Гогиа ЛИПАРТЕЛИАНИ
ОЧЭС: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
В статье обозначены основные моменты процесса политической и экономической интеграции в регионе Черноморского бассейна, который последнее время играет весьма заметную и порой определяющую роль в региональной политике системы международных отношений.
The main points of the process of political and economic integration in the region of the Black sea basin, which plays a very important and sometimes decisive role in regional policy of the system of international relations, are presented in the article.
Ключевые слова:
ОЧЭС, региональная политика, экономическая и политическая интеграция, Евро-Азиатский транспортно-коммуникационный коридор, инвестиционная политика; Black Sea Economical Cooperation Organization (BSECO), regional policy, economic and political integration, Euro-Asian transport and communication corridor, investment policy.
ЛИПАРТЕЛИАНИ
Гогиа
Бавчиевич — к.и.н., доцент кафедры
политических наук
филиала Казанского
(Приволжского)
федерального
университета,
г. Набережные
Челны
gogi1957@mail.ru
Наша задача — обозначить основные моменты процесса политической и экономической интеграции в регионе Черноморского бассейна, который последнее десятиле -тие играет весьма заметную и порой определяющую роль в регио -нальной политике системы международных отношений. Сегодня Черноморскому региону предстоит сделать выбор: или развивать внутреннюю интеграцию в тесной связи с другими структурами, или сохранить напряженность на своих границах, что, безусловно, рождает проблему политической нестабильности. Либо государ -ства, входящие в бассейн Черного моря, целиком вливаются в новое структурное образование, либо они сохраняют статус кво, и тогда возникает иная структурная единица, которую только условно можно будет называть региональным объединением1.
Такое переплетение интересов и взглядов сторон повышает роль Черноморского экономического сообщества (ЧЭС). В качестве подтверждения следует указать, что Грузия и Турция приступают к реализации проекта строительства железной дороги для транспор -тировки каспийской нефти на европейский рынок. Создана межправительственная группа для проведения международного тен дера на строительство 278 - километровой железной дороги Тбилиси (Грузия) — Карс (Турция). Реализация этого проекта позволит не только увеличить объемы нефтеперевозок с месторождений Каспия и Центральной Азии, но и обеспечит прямую поставку углеводород -ного сырья на остро нуждающийся в нем турецкий рынок и далее в страны Средиземноморья.
Известно, что развитие идеи ЧЭС требует преодоления определен -ных барьеров для положительного решения самой идеи. В этой связи необходимо рассмотреть преграды и барьеры, как уже возникшие, так и те, которые еще будут возникать на пути реализации идеи ЧЭС.
Вслед за Средиземным и Балтийским, Черное море становится третьим европейским морем со своим набором проблем и возмож ностей. Во времена «холодной войны» эта зона была поделена между коммунистическим блоком, которому принадлежала основная береговая линия от Грузии до Болгарии, и Турцией — членом НАТО с 1951 г. Сегодня Черное море как зона геостратегической напря -женности является местом средоточия геополитических и эконо -мических интересов трех главных фигур современности — России,
1 Микаелян Г. ОЧЭС: Потенциал региональной интеграции для Армении // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 4—5(64—65); http://www.ca- с.ощ/ joumal/2009-04-05-гш/00^Ыт!
Евросоюза и США. Одновременно они представляются основными претенден -тами, желающими формировать страте -гическое направление развития данного региона.
В сентябре 1998 г. в Баку прошла Международная конференция по вос -становлению исторического Великого шелкового пути, созванная по инициа тиве Г. Алиева и Э. Шеварднадзе. На кон -ференции были представлены 32 страны и 13 международных организаций. Было подписано Основное многостороннее соглашение о международном транспорт ном коридоре «Европа — Кавказ — Азия», фактически являющееся началом создания юридической базы строительства ЕАТКК. Основной целью Соглашения является гар -монизация транспортной политики стран TRASECA. Была заложена основа дальней -шего углубления и развития экономиче -ских отношений, торговли и транспортных связей между регионами Европы, Черного и Каспийского морей и Кавказа. В соот -ветствии с Соглашением создана посто -янно действующая межправительственная комиссия и секретариат, а у каждой страны
— члена программы TRASECA будет свой национальный координатор. Такая инсти -туциональная структура призвана обеспе -чить общий успех программы1.
В 1998 г. на третьей панъевропей -ской транспортной конференции в г. Хельсинки было принято решение о признании TRASECA одним из приори тетных направлений европейской транс портной системы. На этом же форуме по инициативе Грузии и при поддержке Еврокомиссии был утвержден новый термин — панъевропейский транспорт -ный ареал PETrA (аббревиатура, обра -зованная от английского Pan-European Transport Area), обозначающий ареал вокруг Черного моря, где критские кори доры стыкуются с транспортными систе мами Восточной Европы, в частности с TRASECA. Одновременно PETrA является транспортной инфраструктурой, при -равненной к приоритетным европейским коридорам, включающей автомобильный, морской, воздушный, железнодорожный транспорт, а также морские порты, ком бинированную и интермодальную транс портную инфраструктуру, обслуживание
1 Мамедов В. Нефтяная дипломатия Баку // Международная жизнь, 2001, № 3, с. 31.
на пассажирских и грузовых терминалах. Следует, однако, уточнить, что РЕТгА охватывает не только грузинский отрезок TRASECA. Кроме Грузии, в РЕТгА вклю -чены такие страны, как Украина, Россия, Молдова, Румыния, Болгария, Греция и Турция2.
Черное море — территория, насыщенная «замороженными конфликтами», в реше -нии которых Европейскому союзу принад -лежит важная роль. В Абхазии с 1994 г. нахо -дился миротворческий контингент ООН
— единственный случай на территории бывшего СССР. ОБСЕ в течение несколь ких лет пытается выступать в роли посред ника в Южной Осетии и Приднестровье. Евросоюз в конце 2005 г. предпринял (не без возражений со стороны России) ини циативу по организации наблюдатель -ной миссии на границе Приднестровья и Украины. Следовательно, от успеха миссии ОБСЕ во многом зависит дальнейшие пер спективы разрешения конфликтов в дан ном регионе.
Пространство вокруг Черного моря пре вратилось в зону конфронтации двух про -тивоборствующих концепций: «евроат -лантической», которую продвигает в США лоббист Брюс Джексон, имевший доступ в администрацию Буша, и пророссийской, или «евроазиатской», разрабатываемой в Москве. Европейцы содействуют, не осо бенно заботясь о равновесии, этому про тивостоянию.
Евро- Азиатский транспортнокоммуникационный коридор (ЕАТКК) является собирательным термином и вклю чает такие понятия, как евразийская маги страль и евроазиатский мост между бога -той природными ресурсами Центральной Азией и емким потребительским рынком Европы. Следовательно, «мостом» дол -жен был служить Кавказский перешеек, в основном его южная часть.
Однако впоследствии географиче ское содержание «моста» расширилось, вернее, было продлено дальше на вос ток и охватило Центральную Азию, в качестве альтернативной транспортно коммуникационной системы соединяя Европу, с одной стороны, и Китай вместе с Азиатско - Тихоокеанским регионом — с другой. Таким образом, евроазиатский
2 Гегешидзе А. Еще раз о Великом шелковом пути // Центральная Азия и Кавказ. — Швеция, 1999, № 3, с. 170-181; http://www.ca-c.org/journal/ сас-04-1999/st_24_gegesЫd.shtml
мост представляется сложной системой транспортных коммуникаций, состоя -щей из всех видов транспорта, в т.ч. трубопроводного, и являющейся основным инструментом выполнения регионами Центральной Азии и Южного Кавказа экспортной, импортной и транзитной функций1.
Расширению географических границ понятия «евроазиатского моста» и охвату им Центральной Азии способствовала региональная программа TRASECA, пред -ставляемая Европейским сообществом в рамках программы TACIS с 1993 г. В целях развития трубопроводной инфра структуры в рамках TACIS разрабатыва ется и другая региональная программа — INOGATE (аббревиатура, образованная от английского Interstate Oil and Gas Transport to Europe).
Один из вопросов касается проекта газопровода «Набукко», связывающего крупное азербайджанское месторожде ние Шах-Дениз с Венгрией через Грузию, Турцию, Болгарию и Румынию, минуя Россию. В июне 2006 г. Европа дала согла -сие на его строительство. Российская ком пания «Газпром» стремится нейтрализо -вать потенциальную конкуренцию, доби ваясь, чтобы газопровод «Голубой поток», связывающий Россию и Турцию по дну Черного моря, был соединен с «Набукко». Выбор европейцев будет иметь важные последствия, поскольку финансирование строительства «Набукко» (порядка 4 млрд евро), зависящее от ведущих нефтяных компаний, в настоящий момент не гаран тировано2.
Продвижение «евроатлантической» концепции привело в последние годы к появлению множества региональных организаций, в различной степени кон тролируемых Соединенными Штатами: ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) (1997 г.), Сообщество демо -кратического выбора (2005 г.) и, нако -нец, Черноморский форум диалога и
1 Там же.
2 Ивашов Л.Г. Вашингтонская стратегия НАТО: Эволюция стратегической концепции НАТО в послевоенном мире и влияние проис -ходящих изменений на роль и место России в геополитическом пространстве Европе // Военно исторический журнал, 2000, № 1, с. 3-12.
партнерства» (июнь 2006 г.)3. Россия, не входящая ни в одну из этих структур, осо -бенно негативно отнеслась к созданию Черноморского форума, финансируемого американскими фондами.
Таким образом, инвестиционная при -влекательность данного региона не вызы -вает сомнения. Следовательно, наличие множества интересных грандиозных про -ектов и их возможная реализация ука -зывает на желание партнеров перевести политические отношения в новую пло -скость — партнерское сотрудничество. А это связано с проблемой политической идентичности отдельных стран и сообще ства в целом.
Одновременно, наряду с вышеупомя -нутыми сложностями, очередной и очень серьезной помехой на пути становления региональной идентичности является военно - политическое присутствие США в регионе. Данный аспект не только осложняет процесс преодоления национальных и других барьеров, но и ставит под сомне -ние саму идею ЧЭС в целом4.
Следовательно, реализация вышеупо -мянутых проектов либо конструирование новых означает не только решение отдель ной экономической задачи регионального масштаба, но и урегулирование различных территориальных конфликтов и в конеч ном счете способствует стабильности на юго - востоке Европы и на Кавказе. Такой подход, на наш взгляд, может позволить государствам Черноморского бассейна выйти на иной этап взаимовыгодного сотрудничества, вывести внутрирегиональные отношения на качественно новый уровень и наполнить термин «ЧЭС» новым политическим содержанием. В противном случае региональное объединение рискует остаться неким аморфным и незавершен ным объединением государств, не имею щих точек соприкосновения интересов и не способных преодолеть рамки нацио -нальной идентичности во имя глобальных интересов.
3 Гончаренко А. ГУУАМ и проблемы безопасности Черноморско - Каспийского региона // www. ca—c.org/journal/rus—03—2001/09.goncpriru.shtml
4 Bruce PJ. The Soft War for Europe’s East // Hoover Institution Stanford University, 2006, 1 июня // http://www.hoover.org/publications/policy-review/ article/6553