Научная статья на тему 'Очерки хронологии технологий металлообработки'

Очерки хронологии технологий металлообработки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макин Юрий Николаевич

В статье рассмотрены вопросы хронологии возникновения кузнечного ремесла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очерки хронологии технологий металлообработки»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 95(13)

УДК 629.7.083

ОЧЕРКИ ХРОНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ

Ю.Н. МАКИН

В статье рассмотрены вопросы хронологии возникновения кузнечного ремесла

Ретроспектива зарождения и развития технологий восстановления-ремонта изделий выделена отдельной областью исследований в рамках создания основ общей теории авиаремонтного производства. В работах [1,2,3] установлено, что ключевые понятия сборка и ремонтопригодность возникли в эпоху палеолита (около 35 тыс. лет до н.э.); кузнечное ремесло - в 3400 году до Р.Х. по библейской традиции; что паяние железа было изобретено около 600 года до Р.Х. в Древней Греции и приведены другие результаты исследований. При этом отмечается, что традиционно медный век датирован 4-3 тыс. лет до н.э., а железный - 1200г. до н.э. Одним из выводов явилось утверждение, что зарождение технологических процессов, ремесел, искусств происходило, в том числе, независимо друг от друга в разных местах. Целью данной статьи является сравнительный анализ указанных хронологических данных с другими доступными сведениями (библиография по которым приводилась ранее в [1,2].

На территории Северного Ирана обнаружена бусина из самородной меди эпохи мезолита (10 ... 5 тыс. л. до н.э.). Во 2-й половине 7 тысячелетия жители Чатал-Хююка в центре Малой Азии изготавливали из меди и свинца украшения. Первым металлом, который стал использоваться еще с 6 тысячелетия до н.э., была медь, поскольку были месторождения в самородном виде. Даже при всем ее несовершенстве медь дала возможность создать несравненно более совершенные орудия труда, оружие и принципиально новые сборочные и конструктивные элементы: гвозди, заклепки, листовой металл, проволоку, трубы.

Использование металлов вызвало применение ранее неизвестных технологических процессов: плавки, ковки, сварки, паяния. Использование металлов с 6 тысячелетия до н.э. ускорило и облегчило производство орудий труда, позволило переделывать испорченные изделия путем повторной отливки. Самое раннее использование металла зафиксировано в Передней Азии, в ее горных районах и предгорной полосе. Появление бус из кованой меди впервые отмечено во 2-й половине 7 тысячелетия до н.э. в Нижней Месопотамии. В этих местах в 6-4 тысячелетии до н.э., в низовьях Ефрата, металл был труднодоступен и металлические предметы пускались в переплавку. Отсутствие рудных источников требовало обмена сырья на готовые изделия -рыболовные крючки, шилья из кованой меди и других.

Не позднее 5-4 тысячелетия до н.э. в Нижнюю Месопотамию попадают и предметы роскоши из золота и серебра из Малой Азии и Индостана. К концу 4 тысячелетия до н.э. становятся известны и сплавы меди с другими металлами. Шумеры 3-го тысячелетия до н.э., пришедшие с гор в Нижнюю Месопотамию, заимствовали из более древнего местного языка -субстрата терминологию металлического производства.

В гробнице жрицы Пу-Аби времен правления царей 1-й династии Ура 2500-2425 г.г. до н.э. найдена бронзовая чаша. Из Афганистана, где имелись месторождения олова и меди, вывозились готовые бронзовые слитки. Обменными "межгосударственными" товарами служили золото из Индии, бронза из Афганистана, медь с полуострова Оман, серебро с севера Малой Азии. Отдельные бронзовые предметы были известны ив 3 тысячелетии до н.э., но, первоначально, в течение долгого времени вавилонские литейщики, по-видимому, использовали готовую завозившуюся к ним медную руду с естественными полезными примесями или медными слитками с примесями искусственными, но добавленными уже в самом районе расположения рудных месторождений. Такими примесями могли быть свинец, цинк, мышьяк, олово. С начала 2 тысячелетия начинается производство собственной бронзы на привозной оловянной руде. Нужный сплав получали восстановительной плавкой оловянной и

медной руды на древесном угле. Образцов мелкой бронзовой пластики до нас дошло мало, поскольку в земле Месопотамии плохо сохраняется медь и бронза.

Появление металлов имело качественно-эпохальное значение и породило обширную мифологию. В Гомеровской Илиаде (8:13 - где Зевс грозит Богам-ослушникам) говорится: "А не то возьму да брошу его в Тартар туманный. Далеко-далеко, где под землей глубочайшая пропасть. Где железные ворота и медный порог, настолько далеко под Аидом, насколько небо от земли". В Теогонии Гесиода (8-7 век до н.э., 22 сл.- 720 -"Титанов низвергли") говорится, насколько глубоко низвергли Титанов:" ...столь глубоко иод землю, насколько небо отстоит от земли: ибо столько же от земли до туманного Тартара. И впрямь, падая с неба девять дней и девять ночей медная наковальня на десятый достигла бы земли. Тартар окружает медная ограда". Илья Муромец - герой-богатырь русского былинного эпоса, в белорусском варианте (отличающемся большей архаичностью) рождается в семье коваля и ковалихи. Кий, основатель Киева, является праобразом божественного кузнеца, победителя Хаоса, олицетворенного в образе ветхозаветного змея.

Словарь античности сообщает, что "греки не создали каких-либо технических усовершенствований процесса пайки по сравнению с более древними цивилизациями. ... В припой подмешивали мочу ребенка. Эта техника припоя была свойственна также этрускам и римлянам", а этруски проживали на северо-западе Апенинского полуострова на месте современной Тосканы с 10 по 2 века до н.э. Пайка была знакома и египетским мастерам: обнаруженные X. Картером в 1922 сокровища фараона Тутанхамона (1351-1342 г.г. до н.э.) содержали браслеты и кольца, сделанные со столь феноменальным мастерством, что практически невозможно найти места стыков, столь совершенны были спайка и полировка. Погребальные пелены мумии фараона среди многочисленных золотых предметов содержали и единственный железный амулет.

Открытые г. Шлиманом на месте легендарной Троп "Сокровища царя Приама", пролежавшие свыше трех тысяч лет в земле, например, содержат элементы, спаянные между собой. Кубки из купольного погребения в Вафио, выполненные из золота и датированные 2 тыс. лет. до н.э., имеют припаянные ручки.

Ацтекские золотые украшения, состоящие из звеньев, соединяются между собой паяными элементами. Эта цивилизация была уничтожена испанскими завоевателями в 16 веке н.э. Если учесть, что официальной датой открытия Америки считается 1492г. (экспедиция Колумба), а культура Ацтеков одна из древнейших, правомерен вопрос об изобретении пайки на американском континенте независимо от ее существования на Евроазиатском, поскольку Ацтеки явились наследниками культуры Теотиуакана первого тысячелетия до н.э., где были развиты ремесла ковки меди и золота, ювелирное дело. При этом проф. 3.Лукаш на вопрос, мог ли Старый Свет вступить в контакт с Новым Светом еще до Викингов или до Колумба и, следовательно, оказать воздействие на его культуру, отвечает - «современные исследования приводят нас к наиболее реальному и простому ответу - НЕТ!»

Версии об интенсивных контактах и самозарождении ремесел находят подтверждение и в Древней Руси. Например, в 1930г. на торфяннике у озера Сахтыш (г.Тейков, Ивановская обл.) была открыта стоянка древнего человека 5-4 тысячелетия до н.э. В раскопе найдены янтарные украшения, которые получали в обмен на пушнину из Прибалтики. Было установлено, что производство керамики в этом районе Древней Руси возникло самостоятельно.

Практически во всех (около сотни) могильниках на территории Ивановской области эпохи бронзы и раннего железного века отмечается повсеместное распространение литейного и кузнечного дела. Медь брали в песчаниках на Средней Волге, железо - из болотной руды.

Ремесла не только рождались, но и утрачивались, умирали. Например, Великоустюжская чернь и "мороз по жести". Боль таких утрат можно выразить словами К.Г.Паустовского: «Временами от легкого ветра Белое озеро морщилось и покрывалось разводами черни, будто над ним мудрили старые северные мастера-чернильщики. Уже в то время секреты нанесения черных узоров на серебро были потеряны. Говорили, что только в Великом Устюге остался

один чернильщик, но у него будто уже нет, как в прежние времена, учеников. ... Секрет этого узора на сундуках, так называемого "мороза", тоже забыт. ... Никто не заботится, чтобы его воскресить».

Высокий уровень технологической культуры с древнейших времен присущ территории Древней Руси ничуть не меньше других мест Евроазиатского и Американского континентов. В середине 1-го тысячелетия до н.э. были интенсивные отношения и торговые связи со скифами и античными государствами Северного Причерноморья, восточными провинциями территории Римской империи.

Библиография по технологии пайки не содержит сведений об истории технологии. Лишь С.В.Лашко назвала пайку "древнейшим ремеслом". Этого явно недостаточно.

В истории Руси много загадочного, непознанного и непонятного. На фоне тысячелетней, бурной и многословной истории Востока, Византии и Запада, Русь предстает тихой и незаметной. Сейчас уже никто не решится вслед за Е.Е.Голубинским (1834-1912 г.г.) сказать, что "Древняя Русь вплоть до самого петровского переворота не имела не то, что образованности, но даже и книжности, а много, много разве грамотности”.

Историография Руси всегда находилась в чрезвычайно сложных обстоятельствах. Климат не позволял рукописям храниться в естественных условиях тысячелетиями, как это случилось с библейскими текстами в пещерах Кумрана Синайской пустыни. Лесистая местность давала великолепный строительный материал для церковных храмов, монастырей и княжеских хором, где обычно и хранились рукописи. Но они оказывались совершенно беззащитными перед огнем. Бесчисленные междуплеменные княжеские стычки и нашествия западных и восточных орд уничтожали культурные и хозяйственные предметы, не защищенные каменными пирамидами и средневекомыми замками. По подсчетам В.О.Ключевского, великорусская народность в период своего формирования за 234 года (1228-1462) вынесла 160 внешних войн. Огромные труднопроходимые просторы, малая скученность населения делали проблематичной и мифологическую традицию. Правда, есть еще надежды на новые важные исторические находки. До настоящего времени практически не исследованы многочисленные подземелья Москвы и Александровой Слободы (центра опричнины Ивана Грозного, с которыми связывают его легендарную библиотеку), а также Ростова Великого, Пскова, Новгорода, Казани, Киева, Невьянска и других городов.

Очевидно, что эти трудности и делали привлекательной для исследователей теорию вторичности русской материальной и художественной культуры. Доходило до абсурда. Французский историк и теоретик архитектуры Виолле-ле-Дюка говорил о самостоятельности русского искусства, а ряд русских ученых, возражая ему, доказывали, что решающая роль в его становлении принадлежала западным влияниям.

Теорию "привнесенности" на Русь значительного слоя вещей поддерживал и академик Д.С.Лихачев. Он утверждал : "Не только отдельные произведения, но и целые культурные пласты пересаживались на русскую почву и здесь начинали новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменялись, приспосабливались, приобретали местные черты, наполнялись новым содержанием и развивали новые формы".

Даже свидетельства из глубины тысячелетий опровергают такое мнение. Немецкий знаток ремесел Теофил из Падерборна (11 век), описывая различные искусства стран, прославившихся в том пли ином мастерстве, поставил на почетное место Русь, мастера которой были известны за ее рубежами своими изделиями из золота с чернью.

В условиях малой информационной базы о Древней Руси, отсутствия письменных источников современников до 11 века, целесообразно применение метода исторической экстраполяции.

На территории Древней Руси были обнаружены несколько верхнепалеолетических стоянок древнего человека, нашего предка: в 1871 году, под Полтавой, в 1877 году под Муромом, около села Карачарово. В 1938 году была открыта Сунгирская стоянка под Владимиром. Они возникли на территории Руси за много тысяч лет до строительства

египетских пирамид, основания Шумерских и Вавилонских государств, империи Александра Македонского и возникновения Рима. Раскопы показали, что стоянки были капитально освоены, существовали длительное время и представляли из себя древние поселения. Их география свидетельствует о заселенности праисторической Руси.

О высочайшей технологической культуре наших предков можно судить по деталям, найденным на сунгирской стоянке. В раскопках обнаружены бусы из кости в виде сфер диаметром 6-13 мм с просверленными в них отверстиями диаметром 1 мм. Вырезанная из кости лошадка была украшена многочисленными засверленными отверстиями. Среди инструментов для обработки кости обнаружены ножевидные кремниевые пластины, скребла, скребки, скобели, резцы, проколки и другие.

На международном симпозиуме, проходившем в Москве и Владимире в сентябре 1963 года было установлено и признано мировой общественностью существование на Европейской части России очень древней культуры и что между Средней и Восточной Европой в эпоху палеолита не существовало какого-то резкого разграничения в технике обработки кремня, в орудиях труда и условиях жизни. Археологические раскопки, соответствующие пластам бронзового периода, также не обнаружили никакого технологического отставания Древней Руси. На первом этапе праславянской жизни 15-12 веков до н.э. пользовались многочисленными инструментами из камня и бронзы. Уже к началу 1 тысячелетия до н.э. на территории Руси существовало кузнечное производство. Сохранились даже имена первых кузнецов - Кузьма и Демьян.

Следовательно, во всех периодах древнейшей истории Руси (с 4-3 тыс. до н.э.) наши далекие предки не отставали по культуре и ремеслу от окружающих их народов.

Бесспорно, происходило и взаимопроникновение технологий и культур. Например, при раскопках мерянского Сарского городища в 15 километрах от Ростова (Ярославская обл.) 7-10 столетия н.э. были обнаружены арабские монеты, скандинавские предметы, балтийский янтарь, киевские вещи, которые свидетельствуют об обширных связях Срединной Руси с другими странами. Никакого "технологического отставания" в таких условиях существовать просто не могло.

Следует отметить изобретательность и стремление к самоусовершенствованию древнерусских мастеров. Например, считается, что издревле известное на Руси искусство перегородчатых эмалей зародилось в Византии. Составной частью “византийской” технологии была прочеканка, тиснение или вырезка канавок для эмалевого лотка. Русские мастера в 11 веке качественно усовершенствовали ее. На подготовленную пластину напаивались перегородки, которые и составляли эмалевый лоток. Такие изделия несколько теряли в реализме изображения, но изделия становились более массовыми из-за снижения общей трудоемкости подготовительных операций, а уменьшение реализма компенсировалось абстрактной художественностью, приближением к знакомым фрескам, мозаикам и витражам Храмов Киевской Руси. Уже к 10 веку пайка была рядовым технологическим процессом. Древнерусский мастер был универсален. Он умел ковать, лить металл, чеканить и гравировать его, чернить, покрывать орнаментом, позолотой, протягивал проволоку. На процессе пайки основано типично русское искусство филиграни (скани). Из тонкой серебряной, обычно скрученной вдвое проволоки - нити, паялись переплетения тонкого кружева.

Пайка использовалась не только при изготовлении изделий, но и при их ремонте и реставрации. Известно украшение (Рязань, 12 век), в котором была вырезана поврежденная скань и на ее место в старые гнезда припаяны колты с камнями. Подобная технология в настоящее время применяется при ремонте воздухо-воздушных радиаторов трехслойных сотовых конструкций летательных аппаратов.

Элементов пайки достаточно много. В экспозициях Исторического музея и Оружейной палаты в Москве представлены изделия из Чернигова 11-12 века, Киева 11-13 века, женские украшения-рясны из Киева 12-13 века, Владимиро-Суздальской земли 13 века, в том числе, украшенные элементами филиграни. Традиционная технология пайки на Руси получает свое

развитие и в дальнейший период. В материалах по истории художественной мастерской Кирилло-Белозерского монастыря, например, говорится о приглашении мастера для пайки украшений в виде трав да цветов на 22 паникадилах в 1772 году. Главной продукцией новгородских ремесленников, которые хорошо знали технологию литья, ковки, волочения, скани, тиснения, выемчатой и перегородчатой эмали стали не уникальные изделия для княжеского и церковного обихода, а недорогие украшения из серебра, бронзы, олова для нужд простого народа. И это уже было светское, массовое городское художественное ремесло. Путь к нему длился в интервале с 10 по 16 века.

Завершая хронологические очерки технологий металлообработки, вспоминаются пророческие слова поэта и дипломата Ф.Н.Тютчева: "Апология России ... Боже мой! Эту задачу принял на себя мастер, который выше нас всех и который, мне кажется, выполнял ее до сих пор довольно успешно. Истинный защитник России - это история. Ею в течение трех столетий неустанно решаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу."

ЛИТЕРАТУРА

1.Макин Ю.Н. Ретроспектива пайки / Русская наука в области пайки. Материалы научнотехнических чтений. - М.: Русская Академия, 1997.- с.32 - 38.

2.Макин Ю.Н. Историко - организационные основы пайки / Пайка в создании изделий современной техники. Материалы конференции.- М.: ЦРДЗ, Тольяттинский политехнический институт, 1997.- с.16 - 19.

3.Макин Ю.Н. Хронология зарождения кузнечного ремесла. - М.: Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 68, выпуск 2, 2003.- с.27-32.

Makin Yu. N.

ESSAY OF CHRONOLOGY TECHNOLOGY PROCESSING METALS

In clause the questions of chronology of occurrence blacksmith of craft are considered

Сведения об авторе

Макин Юрий Николаевич, 1952 г.р., окончил МАИ (1975), доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, автор более 70 научных работ, область научных интересов - общая теория авиаремонтного производства, историография зарождения и развития технологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.