Научная статья на тему 'ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / МАТЕМАТИКА / АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АБСТРАКЦИЯ / ЛОГИКА / АЛГОРИТМ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Борисова Е.А., Панцева Е.Ю.

В данной статье рассматривается вопрос выбора языка программирования для обучения студентов экономического вуза и целесообразности применения в обучении языка Visual Basic for Application (VBA), входящего в состав пакета MS Office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА»

представлена у служащих муниципальных образований. Можно предположить, что это связано с формированием фонда заработной платы муниципальных служащих из местного, а не из федерального бюджета. Здесь возникает проблема несоответствия уровня заработной платы и объема вопросов, которые решаются на местном уровне. И эта проблема наблюдается практически во всех муниципальных образованиях. Сотрудникам местных администраций попросту недостаточно средств для обеспечения себе достойного уровня жизни, и поэтому большинство служащих предпочитают заниматься собственным бизнесом , чем решать вопросы населения.

И здесь может выручить мониторинг. Ведь задача мониторинга сводится к проведению анализа уровня жизни населения, выявлению проблем в различных сферах жизни общества и оперативному их решению.

Использованные источники:

1. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. - Москва, 2008. -321 с.;

2. Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края», [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://cmo.khabkrai.ru/monitoring-municipalnoj-sluzhby/ (дата обращения 18.11.13);

3. Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/ (дата обращения 18.11.13).

Борисова Е.А. ст. преподаватель

кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Панцева Е. Ю., к. п. н. доцент, зав. кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин Сызранский филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Россия, г. Сызрань ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос выбора языка программирования для обучения студентов экономического вуза и

целесообразности применения в обучении языка Visual Basic for Application (VBA), входящего в состав пакета MS Office.

Ключевые слова: мышление, математика, анализ, моделирование, абстракция, логика, алгоритм, программирование, язык программирования

Программирование - специфический вид человеческой деятельности, для успешной реализации которого необходимо не только применение приобретенных в процессе обучения знаний и умений, но требуется и наличие определенного стиля мышления, прежде всего, абстрактного, но связанного с решением конкретной задачи. А программирование и следует, в первую очередь, рассматривать как средство развития мышления -абстрактного, аналитического, логического. Для составления программ, как оказалось из собственного опыта, необходимо знание множества математических методов изучения и анализа окружающего мира, то есть математическое знание, причем практически во всех его проявлениях. Именно оно позволяет получить то мышление и умение учиться по книгам, которые попросту необходимы при построении программ. Математика нужна не только для развития мышления: громадное количество математических методов применяется для анализа алгоритмов. Вообще, формальная теория информатики использует все те же математические обозначения и методы, так что без математики не обойтись никак. Но в математике все просто - буквы в выражении могут замениться числами, числа - вот они написаны на бумаге, их можно увидеть. В ЭВМ это связано с размещением этих чисел в памяти, что увидеть нельзя - вот она абстракция! Поэтому студентам не просто дается осознание работы этой операции (присваивание). А без нее при программировании нечего говорить об операциях проверки условий и организации повторений.

Научить программированию не просто, тем более, когда обучаемый не имеет должной подготовки. Большая часть первокурсников имеет весьма слабое представление о программировании вообще, про практические навыки и говорить не приходится. Значительные затруднения при изучении разделов программы, связанных с алгоритмизацией и программированием, испытывают и те студенты, которые изучали основы программирования в рамках школьного курса информатики. Успешной является их весьма ограниченнаяная часть (примерно до 10% от их общего числа). И такая ситуация является достаточно стабильной в течение последних лет. Поэтому, как правило, приходится начинать с азов:

•S анализ поставленной задачи (желательно, приближенной к реальности);

•S определение результата решения задачи (выходных данных);

• определения исходной информации для решения задачи (входных данных), т.е. поиск ответа на вопрос: какая информация необходима для получения выходных документов;

• поиск или составление плана (алгоритма) выполнения действий (операций) для получения результата (выходных документов);

• разделение этого плана на элементарные операции, так как в будущем его будет реализовать не человек, а ЭВМ;

• среда программирования.

Задача преподавателя - научить студента самостоятельно конструировать сам процесс решения профессиональной задачи и, при этом, правильно и обоснованно рассуждать. Человек ничему не может научиться, если не применяет свои знания на практике; обычно задачи решаются по аналогии: либо человек уже знает подобную задачу и ее решение, либо может свести ее к более простой. Таким образом, надо иметь большое количество самых разнообразных задач и давать их студентам для самостоятельного решения. На основании ими выполненных задач можно будет рассматривать новые, это и будет являться залогом успеха. Именно такой набор решенных разных (именно, разных!) задач и будет являться их опытом в программировании, но бывает, что этот опыт крайне трудно дается.

При хорошем подборе заданий появится понимание единства принципов построения и функционирования информационных систем различной природы, процессов управления в природе, технике, обществе. А это и означает обучить студентов мышлению в программировании, и как нужно учиться дальше. Самая серьезная проблема - научить студентов размышлять о программировании как о виде искусства.

Стоит обратить внимание на то, что среда программирования в списке азов занимает последнее место, так как это не самое главное. Это действительно последний этап решения задачи - запись алгоритма на конкретном языке программирования, и этот этап похож на перевод любой составленной инструкции на другой язык (для иностранного пользователя). А для обработки информации на ЭВМ разработаны и используются специальные языки - языки программирования, и их выбор для обучения программированию очень важен. Однако, знание языка, как и владение любым другим инструментом, само по себе ничего не даёт - важнее умение им пользоваться. Уверены в том, что сначала надо учить стандартному (структурному) языку программирования, а потом уже переходить к объектно-ориентированному. Почему? Все языки программирования при любой парадигме «стоят» на трех «китах»: организация присваивания значений, организация проверки условий и организация повторения операций. Их надо знать и этому обучать. Вызывают удивление споры о том,

какой язык изучать - Паскаль, Delphi, Java, а может быть С++, так как это круче? Все это неправильно хотя бы потому, что это сродни выражению «сейчас это модно» (учиться программировать и учиться рисовать меню, например, в Delphi - это совсем разные вещи, не надо об этом забывать). Лучшая позиция должна состоять не в противопоставлении, а в сотрудничестве.

И в этом контексте неоценимую помощь преподавателю информатики в обучении студентов программированию оказывает пакет Microsoft Office. Например, прекрасной средой для начального обучения программированию в вузе (да, и в школе) является Excel со встроенным языком программирования Visual Basic for Application (VBA). В нем очень органично и наглядно можно показать и основы структурного языка программирования, и оперирование с классами объектов (их свойствами, событиями и методами реализации событий). Например, значительная часть первокурсников не понимает смысла операции присваивания, хотя с ними "проходили" три способа сортировки массивов, а в Excel с VBA смысл оператора присваивания, или, как мы его раньше называли - посылка данного в ячейку, прослеживается органично.

Умение обращаться с формулами на листах Excel создает у пользователя иллюзию, что он уже овладел секретами работы с этим приложением, однако для сложной автоматизации требуется знакомство с более глубокими ресурсами. И основной практический ресурс - это язык VBA. Среда программирования VBA, который относится к категории объектно-ориентированных, на наш взгляд, - самая «прозрачная» из всех других известных объектно-ориентированных сред программирования (объект - свойства - методы - события) с точки зрения иллюстрации формирования абстрактного мышления в программировании. Буквально самые первые шаги в использовании VBA показывают, какие возможности есть у пользователя Microsoft Excel для совершенствования своих документов.

В чем же преимущества офисного программирования? Вот только некоторые из тех, что получает конечный пользователь:

•S пользователь всегда работает в единой офисной среде независимо от того, с каким документом он работает в данный момент, и какой программист разрабатывал этот документ;

•S большинство доступных при работе с документами функций являются общими для всех документов, поскольку их предоставляет сама офисная среда. Здесь же отметим единый стиль интерфейса разных документов;

•S пользователь сам, не будучи программистом, способен создавать простые виды документов, постепенно совершенствуясь в этой деятельности;

S идеи визуального и событийно-управляемого программирования получают в офисном программировании свое естественное развитие, а значит, пользователь в полной мере берет в руки управление своим документом; программист, предоставляя средства обработки документа, может даже и не подозревать, чего может добиться с их помощью опытный пользователь. А есть ли преимущества у программиста, работающего в Office? Есть, и их не меньше, чем у пользователя:

S в его распоряжении мощная интегрированная среда: большинство повседневных задач становятся для него простыми -чтобы их решить, в большинстве случаев достаточно стандартных средств;

S там, где стандартных средств не хватает, доступен язык программирования - VBA, существенная особенность которого -возможность работы с объектами любого из приложений. Office - это среда разработки, отвечающая современному принципу: "Простые задачи должны решаться просто". Мощность среды определяется тем, какие задачи для нее являются простыми. В этом отношении Office уникален - круг "простых" для него задач весьма широк. [1,XIV]

Из этого делаем вывод - будущих программистов можно «воспитать», используя офисное программирование. Рассмотрим 10 пунктов, по каждому из которых можно привести ряд доводов в обоснование этого утверждения:

S Представление данных;

S Инкапсуляция данных и вычислений;

S Отображение результатов;

S Машина вычислений;

S Рекуррентные вычисления;

S Работа с массивами;

S Библиотеки функций;

S Оптимизация;

S Хранение данных и работа с базами данных;

S Программирование на VBA. [1,XIV]

Практические занятия со студентами показывают, что освоение принципов программирования на основе использования VBA вполне по силам даже тем из них, кто мало знал до этого о программировании. Главное - присутствует полная уверенность в том, что навыки, полученные при работе с офисным приложением MS Excel с использованием VBA будут полезны любому будущему специалисту, какое бы направление профессиональной деятельности он ни выбрал в будущем.[2, с. 4]

При этом важна и форма организации учебной деятельности, и методика преподавания. Здесь открываются широкие возможности реализации стратегической линии образования на развитие личности,

внедрения нестандартных методов в образовательный процесс. Другими словами, можно отказаться от традиционного построения курса, когда учащимся сообщается большое количество готовых знаний, в надежде, что кому-нибудь из "сильных" студентов удастся самостоятельно выстроить закономерности и постигнуть общие принципы изучаемой дисциплины. По силам это будет немногим. Гораздо труднее для преподавателя организовать на занятиях самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, заставлять их постоянно задумываться "над природой вещей", сообщив лишь небольшое количество исходной информации. Именно эта задача гораздо важнее "зубрёжки" и имеет в будущем положительный результат.

Использованные источники:

1. Биллинг В.А. VBA в Office 2000. Офисное программирование. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 1999. - 480 с.: ил.

2. Кашаев С.М. Программирование в Microsoft Excel на примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 320 с.: ил.

Бочковская И.В. студент

направление «Финансы и кредит» магистерское отделение «Тюменский государственный университет»

Россия, г. Тюмень ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены проблемы потребительского кредитования и выявлены причины возникновения проблем на рынке потребительского кредитования.

Ключевые слова: кредит, потребительское кредитование, процентные ставки, инфляция.

Основная часть трудоспособного населения уже успела столкнуться с банками, взять кредит. Потребительский кредит — это одна из наиболее удобных для населения форм кредитования.

Деятельность российских банков в сфере потребительского кредитования существенно усложняется тем фактом, что нет четко работающей и отрегулированной системы контроля потребительской кредитной истории, которая с успехом работает в большинстве стран Запада. Отсюда возникают проблемы потребительского кредитования в России : 1)Вероятность невозврата кредитных средств банку. Главная проблема невозврата денежных средств, выдаваемых по кредитному договору, заключается в следующем:

• низкий уровень правовой и экономической грамотности населения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.