ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЯКУТИИ
Г
\
В становлении академической науки в Якутии видную роль сыграл доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Якутской АССР Афанасий Иннокентьевич Новгородов.
Родился он 4 сентября 1902 г. в г. Верхоянске в семье улусного писаря. Окончив летом 1917 г. верхоянскую двухклассную школу, выехал в г. Иркутск [1]. Там Афанасий поступил в Иркутскую учительскую семинарию, а когда ее закрыли, - на учебу в сельскохозяйственное училище.
После свержения в Иркутске колчаковской власти молодой Афанасий вступил в ряды сформированной из рабочих дружин артиллерийской коммунистической бригады Восточно-Сибирской Красной Армии. В ее составе он участвовал в боях с отступающими белыми и именно тогда (1 марта 1920 г.) вступил в ряды РКП(б)[2].
В период 1921-1923 гг. А.И. Новгородов служил в различных частях Народно-революционной армии инструктором-организатором, затем политруком, участвовал в сражениях. После тяжелого ранения в 1922 г. выехал в Иркутск, где работал инстуктором организационного отдела Иркутского Губкома РКП(б) [3].
А.И.Новгородов закончил Коммунистический университет трудящихся Востока по окончании которого он был направлен в распоряжение Якутского обкома ВКП(б) для партийной работы. Именно в годы учебы в Москве из-под пера А. И. Новгородова вышли первые статьи о Якутии, об истории гражданской войны [4].
В июле 1926 г. Афанасий Иннокентьевич прибыл в Якутск, где областной комитет ВКП(б) рекомендовал его на должность секретаря Верхоянского окружного комитета ВКП(б). Приступив к работе, он начал подготовку к созыву Первой окружной конференции ВКП(б), которая состоялась в Верхоянске 10-18 ноября 1926 г. На конференции А. И. Новгородов был избран секретарем окруж-кома ВКП(б)[5].
Якутская областная партийная конференция заочно избрала его членом обкома ВКП(б). В должности секретаря окружкома ему пришлось работать всего лишь год - до 29 ноября 1927 г., так как его отозвали в распоряжение обкома ВКП(б).
В июне 1928 г. он был направлен в Алданский окружной комитет ВКП(б) заведующим организационно-распределительным отделом. В ноябре 1928 г. на об-
\
Афанасий Иннокентьевич Новгородов (1902-1983 гг.).
П. Л. Казарян,
доктор исторических наук, профессор
ластной партийной конференции его вторично избрали членом обкома ВКП(б). В январе 1929 г. Афанасия Иннокентьевича избрали председателем Алданского окружного исполкома, в марте на 6-м Всеякутском съезде Советов - членом ЦИКЯкутской АССР [6], а затем - заместителем председателя ЦИК Якутской АССР и представителем Якутии при Президиуме ВЦИК (эту должность он занимал с 25 августа 1930 г. по 22 марта 1931 г.) [7].
Весной 1931 г. А. И. Новгородов попросился на учебу в Институт красной профессуры, а по окончании института, весной 1933 г., его, как теоретически хорошо подготовленного и обладающего большим практическим опытом партийного работника, решением ЦК ВКП(б) назначили начальником политотдела совхоза Челкарского в Казахстане, а через год - начальником полит-сектора совхозов Свердловской области. После полуторагодичной работы, ввиду ликвидации этих должностей, А.И.Новгородов был отозван в распоряжение ЦК ВКП(б) и в начале мая 1936 г. направлен на партийную работу в Якутскую АССР [8].
По прибытии в Якутск он становится заведующим отделом культурно-просветительской работы Якутского обкома ВКП(б). Одновременно Афанасий Иннокентьевич вел курс марксизма-ленинизма в Якутском государственном педагогическом институте.
В 1937 г. А. И. Новгородов был назначен обкомом ВКП(б) директором Якутского государственного педагогического института, где ему пришлось заняться улучшением учебно-методической работы, а также избавлять институт от неквалифицированных кадров. Сам он стал заведовать кафедрой марксизма-ленинизма. Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы СНК СССР решением от 29 мая 1938 г. утвердила его в звании доцента кафедры социально-экономических наук.
Деятельность А. И. Новгородова в должности директора института, его принципиальность и профессионализм привели к конфронтации с группой лиц как внутри института, так и за его стенами. Началась его открытая травля. Аргументами в руках его оппонентов стали не только факты текущей жизни, но и дела давно минувших лет, деятельность его братьев в годы гражданской войны. Вскоре появился удобный повод для расправы над ним. В связи с арестом в феврале 1939 г. преподавателя
N
политэкономии, бывшего председателя ЯЦИК А. Г. Га-бышева, партийное собрание института решило исключить А. И. Новгородова из партии, снять с должности директора, поставить вопрос о его отзыве из депутатов Верховного Совета Якутской АССР. Он был снят и с должности заведующего кафедрой социально-экономических наук.
Не дожидаясь последствий, 19 февраля 1939 г. он направил на имя И. В. Сталина заявление, в котором просил ускорить рассмотрение его дела. Однако вскоре, узнав от близких людей о своем предстоящем аресте, он выехал в Москву и 4 апреля 1939 г. подал заявление в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Партийная коллегия этой комиссии восстановила его в рядах партии, указав только на «недостаточную бдительность при подборе кадров» [9].
После реабилитации Афанасий Иннокентьевич получил должность доцента кафедры марксизма-ленинизма Московского городского педагогического института. Одновременно он ускорил работу над кандидатской диссертацией на тему «О формировании социально-политических и философских взглядов К. Маркса» и 22 апреля 1941 г. на публичном заседании совета Института философии АН СССР защитил ее.
Когда началась Великая Отечественная война, Афанасий Иннокентьевич, не подлежащий мобилизации, сам явился в военкомат и после настойчивых требований добился призывной повестки. Он был определен на учебу на артиллерийский факультет Военно-политической академии им. В. И. Ленина, по окончании которого его оставили в академии в должности преподавателя-стажера. В сентябре 1943 г. его перевели на должность старшего преподавателя Ленинградского Краснознаменного военно-политического училища им. Ф. Энгельса, оттуда в октябре 1944 г. направили в Академию
А. И. Новгородов в годы войны.
бронетанковых и механизированных войск им. И. В. Сталина, где он прослужил более полутора лет. Майор А. И. Новгородов был уволен со службы приказом начальника Главного политуправления Вооруженных сил СССР от 11 июня 1946 г. [10].
Демобилизовавшись, А. И. Новгородов стал научным сотрудником Института философии АН СССР и доцентом кафедры марксизма-ленинизма Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина. Однако не прошло и года, как он вернулся в родную Якутию.
Партийные и советские органы Якутской АССР неоднократно ставили вопрос об открытии в республике академического учреждения. Такая возможность появилась только после войны. В 1947 г. Совет Министров СССР решил создать в г. Якутске научно-исследовательскую базу АН СССР. При подборе кандидатуры на должность заместителя директора базы по научной части выбор президиума АН СССР пал на кандидата философских наук, доцента А. И. Новгородова [11].
Одновременно он был назначен директором вошедшего в состав базы Института языка, литературы и истории. В начале учебного года Афанасий Иннокентьевич стал доцентом Якутского пединститута. 4-5 июля 1947 г. в Якутске прошла Первая научная сессия Якутской научно-исследовательской базы АН СССР, на которой с докладом выступил А. И. Новгородов [12].
В докладе он обозначил сферу своих дальнейших научных поисков: революция, гражданская война, образование Якутской АССР. Однако научно-организационная работа не позволяла ему активно заниматься исследованиями. Наряду с определившимся в научном плане Институтом языка, литературы и истории (ЯИЛИ), в составе научно-исследовательской базы АН СССР появились сектора и лаборатории экономики, геологии, биологии, сельского хозяйства, искусства, станция космических лучей и др.
Как заместителю директора базы по научной работе А. И. Новгородову приходилось ездить не только в Москву, но и по районам республики, где находились академические подразделения, их экспериментальные полигоны и поля.
Двухлетнюю работу базы в июле 1949 г. комиссия АН СССР оценила как успешную, и 6 октября 1949 г. вышло постановление президиума АН СССР о ее реорганизации в Якутский филиал Академии наук СССР [13]. Председателем президиума филиала был избран член-корреспондент АН СССР Н. А. Цытович, его заместителем - А. И. Новгородов.
Работа заместителя директора научно-исследовательской базы, а потом и председателя президиума Якутского филиала АН СССР была сопряжена с активной общественно-политической работой в республике. Афанасий Иннокентьевич избирался членом Якутского обкома ВКП(б) и депутатом Верховного Совета Якутской АССР второго созыва, неоднократно - членом партбюро базы и филиала. В конце 1947 г. его научно-организаторская работа была оценена по достоинству -Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом «Знак Почета» [15].
Постановлением президиума АН СССР от4 августа 1949 г. А. И. Новгородову было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника по специальности «история Советского государства». Под его руководством ИЯЛИ приступил к написанию пятитомной «Истории Якутии». А. И. Новгородов являлся одним из ее авторов. Была определена и тема его будущей докторской дис-
Дирекция и руководители научных подразделений Якутской научно-исследовательской базы АН СССР
(июль 1948 г.).
Слева направо в первом ряду: Жирков Марк Николаевич, Егоров АлексейДмитриевич, Харитонов Лука Никифорович, Новгородов Афанасий Иннокентьевич, Цытович Николай Александрович, Емельянова Анна Матвеевна, ПочтовикПавелДавыдович, ШашкоДанилИванович. Во второмряду: Чудинов Григорий Михайлович, Пономарева Марина Николаевна, Попов Спиридон Назарович, Эргис Гэоргий Иустинович, Зольников Василий Гэоргиевич, Ионова Ольга Всеволодовна, ХаркевичДмитрий Степанович, Стафиевский Николай Николаевич.
сертации - «Установление Советской власти и гражданская война в Якутии».
Однако научно-организационная работа поглощала львиную долю времени, поэтому Афанасий Иннокентьевич обратился с просьбой о направлении его в докторантуру. Бюро Якутского обкома ВКП(б) 18 октября 1950 г. приняло решение об освобождении А. И. Новгоро-дова от должности заместителя председателя президиума ЯФ АН СССР по научной работе в связи с отъездом его на учебу [16]. 18 декабря 1950 г. вышло распоряжение АН СССР, где говорилось: «Прикомандировать в докторантуру Ленинградского отделения Института истории Академии наук СССР кандидата философских наук Нов-городова Афанасия Иннокентьевича по специальности «История СССР советского периода» с 1 января 1951 года сроком на 2 года...» [17].
Афанасий Иннокентьевич не только усиленно работал в архивах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Иркутска над своей диссертацией, но и по заданию ИЯЛИ ЯФ АН СССР писал статьи для сборников института, занимался подготовкой к изданию двух первых томов "Истории Якутии". Одновременно он был научным руководителем аспирантов-якутян.
По истечении срока докторантуры А. И. Новгородов продолжал находиться в Москве, согласно решению Президиума ЯФ АН СССР, и выполнял задания научного плана ИЯЛИ, в частности - подготовку третьего тома «Истории Якутии». Срок работы над докторской диссер-
тацией ему продлили до 1 января 1954 г. По истечении этого срока А. И. Новгородов представил справку о том, что «состояние здоровья препятствует работе в Якутске» и ходатайствовал о переводе его на работу в Москву [18]. Приказом председателя президиума Якутского филиала АН СССР В. П. Дадыкина с 1 января 1954 г. Новгородов был освобожден (по болезни) от занимаемой должности. Будучи доцентом кафедры истории КПСС Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской, он завершил работу над докторской диссертацией, подготовил и опубликовал ряд крупных статей.
14 ноября 1955 г. на диссертационном совете Института истории АН СССР А. И. Новгородов защитил диссертацию на тему «Ок-тябрьская социалистическая революция и гражданская война в Якутии». В числе его официальных оппонентов были такие широко известные в стране ученые, как доктора исторических наук, профессора С. А. Токарев и М. К. Ветошкин. Решением ВАКа ему была присвоена ученая степень доктора исторических наук.
Рукопись его монографии, написанной на основе блестяще защищенной диссертации, пролежала на полке долгие годы и была опубликована только в 1969 г. Монография сразу же обратила на себя внимание научного мира, а в 1970 г. Новгородов был награжден за нее серебряной медалью ВДНХ СССР.
В начале 1956/57 учебного года А. И. Новгородов был избран (по конкурсу) заведующим кафедрой КПСС
Научная сессия Якутской научно-исследовательской базы АН СССР в июле 1949 г. За столом президиума сидят слева направо: И. Е. Винокуров (первый секретарь Якутского обкома
ВКП(б), И. П. Гэрасимов (член-корреспондент АН СССР), В. А. Протодьяконов (председатель президиума Верховного Совета ЯАССР), А. И. Новгородов (заместитель директора базы по научной части). На трибуне - директор базы член-корреспондент АН СССР Н. А. Цытович.
Московского областного пединститута. Вскоре после этого он был утвержден председателем совета по защите диссертаций по общественным наукам МОПИ, и ему было присвоено звание профессора. В те годы, когда советом руководил профессор А. И. Новгородов, защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук около 100 человек и доктора наук-около 30.
В 1962 г. Президиум Верховного Совета Якутской АССР своим указом присвоил А. И. Новгородову почетное звание «Заслуженный деятель науки Якутской АССР». В 1966 г. Афанасий Иннокентьевич перешел на работу в Московский государственный заочный педагогический институт заведующим кафедрой истории КПСС и оставался в этой должности по 1979 г. Оттуда как персональный пенсионер союзного значения он ушел на заслуженный отдых. 19 августа 1983 г. Афанасий Иннокентьевич скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Среди гуманитариев Якутии нет историка с таким послужным списком, как у А. И. Новгородова. Он был человеком своего времени и, естественно, не избежал участия в научных и общественно-политических дискуссиях, которые порой превращались в склоки с обвинениями в разных «изменах».
Примечательно, что на А. И. Новгородова в ЦК КПСС 29 февраля 1980 г. из ставшей ему родной Якутии поступил последний донос, в котором его в очередной раз пытались очернить, но и эта попытка провалилась.
Сходит с исторической сцены поколение, для которого межличностные симпатии или антипатии значили порой больше, чем конкретное дело. Молодое же поколение, представляющее академическую науку в Якутии,
не обремененное духом бесплодного противостояния, должно с достоинством оценить прошлое и воздать должное вошедшим в нашу историю личностям по их истинным делам и заслугам.
Литература
1. Казарян П. Л. Слово о Новгородове // Полярная звезда. -2003. -№1.-С. 80-85.
2. Филиал Национального архива Якутии (в дальнейшем - НАЯ). Ф. 3. Оп. 177. Д. 5565 а. Л. 3.
3. Там же. Л. 23-24 об.
4. Там же. Л. 20.
5. Казарян П. Л. Верхоянская организация КПСС за 70лет. -Якутск, 1990.-С. 38-50.
6. Филиал НАЯ. Ф. 3. Оп. 7. Д. 150. Л. 23.
7. Захарова A.A. Якутское «посольство в Москве» // Якутский архив. - № 1(5). -Якутск, 2002. - С. 80.
8. АрхивЯНЦ СО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 730. Л. 3.
9. Филиал НАЯ. Ф. 3. Оп. 177. Д. 5565 а. Л. 16.
10. Там же. Л. 81-85.
11. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 1. Оп. 2.Д. 730.Л.21-22.
12. См.: Доклады на Первой научной сессии Якутской базы АН СССР. -Якутск, 1948.-С. 42.
13. Якутский филиал Сибирского отделения Академии наук СССР. - Якутск, 1982.-С. 14.
14. Филиал НАЯ. Ф. 3. Оп. 127. Д. 45. Л. 182 191.
15. АрхивЯНЦСОРАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 730.Л2об.
16. Филиал НАЯ. Ф. З.Оп. 177. Д. 5565 а. Л. 75.
17. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 730. Л. 18.
18. Там же. Л. 81, 88.