Научная статья на тему 'Очерки в прессе и на ТВ : сравнительный речежанровый анализ'

Очерки в прессе и на ТВ : сравнительный речежанровый анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1846
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ОЧЕРК / ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ЖАНРОВ / ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / GENRE / ESSAY / INTERPENETRATION OF GENRES / ARTISTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Котаева А. Р.

Данная статья посвящена изучению самого сложного по своим признакам и свойствам жанра публицистики очерка. Природа очерка определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть различия между газетным и телевизионным российскими очерками, выявить и проанализировать художественную и публицистическую специфику рассмотренных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Newspaper and TV Essays

This article presents a study of the most difficult in its characteristics and properties genre of journalism an essay. The nature of the essay is determined by the fact that it functions both in journalism and in fiction. The paper aims at the research of the differences between newspaper and television Russian essays, and the analysis of the artistic and journalistic aspects of the reviewed essays.

Текст научной работы на тему «Очерки в прессе и на ТВ : сравнительный речежанровый анализ»

ЖАНРЫ СМИ

УДК 811.161.138:070 ББК 81.2Рус-5

DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-294-299

А. Р. Котаева

Москва, Россия

Очерки в прессе и на ТВ: сравнительный речежанровый анализ

Данная статья посвящена изучению самого сложного по своим признакам и свойствам жанра публицистики - очерка. Природа очерка определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть различия между газетным и телевизионным российскими очерками, выявить и проанализировать художественную и публицистическую специфику рассмотренных произведений. Ключевые слова: жанр, очерк, взаимопроникновение жанров, художественность.

Сведения об авторе: Котаева Алена Рутеновна, аспирантка.

Место работы: Российский университет дружбы народов, Москва. E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1694-9838

Введение

Природа очерка определяется тем, что он несет в себе черты, характерные и для публицистики, и для художественной литературы. Это оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и типичных представителей определенных социальных групп общества.

Мы будем рассматривать разновидности газетного и телевизионного очерка и сравним их. Для примера мы взяли документальный фильм Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», показанный 15 марта 2014 года на телеканале «Россия», и очерк Игоря Черняка «И морщатся от этого агенты ЦРУ 24. Звезда Голливуда Стивен Сигал говорит о том, кто стоит за событиями на Украине», опубликованный 27 марта 2014 года в «Российской газете». Для сравнения разновидностей очерка нами был выбран один и тот же информационный повод - присоединение Крыма к России.

Основная часть

В мировой журналистике первоначальные прототипы очерка возникли в XVIII столетии в Великобритании. Корреспонденты Р. Стил

Alena R. Kotaeva

Moscow, Russia

Comparative Analysis of Newspaper and TV Essays

This article presents a study of the most difficult in its characteristics and properties genre of journalism -an essay. The nature of the essay is determined by the fact that it functions both in journalism and in fiction. The paper aims at the research of the differences between newspaper and television Russian essays, and the analysis of the artistic and journalistic aspects of the reviewed essays.

Keywords: genre, essay, interpenetration of genres, artistry.

About the author: Kotaeva Alena Rutenovna, Postgraduate Student.

Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia, Moscow. E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1694-9838

и Д. Аддисон, печатавшиеся в журналах «Spectleater» и «Tatties» («Зритель» и «Болтун»), издававшихся в 1709-1712 годах, были их первыми авторами. Это были бытовые, нравоописательные сценки английской жизни того времени. Похождения единичной персоны стали предметом писательского и репортерского отображения. В первой трети XIX столетия в очерковом жанре трудились такие знаменитые писатели, как Л. Бернс, Г. Гейне, В. Гете и др.

Происхождение очерка исследователи связывали с так называемой литературой путешествий. Известно, что «путешествие» как самостоятельный жанр вошло в литературу в XVIII-XIX веках. В России первым очерком называли «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Современные исследователи относят данное произведение к жанру литературного «путешествия», ссылаясь на мнение И. А. Гончарова, который отметил, что «путешествие - это либо специальное учение, либо просто систематическое описание со строго определенным содержанием» [1: 9].

В 40-е годы XX века под очерком понимали «короткое житийное произведение, главной целью коего является образная картина или

© Котаева А. Р., 2019

образная информация» [2]. Эта точка зрения подверглась критике, потому что приближала задачи очерка к элементарному информированию, пускай даже образному.

В 50-е годы развернутую характеристику данного жанра попытался дать Б. Полевой. Он считал, что «очерк является самостоятельным литературно-художественным жанром, находящимся на вооружении газеты. В отличие от других жанров публицистики, он содержит элементы художественного, образного описания; в отличие от литературных жанров он основывается на конкретных фактах, содержит элементы публицистики, исследования» [3: 150]. Очерк, как видим, выделяется в самостоятельный жанр, в нем подчеркивается наличие разнородных содержательных элементов, но ничего не говорится об особенностях их внутрижанрового взаимодействия.

В 60-е годы разгорелась полемика по поводу отличий очерка от других малых литературных форм. Например, многие литературоведы характеризовали данный жанр как один из видов «эпической повествовательной литературы, который отличается от других видов (роман, повесть, рассказ) достоверностью, то есть тем, что в очерке более или менее точно изображаются события, происходившие в реальной жизни» [4: 142]. Подобная точка зрения отразилась и в словаре русского языка С. Н. Ожегова: «Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов» [5: 376]. Причисляя очерк к небольшому литературному жанру, литературоведы всегда отмечали его фактологическую основу, а ключевую функцию очерка приближали к надежному описанию фактов с образной трактовкой. Подобной точки зрения держался и ряд теоретиков журналистики.

Более продуктивной оказалась концепция Е. И. Журбиной. Она считала, что «очерк при ярких публицистических приметах и публицистической направленности одновременно остается неотъемлемой частью художественной литературы» [6: 11]. Говоря о функциях очерка в публицистике и литературе, Е. И. Журбина справедливо отмечает, что очерк вышел «за пределы существующих в литературе жанровых форм во имя очерчивания новых явлений и постановки новых проблем жизни» [6:13]. Тем самым впервые определяется не только новая область исследования, но и ставится проблема взаимодействия публицистических и художественных начал в очерке.

В 80-е годы основным центром исследования становится специфика отображения личности в публицистике. Помимо этого, ученые действительно говорят о результативном взаимодействии очерка с художественной литературой, наукой и искусством.

Особенности, роднящие его с художественной литературой, выражаются в очерке, согласно взгляду ученых, и в образном осмыслении фактов, и в особых методах актуализации авторской оригинальности, и в проявлении разных художественных начал, и сопряженных с ними приемов, с методом образного изучения мира и поэтикой документальной корреспонденции. Как отмечает Н. М. Щуд-ря, «Художественность - не дополнительный штрих и литературное оформление содержания в публицистике, а внутренне присущее качество в этом виде журналистской деятельности» [7: 8].

Таким образом, мы наблюдаем взаимопроникновение элементов теории публицистики и теории литературы. Например, В. И. Шкляр выдвигает перед исследователями ряд задач, требующих комплексного всестороннего и глубокого изучения динамики и корреляции творческих процессов, закономерностей и особенностей развития стилевых направлений, диалектики и тенденций жанрообразования, стилеобразующих фактов, системы идейно-выразительных и образных средств, инструментария публицистической поэтики. При этом он пишет, что «особенностью современного публицистического процесса является интенсивное взаимодействие с литературой» [8: 13]. По мнению ученого, в публицистике 80-х годов закрепляются следующие художественные тенденции: психологизм, лиризм, единство эмоционально-образных и рационально-понятийных средств повествования. Именно поэтому «своеобразие современного литературно-публицистического творчества надо искать не в порубежье печатной публицистики и художественной литературы, а в интеграции их творческих процессов на паритетных началах» [8: 14].

Очерковая публицистика взяла на вооружение не только художественные методы отображения действительности. «Творческая деятельность публициста, - замечает Н. М. Щуд-ря, - основана на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности». Неправомерны суждения, согласно которым логические процедуры мышления составляют «содержательный костяк», а эмоции служат лишь его «фундаментальной оболочкой» [7: 11].

Очерк интегрируется и с искусством слова, т. е. с той его частью, которая связана с поэтикой. По определению В. В. Виноградова, поэтика - «наука о формах, видах, средствах и способах организации произведений словесно - художественного творчества, о структурных типах и жанрах, литературных типах и жанрах литературных сочинений» [9: 188]. Традиционно разновидностей жанра

очерка выделяется три: путевой, портретный и проблемный.

В XIX веке в России особенно был распространен путевой очерк. Значимость «путешествий» в становлении очерка неоценима, так как, собственно, в недрах данных творений начали оформляться те массивные и структурные элементы, которые со временем сформировали несущие установки такого рода разновидности художественно-изобразительного очерка, как путевой.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н. И. Новиков («Отрывок путешествия в и***Т***»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), И. А. Гончаров («Фрегат «Палла-да»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например, И. А. Ильфом и Е. П. Петровым, И. Г. Эренбургом, М. А. Шагинян, М. Е. Кольцовым, Ю. Смуулом, В. В. Маевским, В. М. Песковым и другими журналистами.

После путевого интенсивно начал развиваться портретный очерк. Здесь основное положение занимает биография. Адресовавшись к ней, журналист имеет возможность приобрести разнородные данные о наиболее важных для человека стадиях жизни, о его житейском опыте, о житейских ценностях и целях и т. п. Согласно данному индивидуальному материалу и воссоздается в окончательном результате история жизни отдельного человека.

Истинный портретный очерк появляется в итоге образного анализа личности, опирающегося на анализ различных ее сторон (нравственной, умственной, созидательной и пр.), т. е. в итоге раскрытия характера героя. Образец - портретные очерки М. Горького.

Самой распространенной разновидностью жанра одно время являлся проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. Проблема и конфликт, по мнению Л. Э. Варустина, понятия не идентичные. «И конфликт, и проблема, - отмечает исследователь, - отражают противоречия жизни. Проблема, однако, понятие более широкое, чем конфликт. В форме логического обобщения она выражает мысль, сущностную природу конфликта или ряда конфликтов, определяет его место в системе определенных социальных связей и отношений общества» [10: 87]. К проблемному очерку можно отнести очерк Валентина Распутина «Байкал, Байкал».

С развитием СМИ очерковый жанр расширяет свои возможности и области функционирования, поэтому возникает вопрос о необходимости проследить, какие особенности приобретает он на телеэкране по сравнению с печатной прессой. Для сравнительного анализа особенностей очерка в прессе и на телевидении нами был выбран для чистоты эксперимента один и тот же информационный повод четырехлетней давности, который вызвал в нашей стране очень глубокий резонанс -присоединение Крыма к России, произошедшее мирным путем и сопровождавшееся референдумом, на котором большинство крымчан высказалось за присоединение полуострова к нашему государству.

Очерк, которого мы коснемся для рассмотрения разновидностей данного жанра в прессе, написан в 2014 году Игорем Черняком. Название достаточно оригинальное: «И морщатся от этого агенты ЦРУ 24. Звезда Голливуда Стивен Сигал говорит о том, кто стоит за событиями на Украине» [11].

Предметом изображения стал конкретный человек, его взгляды и мысли относительно нашей темы.

Первый абзац очерка выглядит так: «Стивен Сигал, звезда Голливуда, сейчас находится в Румынии, где идут съемки очередного фильма с его участием. Актер снимает многокомнатный сьют в лучшем отеле Бухареста. Он ни на минуту не остается один - туда-сюда снуют помощники, охранники, водители, секретари. Жена опять же - очаровательная Элли с пятилетним сыном - старается все время быть рядом» [12].

Автор красочно описывает все происходящее вокруг него в течение одного дня из жизни голливудского актера.

В следующем абзаце мы читаем краткую биографию Сигала, там рассказывается о его творчестве, о фильме, в котором он снимается на данный момент. «Актеры всегда играли весомую роль в американской политике - достаточно вспомнить Рональда Рейгана или Арнольда Шварценеггера. Стивен Сигал сегодня в мире не менее популярен и авторитетен. В Бухаресте он третью неделю, снимается в боевике "Абсолюшен" - о секретном агенте, "киллере американского правительства", которого отправили в Восточную Европу для уничтожения "плохого парня" - торговца людьми. Съемки идут ежедневно с утра до вечера, но, узнав, что речь пойдет о ситуации с Украиной, Стивен нашел время ответить на вопросы» [12].

Далее идут вопросы журналиста, на которые актер честно отвечает. Он высказывает свою точку зрения на происходящее на Украине. Рассказывает про встречу с Путиным, про

то, что у них много общего. И внезапно интервью прерывается по «производственным» причинам.

«Садимся в две машины - он на черном "мерседесе", мы - сзади на микроавтобусе. Фильм снимается в старинном мрачном особняке а-ля Дракула в самом центре Бухареста. На улице Менделеева, между прочим. Ждем, пока снимут очередной эпизод. Толпа киношников, зевак. Сигал с пистолетом поднимается по лестнице, чтобы спасти девушку в откровенном платье. "Мотор!". И вдруг оглушительный выстрел, многие затыкают уши. Первый, второй дубли. Снято» [12].

Существенную роль в данном очерке играет интервью - диалог героя материала с автором. Прежде всего, это прямое свидетельство очевидца какого-то важного события, явления, что усиливает документальность публицистического произведения.

Исследователь очерка М. С. Черепахов выделяет несколько функций диалога: «Во-первых, он является средством индивидуализации героев. Любое словечко, особенно синтаксис речи, пристрастие к какому-то необычному обороту помогают закрепить образ в сознании читателя. Во-вторых, при помощи диалога разъясняются события, происшедшие до начала действия очерка или рассказа, происходящие и предстоящие. Диалог, таким образом, играет определенную роль в развитии сюжета, в "толковании" событий. Он порой служит началом конфликта, спора. Диалог передает настроение героя» [13: 92].

Стивен сравнил ситуацию в Крыму с ситуацией, когда, якобы, Россия напала на Грузию. «В Крыму все точно так же, как было, когда Россия напала на Грузию. Но, может, наконец, сказать людям правду? Разве не грузины вторглись в Южную Осетию, расстреляв российских миротворцев? И только после этого Россия приняла ответные меры».

«Сила воздействия очерка состоит в том, что полюбившийся читателям герой очерка живет среди них, у него есть конкретный адрес, ему можно написать письмо, позвонить, обменяться мыслями. Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может продолжаться многие годы» [14: 320].

Если говорить о разновидностях жанра, данная работа сочетает в себе проблемный и портретный очерки. И лишь кое-где мы можем заметить черты путевого очерка.

Данный очерк связан с голливудским актером, автор дает описание его творческой деятельности, мы практически оказываемся на съемочной площадке, знакомимся с его женой и дочкой, которые не расстаются с ним. Автор раскрывает нам Стивена Сигала не толь-

ко как актера, не только как любящего отца и верного мужа, но и как человека, которому не безразлична политическая жизнь мира, который делает правильные выводы относительно проблемы России и Украины. Это признаки портретного очерка.

Данный очерк можно отнести к проблемному, т. к. автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения.

К разновидности жанра путевого очерка мы можем отнести данное произведение потому, что Игорь Черняк проделал немалый путь, чтобы встретиться с легендарным актером, ведь его съемки велись в Румынии.

Мы можем сделать вывод, что журналист использует в своем очерке элементы репортажа, интервью, корреспонденции - вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, авторские раздумья, обобщения.

Характерные черты корреспонденции:

1) активное вмешательство в жизнь;

2) живой анализ фактов и событий.

Все данные черты мы наблюдаем в этом очерке.

Также в произведении присутствует жанр интервью, ведь автор общается с голливудским актером, узнает его мнение об актуальной проблеме, задает каверзные вопросы.

Черты репортажа мы можем увидеть в том, что дается наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора.

Все жанры в чистом варианте встречаются в сегодняшней журналистике достаточно редко. Как правило, границы их размыты и каждый из них обладает компонентами иных жанров. Не нужно приписывать это к минусам. Точнее, наоборот, синтез, проникновение жанров друг в друга дает возможность журналисту наиболее ярко и отчетливо отображать окружающий мир, находить для этого новые формы и окраски.

Очерк на телеэкране остается одним из наиболее трудных жанров публицистики. Созданный на точной документальной основе (определенность фактов, реальные герои, невыдуманные условия их отношений), очерк облачается в образно обобщенную форму. Для этого жанра свойственны художественность черт, существенная степень типизации.

Для анализа телевизионного очерка мы взяли документальный фильм «Крым: Путь на родину» Андрея Кондрашова. Премьера фильма состоялась 15 марта 2014 года на телеканале «Россия 1».

Полнометражная документальная лента была задумана, чтобы сохранить для истории

каждый значимый эпизод событий, происходивших в Крыму весной 2014 года. Съемки продолжались 8 месяцев и охватили Севастополь и Форос, Симферополь и Керчь, Ялту и Бахчисарай; Феодосию, Джанкой, Алушту и еще десяток населенных пунктов Крыма.

В интервью, включенном в документальный фильм о вхождении Крыма в состав России, глава государства изложил обстоятельства возвращения полуострова.

«Крым - это историческая русская, российская территория, с преимущественно русским населением, и мы вынуждены действовать в силу того, что они сами поставили нас в такие обстоятельства, в такие условия», - сказал Путин в комментарии к фильму «Крым. Путь на Родину» [15].

В отличие от газетного очерка, в телевизионном не только надо написать текст, но и показать, как происходили данные события, то есть выстроить видеоряд, который одновременно является главным преимуществом телевизионной разновидности очерка и главной трудностью при его создании.

В этом фильме, который мы можем назвать очерком, так как здесь присутствуют раскрытие человеческих характеров, глубинные свойства личности, обстоятельства жизни, мотивы поступков, объяснение социального смысла деятельности, присутствуют и элементы других жанров журналистики.

Журналист взял у президента несколько довольно откровенных интервью, которые стали определяющими в развитии политики современной России.

В данном очерке содержатся и черты журналистского расследования, что подразумевает многостороннее и детальное исследование некоторой недостаточно изученной, скрытой, либо тщательнейшим образом укрываемой темы, в ходе работы над которой приходится преодолевать неготовность определенных структур предоставить интересующую вас информацию.

В чистом виде очерк, особенно телевизионный, мы уже не встретим. Получается, в фильме «Крым: путь на родину» собраны несколько жанров журналистики, что позволяет со всех сторон рассмотреть сложившуюся проблему или событие.

В данном фильме сочетаются три вида очерка.

Портретный. Этот вид очерка разрабатывает конкретный аспект концепции личности, выявляет внутренний мир героя, общественно-эмоциональную мотивацию его действий, персональное и типическое в характере. Автор подвергает анализу индивидуальность героя, его естественный мир. Через это представление зритель догадывается об общественно-

эмоциональной мотивации совершенных действий. Следует показывать детали, которые делают характер данной персоны драматичным, поднимают его над абсолютно всеми иными персонажами. В пример можем привести взаимодействие и диалоги корреспондента с В. В. Путиным, с крымским народом, в том числе с донскими казаками.

Проблемный. Объектом его изучения и образно-публицистического отображения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в определенный период. Это смысловой авторский монолог, просвеченный персональным видением человека и условий, в каковых он функционирует. Очеркист-про-блемник не просто разрабатывает проблему с помощью чувственно-образных изобразительно-выразительных средств, а формирует характер ситуации.

Путевой. В основе фильма - повествование автора о поездке, об увиденном и почувствованном. Его характерные черты заключаются в том, что предмет исследования развертывается для автора со временем. На самом деле, странствуя, журналист вглядывается в людей, в ситуации, закрепляет факты и действия, отражая их путем персональных исследований.

Заключение

Проанализировав два очерка, которые были созданы для разных видов СМИ, первый для прессы («И морщатся от этого агенты ЦРУ. Звезда Голливуда Стивен Сигал - о том, кто стоит за событиями на Украине»), второй для ТВ («КРЫМ. ПУТЬ НА РОДИНУ») мы можем сделать несколько выводов.

Во-первых, у газетного журналиста есть всего два средства для создания художественного образа: слово автора и воображение читателя. У телевизионного - выразительных средств гораздо больше: видеоряд, т. е. изображение, причем фигура и фон могут работать по-разному в единстве и в контрапункте; монтаж, т. е. произвольно-осмысленное сочетание «картинок»; синхронная речь персонажей; закадровый текст; фоновый звук; наконец, «стенд-ап» - речь корреспондента на фоне события.

Во-вторых, вне зависимости оттого, где был произведен материал, на телевидении или в газете, мы не встретим уже очерка в чистом виде. В современном очерке могут сочетаться черты различных жанров журналистики, например, репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции, интервью. Это говорит о жанровой свободе очерка, его подвижности. Это позволяет автору менять тональность повествования, ритмику изложения при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала.

В фильме Андрея Кондрашова мы встречаем такие жанры, как интервью, журналистское расследование (хотя многие не относят его к отдельному жанру).

В очерке Игоря Черняка «И морщатся от этого агенты ЦРУ. Звезда Голливуда Стивен Сигал - о том, кто стоит за событиями на Украине» нам встретились корреспонденция, интервью и репортаж.

На наш взгляд, это современная черта

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л. : Лениз-дат, 1980. 120 с..

2. Дипломная работа. URL: http://allrefs.net/c16/ 1753k/p4/ (дата обращения: 15.03.2018).

3. Адушкина Т. В. Очерк в системе жанров мордовской литературы: дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2003. 194 с.

4. Поспелов Т. Теория литературы. М. : Высшая школа, 1999. 351 с.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Азъ, 1992. 476 с.

6. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических откровенных жанров (очерк, коснемся фельетон) М. : Мысль, 1969. 399 с.

7. Щудря Н. МЭстетические особенности публицистического творчества. Киев : Изд-во имени Елены Телиги, 1985. 24 с.

8. Шкляр В. И. Публицистика и художественная литература : продуктивно-творческая интеграция : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Киев, 1989. 52 с.

9. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. 255 с.

10. Варустин Л. Э. Вровень с героем. М. : Мысль, 1987. 107 с.

11. Путин сегодня. URL: https://www.putin-today.ru/ archives/2381 (дата обращения: 15.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/03/ 26/sigal.html (дата обращения: 15.03.2018).

13. Черепахов М. С. Работа над очерком. М. : Изд-во МГУ, 1966. 95 с.

14. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе : учебное пособие. М. : РИП-холдинг, 2007. 323 с.

15. Андрей Кондрашов. URL: http://www.rg.ru/2015/ 03/17/kondrashov.html (дата обращения: 15.03.2018).

REFERENCES

1. Alekseev V. A. Russkii sovetskii ocherk [Russian given Soviet essay]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1980. 120 p. (in Russian).

2. Diplomnaya rabota [Graduation friend work]. Available at: dialogue http://allrefs.net/c16/1753k/p4/ (accessed 15 March 2018) (in Russian).

трансформации жанра медиаочерка - синтез, взаимопроникновение жанров друг в друга, или конвергенция жанров, - позволяет журналисту более ярко и выразительно отражать окружающую жизнь, находить для этого новые формы и краски.

В-третьих, в рассмотренных произведенях мы заметили, что в них сочетаются три вида очерка: портретный, проблемный и путевой.

3. Adushkina T. V. Ocherk v sisteme zhanrov mordovskoi literatury [Essay in the system of genres of Mordovian literature]. Diss. Cand. Sci. (Philol.). Saransk, 2003. 194 p. (in Russian).

4. Pospelov T. Teoriya literatury [Theory of literature]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1999. 351 p. (in Russian).

5. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Az Publ., 1992. 476 p. (in Russian).

6. Zhurbina E. I. Teoriya i praktika khudozhestvenno-publitsisticheskikh otkrovennykh zhanrov (ocherk, kosnemsya fel'eton) [Theory and practice of artistic and journalistic frank genres (essay, touch feuilleton)]. Moscow, Mysl' Publ., 1969. 399 p. (in Russian).

7. Schudrya N. M. Esteticheskie osobennosti publitsis-ticheskogo tvorchestva [Aesthetic features of journalistic creativity]. Kiev, Izd-vo imeni Eleny Teligi, 1985. 24 p. (in Russian).

8. Shklyar V. I. Publitsistika i khudozhestvennaya literatura : produktivno-tvorcheskaya integratsiya [Publicism and fiction: productive and creative integration]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Philol.). Kiev, 1989. 52 p. (in Russian).

9. Vinogradov V. V. Stilistika. Teoriya poeticheskoi rechi [Stylistics. Theory of poetic speech]. Moscow, Leningrad, Izd-vo AN SSSR, 1963. 255 p. (in Russian).

10. Varustin L. E. Vroven's geroem [Equally with the hero]. Moscow, Mysl' Publ., 1987. 107 p. (in Russian).

11. Putin segodnya [Putin today]. Available at: https:// www.putin-today.ru/archives/2381 (accessed 15 March 2018) (in Russian).

12. Rossiyskaya Gazeta. Available at: http://www.rg.ru/ 2014/03/26/sigal.html (accessed 15 March 2018) (in Russian).

13. Cherepakhov M. S. Rabota nad ocherkom [MS Turtles Work on the essay] Moscow, Izd-vo MGU, 1966. 95 p. (in Russian).

14. Grabelnikov A. A. Rabota zhurnalista v presse [The work of a journalist in the press]. Moscow, RIP-kholding Publ., 2007. 323 p. (in Russian).

15. Andrey Kondrashov. Available at: http://www.rg.ru/ 2015/03/17/kondrashov.html (accessed 15 March 2018) (in Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Котаева А. Р. Очерки в прессе и на ТВ : сравнительный речежанровый анализ // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 294-299. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-294-299

For citation

Kotaeva A. R. Comparative Analysis of Newspaper and TV Essays. Speech Genres, 2019, no. 4 (24), pp. 294-299 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-294-299

Поступила в редакцию: 25.10.2018 / Принята: 15.12.2018 / Received: 25 October 2018 / Accepted: 15 December 2018 / Опубликована: 02.12.2019 Published: 02 December 2019

Статья опубликована на условиях лицензии Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Creative This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.