Подводя итог, следует отметить, что контакты европейцев с аборигенами носили длительный, постоянный характер. Многое в культуре местных народов было сохранено, а взгляды европейцев подверглись трансформации. Миссионеры способствовали распространению грамотности среди туземцев и, как следствие, формированию среднего класса. Европейская модель обучения давала возможность освоить необходимые, с точки зрения африканцев, профессии, что делало светское образование привлекательным, а миссионеров - полезными для местного населения.
литература
1. Парфенов И.Д. Британская империя: взаимодействие и трансляция культур (полемика в английской историографии) // Новая и новейшая история. Саратов, 1999. Вып. 18.
2. Ajayj J. Christian missions in Nigeria. 18411891. The making of a New elite. L. : Longmans, Green and Co, 1965.
3. Ajayi A. The development of grammar school education in Nigeria // Journal of the Historical Society of Nigeria. 1963.Vol. 4. №2.
4. Ajayi J. Henry Venn and the policy of development // The Journal of the Historical Society of Nigeria. 1961. Vol. 1. №4.
5. Ayandele, E. The Missionary Impact in Modern Nigeria. 1842-1914. L. : Longman, 1966.
6. Cruickshank J. Growth of literacy // Pagent of Ghana. L.,1958.
7. Graf D. Missionary Tour to Labaya Country -1850 // History and culture. 1998. № 1.
8. Isichei E. A History of Christianity in Africa. Lawrenceville: Africa World Press Inc 1995.
9. Mann K. The dangers of dependence: Christian marriage among elite women in Lagos colony, 18801915 // Journal of African History. 1983. № 24.
10. Nduka O. Western education and the Nigerian cultural background. Ibadan: Oxford University Press, 1964.
11. Nwabara, S. Iboland: a century of contact with Britain 1860-1960. N.Y. Humanities Press, 1978.
12. Proceedings of the CMS to Africa and the East. L., 1861.
13. Sanneh, L. West African Christianity. L.: C. Hursy & Company, 1983.
14. Schon J. Christian education. 1841 // Pagent of Ghana. L., 1958.
15. Taylor J. The primal vision. L. : SCM, 1963.
16. Thompson T. The First Missionary // Pagent of Ghana. L., 1958.
17. Porter A. Religion and empire British Expansion in Nineteenth century; 1780-1914 // The Journal of Imperial and Commonwealth history. Sept. 1992. Vol. 20. №3.
Educational policy of the British missionaries in the Western Africa in the second half of the XIX - beginning of the XX century
There is emphasized the importance of revealing not only political, national, religious contradictions that often lead to armed conflicts between nations, but also the factors that could lead to the intercultural dialogue. From this point of view there is considered the work of the European missionaries in the colonial period, first of all in the sphere ofspreading of education among the native population.
Key words: intercultural dialogue, missionary work, educational policy, Western Africa.
Г.Б. ГЛАЗУНОВА (Волгоград)
официальная пресса Британии об ито хиробуми накануне подписания Англо-японского союзного договора 1902 г.
Показано отношение официальной печати Британии к государственному деятелю Японии XIX - начала XX в. Ито Хиробуми. На основе анализа материалов английских газет «Таймс», «Дейли Ньюс» и др. выявлены позиции столичной прессы по вопросам личности Ито, его роли в модернизации Японии и англо-японском сотрудничестве на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: Ито Хиробуми, премьер-министр, английская пресса, Япония, англо-японский союзный договор, дальневосточная политика.
Интерес английского общества к Японии активно проявлялся с середины XIX в., когда европейская экспансия достигла Дальневосточного региона. Закрытая от мира Страна восходящего солнца привлекала и удивляла своей культурой европейцев. Интерес усилился с момента вступления Японии на путь мо-
© Глазунова Г.Б., 2012
дернизации и превращения ее в одну из великих мировых держав.
Появление на Дальнем Востоке нового соперника обеспокоило британское руководство, это отчетливо просматривается и на заседаниях парламента, и в печати. Теперь с культурных особенностей страны английская общественность переключила внимание на ее политическую жизнь, внешнеполитические связи с территориями, представляющими интересы Британской империи, и на стремительные темпы модернизации, охватившие Японию.
Еще в середине XIX в. Япония представляла собой средневековое государство. Революция Мэйдзи и последующие за ней преобразования сломали устои традиционного общества и приблизили Японию к уровню развития индустриальных государств Европы. Появление совещательных органов во власти, введение конституции, предполагавшей двухпалатный парламент по английскому образцу, изменения в системе образования, составление свода гражданских законов, развитие промышленности, инфраструктуры, изменения в быту - все это стремительно меняло саму Японию, образ мысли жителей островов и отношение европейских государств к восточному миру.
Рассмотрим взгляды официальных средств массой информации на одного из «отцов японской модернизации» - Ито Хиробу-ми, премьер-министра Японии, общественного деятеля накануне заключения союзного договора между Англией и Японией. Статья не претендует на всесторонний охват общественного мнения Великобритании в первые годы XX в., т.к. в большей степени проанализированы только лондонские газеты и журналы.
Примечательно, что на протяжении всего времени пребывания у власти Ито хиробуми в роли премьер-министра и в последующие годы английская пресса и английский парламент неустанно восхищались маркизом и проводимой им политикой. «Бисмарк Востока», - так называла Ито газета «Пенни Иллюстрейтед Пей-пер» [11]. «Таймс» писала о нем следующее: «...государственный деятель, занимающий первые позиции не только в собственной стране, но и среди государственных деятелей других великих держав» [16]. Дж. Моррис в своей книге «Создатели Японии» называет Ито «государственным деятелем необыкновенных способностей, действия которого одобряет подавляющая часть японской нации» [6]. В подтверждение этих слов можно привести беседу, состоявшуюся в конце 1900 г. между корреспондентом «Дейли Ньюс» и Та-
кэкоси Ёсабуро, японским ученым и журналистом, где английской общественности маркиз Ито был представлен как самый талантливый государственный деятель и дипломат Японии, человек «либеральных идей и чрезвычайных предвидений, человек мудрый и наиболее ценный» [21].
Посещение Великобритании Ито перед подписанием договора 30 января 1902 г. вызвало реакцию, свидетельствующую о восхищении английской общественностью модернизацией Японии, осуществленной маркизом. Так, в иллюстрированном еженедельнике «Графике» говорилось, что «маркизу Ито обязаны [японцы] больше, чем любому другому живущему человеку <.> то замечательное преобразование, которое в течение поколения вывело Японию из средневековья, поместило ее и социально и политически на равных правах с великими державами цивилизованного мира» [14].
Такое внимание прессы именно к этой персоне не было чем-то необычным. Ито хи-робуми являлся одним из самых популярных политиков Японии в Великобритании и пользовался уважением как среди коллег, так и среди общественности. Об этом свидетельствуют не только многочисленные публикации в лондонских и периферийных газетах и журналах, но и появившиеся в этот период монографии английских миссионеров и ученых, посвященные жизни маркиза и его политике, проводимой в отношении Китая и Кореи.
Чем был вызван такой интерес к данной личности? Почему английскую общественность волновали не только политические взгляды маркиза, но и его личная жизнь, его пристрастия в еде, одежде и других увлечениях?
Ито Хиробуми родился в 1841 г. в семье незнатного самурая. Происхождение обязывало его уже в юности проводить большую часть времени за обучением, соответствующим его положению в обществе. Бусидо*, преданность монарху, идеи национализма - все это было основой обучения молодых людей периода сегуната Токугава. Неудивительно, что Ито являлся сторонником политических движений, стремившихся изгнать «варваров», т.е. европейцев, из страны. однако Япония не могла долго оставаться закрытым от всего мира и преобразований государством. Не-
* Бусидо (досл. «путь воина») - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и нормы «истинного», «идеального» воина.
обходимость реформ была продиктована как внутренними обстоятельствами, так и экспансионистской политикой европейских государств. Нападение командора Перри в 1853 г. показало японцам необходимость военных преобразований. Несмотря на официальный запрет на выезд из страны, Ито и еще четверо юношей направились в Англию, где будущий премьер-министр познакомился с западным образом жизни. Впоследствии Ито Хи-робуми не скрывал впечатлений, которые произвела на него индустриальная Европа: «Мы не имели ни малейшего представления о Лондонской цивилизации и дивились всему, как в сказке <...> видели, что, если Япония не изменится, она обречена на гибель», - вспоминал маркиз [5]. Вернувшись из Европы, он стал сторонником модернизации Японии по западному образцу.
Почти за сорокалетнее пребывание у власти Ито хиробуми вывел Японию на один уровень с европейскими державами. Его карьера строилась вместе с новой Японией. Став первым премьер-министром, он положил начало новой истории своего государства. Даже иностранная пресса обращала внимание на то, каким уважением пользуется премьер-министр у императора Японии и своих внешнеполитических партнеров. Интерес усилился после японско-китайской войны 1894 - 1895 гг., когда Япония показала себя не только как сильное независимое государство, но и как противник европейских держав в экспансии в Китай и Корею. Именно тогда появились первые разговоры о заключении союза между Англией и Японией. Несмотря на решимость английской стороны заключить союзное соглашение с Японией, официальные переговоры откладывались долго. Во многом это объяснялось позицией, которую отстаивал маркиз Ито. Премьер-министр Японии полагал, что приобретение Кореи необходимо осуществить мирным путем, заключив соглашение с Россией на условиях: Корея - Японии, Маньчжурия - России.
Большое влияние, которым пользовался Ито в японском правительстве, давало ему возможность довольно долго препятствовать всяким попыткам вести переговоры о союзе с Англией. Сам Ито, по мнению современников, не принадлежал ни к прорусской, ни к про-английской ориентации, а выступал как сторонник мира, но заключение договора с Россией считал более выгодным, т.к. была высока вероятность, что к союзу с Англией могла присоединиться Г ермания. В этом случае
в разделе Маньчжурии и Кореи был бы еще один участник.
Однако, когда в 1901 г. премьер-министром Японии стал Кацура Таро, ситуация изменилась. Вместе с ним к власти пришла политическая партия военных, стремившаяся к союзу с Англией, позволявшему укрепить позиции Японии в Корее и вытеснить оттуда Россию. Тем не менее маркиз Ито не утратил своего политического влияния и авторитета на международной арене и не потерял внимание прессы. Так, газета «Таймс» с августа 1901 г. пристально следила за путешествием маркиза по Америке и европейским странам, поскольку именно в этот период переговоры об англояпонском союзе вошли в решающую стадию.
Несмотря на тот факт, что текст проекта договора с Англией разрабатывался с лета 1901 г., Ито не оставлял надежды на заключение договора с Россией. Японский посланник в лондоне графа хаяси считал, что «переговоры с Россией бесполезны, так как для нее отказаться от Кореи так же тяжело, как и для Японии» [1, с. 332]. Граф не видел смысла в посещении России, тем более, что к ноябрю 1901 г. проект будущего союза с Англией находился в завершающей стадии. Пользу в переговорах хаяси видел лишь в том, «что намеки на заключение союза с Россией могут ускорить заключение договора с Англией» (Там же, с. 333). Несмотря на уверенность графа в невозможности союза с Россией, пауза в переговорах, вызванная поездкой Ито в Петербург, обеспокоила Лондон. Это явно прослеживается в комментариях английской прессы как перед поездкой маркиза в Россию, так и после нее. Еще за год до турне «Таймс», комментируя отношения России и Японии, приводила слова маркиза о том, что «отношения с Россией более чем дружественные, и нет трений по вопросу о Корее и Маньчжурии» [1]. В ходе визита Ито в Россию «Таймс» ежедневно информировала английскую общественность о переговорах, проводимых экс-премьером с русскими чиновниками [3; 7; 8]. Визит маркиза в Россию представлялся не иначе как «политической спекуляцией» [7], одновременно достаточно холодно комментировались заметки русской прессы о заключении русско-японского соглашения, которое, как уверяли в России, «пойдет на благо всему азиатскому народу» [8]. Английская пресса твердо стояла на том, что путешествие по Европе - это стремление Ито познакомиться с западными достижениями индустриализации и рассматривала турне не ина-
че как частный визит. Указывая на напряженную работу последних тридцати лет, корреспонденты говорили о праве маркиза на отдых и перемены [8].
Из своей поездки в Россию Ито вынес убеждение в том, что компромисс между Японией и Россией практически невозможен. Не завершив переговоры, Ито покинул Россию. Спустя несколько дней по прибытии в Берлин «Таймс» мимоходом упомянула, что маркиз Ито покинул Петербург «в расстроенных чувствах» [16].
освещение всеми средствами массовой информации визита маркиза в Великобританию продолжалось в течение всего времени его пребывания на Альбионе. На следующий день после приезда Ито в Великобританию, 25 декабря 1901 г., в «Таймс» была опубликована статья «Визит маркиза Ито в Англию», где читателя подробно знакомили не только с целями путешествия экс-премьера по Европе и Америке, но и с его жизненным путем, первым посещением Лондона, говорилось о формировании Ито хиробуми как государственного деятеля, его роли в становлении новой Японии, разработке конституции [19]. Автор статьи попытался дать оценку почти тридцатилетней карьере Ито, выделив наиболее значимые ее вехи. Такими датами «Таймс» называет 12 февраля 1890 г., когда была принята новая конституция Японии, 17 апреля 1895 г., заключение договора в Симоносеки, положившего конец войне с Китаем и продемонстрировавшего всему миру достижения японской модернизации, 15 августа 1899 г. - день ликвидации всех экстратерриторий и зависимых договоров с мировыми державами. По мнению «Таймс», несомненно, это явилось главным достижением экс-премьер-министра, а сам Ито сыграл решающую роль в дипломатических отношениях между двумя государствами, которые необходимо скрепить союзом [19].
Несмотря на неофициальный характер визита Ито в Лондон, ему были оказаны почести как высшему должностному лицу. Он был принят первыми лицами государства, включая короля, премьер-министра и других высокопоставленных чиновников [15]. О гостеприимстве, с которым встречали японского гостя, свидетельствуют слова самого маркиза, опубликованные в газетах «Пенни Иллюстрей-тед Пейпер» и «Таймс», описывавших прием в резиденции лорда-мэра Лондона 3 января 1902 г. Маркиз Ито выразил восхищение английским гостеприимством и указал на сердечные отношения, сложившиеся между стра-
нами за прошедшее столетие. Об этом, по его мнению, свидетельствовало не только заимствование Японией технических достижений или социальных институтов, но и тот факт, что большинство его соотечественников говорят на английском языке [10; 18].
В последний день пребывания маркиза в Лондоне в номере «Таймс» появилась заметка о его встрече с японской делегацией, большинство из представителей которой были разработчиками англо-японского союзного договора. Маркиз сердечно поблагодарил их за проделанную работу, которая помогла скрепить неразрывными узами Японию и Англию [17]. Решение было принято окончательно.
Спустя семь лет после подписания договора Ито Хиробуми был убит в Харбине корейским националистом Ан чунгыном. Главы европейских держав и России выразили соболезнования, посольства приспускали флаги, многие зарубежные газеты вышли с черной рамкой, в самой Японии был объявлен траур. На следующий день во многих лондонских изданиях появилась статья «Убийство маркиза Ито». Отдавая должное своему кумиру, «Таймс» писала: «Ито Хиробуми принадлежал к горстке тех людей, которые совершили революцию в Японии, вывели страну из феодального средневековья в мир современных великих держав <.> он занял достойное место в истории своей страны» [20].
Анализируя официальную английскую прессу начала XX в., стоит отметить, что за рассматриваемый период не встречались публикации с негативной окраской или резкой критикой действий Ито Хиробуми. Несмотря на тот факт, что данная статья освещает взгляд английской прессы на маркиза Ито только накануне подписания договора, когда везде раздавались овации в адрес бывшего премьер-министра Японии, нельзя сводить этот акт СМИ только к желанию официальных структур расположить к себе Ито или убедить средние слои английского общества в необходимости союза с Японией. Подобное отношение к Ито Хиробуми существовало в течение всего времени его нахождения у власти. Осуществление западных заимствований и восхищение маркиза европейской (и прежде всего английской) культурой льстило британцам. Однако не стоит полагать, что общественное мнение английской глубинки было столь отличным от столичной прессы. Провинциальная пресса брала на себя роль комментатора международных событий, давала оценку деятельности государственным лицам. Это доказы-
вается рядом публикаций, вышедших в середине 1890-х гг. в газетах Глазго, Бирмингема, Дублина (Ирландия), Кардифф (Уэльс), где не скрывались симпатии к маркизу [4; 9; 12; 13; 22]. В итоге под влиянием прессы в английском обществе сформировался положительный образ государственного деятеля -«восточного джентльмена», несущего благо своему государству.
литература
1. Записки графа Хаяси об англо-японском союзе // Известия МИД. 1913.
2. Interview with marquis Ito // The Times. 1900. October 11.
3. Japan and Russia // The Times. 1901. December 6.
4. Marquis Ito and Chinese Dynasty // Glasgow Herald (Glasgow, Scotland). 1900. October 11.
5. Marquis Ito's early visit to England // Daily News. 1897. September 9.
6. Morris J. Makers of Japan. L., 1906.
7. Russia and Japan // The Times. 1901. December 3.
8. Russia and Japan // The Times. 1901. December 5.
9. Statement by marquis Ito // Freeman’s Journal and Daily Commercial Advertiser (Dublin, Ireland). 1897. July 29.
10. Talk of London. The marquis Ito // The Penny Illustrated Paper and Illustrated Times. 1902. January 4.
11. Talk of London. The marquis Ito // The Penny Illustrated Paper and Illustrated Times. 1902. January 11.
12. The attack on Russia // Western Mail (Cardiff, Wales). 1898. November 29.
13. The crisis in China // Birmingham Daily Post (Birmingham, England). 1900. June 16.
14. The Graphic. 1902. January 4.
15. The king and marquis Ito // The Times. 1901. December 28.
16. The marquis Ito // The T imes. 1901. December 9.
17. The marquis Ito // The Times. 1902. January 7.
18. The marquis Ito in the City // The Times. 1902. January 4.
19. The marquis Ito’s visit to England // The Times. 1901. December 25.
20. The murder of marquis Ito // The Times. 1909. October 27.
21. The new Japanese government // Daily News. 1900. December 19.
22. The visit of marquis Ito to Pekin // Aberdeen Weekly Journal (Aberdeen, Scotland). 1898. November 30.
British official press about Ito Hirobumi before concluding the English and Japanese union agreement in 1902
There is considered the attitude of the British official press to a Japanese statesman of the XIX - beginning of the XX century Ito Hirobumi. On the basis of the analysis of the material from the English newspapers "Times”, "Daily News” and others, there are
revealed the positions of the capital press considering Ito’s personality, his role in modernization of Japan and English and Japanese collaboration in the Far East.
Key words: Ito Hirobumi, Prime Minister, English press, Japan, English and Japanese union agreement, Far Eastern policy.