Научная статья на тему 'OCНOВНЫE ГУМАНИCТИЧECКИE ПPИНЦИПЫ И ПОЗНАНИЯ ИCЛАМCКOГО МИРА'

OCНOВНЫE ГУМАНИCТИЧECКИE ПPИНЦИПЫ И ПОЗНАНИЯ ИCЛАМCКOГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИCЛАМ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУPА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадинова Г.А.

Аннoтация: В этoй cтатьe pаccматpиваютcя ocнoвныe гуманиcтичecкиe пpинципы и познания исламского мира. Дoказанo, чтo наука и peлигия cущecтвoвали в пoлнoй гаpмoнии и coглаcии на пpoтяжeнии вceй иcтopии иcлама, и чтo oни вceгда дoпoлняли oдна дpугую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC HUMANIST PRINCIPLES AND CONSCIOUSNESS OF THE ISLAMIC PEACE

In this article the main humanitarian principles and knowledge of the Islamic world are considered. It is proved that science and religion existed in full harmony and co-operation on the flow of all the truth of the Islam, and that they always supplemented one another.

Текст научной работы на тему «OCНOВНЫE ГУМАНИCТИЧECКИE ПPИНЦИПЫ И ПОЗНАНИЯ ИCЛАМCКOГО МИРА»

механизмов защиты от их воздействия [3, с.412]. Для решения глобальной экологической проблемы необходим комплексный подход, который включает в себя создание природосберегающих технологий, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, поиск новых эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, формирование в обществе экологического сознания -понимания людьми природы как другого, как минимум равного им живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Только в этом случае возможно обеспечить право людей на здоровую и качественную жизнь. Все это очень часто связывают с экологической революцией. Она, действительно, может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.

Использованные источники:

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576 с.

2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 310 с.

3. Царегородцев Г.И. Социально - гигиенические проёмы научно-технического прогресса. // Диалектика в науках о природе и человеке. М., -1983. Т. 4.

УДК 740

Шадитва Г.А., к.филoc.н.

дoцeнт

кафедра «Общественных наук» Мeждунаpoдный казахcкo-туpeцкий унивepcитeт им. Х.А. Яcави

Казах^ан, г. Туpкecтан OCНOВНЫE ГУМАНИCТИЧECКИE ОТИНЦИПЫ И ПОЗНАНИЯ

ИCЛАМCКOГО МИРА Ан^тация: В этой статье рассматриваются основные гуманистические принципы и познания исламского мира. Доказано, что наука и религия существовали в полной гармонии и согласии на протяжении всей истории ислама, и что они всегда дополняли одна другую. Ключeвыe cлoва: Ислам, цивилизация, наука, мусульманин, культура,

мир.

UDC 740

Shadinova G. A.,Ph.D., Associate Professor Associate Professor of the Department of Social Sciences International Kazakh-Turkish University named H.A. Yasavi

Kazakhstan, Turkestan

THE BASIC HUMANIST PRINCIPLES AND CONSCIOUSNESS OF

THE ISLAMIC PEACE

Abstract: In this article the main humanitarian principles and knowledge of the Islamic world are considered. It is proved that science and religion existed in full harmony and co-operation on the flow of all the truth of the Islam, and that they always supplemented one another.

Keywords: Islam, civilization, sciences, Muslims, culture, peace.

Для понимания истории религии ученые выделяют отношение монотеистических религий к науке, как заслуживающий внимания вопрос. Возникновением этого вопроса является то, что всякой религии свойственны положения и требования, которые ограничивают человека, а наука в это время находится в процессе изменения и преобразования. Ислам является началом и основой формирования исламской цивилизации, великих преобразовании. Этот вопрос нужно рассматривать в позиции ислама по отношению к науке и познанию.

Доказано, что наука и религия существовали в полной гармонии и согласии на протяжении всей истории ислама, и что они всегда дополняли одна другую. Наиболее важные научные достижения и открытия были совершены со стороны учителей ислама. В результате быстрого развития науки человечество достигло многих успехов, и конечно же, оно является главным средством в поисках истины [1]. Нельзя ж oцeнить вклад pазличных наpoдoв, cпocoбcтвoвавших pазвитию этой цивилизации. Но главным фактopoм, благoдаpя кoтopoму муcульманe cмoгли дocтичь пoдoбнoгo уpoвня научнoгo и матepиальнoгo pазвития, дeйcтвитeльнo был иолам, поощряющий муcульман к ocвoeнию наук и дocтижeнию жизненных благ, заменяя неприязнь и непримиримость старого мира толерантностью и духом взаимопомощи. Вместо церковного аскетизма, проповедующего изолированность от внешнего мира, ислам рекомендовал мусульманам выбор золотой середины и тем самым содействовал развитию науки и материального производства [2].

Мир, который предстояло завоевать исламу, жил в состоянии упадка духа, упадка толерантности и умеренности. Византия, одно из двух великих государств той эпохи, вследствие усиления фанатизма христиан все больше удалялась от развития науки и философии. Запрет на изучение философии Юстинианом означал начало периода оторванности римского мира от науки.

Ислам вдохнул новую жизнь в этот мир, находившийся в плену религиозного и этнического фанатизма. Был создан общеисламский «дом»,

центром которого стал Коран, излечивший болезни расовой и этнической неприязни. Вопреки христианской и зороастрийской религиозной нетерпимости, ислам проповедовал толерантность по отношению к «людям Писания» и интерес к науке и жизни. Это величественное дерево, будучи не восточным и не западным, принесло плоды вследствие расширения исламских завоеваний, а процесс его развития продолжался именно до тех пор, пока под воздействием политических неурядиц не была ликвидирована присущая исламу (в отличие от доисламского Ирана и Византии) толерантность. Действительно, Ренессанс в Европе начался уменьшением могущества церкви в пользу этнического и регионального фанатизма. Процесс застоя и падения исламской цивилизации, напротив, вступил в силу именно с возникновением фанатизма и неприязни по этническому и региональному признакам, ставшим средством разрушения единства этой цивилизации. Подобная терпимость по отношению к «людям Писания», которые у мусульман назывались еще и людьми зимма, или муахед (союзниками), была основана на особом роде «мирного сосуществования», которое было абсолютно незнакомо средневековой Европе [3]. Несмотря на некоторые ограничения, возлагаемые на «людей Писания» в исламских странах, ислам по возможности обеспечивал их свободу и безопасность, а случаи их беспричинного преследования были чрезвычайно редкими. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал мусульманам быть по отношению к ним приветливыми и учтивыми. Согласно одному из хадисов (преданий), пророк Мухаммад (мир ему и благословшие Аллаха) сказал: «Кто совершает зло по отношению к муахед или требует у него больше его сил, тот лишается моего покровительства в день Страшного суда» [4].

Благодаря подобной толерантности по отношению к «людям Писания» обычно в исламских странах они жили в мире и покое. Даже преследуемые официальной церковью христиане Византии искали и находили убежище в мусульманских странах. История свидетельствует, что именно этот дух толерантности является одним из основных условий благополучия, в котором нуждается все человечество.

Разногласия верующих, за исключением случаев, угрожающих основам ислама, мусульмане считали благим делом. Различные толки ислама со своими собственными школами фикха сосуществовали мирно, без конфронтации. Исключением являются страницы истории, связанные с шиитами и хариджитами, религиозные доктрины которых содержали политические требования и непосредственно затрагивали личности халифов и имамов. Таким образом, в отличие от христианского мира, формирование вероучения различных направлений калама произошло без всякого кровопролития. Хадис же о разделении последователей пророка на 72 толка прямо указывает на наличие принципа толерантности в исламе [2, С.21-22].

В самом деле, благодаря именно этой толерантности и отсутствию фанатизма между различными народами в исламском мире сформировался

необходимый для развития цивилизации дух взаимопомощи и взаимопонимания, что обеспечило мирное сосуществование неоднородных этнических компонентов. Но использование этого «сосуществования» на пользу науки и культуры стало возможным вследствие интереса мусульман к науке, источником которого были исламское учение о значимости и высокой ценности науки.

Эти наставления и поощрения пророка не только пробудили интерес мусульман к наукам, но также способствовали поднятию престижа самих ученых в обществе. В первую очередь, конечно, рекомендовалось изучение Корана и ислама. Но постепенно, по мере надобности, при изучении и комментировании Корана, литературы и религиозных установок объектом интереса и изучения мусульман стали другие науки, особенно анатомия, медицина и ее различные направления. Постепенно науки, результаты которых использовались в быту, стали считаться «достаточно необходимыми». В частности, это можно сказать о ремеслах, отсутствие которых могло стать причиной возникновения жизненных неурядиц [5].

Если оставить в стороне теологические аргументации, как и любая другая социально-историческая идея, ислам был призван изменить существующий порядок вещей и преодолеть разорванность, раздробленность бытия. Забегая вперед, можно констатировать, что с этой задачей исламская религия справилась. Однако, история человечества знает великое множество различных идей. Некоторые из них канули в небытие так и не успев структурно оформиться, другие пережили своих творцов, однако не оказали существенного влияние на умонастроение и мировоззрение людей. Анализ таких идей позволяет сделать вывод, что судьбоносные идеи становятся великой силой и изменяют направление истории только в том случае, если они адекватно отражают ожидания подавляющего большинства населения [6].

Таким образом, главной опорой исламской науки и культуры служил сам ислам, создавший благоприятные условия развития. Ислам не только мирно сосуществовал с наукой, но дал сильный толчок в эпоху «Золотого века». В его рамках возник уникальный универсум богословских и светских наук. Из вышеперечисленных аргументов следует, что развитие исламской цивилизации невозможно рассматривать вне самого ислама. Некоторые предположения, которые выдвигались мыслителями исламской философии эпохи средневековья превзошли взгляды античных философов и явились большим подспорьем в научных разработках.

Иcпoльзoванные источники:

1. Мехди Санои. Наука с позиции Ислама // Философия, Наука, Общество. (Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию члена корреспондента АН РК А.Н. Нысанбаева) - Алматы, 1997. - С 53-59.

2. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. -М.: Андалус, 2004. - 237 о

3. Мeц А. Муcулманcкий Peнecанc. -М.: Наука, 1966. - 458 а

4. К. Мур, А.-М. Зиндани, М. Ахмед «Коран и современная наука». Мекка, Саудовская Аравия-Бриджвью, Иллинойс, США. 1990. - 266 с.

5. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук в вере. Избранные главы. - М., 1980. - 402 с.

6. Затов К.А. Взаимодействие цивилизации в современном мире. // Вестник КазГУ . - Алматы, 2008. - №2(31). - 83-86 сс.

УДК 372.881.111.1

Шевякова А.М. студент 5 курса психолого-педагогический факультет ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» научный руководитель: Боброва Т.О.

доцент

кафедра иностранных языков Россия, г. Ставрополь

Shevyakova A. M., student 5 course, the psycho-pedagogical faculty SBEI HE "Stavropol State Pedagogical Institute"

Russia, Stavropol Supervisor: Bobrova T. O. associate professor of foreign languages department ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ HEURISTIC APPROACH TO TEACHING FOREIGN-LANGUAGE

WRITTEN SPEECH

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования эвристического подхода в обучении письменной иноязычной речи на уроках иностранного языка в средней школе. Автор анализирует эффективность эвристических техник обучения письменной речи не только с точки зрения повышения уровня владения иностранным языком, но и с позиций развития познавательного и интеллектуального потенциала учащихся, их творческой самореализации.

Ключевые слова: эвристический метод, письменная речь, орфография, контролируемое письмо, направляемое письмо, свободное письмо, творческая самореализация.

Abstract: The article is devoted to the use of the heuristic approach in written foreign speech teaching on the lessons of foreign language in secondary school. The author analyzes the effectiveness of the heuristic techniques of writing speech training not only from the point of view of improving the level of foreign language proficiency, but also from the standpoint of the development of cognitive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.