральный план города, выполненный петербургским архитектором В.И. Гесте, основой которого стала веерная схема. Одновременно с планом были разработаны «Правила застройки», где устанавливались габариты жилых домов и служебных зданий, оград, определялось положение зданий по красной линии, регламентировалась этажность в зависимости от значения и характера улиц и т. д.

Дальнейшее развитие «правильной застройки» связано с организацией в Томске Губернской строительной комиссии. Ее задачей стало регулирование и контроль проектно-строительного процесса в городе и губернии [12]. Город отказался от исторически сложившейся в XVII в. планировки с наличием двух центров. Городской центр перенесли на нижнюю площадку, кремль потерял градообразующее значение и перестал играть роль самостоятельной части городской структуры. Новый центр Томска приобрел развитый архитектурно-пространственный характер. Его сформировали две площади - Старобазарная (Старособорная, сегодня пл. Ленина) и Новособорная, связанные между собой Почтамтской улицей (пр. Ленина).

Перепланировка города в соответствии с нормами регулярного градостроительства привела к изменениям в облике города. Новый «фасад» представлял сочетание каменной и деревянной застройки, выполненной в стиле классицизм. Стиль широко применялся для строительства престижных зданий в течение первой половины XIX в. Монументальность и торжественность архитектуры этих сооружений привели к строительству объектов, где обязательной становится симметричная центрально-осевая композиция с колонным портиком в центре. Торжественная простота, законченность и уравновешенность фасадных плоскостей стали главными характеристиками при формиро-

вании панорамы улиц. Теперь ансамблю улицы присущи однородность и единство. Они явились следствием уменьшения самостоятельной роли отдельных зданий и своеобразной нейтральности их композиции [2].

Кроме того, в архитектурно-художественный облик города органично вписались малые архитектурные формы, тротуары, мостовые. Они стали неотъемлемой частью городского благоустройства.

При формировании «фасада» улицы значительную роль играли заборы. У каждой усадьбы строились свои ограждения и обязательно ворота и калитка. «...Особенно были распространены ворота, совершенно повторяющие каменные формы: рустованные столбы, арочная кладка над проемами калиток. Ворот такого вида сохранилось еще много. На более поздних образцах появляется ажурный фриз, столбы украшены накладными колонками того же характера, что колонны крылец» [13, с. 32]. Наиболее распространенными были заборы типа заплота и заборы из штакетника, который в отдельных случаях имел сетчатый рисунок. Появились палисады. Как правило, их выполняли из дерева, железа или чугуна в виде решеток с каменным цоколем или без него. Открытые дворы встречались редко [5] (рис. 5, а, б, в, г).

Рис. 5. Ворота и калитки:

а - ул. Октябрьская, 1722 г.; б - ул. Водяная, нач. XX в.; в - ул. Татарская, кон. XIX в.; г - Соляной пер., нач. XX в.

До конца XIX в. российские города не имели комплексного освещения, исключение составляли фонари, установленные у некоторых частных домов [14]. Развитие системы освещения улиц шло медленно, что обусловливалось как высокой стоимостью, так и небольшой эффективностью приборов освещения. Масляные фонари давали слабый свет, а газовые были дорогостоящими. Кроме того, они имели короткий срок службы. Использовались в основном керосиновые и керосинокалильные. При этом самыми удобными и эффективными считались электрические фонари. Их стали устанавливать на улицах сибирских городов в конце XIX в. [15, с. 126, 127].

Первое уличное освещение в г. Томске было выполнено в 1832 г. после соответствующего постановления Томской городской думы. Для освещения города были смонтированы 89 керосиновых фонарей. Их установили вдоль трактовой дороги от Московского до Иркутского шлагбаумов3. Они располагались вдоль улиц при въезде в город с западной стороны и на выезде по Иркутскому тракту. Включали фонари в весенне-осеннюю распутицу и только в безлунные ночи [Там же, с. 125-127]. Известно, что в конце 1850-х гг. самой освещенной была «дорога от домов Сосулиных», которая «до самой Степа-новки была освещена керосиновыми фонарями. Большая по тому времени редкость» [16].

С середины XIX в. городское строительство стали вести строго в соответствии с регулярным планом, разработанным В.И. Гесте. При этом для вновь возводимых зданий стали использовать альбомы с образцовыми проектами. Именно образцовые проекты позволили сформировать новое «лицо» города. Они обеспечили не только высокое качество застройки, но и ее уникальное стилевое единство [6]. Градостроительным модулем по-прежнему остается усадьба, которая и определяет приемы объемно-пространственной организации городской среды.

Работы по благоустройству этого периода ориентированы в первую очередь на осушение городских мест, находящихся на болотистых и затопляемых территориях [8]. При этом устройство дренажных канав было особенно актуально для районов города, ежегодно затапливаемых во время весеннего половодья. Одним из таких районов была территория, расположенная в пойме р. Ушайки под Воскресенской горой. В 1850 г. инженером-поручиком Томской строительной комиссии М. И. Бедрягой был выполнен проект со сметой «на устройство подземных водосточных труб для осушения болотистых частей подгорной местности города Томска»4. Позже, в 1860 г., инженер В.К. Фадеев составил акт осмотра Базарной площади, где предложил выполнить работы по ее дренажу и вертикальной планировке: «произвести планировку оной с самым незначительным скатом к реке Ушайке, осушение канавами или трубами»5.

В конце XIX в. в Томске было построено самое большое количество каменных зданий, а главным для города стилевым направлением в архитектуре

3 Материалы из Государственного архива Томской области. Ф. 127. Оп. 1. Д. 1518. Л. 2.

4 Там же. Ф. 6. Оп. I. Д. 775. Л. 8-9.

5 Там же. Д. 1440. Л. 16.

престижных зданий стала эклектика. Одновременно для массового и дешевого строительства использовали «кирпичный» стиль [7].

Отмена крепостного права привела к появлению нового социального класса - буржуазии. Это оказало огромное влияние на развитие архитектуры. Наиболее явно новые тенденции отразились в декоративном убранстве сооружений, в частности в использовании местных традиций при орнаментации фасадных плоскостей. Именно в этот период формируются приемы томской домовой декоративной резьбы. Кроме того, увеличение объемов строительства привело к уменьшению разрывов между зданиями и большему разнообразию в протяженности фасадов по улице. В результате увеличились размеры и количество оконных проемов, выходящих на главный фасад. Основным типом застройки в это время становится не особняк, а двухквартирный дом [2].

В 1865 и 1877 гг. были разработаны планы Томска, в основе которых лежало предложение о замене веерной планировочной системы на регулярную, прямоугольную. Предложенное решение не учитывало местные условия, тем не менее традиционно было принято местной властью к исполнению. Рост объема строительства на центральных территориях поступательно закреплял границы основных планировочных районов, что, в свою очередь, привело к сложностям при перепланировке этих частей города [5]. Площадкой, где строительство велось по утвержденному генеральному плану, стал один из десяти исторически сложившихся районов города - Верхняя Елань [6].

В 1880-1890-е гг. самым распространенным стал новый тип зданий -доходный дом на 4-6 квартир (каждая по 5-7 комнат). Он представлял собой двухэтажный деревянный дом на высоком каменном цоколе. В плане это был вытянутый прямоугольник, ориентированный более длинной стороной на красную линию. Новые дома потеряли характер усадебной застройки, поэтому вход в них стали располагать в центре главного уличного фасада, иногда его смещали вправо или влево от центральной оси. Такие деревянные двухэтажные дома строили на улицах Томска в ряд, без отступа от тротуаров. Дома выходили на улицу узким «парадным» фасадом, а более длинный фасад уходил в глубину двора. Массовое возведение таких зданий связано со строительством в Томске первого в Сибири университета [2].

С середины XIX в. при формировании «фасада» улиц в его структуру стали включать деревья, посаженные вдоль тротуаров [17]. Тем не менее, планомерное озеленение Томска началось только в конце XIX в. Среди наиболее интересных решений в области озеленения были: организованный в 1891 г. Городской сад на Ново-Соборной площади, Пушкинский сквер, площадка Общества содействия физическому развитию на Соляной площади, Всеволо-до-Евграфовский бульвар, Лагерный сад. Последний планировали как будущий «народный парк с проектируемым в нем музеем на открытом воздухе». Одновременно Городской Думой принято постановление об обязательном озеленении городских улиц. Впервые было предложено резервировать «для садов и скверов необходимых участков земли... путем приобретения и отчуждения» [18, с. 255].

К концу XIX в. все главные улицы города получили искусственное освещение. Для освещения больших пространств использовали электрические

фонари на высоких столбах с кронштейнами. Лампочки таких фонарей помещали в сферу, которая свободно свисала вниз с кронштейнов (рис. 6) [19]. При этом установленные ранее старые фонарные столбы оставили на своих местах. Такие фонари (масляные, керосиновые, газовые) имели четырех- и пятиугольные плафоны, а более поздние - круглые на трех подставках [5].

В 1891 г. Томск получил разрешение на строительство первой в Сибири городской центральной электростанции [15, с. 125-127]. В 1895 г. в городе заработали первые десять фонарей на улицах Магистратской (ул. Розы Люксембург), Миллионной (пр. Ленина) и на Воскресенской горе [20].

Другой важной проблемой городского благоустройства было состояние проезжей и пешеходной частей улиц. На главных улицах Томска устраивали деревянные мостовые для пешеходов (настилы и тротуары), проезжую часть посыпали гравием и «шоссировали», между пешеходной и проезжей частями вырывали канавы для отвода воды. Власти обязали домовладельцев содержать участки улиц в эксплуатационном состоянии: «Против дома своего... содержать улицу до половины ширины ее в исправности и чистоте, заравнивая образующиеся на ней выбоины» [21, с. 261] (рис. 7).

Рис. 6. Электрический фонарь, XIX в.

Рис. 7. Проезжая часть, ул. Дворянская

Новый этап в формировании облика города связан с постройкой в 1891-1900-х гг. Сибирской железной дороги. Город стал крупным научно-образовательным и торговым центром Сибири. В архитектуре главенствующим направлением стал модерн. Отличительной чертой зданий, выполненных в этом стиле, стали всефасадность, взаимосвязь внешнего и внутреннего, обтекаемость форм, использование мягких линий и причудливого растительного орнамента. Главную улицу города начали активно застраивать зданиями банков, крупных магазинов, гостиниц и доходных домов. В ее облике появились элементы столичности, респектабельности.

Неоклассицизм на фасадах престижных зданий появился почти сразу после модерна. Одновременное строительство разностилевых зданий привело к тому, что застройка города приобрела большую масштабность и монументальность. Модерн и неоклассицизм занимали лидирующее положение в архитектуре Томска более десяти лет и сформировали его центральную улицу как улицу столичного города [7].

Во второй половине XIX - начале XX в. в строительстве использовали как дерево, так и камень. При этом знаковые для города объекты строили в камне, в то время как большинство жилых домов и городские усадьбы продолжали возводить из дерева [4].

В районах, примыкавших к торговому центру, застройка представляла собой здания, вплотную поставленные друг к другу. Их разделяли несгораемые кирпичные стены - брандмауэры. На первых этажах домов размещали магазины [2]. Как и ранее, основное внимание властей сосредоточено на дальнейшем развитии главной улицы Томска. К этому времени она сложилась как композиционно-пространственный стержень центра города. Архитектурный облик ул. Почтамтской сформировали крупные капитальные здания казначейства, торговых домов Гадалова, Шмидта и Штоля, банков и других объектов. Центральные площади потеряли прежний универсальный характер. Теперь они соответствуют своему узкому функциональному назначению: Новособорная, Базарная [5].

В конце XIX - начале XX в. при формировании городского «уличного фасада» неотъемлемым элементом стала реклама. В практике Томска ее редко удачно «вписывали» в архитектуру зданий. Для того чтобы обеспечить центр города рекламой и при этом «разгрузить» архитектуру зданий, на многих улицах в центральной части города установили афишные и рекламные тумбы. Их выполняли круглыми в плане и приподнимали над землей, опорой служила «пятиногая» конструкция. Объяснялось это тем, что не все томские улицы имели мощение и «...грязь, летящая со спиц многочисленных экипажей, легко достигала нижней части тумбы» [5].

В это время большое влияние на городскую жизнь стали оказывать общественные организации (управления). В результате их деятельности в Томске в начале XX в. были выполнены серьезные мероприятия по благоустройству. Городское хозяйство включало в себя общественные водопроводы, электрическое освещение, уложенные брусчаткой центральные улицы, благоустроенные сады, парки и бульвары [8].

Более современный вариант благоустройства с мощением остальных улиц и организацией вертикальной планировки был начат только в 1902 г. До этого времени улицы и площади, за исключением Базарной, «и не мостились настоящим образом, а многократно засыпались галькой ...на что было зарыто в землю много десятков тысяч городских денег, в результате не оказалось ни мостовых, ни средств на их устройство» [18, с. 236].

В 1902 г. значительная часть денежных средств была вложена в мощение и «шоссировку» улиц. В этом году была вымощена булыжником основная часть Базарной площади, а в 1903 г. началось комплексное мощение центральных улиц. При строительстве мостовых на улицах булыжники укладывали на основание из песка по типу «мозаичной», или «рижской», мостовой. Такая мостовая состояла из отколотых, грубо обработанных камней прямоугольной формы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1913 г. в городе действовали 86 улиц и 65 переулков общей протяженностью более чем 100 верст. Из них только четыре улицы обладали достаточными размерами: 20-27 саж. (42,6-57,5 м), остальные имели ширину 10-12 саж. (21,3-25,6 м), переулки были узкими, их габариты не превышали размера 6 саж. (12,8 м). В 1913 г. было выполнено мощение центральных городских улиц длиной 22,3 версты, что составило более 20 % от всей их протяженности.

Теперь одной из самых важных проблем Томска было строительство городского водопровода, т. к. отсутствие источников чистой питьевой воды постоянно грозило городу эпидемиями чумы и холеры [8]. Водопровод сдали в эксплуатацию 15 марта 1905 г. Первая водопроводная сеть была протянута знаменитой фирмой «Братья Бромлей». В 1917 г. в сеть входили водозаборные сооружения, система очистки воды, насосная станция и 34 версты трубопроводов. Все это хозяйство обеспечивало водой 600 домовых хозяйств и 15 водоразборных будок.

Через 20 лет была проведена первая реконструкция водопровода. Следует подчеркнуть, что вплоть до 1950 г. технология подачи воды и система городского водоснабжения не менялись, при этом протяженность сети трубопроводов увеличилась в два раза.

Не уделяли должного внимания и системе городской канализации, что привело к сбросу стоков в природные водоемы и превратило томские озера и реки в сточные канавы [22].

Самым благополучным было состояние существующей системы озеленения города. Ботанический сад первого в Сибири университета, основанный П. Н. Крыловым, играл роль питомника, где выращивали саженцы растений. Их использовали для формирования «зеленого» каркаса города, высаживали на городских улицах и предлагали владельцам участков. Кроме того, одну из главных ролей играли частные сады «Буфф» (владелец В.Л. Морозов) и «Эрмитаж» (владелец А.С. Ефимов) и сады в усадьбах домовладельцев [8]. В начале XX в. Томск по количеству зеленых насаждений на одного жителя (0,2 кв. саж.) занимал первое место среди российских городов, в том числе Москвы (0,1 кв. саж.). В 1911 г. перечень «зеленых» территорий включал 616 усадеб с садами, при этом в отдельных усадьбах сады занимали большие про-

странства, сопоставимые, в соответствии с существующей сегодня классификацией объектов озеленения, с крупными рощами [23]. На балансе городской управы в 1912 г. находилось около 20 тыс. кв. саж. общественных садов.

Параллельно с озеленением продолжали осуществлять программу, связанную с освещением улиц. В 1910 г. на улицах Томска действовало 297 фонарей, из них 272 керосиновых и 25 электрических [15], а к 1927 г. в Томске было установлено 150 электрических фонарей.

После революции 1917 г. на некоторое время был сокращен объем мероприятий, направленных на благоустройство города. Пространство улиц используют только как утилитарное.

Таким образом, анализ изученного материала показал, что с конца XVIII в. в Томске целенаправленно формировалась система мероприятий по благоустройству города, власти осознали ее значение как знакового средового пространства, которое играет главную роль в организации полноценной жизнедеятельности города. На разных этапах развития город поступательно и системно «приводил в порядок» планировочную структуру и застройку в соответствии с новым регулярным генеральным планом. Органы местного самоуправления не оставляли вопросы благоустройства без внимания. Список постоянно пополняли, мероприятия приобрели характер плановых комплексно-системных мер. В начале XX в. градостроительство и благоустройство осуществляли планомерно и регулярно, в соответствии с существующими нормами и утвержденным планом. Состояние Томска, по сравнению с другими сибирскими городами, по ряду позиций было благоприятным (электроснабжение, водопровод, озеленение, мощение улиц и площадей), но все же по многим параметрам уступало крупным городам европейской части России. В значительной степени это связано с государственной политикой, административным статусом города, его бюджетом, численностью населения и объемами застройки. Это результат социально-экономического развития региона и России в целом [8]. Улица в течение длительного времени воспринималась профессионалами только как утилитарное пространство, а не как объект архитектурной среды, играющей важную роль в жизнедеятельности городского населения. Только в последние годы значение улицы как самостоятельной высокохудожественной градостроительной единицы вновь стало интересно специалистам.

Библиографический список

1. Земля Томская. Краеведческий портал. - Условия доступа : http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/70/ (дата обращения : 19.02.14).

2. Деревянная архитектура Томска. - М. : Советский художник, 1987. - 151 с.

3. Попов, A.M. Томск / A.M. Попов. - М. : Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - С. 133.

4. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века) / В.П. Бойко, Е.В. Ситникова, Н.В. Шагов, О.В. Богданова, В.Г. Залесов, Т.Н. Мано-нина. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2011. - 636 с.

5. Романова, Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее / Л.С. Романова. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2004. - 235 с.

6. Зайцева, З.А. Деревянная архитектура Томска / З.А. Зайцева. - Томск : Изд-во «Д-принт», 2004. - 370 с.

7. Богданова, О.В. Архитектурный облик Томска / О.В. Богданова. - Томск : Изд-во «Красное знамя», 2005. - 144 с.

8. Манонина, Т.Н. Благоустройство г. Томска в конце XVIII - начале XX в / Т.Н. Манони-на // Вестник ТГУ. - 2010. - № 337. - 211 с.

9. Паллас, П.С. Путешествие по разным местам Российского государства / П.С. Паллас. -Ч. 2. - Кн. 2., 1786 [репринт]. - С. 428.

10. Баландин, С.Н. Декабрист Г.С. Батеньков - инженер-строитель // Изв. СО АН СССР. -1975. - № 11. - С. 92-97.

11. История застройки Томска. - Условия доступа : http://imhodom.ru/node/882 (дата обращения : 19.02.14).

12. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири / Д.Я. Резун, А.С. Зуев, В.П. Зиновьев, В.А. Скубневский. - Т. 1-4. - Новосибирск, 1993-1999.

13. Шиловский, А. Деревянная архитектура г. Томска / А. Шиловский // Труды Томского краев. музея. - Т. I. - 1927. - С. 57-64.

14. Макиенко, С. Да будет Свет / С. Макиенко. - Томск : Изд-во «Красное знамя». - 2004. -№ 94. - С. 1, 5.

15. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие / А.П. Толочко, И.А. Коновалов, Е.Ю. Меренкова [и др.]. - Омск : ОмГУ, 2003. - 196 с.

16. Дмитриенко, Н.М. Томск: История города от основания до наших дней / Н.М. Дмитри-енко. - Томск : Изд-во ТГУ, 1999. - С. 78.

17. Деревянная архитектура Томска. - М. : Советский художник, 1975. - 184 с.

18. Город Томск. - Приложение к газете «Сибирская жизнь». - Томск, 1912. - 542 с.

19. Марарескул, А.И. История развития уличного освещения города Томска / А.И. Мара-рескул, О.В. Стахеев // Сб. материалов 57-й научно-технической конференции ТГАСУ. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2011. - 410 с.

20. Дмитриенко, Н.М. Первые томские электростанции / Н.М. Дмитриенко // Томский календарь памятных дат и событий на 1991 г. - Томск, 1991. - С. 32.

21. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. - Новосибирск : Сова, 2006. - 351 с.

22. Томск. Водоканал. - Условия доступа : http://www.vodokanal.tomsk.ru/history.html (дата обращения : 19.02.14).

23. Памятная книжка Томской губернии за 1913 год. - Томск, 1913. - 301 с.

References

1. Zemlya Tomskaya. Kraevedcheskii portal [Tomsk Land. Local history portal]. Available at : http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/70/ (Last visited 19.02.14) (rus)

2. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Wooden architecture of Tomsk]. Moscow : Sovetskii khudozhnik Publ., 1987. 151 p. (rus)

3. Popov A.M. Tomsk. Moscow : Stroyizdat Publishers the State Publishing House of Books on Construction and Architecture, 1959. P. 133. (rus)

4. Boiko V.P., Sitnikova E.V., Shagov N.V., Bogdanova O.V., Zalesov V.G., Manonina T.N. Arkhitektura gorodov Tomskoi gubernii i sibirskoe kupechestvo (XVII - nachalo XX veka) [Architecture of the Tomsk region cities and Siberian merchants (17-20th centuries)]. Tomsk : TSUAB Publ., 2011. 636 p. (rus)

5. Romanova L.S. Zdes' nachinalsya Tomsk. Proshloe, nastoyashchee, budushchee [Past, Present, Future of the Tomsk-City]. Tomsk : TSUAB Publ., 2004. 235 p. (rus)

6. Zaitseva Z.A. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Wooden architecture of Tomsk]. Tomsk : D-print Publ., 2004. 370 p. (rus)

7. Bogdanova O.V. Arkhitekturnyi oblik Tomska [Architectural image of the Tomsk-City]. Tomsk : Krasnoe znamya Publ., 2005. 144 p. (rus)

8. Manonina T.N. Blagoustroistvo g. Tomska v kontse XVIII - nachale XX v. [Beautification of the City of Tomsk in the late 18th and early 20th century]. Vestnik Journal of Tomsk State University, 2010. No. 337. 211 p. (rus)

9. Pallas P.S. Puteshestvie po raznym mestam Rossiiskogo gosudarstva [Travel to different places of the Russian State]. Part 2. Issue 2., 1786 [reprint]. P. 428 (rus)

10. Balandin S.I. Dekabrist G.S. Baten'kov - inzhener-stroitel' [Decembrist G.S. Baten'kov, a civil engineer]. No. 2. Moscow, 1975. Pp. 92-97. (rus)

11. Istoriya zastroiki Tomska [History of Tomsk development]. Available at : http://imhodom.ru/node/882 (last visited 19.02.14). (rus)

12. Rezun D.Ya., Zuev A.S., Zinov'ev V.P., Skubnevskii V.A. Kratkaya entsiklopediya po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri [Concise encyclopedia on the history of merchants and commerce in Siberia]. V. 1-4. Novosibirsk, 1993-1999. (rus)

13. Shilovskii A. Derevyannaya arkhitektura g. Tomska [Wooden architecture of Tomsk]. Proc. Tomsk local history museum. V. I. 1927. Pp. 57-64. (rus)

14. MakienkoS. Da budet svet [Let there be light]. Krasnoe znamya Publ., 2004. No. 94. Pp. 1, 5. (rus)

15. Tolochko A.P., Konovalov I.A., Merenkova E.Ju., et al. Gorodskoe samoupravlenie v Zapadnoj Sibiri. [Municipal government in Western Siberia]. Omsk : Omsk State University Publ., 2003. 196 p. (rus)

16. Dmitrienko N.M. Tomsk: Istoriya goroda ot osnovaniya do nashikh dnei [Tomsk: history from its foundation till present days]. Tomsk : Vestnik Journal of Tomsk State University, 1999. P. 78. (rus)

17. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Wooden architecture of Tomsk]. Moscow : Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 184 p. (rus)

18. Gorod Tomsk [The City of Tomsk]. Prilozhenie k gazete 'Sibirskaya zhizn''. Tomsk, 1912. 542 p. (rus)

19. Marareskul A.I., Stakheev O.V. Istoriya razvitiya ulichnogo osveshcheniya goroda Tomska [History of street lighting development of in the Tomsk city]. Coll. Papers 57th Sci. Tech. Conf. Tomsk : TSUAB Publ., 2011. 410 p. (rus)

20. DmitrienkoN.M. Pervye tomskie elektrostantsii [First Tomsk power plants]. Tomskii kalendar' pamyatnykh dat i sobytii na 1991 g. Tomsk, 1991. P. 32. (rus)

21. Istoriya obshchestvennogo samoupravleniya v Sibiri vtoroi poloviny XIX - nachala XX veka [The history of public government in Siberia in the 19th and early 20th century]. Novosibirsk : Sova Publ., 2006. 351 p. (rus)

22. Tomsk. Vodokanal [Tomsk. The water utility]. Available at : http://www.vodokanal.tomsk.ru/history.html (last visited 19.02.14). (rus)

23. Pamyatnaya knizhka Tomskoi gubernii za 1913 god [Memorial book of the Tomsk province, 1913]. Tomsk, 1913. 301 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.