Научная статья УДК 13
https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.10
Одиночество в «обществе всеобщей коммуникации»: парадокс цифровой современности
Людмила Николаевна Соловьева1,2
''Филиал Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Серпухов), Серпухов, Россия
2Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия
luniso@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7490-7084
Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению проблемы одиночества как парадоксального явления современного «общества всеобщей коммуникации». Обосновано, что вступление человечества в информационную эпоху сопровождается высоким уровнем технологического развития, что обусловливает современные цифровые трансформации. Показано, что в результате преобразуется реальность, способы коммуникации и сам человек. Формирование глобального информационного пространства, в невещественной среде которого разворачивается современный коммуникативный процесс, обусловливает возникновение виртуальной, цифровой коммуникации, которая в современных условиях вытесняет традиционные способы межличностного взаимодействия и порождает проблему одиночества. Сделан вывод, что современный человек, несмотря на обилие связей и полную погруженность в социокоммуникатив-ное пространство, все более становится одиноким, остро переживая отсутствие реального живого общения.
Ключевые слова: одиночество, человек, информационная эпоха, цифровая современность, коммуникация, виртуальная коммуникация, социокоммуникативное пространство
Для цитирования: Соловьева Л.Н. Одиночество в «обществе всеобщей коммуникации»: парадокс цифровой современности // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 77-82. https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.10.
Original article
Loneliness in the "Society of Universal Communication": Paradox of Digital Modernity Ludmila N. Solovieva1,2
1Branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Missile Forces (Serpukhov), Serpukhov, Russia
2Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia luniso@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7490-7084
Abstract. The article concerns philosophical comprehension of the problem of loneliness as a paradoxical phenomenon of the modern "society of universal communication". It is argued that humanity's entry into the information age is accompanied by a high level of technological development, resulting in a modern digital transformation. Reality, methods of communication and the man himself are shown to be transformed as a result. Global information space formation, in the non-material environment of which modern communication process unfolds, determines the emergence of virtual, digital communication, which in modern conditions displaces the traditional ways of interpersonal interaction and generates the problem of loneliness. Conclusion dwells upon the fact that modern man, despite the abundance of connections and full immersion in the sociocommunicative space, is becoming increasingly lonely, acutely experiencing the lack of real live communication.
Keywords: loneliness, man, information age, digital modernity, communication, virtual communication, sociocommunicative space
For citation: Solovieva, L.N. (2023) Loneliness in the "Society of Universal Communication": Paradox of Digital Modernity. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 77-82. Available from: doi:10.24158/fik.2023.7.10 (In Russian).
Первые десятилетия XXI в. стали своеобразными реперными точками, констатирующими предварение в жизнь многих прогнозов относительно перспектив грядущей информационной цивилизации. Современные технологии обеспечили беспрецедентные возможности для функционирования глобального социокоммуникативного пространства, в невещественной, виртуальной
© Соловьева Л.Н., 2023
ФИЛОСОФИЯ РЖЬОБОРНУ
среде которого процесс общения протекает непрерывно и бесперебойно. Глобальная сеть Интернет сегодня стала той новой коммуникативной реальностью, которая связала воедино все человечество планеты. Мир действительно превратился в «глобальную деревню» (Маклюэн, 2005), социум - в «общество всеобщей коммуникации» (Ваттимо, 2003), одновременно при этом являясь и постиндустриальным, и информационным, и сетевым, и технотронным, и постмодернистским и т.д., а человек, как бы это не выглядело парадоксально, - стал одиноким. Для суперкоммуникативного общества начала третьего тысячелетия пророческими оказались строки русского поэта Алексея Маркова: «Страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе»1, высказанные им в последней трети ХХ в., в которых, как оказалось, зафиксирована одна из ключевых социально-философских проблем современности.
Современный человек оказался заложником противоречивой ситуации: с одной стороны, уровень технологического развития высок настолько, что обеспечивает беспрепятственную коммуникацию не только на планете, но и в пределах околоземного пространства, нивелируя временные, географические, национально-государственные и даже социокультурные барьеры; с другой стороны, эти же технологии, несмотря на массовость, общедоступность и глобальный эффект, делают человека заложником его персонального цифрового устройства и, как следствие, одиноким. Попытка философского осмысления одиночества как парадоксального явления информационной современности является целью данной статьи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции классиков философии (Ваттимо, 2003; Лиотар, 2007; Луман, 2012 и др.), а также современных зарубежных и отечественных философов (Гоноцкая, 2013; Ланье, 2020; Макафи, Бриньолфсон, 2019; Шерри, 2021; Орлов, 2016 и др.), что позволило составить представление о состоянии научной разработанности исследовательской проблематики, ограничить предметные рамки исследования, а также определить его теоретико-методологический инструментарий. Методологический базис составили системный, социокультурный, полипарадигмальный и междисциплинарный подходы. Благодаря их универсализму удалось осмыслить проблему одиночества современного человека сквозь призму социальных, технологических, культурных детерминант, в плоскости предметных областей разнообразных отраслей гуманитарного знания как многогранную и многоаспектную проблему.
Научное знание и основанные на нем технологии в очередной раз радикальным образом трансформировали социальную реальность и ее субъекты. Масштаб и глубина современных цифровых трансформаций таковы, что они по праву могут знаменовать собой наступление Нового времени 2.0. Как и в предшествующие научно-технические революции, технологии кардинально изменили способы производства, экономику, уклад жизни, общество, культуру, мышление, мировоззрение. Беспрецедентные изменения во всех без исключения сферах общественной жизни обусловлены новыми способами обработки, передачи и хранения информации - цифровыми. При помощи компьютеров и их сетей сгенерировано глобальное информационное пространство - всемирная паутина, сделавшая всю информацию мира общечеловеческим достоянием, упразднившая географические расстояния и государственные границы, объединив все человечество планеты единой сетью. Цифровой становится экономика, деньги; информация выступает фактором общественного развития. Возникает новая форма бытия, присущая современной информационной эпохе - виртуальная реальность (Орлов, 2016). Появляется новый способ присутствия человека в цифровой среде и обусловленная этой онтологией новая форма коммуникации - виртуальная. Происходит конвергенция информационно-коммуникационных технологий и технологий искусственного интеллекта - «объединение разума и машины, продукта и платформы» (Макафи, Бриньолфсон, 2019). Пределы реальности таким образом в значительной степени расширились, дополнились цифровыми компонентами, изменились классические представления о линеарности, устремленности вперед и необратимости времени: в информационном пространстве возможны форматы онлайн и офлайн, одновременность событий; принципиально изменились и способы присутствия в этой новой измененной реальности, и способы предъявления себя через цифровые форматы, посредством которых осуществляется виртуальная коммуникация с другими людьми.
Ключевым модусом онтологии человека является коммуникация. Наличие Другого и возможность взаимодействия с ним являются отправными точками обретения человеческого. Только наличие Другого устанавливает факт существования, демаркирует границы между реальностью и ирреальностью. Как пишет Ж.-П. Сартр, «каждый человек - всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму. Вот он и старается подогнать свою жизнь под рассказ о ней»2. Только слово Другого
1 Поэт Алексей Яковлевич Марков. Кварты. Одиночество [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-120115976_437 (дата обращения: 05.07.2023).
2 Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 2014. С. 73.
позволяет вещам оставаться в привычных границах установленного порядка, не допустить абсурда. Робинзон М. Турнье, осмысливая свое одиночество, приходит к такому же заключению: «Другие люди - вот опора существования... <...> Люди помогают осознать масштаб изображения, и, что еще более важно, они представляют разные точки его обзора, как бы позволяют увидеть главное не только с собственной позиции, но и с многих других»1. С утратой социума, живого общения исчезает и само существование. «Одиночество убивает не только смысл вещей и явлений. Оно угрожает самому их существованию»2.
В условиях переформатирования реальности преобразованию подлежат в том числе и способы межличностного взаимодействия, все больше перемещаясь в виртуальные пределы обновленной, расширенной, развеществленной реальности. На первый взгляд кажется, что у современного человека нет проблем, связанных с коммуникацией, наоборот, ощущается даже ее избыточность: он перманентно вовлечен в информационно-коммуникационный поток - «доступен», «на связи», «всегда на связи» и т.д., обменивается сообщениями в мессенджерах, размещает посты, пишет комментарии в социальных сетях, участвует в формах, чатах, очень уверенно и непринужденно чувствует себя у экрана своего цифрового гаджета, зачастую более, чем лицом к лицу с собеседником при живом общении, а последнее все чаще сопровождается одновременным присутствием коммуникантов в виртуальном мире своих цифровых устройств. Таким образом, бытует устойчивое ощущение, что в современной парадигме коммуникации эпохи цифры нет места одиночеству. На первый взгляд, в условиях тотальной коммуникации в глобальном информационном пространстве одиночество невозможно, отождествимо с небытием и означает смерть для субъекта (Гоноцкая, 2013: 63). Однако одинокий человек отнюдь не воспринимает себя как ничто, напротив, он остро чувствует, переживает, испытывает боль, но и может испытывать наслаждение от присутствия наедине с собой. Оказывается, можно испытывать чувство одиночества в «обществе всеобщей коммуникации» при изобилии связей, знакомств, друзей, подписчиков.
Постмодернисты одними из первых указали на угрозы грядущего информационализма и последствия взаимодействия человека с цифровой реальностью: компьютерное отчуждение, одиночество, дезинтеграция, манипуляция, интернет-зависимость и т.д. Именно в рамках постмодернистского толкования социальной реальности возникает представление о ней как о пространстве коммуникации, об обществе как сети - сплетении нитей коммуникации, узлами которой являются индивиды.
Ж. Лиотар трактовал современное общество как сетевое, с отсутствующим единым контролирующим центром, а человек, по мнению мыслителя, в значительной степени погружен в насыщенный, плотный информационный поток, противостоять которому не в силах. В таком сетевом обществе, несмотря на плотность коммуникации в результате процессов атомизации и фрагментации социального, он выключается из форм совместного бытия, выводится из социального поля и становится действительно одиноким (Лиотар, 2007).
Наряду с информационно-коммуникационными технологиями особое значение в формировании новой социальной реальности играют средства массовой информации (Луман, 2012; Ваттимо, 2003), которые являются агентами разного рода симуляций - реальности, пространства, времени, телесности, коммуникации, информации, смысла, преобразуют современность в постсовременность. Современное общество - это «общество всеобщей коммуникации». Мир средств массовой информации стал глобальным и планетарным, и в то же время он является миром, где центры, способные собирать и передавать информацию на базе унитарного видения, становятся все более многочисленными. Этот плюрализм неизбежно дополняется релятивизмом: ни один из центров не может претендовать на главенство. В условиях триумфа техники и технологий формируется новая научно-техническая цивилизация и новый тип человека - крайне рационализированного, наблюдается ослабление и угасание ценностей гуманизма, утрата многих традиционных корней, что обусловливается преобладанием городского образа жизни, распадом семьи, ослаблением межчеловеческих контактов (Ваттимо, 2003) и в конечном итоге ведет к одиночеству.
С момента появления в 1990-е гг. первых персональных компьютеров, подключенных к Сети, казалось, что цифровые технологии будут способствовать рационализации, оптимизации труда, а также откроют путь к новым удовольствиям, например, в игровой мир, но никто не мог представить, что именно они вытеснят традиционное живое общение, заместив его новым видом коммуникации - виртуальной, цифровой. Трепетно описывает Интернет Я.Л. Вишневский в нашумевшем бестселлере начала 2000-х гг. «Одиночество в Сети»: «Интернет постепенно становился чем-то культовым. Особенно для молодого поколения. Назвать его просто сетью как ничего не значащим переплетением кабелей в банке или учреждении означало бы отнять у Интернета мистическое очарование чего-то, что объединяет вне зависимости от любых разделений»3.
1 Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб : роман. СПб., 2004. С. 214.
2 Там же. С. 215.
3 Вишневский Я.Л. Одиночество в Сети : роман. М., 2018. С. 45.
Сегодня в трудоспособный возраст вступило и активно функционирует в социуме уже целое поколение, которое росло со смартфоном, Интернетом, социальными сетями, голосовыми помощниками, гаджетами - так называемое поколение Z (Howe, Srauss, 1991). Опросы показывают, что его представители уже четко не фиксируют разность форматов онлайн и офлайн, для них это единый временной континуум, они не осознают фундаментальную ценность реального общения, первостепенную значимость коммуникации лицом к лицу в формировании полноценных социальных отношений - как межличностных, так и коллективных, в выработке общих решений, в разрешении проблемных ситуаций. Зумеры уже изначально привыкли мало общаться лицом друг к другу, а виртуальная коммуникация в их опыте преобладает над всеми другими видами общения.
Для современного человека новым маркером существования становится «быть на связи», и даже точнее - быть этой связью, узлом коммуникации. Однако современные технологии заставляют людей молчать, «излечивают от устного общения», что в конечном итоге ведет к кризису эмпатии (Шерри, 2021: 19). Исследования показывают, что активное внедрение цифровых коммуникаций способствует активному снижению эмоциональной чувствительности, причем в последние десять лет этот уровень снизился на 40 % (Konrath et al., 2011).
Дж. Ланье, автор термина «виртуальная реальность», в своей новой книге «Кому принадлежит будущее? Мир, где за информацию будут платить вам» также обращает внимание на то, что у современного человека, представителя сетевой культуры, может быть не одна тысяча «друзей», однако он при этом продолжает непрестанно смотреть в маленький экран, находясь в окружении других людей (Ланье, 2020). Его в полной мере устраивает ощущение, что в настоящее время он востребован, является частью происходящего, подтверждением чему выступают постоянные цифровые напоминания, следовательно, складывается реальное ощущение полноценной жизненной насыщенности - событиями, мгновениями. Но это всего лишь ощущение. «У нас был стиль, мы общались, а не в телефонах сидели... было искусство, а не Facebook1 и остальная ерунда», - уместная реплика Мёрфа, героя из последней части легендарной «Матрицы»2, отражающая онтологию эпохи цифры.
Как отмечает Н. Гоноцкая, в целях сохранения социального поля необходимо, чтобы нити коммуникативных отношений не были чрезмерно натянуты и утончены во избежание их полного разрыва и угрозы одиночества; более того, узлы этой сети не должны быть распутанными, так как это угрожает ей распадом, а современному человеку - утратой какой-либо идентичности и превращением в передатчик информации (Гоноцкая, 2013: 105). Корреляция неутешительна: увеличение объема времени виртуальной коммуникации способствует ослаблению нитей взаимоотношений.
Феномен одиночества не так уж и однозначен. Современное «одиночество в толпе» отличается от одиночества в традиционном значении данного термина как особого, острого переживания, как «состояния и ощущения человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения»3. Это страдание от отсутствия Другого, но вместе с тем Другой - ключевой конституант как объективного, так и субъективного, поскольку Другой так или иначе присутствует как минимум в воображении, даже если он не дан непосредственно. Современный феномен одиночества не может трактоваться с точки зрения отсутствия Другого, оно носит цифровой характер - это скорее переживание отсутствия реальной коммуникации, понимаемой именно как живое общение. Несмотря на интегрирующий эффект современных информационно-коммуникационных технологий, вполне правомерно констатировать одновременно и их дезинтегрирующий эффект, благодаря которому человек, несмотря на избыточность коммуникации, остается по ту сторону своего персонального цифрового устройства в одиночестве.
Каковы же перспективы столь безудержного технологического прогресса, увлеченности цифровыми технологиями и глобального погружения в информационный мир, оценить пока достаточно сложно. Однако уже сегодня в свете совершенствования технологий искусственного интеллекта можно заявлять о проблеме утраты навыков реальной коммуникации между живыми людьми. Первые шаги в этом направлении активно реализуются в широкой общественной практике в виде голосовых помощников и чат-ботов. Однажды человечество начало создавать «вторую природу» и по мере течения исторического времени эта искусственно созданная структура все более совершенствовалась и усложнялась. В начале третьего тысячелетия человечество оказалось на грани очередного глобального эволюционного шага - рукотворное становится вровень с человеком, на одну ступень, и даже превосходит его в чем-то и может заменить своего
1 Экстремистская организация, запрещенная на территории РФ.
2 «Матрица» - цитаты. Все цитаты и крылатые фразы из фильма «Матрица» [Электронный ресурс] // VotHouse. URL: http://www.vothouse.ru/films/matritca_citaty.html (дата обращения: 06.07.2023).
3 Одиночество [Электронный ресурс] // Новейший философский словарь. URL: https://rus-new-philoso-phy.slovaronline.com/search?s=одиночество (дата обращения: 17.06.2023).
создателя. Во многих технологических цепочках, на этапах принятия первичных решений человек уже заменен роботами и искусственным интеллектом, а первые шаги в направлении установления коммуникативного контакта со «второй природой» - машиной - уже есть. Более того, современный человек, особенно молодые поколения, уже имеют ментальную готовность к этому, отдавая предпочтение виртуальной коммуникации. Угроза, которая нависает над поколением эпохи цифры, колоссальная - это одиночество, влекущее за собой разрушение антропологической атрибутики, утрату человеческой субъективности, распад человеческого Я, превращение человека в ретранслятор информационных посланий.
Безусловно, современное человечество переживает переход к обществу нового информационного порядка. Наблюдается становление субъекта иного типа, который постепенно перестает быть абсолютно плотским и обретает новую атрибутику, позволяющую адаптироваться к жизни в информационной, цифровой среде. Противиться прогрессу бессмысленно и утопично. Целесообразно сосредоточить исследовательский фокус на обозначенных проблемах и максимально использовать полученные результаты в научной практике.
Список источников:
Ваттимо Дж. Прозрачное общество? М., 2003. 124 с.
Гоноцкая Н.В. Связи. Философское исследование взаимопонимания. М., 2013. 160 с.
Ланье Дж. Кому принадлежит будущее? Мир, где за информацию платить будут вам. М., 2020. 560 с.
Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Эстетика и теория искусства XX века. М., 2007. С. 322-332.
Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2012. 240 с.
Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. М., 2019. 320 с.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. М., 2005. 495 с.
Орлов С.В. Виртуальная реальность как искусственно созданная форма материи: структура и основные закономерности развития // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2016. № 1 (11). С. 12-25.
Шерри Т. Живым голосом. Зачем в цифровую эпоху говорить и слушать. М., 2021. 560 с.
Howe N., Srauss W. Generations: the History of American Future, 1584 to 2069. N. Y., 1991. 539 p.
Konrath S., O'Braien E.H., Hsing C. Changes in Dispositional Empathy in American College Students over Time: A Meta-Analysis // Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15, iss. 2. P. 180-198. https://doi.org/10.1177/1088868310377395.
References:
Gonotskaya, N. V. (2013) Svyazi. Filosofskoe issledovanie vzaimoponimaniya [Communications. Philosophical Study of Mutual Understanding]. Moscow. 160 р. (In Russian).
Howe, N. & Srauss, W. (1991) Generations: the History of American Future, 1584 to 2069. New York. 539 p.
Konrath, S., O'Braien, E. H. & Hsing, C. (2011) Changes in Dispositional Empathy in American College Students over Time: A Meta-Analysis. Personality and Social Psychology Review. 15 (2), 180-198. Available from: doi:10.1177/1088868310377395.
Lan'e, Dzh. (2020) Komu prinadlezhit budushchee? Mir, gde za informatsiyu platit' budut vam [Who Owns the Future? A World Where You will Be Paid for Information]. Moscow. 560 р. (In Russian).
Liotar, Zh. F. (2007) Otvet na vopros: chto takoe postmodern? [Answer to the Question: What is Postmodern?]. In: Estetika i teoriya iskusstva XX veka. Moscow, рр. 322-332. (In Russian).
Luman, N. (2012) Real'nost' massmedia [The Reality of Mass Media]. Moscow. 240 р. (In Russian).
Makafi, E. & Brin'olfson, E. (2019) Mashina, platforma, tolpa. Nashe tsifrovoe budushchee [Machine, Platform, Crowd. Our Digital Future]. Moscow. 320 р. (In Russian).
Maklyuen, M. (2005) Galaktika Gutenberga: stanovlenie cheloveka pechatayushchego [Gutenberg Galaxy: Formation of a Printing Man]. Moscow. 495 р. (In Russian).
Orlov, S. V. (2016) Virtual Reality as an Artificial Form of Matter: Its Structure and Laws. Philosophy and Humanities in Information Society. (1 (11)), 12-25. (In Russian).
Sherri, T. (2021) Zhivym golosom. Zachem v tsifrovuyu epokhu govorit' i slushat' [With a Live Voice. Why Talk and Listen in the Digital Age]. Moscow. 560 р. (In Russian).
Vattimo, Dzh. (2003) Prozrachnoe obshchestvo? [A Transparent Society?]. Moscow. 124 р. (In Russian).
Информация об авторе Л.Н. Соловьева - кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) филиала Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Серпухов), Серпухов, Россия; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794077
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author L.N. Solovieva - PhD, Associate Professor, Lecturer, Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Branch of the Peter the Great Military Academy of Strategic Missile Forces (Serpukhov), Serpukhov, Russia; Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794077
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.