ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОДИН ИЗ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ НЕРАВЕНСТВ Шумай Т.А.1, Васильева С.Е.2
'Шумай Татьяна Анатольевна — доцент; 2Васильева Светлана Егоровна — старший преподаватель, кафедра математики, инженерный факультет, Иркутский государственный аграрный университет, г. Иркутск
Аннотация: для получения высокого балла при сдаче Единого государственного экзамена необходимо решить задачи повышенной сложности, к которым относится задание под номером 15, включающее показательное или логарифмическое неравенство. В статье рассматривается один из методов решения - метод рационализации.
Ключевые слова: неравенства, традиционный метод решения, нестандартный метод решения, метод рационализации, трансцендентные неравенства.
УДК 512
В элементарной математике выделяют два вида неравенств: алгебраические и трансцендентные (показательные, логарифмические, тригонометрические).
Разработчиками КИМов последних трех лет были предложены задания 15, в которых необходимо было решить сложные неравенства, содержащие показательную или логарифмическую функцию.
В отчете ФИПИ за 2017 год отмечается, что в КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня были изменены подходы к разработке заданий 15 (неравенство) с целью исключения искусственных выражений с логарифмами по переменному основанию. Задание 15 относится к алгебраическим заданиям повышенного уровня с развернутым ответом и проверяет умение решать неравенства. Ненулевые баллы за выполнение этого задания получило около 15% участников экзамена, максимальный балл - 11%.
Указаны типичные ошибки:
• невнимательное чтение математической записи неравенства;
• непонимание алгоритма решения логарифмических неравенств;
• небрежность при изображении множеств на координатной прямой.
Очень много ошибок допущено при решении дробно-рационального неравенства (забыт знаменатель).
В школьной практике сложные неравенства из банка ЕГЭ решаются классическими алгебраическими методами, что вызывает у учащихся ряд трудностей. Не всякое неравенство в результате преобразований или с помощью «удачной» замены переменной может быть сведено к неравенству стандартного вида, для которого существует определенная схема решения. В таких случаях иногда оказывается полезным использовать другие (нестандартные) методы решения. Условно, нестандартные методы - это методы, которые не нашли отражения в школьных учебниках и школьной практике, однако во многих случаях являются эффективными и существенно упрощают решение задачи [1].
Одним из самых доступных «нестандартных» методов решения неравенств повышенной сложности, содержащих логарифмическую, показательную функции или их комбинации, является метод рационализации.
Термин «рационализация» произошел от латинского слова ratio - разум. Следовательно, под рационализацией следует понимать усовершенствование деятельности для улучшения механизмов и способов ее выполнения.
Рационализация сложных неравенств заключается во введении более целесообразных действий для упрощения алгоритма решения.
Цель настоящей работы - применение метода рационализации для решения трансцендентных неравенств и изложение основных методических рекомендаций в овладении этим методом. Этому методу около 50 лет. Впервые термин «рационализация неравенств» появился в 1969 году в журнале «Математика» № 3 в статье Дорофеева Г.В. «Обобщенный метод интервалов». В книге Моденова В.П. «Пособие по математике» за 1972 год будет назван методом декомпозиции.
Терминология «метод замены множителей» относится к 90-м годам, который опубликовали Голубев В.И. и Тарасов В.А. в работе «Эффективные пути решения неравенств» (Львов. Квантор, 1992).
В последнее время метод рационализации становится все более популярным, т.к. позволяет упростить и сократить время решения сложных показательных и логарифмических неравенств.
Метод рационализации базируется на концепции равносильности математических высказываний и реализуется в виде алгоритмов рационализации, т.е. осуществляется с помощью равносильных преобразований по знаку в области определения сложного выражения
F (х) на более простое выражение G( X) (в конечном счете, рациональное), при котором
неравенство G(x) > 0 (G(x) < 0) равносильно неравенству F(х) > 0 (F(х) < 0 ). В
этом случае говорят, что выражение G( х) является рационализацией для выражения F (х)
[1, 3]. Метод рационализации используют при решении неравенств вида F(х) v 0 (символ
v означает один из знаков неравенств >, < ), в которых выражение F(х) удается
рационализировать.
Теоретической основой этого метода являются понятие равносильности неравенств и свойства монотонной функции. Если неравенства А и В равносильны, то это обозначают
A ^ B. Равносильные преобразования используют для того, чтобы в неравенстве освободиться от степеней и знаков логарифма, и привести данное неравенство к более простому рациональному неравенству (которое решается методом интервалов).
Отметим, что функции f (х) = log qX и g(x) = aX являются монотонными во всей своей области определения, причем при a >1 они являются возрастающими, а при
0 < a <1 - убывающими.
Приведем некоторые методические рекомендации по алгоритму решения показательных и логарифмических неравенств методом рационализации.
1.Если правая часть исходного неравенства не является нулем, то приводим заданное
неравенство к виду F(х) v 0 .
2.Привести неравенство F(х) v 0 к каноническому виду
f (х)■ f (X) •.... f (X)
* 2-П-V 0, (1)
g (х).g (х)■....g (х)
12 k
где множители f (х ) и g (х ) ( i = 1, П; j = 1, k ) представляют собой i j
рациональн^1е, показательн^1е и логарифмические функции. Каждый из множителей f (х ) и
i
g (х ) должен быть линейным. j
3.Если любой из множителей можно рационализировать, то следует заменить его на совпадающий с ним по знаку по соответствующим формулам.
Представим некоторые выражения, для которых можно использовать метод
рационализации, в виде таблицы. Во втором столбце - функция F(х) , которую
рационализируют. В третьем столбце - функция G( х) - знакосовподающая с функцией
F (х) на области её (допустимых значений) определения. В четвертом столбце указывается область определения функций.
№ Выражение F Выражение G ОДЗ
f (X) > 0.
1 log А(х) f (X) - log А(х) g (h(X) - lXf (X) - g(X)) g (x) > 0, h(X) > 0, h(x) Ф1
2 log f (X) -1 h( x) (h(X) - lXf (X) - h(X)) f (x) > 0. h(x) > 0, h(x) ^ 1
3 log f ( X) h( x) (h(X) - lXf (X) -1) f (x) > 0. h(x) > 0, h(x) ^ 1
4 log h(x) - log f ( X) g ( X) f (X) - l)(g(X) - l)(h(X) - l)(g(X) - f (x) > 0. h(x) > 0, f ( x) * 1, g (X) > 0, g ( x) * 1
5 h(X)f (X) - h(X)g(X) (h(X) - lXf (X) - g(X)) h(x) > 0
6 h(X)f (X) -1 (h(X) - l)f (X) h(x) > 0
7 f (X)h(X) - g(X)h(X) (f (X) - g(X))h(X) f (x) > 0. g(x) > 0
Н(X) > 0 - функция или число.
4.Исходное неравенство преобразуется в систему: рационализированное неравенство и ОДЗ исходного неравенства. При решении системы неравенств с одной переменной обычно решают каждое неравенство, затем находят пересечение полученных множеств решений.
Рассмотрим примеры решения неравенств традиционным методом и сравним его с методом рационализации.
■>2х2+6х—4 /г\ г\2 х2+2х—1
1. Решить неравенство
22
— (0,5)2
5х — 1
< 0 ■
Традиционный метод
Метод рационализации
Так как левая часть неравенства является дробью, то решение исходного неравенства сводится к решению двух систем
22х2 +6х—4 _ 2—2х2—2х+1 ^ 0
5х — 1 < 0
2 х2 + 6 х — 4 >—2 х2 — 2 х х < 0
|4х2 + 8х — 5 >0 ^ I х < 0
Запишем неравенство в виде
>2х2+6х—4
—2 х2 —2 х+1
< 0
4
х —1 2
(х + 2,5) > 0
х < 0
^ х е
(—да, —2,5]
^2х +6х—4 2Х —2Х+1 < 0 \
5х — 1 > 0 14х2 + 8х — 5 < 0
х > 0
4|х — 1|(х + 2,5)< 0
х > 0
Г„ 1
х е
Ответ:
V °'2
хе(-оо,-2,5]и
м
5х — 1
рационализируем его по формулам
к( х)/ (х) — к( х)е (х) =( И( х) —1)( / (х) — g
к{ х) /(х) — 1 = (к( х) — 1)/ (х) (2 —1)( 2 х2 + 6х — 4 + 2 х2 + 2х — 1) , ^ ( 5 — 1) х "
( 4 х2 + 8х — 5)
V-¿< 0
4х
4 (х — 0,5)( х + 2,5)
4 х
< 0
Решаем методом интервалов
г
Ответ:
хе (-оо,-2,5] У
1
В рассмотренном примере метод рационализации является более эффективным.
и
<
2
Традиционный метод
Метод рационализации
ОДЗ:
2x - 4x + б > 0
X2 + X > 0 X > 0
1
X Ф — 2
:2 - 2x + 3 > 0 x(x +1) > 0 X > 0 X ф 0,5
X > 0 X <-1 1
X Ф-
2
Рассмотрим на ОДЗ два случая:
а) основание логарифма
2 X > 1
2x2 - 4X + б < X2 + X ^^ 1
X > — 2
X2 - 5x + б < 0 X > 0,5
( X - 2)( X - 3)< 0 1
X > — 2
x е[2,3]
б) основание логарифма
2 X < 1
2x2 - 4x + б > X2 + X
X < 0,5 X2 - 5x + б > 0 X < 0,5
Xе| 0,1
Ответ: [ „ 1 .. . г„ „п. хе 0- Ю [2,3]
Чтобы применить метод рационализации, в правой части необходим нуль. Переносим 1о§2 (X2 + X) влево:
1ов2я (2x2 - 4x + б) - 1ов2X (X2 + X) < 0.
Это неравенство преобразуется в систему: (см. таблицу формула
1)
(2X -1)(2X2 - 4X + б - X2 - X)< 0
2x2 - 4X + б > 0 X2 + X > 0 X > 0 1
X Ф — 2
(2X-1)(X2 -5x + б)<0 X2 - 2X + 3 > 0
X (X +1) > 0 X > 0 1
X Ф — 2
X -1)(X - 2 )(X - 3)< 0
X2 - 2x + 3 > 0 X > 0 1
X Ф-2
для любых х решаем эту систему методом интервалов
0 + 0,5 Ответ: X е [
2 +3
<4 и[2,3]-
В данном случае метод рационализации избавляет от необходимости рассматривать два случая (основание логарифма больше/меньше 1).
х
Чем сложнее неравенство, тем более ощутимыми становятся преимущества метода рационализации.
( х — I)9
3. решить неравенство: (х2 + х — 2) < 10 + 1о§7 (-— ■
х + 2
Традиционный метод
Метод рационализации
Значения х, при которых определены обе части неравенства задаются условиями:
х2 + х — 2 > 0
Перепишем исходное неравенство в виде
(Х -1)
9log7 (х2 + х - 2) - log7 710 - log7 (-J-
\ / v _L ^
<
> 0
(X -1)9
X + 2 (х + 2)(х -1)> 0
( х -1)9
\9 / -,\9
log7 (х + 2)9 (х -1)9 - log7 710 - log
х + 2
(х -1)
X + 2
х + 2
>0
r х <-2 х > 1
tog.
ОДЗ данного неравенства - есть множество
(-00, -2) U (1, +00) ■ Для
таких значений х исходное неравенство приводится к виду:
9log7 (х + 2)( х -1)< 10 +
log7 |х + 2|9 + log7 |х -1|9 < 10 + log7 |х -1|9 - log |х + 2|
log7 \х + 2|9 + log7 \х + 2| <
10log7 |х + 2 < 10 « log7 |х + 2| < 1 « |х + 2| < 7 «
-9 < х < 5.
С учетом ОДЗ, множеством решений неравенства является объединение
интервалов
Ответ: X '
[-9,2)«(1,5]. [-9,2) U (1,5].
( х + 2)9 ( х -1)9 ( х + 2)
"log7 710 < 0
log (X + 2)10 - log 710 < 0.
Используем метод рационализации (см. таблицу формула 1)
6((X + 2)10 - 710 )< 0
X2 + X - 2 > 0
(X -1)9
X + 2
> 0
|х + 2 < 7 ^ (х + 2)(х-1)> 0
( X -1)9
х + 2
>0
-9 < х < 5 (х + 2)( х -1)> 0
(х -1)9
^-> 0
х + 2
Ответ: X '
[-9,2) U (1,5]
<
7
При решении логарифмических неравенств, содержащих выражения
lüg Гf(—)g(—)) и lüg —) традиционным методом, необходимо знать, что
а& (—)
равносильный переход от одного выражения к другому выглядит так
lüga (f (—)g(—)) = lü8a\f (—)| + lüga\g(—)| (2)
и lüg af(—l = lügjf (—)| - lüg a |g (—)|. (3) g(—)
Большинство учащихся об этом забывают, что приводит к потере решений неравенства. В этом случае метод рационализации облегчает решение неравенства.
Вывод. Использование метода рационализации расширяет аппарат для решения трансцендентных неравенств. В этом заключается его практическая значимость. Метод рационализации позволяет не только упростить и сократить время решения сложных неравенств, но и уменьшить количество ошибок и увеличить число учащихся, приступающих и решивших задание № 15 ЕГЭ профильного уровня.
Список литературы
1. Коропец З.Л. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем. Учебное пособие. / З.Л. Коропец, А.А. Коропец, Т.А. Алексеева. Орел: ОрелГТУ, 2012. 124 с.
2. Корянов А.Г.. Прокопьев А.А. Методы решения логарифмических неравенств. // «Математика для школьников». М.: «Школьная пресса», 2012. № 6. С. 3-11. № 7. С. 3-11.
3. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие / С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко. М.: Дрофа, 2001.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.alexlarin.narod.ru - сайт по оказанию информационной поддержки студентам при изучении различных разделов высшей математики и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ/ (дата обращения: 10.10.2017).
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:///eek.diary.ru/ - сайт по оказанию помощи абитуриентам, студентам, учителям по математике/ (дата обращения: 10.10.2017).
МАТЕРИЯ: СТРОЕНИЕ ЯДРА АТОМА И ПРОЦЕСС АННИГИЛЯЦИИ
Бондаренко Е.А.
Евгений Алексеевич Бондаренко — инженер, Служба пути Санкт-Петербургского метрополитена, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о взаимодействии фотонов внутри ядра атома, проведен расчёт массы покоя протона и нейтрона, а также рассчитан радиус протона, электрона и атома водорода.
Ключевые слова: часть материальной действительности, взаимодействие, фотон, ядро атома, атом, переход волны в частицу и частицы в волну, дуализм свойств элементарных частиц, протон, нейтрон, электрон, нейтрино и реакции аннигиляции.
В соответствии с основным положением физики строения элементарных частиц, с которым вы, уважаемый читатель, имели возможность ознакомиться в одном из номеров журнала «Проблемы науки» [1], существование элементарных частиц, а также их прямых антиподов взаимосвязано с теми процессами, в которых они принимают самое непосредственное участие: так, например, существование фотонов невозможно объяснить, не прибегая к помощи реакций аннигиляции, как, впрочем, существование частиц и античастиц невозможно объяснить без существования фотонов. Разумеется, фотоны могут образовываться и при протекании иных процессов; при переходах электронов с одного энергетического уровня внутри атома на другой, при нагревании металлов, и т.д. Именно поэтому физику элементарных частиц следовало бы назвать физикой фотонов, но никак не физикой высоких энергий, поскольку взаимодействуют между собой фотоны, энергия которых меняется в широком диапазоне значений, но это не