Научная статья на тему 'Офшоры как негосударственные акторы мировой политики'

Офшоры как негосударственные акторы мировой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОФШОРЫ / БАНКИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ДОЛЛАР / ЕВРО / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ЭКОНОМИКА / ДОХОДЫ / ДОЛГИ / НАКОПЛЕНИЯ / КОРПОРАЦИИ / КОНТРОЛЬ / OFFSHORE / BANKS / FINANCIAL SYSTEM / DOLLAR / EURO / NEOLIBERALISM / ECONOMICS / REVENUE / DEBTS / ACCUMULATIONS / CORPORATIONS / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красавин Игорь Вячеславович

В статье рассматриваются формы влияния негосударственных финансовых организаций на государства и мировую политику. Показано устройство существующих международных финансовых систем и объяснена специфика их влияния на реальный сектор экономики и политику государств. Особое внимание уделено роли офшоров в финансовой системе и мировой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offshore Companies as Non-State Actors in World Politics

Different types of non-governmental financial organizations influence onto states and world politics is being investigated in the article. Structure of contemporary international financial systems is shown and specificity of their influence onto real sector and state policy is explained. Special attention is aimed at offshores role in financial system and world politics.

Текст научной работы на тему «Офшоры как негосударственные акторы мировой политики»

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Офшоры как негосударственные акторы мировой политики

И.В. Красавин

В статье рассматриваются формы влияния негосударственных финансовых организаций на государства и мировую политику. Показано устройство существующих международных финансовых систем и объяснена специфика их влияния на реальный сектор экономики и политику государств. Особое внимание уделено роли офшоров в финансовой системе и мировой политике.

С исчезновением Бреттон-Вудской межгосударственной финансовой системы в начале 1970-х гг. и до сего дня растет международное влияние частных и корпоративных финансовых организаций - банков, хедж-фондов, инвестиционных и страховых компаний и т.д. Это влияние, в частности, выразилось в создании офшорных юрисдикций внутри национальных государств, с помощью которых мировая финансовая система не только получила множественное частное управление, не зависящее от государств, но и приобрела фактически экстерриториальный статус. Присутствие офшоров позволило финансовым организациям осуществлять операции с ликвидностью, обходя государственный контроль. Роль банков возросла с расширением мирового финансового рынка, в несколько раз превзошедшего объем мировой торговли и производства. В то же время национальные государства оказываются в зависимости от международных финансовых организаций, с чьей помощью они привлекают аккумулируемый банками частный капитал.

Прекращение действия золотовалютной Бреттон-Вудской финансовой системы было вызвано перенакоплением капитала и сниже-

нием прибылей американских корпораций при одновременном росте мирового рынка, который предъявлял спрос на доллары в гораздо большем объеме, нежели США могли накопить золотых резервов. Целью изменений был контроль вырабатываемой мировой ликвидности и управление с его помощью мировой политикой1. В 1950 -1960-х гг. международная финансовая система была межгосударственной; в 1970 -1980-х гг. международные финансы посредством вненациональных офшорных юрисдикций были переданы из государственных тенет в частное управление. Одновременная либерализация международных финансов и денежное стимулирование экономики в 1970-х гг. имели своим следствием создание евродолларового рынка заимствований, находившегося практически вне какой-либо национальной юрисдикции. Офшоры позволяли деловым организациям и частным лицам уходить от регулирования, налогов и надзора, не нарушая буквы закона. Эти действия наложили ограничения на все сообщества и национальные государства, вначале повысив цену функционирования экономики сообществ2, а затем под угрозой банкротства поставили

Красавин Игорь Вячеславович - к.филос.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. E-mail: krasavin.i@gmail.com

Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Трансформация мира: негосударственные акторы мировой политики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 гг. (Соглашение No. 8813 от 15 ноября 2012 г.).

исполнение все большей части социальноэкономических функций государства в зависимость от их финансовой прибыльности в пользу частных инвесторов.

С этой зависимостью связана прогрессирующая финансиализация национальных экономик, начало которой было положено реформами Р. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании в 1980-х гг. и продолжено в ходе глобализации 1990-х гг. Суть неолиберальной реформы заключалась в том, чтобы расширить пространство вложения инвестиций и извлечения прибылей. Эффективное манипулирование ФРС своей учетной ставкой - в 1981 - 1982 гг. она дошла до 20% - схлопнуло пузырь евродолларовой ликвидности и позволило управлять ею в глобальном масштабе. Государство в свою очередь отказывалось от содержания и оплаты инфраструктуры, предприятий, «социальной сферы», выставляя их на продажу. После приватизации работа этих сфер была дифференцирована в зависимости от платежеспособности клиентов.

В 1990-х гг. схожий набор мер в отношении бедных и развивающихся стран был сформулирован в виде «Вашингтонского консенсуса»3. Политика «консенсуса» состояла в том, чтобы при посредничестве международных организаций -Всемирного банка и Международного валютного фонда - либерализовать и приватизировать национальные экономики бедных и развивающихся стран. Политическая функция переговоров и лоббирования здесь осуществлялась государствами, тогда как экономическая - функция крупными американскими и европейскими банками.

Теория монетарного управления свободным рынком, маргинальная в 1950-1960-х гг., стала пользоваться усиленным вниманием среди менеджмента корпораций, университетских экономистов и деловой прессы, взывавшей к интересам инвесторов4. Банковская сфера подвергается дерегуляции, особенно с 1999 г., когда в США был отменен закон Гласса-Стиголла, совмещая принятие вкладов населения и проведение рискованных инвестиционных операций. Частные и корпоративные деловые организации в связи с возрастанием влияния финансового элемента осуществили практику международного аутсорсинга, что привело к фактическому разделению торгово-производственной и финансовой функций между аутсорсерами в развивающихся и владельцами роялти в развитых странах.

Одновременно интенсифицируются инвестиции в информационные, биологические и прочие технологии (прежде разрабатываемые в военных целях). Такое разделение привело к деиндустриализации развитых стран и началу «третьей индустриальной революции» в сфере 1Т, биотехнологий и т.д., а в странах Восточной Азии - к индустриализации с использованием массового ручного и машинного труда. Крупные корпорации теперь заинтересованы не в обычной собственности на производство и товары, а в интеллектуальной собственности

на права, патенты, бренды и прочие формы роялти, которые приносят основные прибыли5. Из развивающихся стран извлекается дешевый труд, а из развитых - высокая стоимость и объемы продаж.

Другим показателем влияния финансовых организаций стала организация параллельных международных финансовых систем, а именно системы евро, которая была создана при непосредственном участии крупнейших европейских банков и помогла институциализации Европейского союза. Европейская интеграция стала плодом союза крупных компаний, частных евродолларовых финансов и государственных правительств, соединивших в этом объединении устойчивость роста и развития с получением прибыли. Государства страдали от скачков конъюнктуры и опасались стремительных перемещений частных финансовых капиталов, могущих обанкротить любое правительство.

Крупные компании нуждались в увеличении рынков и снижении издержек, связанных с разницей в курсах валют, таможенными барьерами и разными правилами регуляции. Наконец, рынок евродолларов в непосредственной близости к банкам европейских стран давал возможности неограниченного финансирования государств и компаний. Институциональные изменения затрагивали стандартизацию экономики: торговую, монетарную политику, правила конкуренции, валютный союз и постепенную передачу все больших функций по управлению национальными юрисдикциями наднациональной организации.

Поскольку внутренние экономики, налоги и бюджеты оставались национальными, основные меры поддержания стабильности экономики ЕС имели монетарный характер: ЕЦБ все время повышал ставку рефинансирования для сдерживания инфляции, а стабильность валюты поддерживала финансовые операции. Введение общей валюты - евро помогло сделать государственные заимствования у финансовых корпораций основным инструментом поддержания доходов граждан, особенно в небогатых странах типа Португалии, Греции, но также в Испании, Ирландии, Италии, Франции и Австрии: в них зарплаты, пенсии и субсидии финансировались с государственных облигаций6.

Напротив, Люксембург, Бельгия, Германия, Нидерланды и Финляндия сами предоставляли капитал для частных и государственных кредитов. Политика финансовых заимствований подкреплялась бумом в дорожающей недвижимости, что способствовало росту расходов. Расцвет западных стран в 1995 - 2005 гг. был основан на концентрации значительных финансовых средств и создании сервисной (постиндустриальной) экономики. Ее узость, однако, поставила крупные финансовые организации перед необходимостью постоянного поиска выгодных объектов для инвестирования вследствие перманентного перенакопления капитала. После «кра-

ха доткомов» ФРС для поддержки банковской системы снизила стоимость денег до минимума, и с 2001 г. основными объектами финансовых инвестиций стали нефтяные фьючерсы и операции с недвижимостью.

Крупные американские и европейские банки выступили основным источником ликвидности для рынков сырья и недвижимости, что вызвало в 2000 - 2008 гг. строительный бум во многих странах мира, а также увеличение доходов стран-экспортеров нефти, металлов и продовольствия. Доходы бедных и развивающихся стран, по сути, оказались переменной финансовых операций крупнейших банков, страховых компаний, пенсионных и хедж-фондов, чьи вложения во фьючерсы и другие инструменты вызвали рост цен на сырье. Концентрация значительных масс капитала вызвала волны слияний и поглощений среди корпораций, а крупные банки стали совладельцами друг друга.

Зависимость внешней и внутренней политики государств от финансового сектора и работающих на нем организаций стала явной с учащением финансовых кризисов (1997 - 1998 гг. -азиатский финансовый кризис; 2001 г. - «крах доткомов» в США; 2007 - 2009 гг. - мировой финансовый кризис). В ходе этих кризисов национальные экономики испытывали резкий отток ликвидности и были вынуждены проводить болезненные реформы, выстраивая свою экономическую политику в зависимости от предпочтений частных инвесторов и необходимости получения прибылей из максимального спектра социально-экономической сферы, следствием чего стала резкая поляризация населения. Назревающий финансовый кризис в Европе 2012 -2013 гг. непосредственно связан с моделью европейской интеграции, проводником которой выступают банки развитых стран, кредитующие потребление государств Южной Европы и производство государств Северной и Центральной Европы.

С начала 2000-х гг., то есть с введением евро и унификацией торговой политики, южные страны систематически теряли свою производительную, кредитную и покупательную способность, тогда как более богатые страны Центральной Европы, Бенилюкса и Скандинавии, наоборот, их приобретали. В 2010-х гг. торговый и платежный балансы Германии и стран Северной Европы были положительными, а балансы южных государств Евросоюза - отрицательными7. Все это время рост в Восточной и Южной Европе зиждился на инвестициях стран Запада и Севера. Их банки и корпорации выступили главными бенефициарами интеграции, на периферии финансируя спрос, а в центре - предложение.

Этот перекос возмещался государственными займами стран периферии, которые в итоге и сделали их банкротами, когда поток частных прибылей иссяк. После того как в 2010 - 2011 гг. страны Южной Европы (Греция, Португалия, Италия, Испания) оказались неспособными к возврату кредитов, единственным способом

разрешения ситуации была названа приватизация государственных активов в пользу кредиторов -частных и корпоративных финансовых организаций. Статус представителей частного сектора стал сопоставимым со статусом национального государства, организация институтов которого ограничивается в пользу частных лиц.

Целенаправленное ограничение власти государств над частными лицами и их доходами прослеживается на примере офшоров. Государства не смогли ни препятствовать, ни изменить ситуацию, в которой владение основными корпоративными и частными активами привязано к офшорным юрисдикциям, большая часть которых находится внутри национальных государств. Что бы ни происходило в мире, финансовые поступления, проходящие через офшоры, как правило, только растут, что видно из неуклонного роста их ВВП на душу населения8. К сожалению, публично отследить персональную принадлежность этих активов весьма затруднительно, а следовательно, невозможно определить и степень частного индивидуального и коллективного богатства элит богатых и бедных стран, пределы их влияния на конкретные организации.

Более или менее приближенные оценки объема офшорных накоплений к 2012 г. составляют от 21 до 32 триллионов долларов9, являясь, таким образом, самым крупным совокупным частным активом, составляющим примерно от половины до трети ВВП Земли10. Частный интерес является лучшей гарантией нейтралитета и фактической независимости офшоров. Они - «привод» глобальной экономики, через них сообщаются частные, корпоративные и государственные финансы сообществ, даже если те ведут между собой автономную или антагонистическую политику11.

Схемы финансовых связей в международной банковской системе показывают, насколько существенную ее часть составляют офшоры. Согласно выводам Банка международных расчетов, основной поток ликвидности в долларовой системе, как показано на схеме 1, идет от банков в юрисдикции США к офшорным финансовым центрам на Карибских островах и обратно. Второй по значимости поток создан связями между Великобританией и США, и здесь нужно учитывать, что Лондон как финансовый центр сам является аналогом офшора. Большинство финансовых операций банков лондонского Сити проходят через британские офшоры (Джерси, Гернси, Мэн, Британские Виргинские Острова). Швейцария, Гонконг, Макао и Сингапур так же, как и Британия, являются неполными офшорами. Некоторое исключение составляют связи с системой евро, но и в ней значительные позиции принадлежат офшорам - Люксембургу и Лихтенштейну. Что касается связей в системе евро (схема 2), то на ней крупнейший поток ликвидности образован отношениями между зоной евро и Великобританией, которая фактически является воротами в глобальный офшоринг.

И.В. Красавин

Связи в международной банковской системе на конец 2010 г,

Связи в системе доллара США

#

Other

Схема І

Europe

$

Asia-Pac

США - Кариб. ФЦ: $3.8 трлн; США - Британия: $2.7 трлн; США - Евро: $1.1 трлн.

Связи в системе евро ©

Other

о

Схема 2

us

Lat Am

Carib FC

О

Asia FC

Asia-Pac

О

Oil

Евро - Британия: 3.6 трлн;

Евро - растущая Европа: $0.4 трлн;

Евро - США: $0.3 трлн;

Asia FC = азиатские финансовые центры (Гонконг, Макао и Сингапур);

Asia-Pac = Китай, Тайвань, Индия, Индонезия, Корея, Малайзия, Пакистан, Филиппины и Таиланд;

Кариб. ФЦ = Карибские финансовые центры (Аруба, Багамы, Бермуда, Каймановы острова, Кюрасао и Панама);

CH = Швейцария; Раст. Европа = растущая Европа (Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Турция и Украина);

Евро = еврозона, исключая Кипр, Мальту, Словакию и Словению;

JP = Япония;

Lat Am = Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Перу и Венесуэла;

Oil = государства-члены ОПЕК и Россия;

Other = Австралия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция;

UK = Великобритания;

US = США.

Размер каждого круга пропорционален объему трансграничных требований и обязательств банков, расположенных в данном географическом регионе. Толщина линий между регионами А и Б пропорциональна сумме требований банков А всем резидентам Б, обязательствам банков А перед не-банками Б, требованиям банков Б всем резидентам А и обязательствам банков Б перед не-банками А.

Нужно отметить, что только развитые, богатые страны имеют международные финансовые системы. Все остальные страны не в состоянии создать свои региональные финансовые системы, поскольку их экономики для этого слишком бедны и неустойчивы. Их население не предъявляет высокого спроса и не обладает необходимыми доходами. Деловые предприятия и национальные экономики бедных и развивающихся стран специализированы на отдельных отраслях мирового рынка и от финансовых центров в системах доллара и евро зависят больше, нежели от своих соседей, что характерно для стран Латинской Америки, исламских государств и постсоветских стран.

В то же время они активно участвуют в пополнении ликвидностью существующих финансовых систем, используя офшоры для движения капитала. По разным подсчетам, нелегальный отток капитала из развивающихся стран в 2000-х гг. через офшоры сопоставим с государственными накоплениями. Значительная доля нелегальных капиталов принадлежит элитам развивающихся стран, лицам и организациям, их обслуживающим, а их денежные накопления управляются банками богатых развитых стран. Отсюда неизбежно следует политическое влияние государств-центров систем доллара и евро на развивающиеся и бедные страны посредством контроля частных состояний периферийных элит. Из развивающихся стран лишь КНР и Саудовская Аравия обладают золотовалютными резервами, превосходящими объем нелегального оттока капитала, тогда как все остальные проигрывают частной офшорной инициативе12.

Государственные золотовалютные резервы, млрд долл. США Страна Величина нелегальных капиталов, млрд долл. США

3 S00 КНР 1 190 - 2 500

S41 Саудовская Аравия 302 - 380

S00 РФ 500 - 798

3S7 Бразилия 520

320 Южная Корея 779

1S0 Мексика 417 - 500

133 Малайзия 120 - 350

S3 ОАЭ 268 - 296

26 Кувейт 242 - 271

30 Венесуэла 152 - 179

В 2005 г. крупнейшие 50 банков совокупно управляли 5,4 трлн долларов трансгранично инвестированных средств частных клиентов, включая их трасты и фонды. На конец 2010 г. объем средств составлял более, чем 12,1 трлн долларов, что показывает ежегодный темп роста в 16%. Основной частью офшорных средств управляют три крупнейших банка: UBS, Credit Suisse и Goldman Sachs13.

Исключительная роль финансовых организаций характерны для всего корпоративного сектора в целом. 90% корпоративных доходов глобальной экономики через различные формы собственности принадлежит нескольким сотням корпораций. Крупнейшие финансовые организации, в свою очередь, получают 60% дохода реального сектора, а по суммарной капитализации сам финансовый рынок превосходит все остальные виды производства и услуг. Деловые организации образуют экстерриториальную структуру отношений; в каждом сообществе и регионе их связи центрируются вокруг крупнейших участников, образуя локальные центры, и самый крупный из них находится в юрисдикциях западных государств. Он состоит из 49 финансовых компаний (Barclays, JP Morgan Chase, UBS, Deutsche Bank, Credit Suisse, Goldman Sachs и т.д.), которые взаимно полностью владеют друг другом и контролируют 40% всех остальных корпораций14.

На рис. A, B, C, D показана топологическая структура распределения связей корпоративного контроля, обнаруженная в ходе исследования, выполненного учеными из Цюрихского университета С. Витали, Д. Глатфельдером и С. Баттистоном. Общее распределение связей напоминает форму бабочки (А). Связи идут слева направо, сообразно распределению отношений собственности: организации слева владеют организациями справа.

А

IN-Tendrils OUT-Tendrils

Flow of control

Организации, находящиеся в левой части бабочки (B), владеют небольшими долями в акционерном капитале тех компаний, которые находятся в других частях бабочки (in-section, IN). Эти компании, в свою очередь, полностью владеют друг другом, являясь крупнейшими международными банками (strongly connected component, SCC). От них же идут связи в компании реального сектора, в правой части, которые принадлежат компаниям центральной части (out-

section, OUT). Размер каждой части соответствует получаемой ею доле доходов корпоративного сектора. В скобках указан объем получаемого дохода, в процентах, в сравнении со всем корпоративным сектором и количество организаций, в сравнении с остальными корпорациями, в процентах. На левую часть приходится 2,2% всех доходов корпораций, на центр-18,7%, на правую часть (принадлежащую центру)-59,8%. При этом компании в левой части количественно составляют всего 0,6% от общего числа корпораций, компании центра 0,7% и компании правой части 15,1%. Для сравнения: большая часть всего корпоративного сектора, не связанная с финансовым центром (other connected component, OCC), составляет 64% от общего числа корпораций и получает всего 5,8% их совокупных доходов.

B

Как видно из рис. С, крупнейшие финансовые организации образуют не метафорический, а вполне реальный центр, агрегирующий самую значительную часть доходов и собственности корпоративного сектора. Желтым цветом обозначены компании, которые принадлежат организациям, помеченным красным цветом. Толщина линий ко-реллирует с объемом получаемых доходов.

C

На рис. D показано, как выглядели отношения собственности организаций центральной части (до банкротства Lehman Brothers и санирования Bear Stearns и Merrill Lynch).

D

Здесь также нужно учесть, что в использованную статистику не попали офшорные трасты, действующие в интересах частных лиц и не предоставляющие практически никакой отчетности об управляемой собственности, иначе роль левой части бабочки была бы существенно скорректирована.

Финансовые организации играют значительную роль в существующей международной системе и являются основным инструментом проведения политики по преодолению последствий мирового кризиса, вызвавшего экономический спад в развитых странах. Без участия финансовых инвесторов, которыми являются крупнейшие банки, невозможно развитие национальных экономик, и государства вынуждены соразмерять свою внутреннюю и внешнюю политику с интересами финансовых ор------------ Ключевые слова ---------------------

Офшоры, банки, финансовая система, доллар, евро, неолиберализм, экономика, доходы, долги, накопления, корпорации, контроль.

ганизаций. Несмотря на призывы к ужесточению государственного контроля глобальной финансовой системы, очевидно, что ее контроль без участия самих финансовых организаций невозможен. Все это указывает на значительную роль финансового элемента среди негосударственных акторов мировой политики и требует адекватного социально-экономического и политического анализа.

В ряде самых существенных вопросов государственной самостоятельности и суверенитета негосударственные акторы - финансовые организации и частные лица,- представляющие верхушку корпоративного менеджмента и государственной бюрократии, превзошли власть государства. Оно используется как один из видов институциональной организации, устройство и влияние которого может изменяться в зависимости от прибыльности политического управления мировой экономикой. Следовательно, анализ действий финансовых организаций неизбежно включает политические аспекты и требует адекватных концептуальных рамок определения отношений негосударственных акторов и государств.

Krasavin I.V. Offshore companies as non-state actors of World Politics.

Summary: Different types of non-governmental financial organizations influence onto states and world politics is being investigated in the article. Structure of contemporary international financial systems is shown and specificity of their influence onto real sector and state policy is explained. Special attention is aimed at offshores role in financial system and world politics.

------------- Keywords ------------

Offshore, banks, financial system, dollar, euro, neoliberalism, economics, revenue, debts, accumulations, corporations, control.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: Территория будущего, 2006. С. 390 - 400.

2. Имеется в виду инфляция доллара США в 1970-х гг.; 12-кратный рост цен на нефть в 1973 - 1979 гг.; резкое повышение учетной ставки ФРС США в 1981 - 1983 гг., следствием которой стало повышение ставки ЛИБОР на рынке евродолларов, вызвавшее рост задолженности периферийных стран, кредитовавшихся в банках евродолларового рынка в 1970 - 1980-х гг.

3. Williamson J. What Washington Means by Policy Reform. URL: http://www.iie.com/publications/papers/paper.cfm?researchid=486

4. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006; Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: наша позиция. М.: Новое издательство, 2007.

5. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний// Логос. 2007№4 (61).

6. В связи с этим половина стран Европейского союза нарушала Пакт о росте и стабильности, запрещающий уровень госдолга выше 60% от ВВП.

7. Eurostat. Net international investment position in % of GDP, 2001 - 2011, URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/refreshTableAction. do?tab=table&plugin=1&pcode=tipsii10&language=en ; Current account balance in % of GDP, 2001 - 2011, URL: http://epp.eurostat. ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tipsbp10&tableSelection=1 ; General government gross debt (Maastricht debt) in % of GDP, 2001 - 2011, URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&lan guage=en&pcode=tipsgo10&tableSelection=1

8. Jersey, Guernsey, Isle of Man, Bermuda, Cayman Islands, Luxembourg, Liechtenstein, - соответствующую статистику смотрите на: http://www.indexmundi.com .

9. Tax Justice Network. Estimating the Price of Offshore, report 2012. URL: http://www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcat=148

10. World Bank database, URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD/countries/1W?display=graph

11. Bank for International Settlement, 81st Annual Report. Basel, 2010 - 2011. P. 43.

12. Global Financial Integrity Report 2011. Illicit Financial Flows from Developing Countries Over the Decade Ending 2009, URL: http:// iffdec2011.gfintegrity.org/ ; Tax Justice Network report, 2012, URL: http://www.taxjustice.net/cms/upload/pdf/The_Price_of_Offshore_ Revisited_Presser_120722.pdf

13. Tax Justice Network report, 2012.

14. Vital S., Glattfelder J.B., Battiston S. The network of global corporate control. URL: arXiv:1107.5728v2 [q-fin.GN] 19 Sep 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.