Научная статья на тему 'ОCОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОCОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сфера / государственно-частное партнёрство / концессионное соглашение / муниципальный район / social sphere / public-private partnership / concession agreement / municipal area

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Струкова

В статье проведен анализ развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Новосибирской области. Развитие государственно-частного партнерства является одним из инструментов повышения качества и доступности социальных услуг. Но анализ показал, что потенциал государственно-частного партнерства в социальной сфере Новосибирской области используется не в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE OF THE NOVOSIBIRSK REGION

The article analyzes the development of public-private partnership in the social sphere of the Novosibirsk region. The development of public-private partnerships is one of the tools to improve the quality and accessibility of social services. But the analysis showed that the potential of public-private partnership in the social sphere of the Novosibirsk region is not fully used.

Текст научной работы на тему «ОCОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.А. Струкова, канд. экон. наук, доцент

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-169-172

Аннотация. В статье проведен анализ развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Новосибирской области. Развитие государственно-частного партнерства является одним из инструментов повышения качества и доступности социальных услуг. Но анализ показал, что потенциал государственно-частного партнерства в социальной сфере Новосибирской области используется не в полном объеме.

Ключевые слова: социальная сфера, государственно-частное партнёрство, концессионное соглашение, муниципальный район.

Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» сформулированы ключевые цели развития отраслей социальной сферы до 2030 года [1]. Основными из них являются сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни.

Для достижения данных целей необходимо развитие и модернизация объектов социальной инфраструктуры. При существующих бюджетных ограничениях является актуальным привлечение дополнительных источников финансирования, в частности использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций в отрасли социальной сферы.

В общем смысле механизм государственно-частного партнерства можно охарактеризовать как привлечение частных инвестиций для решения публично-значимых задач.

Существуют различные формы государственно-частного партнерства. В качестве классических форм можно выделить концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве. Однако существуют и иные формы государственно-частного партнерства. Так, ряд исследователей относят к государственно-частному партнерству любые формы вза-

имодействия публичной и частной стороны в социально-экономической сфере, которые предполагают взаимное сотрудничество между государственной властью и частным инвестором. К таким формам ква-зи-государственно-частного можно отнести договор аренды с инвестиционными условиями, контракт жизненного цикла, соглашение о разделе продукции и др.

Новосибирская область - перспективный субъект РФ в сфере развития государственно-частного партнерства. В настоящее время в Рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства, подготовленном Министерством экономического развития РФ, Новосибирская область входит в ТОП-10 субъектов РФ по результатам оценки накопленного опыта реализации проектов государственно-частного партнерства и состояния нормативно-институциональной среды [2].

В соответствии с данными государственного реестра инвестиционных проектов Новосибирской области в настоящее время в стадии реализации находятся 59 инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Общий объем инвестиций по реализуемым в настоящее время на территории Новосибирской области данными проектам составляет более 110,8 млрд рублей, из которых более 63,7 млрд рублей - частные инвестиции.

Отраслевая структура реализуемых сибирской области представлена в табли-проектов государственно-частного и му- це 1. ниципально-частного партнерства в Ново-

Таблица 1. Отраслевая структура реализуемых проектов государственно-частного и

муниципально-частного партнерства в Новосибирской области

Отрасли Кол-во, шт Структура, %

Коммунальная инфраструктура 27 46,0

Образование 6 10,0

Бытовые услуги 5 8.0

Здравоохранение 4 7,0

Обращение с твердыми бытовыми отходами 4 7,0

Электроэнергетика 4 7,0

Спорт и туризм 3 5,0

Дорожная инфраструктура 1 1,2

Промышленные парки 1 1,2

Дошкольное образование 1 1,2

Культура и отдых 1 1,2

Санаторно-туристическая деятельность 1 1,2

Инженерно-технические сооружения (рыбопитомник) 1 1,2

Данные таблицы свидетельствуют о том, что около 46% всех реализуемых проектов государственно-частного и муници-пально-частного партнерства реализуются в сфере коммунальной инфраструктуры, в тоже время в отраслях социальной сферы реализуется всего 24% от всех проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. При этом практически 80% проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в социальной сфере Новосибирской области реализуется в форме концессионных соглашений, по которым одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [3].

Потенциал государственно-частного и муниципально-частного партнерства в социальной сфере в Новосибирской области используется не в полном объеме, несмот-

ря на то, что развитие этих инструментов способствует привлечению инвестиций в социальную сферу, а, следовательно, увеличению качества и доступности социальных услуг.

Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что социальная сфера выглядит менее привлекательной для инвесторов в связи с тем, что проекты отличаются повышенной степенью неопределенности относительно сроков окупаемости и прогнозирования потребительского спроса на объект социальной инфраструктуры [4].

Также зачастую возникают сложности при согласовании условий проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере, поскольку публичному и частному партнеру не удается прийти к компромиссу. Так, не все инвесторы готовы в дальнейшем эксплуатировать построенный объект социальной инфраструктуры поскольку это требует от инвестора дополнительных вложений, а также знаний и навыков управления объектом. Помимо этого есть инвесторы, которые хотят инвестировать в строительство объекта социальной инфраструктуры, но при этом большую часть объекта задействовать для аренды коммерческими структурами. Данная ситуация не устраивает органы власти, поскольку, если строится объект социальной инфраструктуры, то большая его часть

должна быть направлена на оказание социальных услуг населению. Конечно, на таком объекте могут предоставляться и иные услуги, на усмотрение частного инвестора, но они не должны превалировать над социальными.

Анализ реализуемых проектов свидетельствует о том, что в муниципальных районах Новосибирской области недостаточно используются механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Например, из 30 муниципальных районов Новосибирской области только в трех реализуются проекты государственно-частного и муници-пально-частного партнерства в социальной сфере. Одним из факторов сложившейся ситуации является то, что муниципальные районы зачастую непривлекательны для потенциальных инвесторов, поскольку срок окупаемости проекта может быть слишком большим. Например, в отдаленных районах может быть потребность в новых спортивных центрах с бассейном, физкультурно-оздоровительных комплексах и т.д. Однако муниципалитеты не мо-

что построенный объект будет пользоваться спросом среди населения и приносить прибыль. Также во многом данная ситуация объясняется отсутствием у муниципалитетов необходимых ресурсов для разработки проекта, в том числе отсутствие квалифицированных кадров, обладающих знаниями в области государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В результате этого в муниципалитетах отмечается низкий уровень разрабатываемых документов инвестиционных проектов, отсутствие систематизированной и достоверной информации для потенциальных инвесторов о проектах, которые в дальнейшем могут быть реализованы на территории муниципального образования.

Таким образом, анализ основных направлений развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Новосибирской области показал, что существует ряд проблем, решение которых требует консолидации усилий региональных органов власти и органов местного самоуправления.

гут обеспечить инвестору гарантию того,

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/news/o_natsionalnykh_tselyakh_razvitiya_rossiyskoy_federatsii_na_period_ do_2030_goda_22%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%202020%20%D0%B3%2010% 3А31%3А01/ (дата обращения: 30.05.2024).

2. Официальный сайт «Инвестиционный портал Новосибирской области». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest.nso.ru/ru/content/materialy (дата обраще-ния:25.05.2024).

3. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005 г. N 30 (часть II). - ст. 312.

4. Завьялова Е.Б. Проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнерства в отраслях социальной сферы / Е.Б. Завьялова, М.В. Ткаченко // Вестник РУДН. Серия: «Экономика». - 2018. - №1. - С. 61-75.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE OF THE NOVOSIBIRSK REGION

N.A. Strukova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Siberian Institute of Management is a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article analyzes the development of public-private partnership in the social sphere of the Novosibirsk region. The development of public-private partnerships is one of the tools to improve the quality and accessibility of social services. But the analysis showed that the potential ofpublic-private partnership in the social sphere of the Novosibirsk region is not fully used.

Keywords: social sphere, public-private partnership, concession agreement, municipal area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.