Научная статья на тему 'Особенности обучения конечного пользователя прикладных программных продуктов языкам пользовательского программирования'

Особенности обучения конечного пользователя прикладных программных продуктов языкам пользовательского программирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ / ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ВСТРОЕННЫЕ ЯЗЫКИ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Смирнов А.А.

Языки пользовательского программирования (End-User Programming, EUP) предназначены для повышения производительности труда конечного пользователя прикладной экономической системы. Коммерческие прикладные программные продукты включают инструментарий, предназначенный для пользовательского программирования. Однако, в настоящее время, в России данные возможности повышения производительности труда не используются в должной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Смирнов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения конечного пользователя прикладных программных продуктов языкам пользовательского программирования»

110

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

интерактива (3d), уникального дизайна и действенного маркетингового продвижения.

Таким образом, подводя итог по использованию интерактивных книг в современном дошкольном образовательном процессе, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, способствуют ознакомлению и изучению культуры народов Севера. Во-вторых, с целью быстрого и глубокого изучения якутского языка. В-третьих, позволит адаптироваться детям с технологиями (Ipad, Iphone, Android) инновационного продукта.

Список литературы:

1. Официальный сайт ГАУ Технопарк Якутия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tpykt.ru/ (дата обращения: 24.07.2014).

2. Официальный магазин мобильных приложений Google play [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/deta-ils?id=ru.bichik.bichik/ (дата обращения: 17.07.2014).

3. Официальный магазин мобильных приложений Google play [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details? id=com.sergeyondevelop.words (дата обращения: 18.07.2014).

4. Официальный магазин мобильных приложений Google play [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://catalog.ykt.ru/card/3156 (дата обращения: 18.07.2014).

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ЯЗЫКАМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

© Смирнов А.А.*

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Языки пользовательского программирования (End-User Programming, EUP) предназначены для повышения производительности труда конечного пользователя прикладной экономической системы. Коммерческие прикладные программные продукты включают инструментарий, предназначенный для пользовательского программирования. Однако, в настоящее время, в России данные возможности повышения производительности труда не используются в должной мере.

* Доцент кафедры Автоматизированных систем обработки информации и управления.

Информационные технологии в образовании

111

Ключевые слова: языки пользовательского программирования, офисное программирование, встроенные языки прикладных экономических систем, повышение производительности труда.

Назначение языков пользовательского программирования.

В настоящее время, существует реальная необходимость повышение производительности труда в различных сферах российской экономики. По уровню ВВП на душу населения Россия примерно в десять раз отстает от стран с эффективной экономикой.

Одним из недостаточно используемых резервов повышения производительности труда у пользователей прикладных программных продуктов является применение языков пользовательского программирования.

Повышение производительности труда конечных пользователей при использовании языков пользовательского программирования обеспечивается двумя аспектами:

Во-первых, благодаря более эффективному использованию имеющихся возможностей прикладной экономической системы. При разработке языков пользовательского программирования предусматриваются широкие возможности по выбору различных вариантов использования программного продукта.

Во-вторых, благодаря повышению творческой активности конечного пользователя прикладного программного продукта. Навыки программирования позволяют однозначно определить логическую последовательность действий для получения заданного результата, а затем проверить, протестировать корректность выполнения созданной последовательности действий.

Языки пользовательского программирования (End-User Programming, EUP) предназначены для повышения производительности труда конечного пользователя прикладной экономической системы. Иногда, вместо термина «языки пользовательского программирования», используется термин «языки пользовательского развития» (End-User Development, EUD).

Обучение программированию можно рассматривать в двух направлениях: во-первых, приобретение навыков программирования; во-вторых, обучение профессиональному программированию. Языки пользовательского программирования, в основном выполняют задачу приобретения навыков программирования.

Язык пользовательского программирования прикладной экономической системы, представляет собой, специально разработанный программный язык. Как правило, языки пользовательского программирования ориентируется на терминологию, привычную для пользователя прикладного программного обеспечения.

Данный подход позволяет конечному пользователю обеспечивать комплексную обработку имеющейся информации при наличии минимально

112

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

допустимых знаний в области программирования. В связи с тем, что объем информации возрастает в геометрической прогрессии, навыки программирования, позволяющие управлять информацией, будут всё в большей степени востребованы конечными пользователями.

По-видимому, важным является влияние навыков программирования на развитие способностей конечного пользователя к логическому мышлению. Программирование представляет собой творческий процесс и, как, любой творческий процесс может оказаться интересен для людей склонных к развитию своих способностей.

Другой характерной особенностью приобретения навыков программирования является необходимость доведения решаемой задачи до конечного результата. Программа, содержащая ошибки не работает. Следовательно, чтобы заставить алгоритм выполняться, необходимо досконально разобраться в логике решаемой задачи.

Данные особенности программирования делают изучение языков пользовательского программирования перспективным направлением. Особенно, если учесть, что конечных пользователей во много раз больше, чем профессиональных программистов.

Возможности языков пользовательского программирования повышать производительность труда конечного пользователя в значительной степени зависят от уровня разработки данных языков.

Простейшие языки пользовательского программирования могут быть реализованы при разработке практически любой прикладной экономической системы без значительных финансовых вложений. Конечно, возможности языка пользовательского программирования в этом случае будут очень ограничены. Однако даже простейший язык пользовательского программирования позволяет сформировать знания по более эффективному использованию прикладного программного обеспечения.

Наиболее широкое распространение среди пользователей получили языки пользовательского программирования программных продуктов Microsoft Office. Программные продукты Microsoft Office имеют свой язык пользовательского программирования, который называется VBA (Visual Basic for Applications). VBA представляет собой язык программирования, предназначенный для расширения возможностей прикладных программных продуктов Microsoft Office, в частности MS Excel, MS Word, MS PowerPoint, MS Access, MS Outlook.

Особенности формирования знания в процессе применения языков пользовательского программирования.

Формирование знаний в области языков пользовательского программирования целесообразно подразделить на отельные сегменты [3]. В результате изучения каждого конкретного сегмента пользователь имеет возможность сформировать и практически использовать усвоенные знания. Разобрав-

Информационные технологии в образовании

113

шись даже в одном, первом сегменте пользователь получает возможность, благодаря применению простейших конструкций повышать производительность своего труда. Таким образом, по мере приобретения навыков программирования, у пользователя постоянно расширяются возможности по более эффективному применению прикладной экономической системы.

Подразделение изучаемой информации по языкам пользовательского программирования на сегменты позволяет определить для каждого из сегментов наиболее важные акценты, которые позволяют пользователям лучше разобраться в особенностях компьютерной обработки экономической информации.

Кроме того, данный подход позволяет рассмотреть процедуру формирования знаний в динамике перехода от пользовательского программирования к программированию профессиональному.

В частности, изучение программирования на языке VBA целесообразно осуществлять в следующей последовательности сегментов:

Сегмент первый. Программирование на VBA с использованием простейших конструкций.

Первый сегмент обучения обеспечивает формирование первоначальных знаний по применению языков пользовательского программирования. Данный сегмент ориентирован на пользователей Microsoft Office абсолютно не знакомых с программированием.

При формировании знаний первого сегмента требуется тщательный отбор необходимой информации. Следует учитывать, что первые шаги психологически очень трудные. Таким образом, при формировании знаний по первому сегменту требуется освоить небольшой объем информации, который тщательно отрабатывается на практических примерах.

По-видимому, при освоении первого сегмента, целесообразно остановиться на разборе канонических структур программирования. Из теории программирования известно, что знание всего трех канонических структур позволяет написать программу любой сложности.

Сегмент второй. Программная обработка структурных типов.

Второй сегмент обучения обеспечивает формирование знаний по обработке информации расположенной в таблице в активном листе имеющейся книги. Освоение материала второго сегмента не требует больших способностей к программированию. Данный материал с успехом может освоить пользователь, который приобрел в программировании самые элементарные навыки. Задачи, разбираемые при изучении второго сегмента, имеют ярко выраженную экономическую направленность. При программировании задач данного сегмента необходимо делать акценты на проверке корректности представления исходной информации. При формировании знаний второго сегмента студенты экономических специальностей должны понять важность и сложность корректного ввода информации.

114

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Сегмент третий. Модульное программирование.

Изучение третьего сегмента ориентируется на формирование более глубоких знаний у тех пользователей, которые заинтересуются программированием. Изучение модульного программирования позволяет понять общие подходы в построении языков программирования, как встроенных в прикладные системы, так и универсальных языков программирования.

Сегмент четвертый. Программирование экранных форм.

Изучение четвертого сегмента связано с формированием знаний об основных принципах объектно-ориентированного программирования. Если учесть, что практически все, разрабатываемое в настоящий момент, прикладное программное обеспечение основано на объектно-ориентированных технологиях, то изучение этого сегмента будет очень полезно продвинутым пользователям. Следует учитывать, что изучение объектно-ориентированного программирования позволяет перейти к профессиональному программированию.

Сегмент пятый. Программирование с использованием архитектуры прикладного приложения.

Освоение пятого сегмента позволяет сформировать знания, которые открывают широчайшие возможности для программной обработки информации, расположенной в прикладных программных продуктах Microsoft Office. Однако материал пятого сегмента доступен, исключительно, тем пользователям, которые сформировали качественные знания по технологии объектно-ориентированного программирования и, таким образом, вышли на уровень профессионального программирования.

Характер взаимосвязей объектов, фиксируется архитектурой прикладного программного приложения. Архитектура программного приложения, прежде всего, зависит от операционной системы, в которой разрабатывалось прикладное приложение.

Сегмент шестой. Управление работой прикладного программного продукта Microsoft Office с использованием сгенерированных конструкций VBA.

Формирование знаний шестого сегмента позволяет эффективно использовать возможности генерации программного кода, которые реализованы в прикладных программных продуктах Microsoft Office. Конструкции встроенного языка прикладных продуктов Microsoft Office могут генерироваться автоматически. Сгенерированные макросы могут включать любую последовательность действий пользователя. Таким образом, пользователи прикладных продуктов Microsoft Office имеют возможность автоматически создавать макросы. В этом случае, пользователи могут пользоваться языком VBA, не изучая используемых конструкций языка.

Важной особенностью является то, что сгенерированные конструкции доступны для редактирования. Таким образом, пользователь может управлять работой сгенерированных в макросе команд. В связи с тем, что VBA

Информационные технологии в образовании

115

является объектно-ориентированной системой, сгенерированные конструкции содержат объекты. Для управления объектами необходимо знание программирования на профессиональном уровне. В том случае, если сгенерированный макрос редактирует профессиональный программист, то возможности управления работой прикладной системы с использованием сгенерированных конструкций в значительной степени возрастают.

Список литературы:

1. Ковалевская Е.В. Метрология качества программного обеспечения в формировании профессиональных компетенций магистров // Информационные технологии в образовательном процессе современного университета: теоретические и методические аспекты: монография. - М.: МЭСИ, 2014. -С. 119-154.

2. Комлева Н.В. Модели и инструменты инновационного развития образования в открытой информационной среде: монография. - М.: МЭСИ, 2013. - 199 с.

3. Смирнов А.А. Методические аспекты преподавания встроенных языков программирования // Информационные технологии в образовательном процессе современного университета: теоретические и методические аспекты: монография. - М.: МЭСИ, 2014. - С. 119-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.