Е.Л. Комиссарук ОЧЕРК ИСТОРИОГРАФИИ ЛАДАКХА
Ладакх, который ныне является округом штата Джамму и Кашмир, некогда был независимым государством, история которого уходит своими корнями в X в. По разным причинам этот регион крайне мало изучен. Эта статья посвящена исследователям, занимавшимся изучением истории Ладакха, а также их трудам.
Ключевые слова: Ладакх, «Хроники Ладакха», историография, IALS.
Ладакх (по-тибетски la-dwags - «страна горных перевалов») расположен на крайнем северо-западе Республики Индия и входит в состав штата Джамму и Кашмир. Ладакх находится на стыке трех нынешних государств (Индии, Пакистана и Китая) и на стыке даже четырех культурных традиций: собственно индийской (т. е. преимущественно индусской), индо-мусульманской, тибетской (т. е. буддийской) и (опосредованно) китайской. В течение многих веков Ладакх был частью тибетского (буддийского) культурного мира и важным перевалочным пунктом на Великом Шелковом Пути. Доминирующим письменным языком здесь был классический тибетский, но для устных коммуникаций использовались и другие наречия. В Новое время Ладакх оказался на периферии Могольской империи и испытал некоторое влияние ее культуры, хотя и не прерывал связей с Центральным Тибетом. В первой половине XIX в. Ладакх был поглощен княжеством Джамму, культура которого представляла собой некое сочетание индусских и мусульманских элементов. Ко второй половине века Ладакх, вместе со всем этим княжеством, стал частью британской Индийской империи и пребывал в ее составе около столетия (будучи, впрочем, глухой провинцией периферийного «native state», вследствие чего он испытал довольно незначительное влияние европейской метрополии). В 1947 г. Кашмир стал яблоком раздора между новыми государствами: Индией и Пакистаном. После окончания военного конфликта часть территории исторического Ладакха оказалась в Пакистане. Другая часть Ладакха, Аксай Чин, позже, в начале 1960-х годов, стала предметом спора между Индией и Китаем - по сей день ее при-
© Комиссарук Е.Л., 2016
надлежность не определена (контролируется КНР). После установления в конце 1950-х годов полного контроля КНР над Тибетом (который теперь официально именуется «Тибетский автономный район КНР») многовековые связи между Ладакхом и Тибетом были нарушены, почти уничтожены. Правда, в Индии образовалась довольно многочисленная тибетская диаспора во главе с далай-ламой, который иногда лично посещает Ладакх.
Несмотря на интереснейшую культуру и своеобразную историю региона, долгое время мировое ученое сообщество не уделяло Ладак-ху должного внимания. С одной стороны, это обусловлено тем, что до 1970-х годов Ладакх оставался закрытым пограничным регионом, куда был запрещен въезд иностранцам, а с другой - тем, что Ладакх как объект академических исследований находится на стыке разных востоковедных дисциплин или даже на «ничейной земле» между ними. Для тибетологов (не только в России) Ладакх - это всего лишь «осколок» Тибета в Индии, а для индологов - это периферийное явление индийского мира.
Первые описания Ладакха, сделанные европейцами, стали появляться в XVIII в. Однако это были скорее путевые заметки и дневниковые записи, нежели научные работы.
Так, в 1715 г. Ладакх посетил иезуитский священник Ипполито Дезидери (1684-1733). Он и его спутник отец Эмануэль Фрейре прибыли в Ладакх, чтобы отыскать следы миссии Антонио де Андраде (1580-1634), побывавшей здесь на 90 лет раньше. Преследуя эту цель, они дошли до Лхасы, где Дезидери провел пять лет. Его труд «Rela-zione»1, в основном касающийся Тибета и буддизма, содержит самые ранние наблюдения европейца о Ладакхе и служит ценным дополнением к ладакхским и тибетским источникам.
В 1820 г. Ладакх посетили Уильям Муркрофт (1767-1825) и Джордж Требек (1800-1825). Муркрофт, по образованию ветеринарный хирург, был директором военного конного завода Ост-Индской компании, которая направила его и Требека в Центральную Азию с тем, чтобы пополнить свои ресурсы. Однако Муркрофту и Требеку пришлось на два года задержаться в Ладакхе, так как местные власти не давали им разрешение двигаться дальше в Яркенд. Муркрофт и Требек сумели воспользоваться вынужденным пребыванием в Ладак-хе и объездили все княжество, подробно записывая свои наблюдения и впечатления. Эти записи, а также дневники и письма Муркрофта позже были опубликованы в сборнике под общим названием «Travels
in the Himalayan Provinces of Hindustan and the Panjab; in Ladakh and Kashmir; in Peshawar, Kabul, Kunduz, and Bokhara»2.
В это же время Ладакх посетил известный венгерский ученый Александр Чома де Кёрёш (1784-1842), который отправился в Центральную Азию в надежде найти там исторические корни своего народа. Чома де Кёрёш и Муркрофт встретились в Драссе. Именно Муркрофт вдохновил венгерского путешественника на изучение тибетского языка и познакомил его с основами тибетской грамматики. В результате де Кёрёш провел несколько лет в монастырях Занскара -Занг-ла и Пхугтал, изучая тибетский язык под руководством местных лам. Он так увлекся изучением тибетского языка и культуры, что почти забыл о первоначальной цели своего путешествия. В 1831 г. он поселился в Калькутте и подготовил там к изданию свой словарь и грамматику тибетского языка . Чома де Кёрёш по праву считается основателем современной тибетологии.
С начала XIX в. Ладакх и соседние области начали постепенно появляться на карте мира, на которой раньше район Северных Гималаев представлял собой белое пятно - если и заполненное, то крайне фрагментарно. Это стало возможным благодаря работе немногочисленных топографов и исследователей. Первым, кто попытался дать систематическое описание Ладакха, был британский чиновник и ученый Александр Каннингем (1814-1893)4, который позже стал первым генеральным директором Археологической службы Индии. Он был одним из трех членов комиссии, отправленной в середине 1840-х годов в регион для демаркации границ между Ладакхом и Тибетом, а также Ладакхом и округом Спити. Компаньоны Каннигема Томас Томсон и Генри Стречи также опубликовали ряд географических отчетов, которые включали в себя описание горных систем Ладакха, Каракорума и Кунь-Луня.
В 1862 г. в Геологическую службу при дворе махараджи Джамму и Кашмира поступил на работу Фредерик Дрю (1836-1891). Его основной задачей было исследование минералов региона. В поисках образцов для исследований он объехал все княжество, включая самое отдаленное и труднодоступное плато Ладакха. Его труд «The Jummoo and Kashmir Territories: a Geographical Account»5 включает в себя не только географическое описание региона, но и сведения о его этническом, языковом и религиозном составе. Десятилетняя служба Фредерика Дрю при дворе махараджи закончилась его назначением на
должность британского губернатора Ладакха, в которой он прослу-
6
жил один год .
Мало кто знает, но русские путешественники также посещали Ладакх начиная с XVIII в. В Ладакхе побывали Ф. Ефремов, М. Рафаилов, В.Ф. Новицкий, М.С. Андреев, Н.К. и Ю.Н. Рерихи, В.В. Верещагин с женой и некоторые другие. Многие из них оставили после себя путевые заметки, которые являются немаловажным вкладом в изучение этого региона. Русским путешественникам в Ладакхе посвящена подробная статья нашего соотечественника А.И. Андреева7.
Начало изучению истории Ладакха положили немецкие исследователи Эмиль Шлагинтвайт (1835-1904) и Герман фон Шлагинтвайт (1826-1882), а также Карл Маркс (1857-1891)10 и Август Герман Франке (1870-1930)11, которые были отправлены в Ладакх Моравской церковью с целью обращения местного населения в христианство12.
Позже существенный вклад в изучение прошлого Ладакха внесли такие выдающиеся исследователи, как Лучано Петек , Хашматулла Хан , Джозеф Герган , Таши Рабгьяс , Качо Сикандар Хан , Джа-нет Ризви18, Джон Брей и многие другие.
Основной источник по древней истории Ладакха - «La-dvags rgyal-rabs» («Хроники Ладакха»). «Хроники» были составлены в XVII в. и дополнены в XIX в. На этот источник опирались все западные исследователи начиная с Александра Каннингема, который использовал перевод «Хроник» на урду или на персидский язык. «Хроники Ладакха» также послужили основой для научных работ Эмиля фон Шлагинтвайта, Карла Маркса, Августа Германа Франке, Лучано Петека и Джозефа Гергана. «Хроники» полны пробелов и противоречий, особенно в том, что касается времени до XVII в. Пролить некоторый дополнительный свет на историю Ладакха помогают еще и другие документы, такие как биографии (rnam-thar) буддистских религиозных лидеров, архивы монастырей и соседних государств. Но, к сожалению, и этого часто бывает недостаточно, чтобы получить четкую и ясную картину событий прошлого.
«Хроники Ладакха» в английском переводе были изданы Франке в 1926 г. во втором томе его труда «Antiquities of Indian Tibet» . В нее не вошли исследования, содержащиеся в более ранней его книге «History of Western Tibet» (1907 г.) . Труды Франке не потеряли своей научной ценности и сегодня и, в отличие от его христианских произведений, хорошо известны и уважаемы как среди буддистских, так и
среди мусульманских ученых Ладакха. Однако существенный недостаток работ Франке заключается в том, что, полагаясь в основном на местные источники, он дает довольно одностороннюю точку зрения на происходившие в истории Ладакха события.
В 1977 г. профессор Лучано Петек опубликовал книгу «The Kingdom of Ladakh c. 950-1842 AD»21. В ней он использовал не только материалы, собранные Франке, но и многочисленные источники по тибетской истории, изучению которых итальянский ученый посвятил всю жизнь. Тибетский материал позволил внести значительные коррективы в местами не совсем достоверной картине, представленной в «Хрониках Ладакха». В своей работе Петек опирался также и на китайские и персоязычные тексты, и на результаты современных исследований в разных областях науки, способных так или иначе пролить свет на прошлое Ладакха. Последующие поколения ученых расширили и углубили знания, полученные благодаря кропотливой и упорной работе этих первопроходцев.
В последнее время, особенно после 1970-х годов, когда Ладакх был открыт для посещения иностранцами, становится все больше людей, которые занимаются всевозможными исследованиями в этом регионе. Появляются работы, посвященные традиционной медицине Ладакха, архитектуре, религии, истории, культуре, экономике, сельскому хозяйству, этнопсихологии и т. д. Для того чтобы объединить людей, занимающихся изучением Ладакха, в 1981 г. по инициативе Генри Осмастона (1922-2006) была создана Международная ассоциация по изучению Ладакха (The International Association for Ladakh Studies - IALS)23. Каждые два года Ассоциация устраивает международные конференции в разных странах мира, а материалы конференций публикуются в сборнике «Recent Research on Ladakh».
Интерес ученых к Ладакху все больше возрастает, и это позволяет надеяться на то, что будущие поколения исследователей, опираясь на труды предшественников, смогут углубить и расширить полученные ими знания.
_Примечания
1 Petech L. I Missionari italiani nel Tibet e nel Nepal. Rome, 1954-1957.
2 Moorcroft W., Trebeck G. Travels in the Himalayan Provinces of Hindustan and the Punjab; in Ladakh and Kashmir; in Peshawar, Kabul, Kunduz, and Bokhara. L., 1841 (rpt. New Delhi, 1971).
3 Csoma de Koros A. Essays Towards a Dictionary Tibetan and English. Calcutta, 1834.
4 Cunningham A. LADÄK: Physical, Statistical, and Historical with Notices of the Surrounding Countries. L., 1854.
5 Drew F. The Jummoo and Kashmir Territories. L., 1875 (rpt. New Delhi, 1976).
6 Сведения о европейских путешественниках в Ладакхе взяты из книги Джанет Ризви: Rizvi J. Ladakh. Crossroads of High Asia. Delhi: Oxford University Press, 1996.
7 Это единственная известная нам русскоязычная научная статья, посвященная Ладакху: Андреев А.И. Русские путешественники в Ладаке // Буддийская культура: История, источниковедение, языкознание и искусство: Третьи Доржиев-ские чтения: Материалы конф. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 243-256.
8 См., например, его работу: SchlagintweitE. Die Könige von Tibet: von der Entstehung königlicher Macht in Yarlung bis zum Erlöschen in Ladak: Mitte des I. Jahrh. vor Chr. Geb. bis 1834 nach Chr. Geb., München: Verlag der k. Akademie, in Commission bei G. Franz, 1866.
9 См. его работы: Schlagintweit H. Results of a scientific mission to India and High-Asia. Bd. 1-4, mit Atlas. Leipzig, 1860-66; Schlagintweit H. Reisen in Indien und Hochasien. 4 Bde. Jena, 1869-80.
10 Marx K. Three Documents Relating to the History of Ladakh // Journal of the Asiatic Society of Bengal 60, No.3, 1891. P. 97-134; 63, No.2, 1894. P. 94-107; 71, No.1, 1902. P. 21-34.
11 Francke A.H. A History of Western Tibet. L.: S.W. Partridge, 1907; Francke A.H. Antiquities of Indian Tibet. Part I: Personal Narrative. Calcutta: Archaeological Survey of India, 1914; Francke A.H. Antiquities of Indian Tibet. Part II: The Chronicles of Ladakh and Minor Chronicles. Calcutta: Archaeological Survey of India, 1926.
12 О Моравской церкви в Ладакхе см: Bray J. Ladakhi History and Indian Nationhood // South Asia Research. 1991. Vol. 11. No. 2 (Nov.). P. 115-133; Bray J. Towards a Tibetan Christianity? The Lives of Joseph Gergan and Eliyah Tsetan Phuntsog // Tibetan Studies. Vol. 1. Proceedings of the 6th Seminar of the International Association for Tibetan Studies. Fagernes, 1992 / Ed. by Per Kv®rne. Oslo: Institute for Comparative Research in Human Culture, 1994. P. 68-80; Bray J. August Hermann Francke's Letters from Ladakh 1896-1906. The Making of a Missionary Scholar // Studia Tibetica et Mongolica (Festschrift Manfred Taube). Indica et Tibetica 34 / Ed. by H. Eimer, M. Hahn, M. Schetelich and P. Wyzlic. Swisttal-Odendorf, 1999.
13 Petech L. A Study on the Chronicles of Ladakh (Indian Tibet) // Supplement to India Historical Quarterly 15. L., 1939 (rpt. ed.: New Delhi: Low Price Publications / DK Publishers, 1999); Petech L. The 'Bri-gun-pa Sect in Western Tibet and Ladakh // Proceedings of the Csoma de Körös Memorial Symposium 1976 / Ed. by Louis Ligeti. Budapest: Akademiai Kiadö, 1979. P. 313-325; Petech L. The Kingdom of Ladakh c. 950-1842 A.D. Roma: IsMEO, 1977; Petech L. Western Tibet. Historical Introduction // Tabo. A Lamp for the Kingdom. Early Indo-Tibetan
Buddhist Art in the Western Himalaya / Edited by Deborah Klimburg-Salter. Milan: Shira Editore, 1997. P. 229-256.
14 Khan Hashmatullah. Tarikh Jammun, Kashmir, Laddakh aur Baltistan. Lucknow: Noor Alimad Malik and Mohammed Tegh Bahadur, 1939.
15 Gergan Joseph [Yo-seb dGe-rgan]. Bla dvags rgyal rabs 'chi med gter / Ed. by S.S. Gergan. Srinagar, 1976.
16 Rabgias Tashi [Bkra-shis-rab-rgyas]. Mar yul la dvags kyi sngon rabs kun gsal me long zhes bya ba bzhugs so sgrig pa po. Leh, 1984.
17 Khan Kacho Sikandar. Qadim Laddakh tarikh va tamaddun. Yokma Kharbu: By the Author, 1987.
18 Rizvi J. Ladakh. Crossroads of High Asia. Delhi: Oxford University Press, 1996.
19 Francke A.H. Antiquities of Indian Tibet. Part II: The Chronicles of Ladakh and Minor Chronicles. Calcutta: Archaeological Survey of India, 1926.
20 Francke A.H. A History of Western Tibet. L.: S.W. Partridge, 1907.
21 Petech L. The Kingdom of Ladakh c. 950-1842 A.D. Roma: IsMEO, 1977.
22 См. о нем: http://www.independent.co.uk/news/obituaries/henry-osmaston-407373.html.
23 Официальный сайт Международной ассоциации по изучению Ладакха: http://ladakhstudies.org/index.html.