Научная статья на тему 'Однополая дружба в подростковом возрасте как социально-психологическая предпосылка формирования гомосексуальных отношений у женщин'

Однополая дружба в подростковом возрасте как социально-психологическая предпосылка формирования гомосексуальных отношений у женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4781
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОПОЛАЯ ДРУЖБА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SAME-SEX FRIENDSHIP / ADOLESCENCE / HOMOSEXUAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курочкин О. Е., Дубовый Л. М.

В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования дружеских отношений девушек с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT SAME-SEX FRIENDSHIP AS SOCIO-PSYCHOLOGICAL PRECONDITION OF FEMALE HOMOSEXUAL RELATIONSHIPS FORMATION

The article describes the results of the empirical study of friendship relationships among homosexual and heterosexual females in the period of adolescence.

Текст научной работы на тему «Однополая дружба в подростковом возрасте как социально-психологическая предпосылка формирования гомосексуальных отношений у женщин»

УДК 159.922.1

ОДНОПОЛАЯ ДРУЖБА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОМОСЕКСУАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН

© 2010 О.Е.Курочкин, Л.М.Дубовый Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского

Статья поступила в редакцию 30.03.2010

В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования дружеских отношений девушек с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией в подростковом возрасте.

Ключевые слова: однополая дружба, подростковый возраст, гомосексуальные отношения.

В последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась борьба сексуальных меньшинств за свои права. Стремление представителей гомосексуальной ориентации добиться легитимности однополых отношений соответствует общемировой тенденции, согласно которой все больше и больше стран разрешает регистрацию однополых браков. В нашей стране борьба гомосексуалов за свои права сталкивается с активным сопротивлением со стороны гомофобно настроенного большинства, что создает дополнительное напряжение в отношениях между представителями разных сексуальных ориентаций. Это связано с тем, что вплоть до 1993 года гомосексуальность в нашей стране считалась уголовным преступлением и в то же время психическим заболеванием1, что с одной стороны способствовало формированию негативных стереотипов в восприятии сексуальных меньшинств, а с другой - сдерживало проведение чисто психологических исследований, так как под гнетом асексуальной советской идеологии гомосексуальность, отданная на откуп судебной психопатологии, как научная проблема по сути не рассматривалась. Так, изучение гомосексуальности в СССР ограничивалось редкими попытками лечения однополого влечения в условиях психиатрических клиник, а результаты зарубежных исследований в этой области из-за непроницаемости железного занавеса были в большинстве случаев просто недоступны.

Таким образом, сегодня мы столкнулись с проблемой дефицита достоверных сведений о природе гомосексуальности и психологических

Курочкин Олег Евгеньевич: ассистент кафедры обшей психологии, аспирант кафедры прикладной психологии. E-mail: oekur@rambler. ru

Дубовый Леонид Михайлович: кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной психологии. E-mail: tribelck@sura.ru

1 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный

свет на заре. - M.: 2006. - С. 361.

особенностях представителей различных сексуальных ориентаций. Даже снятие запрета на публичное обсуждение проблемы однополого влечения не вызвало бурного всплеск психологических исследований в этой сфере. Тем не менее, усилиями целого ряда исследователей (И.С.Кон, Д.Д.Исаев, Н.М.Романова, И.Г.Бе-кова, Н.Нартова и др.) удалось накопить определенный объем информации, собранной исключительно на российских выборках испытуемых, но все же в теоретическом анализе проблемы гомосексуальности в основном приходится опираться на труды зарубежных исследователей. Между тем работы как российских, так и иностранных авторов посвящены преимущественно мужской гомосексуальности, а причины однополого влечения большинство психологических концепций и теорий усматривает в особенностях отношений пре-гомосексуального ребенка (ребенка в зрелости ставшего гомосексуалом) со своими родителями в период раннего детства. Не оспаривая значимость детско-родительских отношений в формировании психологического своеобразия ребенка, нам все же кажется необоснованным практически полное исключение психологическими исследованиями роли сверстников из процесса становления гомосексуальной ориентации у женщин.

Согласно Д.Б.Эльконину, интимно-личностное общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте2 и при этом совпадает с началом бурного полового созревания, что обостряет взаимоотношения полов и придает особую значимость сексуальной сфере в жизни подростка. Подростковая дружба характеризуется практически исключительной однополостью (гомосоциальностью), а отношения в девичьих дружеских диадах, в сравнении с отношениями мальчиков, отличаются высокой степенью

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6 - 20.

интимности и эмоциональности3, что может создавать благоприятные условия для формирования определенных установок к представителям собственного пола, которые в последствии могут способствовать появлению гомосексуальных предпочтений. Поэтому однополый характер подростковой дружбы может являться важной социально-психологической предпосылкой формирования гомосексуальных предпочтений в зрелом возрасте.

Так, по мнению Г.С.Салливана4 (H.S.Sullivan), в пред-подростковом возрасте ребенок впервые сталкивается с таким чувством как любовь, но испытывает он его, прежде всего, к представителям собственного пола - «изофи-лическая близость». Любовь в данном случае понимается Г.С.Салливаном в асексуальном смысле, как близость двух людей, основанная на взаимном уважении, альтруизме и характеризующаяся сотрудничеством, а не конкуренцией и соперничеством, как на ювенильной стадии развития. В то же время пред-подростковая стадия плавно переходит в подростковую, где объект близости сменяется с представителя собственного пола на представителя противоположенного пола. В этом смысле однополая дружба в пред-подростковом возрасте выступает в качестве базы для формирования и отработки навыков, необходимых для построения гармоничных интимных отношений с противоположенным полом на подростковом этапе развития. Но, по мнению Г.С.Салливана, «вследствие продолжительной изофилической близости у подростка может сформироваться соответствующая его потребностям устойчивая гомосексуальная ориентация»5.

По схожему пути в своих рассуждениях идет и другой американский исследователь М.Стормс (M.Storms). Он считает, что определенные темпы полового созревания в сочетании с высоким уровнем гомосоциальности ближайшего окружения могут способствовать развитию гомосексуальных склонностей у определенных детей6. Так, детские сообщества, как правило, однополые и в случае раннего полового созревания ребенок все еще общается исключительно с представителями собственного пола7. В результате происходит своего рода импринтинг, при котором в сознании подростка сексуальное влечение прочно увязывается с представителями своего, а не противоположенного пола. В качестве доказа-

3 Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: 2005. - С. 287.

4 Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. - М.; СПб: 1999. - С. 245.

5 Там же. - С. 256 - 258.

6 Storms M.D. A theory of erotic orientation development // Psych. Rev. 1981, Vol. 88. P. 340 - 353.

7 Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет

на заре. - M.: 2006. - С. 382.

тельства М.Стормс приводит статистику, согласно которой половое развитие детей, в последствии ставших гомосексуалами, началось значительно раньше их гетеросексуальных сверстников8.

Д.Мани О.Мопеу) так же усматривает в им-принтинге возможную причину гомосексуальности, но отмечает, что его воздействие может быть просто случайностью - в некий критический момент сексуальное возбуждение совпадает с близостью с представителем собственного пола, что не обязательно должно быть связано с ранним половым созреванием9.

Несколько противоположенной точки зрения придерживается Д.Вайнрик (J.Weinrich), считающий, что гомосексуальность может формироваться не столько на основе включения пре-гомосексуального ребенка в однополое сообщество, как предполагает М.Стормс, сколько, наоборот, из-за невозможности полноценной интеграции ребенка в это сообщество. То есть феминизированный мальчики подвергаются остракизму со стороны более маскулинных сверстников того же пола, а маскулинные девочки исключаются из групп более полотипизированных сверстниц. Гомосексуальность здесь формируется по принципу компенсации - мальчики хотят, чтобы их любили отвергавшие их мужчины, а девочки тянутся к фемининным женщинам10.

Так же на чувстве непохожести пре-гомосексуальных детей на своих сверстников строится теория Д.Бема Ф.Вет), названная им «Экзотическое становится эротическим». Согласно Д.Бему, биологические переменные (гены, гормоны, строение мозга) напрямую сексуальную ориентацию не предопределяют, но, влияя на общий уровень активности ребенка и его темперамент, биологические факторы формируют определенную поведенческую направленность, свойственную или несвойственную его полу. Например, девочка, предпочитающая в силу своей повышенной активности подвижные и энергичные игры, которые в целом характерны для мальчиков, начинает ощущать чувство своей «экзотичности» - непохожести на сверстниц. Такая девочка практически не общается с другими девочками, и основной круг ее друзей составляют именно мальчики. При этом мир сверстниц в связи с его недоступностью кажется ей чем-то загадочным, а потому интересным и притягательным. В результате в общении с собственным полом у таких детей возникает «неспецифическое автономное возбуждение» (чувство неловкости и напряженности), которое посте-

8 Storms M.D. Theories of sexual orientation // J. Pers. Social Psych. 1980. Vol. 38. P. 783 - 792.

9 Клейн Л.С. Другая любовь. - СПб.: 2000. - С. 152.

10 Кон И.С. Лики и маски однополой любви.... - С. 383.

пенно эротизируется, выступая основой для формирования гомосексуальной ориентации11.

Роль сверстников в формировании психологических предпосылок становления гомосексуальной ориентации у девушек имеет и определенные эмпирические подтверждения. Так, по данным исследования А.Кинзи, проведенного еще в 40-х годах ХХ века, 54 % мужчин и 35 % женщин участвовали в допубертатных сексуальных играх со сверстниками собственного пола12. Это вовсе не означает, что все дети, участвовавшие в однополых сексуальных играх, в последствии стали гомосексуалами, но подобный опыт, по нашему мнению, способен сформировать определенные установки к гомосексуальности и при определенных условиях может поспособствовать переориентации зрелого индивида с гетеросексуальных на гомосексуальные отношения.

Причина транзиторной (проходящей) подростковой гомосексуальности заключается не только в склонности подростков к экспериментированию со своим телом и поиску новых ощущений, но и в некоторой напряженности отношений между полами, неадекватном восприятии мальчиками и девочками друг друга, низкой сексуальной просвещенности подростков. С.Б.Борисов в своем анализе подростковых девичьих сообществ приводит пример негативной установки 12-летней девочки к коитальному механизму зачатия ребенка: «Для меня это показалось чем-то очень ужасным... я не могла представить себе, что мои родители тоже этим занимались, ведь у них были мы с сестрой»13. Так как девичье восприятие отношений с противоположенным полом строиться, прежде всего, на романтике и любви, «грязно»-физиологическая и вульгарно-сексуальная модель репродуктивного поведения может рассматриваться как некий «культурный шок» для девочек-подростков, определенного рода семантическая революция в девичьем сознании14. На этом фоне не удивительно, что девочки чаще мальчиков являются неудовлетворенными первым гетеросексуальным опытом, испытывают угрызения совести или сожалеют о содеянном15. При этом, как показало недавнее исследование М.В.Дыдалевой, для юношей и девушек, «неудовлетворенных опытом сексуальных отношений» с противоположенным полом, наиболее значимыми являются коммуни-

11 Bem D. Exotic becomes erotic: a developmental theory of sexual orientation // Psych. Rev. 1996. Vol. 103 (2). Р. 320 - 335.

12 Кон И.С. Лики и маски однополой любви.... - С. 390.

13 Борисов С.Б. Культурантропология девичества. -Шадринск: 2000. - C. 18.

14 Там же. - С. 19.

15 Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI

века: Социально-педагогический анализ. - Дубна: 2001.

- С. 200 - 207.

кативные эмоции, связанные с потребностью в общении, поддержке и сопереживании16 и основным источником которых выступает для девушек лучшая подруга, то есть представительница собственного пола. Это вызвано тем, что гендерная социализация в нашем обществе традиционно строиться таким образом, что в девочках с самого раннего детства поощряется развитие таких качеств как чувствительность, эмоциональность, эмпатия, нежность, сострадание, а в мальчиках - смелость, агрессивность, эмоциональная сдержанность и т.д. В связи с этим у представителей разных полов искажается восприятие друг друга и отношений между ними. Как показывает одно из недавних исследований, девушки подросткового возраста даже в романтических отношениях с представителями противоположенного пола в первую очередь ориентированы на «поиск друга», в то время как позиция мальчиков сводится к визуальным предпочтениям «женского тела»17. Данное противоречие может служить основанием для развития некоторых страхов в построении интимных отношений с противоположенным полом у девочек. Эти страхи способны надолго удержать подростка в однополом сообществе, так как отношения между девочками характеризуются гораздо большей интимностью, близостью, искренностью и открытостью, чем отношения между мальчиками, что служит для девочек основой ощущения безопасности и источником положительных эмоциональных переживаний. Как пишут Е.Лацци и М.Канторова, «в ситуациях, когда девушки убеждены, что секс - это плохо и стыдно, их совершенно естественные, но сознательно подавляемые сексуальные желания переносятся на подруг, с которыми нельзя потерять невинность, от которых нельзя забеременеть»18.

Весьма показательным является тот факт, что в женском гомосексуальном сообществе грань между дружбой и любовью в значительной степени стирается, а понятие «подруга» приобретает совершенно особый и многозначительный смысл19.

16 Дъдалева М.В. Отношение современных юношей и девушек к сексуальной жизни // Материалы II международной конференции молодых ученых «Психология -наука будущего». - М.: 2008. - С. 139 - 142.

17 Худик В.А. К вопросу о феноменологии подростковой сексуальности. http://urology.com.ua (дата обращения 06.12.2009).

18 Лацци Е., Канторова М. Жизнь в розовом цвете. Однополая семья о себе и не только. - СПб.: 2006. - С. 15 - 16.

19 Kitzinger C., Perkins R. Changing our minds: Lesbian feminism and psychology. New York: New York University Press, 1993. Р. 99; Rose S. Heterosexism and the study of women's romantic and friend relationships // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 52 (2). P. 315 - 328; Stanley L.J. The lesbian's experience of friendship // Lesbian Friend-

Как утверждает V.A.Vetere, почти все проинтервьюированные ею лесбиянки признавались в том, что хоть раз в жизни испытывали влечение к другу женского пола20. В другом исследовании женщины гомосексуальной ориентации значимо превосходят гетеросексуалов обоих полов, а так же гомосексуальных мужчин по частоте сексуальных контактов с близкими друзьями21. При том, что женщины, относящие себя к сексуальному меньшинству, имеют наивысшие процентные показатели по числу лучших друзей одного и того же с ними пола22. Более того, первый гомосексуальный опыт лесбиянки, в отличие от геев, получили именно в отношениях с лучшими подругами23, и своих текущих сексуальных партнеров они склонны рассматривать как близких друзей. При этом лесбиянки в некоторых опросах часто высказывают свои опасения, рассматривая подруг своих текущих партнерш как потенциальных соперниц и конкуренток24. То есть тенденция перехода «от дружбы к любви» вполне характерна для женщин с гомосексуальной идентичностью25.

Однако, как отмечает J.S.Weinstock, путь преобразования дружеских отношений в любовные еще до конца не ясен26. Теоретических и экспериментальных научных работ в этой области относительно немного. Особенно это касается нашей страны, где проблема гомосексуальности и гомоэротизма дружеских отношений для научного изучения долгое время находилась под запретом.

Таким образом, целью нашего эмпирического исследования является изучение дружеских от-

ships: For Ourselves and Each Other. NYU Press, 1996. -P. 39 - 59.

20 Vetere V.A. The role of friendship in the development and maintenance of lesbian love relationships // Journal of homosexuality. 1982. Vol. 8 (2). - P. 51 - 66.

21 Schneider M.S., Witherspoon J.J. Friendship patterns among lesbian and gay youth: An exploratory study. Canadian Journal of Human Sexuality. 2000. Vol. 9. № 4. - P. 239.

22 Diamond L., Dube M. Friendship and attachment among heterosexual and sexual-minority youths: Does the gender of your friend matter? // Journal of Youth and Adolescence. 2002. Vol. 31(2). - P. 155 - 166.

23 Schneider M.S. Toward a reconceptualization of the coming-out process for adolescent females // Lesbian, gay and bisexual identities and youth: Psychological perspectives. New York: Oxford, 2001. - P. 100 - 110.

24 West C. A lesbian love advisor. Pittsburgh: Cleis Press, 1989. - P. 152.

25 Weinstock J.S., Rothblum E.D. What we can be together? Contemplating lesbian's friendship // Lesbian Friendships: For Ourselves and Each Other. NYU Press, 1996. P. 3 - 38.

26 Weinstock J.S. Lesbian friendships at and beyond mid-

life: Patterns and possibilities for the 21st century // Gay and Lesbian Aging Research and Future Directions Editors. Springer Publishing, 2003. - P. 177 - 209.

ношений гомосексуальных девушек как социально-психологической предпосылки формирования у них гомосексуальной ориентации. Для достижения этой цели нами была разработана специальная ретроспективная анкета, нацеленная на сбор статистической информации о половой принадлежности друзей на разных возрастных этапах у гомосексуальных и гетеросексуальных девушек, о возрасте первого вступления в однополые и разнополые сексуальные контакты, о длительности дружеских и сексуальных отношений с представителями разных полов, о характере первых эмоционально-эротических переживаний.

Всего в исследовании приняли участие: 31 женщина с гомосексуальной идентичностью в возрасте от 19 до 34 лет, 33 женщины с гетеросексуальной идентичностью в возрасте от 20 до 28 лет. Все участницы постоянно проживают в г. Пенза, а так же в г. Заречный Пензенской области. Статистический анализ полученных в ходе исследования результатов осуществлялся с помощью критерия согласия распределения Пирсона (х2), криетрия углового преобразования Фишера (ф*). Чтобы проверить справедливость данных применительно к российской выборке о том, что гомосексуальные женщины чаще гетеросексуальных предпочитают в качестве близких друзей представителей собственного пола27, мы попросили ответить участников нашего исследования на вопрос о половой принадлежности их лучшего друга, а так же отметить возраст, на который приходится пик эмоциональной близости с этим человеком. Полученные результаты представлены в таб. 1.

Результаты математической обработки полученных данных показывают, что различия в распределении пола лучших друзей в гомосексуальной и гетеросексуальной выборках достоверно значимы (х2эм= 9,3, х2эм>Х2кр., при р < 0,01), при этом доля лиц, выбирающих в качестве лучших друзей женщин, в гомосексуальной выборке больше, чем в гетеросексуальной выборке (ф*эм=2,53, ф*эм>ф*кр., при р < 0,001), что полностью подтверждает данные, полученные ранее в ходе исследования L.Diamond и M.Dube на американской выборке. Таким образом, однополый характер дружеских привязанностей в подростковом возрасте может рассматриваться как социально-психологическая предпосылка формирования гомосексуальных отношений у женщин.

27 Diamond L., Dubé M. Friendship and attachment among heterosexual and sexual-minority youths: Does the gender of your friend matter? // Journal of Youth and Adolescence. 2002. Vol. 31(2). - P. 155 - 166.

Таб. 1. Распределение половой принадлежности лучших друзей и возраста наибольшей эмоциональной близости с ними у гомосексуальных и гетеросексуальных девушек (количество участников, ответивших положительно)

№ Фактор Градация Девушки гомосексуаль- Девушки гетеросексу-

фактора ной ориентации альной ориентации

1. Пол лучшего друга Мужской 2 8

Женский 24 14

Мужской/ Женский 4 11

2. Возраст наиболь- До 6 лет 2 4

шей близости с С 6 до 11 5 5

лучшим другом С 11 до 14 7 8

С 14 до 16 8 8

После 16 8 13

Таб. 2. Сопоставление результатов по факторам «Возраст осознания гомосексуальности» и «Возраст наибольшей близости с лучшим другом / подругой» в гомосексуальной выборке (количество участников, ответивших положительно)

Возраст Фактор

Осознание гомосексу- Пик близости с лучшим

альности другом/подругой

До 6 лет 3 2

С 6 до 11 лет 2 5

С 11 до 14 лет 8 7

С 14 до 16 7 8

После 16 лет 10 8

Стоит отметить, что при сравнении предпочтений в выборе наиболее эмоционально близкого родителя девушки разных сексуальных ориента-ций не различаются между собой - обе группы испытуемых, отдавая предпочтение матери в этом вопросе, с одинаковой частотой сообщали о наибольшей близости с ней. Это свидетельствует о разной роли родителей и сверстников в формировании гомосексуальных склонностей у девушек, по крайней мере, на подростковом этапе их развития.

По фактору «Возраст наибольшей близости с лучшим другом» значимых различий между гомосексуальными и гетеросексуальными девушками так же выявлено не было. Однако мы сопоставили результаты по этому фактору у девушек с гомосексуальной идентичностью с их же результатами в ответах на вопрос о возрасте осознания собственной гомосексуальности в таб.2. Статистический анализ полученных результатов указывает на то, что значимых различий в распределения возраста осознания гомосексуальности и возраста наибольшей близости с лучшим другом / подругой в гомосексуальной выборке не наблюдается (%2эм=5,12, х2эм<Х2кр.). Другими словами возраст осознания своей гомосексуальности совпадает с возрастом наибольшей близости с лучшим другом, которым, как мы уже выяснили, чаще всего является представитель собственного пола. При этом осознание своей гомосексуальности и наибольшая близость с лучшей подругой приходится чаще всего на под-

ростковый возраст (11 - 16 лет), что дает нам основание утверждать, что именно подростковая однополая дружба может выступать в качестве одной из предпосылок формирования гомосексуальной ориентации у женщин.

В последнем пункте нашей анкеты, предусматривающем свободную форму ответа на вопрос о первом эмоционально-эротическом переживании, некоторые участницы гомосексуальной ориентации описывали в качестве такового опыт, связанный с сексуальным возбуждением от взаимодействия, как правило, игрового, с подругой или родственницей того же возраста. Например: «С двоюродной сестрой, где-то с 11 -12 лет. Мы играли и как-то, потом начали ласкать друг друга. Она начала первая. Связала мои руки и трогала меня. Это были очень странные ощущения. Я помню жутко возбудилась», -или: «Произошли [первые эмоционально-эротические переживания] лет в 12, когда впервые поцеловалась с девочкой... Вдруг что-то случилось такое непонятное и я ее решила поцеловать» (авторская орфография и пунктуация сохранена). Первые эмоционально-эротические переживания гетеросексуальных девушек так же относятся в основном к подростковому возрасту и связаны преимущественно с возбуждением от просмотра фильмов и сериалов любовного содержания, а так же от взаимодействия с противоположенным полом и манипуляций с собственными половыми органами. Однополые сексуальные игры в качестве первого эротического

опыта гетеросексуальными девушками не упоминаются.

По мнению Ю.М.Орлова гомосексуальные или просто однополые игры являются важным и обязательным этапом развития любого ребен-ка28, но не обязательно приводящим к гомосексуальности в зрелом возрасте. Наше исследование показывает, что в отдельных случаях гомосексуальность, тем не менее, связана с особенностями взаимоотношений подростка со сверстниками, в частности с близкой однополой дружбой, так как по результатам анкетирования гомосексуальные девушки значительно чаще гетеросексуальных описывали однополые сексуальные игры в подростковом возрасте как одно из первых эмоционально-эротических переживаний.

Стоит отметить, что помимо подросткового возраста в свободных описаниях первых сексуальных переживаний реже, но все же встречается возраст становления первичной половой идентификации (4 - 6 лет). Но и в этом случае первые эмоционально-эротические переживания у гомосексуальных девушек связаны со сверстницами, как, например, у одной из участниц на-

шего исследования: «С 6 лет играла в любовь и семью с подругой, исполняя роль мужчин и женщин».

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают значимость сверстников в процессе становления гомосексуальной ориентации у женщин, что дает нам основание рассматривать однополый характер подростковой дружбы как важную социально-психологическую предпосылку формирования гомосексуальных отношений. Результаты других исследований, проводимых нами параллельно на этих же выборках, но описание которых, не входит в задачи данной работы, дают более глубокое и развернутое понимание этой значимости. Однако точных сведений о механизме преобразования дружеских отношений в гомосексуальные пока еще очень мало. Основной задачей последующих исследований нам видится раскрытие и описание этого механизма.

28 Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. - М.: 1993. - C. 116 - 118.

ADOLESCENT SAME-SEX FRIENDSHIP AS SOCIO-PSYCHOLOGICAL PRECONDITION OF FEMALE HOMOSEXUAL RELATIONSHIPS FORMATION

© 2010 O.E.Kurochkin, L.M.Dubovy

Penza State Pedagogical University named after V.G.Belinsky

The article describes the results of the empirical study of friendship relationships among homosexual and heterosexual females in the period of adolescence.

Key words: same-sex friendship, adolescence, homosexual relationships.

Kurochkin Oleg Evgenievich, Assistant of the General Psychology department, Postgraduate student of the Applied Psychology department, E-mail: oekur@rambler. ru Dubovy Leonid Mihailovich, Cand. Sc. in Engineering, Professor, Head of the Applied Psychology Department. E-mail: tribelck@sura. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.