Научная статья на тему 'Одежда в старообрядческой традиции удорских, печорских и вычегодских коми'

Одежда в старообрядческой традиции удорских, печорских и вычегодских коми Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1739
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ-СТАРООБРЯДЦЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ И ОБРЯДОВАЯ ОДЕЖДА / АТРИБУТЫ / KOMI OLD-BELIEVERS / TRADITIONAL CONCEPTS / EVERYDAY AND CEREMONIAL CLOTHING / ATTRIBUTES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власова Виктория Владимировна, Шарапов Валерий Энгельсович

В старообрядческих группах одежда и внешний вид в целом являлись важным знаковым средством самоидентификации. В статье рассматриваются представления коми староверов об одежде и отдельных атрибутах (лестовка, крест), существующие запреты и правила, связанные как с религиозными установками, так и с традиционными поверьями коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dress in tradition of Udora, Pechora and Vychegda Komi

In groups of old believer clothing and appearance in general were an important symbolic means of self-identification. The paper examine traditional concepts of Komi old-believers about clothing and individual attributes (lestovka, cross), the existing restrictions and rules associated with both religious attitudes and traditional beliefs of Komi.

Текст научной работы на тему «Одежда в старообрядческой традиции удорских, печорских и вычегодских коми»

И с т О р И Я, А р Х Е О л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я УДК 391:271.22:392:393(=511.132)

В. В. Власова, В. Э. Шарапов

одежда в старообрядческой традиции удорских, печорских и вычегодских коми

В старообрядческих группах одежда и внешний вид в целом являлись важным знаковым средством самоидентификации. В статье рассматриваются представления коми староверов об одежде и отдельных атрибутах (лестовка, крест), существующие запреты и правила, связанные как с религиозными установками, так и с традиционными поверьями коми.

Ключевые слова: коми-старообрядцы, традиционные представления, повседневная и обрядовая одежда, атрибуты.

Для старообрядческой традиции характерна «система материализованных этноконфессиональных символов», сопровождающая человека в течение всего жизненного пути и способствующая культурной консолидации группы [1. С. 136-137; 30. С. 201]. Отличия в покрое и способах ношения одежды являются одним из значимых и устойчивых маркеров принадлежности к определенной конфессиональной группе, в связи с чем существуют предписания и запреты, регламентирующие покрой, цвет одежды, ее атрибуты и внешний вид верующего [1. С. 147-152; 3; 32]. В ходе анализа представлений коми староверов о правилах и запретах, касающихся повседневной и обрядовой одежды, определяется, насколько значим данный маркер для исследуемых групп. Использованы материалы, зафиксированные авторами в ходе проведения полевых экспедиций 90-х гг. XX в. в ареалах компактного проживания коми староверов (Удорском, Троицко-Печорском, Печорском и Усть-Куломском р-нах Республики Коми); привлекаются данные этнографических экспедиций сер. XX в.

Старообрядческая одежда в представлениях современных коми

Современные информанты отмечают, что на Удоре одежда староверов и мирских отличалась не сильно. На верхней Печоре считается, что староверки носили сарафаны «простые, узкие», тогда как «никониане» - со сборками [8]. Женщины предпочитали длинные сарафаны темных тонов, темные платки,

Фото 1. Традиционный «прямой» Фото 2. Удорские староверки

сарафан печорских коми (с. Соколово, (д. Верхозерье, 1960-1970-е гг. Фото

Печорский р-н Республики Коми, 1993 г. из библиотеки д. Муфтюга, Удорский р-н

Фото В. Э. Шарапова) Республики Коми)

рубашки с высоким воротом и длинными рукавами, полностью закрывавшие руки и шею (Фото 1). Практически все информанты указывают, что к сер. XX в. сарафанов уже не носили, о чем свидетельствуют и этнографические описания, хранящиеся в архиве Коми НЦ УрО РАН. На смену сарафанному комплексу пришли покупные вещи: юбки, платья, рубашки, блузки (Фото 2).

Интересно, что среди верхнепечорских староверов в сер. XX в. считалось большим грехом носить юбку в складку (как ранее - сарафан в складку), так как «ее носит сатана» [4]. Информанты отмечают, что дольше сохранялся ряд требований к моленной одежде, главными из которых являются длина, темный цвет, наличие пояса и платка. «Мама всегда длинные сарафаны и рубашки носила, с длинными рукавами, короткие недопустимы, нельзя с короткими рукавами молиться. Закон такой, без пояса нельзя молиться, фартук иногда одевают, мама без фартука молилась. Шея закрыта. Темный платок. Сарафан тоже темный - дубовый» [5. С. 27]. «На карезни (поминки. - В. В., В. Ш.) ходим в черном, рукава длинные. Нельзя ходить с открытыми руками и ногами, нельзя, чтобы тело было видно» [5. С. 42, 46]. Наличие платка у женщины обязательно на общественных и домашних молитвах. В д. Муфтюга нами зафиксировано упоминание о том, что, в отличие от мирских, староверки не подвязывали платок, а скалывали под подбородком (одним краем платка, обвязывали лицо, закрывая лоб), а концы распускали по спине [23].

_В. В. Власова, В. Э. Шарапов

В настоящее время отмеченные правила соблюдаются не всегда. Так, например, выбор цвета одежды и ее фасон в большей степени обусловлены индивидуальным вкусом конкретной женщины (Фото 3).

Поскольку сегодня на общественные моления ходят, как правило, только женщины, то выяснить, как был одет мужчина-старообрядец, довольно сложно. По этому поводу на Удоре пожилые женщины говорят, что сейчас «мужчины молитвы не творят, но сердцем верят». На верхней Печоре отмечают, что «мужчины у нас только после 60 лет бросают курить, перестают брить бороды и начинают посещать религиозные службы».

Строгое соблюдение определенных канонов и запретов, связанных с одеждой, характерно для погребально-поминальной обрядности староверов, поскольку выполнение всех ритуальных действий, важных для посмертного бытия души, является долгом и моральной обязанностью живых по отношению к умершему [2. С. 202]. Отмеченная закономерность наблюдается в старообрядческой традиции и современных коми. Одним из главных актов в приготовлении к смерти, который отмечается и самими информантами, является изготовление/ подготовка погребальной одежды (кулом пасъком). До настоящего времени сохраняются представления об определенном каноне при выборе материала, покроя, цвета погребальной одежды у коми старообрядцев. Приведем некоторые рассказы, записанные в ходе полевых экспедиций.

Удора. «Родителей хоронили в белом, а теперь и не разбираются, в чем хоронить. Одежда должна быть белой и у мужчин, и у женщин. Теперь хоронят, в какой есть: мужиков в костюмах, женщин в платьях. Из полотна шили белые подштанники - улыс гач, рубашку, а вылыс гач - штаны не одевали. На ноги тапочки, раньше упаки специально шили, роч чуки - русские чулки (льняные), кожаная обувь - комкот. Мужчинам обязательно надо пояс поверх рубахи. Шапку белую, теперь любую кладут. Саван». «Говорят, на том свете без савана не пускают. На Страшном Суде все в саванах будут». «Белые штаны из льняного холста, чуки или упаки шерстяные, делали специально для умершего. Для женщин надо сос, кунтей и от (рубаха, сарафан, платок), все белое, сарафан, какой есть» [6. С. 15, 21, 24-25]. В с. Чупрово считают, что лестовку можно положить в руки лишь истому. Если человек умер не своей смертью, то ему в руки кладут

Фото 3. Старообрядческая наставница в повседневном наряде (д. Аранец, Троицко-Печорский р-н Республики Коми. 2004 г. Фото В. Э. Шарапова)

нитку с сотней узелков. Местные жители считают, что на том свете нечистый покойник должен замаливать свой грех, читая молитвы по этой нитке.

Верхняя Вычегда. «Всегда готовили одежду, для женщин - чулки, платье, халат, два платка; для мужчин - штаны, рубашка, носки, обязательно и для тех, и для других - тапочки тканевые, саван (домотканый), свечи, ладан, лестовку, венчик. Женская одежда должна быть длинной - платье до щиколоток, с длинными рукавами. Если лестовки нет, то завязывают 40 узлов на бинте. По лестовке на том свете молитвы будешь читать. Женщине одевают 2 платка: один узлом завязывают на затылке, второй - под подбородком». «Смертную одежду готовят заранее, раньше всегда хоронили в домотканой одежде: женщине - рубашка (дором), мужику - штаны и рубашка, делали шапку из того же материала. На ноги - комкот, чулки. Трусы не одевали, да и не было их раньше, не носили. Теперь-то что лучшее, то и оденут. Сверху саван» [7].

Верхняя Печора. «И маму, и бабушку хоронили в белом, делали саван, сейчас тоже саван делают, сошьют материал и все. Саван надо по закону. Лестовку обязательно кладут, кто-то делает. Лестовку делают из ткани, из бисера-то нет, просто из материала. Старушки делают», «Кто крещеный, того хоронят в белом, все белое. Лестовку кладут в гроб, если не жалко, у некоторых есть запасная. Саван шьет девушка, она научилась, работает соц. работником. Но какая вера, может и не принять (саван, сшитый на заказ. - В. В., В. Ш.). Мне, может, и нельзя взять, но буду просить, чтобы Господь допустил. Для мужчин белые брюки, белая рубашка, крест, саван. Обязательно надо пояс. Для всех делают пояс, можно хоть из чего сделать, все равно в земле сгниет» [24].

До сер. XX в. погребальную одежду у коми староверов шили обязательно из домотканой материи, в настоящее время ее заменил покупной материал. Хранят погребальную одежду в специальном ящике/сундуке или чемодане, о котором знают близкие родственники (Фото 4).

Информанты отмечают, что в прошлом погребальная одежда у старообрядцев была обязательно белого цвета, в настоящее время предпочтение также

отдается тканям светлых тонов. Белый цвет одежды умершего символизировал младенческую чистоту его души.

Однако сейчас допускаются отступления от правил: хоронят в любой новой, покупной одежде, не придавая значения цвету. На ноги и мужчин, и женщин надевается традиционная обувь - комкот (кожаная обувь без голенищ); если ее нет, то матерчатые тапочки. В старообрядческих селах на Удоре и верхней Печоре по-прежнему обязательно наличие савана. Повсеместно верующие отмечают, что в руки усопшего вкладывали лестовку, которая должна быть белой и также готовилась

Фото 4. Короб с погребальной одеждой (д. Муфтюга, Удорский р-н Республики Коми. 2006 г. Фото В. В. Власовой)

специально. Сами жители, независимо от того, считают они себя староверами, мирскими или вообще далеки от религии, полагают, что лестовка нужна обязательно. В том случае, если ее нет, усопшему кладут нитку со ста узелками (Чупрово), либо бинт с двадцатью или сорока узелками (Керчомъя, Н. Воч). Вероятно, в первом случае количество узелков приближается к их числу на лестовке, тогда как 20/40 могут быть связаны с популярным в старообрядческой традиции фрагментом «Жития Василия Нового» - «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» [31] либо с рассказами о мытарствах души до сорокового дня, распространенными в современной рукописной традиции верхневычегодцев. Как правило, в гроб кладут ногти и волосы умершего, которые он сам собирал в последние годы жизни. Обязательным атрибутом являлся нательный крест. Информанты на Удоре отмечали, что крест должен находиться поверх одежды. Верхневычегодские и печорские коми староверы считали недопустимым захоронение человека с серебряным или медным крестом. Специально для умершего изготавливали деревянный нательный крест (пу перна) [35. С. 300-301]. Можно предположить, что коми староверы следовали древней традиции, по которой человек заранее приготавливал к своему погребению особый нательный крест - «кипарисовый» (деревянный). Такие кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, то есть при жизни совершенно отрешившиеся от внешнего мира [28].

Среди представителей среднего поколения (женщин в возрасте 45-50 лет) уже нет четкой установки на приготовление специальной одежды, они считают, что допустимо надевать любую покупную вещь; в удорских и верхневычегодских деревнях постепенно происходит замена савана на белое хлопчатобумажное покрывало.

Одежда в поверьях коми старообрядцев

Характерные для коми старообрядцев запреты, связанные с одеждой в целом и отдельными ее элементами, были основаны на представлениях о вуджор ('тень-оберег') человека. Традиционно выражением пасьтом морт (букв. 'человек без одежды') у коми характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут так же сказать - вуджорыс абу, (т.е. 'нет у него тени-оберега') [10]. Не случайно в прошлом ношение изодранной одежды воспринималось не только как нарушение норм традиционного этикета, но и как опасное для человека. Согласно поверьям печорских коми-старообрядцев, повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для владельца [12].

В коми языке слово вуджор имеет несколько значений: физическая тень человека, любое изображение человека как символическое воплощение реальной тени или «след» от человека, а также довольно обширный круг предметов, которые наделяются в традиционных представлениях свойствами оберега от воздействия нечистой силы. У печорских коми старообрядцев глаголом вуджорасьны (букв. 'мелькать, мельтешить, двигаться как тень') обозначаются действия со стороны колдунов или нечистой силы, направленные на порчу человека и домашних животных [13]. Наличие вуджор (в значении физическая тень) отличает

человека от нечистой силы, а следовательно, и оберегает его от возможного вредоносного воздействия представителей иного мира. Показателен в той связи коми фразеологизм вуджор абу (букв. 'нет тени-оберега'), которым характеризуется состояние 'небытия' или 'полного отсутствия'. У печорских коми старообрядцев говорят: «вуджор - это как нательный крест - защита от бесов и нечисти. Поставить вуджор - это значит освятить» [15].

Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определяло строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность надевания различных элементов комплекса одежды. Считается, что нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня. Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном. Так, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову, а через ноги снимать - грех: «так только у покойника снимают». Для длительного хранения сарафан складывали особенно аккуратно («лист да пласт»), также предварительно вывернув наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место. Хранить сарафан, вывернутый наизнанку, можно только в сундуке: «если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым - его потом черти будут носить» [11].

По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку [11]. О человеке, не снимающем на ночь одежду, у печорских коми неодобрительно говорят: «так спят только покойники» [14]. Отметим также, что у печорских коми староверов тканые пояса, которые не носили, полагалось хранить, завязав предварительно узлом или петлей: не-надетый и развязанный пояс воспринимался как знак пожелания кому-либо болезни или смерти.

Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как тунавны (колдовство, ворожба). Женщины, надевая с утра сарафан, старались не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него [11]. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо надеть на себя сразу, то не переодевался дома, а брал забытую одежду с собой и надевал ее только дойдя до лесной избушки - иначе не будет удачи в промысле [18]. Лишь в период праздников не возбранялось многократно переодеваться в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае надевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом -несколько юбок для пышности наряда [11].

В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду, даже во временное пользование. По этой же причине обветшавшая одежда никогда не выбрасывалась, а вывешивалась на чердаке или в сарае дома до полного истления. Лишь в случаях болезни человека его одежду (либо ее определенный фрагмент) могли оставить по завету в качестве приклада на обетном кресте - такая традиция сохраняется до настоящего времени у удорских коми на р. Вашка [25]. Человека, проявившего чрезмерное упорство в стремлении получить или приобрести чью-либо одежду, как правило, подозревали в желании навести порчу на владельца наряда. Для предупреждения возможной порчи

или сглаза через одежду предписывалось ее сжечь [26]. Считается, что лишь женщина может отдать на время некоторые элементы своего свадебного наряда для невесты, которая приходится ей близкой родственницей или крестницей. Человека, не соблюдавшего этот запрет, с упреком спрашивали: кувны али мый мододчома (умереть, что ли собрался?) [11].

По традиции, у вычегодских коми-старообрядцев особенно бережно сохранялась одежда, связанная с рубежными этапами в жизни человека: пинь дором -подарок ребенку во время прорезания первых зубов; пернянь дором - рубашка, которую дарила крестная при совершении обряда крещения; у керчемских коми зафиксирована традиция сохранения сьод дором или горд няйт дором - девичьей нижней рубахи со следами от первой менструации или - нижней женской рубахи, в которой она была в первую брачную ночь [19]; каждая женщина бережно сохраняла свадебный наряд, который, по поверьям, обладал особой магической силой. Так, считалось, что изгнать из дома нечистую силу может только хозяйка, переодевшаяся в свой свадебный наряд [6].

Эффективным оберегом будущего благополучия у коми считалась также одежда, полученная в качестве ритуальных подарков. Так, в ходе похорон у удорских коми родственники умершего передавали мастерам, изготовлявшим гроб, сунис пасма - связанные вместе поясок-подвязку красного цвета и пучок необработанных льняных нитей (Фото 5). Аналогичный поясок синего цвета, но без пучка льняных нитей, дарила мать новорожденного гостям, пришедшим на родины или крестины [17].

В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую - запрещалось стирать; раз в год, летом, ее выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане [22]. Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды: нельзя стирать вместе с мужской и детской одеждой женские наряды (мужчинам не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть) [21]. Согласно материалам В. П. Налимова, у вычегодских коми считалось, что одежда любой взрослой женщины пропитана пежем (жиром), воздействие которого лишает одежду свойства оберега. О супругах, не меняющих нижнее белье после совместной ночи, у печорских коми говорят: вир вуджор абу

Фото 5. Ритуальные тканые пояски (с. Латьюга, Удорский р-н Республики Коми. 1992 г. Фото В. Э. Шарапова)

(в значении - «они остались совсем без вуджор») [16]. Вместе с тем в поверьях вычегодских коми мужское нижнее белье наделялось магической силой: для женщины хорошим оберегом считались мужские кальсоны, а также подвязка от них. В прошлом коми женщины носили мужское нижнее белье в качестве ритуальной защиты в период месячных [20]. Известны случаи, когда мужские кальсоны применялись как магическое средство для повышения плодовитости скота (хлестали корову, чтобы та принесла приплод). По материалам

В. П. Налимова, у вычегодских коми умершей вдове обязательно укладывали в гроб кальсоны и рубаху ее покойного мужа.

По поверьям, одежда, нажитая супругами совместно, является оберегом не только для каждого из них в отдельности, но и - их взаимной привязанности. Считается, что можно легко разрушить эту связь, если повредить одежду жены или незаметно встряхнуть рубаху мужа, пока он моется в бане [29. С. 81]. Согласно полевым материалам В. П. Налимова, у вычегодских коми после смерти одного из супругов платок разрывается пополам: одну часть кладут в гроб усопшего, а другая хранится у вдовы (или вдовца) до ухода ее в мир иной [9. С. 303].

Показательны в плане данной темы и запреты, связанные с кулом пасъком (погребальной одеждой): нельзя примерять или показывать на себе погребальный наряд - это к скорой смерти. У печорских коми говорят, что «показывать кому-либо собственную кулом пасъком - дразнить смерть» [11]. Представления о непосредственной связи исхода души усопшего с его одеждой нашли отражение в целом ряде поверий удорских и вычегодских коми: одежду и белье, в которых умирал человек, обязательно выстирывали и хранили до полного истления на чердаке дома, а если этого не сделать, то душа покойного будет страдать. У удор-ских коми старообрядцев запрет на обряжение покойного в цветную, узорчатую одежду мотивируется следующим образом: «иначе его душа не сможет обрести покой и будет ходить по воде и ждать пока платье вылиняет, а значит полегчает». Нельзя оставлять завязанными узлы на одежде погребаемого (на поясе, головном платке, на обуви и на гайтане) в момент опускания гроба в могилу - в противном случае покойник будет часто тревожить живых в их снах [9. С. 381-389].

В традиционном мировоззрении коми старообрядцев одежда осмысляется и как образ конкретного человека. При этом одежда не только живого, но и умершего человека может выступать его символическим двойником. У печорских коми старообрядцев в качестве символической меры усопшего выступает и его вондi (нательный пояс), который, согласно традиционному погребальному канону, укладывается на дно гроба вдоль тела покойного [33]. По традиции, вместо тела без вести пропавшего человека хоронят его символического двойника, изготовленного из одежды пропавшего. Мотивируются эти действия тем, что «даже у пропавшего человека должно быть свое место на кладбище, чтобы близкие его могли помянуть, и куда может вернуться его душа - для обретения вечного покоя» [27].

Рассмотренные выше материалы позволяют предположить, что в различных старообрядческих группах коми уже к сер. XX в. значимым конфессиональным маркером была не одежда в целом (материал, покрой), а лишь некоторые ее атрибуты и способы ношения, а также нательный крест и лестовка. И в прошлом, и в настоящее время в старообрядческой традиции коми представления об одежде во многом обусловлены универсальными для различных этнографических групп представлениями о вуджор (букв. 'тени-оберега'). Примечательно, что в запретах, связанных с повседневной и обрядовой одеждой у современных удорских, печорских и вычегодских православных коми, нередко сохраняются мотивировки, характерные для коми-старообрядцев и основанные на текстах апокрифического характера [34, 36].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры. Уфа: Гилем, 2002. 219 с.

2. Кремлева И. А. Похоронно-поминальная обрядность у староверов Северного Приуралья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 202-207.

3. Леонтьева Г. А., Липинская В. А. Моленная одежда русских старообрядцев // Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки. М.: Индрик, 2011. С. 700-716.

4. Научный архив Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (НА Коми НЦ УрО РАН). Ф. 1. Оп. 13. Д. 79. Л. 38.

5. НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 13. Д. 55. Л. 46-47.

6. Там же. Ф. 5. Оп. 2. Д. 569.

7. Там же. Ф. 5. Оп. 2. Д. 570. Л. 7, 21.

8. Там же. Ф. 22. Оп. 1. Д. 36. Л. 4 об.

9. Налимов В. П. KansatieteeШsia kirjoituksia ja muistiinpanoja syrjaaneista. (1908) // Suomalais ^г^еп Seuran АгШо. II. I. 39. 32.

10. Полевые материалы авторов (далее ПМА), 1996 Печорский район Республики Коми, д. Медвежская, Пыстина М. Е., 1918 г.р.

11. ПМА, 1995. Печорский район Республики Коми, с. Соколово, Канева П. К., 1914 г.р.

12. ПМА, 1995. Печорский район Республики Коми, с. Соколово, Канева Л. П., 1925 г.р.

13. ПМА, 1995. Печорский район Республики Коми, с. Соколово, Уляшева А. С., 1920 г.р., Пастухова М. К., 1925 г.р.

14. ПМА, 1995. Печорский район Республики Коми, с. Соколово, Чувьюрова П. А., 1933 г.р.

15. ПМА, 1995. Печорский район Республики Коми, д. Конецбор, Денисов И. С., 1938 г.р.

16. ПМА, 1995. Печорский район Республики Коми, д. Конецбор, Попова М. Ф., 1914 г.р.

17. ПМА, 1998. Удорский район Республики Коми, д. Латьюга, Павлова А. О., 1907 г.р.

18. ПМА, 1998. Удорский район Республики Коми, д. Муфтюга, Артеев Г. П., 1943 г.р., Екимов А. А., 1930 г.р.

19. ПМА, 1998. Усть-Кломский район Республики Коми, с. Керчомъя, Самарина П. А., 1914 г.р.

20. ПМА, 1998. Усть-Кломский район Республики Коми, с. Керчомъя, Тренев П. А., 1929 г.р., Тарабукина Е. П., 1918 г.р.

21. ПМА, 1998. Удорский район Республики Коми, с. Чупрово, Тюрниной А. А., 1917 г.р.

22. ПМА, 1998. Удорский район Республики Коми, с. Важгорт, Сазонова М. В., 1928 г.р.

23. ПМА, 1999. Удорский район Республики Коми, д. Муфтюга, Фёдорова А. Н., 1911 г.р.

24. ПМА, 2007. Троицко-Печорский район Республики Коми, дер. Скаляп, Шахта-ров И. И., 1936 г.р., с. Покча, Растворова Н. М.

25. ПМА, 2008 Удорский район Республики Коми, с. Пысса, Логинов А. В., 1947 г.р.

26. ПМ Грибовой Л. С., 1977 Усть-Кломский район Республики Коми, с. Керчомъя, Тарабукина В. А., 1887 г.р.

27. ПМ Чувюрова А. А., 1997. Троицко-Печорский район Республики Коми, д. Скаляп.

28. Приготовление усопшаго к погребению // Старопоморы-федосеевцы [сайт] URL: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/prigotovlenie.html (дата обращения 10.2008)

29. Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Материалы по психологии колдовства. СПб.: Алетейя, 1997. 288 с.

30. Фишман О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М: Индрик, 2003. 408 с.

31. «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» наиболее полное описание загробных испытаний в греховности - мытарств. «Мних» Григорий, от имени которого ведется повествование, был удостоен чудесного откровения. В ночном видении к нему явилась старица Феодора, прислуживавшая при жизни их общему духовному отцу Василию Новому, и рассказала о своей смерти, о муках ада, райском блаженстве и пройденных ею 21 (20) мытарствах. В XVII-XIX вв. «Житие» приобрело особую популярность в старообрядческой среде, причем в устной традиции закрепилось представление о «сорока ступеньках - сорока мытарствах». Из «Жития Василия Нового». Хождение Феодоры по воздушным мытарствам // Публикации ИРЛИ РАН [сайт] URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5134 (дата обращения 06.04.09)

32. Чернов А. И. О семиотике запретов // Труды по знаковым системам. Вып. 3. (Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 198). Тарту, 1967. C. 45-59.

33. ЧувьюровА. А. Похоронно-поминальные обряды печорских коми-старообрядцев // Сибирский сборник - 1: Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий: [Материалы VII Сибирских чтений, 23-24 окт. 2007]. СПб., 2009. Кн. 2. С. 20-28.

34. Чувьюров А. А. Материалы фольклорно-этнографических и археографических исследований коми (тексты и комментарии) // Материалы по этнографии. Т. 2: Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья. СПб.: Деловая полиграфия, 2004. С. 177-279.

35. Шарапов В. Э. Нательный крест в традиционном мировоззрении коми // Став-рографический сборник. Кн. 1. М.: Изд-во Московской Патриархии; Древлехранилище, 2001. C. 297-306.

36. Шарапов В. Э. Христианские сюжеты в фольклоре коми-старообрядцев Средней Печоры // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государства и культуры. Т. 2 / Отв. ред. Э. А. Савельева. Сыктывкар, 1996. С. 310-320.

Поступила в редакцию 15.11.2012

V. V. Vlasova, V. E. Sharapov

Dress in tradition of Udora, Pechora and Vychegda Komi оМ-believers

In groups of old believer clothing and appearance in general were an important symbolic means of self-identification. The paper examine traditional concepts of Komi old-believers about clothing and individual attributes (lestovka, cross), the existing restrictions and rules associated with both religious attitudes and traditional beliefs of Komi.

Keywords: Komi old-believers, traditional concepts, everyday and ceremonial clothing, attributes.

Власова Виктория Владимировна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН

г. Сыктывкар e-mail: [email protected]

Шарапов Валерий Энгельсович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН

г. Сыктывкар e-mail: [email protected]

Vlasova Victoria Vladimirovna,

Candidate of Science (History), senior research associate, Institute of language, literature and history, Komi Scientific Center, Ural branch of the Russian Academy of Sciences

Syktyvkar e-mail: [email protected]

Sharapov Valeri Engel'sovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Science (History), senior research associate, Institute of language, literature and history, Komi Scientific Center, Ural branch of the Russian Academy of Sciences

Syktyvkar

e-mail: sharapov.valerij@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.