УДК 159.922
Potsulko O.A. COMMUNICATION DEVIATION OF PERSONALITY. The paper deals with the causes and mechanisms of communication deviance of modern identity, and the effects of these disorders of communication, which are often devastating effect on people and difficult interpersonal interaction. Characterized by the basic communication deviance, such as autistic behavior, giperobschitelnost, conformal behavior, verbal behavior is dominated by pseudologist, unctuous behavior, conflicts and phobic behavior.
Key words: deviation, communication, communication deviance, personality, autistic behavior, giperobschitelnost, conformal behavior, verbal behavior, pseudologist, unctuous behavior, conflict, phobia.
Е.А. Поцулко, канд. ист. наук, доц. каф. философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого
национального медицинского университета им. М. Горького, г. Донецк, E-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕВИАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В работе рассматриваются причины и механизмы коммуникативных девиаций современной личности, а также последствия этих нарушений общения, которые чаще всего разрушительно действуют на людей и затрудняют межличностное взаимодействие. Характеризуются основные коммуникативные девиации, такие как аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное поведение, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, елейное поведение, конфликтность и фобическое поведение.
Ключевые слова: девиация, коммуникация, коммуникативные девиации, личность, аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное поведение, вербальное поведение, псевдология, елейное поведение, конфликтность, фобия.
Формирование человека как личности - процесс социальный в самом широком смысле. Известно, что уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Со всем сложным миром окружающей действительности человек входит в бесконечное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями в связи с развитием самой личности. И эти отношения человека с окружающей действительностью, по мнению Л.С. Выготского, есть отношения, «осуществляемые с помощью или через другого человека» [1, с. 17], реализуемые в общении. Целью общения является удовлетворение людьми своих потребностей, в частности социальных и духовных. Основными мотивами общения являются потребности в познании и самопознании, в духовном и эмоциональном контакте, в безопасности, в психологической защите, в признании, в престиже и т.п. С.Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание. Человек и мир» отмечал, что «свойства одного человека раскрываются другому только через отношение одного человека к другому. Во взаимоотношениях субъектов нет никакой привилегии: мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне» [2, с. 10]. Исходя из такого представления об общении, его характерной особенностью выступает то, что предмет общения, его цель - это партнер, что на пути достижения поставленной цели оба участника общения являются активными, результатом их активности становится уровень взаимопонимания, сопереживания, сложившаяся система взаимоотношений. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Общаясь, человек обнаруживает себя индивидом и реализует свои стремления быть личностью. То, каким образом передается информация, как происходит технический процесс обмена информацией и есть коммуникация. Коммуникативное взаимодействие возможно лишь в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Иначе говоря, «все должны говорить на одном языке». Нет общения - нет общества, нет личностей.
В настоящее время - время прогресса и постоянного потока информации, как положительной, так и негативной - актуальной становится проблема коммуникативных девиаций и их последствий. Страх, враждебность, угрозы - как следствия некоторых форм поведения - чаще всего разрушительно действуют на людей и затрудняют межличностное взаимодействие. Такие стрессовые факторы, как изменение образа жизни, бытового уклада и характера трудовой деятельности, смена привычных стереотипов поведения неизбежно сказываются на состоянии
психического и психологического здоровья, снижая эффективность социализации и уровень социализированности личности, что в конечном итоге приводит к коммуникативным девиациям. Установлено, что в ответ на жизненные трудности у людей возникают переживания чувства неуверенности в своих силах, незащищенности, неопределенности, тревоги и потери опоры, которые проявляются в нервно-психических и психосоматических расстройствах, девиантном поведении.
В результате несоответствия индивидуальных, коммуникативных, этнокультурных, возрастных, социально-психологических особенностей личности требованиям и условиям современной жизни многие люди становятся «жертвами социализации», что проявляется через разнообразные девиации поведения.
Целью нашей работы является изучение механизмов, причин и типов основных коммуникативных девиаций личности в современном обществе.
Трудность в распознании коммуникативной патологии личности состоит в том, что девиации (лат. deviatio - отклонение) чаще проявляются скрытно и касаются нормальных людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированными характерами [3, с. 18]. Взяв за исходную точку понятие «норма», мы, вслед за Г.А. Аванесовым, под девиациями понимаем «действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам» [4, с. 257]. Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Хотя во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, бороться или хотя бы корректировать девиации личностей.
С развитием глобальной сети коммуникаций возросла необходимость обмена имеющейся информацией между людьми. Однако этот обмен и та скорость, с которой он происходит, несет в себе не только положительные стороны, но и негативные, такие как возникновение непонимания между людьми, отсутствия общения «для души», а не только общения, связанного с выполнением одного вида деятельности. Одной из таких отрицательных сторон является возникновение коммуникативных девиаций, то есть нарушений в процессе общения, которое, как известно, имеет в своем составе потребности, мотивы к общению и средства общения (речь, жесты, движения, мимика с эмоциональными реакциями и т.п.). Эти нарушения, прежде всего, связаны с формированием определенных особенностей характера и зависят от того, что нарушается у человека: потребности, мотивы или средства общения. Коммуникативные девиации заключаются в недостижении адресатом коммуникативной цели, в отсутствии взаимопонимания и согласия между участниками коммуникации. Причины и механизмы коммуникативных девиаций разнообразны и могут лежать в сфере социокультурных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий (приятие/
неприятие действий или черт характера собеседника), языковой компетентности коммуникантов. Рассмотрим основные типы коммуникативных девиаций и их причины:
1) коммуникативные девиации, вызванные коммуникативным поведением адресанта: а) нарушение условий коммуникации (нежелание или неготовность адресанта начинать коммуникативный акт, ожидание от адресанта другого коммуникативного акта); б) создание адресантом неуместных или несвоевременных коммуникативных актов («об этом мы поговорим в другом месте» - неподходящее место коммуникации, «об этом мы поговорим в другое время» - несвоевременность начала коммуникации, «об этом мы поговорим без свидетелей» - невозможность коммуникации в присутствии третьих лиц, «это не телефонный разговор» - неподходящий канал коммуникации); в) неудачная или ошибочная адресация (вызвана неправильной оценкой личности адресата, неправильной его идентификацией): несовпадение мировоззрения адресанта и адресата, неадекватная оценка физического состояния адресата, неадекватная оценка осведомленности адресата, его эрудиции; г) неспособность адресанта выстроить логичный и последовательный коммуникативный акт;
2) коммуникативные девиации, вызванные коммуникативным поведением адресата: а) уклонение адресата от коммуникации («я бы предпочел об этом не говорить»), осознание адресатом своей неготовности к общению (ситуация на экзамене, когда студент вынужден признать свою неготовность отвечать на вопрос); б) подмена адресатом пресуппозиций адресата своими собственными или приписывание адресанту несуществующих пресуппозиций («Откуда вы это взяли? Я же говорил совсем о другом»); в) выведение несуществующих импликатур дискурса или несуществующих иллокутивных сил; г) различия в идиолексиконе адресата и адресанта, обусловленные различными факторами: образованием, возрастом, полом и др.; д) различия в мировосприятии женщин и мужчин;
3) коммуникативные девиации, вызванные процессом коммуникации (контактом): а) немотивированная смена коммуникативных стратегий участниками коммуникации (неожиданный переход от серьезного к шутливому тону общения); б) несоблюдение правил (постулатов) кооперативного общения или правил этикетности общения (максима такта); в) создание атмосферы общения, которая усложняет процесс коммуникации (враждебная атмосфера), выбор тональности общения в соответствии с социальными ролями участников коммуникации (равноправное/неравноправное общение, властное, панибратское, фамильярное, заискивающее, предупредительное, дружественное и др.); г) нарушение законов референции, то есть соотношения языкового кода с референтом (ситуацией): слишком высокая степень обобщения в прямых речевых актах, неспособность одного из участников коммуникации распознать иронию в косвенных речевых актах; д) деформация информации в каналах коммуникации (влияние коммуникативного шума, «перекручивание» информации участниками коммуникации);
4) коммуникативные девиации, связанные с языковым кодом: а) невладение участниками коммуникации общим идиоэт-ническим языком; б) языковые ошибки, неточности, оговорки, описки, которые влияют на качество общения; в) избыточная (тавтология) или неполная (незапланированная зевгма) экспликация аспектов высказывания; в) неидиоматическая (необычная в данном контексте) или избыточная (наложение синонимов) лексикализация, ненормативная фразеология; г) нарушение сочетаемости номинативных единиц («не смыкая взгляда» вместо «не смыкая глаз», «функции поручаются» вместо «функции возлагаются»); д) ненормативное построение синтаксической структуры высказывания (сокращение синтаксической структуры пропозиции, контаминация (смешение) несинонимичных предикатов, трансформации в структуре устойчивых выражений («язык не поднимается говорить об этом» - контаминация выражений «язык не поворачивается» и «рука не поднимается»), ненормативный порядок слов в предложении, нарушение глагольного управления («убедиться о том, что рейс не отменяется» вместо «убедиться в том...»), нарушение грамматической координации членов предложения («Эта часть текста так же, как и две главы, не включены в перевод» вместо «Эта часть текста в перевод не включена так же, как и две главы») [5, с. 36-38].
Наиболее известными коммуникативными девиациями считаются такие, как аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное поведение, конфликтность, фобическое по-
ведение и другие. Считается, что человек при помощи разнообразных коммуникативных средств, в рамках девиаций стремится «бежать от свободы». В одних случаях бегство приводит к аутистическому поведению, в других - к гиперобщительности, в-третьих - к конформизму и т.д. Сутью бегства от свободы и становления отклонений в поведении становится осознанное или неосознанное стремление уклониться от конструктивного анализа и переживания основополагающих экзистенциальных ценностей, базисных проблем существования индивида с целью избежать тревоги, страха и неопределенности. Коммуникативные девиации позволяют человеку не решать экзистенциальные проблемы, а существовать вне их. Выбор одного из аномальных способов взаимоотношения с окружающим миром как бы автоматически снимает необходимость предпринимать какие-либо усилия по устранению экзистенциальной тревоги. Человек полностью ответственен не только за свои действия, но за свою неспособность действовать, то есть можно утверждать, что выбор того или иного девиантного стиля коммуникативного поведения опосредован желаниями, стремлениями и потребностями индивида, осознаваемыми или неосознаваемыми. В равной степени и аутизация в виде нелюдимости, и гиперобщительность являются способами преодоления экзистенциальной тревоги [3, с. 25].
Одним из важных признаков аутистического поведения является невовлеченность человека в процесс повседневной жизни в связи с исчезнувшим смыслом его существования. Поведение характеризуется нежеланием приспосабливаться к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, грёз, отказом от общения и выбором одиночества, несмотря на глобальную сеть коммуникаций. Одиночество - это не только самоизоляция, ограничение контактов и внутренняя направленность интересов, это еще и эмоциональное подкрепление ухода от действительности. Именно на основании эмоциональной самооценки возможно разделение одиночества на гармоничное и дисгармоничное, то есть сопровождающееся негативными переживаниями по поводу изоляции и отсутствия контактов или принимающее безэмоционально и неоценочно как данность положение вне общества и контактов. Первое следует обозначить как собственно одиночество, второе - как аутизм. Таким образом, понятие одиночества включает и переживание его, а аутизма - чисто внешние показатели одиночества и изоляции. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество - это тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособны к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви.
Одинокая личность - это депрессивная или подавленная личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения. Одинокому человеку более чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности. Кроме этого одиночество влечет за собой специфические межличностные проблемы. Человек легко раздражается в присутствии других людей, очень агрессивен, склонен к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывает психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках.
Психологами установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности. Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение. В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что длительный опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувство одиночества, и как следствие снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низкая самооценка, в конечном счете, подрывает чувство собственного достоинства у человека и, как следствие, влечет за собой девиантное поведение личности. Предпочитаемый способ реагирования человека не одиночество - депрессия или агрессия - зависит от того, как человек объясняет свое поведение. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем - агрессия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение и развитие одиночества заключается в первую очередь в нежелании человека принять реальность такой, какая она есть, и соответственно нежелании принимать и понимать окружающих людей с учетом их недостатков и достоинств. Одиночество - это один из путей, помогающих человеку уйти из реального ми, однако, имеющий достаточно серьезные последствия в виде различного рода проявлений девиантного поведения.
Противоположный тип поведения - это гиперобщительность [3, с. 26], которая буквально «захлестывает» человека. Его представители - люди общительные до неприятного: с повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такой личности становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества. Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, а иногда и хронической манией - состоянием длительного повышения настроения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Отклоняющееся поведение затрагивает окружающих, поскольку конфликты у такой личности происходят из-за ее неумения и нежелания слушать собеседника. Такая личность постоянно стремится во что бы то ни стало быть в центре общения, для нее это самое главное. Суперобщительному человеку другой человек нужен только как предмет для собственного самовыражения.
Конформистское поведение проявляется в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящее. Конформист - это человек без свойств. Основная его способность - быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепринятых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы. Конфликтное поведение наоборот, сопровождается напряженностью в отношениях и необходимостью разрешить противоречия. Удовлетворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими интересами, привычками, навыками. Он склонен использовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, трафаретно говорить, используя, к примеру, бюрократический язык.
Особой разновидностью коммуникативных девиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме отклоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать ложные высказывания. Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения внимания к собственной персоне или для провоцирования окружающих. Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (получение удовлетворения от признания и привлечение внимания, радость от введение в заб-
луждение или запутывание собеседника, успокоение от причинения партнеру вреда) [6, с. 231].
В сфере общения выделяется такой феномен как елейность поведения. Данный тип коммуникативной девиации встречается часто при эпилептических изменениях личности, а также в рамках эпилептоидных черт характера. Под елейностью понимают слащавость, умильность и угодливость в обращении с окружающими, которая воспринимается как неестественность и нарочитость, тем более, что за подобным внешним поведением редко стоят истинные чувства и эмпатия [6, с. 231].
Одной из наиболее социально значимых и потенциально опасных является коммуникативная девиация в виде поведения, основанного на агрессии. Агрессия - это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, она возникает в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость, раздражительность, быстрая потеря самообладания. Неадекватно резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Часто встречается такая форма коммуникативной девиации, как фо-бическое поведение, которое характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, базирующегося на каком-либо реально обоснованном или необоснованном навязчивом страхе (фобии) [3, с. 27].
Если проблема общения ставится как психологическая, то, несомненно, следует говорить о процессе, в который вовлекается личность. Изучение собственно личностного общения предполагает учет основной характеристики личности - наличия субъективного внутреннего мира [7, с. 311]. Рассматривая личность в общении, психологи связывают выбор поведения личности с индивидуальными детерминантными свойствами, такими как эмоциональная чувствительность, раздражительность, агрессивность, склонность к насилию - с одной стороны, и сдержанность, уступчивость, конформизм - с другой.
В целом причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в общении, весьма различны. Для удобства проблемы общения объединяют в три основные группы: 1) установки, отрицательно влияющие на процесс общения; 2) эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения; 3) поведение, осложняющее процесс общения. Такое деление весьма условно, потому что трудности, возникающие на одном из уровней, затрагивают и остальные [7, с. 295].
Проблемы общения, вызванные неверными социальными установками, являются распространенными, но в то же время они легко поддаются коррекции. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях в целом и, особенно, с представителями противоположного пола. Среди упомянутых представлений можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе.
Различные эмоциональные состояния, которые затрудняют общение, связаны с личностными особенностями. Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны. Их можно обозначить как жалобы: «Я чувствую себя очень напряженно», «Мне кажется, что я в компании лишний», «Я стесняюсь» и т.п. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми, можно охарактеризовать через трудности, которые человек испытывает в сфере общения: ригидность, странность, противоречивость в поведении с другими людьми. Обобщим эти трудности в виде схем, подобных схемам межличностного конфликта, предложенных К. Хорни:
1) чрезмерная направленность на других - повышенная активность в приобретении контактов, которая чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много суетится, говорит, звонит);
2) чрезмерная направленность против других - подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок;
3) чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты [7].
При анализе личностных поступков необходимо помнить о том, что в их основе лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тревоги, а само поведение является вторичным. Часто коммуникативные расстройства обусловлены тем, что например, к
молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Поэтому особенно часто страдают неврозами дезадаптированные школьники.
Рассмотрев предложенную проблему, изучив ряд психологической и социологической литературы, мы пришли к некоторым выводам.
Во-первых, улучшение материальной жизни современного общества, создание техники, облегчающей выполнение той или иной деятельности, влечет за собой отнюдь не положительное влияние на психическое состояние личности и взаимоотношения людей. Одной такой отрицательной стороной является возникновение коммуникативных девиаций личности.
Во-вторых, причины и механизмы коммуникативных девиаций разнообразны и могут лежать в сфере социокультурных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий, языковой компетентности коммуникантов.
Библиографический список
В-третьих, наиболее распространенными коммуникативными девиациями личности в современном обществе являются аутистическое поведение, гиперобщительность, конформное поведение, вербальное поведение с преобладанием псевдологии, елейное поведение, конфликтность и фобическое поведение.
В-четвертых, огромное разнообразие типов коммуникативных девиаций требует их систематизации и классификации, так как в социально-психологических классификациях в зависимости от предпочтений автора и его принадлежности к определенной научной школе делается акцент либо на некоторых основных типах, или на наиболее распространенных видах, либо на клинических формах девиантного поведения. Это происходит потому, что ученые используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций.
В-пятых, изучение причин, механизмов и типов коммуникативных девиаций дает возможность осуществлять отбор наиболее адекватных средств и методов воздействия на девиантную личность (изоляцию, лечение, коррекцию и развитие, психотерапию и/или их комбинации).
1. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С., Выготский, А.Р Лурия. - М., 1993.
2. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособ. - М., 2001.
4. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., 1980.
5. Абрамова, Е.Н. Основы теории языковой коммуникации. - Севастополь, 2008.
6. Косырев, В.Н. Клиническая психология: учебно-методич. комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии. -Тамбов, 2003.
7. Рогов, Е.И. Психология общения. - М., 2005.
Bibliography
1. Vihgotskiyj, L.S. Ehtyudih po istorii povedeniya. Obezjyana. Primitiv. Rebenok / L.S., Vihgotskiyj, A.R. Luriya. - M., 1993.
2. Rubinshteyjn, S.L. Bihtie i soznanie. Chelovek i mir. - SPb., 2003.
3. Mendelevich, V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. posob. - M., 2001.
4. Avanesov, G.A. Kriminologiya i socialjnaya profilaktika. - M., 1980.
5. Abramova, E.N. Osnovih teorii yazihkovoyj kommunikacii. - Sevastopolj, 2008.
6. Kosihrev, V.N. Klinicheskaya psikhologiya: uchebno-metodich. kompleks dlya prepodavateleyj i studentov fakuljtetov psikhologii. - Tambov, 2003.
7. Rogov, E.I. Psikhologiya obtheniya. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 24.09.13
УДК 37.018.46
Sambieva L.l. APPLICATION OF TECHNOLOGY OF THE BENCHMARKING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER. Computerization of education makes new demands on professional and pedagogical qualities of the teacher, to organizational and methodological aspects of his activities. The special part in modern education is assigned to increase of information and communication competence of teachers for the purpose of application in educational process of information technologies. Modern educational technologies act as creation of the new environment of training, effective both for teachers, and for the being trained. At the same time improvement of professional activity is promoted by transfer of experience of other experts in the activity. The technology of a benchmarking allows the teacher to make use of the best pedagogical practices in own professional activity. The special attention in article is paid to components of ICT competence of the teacher and their formation on the basis of technology of a benchmarking.
Key words: benchmarking, educational process, the teacher, the student, federal state educational standards of the general education, pedagogical experience, information technologies, ICT competence.
Л.И. Самбиева, зав. каф. информационно-коммуникационных технологий Чеченского института
переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
БЕНЧМАРКИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Информатизация образования предъявляет новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к организационным и методическим аспектам его деятельности. Особая роль в современном образовании отводится повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов с целью применения в учебном процессе информационных технологий. Современные образовательные технологии выступают в качестве создания новой среды обучения, эффективной как для педагогов, так и для обучающихся. Вместе с тем, совершенствованию профессиональной деятельности способствует перенос опыта других специалистов в свою деятельность. Технология бенчмаркинга позволяет учителю использовать передовой педагогический опыт в собственной профессиональной деятельности. Особое внимание в статье уделяется компонентам ИКТ-компетентности учителя и их формированию на основе технологии бенчмаркинга.