Научная статья на тему 'Одиночество и аутизм как формы дефицитного общения'

Одиночество и аутизм как формы дефицитного общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1943
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дефицитное общение / одиночество / аутизм / scarce communication / loneliness / autism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. В. Слотина, Г. Р. Чернова

В статье рассмотрены проблемы дефицитного общения. Представлен анализ таких явлений как «одиночество», «аутизм» и др., раскрыты субъективные и объективные причины возникновения этих феноменов, их различные виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solitude and autism as the forms of deficit community

The article deals with the problem of scarce communication. It presents the analysis of such phenomena as «loneliness», «autism» etc., discloses the subjective and objective causes of these phenomena and their various kinds.

Текст научной работы на тему «Одиночество и аутизм как формы дефицитного общения»

УДК 159.923.2

Т. В. Слотина, Г. Р. Чернова

Одиночество и аутизм как формы дефицитного общения

В статье рассмотрены проблемы дефицитного общения. Представлен анализ таких явлений как «одиночество», «аутизм» и др., раскрыты субъективные и объективные причины возникновения этих феноменов, их различные виды.

The article deals with the problem of scarce communication. It presents the analysis of such phenomena as «loneliness», «autism» etc., discloses the subjective and objective causes of these phenomena and their various kinds.

Ключевые слова: дефицитное общение; одиночество; аутизм.

Key words: scarce communication; loneliness, autism.

К трудностям общения, в основе которых лежит дефицит доверительного общения можно отнести одиночество, аутичность и отчуждённость.

Одиночество - это эпизодическое острое ощущение беспокой -ства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские и интимные отношения. Эмоциональные проявления одиночества выражаются в тревожности и скуке, страхе и опустошенности, в депрессивном состоянии. По мнению Р.С. Немова, одиночество можно определить как тяжелое психическое состояние, которое обычно сопровождается плохим настроением и тяжелыми эмоциональными переживаниями. Одиночество связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми (Немов Р.С., 1999).

Выделяются следующие типы одиночества:

• космическое - соотнесённость человека с природой и миром, самоотчуждённость;

• культурное - потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений;

• социальное - отторжение значимой группой, результатом может быть смятение и депрессия;

• межличностное - неудовлетворённость сложившимися отношениями.

Виды одиночества

• Депривационное (на судне, в больнице, госпитале и т. д.). Ограниченный круг общения, нет земли, солнца и т. п., возникает потребность в свежей информации, скука.

• Изоляция (пенсионный возраст, молодая мать с ребёнком).

• Партнёрское одиночество (синдром «белой вороны», аутсайдеры) - не глубокие, не интимные отношения, нет человека (людей), с которыми была бы тесная связь.

• Субъективное одиночество характерно для интеллектуальных людей, фактически контакты есть, но постоянное ощущение, что «меня не понимает никто».

• Брачное одиночество может возникать: 1) когда партнеры начинают испытывать подавленную боль или что-то омрачает их семейную жизнь; 2) в отсутствии супруга.

К. Роджерс (1994) рассматривал одиночество как отчуждение личности от её истинных внутренних чувств.

Личностные реакции на одиночество:

■ Утрата смысла жизни. Является первым признаком одиночества.

■ Скука. Всё становится скучным, даже то, что раньше радовало.

■ Апатия. Общее снижение тонуса, быстрая усталость, возможно снижение умственной деятельности.

■ Эмоциональная напряжённость.

■ Суицидальные мысли - перенесение душевного недуга на телесный.

■ Соматизация страдания.

■ Негибкость личностных качеств. Консервативность

■ Снижение биологической и социальной адаптивности. Перестают бороться за свои интересы, стремления.

■ «Падение» личности. Снижение профессиональных качеств, склонность к зависимостям, синдром «БИЧа», «БОМЖа»

■ Снижение самооценки. Часто характерна придирчивость ко всем своим чертам, способностям, достижениям.

■ Снижение саморегуляции (эмоционального контроля, волевой регуляции).

■ Разрушение «высшего я» - идеальных стремлений, эстетического вкуса, нравственных принципов, идеалов.

■ Рост агрессии и аутоагрессии.

■ Снижение длительности жизни.

Одиночество может вызывать и психосоматические заболева -ния: головную боль, нарушение аппетита, быструю утомляемость.

Когда ребенок лишен возможности удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, до этого не испытывавший подобных за -труднений, он ощущает чувство одиночества. В некоторых случаях может происходить деформация личности, проявляющаяся в разного рода комплексах и искажении самооценки. К. Обуховский (1971) пишет о том, что «комплекс неполноценности» лучше называть

«комплексом Золушки», поскольку дети, даже когда они открыто выражают убеждение в собственной неполноценности и делают это довольно часто, в глубине души его не разделяют. Ребенок, имеющий «комплекс Золушки», уже согласился с тем, что он хуже, глупее, менее красив, чем другие, но можно легко доказать, что он верит в чудо или в добрую фею, которая когда-нибудь все изменит.

В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных, создают воображаемых партнеров, разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризованные реакции оцениваются как защитные и рассматриваются в границах психологической нормы. По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.

Важно отметить, что рассматривать одиночество нужно не с позиции внешнего наблюдателя, а, выделяя, способы восприятия и оценки одинокой личностью своей социальной жизни. Дело в том, что хотя два человека могут иметь объективно сходные образцы социальных отношений, вполне возможно, что один из них чувствует себя одиноким, а другой вполне удовлетворённым. Значение одиночества для человека может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды. Другими словами, можно сказать, что на переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним -двумя людьми, а он хотел бы общаться со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества, даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Среди признаков одиночества выделяются три основных аспекта: аффективный, поведенческий и когнитивный. Интересно, что люди пытаются не просто найти причины своего одиночества, но и систематизировать представления о нем. Эти представления могут носить как субъективный, так и объективный характер.

Среди субъективных причин выделяются: определенные характеристики личности (стеснительность, застенчивость, замкнутость, неуверенность, пессимизм), особенности эмоционально-волевой сфера личности (частые депрессии), восприятие себя, как

151

физически непривлекательного. Одиночество тесно связано с тем, как человек относится к себе. Чувство одиночества у многих людей сочетается с заниженной самооценкой. Одинокие люди причину своего одиночества нередко видят в недостатках своего характера, в отсутствии способностей, личной непривлекательности. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и распространяется на такие собственные отрицательные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения. Люди, невысоко оценивающие себя, ожидают от других такого же отношения к себе. Они острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем, люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Они чрезмерно чувствительны к критике и рассматрива -ют ее как подтверждение собственной неполноценности.

В целом же, низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что длительный опыт одиночества может также влиять на самооценку, делая ее более уязвимой (Ананьев В.Г., 1980). Неудачи могут усиливать чувство одиночества и, как следствие, снизить самооценку.

По мнению Р.С. Немова (1999), одинокие более пессимистичны, чем не одинокие. Они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других только неприятностей, а от будущего - лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и повышенная сонливость. Одинокие люди склонны недолюбливать других особенно общительных и счастливых. Это - их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми.

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество: депрессия или агрессия, зависит от того, как человек объясняет свое состояние. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия и аутоагрессия, а при внешнем - агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, проявлению враждебности

положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.

На сегодняшний день специалисты в области нарушений обще -ния - психиатры, психотерапевты, психологи, клинические психологи, педагоги, а также люди, живущие и ухаживающие за аутичными людьми, - до сих пор не готовы сказать точно, что такое аутизм и каковы причины этой патологии? Да и патология ли это? Мы все живём в своём собственном мире, являемся индивидуальными по многим проявлениям, иногда даже сами удивляемся своим реакциям на те или иные события.

Слово аутизм (от греч. autos - сам), термин был введен для обозначения психических нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем и желаний, проявляемых как попытки избежать любых контактов, как отсутствие потребности в совместной деятельности.

В «словаре практического психолога» (под ред. В. Шапаря, 2005) аутизм рассматривается как крайняя форма и состояние психологического отчуждения. Это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний. Отдельно выделяется понятие детского аутизма, под которым понимается свойство ребенка или подростка, развитие которого характеризуется резким снижением контактов с окружающими, слаборазвитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении.

Понятия «аутизм» и «аутичность» обозначают разное. Под ау-тичностью понимается свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. Эта черта отражается на всей сфере контактов человека. Дефицитность общения такого человека является иногда вынужденной, иногда неизбежной. Аутичные дети и дети, страдающие аутизмом, очень похожи между собой. Многие черты поведения аутичного ребёнка напоми -нают сглаженный, нечётко выраженный аутизм. Однако такой ребёнок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных условиях позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников. Во взрослом возрасте, как правило, аутичные люди мало чем отличаются от других, они лишь более закрыты, застенчивы, необщительны или малообщительны, не способны на близкий эмоциональный контакт, с трудом могут выразить свои чувства, а потому у них мало друзей и знакомых.

По данным американской Ассоциации по аутизму, под термином «аутизм» понимается глубокое врождённое нарушение, носящее бионеврологический характер, которое обычно проявляется в течение первых трех лет жизни. До сих пор среди учёных нет однозначного мнения по поводу причин данного состояния человека. Среди самых распространённых выделяют: генетические, родовые травмы, вирусные заболевания, хромосомные нарушения.

В настоящее время критерием диагностики аутизма считаются те характеристики поведения, которые проявляются в трех основных сферах (речь идет о так называемой триаде нарушений):

• нарушение социального взаимодействия;

• нарушения социального общения;

• ограниченные интересы и действия (по Л. Винг, 1993 г).

По мнению Л. Винг следствием этих нарушений у людей является жёсткая модель поведения, включающая в себя стремление к сохранению постоянства, стереотипного движения, ограниченные интересы и т. д. Эти характерные черты проявляются различно у каждого ребёнка.

Основные критерии определения аутизма

1. Проявления аномального развития до 3 лет.

2. Качественные нарушения в социальном взаимодействии (три из пяти):

■ отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражение лица, использование жестов, неадекватных ситуаций;

■ неспособность к установлению дружеских отношений, которые характеризуются взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;

■ отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо и/или неспособность самому выразить утешение, сочувствие;

■ отсутствие проявлений радости, когда другие её выражают;

■ отсутствие проявлений социальности и эмоций и/или отсутст -вие изменений в поведении в зависимости от необходимости соци -ального контекста.

3. Качественные нарушения в коммуникации (два из пяти):

■ задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации (невербальными средствами);

■ неспособность начать или поддержать разговор, неспособность обмениваться репликами при общении;

■ стереотипное, повторяющееся использование языка;

■ аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

■ отсутствие разнообразия при ролевой игре, или в раннем возрасте при социально имитирующей игре.

4. Ограниченные, повторяющиеся, стереотипные модели поведения, процессов и действий (два из шести):

■ всепоглощённость стереотипными и ограниченными интересами;

■ специфическая привязанность к определённым предметам;

■ настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведённого установившегося порядка;

■ стереотипные и повторяющиеся двигательные маневризмы, включающие в себя: ворчание, хлопанье, взмахи руками, сложные движения всего тела;

■ настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов);

■ расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

Аутичных и отчуждённых людей объединяет то обстоятельство, что они испытывают дефицит общения, хотя причины, приводящие к недостатку полноценного общения с людьми, в этих группах различны.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психол. Журнал. - 1999. - № 5.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: в 2 т. - Т.2. - М., 1980.

3. Башнина В.М. Ранний детский аутизм. Исцеление. - М., 1993.

4. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1987.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.

6. Лабиринты одиночества. - М. Прогресс, 1989.

7. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. - М., 1991.

8. Межличностное общение / сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001.

9. Немов Р.С. Психология. - Кн. 1. - М., 1999.

10. Обуховский К. Психология влечения человека. - М., 1971.

11. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб., 2004.

12. Роджер К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

13. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.