Научная статья на тему 'ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИРОПОРЯДОК И ПОЛИТИКА ГЕГЕМОНА'

ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИРОПОРЯДОК И ПОЛИТИКА ГЕГЕМОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГЕГЕМОН" / "МИРОПОРЯДОК" / "БИПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА" / "МОНОПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА" / "МНОГОПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Славецкий Виктор Юрьевич

На сегодняшний день в международном пространстве функционирует однополярная система. При всех своих минусах и плюсах, она выполняет в свою основную задачу по формированию некого поля правил, в рамах которого действует основная масса игроков на мировой арене. Обусловленный интерес, как в истории, так и современном этапе международных отношений представляет собой политика гегемона. Внешнеполитическое поведение государства мало чем отличается от поведения человека, так как просто проецирует человеческое восприятие действительности в иную проекцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИРОПОРЯДОК И ПОЛИТИКА ГЕГЕМОНА»

УДК. 339.9-327.8

ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИРОПОРЯДОК И ПОЛИТИКА ГЕГЕМОНА

Славецкий В.Ю.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. На сегодняшний день в международном пространстве функционирует однополярная система. При всех своих минусах и плюсах, она выполняет в свою основную задачу по формированию некого поля правил, в рамах которого действует основная масса игроков на мировой арене. Обусловленный интерес, как в истории, так и современном этапе международных отношений представляет собой политика гегемона. Внешнеполитическое поведение государства мало чем отличается от поведения человека, так как просто проецирует человеческое восприятие действительности в иную проекцию.

Ключевые слова: «гегемон», «миропорядок», «биполярная система», «монополярная система», «многополярная система».

На сегодняшний день в международном пространстве функционирует однополярная система миропорядка. При всех своих минусах и плюсах, она выполняет в свою основную задачу по формированию некого поля правил, в рамах которого действует основная масса игроков на мировой арене. В научном и экспертном сообществе сложилось большое количество различных мнений и подходов к истории сложения и функционированию самой системы. В этой многообразной методологической, идеологической и концептуальной палитре является неудивительным наличие столь большого количества разнополярных точек зрения на сложившуюся в 90-х годах ХХ века монополярную систему.

В истории международных отношений нередки периоды частичного или полного доминирования определенной державы или государства. С древнейших времен можно с уверенностью выделить, такие державы, как Ассирийская, Персидская, Македонская, Римская. В новое и новейшее время Испания, Франция, Великобритания викторианской эпохи и на сегодняшний день США[1]. Судьба и исторический путь этих государств весьма различен. В то же время у них у всех есть общее в том, что рано или поздно они переставали быть гегемонами.

Обусловленный интерес, как в истории, так и современном этапе международных отношений представляет собой политика гегемона. Большинство ученых и экспертов считают, что основные причины прекращения гегемонии того или иного государства кроятся в политике проводимой им на мировой арене. Сегодня основная масса специалистов следящих за развитием мировой политики небезосновательно считают, что гегемония США пошла на спад. Прекращение однополярной системы миропорядка это всего лишь вопрос времени и направлений развития событий.

В будущем ученые и аналитики на основе большого количества сегодня секретных документов еще проведут детальный анализ всех аспектов внешней и внутренней политики США. Мы же постараемся посмотреть на проводимую внешнеполитическую линию США с точки зрения неизбежности ее как таковой.

Начиная анализ внешнеполитической линии современного гегемона, мы исходим из нескольких основных факторов. Во-первых, основной задачей политики доминанта является сохранение доминирующего положения. Во-вторых, получение максимум преференций и выгод от сложившейся ситуации. В-третьих, внешнеполитическое поведение государства мало чем отличается от поведения человека, так как просто проецирует человеческое восприятие действительности индивидуальное или коллективное в несколько иную проекцию.

Подтверждением соотносимости поведения человека и государства как такового, является идентичность их поведения в ситуации доминирования. Человек в случае приобретения статуса

доминанты рефлексивно стремиться к двум вещам. Первое это защита своего доминирующего положения. Второе это извлечение максимальной выгоды из полученного доминантного статуса.

Такая рефлексия была приобретена нами в еще эпоху зарождения человечества. Такое поведение присуще не только нам но, и значительной части живого мира. Это основа существования и трудно было бы предполагать, что поведение гегемона в лице государства или державы будет чем-то значительно отличаться от данных базовых установок по защите и получению преференций.

В начале 90-х годов ХХ века США стали без заговорным доминатом после распада Советского Союза[2]. Объективно всю политику мирового гегемона можно поделить условно на несколько важных периодов. Первый период относится к 90-м годам ХХ века - первому и началу второго десятилетия XXI века. Данный период характеризуется открытым стремлением США к трансформации мира под свои потребности. В данном процессе можно выделить три основных цикла. Во-первых, полное доминирование в Европе. Здесь определяется два основных направления. Первое, грубейший раздел Югославии, как в рамках подчинение своему контролю нестабильного балканского региона. Политическая элита старой Европы помнит, что именно там возникло большинство конфликтов, так и в рамках создания постоянно тлеющего конфликта (Косовский прецедент)[3].

Другим направлением стала работа по денационализации политической элиты европейских стран. Удивительным образом во главе некоторых европейских встали лица, ранее бывшие граждане США или проходившие обучение в американских вузах. При этом был создан интересный механизм индивидуальной лояльности европейского политика. По завершению срока полномочий в своей стране он с успехом может продолжить свою карьеру в институтах Европейского Союза или НАТО. Формируется своеобразный механизм превалирования личных интересов над коллективными.

Во втором цикле используя события 11 сентября, США полностью утвердило свой геополитический контроль над почти всеми регионами планеты. Под флагом борьбы с международным терроризмом, доминанту удалось построить новую сеть военных баз, логистических структур.

В третьем цикле путем применения технологий бархатных революций были взорваны регионы Северной Африки и Ближнего Востока. Исчезновение государственных институтов, в таких странах как Ливия, Сирия привело к свободному доступу дешевого контрафактного сырья углеводородов и много другого на мировой рынок. На постсоветском пространстве это события в Грузии, бархартные перевороты в Киргизии, Молдове и наконец, события 2014 года на Украине[4]. В экономическом плане весьма интересны события с миллиардными штрафами в отношении концерна «Volkswagen», санкциями, и торговыми войнами с КНР.

Уже в начале второго десятилетия XXI века мировой доминант почувствовал жесткое стремление некоторых стран к изменению состоявшегося однополярного миропорядка. С точки зрения психологического фактора мы видим, что гегемон в лице государства, так же как и субъект живой природы, сразу же принялся защищать свое доминирующее положение. Оценивая поведение животных в борьбе за лидерство можно определить две основные фазы. Первая фаза представляет собой действия по запугиванию и угрозам в адрес соперника, который пытается оспорить лидирующие позиции. Второй фазой всегда представляется прямое столкновение конкурирующих сторон.

Рассматривая агрессивные действия США по отношению к отдельным государствам свободно можно определить их видение угроз по отношение к своему доминирующему положению. Как это не удивительно, но в числе государств оказывающих потенциальную угрозу находится Германия. Определенные экономические успехи Германии в четвертой четверти ХХ века и начале XXI века превратили ее в экономический локомотив ЕС. Во втором десятилетии постепенно экономическое доминирование стало трансформироваться в политическое лидерство. Все это происходило на фоне крайне неудачной политики Франции, как в ЕС так и в мире.

Успешное продвижение кандидатов и лоббирование интересов в Брюсселе начал превращать Германию в лидера. С появлением лидирующего государства, Европейский Союз

имеет все шансы превращения из аморфного объединения в сильный союз с собственными интересами в геополитическом и геоэкономическом пространстве. При этом США лишалась как минимум двух баз своего лидерства. Первое ряды и бюджетные возможности НАТО значительно уменьшились. Второе гегемон лишался возможности выступать от имени коллективного Запада. Жесткая реакция со стороны гегемона последовала незамедлительно. Комбинированный удар был нанесен важным экономическим отраслям Германии.

Концерн «Volkswagen» подвергся жесткому штрафному прессингу[5], а вслед за ним давление было оказано на все автомобилестроение Германии. Многие немецкие предприятия понесли значительные убытки из-за санкций против России. Национальному банку Германии было отказано в экстрадиции золота хранящегося в хранилище федеральной резервной системы США.

Третьим самым важным шагом запугивания Германии или превентивных мер по ее возможности подрыва позиций мирового доминанта стал Brexit[6]. По своей сути одна из самых эффективных операций США по восстановлению контроля на европейским пространством. Не смотря на всю шумиху вокруг Вгехка, метания правительства Великобритании, обвинения в адрес Москвы и другое, отчетливо видно что, это просто запланированный продуманный и инсценированный удар по Европе и Германии.

Во-первых, Тони Блэр полностью подконтрольная политическая фигура Вашингтону, без санкции из Белого дома не допустил бы даже обещаний в этом направлении. Во-вторых, общественное мнение большинства было подготовлено в направлении Вгехка. Политическим лидерам выхода из ЕС, не было не оказано ни какого административного и политического противодействия в их антиевросоюзовских действиях. Во всем этом театре проигравшими стали ЕС и Германия.

После выхода Великобритании третьего по объемам донора ЕС, доходная часть бюджета значительно просядет. Финансирование значительной части дотационных сфер и государств по поддержанию относительно высокого уровня жизни в странах Европы по линии ЕС существенно сократится. Возникнет сложная ситуация в которой Германия и что еще менее вероятно Франция возьмут на себя дополнительные расходы.

Во-вторых и самое главное, выход Великобритании из ЕС навсегда лишает эту организацию и любого ее лидера легитимного права говорить от имени всей Европы со всеми вытекающими из этого последствиями. Впредь попытки защиты, выражения собственных интересов, еще в особенности с лидирующей Германией будут вызывать некоторые аналогии с ХХ веком, давая возможности Великобритании и за ее спиной США поднимать знамя борьбы за свободу и демократию в Европе, как против Германии, так и против Франции в случае необходимости. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт XIX-XX веков.

В-третьих, наиболее отчетливо это понимают в Берлине. Именно позиция Германии обуславливает довольно жесткий сценарий выхода Великобритании.

Другим явным направлением политики запугивания стали санкции против Российской Федерации. Объективно Россия на сегодняшний день единственная страна способная в военном столкновении если не победить США и ее союзников по НАТО, то нанести невосполнимый удар, что приведет к неминуемой потере доминирующего положения. Единственным способом с точки зрения доминанта показать свое превосходство был удар по темпам роста российской экономики и сокращение ее ресурсной базы.

В начале второго десятилетия принимаются первые санкции, знаменитый «список Магнитского» и ряд других. Проблема в санкционной политики США заключается в том, что для РФ гегемон не является основным внешнеэкономическим партнером. Первые санкционные действия не привели к желаемым результатам. Тогда успешно была разыграна «европейская карта», своеобразный козырь Украина. Основные европейские страны не хотя, но приняли санкционный пакет против России[7].

Европейские санкции и последовавшие за ними события в определенной степени затормозили темпы роста российской экономики. В то же время вызвали процессы в будущем значительно усилят экономический суверенитет потенциал России. На сегодняшний момент

гегемон продолжает использовать санкционное давление на экономику РФ в виде постоянного продления санкций со стороны Брюсселя.

Другим не менее интересным направлением защиты доминирующего положения стало обострение экономических отношений с Китаем. Объективно экономика КНР, не смотря на некоторые свои недостатки, превзошла по своим размерам экономику США. Важным моментом для экономических взаимоотношений данных стран является отрицательное внешнеторговое сальдо для американской стороны. Сохранение лидирующего экономического положения США на современном этапе достигается лишь благодаря контролю и по сути дела присовокуплению экономики и экономического потенциала Евросоюза.

До недавнего времени весь экспертный и научный мир говорил о настоящем экономическом противостоянии между США и КНР[8]. Страсти вокруг начавшейся борьбы утихли в связи со всемирной эпидемией COVID-19. Всем понятно что не смотря на уже достигнутые договоренности между двумя странами, противостояние продолжится. Всемирная пандемия COVID-19 качественно изменит мир и существенные изменения уже произошли в экономической сфере.

Республике Казахстан, как и другим государствам в построении собственной дальнейшей внешнеполитической линии необходимо исходить из нескольких определяющих внешних факторов. Во-первых, политика мирового доминанта будет направлена на сохранение своего лидирующего положения. Жесткость механизмов и путей ее реализации будет зависеть от степени угрозы имеющегося статуса. Изменение системы миропорядка в будущем на двух полярную или многополярную в плане внешней опасности ни чего не изменят. Как показывает исторический опыт, два доминанта обязательно начнут борьбу за единоличную гегемонию с отсутствием личного столкновения и множеством региональных конфликтов с поочередным вовлечением. Многополярный мир не принесет мира и спокойствия. Центры притяжения рано или поздно, также начнут неминуемую конкуренцию с последующей борьбой за превосходство.

Библиографический список

1. История международных отношений в новое время. 1640 - 1918 гг. : учебник для студ. вузов / К. И. Байзакова. - Алматы : ^азак университет^ 2006 - . Ч. 1. - 315 с.

2. Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д.Богатурова. Том второй. События 1945-2003 годов. — Изд. 2-е. —М.: Культурная революция, 2009.— 720 с.

3. Строева А.С. Проблема признания Косова. https://cyberieninka.ru/artide/n/prablema-priznaniya-kosova

4. Николай Стариков. Украина: хаос и революция - оружие доллара. http://liv.piramidin.com/politica/starikov n/starikov n ukraina-khaos i rev /starikov_n_ukraina-khaos_i_rev.htm

5. DW. Volkswagen выплатит США еще 4,3 млрд долларов. https://www.dw.com/ru/volkswagen-выплатит-сша-еще-43-млрд-долларов/a-37096150

6. Спутник. Brexit — выход Великобритании из Евросоюза. https://sputnik.by/trend/brexit-

news/

7. Войников В.В. Ограничительные меры ЕС в отношении России: правовая природа и проблема имплементации. https://cyberieninka.m/artide/n/ogranichitelnye-mery-es-v-otnoshenii-rossii-pravovaya-priroda-i-problema-implementatsii

8. Виноградов А.О., Салицкий А.И., Семенова Н.К.. Американо-китайская экономическая конфронтация: идеология, хронология, значение. http s://cyberleninka.ru/arti cle/n/amerikano-kitayskaya-ekonomicheskaya-konfrontatsiya-ideologiya-hronologiya-znachenie

Славецкий Виктор Юрьевич, доктор PhD., старший преподаватель кафедры Международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.