УДК 008.009:39
Чжун Цзаньпин
«Один пояс - один путь» как новая форма диалога между Китаем и цивилизациями
Инициатива «Один пояс - один путь» имеет существенное значение для современного этапа мирового развития. Основанная на принципе взаимной выгоды, взаимодоверия и соразвития концепция «Один пояс - один путь» нацелена не только на укрепление экономических связей и сотрудничество с соседними странами и странами вдоль маршрутов «Одного пояса - одного пути», она также представляет новые пути развития дилога цивилизаций, открывает большие возможности для установления контактов между Китаем и мировыми цивилизациями.
Ключевые слова: Один пояс - один путь, контакт цивилизаций, гуманитарное сотрудничество, культурные обмены, сообщество единой судьбы для всего человечества.
Zhong Zanping
«One Belt - One Way» as a New Form of Dialogue between China and Civilizations
The initiative «One Belt - One Way» has an essential value for the present stage of the world development. Being based on the principle of mutual benefit, mutual trust and co-development the concept «One belt - one way» is aimed not only to strengthen economic relations and cooperation with neighbouring countries and countries along routes of «One belt - one way», it also represents new ways of developing the dialogue of civilizations, opens great opportunities for establishing contacts between China and world civilizations.
Keywords: One belt - one way, contact of civilizations, humanitarian cooperation, cultural exchanges, community of uniform destiny for all mankind.
В начале XXI в. руководство Китая выдвинуло инициативу «Один пояс - один путь». Эта концепция отвечает тенденциям мирового развития, она важна не только для развития экономической интеграции мира, но и для культурного прогресса человеческого общества.
I. Выдвижение и значение концепции «Один пояс - один путь»
7 сентября 2013 г., в ходе своего выступления в казахстанском вузе «Назарбаев университет», председатель КНР Си Цзиньпин предложил инновационную модель взаимодействия стран -проект совместного построения «Экономического пояса Шелкового пути» с целью постепенного формирования крупномасштабного регионального сотрудничества. 3 октября того же года, выступая в Совете народных представителей Индонезии, Си Цзиньпин отметил, что Китай готов развивать партнерские отношения морского сотрудничества со странами АСЕАН для совместного построения «морского Шелкового пути 21-го века», который вместе с «Экономическим поясом Шелкового пути» составит инициативу «Один пояс - один путь».
© Чжун Цзаньпин, 2018
В основе концепции проекта «Один пояс -один путь», перенявшего наследие древнего Великого шелкового пути, лежит мирное и совместное развитие, это путь формирования сообщества интересов, сообщества судьбы и сообщества ответственности, для которых характерны политическое взаимодоверие, экономическая интеграция и культурная толерантность, путь содействия прогрессу человеческой цивилизации в целом. Концепция «Один пояс - один путь» отвечает тенденциям становления многополярного мира, экономической глобализации, диверсификации культур и информатизации общества, способствует сохранению глобальной системы свободной торговли и открытости мировой экономики, свободному передвижению экономических факторов, она имеет большое значение для свободного передвижения экономических факторов, эффективного распределения ресурсов и глубокой интеграции рынков. Строительство «Одного пояса - одного пути», без сомнения, окажет существенное влияние на глобальную геополитическую экономику XXI в. [4].
С момента выдвижения концепции в реализации проекта «Один пояс - один путь» были достигнуты существенные успехи, в частности, реализован ряд проектов, имеющих важное социальное и экономическое значение, постепенно сформировалась структура сотрудничества на основе принципов совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования. По итогам 2016 г. внешнеторговый оборот между Китаем и странами, лежащими вдоль «Одного пояса - одного пути», составил 6 трлн 251 млрд 700 млн юаней, показав рост на 0,5 % против аналогичного периода 2015 г. В том числе, объем экспорта составил 3 трлн 831 млрд 900 млн юаней (рост - 0,5 %), импорта - 2 трлн 419 млрд 800 млн (рост - 0,4 %). За 2016 год количество новых предприятий, созданных в странах, расположенных вдоль маршрутов «Одного пояса - одного пути», с участием прямых инвестиций Китая составило 2 905 (прирост 34,1 %), общий объем инвестиций в Китай составил 45,8 млрд юаней (около 7,1 млрд долл. США). Китай, в свою очередь, инвестировал в экономику стран вдоль «Одного пояса - одного пути» в общей сложности 14,5 млрд долл. США, выполнены работы по договорам строительного подряда за границей в объеме 76 млрд долл. США [2]. Отмечается стабильное ускорение темпов сотрудничества между Китаем и странами вдоль «Одного пояса - одного пути», к тому же данная инициатива придала новый импульс экономическому росту в данных странах и открыла огромные возможности для общего развития.
Сегодня более 100 государств и международных организаций выразили свою поддержку инициативе «Один пояс - один путь», более 40 из них подписали соглашения о сотрудничестве с КНР. Создавая новую модель всесторонней открытости, эта инициатива содействует продвижению более масштабного, углубленного и высокоуровневого регионального сотрудничества, поэтому ее важная предпосылка заключается в том, чтобы установить с соседними странами и странами вдоль «Одного пояса - одного пути» отношения сотрудничества нового типа, основанные на принципе взаимной выгоды и взаимного доверия. Поэтому крайне важно укрепить культурные связи и обмены между Китаем и внешним миром, выработать абсолютно новую концепцию формирования «Одного пояса - одного пути» посредством диалога между Китаем и современными мировыми цивилизациями.
II. Развитие диалога между Китаем и цивилизациями - новая концепция построения «Одного пояса - одного пути»
Проблема диалога между цивилизациями стала в наше время предметом оживленного обсуждения со стороны ученых, политиков, общественных деятелей, представляющих разные страны и регионы мира. Само это обсуждение сегодня приняло своеобразную форму всемирного диалога о диалоге, участники которого, опираясь, естественно, на собственные культурные традиции, стремятся сблизить свои позиции и выработать согласованные решения [3]. Выдвинутая Китаем концепция «Один пояс - один путь» как новая модель транснационального и трансрегионального международного торгового и промышленного сотрудничества, глубоко инте-грируясь в верхний уровень планирования мировой экономической системы и общее стратегическое планирование, знаменует собой не только обмены и взаимодействие в сфере материальной культуры человечества в наше время, но и, обладая глубокой гуманитарной базой, представляет собой обмен между духовными цивилизациями Востока и Запада с древним Шелковым путем в качестве культурного связующего звена. В связи с этим проект «Один пояс - один путь» нацелен не только на строительство транспортной инфраструктуры и развитие современной трансграничной индустрии логистики, это не просто модель торгово-экономического сотрудничества, это культурный диалог, сотрудничество и обмены Китая с внешним миром, в основе которых лежит более глубокая гуманитарная база. Открытая, инклюзивная, сбалансированная и универсальная архитектура регионального экономического сотрудничества, которую мы стремимся построить, базируется как на материальной, так и на духовной культуре. Таким образом, совершенно новая концепция построения «Одного пояса - одного пути» - усиление диалога между Китаем и мировыми цивилизациями - имеет большое значение для устранения разного рода барьеров и содействия всестороннему прагматическому сотрудничеству.
Длительная пятитысячелетняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайского этноса, определила культурное своеобразие страны. Если мы посмотрим на отправную точку «Одного пояса -одного пути», увидим, что для «выхода вовне» ему необходимо пройти через соседние страны, потому ключевое значение для реализации дан-
ного проекта имеет как положительный, так и отрицательный опыт, полученный Китаем в ходе культурного взаимодействия со странами вдоль «Одного пояса - одного пути». Китайская цивилизация имеет более чем пятитысячелетнюю историю. В процессе исторического развития тысячи нитей связывали и связывают Китай с соседними государствами. В ходе длительных столкновений различных цивилизаций, культурных обменов и интеграции постепенно сформировался всеобъемлющий и уникальный базис китайской цивилизации, который к тому же занимает особое место в мировом процессе глобализации. В условиях глобализации для защиты регионального мира и развития, для содействия глобальному управлению важным представляется поиск позитивного содержания культурных обменов и культурного диалога Китая с внешним миром и совместное формирование на основе совершенно новой концепции и мышления «сообщества с общими интересами» и «сообщества с единой судьбой».
III. Культурный диалог и сотрудничество в гуманитарной сфере - основная движущая сила построения «Одного пояса - одного пути»
Соседние с Китаем государства, а также государства, расположенные вдоль «Одного пояса -одного пути», это в большинстве своем страны с формирующимся рынком и развивающиеся. Несмотря на свою давнюю историю и блестящее прошлое, у многих из них в последние годы отмечаются сравнительно медленные темпы развития. По общему уровню социально -экономического развития эти государства является относительно отсталыми, уровень развития их рыночной экономики невысок, а транспортная инфраструктура нуждается в реконструкции. К тому же в странах, расположенных вдоль «Одного пояса - одного пути», требуется развитие промышленной инфраструктуры [1]. В связи с этим для многих развивающихся стран насущной задачей сегодня является улучшение инфраструктуры, и эта задача также является важной частью стратегии Китая по построению «Одного пояса -одного пути». Проект «Один пояс - один путь» обеспечит взаимосвязь и взаимную доступность транспортной инфраструктуры, превратит древний Великий шелковый путь в современную транспортную сеть, посредством установления более тесных торгово-экономических связей ускорит подъем и развитие экономики всех стран.
Сегодня, в эпоху глобальной информатизации, современные международные финансовая и логистическая системы уже заменили собой простую бартерную торговлю, которая некогда велась на древнем Великом шелковом пути; постепенно расширяется промышленное сотрудничество, сопутствующее торговому сотрудничеству; трансграничная электронная торговля уже начинает вытеснять традиционную форму торговли; в качестве новой формы трансграничного промышленного сотрудничества появляются производственные цепочки и промышленные кластеры. Эти глубокие изменения формы торговли и инвестиционные риски являются беспрецедентными по своим масштабам. В связи с этим представители ученых должны глубже изучать историю и культуру региона «Одного пояса - одного пути», наличие ресурсов, действующее законодательство, а также экономическую политику соответствующих стран, чтобы своевременно предоставлять актуальную информацию, необходимую для развития экономического сотрудничества и культурных обменов, и обеспечить правительству эффективное консультирование по принятию решений. Создавая согласованную, открытую и инклюзивную систему диалога с соседними странами, содействуя политическому консенсусу, выдвигая концепцию международных отношений нового типа, в основе которых - мир, развитие, сотрудничество и взаимная выгода, можно уменьшить вмешательство геополитики в транснациональное и трансрегиональное экономическое и торговое сотрудничество. Продвижение культурного сотрудничества между всеми странами вдоль «Одного пояса - одного пути» и выявление потенциала рынка региона содействует стимулированию инвестирования и потребления, созданию условий для спроса и занятости населения, активизации процесса региональной экономической интеграции.
IV. Культурный диалог как импульс построения «Сообщества единой судьбы для всего человечества»
В процессе продвижения строительства «Одного пояса - одного пути» следует в полной мере выявлять роль связи между историей и современностью, изыскивать и использовать традиционные культурные ресурсы Великого шелкового пути, создавать культурную систему с особенностями «Великого шелкового пути», совместно со странами вдоль «Одного пояса - одного пути» строить «сообщество с единой судьбой», в основе которой лежат экономическая взаимодополня-
24!
емость, взаимодоверие культур и взаимная толерантность в системе ценностей. Следует обновлять содержание и формы культурной коммуникации и культурных обменов и расширять культурное влияние «Одного пояса - одного пути». В настоящее время на основном маршруте «Одного пояса - одного пути» имеется большой потенциал для развития исторических и культурных ресурсов. Используя эти благоприятные условия, нужно последовательно соединить важные экологические, исторические, национальные и культурные ресурсы региона вдоль «Одного пояса -одного пути» и, добившись успеха на одном участке работы, распространить полученный опыт на все остальные и осуществить всестороннее развитие. Укрепляя региональную координацию и сотрудничество, следует формировать пояс развития индустрии культуры Великого шелкового пути, содействовать формированию механизма взаимовыгодного сотрудничества.
Многие традиционные культурно-
исторические ресурсы занимают уникальное положение в культурном обмене между Востоком и Западом, и в процессе строительства «Экономического пояса Шелкового пути» можно в полной мере использовать фонд охраны памятников культуры и усилить сотрудничество в сфере охраны культурного наследия в регионе «Одного пояса - одного пути». Усиливая создание уникальной бренд-культуры, изучая и интегрируя оригинальные культурные ресурсы, можно наилучшим образом выявлять роль культурных обменов в качестве связующего звена и укреплять участвующую в международной конкуренции мягкую силу. Постоянное повышение культурного влияния является важной предпосылкой реализации проекта «Один пояс - один путь», стабильное усиление взаимодоверия культур, культурного диалога и влияния может содействовать пониманию и принятию странами вдоль «Одного пояса - одного пути» концепции развития Китая.
В условиях развивающегося мирового экономического спада и роста факторов неопределенности и риска важно активизировать научные обмены и сотрудничество между странами вдоль «Одного пояса - одного пути», углубить анализ гуманитарных ценностей данного региона и логических возможностей культурной интеграции в многополярном мире. Важно содействовать развитию сотрудничества между странами в области истории и в гуманитарной сфере, создать экспертную сеть, на основе налаживания тесного
диалога формировать сообщество знаний в области идей и технологий, создать международный альянс «мозговых центров»; для эффективного преодоления стоящих на пути строительства «Одного пояса - одного пути» трудностей и рисков, вызванных культурными разрывами и барьерами, следует в полной мере выявлять роль гуманитарных обменов, основанных на взаимопонимании народов. Вместе с тем нельзя не учитывать особую роль «мозговых центров», и, используя международные форумы и научные конференции, необходимо доносить важную информацию до ведомств, ответственных за принятие правительственных решений; добросовестно подходить к изучению научности, рациональности и пригодности к эксплуатации крупных проектов в области инфраструктуры, оказывать содействие в разработке на высшем уровне научно обоснованных и эффективных программ развития и проектов; необходимо своевременно внедрять соответствующие законодательные нормы, устранять барьеры и препятствия, ограничивающие развитие сотрудничества и торговли. Развитие и духовной, и материальной культуры содействует более ускоренному расширению международной торговли и гуманитарного сотрудничества в новой обстановке.
Библиографический список
1. Госстат КНР: Статистический бюллетень о социально-экономическом развитии Китая в 2016 г.
2. Линь Цзянь, Ху Дэсинь. Государственная стратегия «Одного пояса, одного пути» и новая миссия Китая в сфере инженерного образования [Текст] / Линь Цзянь, Ху Дэсинь // Исследования по вопросам высшего инженерного образования. - 2016 г. - № 6.
3. Межуев, В. М. Диалог между цивилизациями и Россия [Текст] / В. М. Межуев // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа : сборник научных статей / под общей редакцией С. С. Сулакшина. - 2-е издание. -М., 2006.
4. Цзян Хуадун, Ли Хунтао Строительство «Одного пояса, одного пути» окажет глубокое влияние на глобальные политические и экономические структуры [Текст] / Цзян Хуадун, Ли Хунтао // Экономический ежедневник. - 14 августа 2017 г.
Bibliograficheskij spisok
1. Gosstat KNR: Statisticheskij bjulleten' o social'no-jekonomicheskom razvitii Kitaja v 2016 g.
2. Lin' Czjan', Hu Djesin'. Gosudarstvennaja strategija «Odnogo pojasa, odnogo puti» i novaja missija Kitaja v sfere inzhenernogo obrazovanija [Tekst] / Lin' Czjan', Hu Djesin' // Issledovanija po voprosam vysshego inzhenernogo obrazovanija. - 2016 g. - № 6.
3. Mezhuev, V. M. Dialog mezhdu civilizacijami i Rossija [Tekst] / V. M. Mezhuev // Ot dialoga civilizacij k sotrudnichestvu i integracii. Nabroski problemnogo analiza : sbornik nauchnyh statej / pod obshhej redakciej S. S. Sulakshina. - 2-e izdanie. - M., 2006.
4. Czjan Huadun, Li Huntao Stroitel'stvo «Odnogo pojasa, odnogo puti» okazhet glubokoe vlijanie na glob-al'nye politicheskie i jekonomicheskie struktury [Tekst] / Czjan Huadun, Li Huntao // Jekonomicheskij ezhed-nevnik. - 14 avgusta 2017 g.
Reference List
1. Gosstat of the People's Republic of China: The statistical bulletin about social and economic development of China in 2016.
2. Lin Jian, Hu Dexin. State strategy of «One belt, one way» and new mission of China in the sphere of engineering education / Leang Jian, Hu Dexin // Researches on questions of the higher engineering education. - 2016 - № 6.
3. Mezhuyv V M. Dialogue between civilizations and Russia // From dialogue of civilizations to cooperation and integration. Essays of the problem analysis: the collection of scientific articles / under the general editorship of S. S. Sulakshin. - 2nd edition. - M., 2006.
4. Chiang Huadong, Li Huntao Creation of «One belt, one way» will make a deep impact on global political and economic structures // the Economic dairy. - August 14, 2017.