Научная статья на тему 'Очки 2.0'

Очки 2.0 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яна Аржанова

Когда новая технология только выходит на массовый рынок, ее первые воплощения в продукте часто не идут дальше того, чтобы развлекать и удивлять. Между тем Андрей Горбунов, руководитель компании «Авиареал», настроен гораздо серьезнее уже на старте: он ищет для технологии дополненной реальности «индустриальные применения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очки 2.0»

ТЕХНОДРОМ ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ЯнаАржанова

Когда новая технология только выходит на массовый рынок, ее первые воплощения в продукте часто не идут дальше того, чтобы развлекать и удивлять. Между тем Андрей Горбунов, руководитель компании «Авиареал», настроен гораздо серьезнее уже на старте: он ищет для технологии дополненной реальности «индустриальные применения».

1

Через пару лет очки дополненной реальности станут столь же обычным аксессуаром, подключаемым к смартфону, каким сегодня являются наушники, уверен Андрей Горбунов. Вывести такие очки на рынок в скором времени обещает Google; Sony и Microsoft находятся на стадии патентования собственных разработок; Olympus полгода назад явила миру прототип «дополненных» очков; поговаривают, что даже Apple живо интересуется этой темой.

Стоит ли небольшому старта-пу из России тягаться с грандами мирового хайтека и изобретать свои очки? Стоит, если сразу нацелиться на специализированную нишу Для начала Горбунов решил

General Aviation Manufacturers Association — Ассоциация производителей авиации общего назначения.

адаптировать гаджет под нужды авиации, запустив проект компактного навигационного интерфейса дополненной реальности для пилотов. Авиация общего назначения (а таких самолетов сегодня в мире, если верить данным GAMA1, более 300 тысяч) не обременена изощренной авионикой, так что там пилотам такой гаджет — «карманный комплекс» — будет как нельзя кстати. А для больших лайнеров разрабатываемая система может стать резервным решением — например, при нештатных ситуациях, когда отказывает бортовая электроника. Для молодой технологической компании все это вполне увесистый рынок, которым гранды хайтека заинтересуются еще не скоро.

Атипичный стартап

Классика технологического стартаперства — это когда моло-

дые люди с горящими глазами учреждают компанию, разрабатывают технологию, ищут инвестора, а потом и покупателя на свой продукт... В случае с «Авиареалом» последовательность была совсем другая. «У нас нестандартный стартап», — с улыбкой говорит Андрей Горбунов. Вначале был макет, для создания которого преподаватель Московского государственного технического университета гражданской авиации Андрей Горбунов убедил университетское начальство приобрести экзотическое для России и весьма недешевое оборудование. Затем прототип продемонстрировали потенциальному покупателю, и тот согласился заказать университету разработку коммерческого продукта. Для обеспечения работ почти год назад и была создана компания «Авиареал», ставшая субподрядчиком. «Ком-

66

бизнес-журнал январь #1 2013

йй,

I Стоитли небольшому стартапу из России тягаться с грандами мирового хайтека и изобретать собственные очки дополненной реальности? Да, если сразу нацелиться наспециализированную нишу, которая грандам еще долго не будет интересна ^^

мерциализация разработки свершилась практически в момент возникновения компании, — говорит Горбунов. — Согласно подписанным контрактам, все права на продукт отойдут заказчику». Кто заказчик? Национальный авиаперевозчик «Аэрофлот».

Впрочем, быть разработчиком на аутсорсинге — не единственный вариант будущего, которое видит для своей компании Андрей Горбунов. Параллельно стартаперы ведут другие разработки. В частности, благодатным направлением представляется создание учебных тренажеров с дополненной реальностью. В настоящее время для обучения персонала используются компьютерные симуля-торы, но они никак не связаны с реальностью, а это заметно снижает эффективность тренировок. «Авиареал» уже имеет в своем портфеле три тестовых решения для безопасного моделирования внештатных чрезвычайных ситуаций в реальных условиях — для авиадиспетчеров, службы безопасности аэропорта и водителей спецтранспорта. Например, при обучении авиадиспетчеров в последнее время применяются компьютерные симуляторы с большими панорамными экранами, на которых показывается трехмерная модель аэродрома. Еще недавно такое оборудование считалось прорывом в обучении, но его ми-

бизнес-журнал январь #1 2013

67

нусы все-таки очевидны: тренинг проводится в отрыве от рабочего места, на «виртуальном аэродроме», который воспроизводит реальный объект с большой долей условности. Немаловажно и то, что такие тренажеры обходятся очень дорого: в основном их заказывают для специализированных центров, где обучение возможно лишь с отрывом от производства. А теперь представьте, что для проведения тренинга требуются лишь набор очков с дополненной реальностью, специальный софт и компьютер. Сам процесс происходит прямо на рабочем месте участников. При этом очки «дополняют» видимую реальную картинку виртуальными объектами. «Компьютерные симу-ляторы не способны воспроизвести многочисленные визуальные дета-

(разработку некоторых тренажеров авиакомпания уже заказала для своего персонала). О других заказчиках, имея на руках только макет, говорить пока еще рано. Специалисты «Авиареала» обещают, что прототипы тренажеров появятся не раньше начала 2013 года, но стоить при этом будут чуть ли не в десятки раз дешевле существующих громоздких систем.

Стереовозможности

Разработчики мобильных приложений для смартфонов и планшетов уже давно и надежно «оседлали» тему дополненной реальности. Счет разработкам, которые в тех или иных пропорциях смешивают дополненность с геолокацией и распознаванием изображений, идет на тысячи — если

кк

I Технологии дополненной реальности приведут к возникновению нового класса симуляторов и тренажеров. Обучение сотрудников можно будет проводить прямо на рабочем месте: очки смогут «подмешивать» к реальной картинке виртуальные элементы, создавая учебные ситуации ^^

2 Джон фон Нейман (1903-1957) -американский математик венгерского происхождения, которого считают «праотцем» архитектуры современных компьютеров.

ли, на основании которых человек принимает решение, — объясняет Андрей Горбунов. — А симуляторы с дополненной реальностью дают нам возможность создать учебную «аварийную ситуацию» в реальной среде — без угрозы жизни людей».

С помощью своих разработок компания «Авиареал» моделирует для водителей спецтранспорта ситуации, при которых они участвуют в реальном трафике с использованием виртуальных автомобилей. Сотрудникам службы безопасности очки могут «подмешать» виртуальных персонажей, неотличимых от настоящих пассажиров. Основным компонентом тренажера нового поколения выступают уже не очки, а шлем, поскольку в данном случае, по словам Горбунова, потребуется более качественное воспроизведение изображений. Будущее таких решений кажется стартаперам перспективным, тем более что и тут они попали в поле внимания все того же «Аэрофлота»

судить по «полкам» популярных виртуальных магазинов. По сравнению с ними продукт «Авиареала» технически гораздо сложнее: погружение в дополненную реальность здесь глубже, пользователь получает возможность одновременно «присутствовать» и в реальном, и в виртуальном пространстве. Если такую технологию приложить к решениям, связанным с безопасностью полетов, то многих авиакатастроф можно будет избежать. Будь в кармане у пилота злосчастного рейса с президентом Польши Лехом Качиньским специальные стереоочки, трагедии в апреле 2010 года не произошло бы, не сомневается Андрей Горбунов.

В авиации тема дополненной реальности «живет» не один год. В ряде современных самолетов уже применяются технические решения, которые позволяют проецировать «дополняющую» навигационную информацию на специальную прозрачную панель, размещенную

перед лобовым стеклом кабины пилотов (HUD-технология). Еще одна уже внедренная разработка, повышающая безопасность полетов, — это так называемые системы синтетического зрения, позволяющие пилотам «видеть» ландшафт и потенциально опасные наземные объекты сквозь любой туман и непогоду. Они выводят на специальный дисплей 3D-модель рельефа местности из подробной геоинформационной базы данных, а на получившееся цифровое изображение для надежности накладывают картинку рельефа, полученную с помощью инфракрасной камеры, установленной в носовой части самолета. Как смотрится система со стереоочками от «Авиареала» на этом фоне? Андрей Горбунов находит решения конкурентов слишком дорогими и громоздкими. Простейшие конкурентные системы синтетического зрения для малых самолетов — без инфракрасной камеры и базы 3D-моделей рельефа — стоят на рынке от $40 тыс. Очки от «Авиареала» будут в разы дешевле, а справляться с задачей смогут, возможно, даже лучше. Например, при заходе на посадку пилот видит серию объемных рамок, образующих ведущий к посадочной полосе «коридор». Поскольку сами очки прозрачные, пилот ни на долю секунды не теряет контроля над реальной ситуацией и не отвлекается на пилотажный дисплей; таким образом решается известная проблема рассеивания внимания летчиков, часто приводящая к отклонениям в технике пилотирования. Объемные рамки, наблюдаемые пилотом в сте-реорежиме, позволяют с большой точностью визуально оценивать положение воздушного судна в пространстве обычным для человека образом — в отличие, например, от проекций на плоский экран по технологии HUD.

Описывая продукт, Горбунов особый акцент делает на его компактности и автономности. Весь комплект легко помещается в нагрудном кармане пилота и включает мобильный компьютер со специальным приложением, систему авиационной навигации на базе GPS/ГЛОНАСС и программное

68

бизнес-журнал январь #1 2013

обеспечение. Генеральный директор «Авиареала» уверен в том, что продукт способен в корне изменить подход к управлению воздушными судами, поскольку визуальный интерфейс очков в «продвинутой» версии сможет заменить все традиционные навигационные индикаторы в кабине пилотов.

Обгоняя прогнозы

Есть в проекте по созданию очков для пилотирования место и международной кооперации. Шесть сотрудников «Авиареала» заняты управлением проектами, разработкой софта и исследовательской работой, позволяющей сформулировать требования к используемому железу и разрабатываемому программному обеспечению (это и есть ключевая компетенция при создании любых новых продуктов). По части программирования значительный объем работ выполняют партнеры; среди них — итальянская ИТ-компания, которая сделала себе имя на разработках, использующих технологии дополненной реальности. Аппаратные компоненты для создаваемых продуктов закупаются за границей.

Работа над прототипом уже подходит к концу, но пока еще не все технические сложности удалось преодолеть, признается Андрей Горбунов. В ближайшем будущем разработанной навигационной системе как продукту, непосредственно связанному с безопасностью полетов, предстоит пройти ряд непростых процедур по сертификации. Однако сам факт того, что уже сертифицированные решения дополненной реальности появляются в самолетах Boeing, внушают Горбунову оптимизм. «Еще несколько лет назад, — рассказывает он, — Международная организация гражданской авиации, рекомендации которой используют национальные регуляторы, прогнозировала внедрение систем дополненной реальности в авиации не ранее 2018 года. Но все произошло гораздо быстрее. Прогнозы не поспевают за реальной ситуацией!»

Андрей Горбунов готов к тому, что с течением времени его решение будет дешеветь на фоне такого

повышенного интереса крупнейших компании к гаджету. В целом же «Авиареал» не намерен отклоняться в своих исследовательских изысканиях от намеченного курса. Все же дополненная реальность — не тренд, который сегодня моден, а завтра нет. «Развитие информационных технологий со времен фон Неймана2 происходило в направлении удаления от человека, и пиковой точкой этого процесса стала виртуальная реальность, в которой сам человек становится элементом мира компьютерных иллюзий, где нет никаких ограничений в принципе — ни физических, ни моральных, — размышляет Горбунов. — Это очень волнует антропологов: дегуманизация, расчеловечивание в этой ситуации — лишь вопрос времени, причем небольшого. Дополненная реальность снова возвращает человека в реальный мир, пусть и приправленный виртуальным». А стирать грань между виртуальным и реальным — это уйма работы, которой достанет не одной сотне стартапов. У стартаперов из «Авиареала», например, сейчас целый ворох идей в самых различных областях — от медицины до экологии. Одну из них они вот-вот реализуют в виде мобильного приложения. Представьте себе: поутру вы бросаете взгляд на город через камеру своего смартфона

£ £ Эволюция навигационной системы от «Авиареала»: то, что два года назад с трудом компоновалось в детали стереошлема пилота, теперь помещается в «оправу» стереоочков — при возросшей функциональности ^^

и видите на экране, как над улицами парят виртуальные 3D-шары, степень прозрачности которых сигнализирует вам о том, насколько загрязнена атмосфера... В конечном счете, сила дополненной реальности — в том числе и в ее беспощадной наглядности. ■

бизнес-журнал январь #1 2013

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.