Марина АПОН
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
В настоящей статье показаны некоторые особенности историко-политического процесса становления официальной газетной периодики и ее роль в государственном управлении России в период с 1860 по 1881 гг. Автор подробно рассматривает основные причины создания и условия функционирования официальных правительственных изданий.
The article analyzes some peculiarities of the development of the newspaper as an official medium with regard to the historical and political context and its role in the governance of Russia from 1860 to 188l. The author considers in details the main reason for the establishment of official government publications and peculiarities of their circulation.
Ключевые слова:
официальная печать, государственное управление, газета «Правительственный вестник»; official press, state administration, newspaper «Governmental Herald».
АПОН Марина Евгеньевна — к.и.н., доцент кафедры управления персоналом СЗАГС, г. Санкт-Петербург aponme@mail.ru
Подробное изучение истории русских газет — необходимая составная часть исследования процесса развития печати в России во всей его сложности. Однако история русских дореволюционных газет до сих пор изучена слабо.
Интенсивный рост газетной печати начался с 1861 г., когда Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Отмена крепостного права дополнялась реформами в политической и идеологической сферах. «Временными правилами о печати», изданными в 1865 г., была значительно смягчена и ограничена цензура, а также расширены рамки частного газетного предпринимательства. Это породило в России настоящий газетный бум. За короткое время появилось множество официальных и частных изданий, неизмеримо возросла роль ежедневной прессы в системе печати.
В 1860-е гг. интерес читающей публики к информации о деятельности правительства удовлетворяли многочисленные газеты и журналы при различных министерствах и ведомствах. Эти издания издавались за счет казны и поэтому имели статус официальных. На их страницах публиковались материалы о состоянии дел в государственных учреждениях и правительстве. К официальной газетной периодике 1860-х гг. относились: орган военного министерства «Русский инвалид», министерства внутренних дел — «Северная почта», принадлежавшие министерству народного просвещения «Санкт-Петербургские» и «Московские ведомости» (неофициальный отдел которых сдавался в аренду частным лицам на конкурсной основе, в силу чего они имели смешанный статус), «Биржевые ведомости» (официальный отдел газеты принадлежал ведомству почт и телеграфов), издание министерства государственных иму-ществ — «Земледельческая газета», а также газеты, издававшиеся в России на иностранных языках («St.-Petersburger Zeitung» — издание министерства народного просвещения на немецком языке и «Journal de St.Petersbourg» — издание министерства иностранных дел на французском языке). В провинции с 1830-х гг. официальная газетная периодика была представлена многочисленным отрядом губернских (и областных) ведомостей, которые издавались губернскими администрациями. Большим успехом у публики они не пользовались, поскольку, как писал Добролюбов, были «до того сухие, что иногда в них целый год ничего не помещалось, кроме перепечатки объявлений вновь выходящих книжек петербургских
и московских журналов»1. Кроме того, их содержание было строго регламентировано законами 1830 и 1837 гг., запрещающими, в частности, публикацию статей на политические темы. В 1860-х гг. в провинции начинает появляться частная газетная периодика. В связи с этим правительство, стараясь укрепить позиции официальной провинциальной прессы, в 1863 г. предоставляет им право перепечатывать из центральных органов политические известия, правительственные распоряжения и руководящие статьи по предметам внешней политики и внутреннего управления2. Правда, согласно секретному циркуляру Министерства внутренних дел от 24 марта 1865 г., начальники губерний должны были наблюдать, чтобы в неофициальной части губернские ведомости не уклонялись от программы и не уподоблялись частным изданиям.
Первой правительственной общественно-политической газетой считается орган министерства внутренних дел — газета «Северная почта» (1862—1868). В 1869 г. газета «Северная почта» была преобразована в «Правительственный вестник» — официальный печатный орган, единый для всех министерств и ведомств. Первый номер вышел 1 января 1869 г. Статус главного правительственного органа газета сохраняла вплоть до 25 февраля 1917 г., все это время оставаясь основным поставщиком официальной информации и трибуной для правительственных заявлений.
Потребность в создании единого правительственного органа печати была продиктована проблемой единства государственного управления, обусловленной отсутствием в России объединенного правительства с однородным составом. Современниками единство государственного управления рассматривалось в двух аспектах — идеологическом (наличие общегосударственной программы) и организационном (наличие центра, объединяющего деятельность ведомств для реализации программы).
Начиная с 1861 г. проблема единства становится актуальнейшей. В условиях проведения реформ заметно обострились противоречия между правящими политическими группировками. Это нашло
1 Современник, 1859, № 10, с. 358.
2 Полное собрание законов Российской импе-
рии. - СПб., 1866, т. 38, отд. 2, с. 204-205.
отражение на страницах ведомственных официальных и полуофициальных изданий. Главы ведомств, придерживаясь разных политических взглядов, допускали на страницах своих изданий критику в адрес других ведомств, одновременно сами подвергались нападкам со стороны частной прессы. Вопрос о сотрудничестве министров и прекращении межминистерских распрей был даже предметом царских призывов к единству.
Главную цель создания единой газеты выразил правитель канцелярии министра внутренних дел Л.С. Маков: «Все ведомства должны будут проводить свои мысли, взгляды и мнения не иначе, как через посредство нового органа («Правительственного вестника». — А.М.). Этою мерою полагается установить до некоторой степени единство в различных частях нашего управления»3. Таким образом, учреждение общеправительственной газеты вполне можно рассматривать как шаг на пути к единству в различных частях государственного управления пореформенной России. Согласно намеченной программе, изложенной в первом номере газеты, «Правительственный вестник» должен был выражать интересы государства, мнение правительства, а не каждого отдельного ведомства.
«Правительственный вестник» представлял собой многополосную газету, которая делилась на три основных отдела: правительственный отдел, отдел внутренних известий и отдел иностранных известий.
В правительственном отделе печатались высочайшие повеления, рескрипты, грамоты, циркуляры и распоряжения разных министерств и ведомств, сведения о движении по государственной службе; систематически обозревалась деятельность различных правительственных комиссий, ученых и благотворительных обществ; регулярно помещались отчеты об уголовных процессах, а также широко и подробно освещались самые громкие политические процессы.
В отделе внутренних известий печатались новости экономической, политической и интеллектуальной жизни России. Поставщиками этой информации были губернские администрации, которые фактически стали корреспон-
3 РГИА, ф. Валуева П.А. 908, оп. 1, д. 575, л. 41.
дентами «Правительственного вестника» на местах. В соответствии с общей программой издания большое внимание уделялось земской тематике и проблемам городского хозяйства. Во внутреннем отделе газеты регулярно публиковалась обстоятельная информация о деятельности органов местного самоуправления — губернских земских собраний и городских дум, помещались полные отчеты их заседаний.
Иностранный отдел освещал важнейшие события международной жизни. Наряду с заграничными телеграммами, в нем печатались статьи, характеризующие социальные порядки и нравы других стран. Последние страницы газеты отводились под рекламу, расписание железных дорог, отчеты банков, биржевой курс, метеосводки.
Таким образом, «Правительственный вестник» фактически являлся плодом коллективных усилий ее штатных сотрудников и многих звеньев государственного аппарата.
Газета «Правительственный вестник» издавалась ежедневно, кроме дней, следующих за воскресными и праздничными, и распространялась по подписке по цене 12 руб. в год и в розницу — по 4—6 коп. за номер. Всего в год выходил 281 номер. Сопоставление цены «Правительственного вестника» со стоимостью годовой подписки за другие издания, а она колебалась от 7 до 14 руб., свидетельствует о том, что цена правительственной газеты не была рассчитана на привлечение массового читателя. Кроме того, «Правительственный вестник», принципиально отказавшийся от «неофициального отдела», не печатавший публицистических, полемических материалов, являлся газетой официально-информативной. Поэтому не удивительно, что он не был популярным массовым изданием.
С другой стороны, использование сведений о подписке и рассылке «Правительственного вестника», сохранившихся в архиве, позволило проследить динамику тиража газеты за исследуемый период. Он приближался к тиражам самых распространенных газет страны, и с его проникновением в читательскую среду нельзя было не считаться. Однако рейтинг газеты не всегда был достаточно высоким и стабильным. В первые пять лет своего
существования «Правительственный вестник» — бесцветный официальный орган, издававшийся тиражом в 9 000 — 10 000 экз. Лишь с 1874 г. тираж газеты растет: в 1875 г. печатается 12 450 экз., в 1877 —1878 гг. — до 12 500 экз.1 Начиная с 1875 г. тираж расходится полностью2.
Как известно, успех не возникает на пустом месте. Данные контент-анализа (проанализировано по 12 номеров газеты за 1870 и 1875 гг., т.е. всего 24 номера) показывают, что за период с 1870 по 1875 г. в деятельности редакции «Правительственного вестника» произошли качественные изменения — значительно усовершенствованы способы воздействия информационного поля газеты на читателя с учетом конкретной исторической ситуации. Сочетание разных видов сообщений в газете в 1875 г. указывает на ее стремление охватить своим влиянием рационально мыслящую часть общества и использовать различные методы обработки сознания. Это свидетельствует о понимании редакцией газеты возросшего политического и культурного уровня населения. С середины 1870-х гг. газета, сохраняя информационный характер, не отказывается от права анализировать и комментировать события и факты, выдвигать свое видение социальных процессов, т.е. стала осуществлять ценностно-ориентирующую функцию.
При этом значительно увеличился объем справочно-рекламной информации. Если в 1870 г. средняя газетная площадь, отводимая под рекламу в одном номере, составляла 34%, то 1875 г. она равнялась 59%. В результате авторитет газеты постепенно растет, и с середины 70-х гг. «Правительственный вестник» прочно удерживает свое место на газетном рынке. Здесь необходимо сказать, что в центре внимания редакции, помимо потребности идеологического воздействия на определенные слои населения, всегда были и коммерческие соображения. С момента своего создания газета издавалась «на коммерческом основании», денежные поступления распределялись на четыре категории: «а) от подписчиков на газету, б) за печатание объявлений и рассылку при газете объявлений, в) от продажи отдельных
1 РГИА, ф. 785, оп. 1, д. 4, л. 62, 64, 194, 253.
2 Правительственный вестник, 5 марта 1875 г.
номеров и дефектов и г) пособия от пра-вительства»1. Однако с 1 января 1879 г.2 по новым правилам «Правительственный вестник» лишался правительственных субсидий.
Безусловно, тиражи газеты, как и ее целевая направленность, не могут точно охарактеризовать читательскую среду газеты и лишь в известной степени очерчивают ее суммарного читателя. А между тем, оценка роли, идейного влияния газеты во многом становится яснее, если установить, к кому обращалась газета и кто ее фактически читал, ибо эти показатели не всегда могут совпадать. Попытаемся охарактеризовать читательскую аудиторию «Правительственного вестника».
В рассматриваемый период «Правительственный вестник» распространялся преимущественно через подписку. Причем огромная доля подписчиков принадлежала к разряду обязательных. Однако число обязательных подписчиков за восемь лет, с 1874 по 1881 г., сократилось на 20%, с 94,6% от общего числа подписчиков до 74,4%. Одновременно росло количество необяза-
тельных подписчиков газеты. Так, в 1875 г. их было 1 450, в 1878 г. — 1 721, в 1881 г. — 2 6303. Основной читатель газеты жил вне Петербурга — в провинции. Постоянными подписчиками «Правительственного вестника» стали представители интеллигентской и чиновничьей среды, занимающие различное положение в административно-управленческой иерархии России.
«Правительственный вестник» был не просто распространителем различного рода правительственных сообщений от верхов к низам, с середины 1870-х гг. он одновременно служил духовным инструментом государственной политики, средством формирования взглядов, позиций людей, их оценок. Таким образом, «Правительственный вестник», будучи важной частью государственного управления, выступал в то же время в качестве связующего звена, посредника между правительством и обществом.
Этим определяется роль и место газеты «Правительственный вестник» в истории государственного управления России второй половины XIX в.
1 РГИА, ф. 785, д. 1, л. 68(об).
2 Там же, д. 1, л. 181.
3 РГИА, ф. 785, д. 4, л. 144; д. 17, л. 11, 135.