Марина АПОН
ФОРМИРОВАНИЕ РЕДАКЦИОННОГО СОСТАВА ГАЗЕТЫ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК»
В статье показан процесс формирования редакционного состава газеты «Правительственный вестник», анализируется уровень обеспечения газеты квалифицированными журналистскими кадрами.
The article describes the process of forming of the editorial board of «Governmental Herald»; the level of skilled journalistic staffing is analyzed.
Ключевые слова:
система периодической печати, редакция, газета «Правительственный вестник», журналистские кадры; system of periodical press, editorial stuff, newspaper «Governmental Herald», journalistic personnel.
История отечественной печати неизменно привлекает внимание исследователей. Тема данной статьи актуализируется в контексте формирования информационного общества и политической модернизации в России в соответствии с общецивилизационными критериями.
Во Всеподданнейшем докладе по Главному управлению по делам печати за 1868 г. отмечалось, что, в отличие от «Северной почты», редакция газеты «Правительственный вестник», как имеющая более обширное значение, должна быть устроена «на иных основаниях». Для успешного решения задач, стоящих перед официальной правительственной газетой, она впервые обеспечивалась «особым штатом» профессиональных работников. В основной состав редакции входили главный редактор, его помощник, два частных редактора для правительственного и внутреннего отделов, помощник редактора отдела внутренних известий, редактор иностранного отдела, четыре корректора, переводчик, два секретаря — один «для заведования внутренней частью и ведения книг, другой для внешних сношений», делопроизводитель «для приема казенных и частных объявлений и надзора за их напечатанием и рассылкою газеты». Причем редактор правительственного отдела не имел «обязанности ничего писать и составлять», он приводил «доставленный материал в ту форму, которая принята для обнародования его в “Правительственном вестнике”»1.
Главным редактором новой официальной газеты с февраля 1869 г. был назначен историк-востоковед, профессор Петербургского университета В.В. Григорьев, впоследствии возглавивший Главное управление по делам печати. Одновременно с огромной научно-педагогической деятельностью Григорьев с 1844 по 1860 гг., т.е. свыше 35 лет, служил в Министерстве внутренних дел. За какое бы дело ни брался Григорьев, «он всюду вносил и новые взгляды, и новые требования»2.
Главный редактор получал от министра внутренних дел «указания и наставления относительно того пути, которым идет правительство по мысли и воле Государя Императора», а также он обязан был докладывать министру о «тех несомненных, на его взгляд, противоречиях с общим направлением дел, какие усмотрит в том
1 Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 785, оп. 1, д. 1, л. 60-66
2 Веселовский Н.И. Василий Васильевич Григорьев по его письмам и трудам. 1816-1881. - СПб., 1887, с. 287.
АПОН Марина Евгеньевна — к.и.н.,доцент иафедры управления персоналим СЗАТС, г. Санкт-Петербург [email protected]
или другом из сообщений». Он имел право самостоятельно решать, какие материалы являются «любопытными и поучительными» для этих рубрик и мог «употребить на приобретение их и денежные средства». Главный редактор нес персональную ответственность за всякую статью, «которая бы оказалась противною не только общим цензурным правилам, но и правительственному характеру этого издания». В Положении о редакции «Правительственного вестника» подчеркивалось, что «Правительственный вестник» — есть орган «правительства, а не главного редактора», и поэтому «никаких личных своих убеждений или воззрений проводить в нем последний не должен, ни в передовых статьях, ни каким-либо иным образом»1. Казалось бы, в таких строгих рамках проявлять инициативу и «вносить свои взгляды» главному редактору было невозможно. Но Григорьева не могла удовлетворить скромная роль исполнителя, следующего диктату министра внутренних дел. Он стремился к тому, чтобы действовать, исходя из собственных убеждений. По свидетельству Веселовского, в бумагах Григорьева сохранился довольно продуманный план правительственной ежедневной газеты, с подробным расчетом, во что может обойтись подобное издание.
Как публицист, Григорьев занимал позицию, близкую к славянофилам. Славянофильская направленность отчетливо отразилась и в программе газеты, составленной им. В газете предполагалось вести речь исключительно о России и даже не отводилось места переводам с иностранных языков. По мнению Григорьева, вопросы иностранной политики — «вздор, не важно для нас: нам важно знать себя». Цель издания — искать пути общественного согласия по важнейшим социальнополитическим проблемам. Газета должна разъяснять и примирять, «потому что споры и несогласия происходят от непонимания, часто намеренного»2. Поэтому в газете предполагалось печатать людей разных направлений, различных идейных и эстетических взглядов, «доставить возможность высказываться оригинальным мнениям». В то же время, по замыслу Григорьева, правительственная газета должна иметь
1 РГИА, ф. 785, оп. 1, д. 1, л. 65-66.
2 Веселовский Н.И. Указ. соч., с. 246.
позицию националистическую и враждебную демократии. Перечисляя принципы, которыми необходимо руководствоваться редакции в своей деятельности, Василий Васильевич первым называет русскую национальность, которая есть верховное мерило ценности и государственного прогресса. Однако все эти идеи так и остались на бумаге.
Безусловно, сильный творческий коллектив, способный обеспечить успех изданию, сложился в правительственной газете не сразу. Об этом свидетельствует отчет третьего отделения за 1869 г., в котором, в частности, отмечалось: «...главный наш орган “Правительственный вестник”, по недостатку дарований его редакторов и сотрудников, представляется явлением вполне бесцветным и служит как бы очевидным доказательством бессилия официального органа по сравнению с теми изданиями, в которых сосредоточилась печать правительству враждебная»3. В результате снизилось число подписчиков, и материальные убытки были налицо. Понимая, что подбор сотрудников и качественный уровень газеты находятся в тесной взаимосвязи, Григорьев осенью 1870 г. обращается к министру внутренних дел с просьбой разрешить реорганизацию редакции с изменением ее личного состава. Однако довести до конца намеченные преобразования Григорьеву не удалось: в ноябре 1870 г. он по состоянию здоровья покинул редакцию.
Главным редактором «Правительственного вестника» с ноября 1870 г. был утвержден поэт, драматург, публицист П.И. Капнист, который завершает структурные изменения редакции, предложенные В.В. Григорьевым. Состав редакции постепенно обновляется, меняет лицо и сам «Правительственный вестник». С приходом к руководству иностранным отделом поэта С.А. Николаевского полнее и интереснее стала освещаться международная жизнь: помимо ежедневной выборки из иностранных газет он вел постоянные еженедельные «Обозрения» — обзоры зарубежных событий, которые вызвали живой интерес читателя, способствовали успеху газеты. К сожалению, С.А. Николаевский по состоянию здоровья вынужден был по-
3 Оржеховский И.В. Администрация и печать между двумя революционными ситуациями (1866—1878 гг.). — Горький, 1973, с. 68.
кинуть Россию и в ноябре 1873 г. ушел из газеты.
Отдел внутренних известий, который возглавлял писатель С.Я. Капустин, как по объему, так и по содержанию занимал в газете «Правительственный вестник» центральное место. Здесь печатались статьи о деятельности земств, о русской провинции, о промышленной жизни страны и других событиях, заслуживающих общественного внимания. Внутренний отдел газеты затрагивал вопросы воспитания и народного образования, занимавшие огромное место в общественной жизни России после отмены крепостного права. Все начинания Капустина поддерживал главный редактор. П.И. Капнист понимал необходимость изменения содержания «бесцветного» правительственного издания. Для того чтобы улучшить и расширить информационную часть газеты, главный редактор решает привлечь к участию в ней различных специалистов, усилить состав «постоянных сотрудников газеты чиновниками разных министерств»1. Однако, делая шаг в сторону профессионального функционирования издания, он столкнулся с трудностями финансового порядка: редакция «Правительственного вестника» была ограничена в средствах. Так, если в 1869 г. на «вознаграждения авторов и чиновников за статьи и извлечения» было выделено 15 000 руб., то в 1870 г. — всего 10 000 руб.
В 1872 г. Капнист снова реорганизует редакцию газеты: должность редактора правительственного отдела «сливалась» с должностью помощника главного редактора, вводились должности помощников редакторов внутреннего и правительственного отделов.
С апреля 1874 г. главным редактором газеты «Правительственный вестник» был утвержден С.П. Сушков — писатель «по церковным и богословским вопросам», получивший военное образование. Он заменил заболевшего П.И. Капниста. Сушков энергично взялся за руководство правительственным органом и уже 20 ноября 1876 г. получил благодарность от начальника Главного управления по делам печати В.В. Григорьева2. Сушков подходит к решению задач, связанных с деятельностью «Правительственного вестника», скорее с консервативных по-
1 РГИА, ф. 785, оп. 1, д. 5, л. 57(об).
2 РГИА, ф. 785, оп. 1, д. 5, л. 294.
зиций: не случайно главный редактор ищет путь к успеху в «обязательной подписке». Однако не чужда ему и мысль, высказанная Герценом в передовой статье первого номера «Колокола», что «пропаганда тогда только начинает быть действительной силой, когда она окупа-ется»3. С.П. Сушков понимал, что читателю должна быть интересна помещаемая в газете информация, в противном случае газета не будет раскупаться. Усвоив эту закономерность прессы, он избегает «по возможности, печатание малоинтересных статей во внутреннем и иностранном отделе газеты», пытается улучшить содержание «Правительственного вестника» за счет заказных статей. Он отмечал: «Главное средство для привлечения на службу в редакцию способных лиц заключается единственно в хорошей оплате труда»4. Необходимо отметить, что именно при главном редакторе Сушкове растет авторитет правительственной газеты в русском обществе.
В 1881 г. главным редактором «Правительственного вестника» становится бывший сотрудник этой газеты, известный писатель Г.П. Данилевский5. Двадцать один год работал Данилевский в газете и почти десять из них был ее главным редактором. Он стремится расширить содержание отдела внутренних известий, старается придать официальной газете литературный характер. При нем в газете заметно усилился интерес к провинциальной жизни. В ней помещались сообщения о различных научных достижениях в России и за границей, а также фельетоны по разным отраслям знаний, литературе, театру и живописи.
В формах проведения политической линии выразилось стремление редакции правительственной газеты усилить воздействие на интеллектуальную часть общества. Это свидетельствовало о понимании редакцией возросшего политического и культурного уровня населения и тяги к свободомыслию. Появление статей, оценивающих и углубленно анализирующих события, способствовало формированию взглядов и позиций читателей в духе проводимой газетой политической линии.
3 Очерки по истории русской журналистики и критики. — Л., 1965, т. 2, с. 271.
4 Там же.
5 РГИА, ф. 785, оп. 1, д. 5, л. 358; Данилевский Г.П. Некролог. — СПб., 1890, с. 8.