Научная статья на тему 'Одиннадцатая Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: Наука — вуз — школа» (Екатеринбург, 2005)'

Одиннадцатая Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: Наука — вуз — школа» (Екатеринбург, 2005) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петров Илья Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одиннадцатая Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: Наука — вуз — школа» (Екатеринбург, 2005)»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

ОДИННАДЦАТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА — ВУЗ — ШКОЛА»

XI Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: наука — вуз — школа» проводилась Институтом филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» Уральского отделения Российской академии образования совместно с Уральским государственным педагогическим университетом 24-25 марта 2005 года. Впервые конференция была проведена в 1994 году как зональная конференция «Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы» и с этого времени проводилась ежегодно. В 2002 году конференция получила статус Всероссийской. В 2004 году конференция была включена в план мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Конференция 2005 года проходила в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».

Было заявлено более 140 докладов. Из них 120 докладов, в том числе 13 докладов учителей разных типов образовательных учреждений (колледжи, гимназии, лицеи, СОШ), опубликовано в сборнике материалов конференции (в 2-х книгах).

Вниманию участников конференции было предложено более 45 докладов.

Присутствовало более 115 слушателей — учите -лей-словесников Екатеринбурга и Уральского региона и студентов факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета.

В работе конференции приняли участие представители образовательных учреждений разных регионов Российской Федерации: Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы, Архангельска, Глазова, Караганды, Кирова, Коломны, Ижевска, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Орска, Оренбурга, Перми, Уфы, Челябинска, Читы и др.

Информация о конференции была опубликована в газете «Первое сентября (Литература)» и в электронных средствах массовой информации (порталы «Ру-тениа» и «Мир русского слова»).

Центральной проблемой конференции стал поиск подходов к анализу творческой индивидуальности писателя. Обращение к этой проблеме представляется чрезвычайно важным в контексте современной социокультурной ситуации. Утверждаемое в структурализме и постструктурализме, самых авторитетных на сегодняшний день научных школах, понимание текста как самодостаточной единицы вне фигуры автора-творца, по мнению участников конференции, не просто лишает литературоведческую науку исконной гуманистической направленности, но существенно обедняет сам анализ художественного произведения.

В докладе д. филол. н., проф. Н.Л. Лейдермана (Екатеринбург, УрГПУ) были выявлены факторы, обусловливающие своеобразие творческого дара писателя: биографический опыт (социальная среда, вос-

питание, исторические обстоятельства), тип мышления (эпический, лирический или драматический), система ценностных ориентиров (мировосприятие — мироотношение — мировоззрение -------- миропонима-

ние), культурно-эстетический фонд (освоенные культурные архетипы). Особое внимание в докладе уделялось способам претворения творческой индивидуальности писателя в образе мира, возникающем в произведении. По мысли исследователя, речь должна идти о совершенном воплощении художественной Вселенной и вечных гуманитарных конфликтов. В связи с проблемой анализа образа мира было предложено обоснование и критериев художественности, предъявляемых к каждому значительному эстетическому феномену: целостность и завершенность создаваемой вселенной, сложная диалектика «вечных образов» и «типов времени», выдвижение новых ценностных ориентиров или кардинальное переосмысление старых. Намечены в докладе и проблемы практического изучения творческой индивидуальности писателя: первая — анализ отношений между биографическим автором и созданным им текстом и вторая — постижение отношений между Художником и его Временем. Как подчеркнул Н.Л. Лейдерман, мало выяснить, насколько глубоко писатель проник в секреты своего времени, надо выявить и тот «избыток вечности», который таится в его произведениях.

В других докладах ведущее место уделялось исследованию фигуры творца внутри больших историко-литературных систем — от древнерусской литературы до авангардных течений.

Так, к. филол. н., доц. Л.С. Соболева (Екатеринбург, УрГУ) предложила анализ категории автора-творца в древнерусской литературе в связи с категорией канона, доминирующей в художественном мышлении эпохи. Как отмечается в докладе, формирование канонических норм и правил в этот период проистекает в зависимости от общей картины мира, духовно объединяя людей. Важно подчеркнуть, что канон дает творческой индивидуальности некие общие — в данном случае христианские ценности, позволяя увидеть в единичном явлении воплощение премудрости творца, оценить произошедшее с позиций вечности. В дальнейшем — в процессе усиления субъективного начала — в древнерусской литературе происходил не просто отказ от канона, а его варьирование и обогащение в поисках новых ценностных ориентиров.

На важность анализа образа мира при постижении творческой индивидуальности писателя реалистического направления указал в своем докладе и д. фи-лол. н., проф. Г.К. Щенников (Екатеринбург, УрГУ). В этом плане может быть уточнен и принцип взаимной связи характера и среды, структурный для данного направления. Автор внутри этого направления всегда выступает в роли демиурга особого художественного мира, и он не всегда покоряется обстоятельствам

мира реального. Классика, по мысли ученого, тяготеет к космическому порядку. Даже когда писателя мучит несовершенство мира, он не просто поэтизирует хаос, а стремится преобразовать его через возрождение его героев к новой жизни (мотив особо важный в произведениях Ф.М. Достоевского).

Большую сложность представляет анализ форм проявления творческой индивидуальности в модернистских художественных системах, и в частности таком крайнем проявлении модернизма, как авангард. Этой проблеме был посвящен доклад д. филол. н., проф. И.Е. Васильева (Екатеринбург, УрГУ). На примере анализа поэзии А. Введенского в докладе было показано, что сам текст — как бы «от обратного» — воплощает авторские ценностные ориентиры. Разбухая, дробясь на отдельные, внешне не связанные отрывки, сам речевой строй произведений А. Введенского передает, быть может, не до конца осознанное стремление его автора к абсолютной свободе.

На конференции были представлены и доклады, посвященные анализу внутренних закономерностей, сопутствующих воплощению творческой индивидуальности в художественном тексте.

Так, д. филол. н., проф. С.А. Матяш (Оренбург, ОГУ) в своем докладе представила анализ роли современных стиховедческих исследований в изучении творческой индивидуальности поэта. По ее наблюдениям, исследование ритмической структуры стиха должно соотносится с семантическим уровнем произведения. В докладе этот тезис был аргументирован рассмотрением функции авторских межстиховых переносов в передаче доминирующего чувства произведения.

Доклад д. филол. н., проф. Н.В. Барковской (Екатеринбург, УрГПУ) был посвящен анализу ритма как способа выражения авторской индивидуальности, однако проблематика представленного материала явилась более широкой. В докладе было дано обоснование самой фигуры автора-творца в современной социокультурной ситуации. Было показано с опорой на исследования М. Фуко, Р. Барта, Е. Фарыно и других, что в современной поэзии возникает особая по-лисубъектная форма, обращенная к конвергентному, диалогическому сознанию. Только ритм обеспечивает единство этому поэтическому разноречию. Именно ритм выражает индивидуальность стихотворца, его манеру «играть» нейрофизиологическими, архетипи-ческими, культурными ассоциациями, закрепленными за ритмическими ходами, выявляя свои неповторимые «жесты смысла».

Доклад д. филол. н., проф. В.В. Химич (Екатеринбург, УрГУ) был обращен к анализу категории стиля как способа выражения авторской индивидуальности. По мнению исследовательницы, стиль позволяет увидеть личность художника одновременно в нескольких планах: ракурсе наиболее важных социокультурных, мировоззренческих и внутрихудожественных факторов объективного и субъективного порядка, вследствие которых складывается особая поэтическая логика его творчества.

Гендерная методика анализа творческой индивидуальности писателя была рассмотрена в докладе д. филол. н., проф. М.А. Литовской (Екатеринбург, УрГУ).

Дискуссия по главным проблемам конференции продолжилась и во время работы отдельных секций.

Так, центральной проблемой докладов секции «Русская литература XVIII - XIX веков» стала проблема психологизма как способа проникновения писателя во внутренний мир человека, создающего особый диалог между авторским сознанием и сознанием героя. В равной степени эта проблема рассматривалась в докладах С.И. Софороновой (Глазов, ГПИ) о портретной характеристике в романах И.С. Тургенева, И.А. Семухиной (Екатеринбург, УрГПУ) о многозначности споров героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», Третьяковой О.В. (Екатеринбург, УрГПУ) о психологизме Ф.М. Достоевского, А.Н. Кудреватых (Екатеринбург, УрГПУ) о психологизме Н.М. Карамзина, М.Л. Скобелевой (Екатеринбург, УрГПУ) о формах выражения авторского сознания в эпиграммах М.Ю. Лермонтова.

Поиск разных — в том числе и в методологическом плане — подходов был представлен и в работе секции «Русская литература ХХ века». В докладах выявлялись различные факторы, существенные для постижения самого феномена творческой индивидуальности. Так, биографический фактор оказался доминирующим в докладах Т.Г. Берниченко (Екатеринбург, УрГПУ) о лирике А. Барковой и А.В. Миронова (Екатеринбург, УрГУ) о творчестве В. Нарбута. Индивидуальность писателя рассматривалась в контексте философских направлений — доклады Е.В. Мардановой (Челябинск, ЧГУ) о книге И.А. Бунина «Освобождение Толстого» и Е.А. Черевой (Челябинск, ЧГУ) о мифопоэтическом начале в эпопее И.С. Шмелева «Солнце мертвых». Жанровый аспект раскрытия писательской индивидуальности стал предметом рассмотрения в докладах О.А. Скриповой (Екатеринбург, УрГПУ) о поэмах М.И. Цветаевой, И.В. Петрова (Екатеринбург, УрГПУ) о лирических дневниках К. Симонова, Е.Н. Хрущевой (Екатеринбург, УрГПУ) о взаимодействии жанровой памяти хроники и экспрессивного стиля в романе М. Булгакова «Белая гвардия», Н.П. Хрящевой (Екатеринбург, УрГПУ) о рассказах В. Маканина. Важное и с методологической (интертекстуальный анализ), и с методической точки зрения прочтение «Зимних стихов» О. Мандельштама было представлено в докладе Л.Д. Гутриной (Екатеринбург, УрГПУ).

Следует подчеркнуть и практическую направленность конференции. Как и на предыдущих конференциях, разрабатывались проблемы взаимозависимости научных достижений и преподавательской практики. В этом плане предложенная для обсуждения проблема анализа творческой индивидуальности писателя явилась в высшей степени продуктивной: только через постижение того нравственного и эстетического потенциала, который автор-творец закладывает в свое произведение, можно осуществить процесс воспитания духовной культуры современных школьников и студентов. Отметим в этой связи доклады Р.И. Мон-зиной (Екатеринбург, УрГПУ) о пути изучения художественного произведения с опорой на биографию писателя (на материале рассказа В.П. Астафьева «Ва-сюткино озеро») и Р.А. Храмцовой (Москва, гимназия № 1514) о методических приемах раскрытия ин-

96

дивидуальности И. Бродского в школьном курсе литературы.

К открытию конференции были подготовлен сборник материалов конференции в 2-х книгах (общим тиражом 300 экз.): Изучение творческой индиви-

Филологический класс, 14/2005

дуальности писателя в системе филологического образования: теоретические аспекты, 5-8 классы;

9-11 классы; Изучение творческой индивидуальности писателя в системе филологического образования: профильные классы.

Обзор подготовил И.В. Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.