Научная статья на тему 'ОДНО ИЗ МГНОВЕНИЙ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОДНО ИЗ МГНОВЕНИЙ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / CONSTITUTIONAL COURT / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ / CONSTITUTIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT / ИСТОРИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА / HISTORY OF FEDERALISM / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЦИЯ / FEDERATION / SUBUNIT OF FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиев Фарит Хатипович

История складывания основ федерализма в Российской Федерации немыслима без учета деятельности тех людей, которые стояли у истоков. Одним из таких людей был первый председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан Ирек Шарифович Муксинов. В этом году ему бы исполнилось 85 лет. В его судьбе отразились все события, которые связаны со становлением федерализма в нашем государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE MOMENTS IN THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The history of the development of the foundations of federalism in the Russian Federation is inconceivable without taking into account the activities of those people who stood at the source. One of such people was the first president of the Constitutional Court of the Republic of Bashkortostan Irek Sharifovich Muksinov. This year he would have been 85 years old. In his destiny, all events that are connected with the development of federalism in our state were reflected.

Текст научной работы на тему «ОДНО ИЗ МГНОВЕНИЙ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К 85-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И.Ш. МУКСИНОВА

УДК 340

ОДНО ИЗ МГНОВЕНИЙ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: galievfarkhat@mail.ru

История складывания основ федерализма в Российской Федерации немыслима без учета деятельности тех людей, которые стояли у истоков. Одним из таких людей был первый председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан Ирек Шарифович Муксинов. В этом году ему бы исполнилось 85 лет. В его судьбе отразились все события, которые связаны со становлением федерализма в нашем государстве.

Ключевые слова: конституция, конституционный суд, конституционно-правовое развитие, история федерализма, федерация, субъект федерации.

ONE OF THE MOMENTS IN THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

GALIEV Farit Khatipovich

Doctor of Law, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: galievfarkhat@mail.ru

The history of the development of the foundations of federalism in the Russian Federation is inconceivable without taking into account the activities of those people who stood at the source. One of such people was the first president of the Constitutional Court of the Republic of Bashkortostan Irek Sharifovich Muksinov. This year he would have been 85 years old. In his destiny, all events that are connected with the development of federalism in our state were reflected.

Key words: constitution, constitutional court, constitutional and legal development, history of federalism, federation, subunit of federation.

Жизнь человека как движение во времени и в пространстве состоит из огромного количества мгновений, но с одним только примечанием. Действия и поступки отдельных людей, если даже эти люди к ним готовились в течение всей своей жизни и эти действия и поступки стали результатом всего того, к чему они стремились, в судьбе всего государства оказываются только одним мгновением.

В начале 2000-х годов жители переулка Каменный в Уфе были удивлены тем, что на их домах появилась новая табличка, на котором было написано: «улица И.Ш. Муксинова». Вполне вероятно, что многие из них не знали ни причин изменения названия их адреса, ни человека, в память о котором переулок был переименован в улицу, да и особо не поинтересовались этим. С точки зрения того времени, это и так было понятно, потому что рубеж веков и тысячелетий для нашей страны был так полон переменами в жизни людей, именами и событиями, что и это переименование прошло как само собой разумеющееся...

Тем не менее, для этого переименования были причины, непосредственно связанные с исчезновением с геополитической карты мира самого крупного государства, появлением на его месте Российской Федерации и необходимостью обеспечения конституционно-правовой основы жизнедеятельности этого нового государства, которое в Конституции Российской

Федерации было обозначено как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

История никогда не создается просто так, она всегда связана с конкретными именами и реальной деятельностью тех людей, которые принимают активное участие в тех или иных исторических событиях. В истории конституционно-правового развития Российской Федерации, в целом, а также в истории конституционно-правового развития Республики Башкортостан, в частности, тоже есть люди, чьи имена сегодня носят улицы наших городов. Одним из таких людей и был Ирек Шарифович Муксинов - человек необыкновенной судьбы, которая может вызывать и белую зависть, и восхищение, потому что эта судьба и обыкновенна, и не обыкновенна одновременно. Обыкновенна она тем, что советская власть обеспечила возможность получения образования всем тем, кто хотел учиться, и таких людей было немало. Необыкновенна она тем, что парень из обыкновенного села по воле судьбы и благодаря своим способностям и старанию оказался в центре событий, связанных с очередным витком в государственно-правовом развитии России.

Ирек Шарифович Муксинов родился 26 марта 1932 года в селе Дюртюли Дюртюлин-ского Башкирской АССР. Если учесть, какое это было время в истории нашей страны, то ему очень повезло тем, что судьба многократно была благосклонна в его отношении, и он вырос, превратившись в красивого и умного молодого человека. Более того, он поступил в столичное учебное заведение, о котором юноше из сельской местности можно было только мечтать - на юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, и успешно завершил учебу в этом знаменитом университете.

Если научные взгляды И.Ш. Муксинова можно объяснить получением высшего образования в самом лучшем и престижном вузе страны, то мировоззренческие особенности его характера, видимо, сложились в процессе его работы на различных должностях. Благосклонная судьба, убедившись в его неурядных способностях, неоднократно одаривает его приятными сюрпризами - бросает с одного места работы в другое. Непосредственно после окончания учебы в МГУ он начинает работать инструктором организационного отдела Совета Министров Башкирской АССР, а буквально через год его назначают заведующим протокольно-правовым отделом, помощником Председателя Совета Министров Башкирской АССР. Тем не менее, не довольствуясь интересной и ответственной работой, позднее все же он обратно уезжает в Москву и поступает в аспирантуру юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, может быть, благодаря той же самой благосклонной судьбе, а может быть, исключительно благодаря своему уму и природным способностям, он становится ученым секретарем Президиума Башкирского филиала Академии науки СССР. Все это способствует становлению И.Ш. Муксинова как ответственного государственного служащего, так и научного исследователя, потому что взгляды ученого формируются не только на основе полученных в учебном заведении знаний, если даже это учебное заведение дает фундаментальные и прочные знания, но и благодаря практической работе, которая позволяет соединить научную теорию с реальностью переживаемого времени.

Поэтому можно предположить, что И.Ш. Муксинов сформировался как крупный специалист в области конституционализма и федерализма в течение многих лет своей работы в качестве сначала младшего, а потом и на должностях старшего и ведущего научного сотрудника, и в будущем - в качестве руководителя проблемной группы федерализма Института государства и права Академии наук СССР и Российской Академии наук. В доказательство этого можно обратить внимание на то, что совершенно закономерно в эти годы появляются такие его научные работы, как: Некоторые правовые вопросы взаимоотношений Совета Министров автономной республики и совета народного хозяйства // Советское государство и право. 1962. № 7; О взаимоотношениях Совета Министров союзной республики с министер-

ствами и иными ведомствами Союза ССР // Правовое проблемы науки управления. М.,1966; Совет Министров союзной республики. М., 1969; О правовой природе Совета Министров союзной республики // Проблемы управления и гражданского права. М., 1976; Гражданин и аппарат государственного управления. М.,1977; Конституция СССР и юридическая природа актов Совета Министров союзной республики // Формы государственного управления. М., 1983; Особенности определения компетенции Совета Министров союзной республики // СССР - ГДР: компетенция органов государственного управления. М., 1984; О правовом положении Председателя Совета Министров союзной республики // СССР - ГДР: государственная служба. М., 1986; Государственное управление в СССР в условиях научно-технической революции. М., 1997 [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].

Как видно уже из названий этих работ, изданных в разное время, четко прослеживается основное направление научных интересов И.Ш. Муксинова.

Одновременно с этим, в 1990-1991 годы его избирают членом Комитета конституционного надзора СССР, а потом и к участию в разработке Конституции Республики Башкортостан, Федеративного Договора с Приложением к нему от Республики Башкортостан, двустороннего договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан, и других федеративных и республиканских законодательных актов. В эти же годы он избирается депутатом Государственной Думы Российской Федерации 1 -го созыва, а с января 1996 года работает ведущим научным сотрудником Института государства и права РАН. Поэтому его избрание в 1996 году Председателем Конституционного Суда Республики Башкортостан было не случайным явлением, он шел к этой работе всю свою сознательную жизнь, и был готов к ней. Благо, что рядом оказались и те, кто тоже был готов к этой работе и в научном, и в практическом смысле слова. Это кандидат юридических наук, доцент Л.Ш. Гумерова, доктор юридических наук, профессор В.Е. Сафонов, доктор юридических наук, профессор А.Г. Хабибул-лин и многие другие [10, с. 49-50].

Конституционный Суд Республики Башкортостан стал судебным органом конституционного контроля, призванным самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства и действующим на основании ст. 106 Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1992 г. № ВС-13/7 (ред. от 13.07.2009 г.) «О Конституционном суде Республики Башкортостан».

Сегодня можно много говорить о том времени, когда складывались непростые взаимоотношения между федеративным центром и Республикой Башкортостан как субъектом федерации, и о том, как они складывались, о спорах, соглашениях и разногласиях. Все это было непривычно и впервые. Поэтому можно говорить и о достижениях, и о упущениях, и даже об ошибках, потому что у каждого времени существуют свои проблемы, свои условия, свои лидеры, свои установки... Применительно к этому периоду федеративного государства в нашей стране, еще в те, сложные периоды, Ф.М. Раянов писал: «в некоторых странах субъекты федерации добиваются признания их государствами. Если речь идет о нормальном суверенном государстве, то трудно практически представить положение, когда суверенитетом обладает и федерация и ее субъекты одновременно. Такое положение трудно умещается в традиционное представление о федерации и больше походит на конфедерацию» [11, с. 24]. И еще потому, что во времена великих перемен, а девяностые годы прошлого века и были таким временем, для решения назревших вопросов не бывает готовых рецептов. Видимо, не надо особо подчеркивать то, что исторические события и личности, как правило, и получают свою реальную оценку и понимание только по происшествии довольно большого количества времени, потому что, как ни странно, на расстоянии кое-какие очертания становятся более конкретными. Если на события того времени посмотреть с высоты достижений сегодняшнего дня то становится понятно, что тогда, много лет назад, проблемы системы законодательства субъекта Российской Федерации, действительно, являлись не только актуальными, но довольно слож-

ными и для практического решения, и для научного осмысления. Это подтверждалось и «складывающейся практикой взаимодействия Российской Федерации и Республики Башкортостан в области разграничения предметов ведения и объемов полномочий» [12, с. 16].

Тем не менее, события более чем двадцатилетней давности, послужившие основой для сегодняшнего состояния взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации, служат иллюстрацией сложности и остроты общественно-политической ситуации того времени, поиск выхода из которой продолжается по сей день. Все это было обусловлено тем, что «идея федерализма непосредственно связана с необходимостью внедрения демократических режимов управления в более или менее крупном государстве, с потребностью разделения властей не только по горизонтали», потому что в рамках теории разделения властей разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви предполагает и разделение власти по вертикали - между центром и территориями [13, с. 71-73].

В этом году Иреку Шарифовичу Муксинову исполнилось бы 85 лет. Но суровая действительность такова, что он ушел из жизни по трагической случайности в самом расцвете сил и знаний. В памяти тех, кто работал с ним рядом, и тех, кто его знал, он остался доброжелательным и улыбчивым человеком. Люди, которым приходится сталкиваться с адресом, связанным с улицей И.Ш. Муксинова, что находится в районе автобусной остановки «Школа МВД» в столице нашей республики городе Уфе, может быть, и до сих пор не знают, кто такой И.Ш. Муксинов, кем и каким он был. Однако те, которым ведома история появления Конституции Республики Башкортостан, и те, которые принимали участие в создании Основного закона нашей республики и ее Конституционного Суда, знают, кем и каким был И.Ш. Муксинов.

Но дело даже не в этом. Дело в том, что И.Ш. Муксинову суждено было стать первым председателем Конституционного Суда Республики Башкортостан, а Конституция в жизни общества, действительно, должна играть очень важную роль. Но для этого люди должны знать свою Конституцию, знать историю создания Конституции. Может быть, в том, что многие не знают Конституцию, и тех, кто способствовал ее появлению, скрывается недоработка научной общественности и средств массовой информации в направлении разъяснения и объяснения того, что такое Конституция и что такое Конституционный Суд, какую роль в жизни людей они могут сыграть. В то же время, «сложившийся в нашей юриспруденции подход к правам и свободам человека нельзя не признать антропоцентристским, возвышающим человека до наивысшей ценности по сравнению с любыми другими объектами естественной природы. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - сказано в ст. 2 Конституции Российской Федерации» [14, с. 9].

Поэтому, в любом случае, знание Конституции, уважение к Конституции, умение пользоваться Конституцией, точно так же, как и знания о правах и свободах человека и гражданина, необходимо культивировать и в общественном правосознании, и в правовой культуре граждан. Это обусловливается не только тем, что правовая культура является реализованным правосознанием, но и тем, что уважительное отношение к закону - это основа и правового, и общественного порядка, без которого сложно добиваться оптимальности и гармоничности в общественных отношениях. Право, бесспорно, было и остается одним из оптимальных и востребованных обществом и государством средств достижения социального компромисса, создавая равные, справедливые и законные возможности для удовлетворения потребностей всего населения, составляющего федеративное государство [15, с. 18].

Поэтому напрашивается необходимость активизировать работу по конституционно-правовому просвещению населения во всех направлениях.

Разработка и введение в действие Конституции Республики Башкортостан, появление Конституционного Суда Республики Башкортостан и тот отрезок времени, в течение которого И.Ш. Муксинов трудился на посту Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан - это только одно из мгновений в истории становления федеративного государ-

ства в нашей стране и в истории конституционно-правового становления его многочисленных субъектов. Однако это мгновение отличается не столько яркостью и своеобразным романтизмом в восприятии проблем государственно-правового развитии общества, а столько своей важностью, содержательностью и значительностью. Это мгновение оставило особый неизгладимый след не только в истории конституционного развития Республики Башкортостан, но и в истории становления конституционализма и федерализма в нашей стране в целом.

Библиографические ссылки

1. Муксинов И.Ш. Некоторые правовые вопросы взаимоотношений Совета Министров автономной республики и совета народного хозяйства // Советское государство и право. 1962. № 7.

2. Муксинов И.Ш. О взаимоотношениях Совета Министров союзной республики с министерствами и иными ведомствами Союза ССР // Правовое проблемы науки управления. М.,1966.

3. Муксинов И.Ш. Совет Министров союзной республики. М., 1969.

4. Муксинов И.Ш. О правовой природе Совета Министров союзной республики // Проблемы управления и гражданского права. М., 1976.

5. Муксинов И.Ш. Гражданин и аппарат государственного управления. М.,1977.

6. Муксинов И.Ш. Конституция СССР и юридическая природа актов Совета Министров союзной республики // Формы государственного управления. М., 1983.

7. Муксинов И.Ш. Особенности определения компетенции Совета Министров союзной республики // СССР - ГДР: компетенция органов государственного управления. М., 1984.

8. Муксинов И.Ш. О правовом положении Председателя Совета Министров союзной республики // СССР - ГДР: государственная служба. М., 1986;

9. Муксинов И.Ш. Государственное управление в СССР в условиях научно-технической революции. М., 1997.

10. Конституционный Суд Республики Башкортостан. 20 лет на страже Конституции / под ред. Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан Еникеева З.И. Уфа, 2016. С. 49-50.

11. Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. Уфа, 1994.

12. Раянов Ф.М. Система законодательства Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации // Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие : материалы Республиканской научно-практической конференции 27 февраля 1996 г., г. Уфа. Уфа, 1996. С. 16-24.

13. Раянов Ф.М. Федерация - не самоцель // Власть. 1996. № 3. С. 71-73.

14. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность // Право и политика. 2004. № 12. С. 5-9.

15. Галиев Ф.Х. Сочетание традиционного и правового регуляторов в правовой культуре федеративного государства // Правовое государство. 2009. № 3 (17). С. 17-20.

References

1. Muksinov I.Sh. Nekotorye pravovye voprosy vzaimootnoshenii Soveta Ministrov avtonomnoi respubliki i soveta narodnogo khozyaistva (Some legal issues of the relationship between the Council of Ministers of the Autonomous Republic and the Council of National Economy), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1962. No. 7.

2. Muksinov I.Sh. O vzaimootnosheniyakh Soveta Ministrov soyuznoi respubliki s mini-sterstvami i in-ymi vedomstvami Soyuza SSR (On the relationship of the Council of Ministers of the Union Republic with ministries and other departments of the USSR), Pravovoeproblemy nauki upravleniya. M.,1966.

3. Muksinov I.Sh. Sovet Ministrov soyuznoi respubliki (Council of Ministers of the Union Republic). M., 1969.

4. Muksinov I.Sh. O pravovoi prirode Soveta Ministrov soyuznoi respubliki (On the legal nature of the Council of Ministers of the Union Republic). Problemy upravleniya i grazhdanskogoprava. M., 1976.

5. Muksinov I.Sh. Grazhdanin i apparat gosudarstvennogo upravleniya (Citizen and government administration). M.,1977.

6. Muksinov I.Sh. Konstitutsiya SSSR i yuridicheskaya priroda aktov Soveta Ministrov soyuznoi respubliki (Constitution of the USSR and the legal nature of acts of the Council of Ministers of the Union Republic), Formy gosudarstvennogo upravleniya. M., 1983.

7. Muksinov I.Sh. Osobennosti opredeleniya kompetentsii Soveta Ministrov soyuznoi respubliki (Features of determining the competence of the Council of Ministers of the Union Republic), SSSR - GDR: kompetentsiya organov gosudarstvennogo upravleniya. M., 1984.

8. Muksinov I.Sh. O pravovom polozhenii Predsedatelya Soveta Ministrov soyuznoi respubliki (On the legal status of the Chairman of the Council of Ministers of the Union Republic), SSSR - GDR.: gosudarstvennaya sluzhba. M., 1986;

9. Muksinov I.Sh. Gosudarstvennoe upravlenie v SSSR v usloviyakh nauchno-tekhnicheskoi revolyutsii (State administration in the USSR in the conditions of scientific and technological revolution). M., 1997.

10. Konstitutsionnyi Sud Respubliki Bashkortostan. 20 let na strazhe Konstitutsii (The Constitutional Court of the Republic of Bashkortostan. 20 years on guard of the Constitution), pod red. Predse-datelya Konstitutsionnogo Suda Respubliki Bashkortostan Enikeeva Z.I. Ufa, 2016. Pp. 49-50.

11. Rayanov F.M., Gardanov A.Sh. Razmyshleniya o gosudarstve (Reflections on the state). Ufa, 1994.

12. Rayanov F.M. Sistema zakonodatel'stva Respubliki Bashkortostan kak sub"ekta Rossiiskoi Feder-atsii (The system of legislation of the Republic of Bashkortostan as a subunit of the Russian Federation), Sistema zakonodatel'stva Respubliki Bashkortostan: stanovlenie i dal'neishee razvitie, Materialy respu-blikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 27 fevralya 1996 g., g. Ufa. Ufa, 1996. Pp. 16-24.

13. Rayanov F.M. Federatsiya - ne samotsel' (Federation is not an end in itself), Vlast'. 1996. No. 3. Pp. 71-73.

14. Rayanov F.M. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya i rossiiskaya gosudarstvenno-pravovaya de-istvitel'nost' (The concept of sustainable development and the Russian state-legal reality), Pravo i politika. 2004. No. 12. Pp. 5-9.

15. Galiev F.Kh. Sochetanie traditsionnogo i pravovogo regulyatorov v pravovoi kul'ture federa-tivnogo gosudarstva (The combination of traditional and legal regulators in legal culture of a federated state), Pravovoe gosudarstvo. 2009. No. 3 (17). Pp. 17-20.

Дата поступления: 15.05.2017 Received: 15.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.